Целью дисциплины является развитие и совершенствование языковой и коммуникативной компетенции, реализация которой осуществляется при непосредственном контакте преподавателя и студента, что обусловливает обязательное посещение аудиторных занятий. Студент допускается к сдаче итогового контроля при наличии суммарного рейтингового балла ≥ 30. Итоговый контроль считается сданным в случае набора ≥ 20 баллов.
ü степень самостоятельности.
Требования дисциплины включают своевременную сдачу всех видов работ (в соответствии с графиком учебного процесса). Для отработки пропущенных занятий студент должен представить допуск дирекции института.
I семестр
|
Наименование тем
| Количество часов
|
Практ.
| СРСП
| СРС
|
Часть I. Общественно-политическая и социально-культурная сферы коммуникации (вводный курс)
|
|
|
|
1.Роль языка в жизни общества. Язык и его основные функции. Функционирование русского языка в РК. Слово как единица языка: использование в речи многозначных слов, лексические образные средства речи. Лексическое значение слова и понятие: стилистические функции синонимов, антонимов, паронимов, омонимов.
|
2.Язык и речь.Системное устройство языка. Язык и речь: их отличительные черты. Виды речевой деятельности – говорение, слушание, чтение, письмо. Словосочетание: согласование, управление и примыкание как виды подчинительной связи.
|
|
|
|
3.Казахстан: прошлое, настоящее, будущее. Формы и виды речи. Параметры различий письменной и устной речи. Жанры устной и письменной речи. Имя числительное: словесно-цифровая форма записи информации, порядковые, количественные, дробные числительные, орфография сложных и составных числительных.
|
|
|
|
4.Моя будущая специальность. Функционально-смысловые типы речи. Описание как функционально- смысловой тип речи. Структура описания. Виды описания.
Предложение – основная единица синтаксиса: смысловые и стилистические отношения в простом предложении.
|
|
|
|
5.Ученые и их открытия. Повествование как функционально-смысловой тип речи. Структура повествования. Виды повествования.
Языковой материал Синтаксический разбор предложения: стилистическое использование определения, дополнения, обстоятельства, однородных членов и вводных слов.
|
|
|
|
6.Наука и современные технологии. Рассуждение как функционально-смысловой тип речи. Структура рассуждения. Виды рассуждений. Языковые средства характерные для рассуждения. Языковой материал. Актуальное членение предложения: прямой порядок слов и инверсия. Использование односоставных предложений.
|
|
|
|
7.Образование в Республике Казахстан в условиях глобализации. Значение пересказа учебно-научного текста. Виды пересказа.
Языковой материал. Предложение как единица текста: стилистическое использование сложных союзных предложений, без союзов. Сложное синтаксическое целое: как единица речи и особенности его использования.
|
|
|
|
8. Обобщение пройденного материала, рубежный контроль №1
|
|
|
|
Часть II. Функциональные стили речи
|
|
|
|
9. Художественный стиль современного русского языка.Функциональные стили современного русского языка. Понятие стиля. Общая характеристика стилей. Общая характеристика языка художественной литературы, языковые особенности, основные жанры.
|
10. Разговорный стиль речи. Общая характеристика разговорного языка разговорного стиля. Основные признаки, языковые особенности, сфера применения, условия существования. Схема анализа текста разговорного стиля. Невербальные (внеязыковые) средства языка.
|
|
|
|
11. Публицистический стиль речи современного русского языка.Публицистический стиль. Общая характеристика, основные функции, разновидности, основные жанры.
Лексико-фразеологические особенности. Словообразовательные и грамматические средства публицистического стиля. Стилистическое использование синонимов, антонимов, паронимов, перифраз.
|
|
|
|
12. Научный стиль речи и его особенности. Общая характеристика научного стиля речи как функциональный разновидности русского литературного языка. Дефиниция. Общеупотребительные и специальные термины. Подстили и подъязыки. Учебно-научный подстиль.
|
|
|
|
13. Лингвистические особенности научного стиля.Лексико-словообразовательные характеристики стиля. Основные пласты лексики научного стиля. Морфологические и синтаксические особенности. Конструкции, характерные для научного стиля, выражающие квалификацию предмета, явления и его характеристики.
|
|
|
|
14. Термины и способы их образования. Термин. Терминология – особая лексика научного стиля.Характерные особенности терминов.Активные способы терминообразования.Явление синонимии,антонимии, омонимии в терминологии. Общеупотребительные и специальные термины.
|
|
|
|
15. Обобщение пройденного материала, рубежный контроль № 2
|
|
|
|
Итого (часов)
|
|
|
|
II семестр
|
Часть I. Композиционно-смысловой анализ текста. Аналитико-синтетическая обработка научного текста.
|
|
|
|
1. Анализ научного текста. Текст как единица коммуникации. Свойства научного текста и правила его построения. Языковая организация, сегментация текста. Виды и способы связи предложений в тексте (цепная, параллельная). Заголовок научного текста.
|
2. Абзац и ССЦ. Деление текста на абзацы, структура. Красная строка. Сложное синтаксическое целое как единица текста (композиционно-смысловая структура, средства связи).
|
|
|
|
3. Основы компрессии научного текста.О трех главных правилах компрессии научного текста. Виды компрессии научного текста. Компрессия текста различными способами: средствами синтаксической конденсации (концентрация содержания), сокращение слов и словосочетаний, исключение структурных единиц текста – предложений и абзацев, а также различных смысловых фрагментов.
|
|
|
|
4. План – основа композиции. Планирование и тезирование. Сообщение о различных видах плана: назывной, вопросный, тезисный, развернутый (сложный). Тезирование – составление тезисов. Виды тезисов. Назывные, вопросительные предложения, отглагольные существительные.
Вводные слова в начале каждого тезиса, глаголы движения, действия, состояния. Предложения с глагольными сказуемыми.
|
|
|
|
5. Конспектирование научного текста. Особенности конспекта. Виды конспектов. Основные правила оформления конспекта.
|
|
|
|
6. Цитирование. Цитата как точное целевое извлечение информации. Общие требования к цитируемому материалу. Основные правила оформления цитат.
|
|
|
|
7. Аннотирование научных текстов. Понятие об аналитико-синтетической обработке научного текста. Особенности и назначение аннотации. Виды аннотации. Справочные и рекомендательные, общие и специализированные аннотации. Структура аннотации. Библиографическое описание. Основные правили составления библиографии. Виды библиографических списков.
|
|
|
|
8.Обобщение пройденного материала, рубежный контроль 1.
|
|
|
|
9.Реферирование научных текстов. Функциональное назначение рефератов. Виды рефератов. Репродуктивные и продуктивные рефераты. Информативные и индикативные рефераты, обзорные рефераты и реферат–доклад. Структура устного выступления.
|
|
|
|
10. Рецензирование научного текста. Рецензия как один из видов компрессии текста. Структура рецензии. Модель типовой рецензии. Оценочная часть, как обязательная, в содержательной структуре рецензии.
|
|
|
|
11. Резюмирование научного текста.Резюме – выводы как сжатые итоги. Выбор языковых средств при построении резюме-выводов. Таблицы с глагольными формами со значением констатации факта, явления.
|
|
|
|
Часть II. Культура профессиональной речи
|
|
|
|
12. Речевая норма и культура речи.Определение культуры речи. Языковая норма, ее роль в функционировании литературного языка. Типы норм литературного языка. Особенности русского ударения. Лексические нормы. Грамматические нормы. Стилистические нормы.
|
13. Официально-деловой стиль речи. Общее понятие об официально-деловом стиле. Разновидности официально-делового стиля. Языковые особенности организации и оформления видов официально-делового стиля речи.
|
|
|
|
14. Особенности делового общения. Виды делового общения. Роль вопросов в деловой беседе. Дискуссия. Правила речевого поведения вежливых партнеров. Мозговой штурм. Телефонный разговор. Телефонный этикет.
|
|
|
|
15. Обобщение пройденного материала, повторение, рубежный контроль № 2
|
|
|
|
Итого (часов)
|
|
|
|
| | | | | | |