Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации. 1. Язык – это система знаков и способов их соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений людей и является важнейшим средством





1. Язык – это система знаков и способов их соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений людей и является важнейшим средством человеческого общения.

2. Выделяют следующие функции языка: а) к оммуникативная – функция общения; б) информативная – функция передачи информации; в) функция оформления мысли. Мы пользуемся языком, когда обдумываем мысль, чтобы она приобрела четкую форму; г) функция воздействия или волюнтативная. Она ясно обнаруживается в побудительных предложениях. Произнеся «подайте меню», мы не просто сообщаем о своем желании, а надеемся на адекватную реакцию; д) функция установления контакта. Обращаясь к собеседнику, мы создаем условия для общения. Например, люди могут говорить о погоде, чтобы только обозначить контакт; ж) э стетическая – эта функция проявляется в стремлении говорить красиво, чтобы сама форма выражения обращала на себя внимание. Например: музыкальная капель, алые паруса; з) когнитивная – функция познания мира. Язык участвует в передаче мыслей о чем-то уже познанном; и) а ккумулятивная функция – язык накапливает и хранит информацию для ее передачи.

3. Лексика – совокупность слов данного языка или какой-либо его разновидности, иначе ее еще называют словарным составом. Слово – основная значимая единица языка. Основная его функция – называть вещи, действия, свойства. Слова имеют лексические и грамматические значения. Лексическое значение отражает в слове то или иное явление действительности (предмет, событие, качество, действие, отношение и т.п.). Оно индивидуально, т.к. присуще данному слову и этим отграничивает данное слово от других. Грамматическое значение характеризует целые разряды и классы слов, например, книгасущ.ж. р., ед.ч., им. п.

4. Слова могут иметь не одно, а два или несколько значений. Способность слова иметь несколько значений называется многозначностью. Слова с одним значением являются однозначными. Так, слова рукав, рубеж, кладовая и др. являются многозначными. Основное исходное значение слова называется прямым значением. Другие значения того же слова называют переносными. Так, прямое значение прилагательного острый: острый нож, острая игла; переносное – острый ум, острый глаз.

5.Самым подвижным уровнем языка является лексика: в ней отражаются все процессы исторического развития общества. В словарном составе выделяются две большие группы: слова активного употребления и слова, редко употребляемые.

Активным словарем принято считать совокупность тех слов, которые широко употребляются в настоящее время. К пассивному словарю относятся слова, которые либо являются устаревшими, либо в силу своей новизны еще не стали достаточно известными.

Среди устаревших слов принято различать два вида: историзмы и архаизмы. Историзмы – это слова, переставшие употребляться в связи с исчезновением понятий, которые они обозначали, например: боярин, бурмистр, царь, кафтан. Архаизмами называются слова, которые вышли из активного словаря, не выдержав конкуренции с более употребительными словами, обозначающими те же понятия, например: вежды-веки, тать-вор, ланиты-щеки, токмо-только. Отличие историзмов от архаизмов заключается в том, что первые не имеют синонимов в современном русском языке, ко вторым можно подобрать синонимы, лишенные оттенка архаичности.

Новыми словами, или неологизмами, называются такие слова, которые появляются для обозначения новых понятий, например: интерферон (лекарство), океанолог, прилунение. В зависимости от условий создания неологизмы следует разделить на общеязыковые, появившиеся вместе с новым понятием, и индивидуально-авторские, введенные в употребление конкретными авторами. Подавляющее большинство неологизмов относится к первой группе. Эти неологизмы, став широко употребительными в языке, переходят в разряд активной лексики и фиксируются в словарях. Индивидуально-авторские неологизмы относятся к пассивной лексике, они, как правило, не становятся общеупотребительными словами, используются только в авторском контексте и не фиксируются в словарях, например: омужчиниться (А. П. Чехов), приятца (С. А. Есенин).

6. Лексика русского языка с точки зрения ее употребления

В зависимости от сферы употребления лексика русского языка подразделяется на несколько групп: 1) лексика общеупотребительная; 2) лексика ограниченного употребления: а) диалектная; б) профессиональная и терминологическая; в) жаргонная и арготическая.

Диалектизмами называются слова, проникающие в литературный язык из местных говоров, употребляемые только жителями той или иной местности. К диалектизмам можно подобрать синонимы из общеупотребительных слов, например: кочет-петух;буряк-свекла; гуторить-говорить; болеть-хворать.

Слова, употребление которых свойственно людям определенных профессий, имеющие сферой своего использования какую-либо специальную отрасль науки или техники, составляют лексику профессиональную и терминологическую.

Слова, употребление которых свойственно людям, образующим обособленные социальные группы, составляют жаргонную или арготическую лексику. Они выделяются стилистической сниженностью, вульгарной окраской.

Основная литература

2 [58-59, 62-75]; 4 [6-20]; 7 [7-12]; 9 [8-30]; 10 [5-17]; 14 [5-24].

 

Дополнительная литература

21 [21-40, 40-54]; 22 [5-10].

Контрольные вопросы

1. Что такое язык и каковы его основные функции?

2. Что является основной единицей изучения лексики?

3. Какие лексические значения слов выделяют в русском языке?

4. В чем отличие полисемии от омонимии?

5. Что такое синонимы, антонимы, паронимы?

6. Какие части слов выделяют при разборе по составу слов?

7. Какие виды лексики выделяют с точки зрения сферы ее употребления?







Date: 2015-07-22; view: 989; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию