Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ГЛАВА 20. Получалось, что история древних цивилизаций развивалась по замкнутому кругу: от создания и подъема к процветанию





ГИБЕЛЬ И ВОЗРОЖДЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

 

 

______________________________________

 

Получалось, что история древних цивилизаций развивалась по замкнутому кругу: от создания и подъема к процветанию, а затем к застою, упадку и уничтожению. Так, может быть, все‑таки были правы Шпенглер, Тойнби и Гумилев? Ведь в своих теориях они исходили из того, что история цивилизованных государств состоит из последовательной смены подъема, ровного движения вперед, замедления прогресса, спада и гибели? А может быть, правы расисты, и причиной гибели цивилизованных стран было постепенное проникновение крови «низшей» кочевой расы, «заражавшей» «высшую» расу цивилизованного народа? Или, напротив, победы кочевников объяснялись их «расовым преимуществом»?

Но может быть, победа кочевых народов над цивилизованными странами лишь случайно совпадала с революцией, уничтожавшей отсталый строй? Что если в результате крушения различных держав древности на смену исторически обреченному строю приходил другой, более прогрессивный?.

Или, возможно, следовало обратить больше внимания на наводнения и другие бедствия, которые время от времени поражали Китай, Месопотамию и другие страны? Может быть, все‑таки подобные природные катаклизмы виноваты в гибели древних цивилизаций?

И все же из вышеизложенного ясно, что предложенные в начале версии, объяснявшие гибель первых цивилизованных обществ, вряд ли можно признать исчерпывающими. За исключением сильных наводнений, землетрясений и прочих бедствий, которые до сих пор случаются на Земле, четырехтысячелетняя история не знает ни «встряхиваний земной коры», ни падений громадных астероидов или иных событий, разрушивших до основания древние цивилизации. Нет также никаких оснований считать, что строй, который устанавливался после восстаний, войн между цивилизованными странами и вторжений кочевников, был иным, чем существовавший до этих драматических событий.

Факты свидетельствуют и о том, что многие цивилизованные страны пали жертвой насильственных действий, а не медленно угасали. Даже Ассирия, которая перенапрягла свои силы в военных походах, отнюдь не пребывала в состоянии маразма и прострации, когда вела войны сразу против нескольких народов непосредственно перед своей гибелью. В то же время если исходить из того, что народы постепенно утрачивали способность к саморазвитию, как полагал Тойнби, то неясно, почему эта способность попеременно возвращалась к ним, как это свидетельствует неоднократное возрождение Египта с началом Среднего, а затем – Нового царства. То же самое происходило и в Китае.

Если же считать, как авторы расистских теорий, что египтяне, создавшие оригинальную культуру, были выше гиксосов по своим качествам, то почему они сдались под их напором? Если же исходить из того, что приток гиксосов «осквернил» кровь египтян, то почему последние смогли освободиться от власти кочевников?

Очевидные противоречия в объяснениях причин, почему умирали первые цивилизации, вызваны прежде всего тем, что авторы вышеприведенных версий отдают приоритет одному проявлению рокового кризиса. С точки зрения некоторых из них, причина гибели в ослаблении потенциала у руководящего ядра цивилизованного общества («творческое меньшинство» А. Тойнби, «пассионарии» Л. Гумилева и т. д.). С точки зрения других, цивилизации разрушались не только вследствие ослабления потенциала ядра («верхи не могут управлять по‑новому»), но и усиления нежелания периферии общества мириться с существующим положением («низы не хотят жить по‑старому»). С точки зрения третьих, цивилизации гибли из‑за ослабления биологического потенциала одного народа в целом и усиления такого же потенциала у другого народа.

Между тем, как и при создании первых цивилизованных государств, их гибель была следствием не одного обстоятельства, а всех основных сил, влиявших на развитие человечества. Космические силы (солнечное излучение) влияли на состояние биосферы, либо способствуя богатым урожаям и приплоду скота, либо вызывая засухи или иные стихийные бедствия. Эти же силы могли усугублять внутренние и внешние конфликты в ноосфере. Состояние биосферы влияло на поведение людей, или состояние ноосферы, способствуя восстаниям и войнам. В свою очередь на состояние биосферы и неживой природы влияла хозяйственная деятельность людей. Различия в географических условиях определяли разные возможности стран в их развитии и борьбе друг против друга. Ухудшение биосферы, с одной стороны, притяжение цивилизованной части ноосферы – с другой, выталкивало кочевые народы из их географической среды и втягивало их в цивилизованную среду.


Во‑вторых, авторы приведенных выше версий объясняли гибель древних держав либо вмешательством внешних сил (природные катаклизмы, примесь вредной крови), либо иссяканием сил внутренних (усиление противоречий между растущими производственными силами и производственными отношениями, прогрессирующая утрата способности давать ответ на новые вызовы, старение цивилизации). Таким образом они полагали, что в своем первоначальном, «неиспорченном» виде цивилизация была необыкновенно сильной и жизнеспособной. Вероятно, такое впечатление сложилось благодаря многотысячелетней истории первых цивилизаций. Однако известно, что срок жизни первых оседлых государств был различным и наряду с тысячелетними царствами существовали и страны со значительно более коротким периодом жизни. Представления о безмятежной жизни держав‑долгожителей основаны на наших неполных знаниях об истории древнего мира, особенно о восстаниях, войнах и нашествиях кочевых народов. При всем различии во взглядах авторы вышеприведенных версий преувеличивали устойчивость цивилизации и одновременно недооценивали утраты, нарушившие прочность общества по мере его превращения из первобытного в цивилизованное.

Между тем сам процесс развития человечества от нецивилизованного состояния к цивилизованному сопровождался не только совершенствованием общества, но и огромными утратами. Как и любой биологический организм, несущий значительные потери по мере продвижения по эволюционной лестнице, человеческое общество, создав сельскохозяйственное производство, множество новых ремесел, ведя оседлую жизнь, построив города, создав сложные технические сооружения, понесло существенные потери. Общество утратило прочные связи с природой. Люди перестали свободно владеть «языками природы», понимать ее. Здоровый образ жизни сменился массовым нездоровьем. Оказавшись Зависимым от рынка, государства, храмов, отдельная личность утратила способность обеспечивать себя в материальном, умственном и духовном отношении.

Вместе с тем узы, связывавшие цивилизованное общество, оказывались менее прочными, чем разрушенная социальная ' ткань первобытной общины. Прежние отношения сотрудничества, взаимопонимания, поддержки сменились недоверием и антагонизмом. Ушла в прошлое личность первобытного общества, обладавшая Находчивостью, способностью к саморазвитию и творческим открытиям, огромным духовным и интеллектуальным потенциалом. Такую личность вытеснял бездумный исполнитель инструкций с ограниченным кругозором мышления.

Общество заплатило немалую цену за свой прогресс. Успехи в сельскохозяйственном производстве были оплачены разрушением окружающей среды. За кооперацию И специализацию в труде общество получило социальное неравенство, классовое угнетение и восстания, в ходе которых оно занималось самоистреблением. За объединение в пределах речных долин человечество приобрело постоянную борьбу между отдельными провинциями, разделение на народы, вечно уничтожавшие друг друга. Ценой высокого уровня развития стали нашествия кочевых народов. За подъем на вершины цивилизации общество заплатило своим разрушением и гибелью.


Утратив прочность первобытных общин, цивилизованное общество стало более уязвимым для разрушительных, сил и легче теряло собственные достижения. Восстания, войны и нашествия кочевником не были ниспосланы Немезидой. Механизм саморазрушения был заложен в общественный строй уже при его рождении. Он был предопределен и географическими условиями. Превращение реки или иных источников воды в географическую ось оседлого государства и потребность в трудовой кооперации в конечном счете приводили к концентрации общественных богатств в руках меньшинства наверху социальной пирамиды. Со‑ здание цивилизованных государств в долинах рек привело к неравному разделу сухопутных магистралей и неравенству между народами. Подъем цивилизаций происходил в окружении остальных народов, оставшихся на низком уровне материального развития. Продолжение этих процессов увеличивало существовавший разрыв в уровне материальных и иных возможностей между привилегированными меньшинствами и большинством людей в рамках общества, всех цивилизованных стран и ноосферы.

В то же время эти процессы способствовали тому, что обездоленные внутри общества, цивилизованных стран и всей ноосферы стремились к переделу богатств в свою пользу. Силы, аккумулировавшие богатства в центральном «ядре» цивилизации, уступали силам периферии. Полицейские силы, армии, крепостные стены, окружавшие дворцы, столицы и целые страны, не справлялись с напором жаждавших материальных ценностей. «Оболочка» общественных структур ломалась под натиском центростремительных сил, неудержимо рвавшихся к «ядру» цивилизации. Тогда происходили общественные катастрофы, подобные ядерным взрывам. Эти взрывы уничтожали созданные богатства, материальные и интеллектуальные. Разрушались здания, сгорали бесценные рукописи, гибли творения искусств. В ходе таких разрушений исчезали без следа знания древних ученых.

Каждый такой взрыв отбрасывал общество, его науку, технику, искусства далеко назад. Историки отмечают, что «среди памятников скульптуры времени Нового царства трудно найти такие, которые по силе и выразительности могли бы сравниться с некоторыми изваяниями царей Среднего царства». Поскольку со времен Древнего царства египтяне перестали строить гигантские пирамиды, то они постепенно утратили многие технические познания, позволявшие им сооружать конструкции из каменных блоков весом от 2,5 До 30 тонн.

Нам же достались лишь разрозненные осколки былого великолепного наследия, исчезнувшего вместе с ними. Многие из них пригодились бы и для современных людей. Ведь достаточно было сравнительно недавно расшифровать один древний египетский папирус, чтобы открыть эффективный способ борьбы с трудноизлечимыми кожными заболеваниями.

Многие ключи к пониманию древних технологий и наук утрачены. Уцелевшие записи дают далеко не полную картину той обширной литературы, которая имелась в. древних странах. Но׳ даже если бы мы имели в распоряжении все архивы и библиотеки первых цивилизаций, многое осталось бы для нас тайной за семью печатями, потому что значительная часть информации не записывалась, а подразумевалась. Древние же представления о мире, которые лежали в основе их культур, кардинальным образом отличались от наших. Вполне возможно, что за таинственными заклятиями и вздорными ритуалами скрываются знания и опыт, позволяющие лучше понять до сих пор нераскрытые загадки мироздания. Носители же этих знаний гибли в ходе восстаний, войн и нашествий.


Гибель цивилизованных государств наносила удары и по сотням тысяч простых тружеников. Правда, их теперь не обирали торговцы и ростовщики. Однако распад рынка сокращал до предела возможности для удовлетворения их потребностей, а их труд оказывался ненужным. Они избавлялись от налогов и государственных повинностей, но многие системы общественного хозяйства, обеспечивавшие их жизнь, переставали функционировать. Их не эксплуатировали верхи, но зато их грабили и убивали разбойники. Утратив же способность первобытных людей самообеспечивать себя на лоне природы, они оказывались беспомощными.

Однако описание крушений великих и малых государств древности не исчерпывает их истории. Общество не вращалось по замкнутому кругу. Хотя коэффициент полезного действия общественного механизма, запрограммированного на чудовищные разрушения, был ничтожно мал, человечество неуклонно двигалось вперед. Зачастую эти малозаметные продвижения также игнорировались авторами вышеупомянутых версий о причинах гибели цивилизаций.

Цивилизованное общество менялось не только под воздействием силовых потоков притяжения и отталкивания крупных социальных или этнических масс. Оно преобразовывалось и вследствие постоянного движения сравнительно мелких людских молекул и атомов (от небольших коллективов до отдельных личностей). Тяга людей к мощным источникам энергии или предметам, в которых эта энергия была овеществлена, была движущей силой в медленных, почти незаметных, но постоянных процессах, совершавшихся на различных уровнях; научно‑техническом, социальном, этническом. Древнее общество было подвержено не только грандиозным и быстротекущим реакциям распада, но и медленным реакциям синтеза, происходившим на микроуровне. Синтез идей, эмоций, духовных течений, материальных творений, непрерывно происходивший в цивилизованном обществе, менял его облик не менее эффективно, чем великие катаклизмы.

Стремление людей выжить (или сохранить свой энергетический потенциал) или улучшить свое положение (то есть усилить свой энергетический потенциал) способствовало нововведениям в технике, активизировало обмен товарами, идеями, заставляло их менять место жительства и образ жизни. Даже во время грандиозных катастроф общество аккумулировало энергетические импульсы, выделившиеся во время распада. Оно развивалось даже в периоды смуты и раздора. Общество не могло уберечь от гибели сложные ирригационные системы, картины и скульптуры, рукописи жрецов и своды законов, но простые инструменты труда и предметы обихода, бытовые привычки и трудовые приемы, которые мог освоить почти каждый человек, уцелевали во время самых грандиозных катастроф. В дальнейшем эти скромные свидетельства погибшей культуры становились теми следами, по которым удавалось восстановить былую цивилизацию. Более того, разрушение косных общественных структур, которые сдерживали распространение знаний и навыков, стимулировало людей больше проявлять находчивость и предприимчивость в ходе восстановления цивилизаций из осколков разрушенного и создания новых творений.

Развал единого египетского государства, ознаменовавший завершение Древнего царства, не привел к полному прекращению технического прогресса. Более того, как отмечалось в «ВИ», «распад централизованной деспотии не мог не вызвать некоторого «оживления хозяйственной деятельности на местах». Именно в это время удалось «добиться ряда усовершенствований в технике сельского хозяйства». В частности, в этот период распада единой страны большое распространение «получили плуги с крутым заворотом рукоятей, облегчавшим нажим во время пашни». В эти годы вошли в употребление новые зернотерки, облегчившие труд тех, кто молод зерно, новый прибор для выжимания плодов.

Разрушение мощного государства означало помимо прочего и освобождение творческой инициативы от канонов, которые долго диктовали определенный стиль в исполнении работ и сдерживали движение вперед. Авторы книги «Искусство Древнего Востока», говоря о периоде смут после Древнего царства, указывают: «Несмотря на общий упадок искусства в Первом промежуточном периоде, в некоторых центрах постепенно начался рост местных художественных мастерских, сочетавших традиции мемфисского искусства со своими самобытными чертами. Именно эти мастерские во многом подготовили новый расцвет. искусства Египта следующего периода – Среднего царства».

Даже во времена разрушительных нашествий кочевых народов в ряде стран наблюдался прогресс в развитии хозяйства и культуры. Советские историки подчеркивали, что период господства гугеев над Шумером нельзя считать временем «полного упадка». В условиях гутейского господства правитель Шумера Гудеа «смог развить крупное строительство… При Гудеа начался расцвет шумерской литературы». Не остановилось развитие Египта и в течение (68 лет власти гиксосов. За эти годы египтяне сумели сохранить многие свои культурные богатства и прежде всего свое духовное наследие. Более того, и в это время прилагались усилия для развития культуры страны. Одна из наиболее ценных научных рукописей Египта (большой счетный задачник) относится к правлению одного из шрей‑гиксосов.

Наконец, разрушители цивилизованных государств часто вторгались в их пределы не с пустыми руками. В том, что цивилизованные страны стали применять бронзу, железо, конные повозки и осуществили ряд других нововведений – заслуга кочевых захватчиков.

Новый цикл начинался не с чистого листа, а с позиций, находившихся существенно впереди по сравнению с теми, с которых страна стартовала в прежнем цикле. В результате каждый из трех основных периодов развития Египта, между которыми лежали столетия междоусобиц и нашествий внешних врагов и условно именуемыми Древним, Средним и Новым царствами, был отмечен значительными достижениями в технике сельскохозяйственного производства, строительства и различных ремесел. Так, в Среднем царстве появились новые режущие орудия, неизвестные Древнему царству. В этот период появились изделия из бронзы, возникла новая отрасль производства – стеклодельная. По сравнению с Древним царством усовершенствовались плуги.

Если во времена Среднего царства пользовались горизонтальным ткацким станком, на котором трудились три ткача, то в Новом царстве использовали вертикальный станок, которым управлялся один работник. Если медники Среднего царства раздували горн ртом, то в Новом царстве появляется горн с двумя ножными мехами. В Новом царстве сверлильщики бус орудовали сразу пятью сверлами вместо одного, а прядильщик мог работать на двух подвесных прялках вместо одной. В Новом царстве для размельчения земли при пахоте стали пользоваться не только мотыгами, но и молотами. В садоводстве для поливки стали применять водоподъемные журавли. В этот период еще более развилось производство стекла, в том числе цветного. В Новом царстве были изобретены водяные часы.

Хотя эти технические нововведения не могли сравниться по своей значимости для развития человечества с появлением земледелия и скотоводства, каждое из них, даже самое скромное, означало рост производительности труда в той или иной отрасли. Постепенные перемены медленно, но верно продвигали цивилизации вперед. Знаменательно, что первые цивилизации стартовали во времена господства меди и активного использования каменных орудий, а ко времени своего заката в них широко применялись изделия из бронзы, сплава меди и олова, железа.

Технические перемены отражались и в изменениях в социальном составе общества. Несмотря на то, что иерархический и сословный (нередко кастовый) строй ограничивал до предела возможности для социального движения внутри общества, такое движение нельзя было остановить. Положение некоторых профессиональных групп (например, ремесленников) могло улучшаться, отдельные представители низших слоев населения проникали в средние классы, а представители средних поднимались на самый верх. О том, что в принципе подобное было возможно, свидетельствуют популярные рассказы о скромном происхождении царя Аккада Саргона, объединившего Междуречье под своей властью (около 2400 года до н. э.). Эти рассказы, в которых правда сочеталась с фантазией, были особенно распространены в Междуречье, когда прежняя аристократия вытеснялась простолюдинами.

Эти социальные передвижения постепенно изменяли культурные стили, господствовавшие в обществе. Как отмечается в «Истории искусств Древнего Востока», «ломка местных культовых традиций, смена старой аристократии новой и возможности, временно открывшиеся при Саргоне Древнем перед свободными, но не родовитыми гражданами, не могли не сказаться и в области искусства, давая определенный простор творческому началу». Авторы книги говорят о «ярком расцвете аккадского искусства», который продолжался около 200 лет.

Перемены в обществе происходили и под влиянием растущих связей с другими странами, и народами. Из столетия в столетие рос объем торговли, а ее география постоянно расширялась. В Египет Нового царства поступали предметы из различных стран. Дерево для строительства кораблей доставлялось из Ливана и Эфиопии, слоновая кость – из северной Месопотамии и Эфиопии. В школьных пособиях Нового царства упоминались вавилонские жеребцы, быки и копья из страны хеттов, кипрские коровы, масло из Месопотамии. Увеличение количества товаров меняло потребности людей, их мировосприятие, их образ жизни, стиль их культуры. В частности, редкие и дорогостоящие чужеземные товары, доступные лишь привилегированным слоям населения, усиливали дифференциацию в обществе, тягу к развитию международной торговле и военным походам.

Помимо чужеземных товаров в цивилизован и ые страны постоянно проникали чужеземцы. Они приходили не только в качестве пленников и захватчиков, но прибывали с караванами товаров и мирных кочевников, оседавших на землях, чтобы трудиться наравне с местными жителями. Выше уже отмечалось постепенное, но активное проникновение ливийцев в Египет, киммерийцев – в Урарту, носителей арамейского языка – в Ассирию. Хотя гибель первых цивилизаций не была следствием «порчи крови» варварами, было очевидно, что как бы ни сожалели впоследствии расисты, но отделить цивилизованные народы от нецивилизованных было невозможно. Стремление цивилизованных стран с презрением третировать кочевые народы или отгородиться от них не приносило успеха. Ноосферу нельзя было разделить никакими китайскими стенами, так как люди планеты были связаны самыми разнообразными узами. Область разума оставалась такой же единой пленкой, как и биосфера.

Постоянные потоки пришельцев меняли этнический состав населения, его культуру. По мере проникновения аккадцев на юг Междуречья господство шумерской культуры в этом регионе к концу IV тысячелетия до н. э. сменилось к началу II тысячелетия до н. э. преобладанием аккадской культуры. Сформировавшийся постепенно в Междуречье новый народ – вавилоняне – использовал один из диалектов аккадского языка. Шумерский же язык продолжали изучать в школе, использовали в науке и литературе, но. он превращался в мертвый язык, вроде средневековой латыни. В то же время во многих текстах вавилонской литературы использовались сюжеты более древних шумерских произведений, в потому можно говорить о взаимосвязанности этих культур разных времен и разных языков. Искусствоведы отличают характерные признаки шумерской и аккадской культур, в то же время замечая многочисленные примеры их взаимовлияния.

Чем в большей степени страна была подвержена различным культурным влияниям, тем аморфнее были черты ее культуры. Авторы труда «Искусство Древнего Востока» отмечают, что «сначала политическая зависимость от хурритского государства Митанни (середина II тысячелетия до н. э.), а затем постоянное общение с разными народами способствовали тому, что ассирийское искусство во многом сформировалось как эклектическое».

Хотя для Египта была характерна значительно большая преемственность местной культуры, специалисты без труда определяют культуры различных периодов по заметным признакам и различают три разных языка: староегипетский (язык Древнего царства), классический (язык Среднего царства) и новоегипетский (язык Нового царства). Во многом эти перемены в языке отразили и внешние влияния на египетскую культуру. Несмотря на сохранение в стране господствующего положения древней религии, в Новом царстве наблюдается распространение сирийско‑палестинских божеств.

Под влиянием этих медленных, но постоянно совершавшихся перемен облик цивилизованных государств изменялся гораздо глубже и устойчивее, чем под воздействием одноразовых, быстрых и грандиозных общественных катастроф. Эти процессы не оставили в стороне ни одно из первых цивилизованных государств. Одни из них бесследно сошли со сцены. Другие так сильно изменяли свой облик, что от прежнего вида, который был присущ их культуре, не оставалось и следа. Третьи сохранили лишь отчасти верность древним традициям, но во многом следовали им лишь формально, плохо понимая смысл сохраненных памятников и‑ритуалов.

И хотя статуи царей разрушались, их богам переставали поклоняться, языки цивилизованных народов становились мертвыми, обычаи забывались, но многие материальные и духовные богатства народов не пропадали бесследно. Занимая место погибшего государства, победители вынуждены были принимать роль и сценическое решение тех, кого они прогнали с исторической сцены. Кроме того, театральная площадка, на которой начиналось очередное действие исторической драмы, редко была абсолютно пустой даже после самых разорительных нашествий. На покоренной земле оставались поля и пастбища, рабочий скот и орудия труда, хозяйственные сооружения и бытовые постройки. Их использование невольно вынуждало победителей осваивать профессии, которые прежде были им неизвестны, и приучаться к чуждому для них образу жизни. Победители осваивали научное, техническое и культурное наследие побежденной державы, хотя бы потому, что они сталкивались с теми же проблемами, которые вызвали к жизни появление научных открытий, технических изобретений, культурных стилей, которые были созданы жившими прежде народами. Разорив Урарту в 714 году до н. э., ассирийский царь Саргон И вывез из покоренной страны хитроумный метод строительства подземных галерей, по которым вода направлялась с гор в долины. Эти сооружения, называемые «каризы», до сих пор распространены в странах Ближнего и Среднего Востока.

На захваченной земле чаще всего оставались и покоренные народы, являвшиеся носителями всевозможных знаний, трудовых навыков и культурных привычек. Лишь двое гордых пиктов из баллады Р. Стивенсона, уцелевших после победы над ними шотландцев, предпочли погибнуть, но не передать победителям тайну верескового меда. В большинстве же случаев даже между самыми непримиримыми врагами в конечном счете возникали какие‑то контакты, позволявшие побежденным поделиться с победителями хотя бы частью своего культурного наследия.

В силу всех этих причин пояс древних цивилизаций постоянно накапливал огромный потенциал ноосферы. Непрерывное накопление энергии ноосферы противостояло процессам разрушения и на протяжении долгих периодов времени преодолевало их. Именно это обстоятельство создавало впечатление об устойчивом развитии государств цивилизованного пояса.

Осью этого пояса по‑прежнему служила центральная сухопутная магистраль древних зверей и охотников. Однако энергетическое поле цивилизации оказывало мощное воздействие на всю ноосферу. Материальные изделия цивилизованных народов обнаруживали далеко за пределами их ближних окраин. Изделия Египта попадали на берега рек Южной Африки, а китайские изделия времен династии Шан‑Инь (1600–1027 годы до н. э.) обнаруживались на реках Абакан и Енисей.

Следствием воздействия цивилизации на остальную планету явилось постоянное расширение ее пределов. Если мировая цивилизация стартовала в V–IV тысячелетиях до н. э. в нескольких разрозненных очагах, едва соединенных друг с другом, то к середине I тысячелетия до н. э. разрывы между цивилизованными странами сократились. Цивилизованный пояс протянулся от Атлантического до Индийского и Тихого океанов.

 







Date: 2015-07-23; view: 394; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию