Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Об идеальном образе и образах творческой личности, ученого





Представленная выше информация, без сомнения, многое дает молодому ученому в его стремлении стать успешным творческим человеком. Но, конечно, хотелось бы в итоге иметь некий образ, образец идеального творческого человека, ученого. Определенные материалы к этому уже имеются. Специалисты часто выделяют сходные важнейшие характеристики творческих личностей. Представим четыре из них: высокая мотивированность (возможно, здесь стоит упомянуть слова, с которыми хотел и встречал каждое утро А. Сен-Симон: «Вставайте, граф, Вас ждут великие дела»); целеустремленность, трудолюбие (суточное стояние Сократа; словами И. Ньютона: «Просто я всегда думаю об этом» или – И.П. Павлова: «неотступное думание»; согласно Бюффону – «гений – это терпение», иллюстрацией чего могут быть две страницы философского трактата Л.Н. Толстого, переделанные двести раз; но согласились бы с необходимостью такой работы считающие главным в творчестве сам акт свершения?); знания (но не надо забывать о профессиональном кретинизме и о том, что многие открытия и изобретения делаются вне в сфере своих профессиональных интересов); раскованность, объединяющую или включающую в себя такие характеристики, как готовность к риску, склонность к игре, чувство юмора, независимость мнений и т.п. (по сути, эта или эти характеристики могут быть получены путем следующей аналогии – великие открытия и изобретения, по определению, должны порывать с прошлым и устоявшимся, следовательно, их должны совершать люди, уже сейчас находящиеся в похожих отношениях с реальностью; данная аналогия выглядит вполне уместной, но насколько все это применимо к И. Ньютону, И. Канту, Д.И. Менделееву и ряду других признанных гениев?).

Отмеченные в некоторых приведенных выше случаях противоречивость могла бы быть отдельной специфической чертой творческой личности. По крайней мере, у А. Эйнштейна отмечают: глубокую мудрость и что-то детское; легендарную сосредоточенность на своих мыслях и открытость к новым впечатлениях и многочисленным просьбам; ясный ум и эстетическое чутье; своеобразную, противоречивую религиозность, поскольку, по его словам, он – «глубоко религиозный атеист»; революционность и консерватизм в отношении к науке. Общепризнанный масштаб личности А. Эйнштейна – известен. Но не забываем и слова русского философа И.А. Ильина о «гениальной однодумности всякой большой философии».

В целом, мы бы не взяли на себя смелость утверждать, что искомый идеальный образ творческого человека, ученого уже найдет. Но вполне уместно предположить, что примером возможного здесь целостного итога может быть комплекс особенностей самоактуализирующейся личности (последняя соотносится с творческой личностью), выделенные американским психологом А. Маслоу, путем анализа интервью и библиографических данных 48 известных ученых, писателей, политических деятелей (Т. Джефферсон, А. Эйнштейн, У. Джеймс, А. Линкольн, М. Вертгеймер и др.). А. Маслоу выделяет:

1. Более эффективное восприятие реальности. Беспристрастное восприятие реальности, не позволяющее эмоциям увлечь себя. Неискаженное восприятие распространяется и на окружающих людей, их способности и недостатки. Отсюда толерантность к противоречиям и неопределенности: сомнения и неизвестные пути приветствуются, а не отвергаются.

2. Принятие себя и других. Принятие себя такими, какими мы есть (включая свою физиологию, особенности внешности, неизбежную смерть). Нет излишней самокритики, нет отягощенности чувством вины или тревоги. Нет выраженной потребности поучать или контролировать других. Способность спокойно относится к слабостям людей, не бояться их силы.

3. Непосредственность и простота. Естественность, отсутствие рисовки и фальши, нежелание произвести впечатление на окружающих. Можно сказать, что в них остается что-то детское, например, честность и непосредственность. Они принимают традиции, когда считают это разумным и необходимым, но, не колеблясь, отклоняют социальные нормы и установления, идущие в разрез с их взглядами и убеждениями.

4. Центрированность на проблеме. Сильная привязанность к какой-то задаче, призванию или жизненной цели. Не эгоцентризм, а подчинение своих возможностей и намерений какой-то работе, разрешению некоего серьезного затруднения. Это проявляется в неугасаемой инициативе, постоянных попытках добраться до решения.

5. Независимость и потребность в уединении. Стремление обеспечить неприкосновенность своей внутренней жизни, которая выступает для них важной ценностью. Часто это достигается путем достаточно одинокого и независимого образа жизни, когда они сами должны оказывать себе разнообразную поддержку и сопротивляться социальным условностям. Появляющаяся уверенность в себе помогает таким людям даже в минуты тяжелых личных несчастий и неудач.

6. Автономия. Свобода в своих действиях, независимость от физического и социального окружения. Ценят не статус, а реальный профессиональный авторитет, ориентируются на саморазвитие и личностный рост. Эти люди настолько автономны, что в определенном смысле их можно назвать самодостаточными.

7. «Свежесть» восприятия. Ценят самые разные (даже повторяющиеся) жизненные события, умеют замечать и переживать «маленькие» радости и удачи, воспринимают жизнь как своеобразный подарок. Они не гонят от себя никаких чувств и не делят их на типы, ориентируясь на богатство и разнообразие собственного внутреннего мира.

8. Акме- или «мистические переживания». Этим личностям знакомы очень сильные и яркие переживания в ситуациях волнения и сильного напряжения, связанного с решением, или в случаях расслабления и спокойствия. Такие чувства не имеют религиозной основы или подоплеки и связаны с достижением внутренней гармонии и способности выйти за пределы собственного «Я». Эти моменты наиболее продуктивны не только с точки зрения решения конкретных задач, но и для поддержания собственного творческого тонуса. Эти чувства выступают результатом существенных усилий со стороны человека, они не могут возникнуть сами собой.

9. Общественные интенции. Чувство глубокой близости и родства с другими людьми, желание помочь. Стремятся «не судить, но понимать». Чувство сострадания и симпатии ко всем людям.

10. Глубокие межличностные отношения. Эти люди стремятся к установлению более глубоких и тесных личных взаимоотношений, чем другие. Они весьма гибки и находчивы в установлении и поддержании подобных отношений. Часто они выбирают подобных себе по духу людей. Круг близкого общении у них достаточно узок.

11. Отсутствие предубеждений.

12. Разграничение средств и целей. Радует как результат, так и процесс.

13. Чувство юмора.

14. Креативность. Широкие способности к творчеству, стремление делать творчески самые рутинные и обиходные вещи. Это естественно для них, т.е. не требует особых усилий. В общем, можно быть максимально креативным, проверяя билеты у пассажиров или выпекая пирожные.

15. Сопротивление окультуриванию. Они находятся в достаточно гармоничных отношениях с окружающей культурой. Но отличаются от нее, и не поддаются культурному нормированию. При этом непокорность их не предполагает немедленных тотальных изменений, но направлена на постепенное улучшение.

Оборотная сторона проблемы поиска идеального творческого человека, ученого – это отражение негативных, мешающих творчеству психологических свойств. Ряд из этих характеристик ожидаемы, это – конформизм, внутренняя цензура, ригидность, т.е. все то, что не выводит к новому. Иногда упоминают: бунтарство, отрицание традиций и т.п. неконструктивные характеристики. Возможно, что такие крайности, действительно, затрудняют творчество, но, нельзя отрицать, что они также ведут к творческим свершениям. Можно согласиться и учесть, что низкая самооценка, недоверие к собственным интеллектуальным и другим способностям, может свести способность и потребность к творчеству к минимуму.

Постановка вопроса об идеальном образе творческого человека корректна только тогда, когда мы твердо уверены, что феномен творчества нечто однородное и что многообразная человеческая и научная деятельность, в целом, требует в чем-то однотипных талантов и гениев. И то, и другое, может быть неверным, тогда, в итоге, речь может идти о поиске двух (как «лед и пламень») или, вообще – целого созвездия идеалов, идеальных творческих личностей.

Возможно, что материалом к этому будут служить следующие встречающиеся в литературе взгляды. И.П. Павлов выделял два типа людей: художественных и научных. Он видел между ними резкую разницу. Художественные захватывали всю действительность целиком (или это было доминантным свойством их мышления). Мыслительные дробили действительность на фрагменты. Некоторые специалисты отмечали, что подобный «художественный» подход свойственен не только людям искусства, и наоборот. Б.М. Теплов выделял два типа людей: практических и теоретических. Встречаются представления о том, что есть конкретные и абстрактные люди.

Как только мы начинаем отходить от существования единственного идеального образа творческой личности, и начинаем искать более частные идеалы, то вся наша проблематика начинает обретать двойственный характер. С одной стороны, мы продолжаем положительный поиск идеала. С другой стороны, все это начинает восприниматься как указание на некую ограниченность. К примеру, Ф. Бэкон отмечал, что «одни умы склонны к почитанию древности, другие увлечены любовью к новизне.» Это все может служить материалом для поиска отдельных, самоценных идеалов в научной деятельности. Но Ф. Бэкон больше подчеркивает опасность такой специализации: «немногие могут соблюсти такую меру, чтобы не отбрасывать то, что справедливо установлено древними, и не пренебречь тем, что верно предложено новыми». Примером того с чем начинает граничить такой менее общий поиск идеалов можно взять типологию современных ученых (т.е. так или иначе связанных с техникой), данную канадским психологом Г. Селье. Он выделяет три большие группы – «исполнителей», «мыслителей» и «эмоционалистов», которые потом делятся на ряд типов. Один из типов группы исполнителей – совершенствователь; он настолько заинтересован самим процессом совершенствования того или иного технического устройства, что даже не пытается использовать его в практике. Один из типов группы «мыслителей» – «книжный червь»; он чудовищно много читает и может накапливать энциклопедические знания, отлично ориентирован в теоретических аспектах новых проблем, но в лаборатории просто опасен из-за неумения работать руками. Одни из типов группы «эмоционалистов» – «акула»; он направляет основные усилия на то, чтобы поставить свою подпись под возможно большим количеством работ, в лаборатории он постоянно раздражает коллег напоминаниями о том, что вся работа строится согласно его замечаниям.

 

Date: 2015-07-22; view: 320; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию