Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль и функции курса истории экономических учений





История экономических учений

Предмет истории экономических учений – исторический процесс возникновения, развития, борьбы и смены экономических идей, их роли в развитии человеческого общества.

Роль и функции курса истории экономических учений

История экономических учений представляет собой ступени познания экономической науки, помогает понять логику, взаимосвязь экономических категорий, законов, концепций.

Изучение истории экономических учений способствует умению объективно оценивать теории, рекомендации, выводы. Основы наших сегодняшних взглядов уходят корнями в прошлое. И эти идеи прошлого не принадлежат исключительно истории, они несут элементы наших сегодняшних и нередко будущих взглядов.

История экономической мысли наряду с экономической теорией образует теоретико-методическую основу функциональных и отраслевых экономических наук.

Курс истории экономических учений позволяет:

- изучить становление теоретических разработок по формированию рыночной экономики и механизмов их практической реализации;

- сосредоточить особое внимание на содержательной части конкретных проблем, исследуемых в западной и отечественной экономической теории, возможных вариантов их решения;

- ознакомиться с прагматическим аспектом экономической теории и проследить, как по мере становления и развития рыночных отношений модифицируется экономическая политика государства,

- познать исторический процесс развития конкретных функциональных и отраслевых экономических дисциплин, основные положения теории и практики западного предпринимательства, конкуренции, маркетинга, законов рыночной экономики, механизмов функционирования бюджетно-налоговой и кредитно-денежной системы и т.д.

- изучить методологию, содержание ее инструментов, эволюцию способов и приемов познания, многообразие методологических основ, используемых представителями различных школ и направлений при анализе социально-экономических явлений;

Функции истории экономических учений:

- онтологическая – познание сущности социально-экономических явлений, предпосылки их возникновения, эволюции;

- генологическая – выработка теоретических конструкций, приемов и способов, содействующих правильному познанию явлений;

- эвристическая – определение закономерности становления и эволюции экономический мысли;

- методологическая – как фундаментальная наука по отношению к функциональным и отраслевым наукам;

- идеологическая – систематизация основополагающих идей, взглядов, создание научной основы для формирования экономического мышления, мировоззрения;

- прагматическая – ознакомление с научными основами формирования эволюции экономической политики государства, с различными моделями ее практического воплощения, рекомендациями по решению многообразных проблем общественного развития.

История экономических учений отражает состояние самого экономического знания в его кумулятивном (накопительном) росте и процесс инструментария экономического анализа.

Факторы, под воздействием которых формируются экономические взгляды и концепции:

1 – потребности экономической практики;

2 – труды и взгляды представителей более ранних концепций;

3 – прогресс в областях знания смежных с экономикой: статистика, математика, социология и др.;

4 – расширение и изменение взглядов на предмет экономической науки.

Метод истории экономических учений состоит из ряда приемов, способов, инструментов, применяемых в системе определенной «философии истории» (методологии) с целью вычленения из объекта исследования своего собственного предмета: исторического видения развития экономической теории. Особенность метода истории экономических учений выражается в том. Что ведущую роль играют принципы, приемы и способы исследования, которые в большей степени соответствуют историко-теоретическому и прагматическому содержанию данной дисциплины.

Метод истории экономических учений включает ряд принципов:

- принцип историзма, позволяющий исследовать генезис и эволюцию теории в историческом аспекте, определить ее роль и место в совокупном системном знании определенной эпохи:

- логический принцип, состояний в фиксации развития внутренней логики научных теорий, системы категорий, проблемного построения анализа;

- принцип сравнения (компаративный метод) состоит в сравнении теорий как друг с другом, так и с реальной действительностью:

- эклектический принцип, состоящий в попытках синтеза различных теорий, их непротиворечивого толкования.

Среди специально-научных методов в истории экономических учений выделяют:

- описательный, дающий возможность получения разнообразной информации, формирования целостного представления о внешних сторонах явления, его в структурных звеньях;

- аналитический, позволяющий раскрыть причинно-следственные связи явлений и использующий набор конкретных методик (опрос, наблюдение, анализ документов);

- формально-логический, позволяющий исследовать внутреннее строение явления, выявить источники, предпосылки его возникновения и эволюции;

- моделирование, осуществляющий поиск наиболее эффективных, оптимальных схем организации экономических систем, государственного регулирования и т.п.;

- конкретно-социологический, выявляющий эффективность функционирования, например, различных механизмов государственного и рыночного регулирования;

- метод абстрагирования, заключающийся в исключении явлений, носящих случайный характер при исследовании процессов экономики.

Основные этапы в развитии истории экономических учений

Периодизация необходима для учета закономерностей развития экономической мысли как определенной формы общественного сознания, отражения преемственности экономической мысли, основных вех ее поступательного движения т раскрытия особенностей, характеризирующих ее на каждом этапе развития; выявления глубоких, качественных изменений экономической мысли.

В качестве критериев классификации различных шкал и направлений выступают:

- теоретико-методологические основы концептуальных построений;

- трактовки роли государства и рынка в регулировании экономики.

I этап – решается проблема формирования экономики как науки. К нему относятся учения древнего мира и средневековья вплоть до возникновения классической школы (середина 16 века). Ученые этого периода пытались систематизировать экономические взгляды и воззрения, определить границы экономической науки.

II этап – период разработки проблем терминологии и формирования системы экономических категорий (середина 16 – середина 19 века). В этот период возникает меркантилизм, физиократия, классическая школа, марксизм. В рамках этого этапа экономическая наука обособляется в самостоятельную дисциплину, ученые начинают заниматься разработкой ее категориального аппарата; определяются функции экономической науки; обогащается методология исследования социально-экономических явлений; формируются теоретические подходы к основным направлениям внешней и внутренней политики: политика меркантилизма, обосновываются принципы протекционизма, обосновываются принципы протекционизма, политика свободной торговли, идеи экономического либерализма.

К этому периоду относятся учения Т. Мэна, У. Петти, П. Буагильбера, Ф. Кенэ, А. Смита, Д. Рикардо, Ж. Сэя, С. Сисмонди и др., а также разработки К. Маркса и Ф. Энгельса.

На III этапе – исследуются проблемы развития и функционирования всей экономической системы, механизмов ее регулирования (середина 19 – начало 20 века). К нему относятся разработки неоклассического направления (австрийская, кембриджская, математическая школы), американской, социальной, социально-исторической правовой школ, институционализма. В этот период видоизменяется методология и расширяется предмет исследования экономической теории, выделяется микроэкономика, активно формируются функциональные и отраслевые дисциплины, в экономической политике отстаиваются идея экономического либерализма, внедряются идеи социального контроля общества над экономикой.

IV этап – начало 20 века и современность включает решение проблем управляемости экономической системы: ее функционирования, регулирования, формирования инфраструктуры и институционального оформления. В этот период идет поиск вариантов оптимального сочетания рыночных и государственных методов регулирования экономики смешанного типа, отрабатываются разнообразные инструменты стабилизации социально-экономических процессов, исследуются проблемы мировой экономики как системы рынков ресурсов, товаров, функционирующего и ссудного капиталов, валют, процессы интернационализации производства и капитала, трансформации, интеграции экономических систем и их воздействие, модифицирующее функционирование национальных экономик.

В это время разрабатываются ведущие направления экономической теории – кейнсианство (включая нео – и посткейнсианство), неоклассическое (неоконсервативное) и социально-институциональное.

 

Экономические учения Древнего мира

Особенности экономической мысли Древнего мира:

1. Выразители экономической мысли – крупные мыслители (философы) и отдельные правители рабовладельческих государств.

2. Стремление идеализировать и сохранить навсегда рабовладение и натуральное хозяйство.

3. Доказательства основывались преимущественно на категориях морали, этики, нравственности и были направлены против крупных торгово-ростовщических операций, то есть против свободного функционирования денежного и торгового капитала.

 

Экономическая мысль Древнего мира

Наиболее раннее проявление экономической мысли связаны с историей Древнего Востока.

Характерные особенности азиатского способа производства:

1. чрезмерное регулирование хозяйства посредством регламентации сферы ссудных операций и торговли;

2. ведущая роль в экономике отводится собственности.

К наиболее ранним проявлениям экономической мысли можно отнести реформы царя Урукагины (середина 3 тысяч. до н.э.), в которых, он ориентировался на примирение рабства с общиной и формирование смешанной формы экономических отношений.

В связи с этим он пытался:

- частично усилить в реформах новизны общины;

- уменьшить налоговый гнет;

- ограничить поборы в пользу жрецов;

- расширить ирригационные системы;

- усилить гарантии имущественных прав рядового человека и пр.

В период царства третьей династии Ура получает развитие долговое рабство целью ограничения которого появляется кодекс царя (1792-1750 г. до н.э.) – создан около 1760 г. до н.э. Кодекс представляет собой сборник законов для судов; он утвердил рабство как нормальное явление, декретировал жестокие репрессии, ставил развитие долгового рабства в определенные рамки (устанавливал статус долгового рабства временным состоянием). Кодекс отдавал предпочтение товарному хозяйству, санкционировал частную собственность в разных видах, регулировал передачу имущества, признавал существование крупного землевладения и аренды земли. Кодекс также фиксировал кастовые тенденции, ставил в привилегированное положение знать.

Наиболее зрелой в истории Древнего Востока явилась экономическая мысль Китая, который в 1 тыс. до н.э. достиг высокого уровня развития. В истории мысли Древнего Китая особое место занимает конфуцианство (Кун- Фу-цзы) – учение, созданное Конфуцием (551-479 г.г. до н.э.) Конфуцианство – этико-политические учение – призывало государей управлять народом не на основе законов и наказаний, а при помощи добродетели, примером высоконравственного поведения, на основе обычного права, не обременять народ тяжелыми налогами и повинностями.

Другим памятником древней китайской экономической мысли является трактат «Чуань-Цзы», принадлежащий перу неизвестных авторов(IV –III в. до н.э.). Проявляя заботу о крестьянстве, авторы предлагали ограничить их обязательную трудовую повинность, оградить от спекулянтов и ростовщиков. В целях укрепления экономического положения крестьян авторы трактата предлагали изменить систему налогов повысить цены на хлеб. Заботу об улучшении благосостояния народа они возлагали на государство, которому надлежало активно вмешиваться в экономические дела, устранять причины, мешающие благополучию народа, создавать запасы зерна для стабилизации цен, принимать меры по преодолении. Неблагоприятных природных условий. Расширение функций государства объяснялось необходимостью создания ирригационной системы, строительство которой было возможно только на основе государственной поддержки.

В финансовой программе «Чуань-Цзы» отвергались прямые налоги как вредные для экономической жизни, наиболее разумным признавался налог на потребление соли и железа.

Экономическая мысль Древней Индии представлена сборником древних молитв, религиозных гимнов и магических заклинаний под названием «Веды», законами Ману и сочинением «Артхамастра».

В «Законах Ману» (XI в. до н.э.) санкционировалось рабство, предусматривались случаи превращения человека в даса (раба), отрицалось право даса на собственность, допускалось долговое рабство.

«Артхашастра» (наука о политике), автором которого является Каутилья, или Виншнагупта, советник царя Чандрагупты (321-297 г.г. до н.э.) представляет собой свод правил, адресованных царям и правителям, которые они должны использовать в государственной деятельности. Его основные идеи сводились к следующим:

- рабство признается естественным природным явлением для «накопления богатства» и достижения общественной пользы;

- государственное богатство складывается из результатов труда населения. Исходя из этого в вознаграждение ему богатство должно расходоваться прежде всего на общие нужды: охрана ирригационных сооружений, льготное землевладение, строительство дорог, борьба с торговцами-спекулянтами;

- впервые ставится вопрос о торговой прибыли, которая заранее должна устанавливаться в цене товара в размере 5% цены на местные товары и 10% - на иностранные.

 

Экономическая мысль Древней Греции

Наибольшую роль в истории экономических учений Древней Греции сыграли произведения известных мыслителей Ксенофонта, Платона и Аристотеля.

«Поскольку греки делают иногда случайные экскурсы в эту область, они обнаруживают такую же гениальность и оригинальность, как и во всех других областях. Исторически их воззрения образуют поэтому теоретические исходные пункты современной науки» (К.Маркс).

Объектом их исследования были такие экономические явления, как обмен, деньги, цена, торговля, прибыль, ссудный процент. Все это отражало характерные черты социально-экономического устройства древнего мира.

Ксенофонт (430-355 г.г.г до н.э.) Работы «Домострой», «О доходах». «Домострой» подготовлена как руководство для ведения рабовладельческого хозяйства. Основные идеи:

- естественным происхождением является разделение труда на умственный и физический, а людей – на свободных и рабов;

- любой товар обладает полезными свойствами (потребительная стоимость) и способом обмениваться на другой товар (меновая стоимость);

- ценность вещи ставилась в зависимость от полезности, а цена непосредственно объяснялась движением спроса и предложения.

Платон (428-347 г.г. до н.э.) – крупный философ и общественный деятель, в то же время в его сочинениях рассматривались и экономические проблемы. Наиболее известна работа – «Политика или государство». Основные положения сводились к следующим:

- ключевая идея идеального общественного устройства – идея справедливости; каждый занимается тем, к чему более приспособлены;

- справедливость - цельная добродетель, объединяющая мудрость, мужество и просветленное (аффектное) состояние и представляющая их равноправие;

- характеристики идеального государства – уничтожение частной собственности, общность жен и детей, государственная регулируемость браков, общественное воспитание детей, которые не должны знать своих родителей.

В идеальном государстве Платона свободные люди делились на три сословия: 1) философов, призванных управлять государством; 2) воинов; 3)землевладельцев, ремесленников и мелких торговцев. Рабы не включились ни в одно из этих условий, они приравнивались как говорящие орудия производства. Философы и воины составляли высшую часть общества.

Платон разработал программу выхода из кризиса рабовладельческого строя и его стабилизации:

- требовал возврата к натуральному хозяйству;

- ликвидации полисной демократии;

- ограничения прав свободного населения.

Наибольший вклад в развитии экономической мысли Древней Греции внес Аристотель (384-322 г.г. до н.э.), он был учеником Платона, воспитателем А.Македонского.

Заслугой Аристотеля является его попытка проникнуть в сущность экономических явлений, положив начало экономическому анализу.

Центральное место в экономической концепции Аристотеля занимает проблема рабства, которое он рассматривал как явление естественное и оно всегда должно быть основой производства.

Основная работа – «Политика», ключевые положения которой следующие:

- обязательное наличие частной собственности;

- все виды деятельности разделены на две группы – экономию – изучение естественных явлений, связанных с производством потребительских стоимостей, в том числе и мелкая торговля, необходимая для удовлетворения потребностей людей; и хремастику – изучение противоестественных, с точки зрения Аристотеля, явлений, связанных с накоплением денег, крупная торговля. Им соответствует два вида богатства: как совокупность потребительных стоимостей и как накопление денег или как совокупность меновых стоимостей.

Первый вид богатства – естественной, так оно возникает в результате производственной деятельности, направлено на удовлетворение потребностей людей и его размеры ограничены этими потребностями.

Второй – противоестественный, так как возникает из обращения, не состоит из предметов непосредственного потребления и размеры его ничем не ограничиваются:

- деньги выступают в роли соизмерителя при обмене, и поэтому их нельзя ссужать (монета не может рождать монету). По Аристотелю, деньги стадии «всеобщим средством обмена» в результате соглашения;

- человек не может жить вне общества и государства, поэтому государство превыше семьи и личности. Граждане должны получать одинаковое воспитание, приучающее их к государственному порядку.

Отметим, что с течением времени термин хремастика не прижился, а под экономикой стали понимать науку о богатстве, обмене и деньгах.

 

Экономическая мысль Древнего Рима

Экономическая мысль Древнего Рима не уделяла особого внимания экономическим понятиям, а занималась решением проблем, связанных со становлением и развитием рабовладельческого строя. Особое внимание уделялось формам давления на рабов, поиску методов наиболее эффективной организации производства. В решении данной проблемы выделяются работы Катона, Варрона, Колумеллы.

Катон старший (234-149 г.г. до н.э.) – крупный землевладелец. Работа – «Земледелие», в которой автор относил рабов к орудиям производства, рекомендовал содержать их в строгости, в зависимости от прилежания, рационально эксплуатировать их труд. Катон считал целесообразным приобретать рабов в малолетнем возрасте, воспитывая их в повиновении. Предусматривая возможные выступления рабов, Катон советовал поддерживать и в их среде рознь, разжигать конфликты, несогласие между нами.

Марк Варрон (116-27 г.г. до н.э.) – писатель, ученый; занимался проблемами латифундии. Работа – трактат «О сельском хозяйстве», в котором он ищет пути укрепления экономики не только в развитии земледелия, но и скотоводства, в применении агроэкономической науки, росте интенсивности производства, совершенствование методов эксплуатации рабов, в использовании материальной заинтересованности. Его также интересовали вопросы экономической эффективности рабства. В отличие от Катона, Варрон рассматривал вопрос о воспроизводстве рабочей силы об использовании экономических факторов повиновения, материальных льгот.

Кризис рабовладения отразил в своем сочинении «О сельском хозяйстве» Колумелла (1 в. н.э.) – римский писатель, агроном. Он отстаивал идеи о рациональном ведении хозяйства на земле, об использовании системы поощрений, разделении труда рабов.

В отличие от Катона и Варрона, Колумелла подчеркивал значение производства товаров для рынка.

Колумелла считал невыгодным частую смену арендаторов (колонов), и предлагал привлекать к обработке земли в качестве колонов сельских жителей.

 

Экономическая мысль средневековья

Экономическая мысль западного Средневековья развивалась по мере эволюции феодализма.

Ранее средневековье (VI-X в.) экономические проблемы этого периода нашли свое отражение в источниках, относящихся к франкскому королевству и представлены «варварскими правдами» (запись права германских племен, осевших в Римской провинции и образовавших королевство). Наиболее известны: Салическая, Бургунскач, Баварская и др. правды.

Так, в «Салической правде» (начало VI в.) проводится мысль о верховном праве общины на пахотную землю, леса, луга, пастбища, вводятся серьезные ограничения на проникновение в общину чуждых ей элементов.

«Салическая правда»:

- содержит перечень штрафов за различные преступления;

- рассматривает сельское хозяйство как наиболее естественное занятие франков, ориентируясь в основном на натуральный тип хозяйства;

- отстаивает идеи свободной общины, устойчивости общинного землевладения, приоритета общинной собственности на землю;

- признает рабство, колонат, крупное землевладение;

- отражает возникновение ограниченного права наследования пахотного надела (аллода) в форме выделения собственности отдельных домохозяйств из общей собственности, появление имущественной дифференциации и социального неравенства.

Проблема экономической организации раннесредневековой вотчины, основанной на натуральном хозяйстве и крепостной эксплуатации крестьянства, нашла свое отражение в «Капитулярии о виллах» (начало IX в.), где проводится мысль о том, что монопольным собственником земли вотчин является ее владелец.

Классическое средневековье (XI-XV в.в.) - экономическая мысль Западной Европы - занималась проблемами, связанными с эволюцией феодального поместья, экономической политики.

Проблемы средневековья (XII - XIV вв.) находят отражение в экономических идеях канонистов; наиболее ярким представителям канонистов являлся знаменитый итальянский богослов, аристократ Фома Аквинский (1224-1265 гг.). Основные труды: «О правлении государей» (представления о человеке как общественном существе, об общем благе как цели государственной власти, о моральном добре как середине между порочными крайностями); «сумма теологии» (оценка товарно-денежных отношений).

Ключевые догмы, характерные для позднего феодализма:

- деньги не могут порождать деньги;

- необходимо сословное деление общества;

- богатство подразделяется на естественное (плоды земли и ремесла) и искусственное (золото и серебро);

- признание необходимости частной собственности;

- «справедливая цена» - цена, которая собрана издержкам и обеспечивает блага людям соразмерно их сословию;

- прибыль, получаемая купцами, не противоречит христианской добродетели и ее следует рассматривать как плату за труд;

- уровень прибыли является нормальным, если он обеспечивает семье купца возможность жить соответственно его месту в сословной иерархии общества;

- процент – вознаграждение кредитору за риск неуплаты, за предоставление отсрочки должнику в платеже его долга или как получение от должника бескорыстных подарков, а также в случае использования должником ссуженных денег с целью извлечения прибыли.

 

Экономическая мысль Восточного Средневековья

В арабских странах экономическая мысль развивалась под воздействием концепции ислама (VII В.), изложенного в Коране (610-612 г.г.). Коран – собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений, заклинаний и молитв, назидательных рассказов и притч, произнесенных Мухаммедом в форме пророческих откровений в Мекке и Медине, изучение и толкование которого положило начало гражданскому и каноническому мусульманскому праву. Коран осветил складывающееся в Аравии социальное неравенство, институт частной собственности. Согласно Корану одним из пяти «столпов веры» является обязательная благотворительность (налог закат), наряду с которой рекомендуется и добровольная милостыня (саадака).

Крупнейшим мыслителем в арабских странах в период Средневековья был Ибн Хальдун (132-1406 г.г.) арабский историк и философ. Основной труд – «Книга назидательных примеров по истории арабов, персов, берберов и народов, живших с ними на земле». Ибн Хальдун ввел периодизацию развития общества: 1) дикость; 2) жизнь в сельской местности; 3) городская жизнь. Периоды увязывались с развитием производства благ и их избытком. Много внимания уделял анализу труда и стоимости («если бы не было труда, не было и предмета») – в основе купли-продажи лежит принцип равномерного количества затраченного труда. Важное место занимает вопрос о деньгах. Ибн Хальдун выделял такие функции денег как меры стоимости, средства обращения, средства образования сокровищ, выступал за обогащение полноценных денег.

Богатство – это совокупность товаров, обладающих стоимостью.

 

Возникновение утопического социализма

В позднее Средневековье (XVI XVII вв.) в экономической мысли Западной Европы происходят изменения, вызванные процессом развития мануфактурного производства, великими географическими открытиями, ограблением колоний, ускорившие процесс накопления капитала.

В этот период и возникают социальные утопии. Представители: Томас Мор (1478-1532 гг.); сочинение «Утопия». Оно положило начало утопическому социализму и дало ему название. Т. Мор подверг резкой критике господствовавшие в Англии социальные порядки, методы первоначального накопления капитала. Первопричину возникновения нищеты он видел в частной собственности, выступал ее противником.

Томмазо Кампанелла (1568-1639 г.г.) – итальянский мыслитель, вышедший из среды бедного крестьянства. Работа «Город Солнца» (1632 г.) В ней он подверг критике социальный строй Италии того времени. Общество будущего рисовалось как совокупность сельскохозяйственных общин, к работам в которых привлекаются все граждане. Кампанелла признавал индивидуальность жилья и семьи, всеобщность труда, отвергая тезис, что после отмены собственности никто не будет работать. Потребление в городе Солнца, считал он, будет общественным при изобилии материальных благ, исчезнет нищета.

Однако ни Т.Мор, ни Т. Кампанелла не знали реальных путей к новому обществу.

 

Date: 2015-07-23; view: 1292; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию