Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. История экономических учений





История экономических учений

Методические указания и контрольные задания для студентов всех форм обучения, по специальности: 080105.65 «Финансы и кредит».

 

Калининград


Составитель: А.А.Соловьев, кэн, доцент.

Методические указания составлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности, по специальности:

080105 «Финансы и кредит».

Методические указания утверждены на заседании кафедры «финансы и кредит» Калининградского филиала Международного Университета в Москве (гуманитарного) 18 10 2006.

Печатается по решению редакционно-издательского совета Калининградского филиала Международного Университета в Москве (гуманитарного).
ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1. Введение……………………………………………………...….

2. Методические указания к выполнению контрольных работ…

3. Тематический план по дисциплине………………………….….

4. Тематика контрольных работ………………..…………………

5. Вопросы к экзамену………………………………………………

6. Примерные темы докладов……………………………………...

7. Литература……………………………………………………….

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Методические указания и контрольные задания подготовлены для студентов, обучающихся по специальности: 080105 «Финансы и кредит». При разработке методических указаний автором была поставлена цель, оказать максимально возможную помощь студентам всех форм обучения в изучении предмета «История экономических учений».

«История экономических учений» - один из основных курсов в системе экономического образования. Данный предмет помогает глубже понять внутреннюю логику, сущность экономических теорий, процесс становления и развитие основных экономических категорий. «История экономических учений» является составной частью истории экономической мысли – более широкого понятия, включающего не только теоретические взгляды, но и смежные области, такие как история налогов, денег, финансов, форм управления, правовых норм хозяйственной деятельности. Предмет «Истории экономических учений» - эволюция взглядов на экономические процессы, закономерности формирования и развития экономических теорий и школ. Изучение «Истории экономических учений» позволяет понять, как разворачивается процесс формирования и обогащения наших знаний об экономике, как и почему многие идеи прошлого сохраняют свою актуальность. «История экономических учений» основывается на теории рыночной экономики и является важнейшим связующим звеном базовых курсов макроэкономики и микро экономики с прикладными экономическими дисциплинами. Необходимо сказать несколько слов о логике изложения материала дисциплины. Структура курса обусловлена содержанием курса «История экономических учений», изучаемого в последние годы в ведущих вузах.

Задачи дисциплины «История экономических учений» заключаются в следующем:

- обогатить будущих экономистов теоретическими знаниями, которые дадут возможность полнее понять взаимосвязь теоретических взглядов и концепций с условиями и причинами их возникновения, потребностями экономической практики;

- помочь понять внутреннюю логику, взаимосвязь экономических категорий, законов, концепций;

- способствовать умению объективно оценивать теории, рекомендации, выводы;

- подготовить к усвоению и применению практических навыков самостоятельной работы с первоисточниками, научной и информационно-справочной литературой на русском и иностранных языках в интересах профессиональной деятельности.

Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки экономиста по специальности

080105 «Финансы и кредит»

История экономических учений: особенности экономических воззрений в традиционных обществах (отношение к собственности, труду, богатству, деньгам, ссудному проценту), систематизация экономических знаний, первые теоретические системы (меркантилизм, физиократы, классическая политическая экономия, марксизм). Формирование и эволюция современной экономической мысли: маржиналистская революция, австрийская школа, неоклассическое направление, кейнсианство, монетаризм, институционализм. Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли: особенности развития экономической науки в России, научный вклад Туган-Барановского в понимание экономических циклов, А.Я. Чаянова в изучение крестьянского хозяйства и Н.Д. Кондратьева в понимание экономической динамики; традиции экономико-математической школы в России и СССР (В.К.Дмитриев, Е.Е. Слуцкий, Г.А. Фельдман, В.В. Новожилов, Л.В. Канторович).


 

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К

ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Методические указания и контрольные задания составлены на основе требований к уровню знаний, умений и навыков в области мировой экономики, предусмотренных Государственным стандартом по указанной специальности.

Программа изучения дисциплины «История экономических учений», студентами заочной формы обучения предусматривает выполнение ими контрольных работ.

Выбрать вариант контрольной работы необходимо, пользуясь таблицей, где под шифром следует понимать номер зачетной книжки. Самовольно менять номер контрольной работы запрещается. Контрольные работы, выполненные не по своему варианту, не рецензируются.

Пред последняя цифра шифра     Последняя цифра шифра
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

 

Контрольную работу необходимо рассматривать как своего рода письменный экзамен. Как правило, она состоит из развернутых ответов на ряд вопросов и решения задач и тестов. В контрольной работе студент должен, используя рекомендованную литературу, раскрыть содержание поставленных вопросов и выполнить практическое задание.

При подготовке контрольной работы кроме рекомендованной литературы необходимо использовать работы выдающихся экономистов, учебную литературу по курсу, статьи в экономических журналах.

При рассмотрении теоретических вопросов контрольной работы необходимо дополнить материалами, связанными с экономическими процессами, проходящими в стране, регионе.

Не допустимо простое переписывание учебных пособий и монографий, материал должен быть освоен и переработан студентами. В работе необходимо максимально учесть различные точки зрения по рассматриваемым проблемам. Качество контрольной работы оценивается, прежде всего, по тому, насколько самостоятельно и правильно студент раскрыл поставленные вопросы.

Первым этапом при подготовке контрольной работы должны стать поиск литературы, ее изучение и составление плана работы. Составление плана работы – важный этап, от его успешного выполнения зависит качество работы.

Контрольная работа должна включать краткое введение, изложение содержания темы, заключение и список использованной литературы.


Изложение содержания работы должно осуществляться последовательно в соответствии с поставленным планом. В тексте должны быть выделены все пункты (вопросы, параграфы) плана.

Оформление работы:

Текст контрольной работы должен быть оформлен в соответствии с требованиями принятыми в Международном университете в Москве (гуманитарном). Правильное оформление работы не только необходимо само по себе, но и значительно улучшает работу. Текст контрольной работы печатается на странице формата А-4 (210.297 мм). Поля 20 мм - сверху и снизу; 25 мм-справа и слева. Редактор Word 6.0-95 или 97. Темы вопросов печатаются строчными буквами, шрифт жирный, размером 13 кегель. Страницы контрольной работы должны быть пронумерованы.

Если в ходе изложения материала необходимо процитировать что-либо из использованной литературы необходимо оформлять ссылки на источник цитирования. Существует два способа оформления ссылок: сноски и примечания. Сноски оформляются внизу страницы, на которой расположена цитата. Для этого в конце цитаты ставится цифра, обозначающая номер цитаты на данной странице. Внизу страницы под чертой, отделяющей сноску от текста, этот номер повторяется и за ним следует название книги, из которой взята цитата, и через точку-тире, - номер цитируемой страницы. Например:

1. Эклунг К. Эффективная экономика. Шведская модель. М.: Экономика,1991.- С.162.

Если на одной и той же странице цитируется одна и та же книга, во второй сноске можно не повторять полностью ее название, а ограничиться следующим:

2. Там же. - С.37. Для книг на иностранных языках «Там же» заменяется словом «Ibid.» Если та же книга цитируется в следующий раз не на той же странице, то указывается ее автор, а вместо названия пишется «Указ. Соч.». Например: 1. Эклунг К. Указ. Соч.-С.38. Для книг на иностранных языках «Указ. Соч.» заменяется словами «Ор. Cit.»

Применение ссылок в форме примечаний в контрольных работах менее желательно. В случае необходимости они оформляются следующим образом: все цитаты в тексте подвергаются сплошной нумерации от начала до конца или нумерация разбивается по темам; эта нумерация повторяется в конце текста, и под каждым номером в ней стоит соответствующая ссылка.

В особом внимании нуждается список литературы. Каждая использованная книга должна быть соответствующим образом описана. В это описание должны входить: фамилия и инициалы автора (если таковой имеется), полное название книги (с подзаголовками, которые могут идти после запятой, через точки, после двоеточия, в скобках и т.д.), после косой черты- данные о переводчике (если это перевод) или о редакторе (если книга написана группой авторов), данные о числе томов (отдельно опубликованных частей, если таковые имеются), после тире - название города, в котором издана книга, после двоеточия - название издательства, которое ее выпустило, и, наконец, после запятой - год издания. Например:


Линдерт П. Экономика мирохозяйственных связей: Пер. с англ./ Общ. Ред. и предисл. О.В.Ивановой. М.:Экономика,1992. Если вы не указываете издательство (что допустимо в контрольных работах), то каждая часть описания книги должна отделяться от предыдущей точкой и тире. В этом случае оформление будет выглядеть следующим образом:

Линдерт П. Экономика мирохозяйственных связей: Пер. с англ./ Общ. Ред. и предисл. О.В.Ивановой. М.- 1992.

Структура работы должна быть четкой и обоснованной, так чтобы была видна логика решения проблемы. Следует избегать безапелляционных и вообще слишком резких заявлений, а также не допускать грубых грамматических или фактических ошибок.

Контрольная работа выполняется в межсессионный период в сроки установленные учебным планом. Выполненные в соответствии с методическими указаниями письменные контрольные работы представляются для рецензирования преподавателю. Качественно выполненная контрольная работа, не имеющая серьезных замечаний, допускается к защите. Без защиты контрольной работы студент к экзамену не допускается. При защите контрольной работы нужно показать хорошее понимание вопросов по рассматриваемым темам, умение раскрыть содержание категорий и законов мировой экономики, увязать теорию с практикой, а также суметь ответить на замечания, изложенные в рецензии, и на вопросы, поставленные в ходе защиты. Работа не допускается к защите в тех случаях, если она выполнена несамостоятельно, если основные вопросы темы не раскрыты, задача решена неверно, в тексте содержатся ошибочные положения, научный аппарат оформлен неправильно, текст написан небрежно.

Одной из форм академической работы по предмету является подготовка докладов. По объему доклад составляет 5-10 страниц и предназначен для чтения на семинарском занятии. Доклад представляет собой мини-исследование и должен отвечать двум важнейшим требованиям: доклад должен носить научный характер и быть интересным для слушателей. При подготовке доклада необходимо привлечь широкий список литературы и источников и в конечном итоге показать свои способности к научной работе. В методических указаниях дана только примерная тематика докладов по предмете. Студенты могут самостоятельно сформулировать тему доклада, согласовав ее с преподавателем.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Тема 1. Предмет и задачи курса. Экономическая мысль античности и средневековья

Цель и задачи курса «история экономических учений»: его практическое значение. Основные этапы развития экономической теории. Экономическая мысль древней Греции и древнего Рима. Экономические взгляды Аристотеля. Экономическая мысль средневековья. Фома Аквинский о богатстве, проценте и «справедливой цене».

Вопросы для самопроверки изученного материала:

1. Определите предмет курса «история экономических учений».

2. Общее и различие в экономической мысли Древней Греции и Древнего Рима.

3. Решение проблемы «справедливой цены» у Аристотеля.

4. Как понимал Фома Аквинский «справедливую цену» и богатство.

5. Отношение в эпоху средневековья к кредиту и проценту.

 

Тема 2. Первые экономические школы:







Date: 2015-07-23; view: 505; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.015 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию