Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 4. Индия
Учебные вопросы: 1. Доарийский период: индская цивилизация. (XXIII-XVIII вв. до н.э.). 2. Ведийский период: возникновение индийской цивилизации (XVIII-VI вв. до н.э.). 3. Буддийский период: религиозная реформация (V-III вв. до н.э.). 4. Классическая эпоха: возникновение и утверждение индуизма (II до н.э.-V в.). 5. Индия в период феодализма: начало иностранного влияния (V-XVI вв.). 6. Современная Индия: формирования модернизационного вектора. 1. Доарийский период: индская цивилизация. (XXIII-XVIII вв. до н.э.) Естественные условия Индии сложны и разнообразны. Индия представляет собой полуостров, почти материк, отделённый от всего окружающего мира двумя океанами и горным хребтом – Гималаев. Центральная часть Индии – Декан мало приспособлена для жизни, особенно в местах с сухим климатом. Наиболее благоприятными и удобными для раннего расселения людей являлись обширные районы Северной Индии, большие равнины Индии и Ганга. Распределение осадков крайне неравномерно и в некоторых районах недостаточно для развития земледельческого хозяйства. Это заставляло людей ещё в древности прибегать к искусственному орошению. Обилие воды, плодородная почва и мягкий климат способствовали раннему развитию земледелия именно в Северной Индии. Население Индии ещё в древности отличалось пестротой и разнообразием. Коренным населением Индии считаются дравиды (мелано-индусы), которые образуют обширную и сложную, очевидно смешанную этническую группу, населяющую главным образом среднюю и южную часть Индии. В долине Инда земледельческие поселения возникли не сразу и не одновременно. Из какого-то одного центра, где раньше всего сложилась городская культура, происходило постепенное расселение ее создателей. Самые большие из известных науке древних городов — Хараппа и Мохенджо-Даро. Последний занимал площадь 2,5 кв. км., а его население насчитывало 35 тыс. чел. Основным строительным материалом был обожженный кирпич, но применялся также и сырец. Большое внимание в городах уделялось водоснабжению и системе канализации. На улицах строились общественные колодцы, а на улицах имелись специальные отстойники, куда стекались нечистоты. Индская долина была одним из древнейших центров земледелия на Востоке. Здесь с давних времен выращивали различные земледельческие культуры: пшеницу (двух сортов), ячмень, кунжут, бобовые. Немалое значение имело скотоводство. Из домашних животных были известны овца, коза, корова, кошка, собака. Разводили и кур. Есть предположение, что был приручен слон. Медь и бронза были основными металлами, из которых изготовляли орудия производства, сосуды, оружие, ремесленные изделия. В это время уже хорошо были известны плавка, литье и ковка металлов. Не утратил своего значения и камень, из которого делались многие орудия и украшения. Политическая организация Индской цивилизации до сих пор является предметом спора среди ученых, хотя открытие цитаделей в Мохежджо-Даро, Хараппе и Калибангане дает основание говорить, о классовом расслоении. Двумя наиболее крупными городами были Мохенджо-Даро и Хараппа, которые, по мнению некоторых ученых, являлись двумя столицами либо одного, либо двух политических объединений. Вопрос о том, откуда и как управлялись все поселения этой значительной по территории цивилизации, до сих пор остается нерешенным, но обращает на себя внимание существование единой системы мер и весов, письменности, сходных норм строительства, одинаковою планирования и т. д. О религиозных воззрениях населения Индской цивилизации говорят храмы и некоторые скульптуры, посвященные мужскому трехликому божеству – покровителю и защитнику скота. До сих пор остается не прочитанной письменность Индской цивилизации, но сам факт ее существования свидетельствует о высоком уровне развития этой культуры. По мнению ученых, язык хараппских текстов может быть отнесен к дравидийской группе. Среди ученых ведутся большие споры о причине упадка хараппских центров. Наиболее популярной была точка зрения, согласно которой причиной заката всей цивилизации было вторжение арийских племен. Однако новые исследования показали, что ряд городов пришел в упадок еще до появления каких-либо иноземных племен, в результате внутренних причин. Другие исследователи утверждают, что главной причиной разрушения Мохенджо-Даро были наводнения. Город несколько раз заливало водой, и, в конце концов, население вынуждено было его покинуть, уйти в другие области.
2. Ведийский период: возникновение индийской цивилизации (XVIII-VI вв. до н.э.) В XVIII в. до н.э. в Индию пришли из Ирана Индоарийские племена. Основными их занятиями были кочевое скотоводство и в меньшей степени земледелие. Развитию земледелия, переходу населения к оседлому образу жизни способствовало появление железа, которое стало известно в Северной Индии в XI в. до н.э., но широкое распространение получило позднее. Населению были известны многие злаки: ячмень, рис, пшеница, бобовые. Рис не был известен ариям до их прихода в Индию, и искусство его выращивания они заимствовали у местных племен. Наряду с земледелием большую роль в жизни племен играло скотоводство. В свящённых текстах неоднократно говорится, что владение скотом составляет главное богатство человека. Основными средствами передвижения были повозки, запряженные волами, и колесницы, запряженные лошадьми. Арийские племена жили в небольших укрепленных поселениях, которые мало чем напоминали крупные города Индской цивилизации. В обществе уже наблюдалось имущественное неравенство. Наряду с богатой верхушкой, владевшей значительным количеством скота, существовали и беднейшие слои. Появилось рабство. Политическая организация племен была достаточно сложной. Все вопросы внутренней жизни и управления решались полноправными общинниками на собраниях племенных коллективов – ганов. Общины состояли из больших патриархальных семей. Родовые связи были еще очень сильны, и влияние рода сказывалось во всех областях жизни. Женщины не имели права присутствовать на заседаниях общины и вообще не имели никаких политических прав. Образование государства было длительным процессом, который сопровождался сохранением в течение долгого времени пережитков старой политической организации. Большую роль продолжали играть народные собрания, оказывавшие влияние при назначении царя. Постепенно из собрания соплеменников они становились собранием знати, приближенных царя. Племенная дружина постепенно перерастала в постоянное войско во главе со специальным начальником. Царь и профессиональные воины сражались на колесницах, свободные общинники – в пешем строю. Появление сословий – варн было связано с разложением первобытнообщинного строя и развитием общественного и имущественного неравенства. Военная знать составила варну кшатриев, жрецы – брахманов, свободные общинники образовывали варну вайшьев, затем оформилась варна шудр, занимавших самое низкое положение в социальной иерархии. Несмотря на различия в положении, брахманы и кшатрии составляли привилегированную и богатую группу, жившую за счет трудящегося и зависимого населения. Самой многочисленной была варна вайшьев, куда входили свободные общинники, земледельцы, торговцы. Вайшьи являлись основным податным сословием. Они сохраняли некоторые политические права и даже участвовали в решении ряда государственных дел. Три высшие варны считались «дважды рожденными», их представители имели право на посвящение в священные тексты и культы; шудры же раcсматривались как «однажды рожденные» и были лишены этого права. Для религиозной системы был характерен политеизм – почитание большого числа богов и божеств, отличавшихся антропоморфизмом. Они разделялись на три группы в связи с представлением о тройственном делении мира: небо, земля и «антарикша» (пространство между землей и небом). Каждой из этих трех сфер соответствовали свои божества. К небесным богам относились бог солнца Сурья, бог утренней зари Ушас и поддерживающий миропорядок бог Варуна. Среди земных богов самыми почитаемыми были бог огня Агни и бог опьяняющего напитка Сома. Божествами антарикши считались бот грозы Рудра, бог ветра Вайю и могущественный бог Индра. Позднее оформилась группа «абстрактных» божеств, функции которых были неопределенны и не увязывались с трехчленной моделью мира: бог речи Вач, бог веры Шраддха и др. Характерной чертой пантеона было отсутствие строгой индивидуализации богов и распределения их функций. Древнейшим памятником духовной культуры Индии являются Веды, которые включают в себя собрание гимнов («Ригведа»), песнопений («Самаведа»), жертвенных формул («Яджурведа»), магических заклинаний («Атхарваведа»), толкований ритуальных текстов («Брахманы»), текстов для отшельников («Арапьякй») и религиозно-философских трактатов («Упанишады»). Самыми замечательными эпическими поэмами Древней Индии являются «Махабхарата» и «Рамаяна», которые получили оформление много позднее, в IV в. до н.э.-IV в., но основной сюжет этих поэм и многие рассказы, которые вошли в них, безусловно, уже существовали в первой половине I тыс. до н. э. На довольно высоком уровне находилась медицина, которой были известны секреты трав, способы их врачебного применения. К середине VI в. до н.э. в Северной Индии существовало множество государств. Ведущей силой здесь стало государство Магадха, основателем которого был царь Бимбисар (545/544-493 гг. до н.э.). Иное положение было в Северо-Западной Индии, где в отличие от долины Ганга не было крупного государства, способного объединить вокруг себя остальные племена и народы. Поэтому некоторые районы Северо-Западной Индии в конце VI в. до н.э. вошли в состав Ахеменидской империи.
3. Буддийский период: религиозная реформация (V-III вв. до н.э.) На смену государству Магадхов пришло государство Маурьев. При царе Ашоке (273-236 гг. до н.э.) государство Маурьев достигло особого могущества. Империя территориально расширилась и стала одной из крупнейших на древнем Востоке. Благодаря многочисленным эдиктам царя Ашоки мы имеем важные сведения об истории этого периода, о системе управления империей, о политике Маурьев. С помощью специальных чиновников Ашока стремился укрепить свое влияние в незавоеванных областях, обещая населению этих территорий любовь и заботу императора, свое отцовское расположение и всяческую поддержку. В магадхско-маурийскую эпоху происходит дальнейшее усиление монархической власти и постепенное падение роли институтов племенного управления. С маурийским периодом связано широкое распространение в Индии буддизма. Возникший за несколько веков до эпохи Маурьев как небольшая секта бродячих монахов буддизм к III в. до н.э. стал одним из главных течений в духовной жизни древнеиндийского общества. В это время существовала организованная буддийская община – сангха, были оформлены основные канонические сочинения, в собственно буддийских эдиктах – учение Будды. Эти моральные правила в основном включали послушание родителям, уважение к старшим, щедрость, неубиение живых существ и т. д., то есть, они касались норм поведения человека, не являясь специфическими ни для буддизма, ни для брахманизма или какого-либо другого религиозного течения. Это были традиционные этические положения, хорошо понятные различным слоям населения независимо от этнической и религиозной принадлежности. Свод моральных принципов назывался «дхармой». Стойкому и верному в дхарме обещались милость царя, благополучие и достижение неба. Принципы дхармы, согласно эдиктам царя Ашоки, должны были стать общими для населения всей империи и как бы подняться над нормами варн, объединений и разных социальных групп. Политика распространения принципов дхармы составляла одну из важнейших частей общей политики Ашоки. Были назначены особые государственные чиновники – дхарма-махамары, которые наблюдали за выполнением норм дхармы. Такая политика позволяла осуществлять контроль за различными группами населения и бороться с сепаратизмом. Пробуддийская политика царя Ашоки вызвала сильное недовольство последователей ортодоксального учения брахманизма. В результате чего власть Ашоки была свергнута. Магадхско-маурийский период был важным этапом в экономическом развитии древней Индии. В эту эпоху сложились основные черты социально-экономического строя древнеиндийского общества, началось широкое распространение железа, которое нашло применение и в земледелии, и в ремесле. Дальнейшее развитие получило искусственное орошение. Немалое значение в хозяйстве играло и скотоводство. Происходил рост городов, которые становились центрами ремесла и торговли. В торговле, как и в ремесле, существовала специализация. Каждая область занималась продажей какого-либо определенного товара. Кроме сухопутной получили развитие речная и морская торговля. В источниках рассказывается о том, как индийские купцы совершали морские путешествия, длившиеся по полугоду. В V-IV вв. до н.э. появляются деньги (медные и серебряные) и развивается денежное обращение. По сравнению с предшествующим периодом рабство в магадхско-мауриискую эпоху получило значительное развитие. Раб рассматривался как вещь и даже как одна из разновидностей домашнею скота. Рабами владели различные категории населения Рабы были и в царском дворце, и в домах зажиточных горожан, и в деревенских общинах. Раб не распоряжался сам собой, его могли подарить, продать, заложить, проиграть в кости. Для древнеиндийского рабства были характерны некоторые специфические черты, прежде всего незрелость, патриархальность. Рабский труд был очень близок к труду свободных наемных работников. Другой особенностью рабства было широкое использование рабского труда в домашнем хозяйстве, составлявшем важную основу жизни древних индийцев. В магадхско-маурииский период сословно-кастовый строй уже не только сложился, по был одним из важнейших факторов в структуре общества. Деление на варны существовало наряду с основным делением на классы. В Древней Индии махадхско-маурийского периода, немалую роль играли республиканские объединения, обозначаемые в индийских источниках терминами «гана» и «сангха». В эпоху Маурьев они представляли слои государства, где не было единодержавной власти царя, т. е. они являлись республиками. Гана принимала основные решения, которые имели форму обязательных постановлений для всех жителей, в том числе, и для самых влиятельных. Кто осмеливался нарушить эти законы, подвергался наказанию. В некоторых республиках гана являлась своего рода народным собранием всех полноправных свободных жителей. 4. Классическая эпоха: возникновение и утверждение индуизма (II до н.э.-V в.) Еще при последних Маурьях многие области Северо-Западной Индии фактически стали независимыми от центральной власти. Во II в. до н.э. Северо-Западная Индия вошла в состав Кушанского государства, которое стало одной из сильнейших держав древнего мира, конкурируя уже с Китаем, Римом и Парфией. После падения Кушанской империи наступил длительный период политической раздробленности, продолжавшийся до начала IV в., затем стала складываться новая мощная Гуптская империя. О первых правителях Гуптской династии известно очень немного. Основателем ее был Гупта, носивший титулы раджи и махараджи. Наивысшего расцвета Гуптская империя достигла при Чандрагупте II, которому удалось захватить долину Ганга и Западную Бенгалию. После его смерти началась упорная борьба с гуннами-эфталитами, племена которых вторглись в Индию. Кушано-гуптский период был отмечен дальнейшим прогрессом в развитии сельского хозяйства, особенно земледелия. Расчищались новые земельные участки, осушались болота, роль земледельческого хозяйства постоянно возрастала. Государство старалось заинтересовать земледельцев в освоении необработанных земель, лесных массивов. По закону, тот, кто очищал лес и делал земельный участок пригодным для обработки, становился его собственником. В богатых влагой областях выращивали рис. Известны были не только многие сорта риса, но и пшеница, ячмень, сезам, бобовые, чечевица, а также огурцы, бетел, лук, чеснок, тыква, сахарный тростник, пряности. Получает особое развитие садоводство, появляются новые сорта фруктов и овощей (например, персики, груши). Древние индийцы знали манго, апельсины, виноград, бананы. Широкое распространение получила кокосовая пальма. Государство по-прежнему старалось держать под своим контролем земельный фонд, а община — затормозить развитие частного землевладения, но процесс сосредоточения земли в частных руках неуклонно развивался. В первые века нашей эры увеличивается число пожалований частным лицам и, главное, постепенно меняется характер этих пожалований. В предшествующий период пожалование касалось лишь права пользования землей без каких-либо прав над крестьянами, оно было временным — на срок исполнения служебных обязанностей. Теперь же оно все чаще приобретает наследственный характер. Это укрепляло права частных владельцев и делало их довольно независимыми от центральной власти Существенные изменения происходили в положении непосредственных производителей — рабов, свободных общинников и наёмных работников. Проявляется явная тенденция ограничить превращение временных рабов в пожизненные, фиксируются обязанности хозяев, за нарушение которых мог накладываться на рабовладельца даже штраф. Условия освобождения рабов, особенно временных, были значительно облегчены. Более высокого уровня развития в первые века нашей эры достигло ремесленное производство. Своим искусством славились индийские металлурги и литейщики. До сих пор остается загадкой, каким образом им удалось в V в. сделать железную колонну (высотой более 7 м и весом более 6 т), которая, несмотря на влажный климат, не подвергалась коррозии и ржавчине. Изделия ювелиров ценились далеко за пределами Индии. Дальнейшее развитие получило ткачество, особенно изготовление изделий из хлопчатобумажных тканей. Эти ткани наряду с шелковыми вывозились в Европу, где ценились очень дорого. В первые века нашей эры на первый план все больше выдвигалось реальное положение человека, его имущественный статус, родовитость теряла первенствующее значение. Постепенно наметились изменения и в религиозной жизни. Произошёл упадок буддизма, на который все большее влияние оказывал Индуизм. В буддийских монастырях появились даже изображения индуистских божеств. Сам Будда был объявлен одним из воплощений бога Вишну. К VIII-XV вв. индуизм окончательно ассимилирует все индийские религиозные направления. Первые века нашей эры ознаменовались важными научными достижениями. Особое развитие получили математика, астрономия, медицина, химия. Появляются научные трактаты по различным научным дисциплинам. В математике было точно установлено значение π, равное 3,1416. В это время была уже известна и теорема, известная нам как теорема Пифагора, решались линейные уравнения с двумя неизвестными. Древние индийцы ввели систему исчисления с применением нуля, были известны синус и косинус.
5. Индия в период феодализма: начало иностранного влияния (V-XVI вв.) Индийская форма феодализма отличалась от европейской, в частности, преобладанием государственной собственности на землю. В Индии иерархическая структура господствующего класса была слабо развита. Землевладелец, как правило, не вел своего манориального хозяйства, поэтому барщины не существовало. Принудительный неоплачиваемый труд применялся большей частью только на строительстве крепостей, оросительных сооружений и т. п. Рента с крестьян обычно взималась в форме фиксированного государственного налога. Правитель жаловал землевладельцу не конкретную землю, а лишь условную территорию, с которой должны были поступать определенные суммы государственного налога. Вместе с тем между общественным строем средневековой Европы и Индии имелись важные черты сходства. И там и тут экономика базировалась на ручном труде. В начале VII в. арабы, вторгшись в Индию с севера, завоевали территорию Синда и утвердили там свою власть. Синд обособился, но это не повлияло на историю остальной Индии. Однако с начала XI в. Индия стала ареной набегов тюркских завоевателей-мусульман. Индийские княжества не могли противостоять этим нашествиям, и постепенно на севере Индии утвердилось крупное государство – Делийский султанат, которое распространило впоследствии свои завоевания на юге и оказало значительное влияние на всю историю Индии. Однако тюркские военачальники не могли радикально изменить методы хозяйствования, сложившиеся в Индии в течение столетий. По существу отношения между крестьянами и феодалами остались прежними, хотя были несколько видоизменены формы феодальной собственности. В первую очередь усилилась государственная собственность на землю: это давало завоевателям возможность содержать сильную армию и властвовать над чуждым им населением. Климат Индии позволял выращивать два урожая в год, а в некоторых местах на орошенных землях можно было собрать даже третий урожай. Основными зерновыми культурами были просо и рис, причем был известен 21 сорт риса. Кроме того, выращивали пшеницу, ячмень, различные сорта гороховых, многие виды овощей и фруктов, сахарный тростник, масличные культуры. Увеличилась запашка под индиго, являвшемся самым распространенным красителем тканей, а также посадка тутовых деревьев для питания шелковичных червей. В Делийском султанате возросло число ремесленного населения. Сельские ремесленники являлись членами деревенской общины. Встречались ремесленные поселения и городские посады, главным образом ткачей, а также оружейников, медников и т. п. Ремесло оставалось кастовым занятием. Свои изделия городской ремесленник продавал тут же на месте или на базаре. Был известен также ряд строительных специальностей – каменотесы, каменщики и т. п. С установлением в Индии власти Делийского султаната страна оказалась включённой в культурную орбиту мусульманского мира. Идеи ислама начали проникать в Синд еще в VII в., а в остальные части Северной Индии – с IX в. В Делийском султанате ислам был государственной религией, но никогда не был единственной. К концу господства Делийского султаната на большей части Индии мусульмане представляли правящий класс. Мусульманами являлись большинство военачальников и воинов делийских армий, наместники и чиновники в городах. С другой стороны, сбор налогов оставался в руках индусов, они же составляли основную массу купцов и ростовщиков. Крестьяне тоже, как правило, исповедовали индуизм. Несмотря на ожесточенные схватки между индусами и мусульманами, длительное совместное проживание в одной стране привело к взаимному проникновению идей и обычаев. Индийские мусульмане переняли кастовый строй, поклонение местным божествам, которое превратилось в почитание в действительности никогда не существовавших мусульманских святых, частично приняли практику йогов, стали участвовать в индусских праздниках, и сам индийский ислам получил пантеистическую окраску. С другой стороны, на индусов оказали влияние идеи мусульманского братства, практика суфийских орденов и их учение о наличии разных дорог к единению с богом. В XVII в. феодально-централизованная Могольская империя смогла и подчинить себе Северную Индию и долину Ганга. Основателем новой империи был Захируддин Мухаммад Бабур (1525—1530 гг.). Население, вошедшее в состав Могольской империи принадлежало к многочисленным племенам и народам, оговорило на разных языках, находилось на разных уровнях общественного развития и было разделено кастовыми перегородками и религиозными воззрениями. Однако большинство жило в узком мирке сельской общины. Крестьяне уплачивали ренту государству в виде налога с земли. Хотя правительство и было заинтересовано в бесперебойном поступлении этой ренты-налога, но в хозяйственную деятельность крестьян ни государство, ни феодалы не вмешивались. Сельская община в Могольской Индии была сложным организмом. Как владелец земли, община распоряжалась небольшой территорией обычно вокруг одной деревни, и общинная верхушка ведала раскладкой и сбором налогов с обрабатываемой земля на этой площади. Староста и писец, с одной стороны, были представителями общины, а с другой – состояли на государственной службе. В Могольской империи существовали две формы государственной собственности на землю – халиса и джагир. Вся завоеванная территория поступала в фонд государственных земель, именовавшийся халиса. Из этого фонда правитель раздавал пожалования различным священнослужителям и богословам. Халиса был чисто государственной собственностью. Джагир – условное пожалование. Получавший его обязывался содержать соответствующие отряды войск, из которых и состоял основной костяк армии правителя. Земля, отданная в джагир, продолжала считаться государственной собственностью, не передавалась по наследству и после смерти владельца отходили в казну.
Date: 2015-07-23; view: 333; Нарушение авторских прав |