Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социальная организация. Древнеегипетское государство имело черты централизованной деспотии, опиравшейся на разветвленный бюрократический аппарат
Древнеегипетское государство имело черты централизованной деспотии, опиравшейся на разветвленный бюрократический аппарат, чьей основой являлись обширные ресурсы земли, рабочей силы и продуктов питания. Институт власти фараона сложился в Египте в период объединения Верхнего и Нижнего Египта. Фараон являлся главой государственной и военной власти, верховным собственником земли, которую жаловал своим чиновникам, храмам и лично жрецам, главой культа и посредником между землей и небесами. Религиозный институт был неразрывно связан с институтом власти. Одной из главных функций царской власти была организация оросительной системы в Нильской долине и поддержание ее в порядке. В Египте были сильны традиции матриархата. Первоначально право на престол передавалось по женской линии, и многие фараоны были вынуждены заключать браки со своими родными или двоюродными сестрами, чтобы их власть признавалась законной. Уже в период Древнего царства в Египте стожилась развитая, всеохватывающая и строго иерархированная система администрации, которая по сути дела заполонила собой все сферы жизни. Наместниками фараона чаще всего назначались его родственники. Они управляли провинциями и одновременно, владея пожалованными или принадлежащими им землями, являлись крупными собственниками. Это придавало египетской деспотии патриархальный характер. Высший уровень власти являл собой разветвленную и специализированную систему управления. Во главе ее стоял министр чати (джати), должность которого возлагалась на одного из самых близких родственников фараона или наиболее титулованного сановника-вельможу. Чати держал в своих руках все рычаги администрации и лично возглавлял судебное ведомство, протокольное (архивы, документация и т.п.), государственную сокровищницу, отвечал за деятельность централизованных хранилищ и мастерских, за организацию крупных строительных проектов, включая возведение пирамид, наконец, за деятельность региональной и местной администрации. Ему подчинялись руководители специализированных управлений, каждое из которых имело свой штат и подразделения. Уже во второй половине IV тыс. до н.э. древнеегипетское общество несло явные черты глубоко зашедшей дифференциации. В этот период возник и институт рабства. Тем самым, наметились контуры основных прослоек древнеегипетского общества: 1) потомки родоплеменной знати, жречество, титулованное и нетитулованное чиновничество, воинство; 2) крестьяне и ремесленники; 3) зависимые подневольные – слуги царя, а также увеличивающаяся прослойка рабов. При всем спектре полномочий фараона успешное достижение политической стабильности в египетском государстве зависело от того, насколько умело он сможет балансировать между выгодами господствующего класса общества и своими собственными интересами. Светская номовая знать, владевшая землями, пожалованными за службу фараону и наследственными землями («личный дом»), была силой, оспаривавшей власть у фараона. Особенно укрепляла свои позиции во времена смут, создавая деспотии в миниатюре. Однако отсутствие сильно единоличной власти тут же сказывалось на экономическом состоянии страны, что снова вызывало острую необходимость в централизации. Жреческое сословие на протяжении всей истории Египта представляло опасность для фараона как сильнейший конкурент за реальную власть в государстве. В отличие от светских владык жреческое сословие практически не знало внутренних расколов. Жрецы были хранителями тайных знаний, поэтому тайная борьба между фараоном, его приближенными и мощной корпорацией жрецов отличалась крайней жестокостью и изощренностью. Фараоны, опасаясь влияния светской аристократии, задабривали жрецов, отдавая им в собственность земли и города. Высокое положение в обществе занимал многочисленный аппарат чиновников всех уровней, необходимый для управления государством. В период Среднего царства появился новый пласт работников, который полностью состоял из нетитулованного чиновничества. Данный слой сформировался из людей незнатного происхождения, которые привыкли повиноваться и не претендовали на то, чтобы вершить большие дела. Благодаря нетитулованному чиновничеству вокруг фараона сформировался «защитный барьер», что давало ему возможность сохранить свои политические позиции. Особую категорию составляли воины, находившиеся на постоянной службе и получавшие снабжение от государства. После удачных походов устраивалась раздача земель, рабов, кроме того, воины жили за счет разграбления захваченных земель. В мирное время их часто привлекали к тяжелым работам. Крестьянская община была поглощена властью и входила в состав царских, храмовых и вельможных хозяйств. При этом община не исчезла полностью, а постепенно трансформировалась в постоянные сельские поселения. Слуги царя-«хемуу» были лишены прав собственности на оружие и средства производства, но владели небольшим личным имуществом. Их труд использовался в царском, храмовом и частном хозяйстве, за что они получали скудное пропитание. В эпоху Нового царства в связи с развитием частного землевладения, товарно-денежных отношений, с расширением внутреннего и внешнего рынков из «слуг царя» выделилась новая социальная группа – торговцы. Развитие хозяйства позволило торговцам и ремесленникам за счет продажи продукции на рынке значительно повысить свой статус. Началось постепенное размывание сословных границ в древнеегипетском обществе, в котором главную роль для занятия положения и получения влиятельного социального статуса каким-либо членом общества играло не только происхождение, но и материальное благосостояние. Зародилась новая категория египетского общества «немху», правовой статус которых мог варьироваться от низшего к более высокому. В эту категорию входили земледельцы, ремесленники, воины, мелкие чиновники. Рабы-«баку» («говорящие орудия»), известные еще в эпоху Древнего царства, формировались как из внешних (военнопленные), так и внутренних (бывшие соплеменники) источников. Они становились собственностью центральной и местной власти, знати, храмов, ремесленников, составляли лишь часть личного имущества собственника и могли быть куплены или проданы. Особенно широко труд рабов применялся во времена Нового царства, хотя основным производителем материальных благ по-прежнему оставалось трудовое население Египта, обложенное повинностями.
Date: 2015-07-23; view: 617; Нарушение авторских прав |