Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Духовная культура
Для религиозных верований древних египтян было характерно многобожие (политеизм). Политеизм объединенного Египта – вполне закономерное следствие слияния местных номовых религий додинастического Египта. В каждом номе и городе был собственный особо почитаемый бог и пантеон богов, олицетворявших силы природы или различные виды человеческой деятельности. Одним из важнейших богов был Ра – бог Солнца. Осирис – бог смерти, олицетворявший умирающую и воскрешающуюся природу, отвечал за урожайность полей. Египтяне верили, что после смерти и воскрешения Осирис стал царем подземного царства. Важнейшей богиней была Исида, жена и сестра Осириса, покровительница плодородия и материнства. Хатор была богиней женщин и детей. Анубис был богом мертвых. Бог Гор был связан с живущим фараоном. Бог Луны был одновременно и богом письменности. Богиней истины и порядка считалась Маат. Изначальная девятка богов называлась Энеадой. Великий пантеон богов в разных формах почитали везде. Поклонялись не только богам, но животным и растениям. Они считались воплощениями божества и часто изображались в виде существ с телом человека и головой животного. Существовали специальные захоронения культовых животных. Важнейшей чертой древнеегипетской культуры является сакрализация государственной власти, т.е. наделение ее священными свойствами. Объединение Египта в конце IV тыс. до н.э. ускорило создание института поклонения, примером чему служат ритуальные каноны, обряды и строительство гробниц фараонов. В Египте в отличие от всех существовавших цивилизаций, сакрализация достигла максимально возможного уровня. В ее основе лежала доктрина божественного происхождения фараона, который считался богом, а не верховным жрецом, как это было в других древневосточных государствах. Египетское многобожие не способствовало действительной централизации государства. Фараон Аменхотеп IV выступил как религиозный реформатор, пытаясь утвердить культ одного бога. Это была первая в истории человечества попытка установить единобожие. Он ввел новый государственный культ, объявив истинным божеством солнечный диск под именем Атона. Столицей государства он сделал город Ахетатон и сам принял имя Эхнатон, что означало «угодный богу Атону». Он пытался сломить могущество старого жречества и старой знати: культы всех прочих богов были отменены, их храмы закрыты, а имущество конфисковано. Однако реформы Эхнатона вызвали сильное сопротивление мощного и многочисленного слоя жрецов и оказались недолговечными. Консерватизм, присущий мировосприятию египтян, одержал верх. Преемники фараона-реформатора вскоре вынуждены были пойти на примирение со жрецами. Культы старых богов были восстановлены, позиции местного жречества вновь усилились. Процесс мироздания, как он представлялся древним египтянам, может быть представлен следующим образом: 1) водная бездна, водный хаос; 2) витающий над ней дух; 3) сотворение света; 4) появление из бездны первозданной суши. В представлении древних египтян, процесс сотворения мира, в котором обитает человеческий род, – первый акт божества. Созданный божеством мир постоянно находится под угрозой гибели, уничтожения его силами мрака и хаоса. Бог, создавший мир, ведет постоянную борьбу за его бытие против стремящихся поглотить мир сил хаоса и мрака. Борьба за бытие мира мыслилась как нечто вполне конкретное и материальное. Хаос, первобытный океан, находящийся вне созданного богом мира, стремится уничтожить этот мир и даже его создателя - солнце (бог Ра). Каждый раз, когда солнце скрывается за западным горизонтом и погружается в подземный мир, оно сталкивается с силами тьмы и хаоса и вступает с ними в ожесточенную борьбу. Всякий раз оно побеждает и восходит на восточном небосклоне, озаряя своими лучами, перед которыми отступают силы тьмы и хаоса, как бы возрожденный, обновленный, заново утвержденный мир. Итак, бытие мира - это извечная, непрекращающаяся борьба между силами хаоса и порядка, тьмы и света. Созданию людей в древнеегипетской космогонии уделяется внимание явно недостаточное. Люди существуют уже в самом начале творения, т. е. хронологически до богов. По одной версии, люди возникли из слез бога Ра, по другой – их создавал бог Хнум на своем гончарном круге. Высокого уровня в Древнем Египте достигли различные виды искусства, которые были, прежде всего, составной частью заупокойного ритуала. С древности развивались музыка, изобразительное искусство, скульптура и архитектура. В более поздний период развились религиозная драма и светский театр. Раннее изобретение письменности способствовало развитию высокохудожественной словесности во всех ее основных литературных жанрах. До нас дошли древние мифы, сказки, повести, басни, дидактические произведения, философские диалоги, гимны, молитвы, плачи, эпитафии, любовная лирика. В Египте появился уникальный литературный жанр – книги мертвых – религиозные тексты, которые помещали в гробницу. Кроме того, подобные надписи были обнаружены на стенах гробниц и саркофагов. Эти религиозно-магические тексты были призваны указывать умершему путь на том свете, помогать избегать всевозможных ловушек. Высокого художественного уровня достигли живопись и скульптура, которым присущи следующие основные черты: реализм, портретность, иерархичность и каноничность. В скульптуре с одной стороны, обязательно присутствовали опознавательные знаки социальной принадлежности, правильная передача анатомии и, особенно, подчеркивание мощной мускулатуры в изображении фараона; с другой – предполагалась портретность только вполне определенных статуй, чтобы одно из состояний вечной души – ка – могло узнать своего владельца. Другие статуи в той же гробнице могли быть «официальными», т.е. от них требовалось показать определенное социальное положение изображаемого. Изображение на плоскости – рельефы и росписи – не столько смотрелось, сколько читалось. Композиция была упорядочена, построчна, рисунок подчинен письму, характерен принцип фризового развития сюжета, разворачивающегося сцена за сценой. Художник показывал предмет не таким, каким видел его, а стремился отразить сразу все его характерные признаки. Предметы изображались как бы прямо и сбоку. Поэтому египетский рисунок необычен на наш взгляд: голова, локти и низ тела повернуты, плечи и глаз нарисованы прямо. Всем фигурам присуща величавая неподвижность, надмирное спокойствие, что являлось воплощением идеи постоянства, вечности загробной жизни. Египетское искусство существовало в жестких рамках канона (системы точных правил изобразительного искусства). Художественный эффект в каноническом искусстве достигался за счет незначительного варьирования форм внутри канонической схемы. Дальнейшее развитие эти приемы найдут в искусстве и эстетике Средневековья. Однако в развитии древнеегипетского искусства были периоды, внесшие значительный вклад в становление его самобытности. Так, особое место в культуре Нового царства отводится амарнскому периоду, когда создается совершенно новое как по форме, так и по содержанию искусство. Сюжеты передают повседневную жизнь царской семьи, индивидуальные портретные черты, интимные переживания, возникает новая форма некультовой пластики (скульптурный портрет Нефертити). В это время расцветает любовная лирика и появляются пародии. Расцвет амарнского искусства был кратким, однако оно повлияло на всё последующее развитие египетского искусства, в котором светские сюжеты заняли впоследствии прочное место. Искусство как искание и выявление одного только прекрасного было неизвестно в Древнем Египте. Древний египтянин любил красоту в природе, он хотел быть окруженным такой красотой у себя дома и за его стенами. Было стремление придать красоту всем предметам, но эти предметы служили какой-нибудь полезной цели. Так, в скульптуре преобладало практическое начало: великолепные статуи были сделаны не для украшения рыночной площади, а для того, чтобы быть замурованными в гробницах, где они могли быть полезны для умершего в загробной жизни. Этой же цели служила и настенная живопись в гробницах. В Древнем Египте все специальные знания концентрировались в небольшой группе жрецов. В частности, достаточно развитыми были астрономические знания (например, знание периодичности солнечных затмений), математические знания (например, создание десятеричной системы исчисления, оригинальной, антропоцентричной системы мер длины), медицинские знания (например, описание симптомов болезней, способов их лечения, типологизация болезней). Древние египтяне совершили целый ряд важных изобретений. Они изобрели часы (солнечные, водяные, песочные), внесли существенный вклад в развитие хирургии, создали плуг, лопату, мотыгу, составили один из первых календарей. Природный ритм оказал огромное влияние на развитие египетской цивилизации. Для предсказания наводнений был создан довольно надежный календарь. Было замечено, что разлив Нила наступает сразу же после того, как на ночном небе появляется Сириус – ярчайшая звезда. Восход Сириуса дал египтянам возможность оценить промежуток времени между двумя разливами Нила. Первоначально они определили длину года в 360 дней. Оставшиеся пять дней приобрели религиозный, культовый характер, они праздновались в конце года как время рождения богов. Создание такого календаря свидетельствует о довольно высоком уровне астрономических знаний в Египте. Египтяне создали своеобразную систему письма, включавшую в себя и идеографические (обозначающие понятия), и фонетические (обозначающие звуки) знаки. Первоначально каждый иероглиф соответствовал слову или даже целому понятию. Текст представлял собой комбинацию из идеограмм и фонограмм. Свитки, на которых производились записи, изготовлялись из папируса, росшего в болотистых низменностях Нижнего Египта. Писцы играли в египетском обществе роль верховных контролеров, которые должны были регистрировать любого рода информацию – от предсказаний урожая до штрафов, налагавшихся на преступивших закон. В целом, труд писцов имел огромное значение для сохранения и передачи египетской культуры.
Date: 2015-07-23; view: 298; Нарушение авторских прав |