Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
И стадиально-цивилизационного подходов
Формационный подход
| Первобытнообщинная формация
| Рабовладельческая формация
| Феодальная формация
| Капиталистическая формация
| Коммунистическая формация
| Стадилаьно-цивилизационный подход
| Дикость
| Варварство
| Аграрная цивилизация
| Идустриальная цивилизация
| Постиндустриальная цивилизация
| Доцивилизационный период
| Период цивилизации
| | | | | | | |
Как видно из таблицы, стадиально-цивилизационная периодизация позволяет лучше понять внутреннюю историческую динамику, происходящую в рамках первобытнообщинной формации и выражающуюся переходом от «дикости» к «варварству». И наоборот, формационная периодизация предлагает более детальный анализ исторических изменений, происходящих в рамках аграрной цивилизации и связанных с переходом общества от системы рабовладения к феодализму. Следует отметить, что совмещение на схеме «коммунистической формации» и «постиндустриальной цивилизации» весьма условно, поскольку эти понятия носят большей частью прогностический характер и имеют ввиду историческую перспективу человечества, предпосылки перехода к которой только лишь вызревают на современном этапе.
В обществознании утвердилось мнение о том, что формационная периодизация имеет очень ограниченную сферу применения, соответствует, в основном, лишь европейской истории и «не работает» за ее пределами, в то время как стадиально-цивилизационная периодизация является более универсальной и применима по отношению к любому обществу. Большая универсальность цивилизационного подхода, по мнению многих ученых, связана с тем, что он более всесторонне рассматривает развитие общества и тем самым позволяет преодолевать однобокость экономического детерминизма, свойственного формационному подходу.
Сопоставляя формационный и локально-цивилизационный подходы к изучению истории, необходимо, прежде всего, уяснить, насколько по-разному ими решаются ключевые вопросы методологического характера. Так, различное решение получает вопрос о соотношении объективных и субъективных факторов общественно-исторического развития. Согласно формационному подходу, объективные законы общественно-исторического развития, хотя и прокладывают путь через сознательную деятельность людей, носят всеобщий характер, непреложны и очищены от исторических случайностей и фиксируют абстрактно-теоретическую модель формации. Отражение реальности происходит на уровне сущности, в обобщенной теоретической форме, которая не учитывает специфику истории того или иного народа. В рамках же цивилизационного подхода считается, что единственным субъектом истории является человек. Именно его живое социально-историческое творчество в виде многообразных форм и продуктов трудовой, социальной и политической деятельности составляет содержание исторического процесса.
По разному осмысливается и соотношение роли материальных и духовных факторов общественно-исторического развития Согласно формационному подходу, решающую роль в развитии общества играют материальные (экономические) факторы, так как в соответствии с принципом экономического детерминизма устанавливается причинная обусловленность всех явлений, в конечном счете, уровнем развития производительных сил. Сторонниками же цивилизационного подхода все факторы общественно-исторического развития признаются равнозначными, но с приматом духовных ценностей, которые, в ряде случаев, даже определяют материальные условия жизни.
Принципиально различается понимание направленности исторического развития. В формационном подходе – это так называемое линейное построение, в соответствии с которым движение истории происходит поступательно от низшей формации к высшей. В цивилизационном подходе абсолютизация линейности неприемлема, здесь история развивается по линейно-концентрическим циклам.
Формационный и цивилизационный подходы несут в себе различные трактовки понятия «прогресс». С формационной точки зрения, прогресс определяется материальным производством, в связи с чем главным критерием прогресса считается степень развития производительных сил и экономического строя. При этом прогресс абсолютизируется, так как его развитие считается необратимым, а сфера его проявления – неограниченной, включающей в себя не только экономику, но и науку, культуру, личность. С цивилизационной точки зрения, основой прогресса является развитие духовной сферы, формирующих ее общечеловеческих ценностей, критерием прогресса – степень духовной свободы человека. Прогресс рассматривается как относительное явление, периодически сменяющееся регрессом.
Достоинства и недостатки формационного и цивилизационного подходов к изучению истории лучше всего выявляются в ходе той взаимной критики, которая нередко происходит между сторонниками этих подходов. Так, по мнению сторонников формационного подхода, его преимущества заключаются в том, что он позволяет:
- увидеть то общее, что было в историческом развитии различных народов;
- представить историю человеческого общества как единый процесс;
- установить определённые закономерности исторического развития общества;
- предложить определенную периодизацию всемирной истории и истории отдельных стран.
Напротив, цивилизационный подход, по их мнению, имеет следующие недостатки:
- при своем последовательном применении ведёт к тому, что становится невозможным взгляд на всемирную историю как единый процесс исторического развития человечества в целом;
- создает возможность полного отрицания единства человеческой истории, изоляции целых народов и обществ;
- сводит к минимуму возможности исследования закономерностей исторического развития человеческого общества.
В свою очередь, сторонники цивилизационного подхода видят его преимущества в том, что он дает возможность решить следующие проблемы:
- позволяет глубоко изучать историю конкретных обществ и народов во всем их многообразии и специфике;
- ориентирует на изучение тех сторон общественной жизни которые обычно выпадают из поля зрения сторонников формационного подхода (ценности, национальные особенности, духовная жизнь, психология и др.);
- ставит в центр исследования человеческую деятельность и человека.
По мнению сторонников цивилизационного подхода, недостатки формационного подхода заключаются в следующем:
- многие народы не проходили в своем развитии через все и даже через большинство формаций;
- большинство процессов политического, духовного, идейного, культурного порядка не могут быть без искажений и упрощений объяснены с чисто экономических позиций;
- последовательное применение формационного подхода неизбежно отодвигает на задний план роль человеческого фактора, человеческого фактора, человеческую деятельность;
- недостаточное внимание уделяется своеобразию, уникальности, неповторимости отдельных обществ и народов.
Таким образом, аргументы и контраргументы, выдвигаемые в споре между сторонниками формационного и цивилизационного подходов, лишний раз доказывают то, что преимущества того и другого подхода носят взаимодополняющий характер, ибо именно их сочетание будет способствовать более глубокому и всестороннему пониманию истории.
Исторические личности:
Данилевский Николай Яковлевич (1822-1885 гг.) – российский публицист, социолог; идеолог панславизма; его взглядам на историю были сваойственны элементы расизма: в предложенной им типологии цивилизаций народы по природе своей не признаются в равной мере способными к культурно-историческому творчеству; главный труд – «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германскому».
Ибн-Хальдун Абу ар-Рахим Абу Зейд (1332-1406 гг.) – арабский историк и философ, государственный и общественный деятель, игравший видную роль в политической жизни мусульманских государств Магриба; задолго до появления в европейской науке цивилизационного подхода предвосхитил его основные концептуальные идеи, его социальная философия явилась первой попыткой создания самостоятельной науки об обществе, которая послужила бы методологической основой для исторической науки и политической практики; главный труд – «Книга назидательных примеров и сведений из истории арабов, персов, берберов и других современных им могущественных народов».
Маркс Карл Генрих (1818-1883 гг.) – немецкий социолог, философ, экономист и общественный деятель; создатель концепции исторического материализма и составляющего его сердцевину учения об общественно-экономических формациях (марксизма); работы, специално посвящённые формационному подходу к изучению истории, отсутствуют; главные работы, в которых раскрываются основные положения исторического материализма – «Немецкая идеология» (совместно с Ф. Энгельсом), «Нищета философии», «Манифест коммунистической партии» (совместно с Ф. Энгельсом), «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта», «Капитал».
Тойнби Арнольд Джозеф (1889-1975 гг.) – британский историк, общественный деятель, профессор Лондонского университета и Лондонской школы экономических наук, эксперт на международных конференциях во время первой и второй мировых войн; считается основоположником цивилизационного подхода к изучению истории; его взгляд на мировую историю глубоко гуманистичен, ибо, констатируя интеллктуальное неравенство людей («творческое меньшинство» и «инертная масса»), он был решительным противником расизма с его утверждением одних и неполноценности других народов; главный труд – «Изучение истории» (в 12 тт.).
Шпенглер Освальд (1880-1936 гг.) – немецкий философ и историк; в 1920 гг. выступал как публицист консервативно-националстического направления, близкий к фашизму, однако в 1933 году отклонил предложение нацистов о сотрудничестве, за что они подвергли его бойкоту, хотя и взяли на вооружение его идеи; главное сочинение – «Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории».
Энгельс Фридрих (1820-1895 гг.) – немецкий философ, социолог и общественный деятель; соавтор (вместе с К. Марксом) концепции исторического материализма и составляющего его сердцевину учения об общественно-экономических формациях (марксизма); главные работы, в которых раскрываются основные положения исторического материализма – «Немецкая идеология» (совместно с К. Марксом), «Манифест коммунистической партии» (совместно с К. Марксом), «Происхождение семьи, частной собственности и государства».
Ключевые даты:
IX-VI тыс. до н.э. – «неолитическая революция» – произошедшие в районах Юго-Западной Азии кардинальные изменения во взаимодействии человека с природой: совершенствование технологии изготовления каменных орудий (шлифовка, сверление), изобретение колеса, лодки, керамики, ткачества, индивидуальных средств охоты (лука и стрелы), появление производящего хозяйства (земледелия, скотоводства); эти изменения обеспечили специализацию ремесел и развитие торговли, переход к оседлому образу жизни, увеличение населения и рост его благосостояния, что создало предпосылки для дальнейшего прогресса.
VIII-сер. VII тыс. до н.э. – появление первых известных науке городов Иерихон (Ближний Восток) и Чатал-Хююк (Малая Азия), которые являлись центрами торговли, ремесла (ткачества) и земледелия, имели развитые фортификационные сооружения.
IX- XII вв. – расцвет мусульманской арабо-персидской цивилизациии, ее лидирующее положение в мире, связанное с распространением ее культурных, экономических и технологических достижений.
XV-XVII вв. – переход роли мирового лидера от мусульманской к европейской цивилизации, связанный с Великими географическими открытиями европейцев и развитием в Европе буржуазных отношений.
Середина XX в. – начало научно-технической революции – качественного преобразования современных производительныъх сил под влиянием крупнейших научных открытий, взаимодействия науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу, в результате чего изменился характер труда и возникла необходимость в соответствующем изменении форм организации общества, включая его политические структуры.
Основные понятия:
Базис и надстройка – категории исторического материализма, характеризующие структуру общественно-экономической формации. Базис – совокупность исторически определенных производственных отношений между людьми, т.е. отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Надстройка – совокупность политических, правовых, идеологических и др. отношений, которые включают в себя государство, политические партии, общественные организации, а также идеологию и психологию различных социальных групп или общества в целом,связанные с ними взгляды, теории, представления, иллюзии.
Класс общественный – категория исторического материализма; означает большую группу людей, различающуюся по месту в определенной системе производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.
Ментальность – используемое в теориях локальных цивилизаций понятие, означающее общие для людей того или иного общества тип мировоззрения, способ мышления и психологический склад, которые предопределяют присущие только им особенности восприятия и осознания внешнего мира и самих себя.
Модернизация – процесс исторического перехода общества от аграрной к индустриальной стадии цивилизации, включающий в себя взаимообусловленные институциональные политические, экономические и социокультурные изменения: утверждение системы парламентской демократии, рыночной экономики и самостоятельной автономной личности.
Революция социальная – категория исторического материализма, используемая для обозначения способа перехода от исторически изжившей себя общественно-экономической формации к более прогрессивной, коренной качественный переворот во всей социально-экономической структуре общества; экономическая основа революции – углубляющийся конфликт между ростом производительных сил общества и устаревшей, консервативной системой производственных отношений, который проявляется в обострении социальных антогонизмов, в усилении борьбфы между господствующим классом, заинтересованным в сохранении существующего строя, и угнетенными классами.
Формация общественно-экономическая – центральная категория в историческом материализме; означает: во-первых, исторически определенный тип общества, который представляет собой особую ступень в его развитии и характеризуется определенным способом производства и обусловленными им производственными, социальными и политическими отношениями, юридическими нормами и учреждениями, идеологией; во-вторых, определенную структуру общества, позволяющую видеть все его отмеченные выше элементы и отношения в системе.
Цивилизация – центральная категория в цивилизационных концепциях истории; различают два значения этого понятия: 1) социальная организация общественной жизни, сложившаяся в отдельном регионе планеты, охватывающая длительный период исторического существования и основанная на единой ментальности и культуре; 2) уровень, ступень общественного развития материальной и духовной культуры, следующая за варварством (в трехзвенной периодизации мировой истории).
Источники:
Шпенглер О. «Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории» (извлечение):
Таблица «одновременных» духовных эпох
ИНДИЙСКАЯ КУЛЬТУРА
с 1500
| АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА
с 1100
| АРАБСКАЯ КУЛЬТУРА
с 0
| ЗАПАДНАЯ КУЛЬТУРА
с 900
| ВЕСНА
| ЛАНДШАФТНО-ИНТУИТИВНАЯ СТИХИЯ. МОЩНЫЕ ТВОРЕНИЯ ПРОБУЖДАЮЩЕЙСЯ, ОПУТАННОЙ СНАМИ ДУШИ. СВЕРХЛИЧНОЕ ЕДИНСТВО И ПОЛНОТА
| 1. РОЖДЕНИЕ МИФА БОЛЬШОГО СТИЛЯ КАК ВЫРАЖЕНИЕ НОВОГО БОГОЧУВСТВОВАНИЯ. МИРОВОЙ СТРАХ И МИРОВАЯ ТОСКА
| 1500-1200
Религия вед
Арийские героические сказания
| 1100-800
Эллинско-италийская «деметрийская» народная религия
Олимпийский миф
Гомер
| 0-300
Перврхристианство
Мандейцы, Маркион, гносис
Синкретизм (Митра,Баал)
Евангелия
Апокалиптика
Христ., мазд., языч. легенды
| 900-1200
Германский католицизм
Эдда (Бальдур)
Бернард Клервоский,
Иоахим Флорский,
Франциск Ассизский
Народный эпос
(Зигфрид), рыцарский эпос (Грааль)
Западные легенды о святых
| 2. РАННЕЕ МИСТИКО-МЕТАФИЗИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ НОВОГО ВЗГЛЯДА НА МИР. ВЫСОКАЯ СХОЛАСТИКА
| Содержится в древнейших частях вед
| Древнейшая, изустная орфика, этрусская дисциплина
Последействие: Гесиод,
космогония
| Ориген (умер 254 г.)
Плотин (умер 269 г.)
Мани (276), Ямвлих (330)
Авеста, Талмуд,
патристика
| Фома Аквинский (1274)
Дунс Скот (1308)
Данте (1321), Экхарт(1329)
Мистика и схоластика
| ЛЕТО
| СОЗРЕВАЮЩАЯ СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ. ПЕРВЫЕ РОСТКИ ГРАЖДАНСКО-ГОРОДСКОГО И КРИТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ
| 3. РЕФОРМАЦИЯ: В РАМКАХ РЕЛИГИ НАРОДНЫЙ ПРОТЕСТ ПРОТИВ ВЕЛИКИХ ФОРМ РАННЕЙ ЭПОХИ
| Брамины, древнейшие элементы упанишад (X-IX вв.)
| Орфическое движение
Религия Диониса
«Религия Нумы» (VII век)
| Августин (430)
Несторианцы (ок. 430)
Монофизиты (ок. 450)
Маздак (ок. 500)
| Николай Кузанский (1464)
Гус (1415), Савонарола,
Карлштадт, Лютер,
Кальвин (1564)
| 4. НАЧАЛО ЧИСТО ФИЛОСОФСКОЙ ФОРМУЛИРОВКИ МИРОЧУВСТВОВАНИЯ. ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ ИДЕАЛИСТИЧЕСКИХ И РЕАЛИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ
| Содержится в упанишадах
| Великие досократики
(VI-V вв.)
| Византийская, иудейская, сирийская, коптская, персидская литература
(VI-VII вв.)
| Галилей, Бэкон, Декарт, Бруно, Бёме, Лейбниц
(XVI-XVII вв.)
| 5. СОЗДАНИЕ НОВОЙ МАТЕМАТИКИ. КОНЦЕПЦИЯ ЧИСЛА КАК ОТРАЖЕНИЯ И СУЩНОСТИ ФОРМЫ МИРА
| Утрачено
| Число как величина (мера) (геометрия, арифметика)
Пифагорейцы с 540
| Неопределенное число (алгебра)
Развитие не исследовано
| Число как функция (анализ)
Декарт, Паскаль,
Ферма ок. 1630
Ньютон, Лейбниц ок. 1670
| 6. ПУРИТАНИЗМ: РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИ-МИСТИЧЕСКОЕ СКУДЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО НАЧАЛА
| Следы в упанишадах
| Пифагорейский союз
с 540
| Мухаммед 622
Павликиане,
иконоборцы с 650
| Английские пуритане с 1620
Французские янсенисты
с 1640 (Пор-Рояль)
| ОСЕНЬ
| ИНТЕЛЛЕГЕНЦИЯ БОЛЬШИХ ГОРОДОВ. КУЛЬМИНАЦИЯ СТРОГО УМСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
| 7. «ПРОСВЕЩЕНИЕ»: ВЕРА ВО ВСЕМОГУЩЕСТВО РАССУДКА. КУЛЬТ «ПРИРОДЫ». «РАЗУМНАЯ РЕЛИГИЯ»
| Сутры; санкхья; Будда
Относительно поздние упанишады
| Софисты V в.
Сократ (399)
Демокрит (ок. 360)
| Мутазилиты
Суфизм
Наццам, аль-Кинди (ок. 830)
| Английские сенсуалисты
(Локк)
Французские энциклопедисты (Вольтер); Руссо
| 8. КУЛЬМИНАЦИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. ВЫСВЕТЛЕНИЕ МИРА ФОРМ ЧИСЕЛ
| Утрачено
(Значимость положения. Ноль как число)
| Архит (365), Платон (346)
Евдокс (355)
(Конические сечения)
| Не исследовано (теория чисел, сферическая тригонометрия)
| Эйлер (1783), Лагранж (1813)
Лаплас (1827)
(Проблема бесконечно малых)
| 9. ВЕЛИКИЕ ЗАВЕРШАЮЩИЕ СИСТЕМЫ
| ИДЕАЛИЗМА: йога, веданта
ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ:
Вайшешика
ЛОГИКИ: Ньяя
| Платон (346)
Аристотель (322)
| аль-Фараби (950)
Авиценна (ок. 1000)
| Гёте Шеллинг
Гегель
Кант Фихте
| ЗИМА
| НАЧАЛО КОСМОПОЛИТИЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ. УГАСАНИЕ ДУШЕВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ СИЛЫ. САМА ЖИЗНЬ СТАНОВИТСЯ ПРОБЛЕМАТИЧНОЙ. ЭТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ ИРРЕЛИГИОЗНОГО И НЕМЕТАФИЗИЧЕСКОГО КОСМОПОЛИТИЗМА
| 10. МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ:
| Санкхья, Чарвака
(Локаята)
| Киники, киренаики, последние софисты (Пиррон)
| Коммунистические, атеистические, эпикурейские секты эпохи Аббасидов «Братья Чистоты»
| Бентам, Конт, Дарвин, Спенсер, Штирнер, Маркс, Фейербах
| 11. ЭТИКО-ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ ИДЕАЛЫ: ЭПОХА «ФИЛОСОФИИ БЕЗ МАТЕМАТИКИ». СКЕПСИС
| Течения эпохи Будды
| Эллинизм
Эпикур (270), Зенон (265)
| Течения в исламе
| Шопенгауэр, Ницше
Социализм, анархизм
Геббель, Вагнер, Ибсен
| 12. ВНУТРЕННЕЕ ЗАВЕРШЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МИРА ФОРМ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ МЫСЛИ
| Утрачено
| Евклид, Аполлоний (ок. 300)
Архимед ок. 250
| Аль-Хорезми 800,
Ибн Курра 850
аль-Кархи, аль-Бируни X в.
| Гаусс (1855), Коши (1857)
Риман (1866)
| 13. СПАД АБСТРАКТНОЙ МЫСЛИТЕЛЬНОСТИ ДО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НАУЧНОЙ КАТЕДЕР-ФИЛОСОФИИ. ЛИТЕРАТУРА КОМПЕНДИУМОВ
| «Шесть классических систем»
| Академия, перипатетика, стоики, эпикурейцы
| Школы Багдада и Басры
| Кантианцы
«Логики» и «психологи»
| 14. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПОСЛЕДНЕГО МИРОНАСТРОЕНИЯ
| Индийский буддизм
с 500
| Эллинистическо-римский стоицизм с 200
| Практический фатализм ислама с 1000
| Этический социализм, распространяющийся с 1900
| | | | | |
Таблица «одновременных» эпох искусства
ЕГИПЕТСКАЯ КУЛЬТУРА
| АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА
| АРАБСКАЯ КУЛЬТУРА
| ЗАПАДНАЯ КУЛЬТУРА
| ГЛУБОКАЯ ДРЕВНОСТЬ
| ХАОС ПЕРВОЗДАННЫХ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ ФОРМ. МИСТИЧЕСКАЯ СИМВОЛИКА И НАИВНАЯ ИМИТАЦИЯ
| Эпоха тинитов
2830-2600
Стимул: шумерское
(переднеазиатское)
влияние
| Микенская эпоха
1600-1100
позднеегипетское (минойское),
поздневавилонское (малоазиатское) влияние
| Персидско-селеквидская эпоха
500-0
позднеантичное (эллинистическое), позднеиндийское (индо-иранское?) влияние
| Меровинго-каролингская эпоха
500-900
«позднеарабское»
(мавританско-византийское) влияние
| КУЛЬТУРА
| ИСТОРИЯ ЖИЗНИ СТИЛЯ, ФОРМИРУЮЩЕГО ВСЕ ВНЕШНЕЕ БЫТИЕ. ЯЗЫК ФОРМ ГЛУБОЧАЙШЕЙ СИМВОЛИЧЕСКОЙ НЕОБХОДИМОСТИ
| I. РАННЯЯ ЭПОХА: ОРНАМЕНТ И АРХИТЕКТУРА КАК ЭЛЕМЕНТАРНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ЮНОГО МИРОЧУВСТВОВАНИЯ («ПРИМИТИВЫ»)
| ДРЕВНЕЕ ЦАРСТВО
2600-2200
| ДОРИКА
1100-650
| РАННЕАРАБСКИЙ МИР ФОРМ
(сасанидские, византийские, армянские, сирийские, сабейские, «позднеантичные», «древнехристианские» формы)
0-500
| ГОТИКА
900-1500
| 1. РОЖДЕНИЕ И ПОДЪЕМ. ВЫРАСТАЮЩИЕ ИЗ ДУХА ЛАНДШАФТА, БЕССОЗНАТЕЛЬНО СОТВОРЕННЫЕ ФОРМЫ
| 4-5-я династии: 2550-2320
Геометрический храмовый стиль
Пирамидный храм
Ряды растительных колонн
Ряды плоскостных рельефов
Могильные статуи
| XI-IX вв.
Деревянная архитектура
Дорическая колонна
Архитрав
Геометрический (дипилоновый) стиль
Могильные вазы
| I-III вв.
Культовые интерьеры
Базилика, купольная постройка
(Пантеон как мечеть),
арки на колоннах,
вьющийся узор, заполняющий плоскость
Саркофаги
| XI-XIII вв.
Романтика и ранняя готика
Сводчатые соборы
Система распорок, оконная роспись, кафедр. пластика
| 2. ЗАВЕРШЕНИЕ РАННЕГО ЯЗЫКА ФОРМ. ИСЧЕРПАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ
| 6-я династия: 2320-2200
Угасание стиля пирамид и эпико-идиллического
рельефа
Расцвет архаической изобразит. пластики
| VIII-VII вв.
Конец высокоархаического дорическо-этрусского стиля
Протокоринфская древнеаттическая (мифологич.) вазовая роспись
| IV-V вв.
Конец образных персидско-сирийско-коптских искусств
Подъем мозаичной живописи и арабески
| XIV-XV вв.
Поздняя готика и Ренессанс.
Расцвет и конец фрески и статуи: от Джотто (готика) до Микеланджело (барокко).
Сиена, Нюрнберг. Готическое плоскостное изображение от Ван Эйка до Гольбейна.
Контрапункт и масляная живопись
| II. ПОЗДНЯЯ ЭПОХА: ОБРАЗОВАНИЕ ГРУППЫ УРБАНИСТИЧЕСКИ-СОЗНАТЕЛЬНЫХ, ИЗБРАННЫХ, НЕСОМЫХ ОТДЕЛЬНЫМИ ЛИЧНОСТЯМИ ИСКУССТВ («ВЕЛИКИЕ МАСТЕРА»)
| СРЕДНЕЕ ЦАРСТВО
2040-1790
| ИОНИКА
650-350
| ПОЗДНЕАРАБСКИЙ МИР ФОРМ
(персидско-несторианские, византийско-армянские, исламско-мавританские формы) 500-800
| БАРОККО
1500-1800
| 3. ВЫРАБОТКА ЗРЕЛОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОСТИ
| 11-я династия: 2130-1990
Хрупкое и значительное, почти бесследно исчезнувшее искусство
| Завершение храмового тела (периптер, каменная постройка).
Ионическая колонна
Господство фресковой живописи до Полигнота (460)
Расцвет свободной объемной пластики («Аполлон Тенейский» до Агелда)
| Завершение пространства мечети (центральная купольная постройка, Св. София)
Расцвет мозаичной живописи
Завершение коврового стиля арабески (Мшатта)
| Живописный зодческий стиль от Микеланджело до Бернини (1680)
Господство масляной живописи от Тициана до Рембрандта (1669)
Расцвет музыки от Орландо ди Лассо до Генриха Шютца (1672)
| 4. ВНЕШНЕЕ ЗАВЕРШЕНИЕ ОДУХОТВОРЕННОГО ЯЗЫКА ФОРМ
| 12-я династия: 1900-1790
Пилоновые храмы, лабиринт
Характерные статуи
Исторические рельефы
| Расцвет Афин 480-350
Акрополь
Господство классич. пластики от Мирона до Фидия
Конец строгой фресковой и вазовой росписи (Зевксис)
| Эпоха Омейядов VII-VIII вв.
Полная победа без о бразного искусства арабески над архитектурой
| Рококо
Музыкальный зодческий стиль («рококо»)
Господство классич. музыки от Баха до Моцарта.
Конец класс. масл. живописи от Ватто до Гойи
| 5. УГАСАНИЕ СТРОГОЙ ТВОРЧЕСКОЙ СИЛЫ. РАЗЛОЖЕНИЕ БОЛЬШОЙ ФОРМЫ. КОНЕЦ СТИЛЯ «КЛАССИЦИЗМ И РОМАНТИКА»
| Неразбериха ок. 1700
Ничего не сохранилось
| Эпоха Александра
Коринфская колонна
Лисипп и Апеллес
| Гарун-аль-Рашид (ок. 800)
«Мавританское искусство»
| Ампир и бидермейер
Классицистич. архаич. вкус
Бетховен, Делакруа
| ЦИВИЛИЗАЦИЯ
| СУЩЕСТВОВАНИЕ БЕЗ ВНУТРЕННЕЙ ФОРМЫ. ИСКУССТВО МИРОВЫХ ГОРОДОВ КАК ПРИВЫЧКА, РОСКОШЬ, СПОРТ, СТРЕСС. БЫСТРО ИЗМЕНЧИВЫЕ МОДНЫЕ СТИЛИ (РЕАНИМАЦИИ, ПРОИЗВОЛЬНЫЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ, ЗАИМСТВОВАНИЯ), ЛИШЕННЫЕ СИМВОЛИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ
| 1. «ИСКУССТВО МОДЕРН». «ПРОБЛЕМЫ» ИСКУССТВА. ПОПЫТКИ ОЛИЦЕТВОРИТЬ И ПРОБУДИТЬ КОСМОПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ. ПРЕВРАЩЕНИЕ МУЗЫКИ, ЗОДЧЕСТВА И ЖИВОПИСИ В ГОЛЫЕ ПРИКЛАДНЫЕ ИСКУССТВА
| Эпоха гиксосов: 1675-1550
(см. выше табл. I)
Сохранилось лишь на Крите: минойское искусство
| Эллинизм
Пергам. искусство
(театральность)
Эллинистич. живописные манеры (Веристические, причудливые, субъективные)
Роскошная архитектура городов эпохи диадохов
| Династии султанов IX-X вв.
Расцвет испанско-сицилийского искусства
Самарра
| XIX-XX вв.
Лист, Берлиоз, Вагнер
Импрессионизм от Констебля до Лейбля и Мане
Американская архитектура
| 2. КОНЕЦ РАЗВИТИЯ ФОРМ ВООБЩЕ. БЕССМЫСЛЕННАЯ, ПУСТАЯ, ВЫМУЧЕННАЯ, НАГРОМОЖДЕННАЯ АРХИТЕКТУРА И ОРНАМЕНТИКА. ПОДРАЖАНИЕ АРХАИЧЕСКИМ И ЭКЗОТИЧЕСКИМ МОТИВАМ
| 18-я династия: 1550-1328
Пещерный храм в Дер-аль-Бахри. Колоссы Мемнона. Искусство Кносса и Амарны
| Римская эпоха 100 доР.Х. – 100 после Р.Х.
Нагромождение трех ордеров
Форумы, театр (Колизей) Триумфальная арка
| Эпоха сельджуков после 1050
«Искусство Востока» во время крестовых походов
| С 2000
| 3. ИСХОД. ВЫРАБОТКА СТАЦИОНАРНОЙ СОКРОВИЩНИЦЫ ФОРМ. РОСКОШЕСТВА ЦЕЗАРЕЙ С МАТЕРИАЛОМ И МАССОВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ. ПРОВИНЦИАЛЬНОЕ ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
| 19-я династия: 1328-1195
Гигантские постройки Луксора, Карнака и Абидоса
Искусство малых форм (анималистическая пластика, ткани, оружие)
| От Траяна до Аврелиана
Гигантские форумы, термы, колоннады, триумфальные колонны
Искусство римских провинций (керамика, статуи, оружие)
| Эпоха монголов с 1250
Гигантские постройки, напр. в Индии
Восточное прикладное искусство (ковры, оружие, утварь)
|
|
Таблица «одновременных» политических эпох
ЕГИПЕТСКАЯ КУЛЬТУРА
| АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА
| КИТАЙСКАЯ КУЛЬТУРА
| ЗАПАДНАЯ КУЛЬТУРА
| ГЛУБОКАЯ ДРЕВНОСТЬ
| ТИП ПЕРВОБЫТНЫХ НАРОДОВ. ПЛЕМЕНА И ПРЕДВОДИТЕЛИ. «ПОЛИТИКИ» ЕЩЕ НЕТ. НИКАКОГО «ГОСУДАРСТВА»
| ЭПОХА ТИНИТОВ
(МЕНЕС)
2830-2600
| МИКЕНСКАЯ ЭПОХА
(«АГАМЕМНОН»)
1600-1100
| ЭПОХА ШАНЬ
1700-1300
| ЭПОХА ФРАНКОВ
КАРЛ ВЕЛИКИЙ
500-900
| КУЛЬТУРА
| ГРУППЫ НАРОДОВ ПОДЧЕРКНУТО ВЫРАЖЕННОГО СТИЛЯ И ЕДИНОГО МИРОЧУВСТВОВАНИЯ: «НАЦИИ». ВЛИЯНИЕ ИММАНЕНТНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИДЕИ
| I. РАННЯЯ ЭПОХА: ОРГАНИЧЕСКОЕ ЧЛЕНЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО БЫТИЯ. ДВА РАННИХ СОСЛОВИЯ: ЗНАТЬ И ДУХОВЕНСТВО. ФЕОДАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО ЧИСТЫХ МЕНОВЫХ СТОИМОСТЕЙ ЗЕМЛИ
| ДРЕВНЕЕ ЦАРСТВО
2600-2200
| ДОРИЧЕСКАЯ ЭПОХА
110-650
| РАННЯЯ ЭПОХА ЧЖОУ
1300-800
| ГОТИЧЕСКАЯ ЭПОХА
900-1500
| 1. ФЕОДАЛИЗМ. ДУХ КРЕСТЬЯНСКОЙ СТРАНЫ. «ГОРОД» КАК ТОЛЬКО РЫНОК ИЛИ БУРГ. СМЕНА ПФАЛЬЦЕВ ГОСУДАРЕЙ. РЫЦАРСКИ-РЕЛИГИОЗНЫЕ ИДЕАЛЫ. БОРЬБА ВАССАЛОВ МЕЖДУ СОБОЙ И ПРОТИВ ГОСУДАРЕЙ
| Феодальное государство
4-5-й династий: 2550-2320
Растущая власть феодалов и жрецов. Фараоны как воплощение Ра
| Гомеровское царство
Восхождение знати
(Итака, Этрурия, Спарта)
| Центральный властитель (Ван),
Притесненный феодальной знатью
| Эпоха немецких императоров
Дворянство крестовых походов
Императорская и папская власть
| 2. КРИЗИС И РАСПАД ПАТРИАРХАЛЬНЫХ ФОРМ: ОТ ФЕОДАЛЬНОГО СОЮЗА К СОСЛОВНОМУ ГОСУДАРСТВУ
| 6-я династия: 2320-2200
Распад царства на наследственные княжества
7-8-я династии: междуцарствие
| Синойкизм знати
Разложение царства на ежегодные должности
Олигархия
| 934-909 Изгнание И-Вана вассалами
842 Междуцарствие
| Территориальные властители; ренессансные государства, Ланкастер и Йорк
1254 Междуцарствие
| II. ПОЗДНЯЯ ЭПОХА: ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СОЗРЕВШЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИДЕИ. ГОРОД ПРОТИВ ДЕРЕВНИ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ ТРЕТЬЕГО СОСЛОВИЯ (БУРЖУАЗИЯ). ПОБЕДА ДЕНЕГ НАД ИМУЩЕСТВОМ
| СРЕДНЕЕ ЦАРСТВО
2040-1790
| ИОНИЧЕСКАЯ ЭПОХА
650-300
| ПОЗДНЯЯ ЭПОХА ЧЖОУ
800-500
| ЭПОХА БАРОККО
1500-1800
| 3. ОБРАЗОВАНИЕ МИРА ГОСУДАРСТВ СТРОГОЙ ФОРМЫ. ФРОНДА
| 11-я династия. Низвержение баронов фиванскими государями. Централизованное чиновничье государство
| VII в. Первая тирания (Клисфен, Периандр, Поликрат, Тарквинии). Город-государство
| «Эпоха протекторов»
(Мин-чжу 685-591) и монарших конгрессов (-460)
| Династическая власть царствующих домов и фронда (Ришелье, Валленштейн, Кромвель) около 1630
| 4. ВЫСШЕЕ ЗАВЕРШЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФОРМЫ («АБСОЛЮТИЗМ»). ЕДИНСТВО ГОРОДА И ДЕРЕВНИ («ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО», «ТРИ СОСЛОВИЯ»)
| 12-я династия (1990-1790): строжайшая и централизованная власть
Придворная и денежная знать
Аменемхет, Сезострис
| Чистый полис (абсолютизм демоса). Политика агоры
Возникновение трибуната
Фемистокл, Перикл
| Периоды Чжун-цзиу («весна и осень») 590-480
Семь великих держав. Законечная благородная форма («ли»)
| Ancien regime, рококо, придворная знать (Версаль) и кабинетная политика.
Габсбурги и Бурбоны.
Людовик XIV, Фридрих Великий
| 5. КРУШЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФОРМЫ (РЕВОЛЮЦИЯ И НАПОЛЕОНИЗМ). ПОБЕДА ГОРОДА НАД ДЕРЕВНЕЙ («НАРОДА» НАД ПРИВИЛЕГИРОВАННЫМИ, ИНТЕЛЕГЕНЦИИ НАД ТРАДИЦИЕЙ, ДЕНЕГ НАД ПОЛИТИКОЙ)
| 1790-1675, революции и военное правительство. Распад царства. Маленькие царьки, частично вышедшие из народа
| IV в., социальные революции и вторая тирания (Дионисий I, Ясон из Феры, цензор Аппий Клавдий, Александр)
| 480 Начало периода Чжан-куо. 441 Крах династии Чжоу. Революции и разрушительные войны
| Конец XVIII в.
Революции в Америке и Франции (Вашингтон, Фокс, Мирабо, Робеспьер, Наполеон)
| ЦИВИЛИЗАЦИЯ
| РАСТВОРЕНИЕ НАРОДНОГО ТЕЛА, ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОГО ТЕПЕРЬ ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ К ЖИЗНИ В БОЛЬШИХ ГОРОДАХ, В БЕСФОРМЕННЫХ МАССАХ. МИРОВОЙ ГОРОД И ПРОВИНЦИЯ: ЧЕТВЕРТОЕ СОСЛОВИЕ (МАССА), НЕОРГАНИЧЕСКОЕ, КОСМОПОЛИТИЧЕСКОЕ НАЧАЛО
| 1. ГОСПОДСТВО ДЕНЕГ («ДЕМОКРАТИИ»). ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СИЛЫ, ПРОНИЗЫВАЮЩИЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФОРМЫ И СТРУКТУРЫ ВЛАСТИ
| 1675-1550 Эпоха гиксосов (см. выше табл. I)
Глубочайший упадок. Диктатуры чужеземных генералов (Хиан). С 1600 окончательная победа фиванских государей
| 300-1000, полит. эллинизм
от Александра до Ганнибала и Сципиона (200)царское всемогущество; от Клеомена III и К. Фламиния (220) до Мария радикальные народные вожди
| 480-230 «Время борющихся уделов». 288 – титул императора. Империалистич. политика Цинь. С 249 аннексия последних государств
| 1880-2000. XIX в. от Наполеона до мировой войны. «Система великих держав», стационарные войска, конституции XX в. переход конституционного правления в бесформенную власть отдельных людей, разрушит. войны, империализм
| 2. ВОСХОЖДЕНИЕ ЦЕЗАРИЗМА. ПОБЕДА ПОЛИТИКИ СИЛЫ НАД ДЕНЬГАМИ. ВОЗРАСТАЮЩЕ ПРИМИТИВНЫЙ ХАРАКТЕР ПОЛИТИЧЕСКИХ ФОРМ. ВНУТРЕННИЙ РАСПАД НАЦИЙ И ПРЕВРАЩЕНИЕ ИХ В БЕСФОРМЕННОЕ НАСЕЛЕНИЕ. ОБОБЩЕНИЕ ПОСЛЕДНЕГО В ИМПЕРИЮ, ПОСТЕПЕННО ВНОВЬ ПРИОБРЕТАЮЩУЮ ПРИМИТИВНО-ДЕСПОТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР
| 1550-1328: 18-я династия
Тутмос III
| 100 до Р.Х.-100 после Р.Х.: от Суллы до Домициана
Цезарь, Тиберий
| 250 до Р.Х.-26 после Р.Х. Царств. династия Ван Чжен и западная династия Хань
221 августейший титул (Ши) цезаря Хоан-ти. 140-86 Ву-ти
| 2000-2200
| 3. СОЗРЕВАНИЕ ОКОНЧАТЕЛЬНОЙ ФОРМЫ: ЧАСТНАЯ И СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРЕЙ. МИР КАК ДОБЫЧА. ЕГИПТИЦИЗМ, МАНДАРИНСТВО, ВИЗАНТИНИЗМ. ВНЕИСТОРИЧЕСКОЕ ОКОЧЕНЕНИЕ И БЕССИЛИЕ ИМПЕРСКОГО МЕХАНИЗМА НА ФОНЕ ХИЩНИЧЕСКОЙ РАДОСТИ ЮНЫХ НАРОДОВ ИЛИ ЧУЖЕЗЕМНЫХ ЗАВОЕВАТЕЛЕЙ. МЕДЛЕННОЕ ВОЦАРЕНИЕ ПЕРВОБЫТНЫХ СОСТОЯНИЙ В ВЫСОКОЦИВИЛИЗОВАННЫХ ЖИЗНЕННЫХ УСЛОВИЯХ
| 1328-1195: 19-я динстия
Сети I, Рамсес II
| 100-200: от Траяна до Аврелиана
Траян, Септимий Север
| 25-220: восточная династия Хань
58-76 – Мин-ти
| После 2200
| Список литературы:
1. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М.: Книга, 1991. – 574 с.
2. Тойнби А. Дж. Постижение истории: пер. с англ. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 640 с.
Date: 2015-07-23; view: 533; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|