Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






И стадиально-цивилизационного подходов





 

Формационный подход Первобытнообщинная формация Рабовладельческая формация Феодальная формация Капиталистическая формация Коммунистическая формация
Стадилаьно-цивилизационный подход Дикость Варварство Аграрная цивилизация Идустриальная цивилизация Постиндустриальная цивилизация
Доцивилизационный период Период цивилизации
             

 

Как видно из таблицы, стадиально-цивилизационная периодизация позволяет лучше понять внутреннюю историческую динамику, происходящую в рамках первобытнообщинной формации и выражающуюся переходом от «дикости» к «варварству». И наоборот, формационная периодизация предлагает более детальный анализ исторических изменений, происходящих в рамках аграрной цивилизации и связанных с переходом общества от системы рабовладения к феодализму. Следует отметить, что совмещение на схеме «коммунистической формации» и «постиндустриальной цивилизации» весьма условно, поскольку эти понятия носят большей частью прогностический характер и имеют ввиду историческую перспективу человечества, предпосылки перехода к которой только лишь вызревают на современном этапе.

В обществознании утвердилось мнение о том, что формационная периодизация имеет очень ограниченную сферу применения, соответствует, в основном, лишь европейской истории и «не работает» за ее пределами, в то время как стадиально-цивилизационная периодизация является более универсальной и применима по отношению к любому обществу. Большая универсальность цивилизационного подхода, по мнению многих ученых, связана с тем, что он более всесторонне рассматривает развитие общества и тем самым позволяет преодолевать однобокость экономического детерминизма, свойственного формационному подходу.

Сопоставляя формационный и локально-цивилизационный подходы к изучению истории, необходимо, прежде всего, уяснить, насколько по-разному ими решаются ключевые вопросы методологического характера. Так, различное решение получает вопрос о соотношении объективных и субъективных факторов общественно-исторического развития. Согласно формационному подходу, объективные законы общественно-исторического развития, хотя и прокладывают путь через сознательную деятельность людей, носят всеобщий характер, непреложны и очищены от исторических случайностей и фиксируют абстрактно-теоретическую модель формации. Отражение реальности происходит на уровне сущности, в обобщенной теоретической форме, которая не учитывает специфику истории того или иного народа. В рамках же цивилизационного подхода считается, что единственным субъектом истории является человек. Именно его живое социально-историческое творчество в виде многообразных форм и продуктов трудовой, социальной и политической деятельности составляет содержание исторического процесса.

По разному осмысливается и соотношение роли материальных и духовных факторов общественно-исторического развития Согласно формационному подходу, решающую роль в развитии общества играют материальные (экономические) факторы, так как в соответствии с принципом экономического детерминизма устанавливается причинная обусловленность всех явлений, в конечном счете, уровнем развития производительных сил. Сторонниками же цивилизационного подхода все факторы общественно-исторического развития признаются равнозначными, но с приматом духовных ценностей, которые, в ряде случаев, даже определяют материальные условия жизни.

Принципиально различается понимание направленности исторического развития. В формационном подходе – это так называемое линейное построение, в соответствии с которым движение истории происходит поступательно от низшей формации к высшей. В цивилизационном подходе абсолютизация линейности неприемлема, здесь история развивается по линейно-концентрическим циклам.

Формационный и цивилизационный подходы несут в себе различные трактовки понятия «прогресс». С формационной точки зрения, прогресс определяется материальным производством, в связи с чем главным критерием прогресса считается степень развития производительных сил и экономического строя. При этом прогресс абсолютизируется, так как его развитие считается необратимым, а сфера его проявления – неограниченной, включающей в себя не только экономику, но и науку, культуру, личность. С цивилизационной точки зрения, основой прогресса является развитие духовной сферы, формирующих ее общечеловеческих ценностей, критерием прогресса – степень духовной свободы человека. Прогресс рассматривается как относительное явление, периодически сменяющееся регрессом.


 

Достоинства и недостатки формационного и цивилизационного подходов к изучению истории лучше всего выявляются в ходе той взаимной критики, которая нередко происходит между сторонниками этих подходов. Так, по мнению сторонников формационного подхода, его преимущества заключаются в том, что он позволяет:

- увидеть то общее, что было в историческом развитии различных народов;

- представить историю человеческого общества как единый процесс;

- установить определённые закономерности исторического развития общества;

- предложить определенную периодизацию всемирной истории и истории отдельных стран.

Напротив, цивилизационный подход, по их мнению, имеет следующие недостатки:

- при своем последовательном применении ведёт к тому, что становится невозможным взгляд на всемирную историю как единый процесс исторического развития человечества в целом;

- создает возможность полного отрицания единства человеческой истории, изоляции целых народов и обществ;

- сводит к минимуму возможности исследования закономерностей исторического развития человеческого общества.

В свою очередь, сторонники цивилизационного подхода видят его преимущества в том, что он дает возможность решить следующие проблемы:

- позволяет глубоко изучать историю конкретных обществ и народов во всем их многообразии и специфике;

- ориентирует на изучение тех сторон общественной жизни которые обычно выпадают из поля зрения сторонников формационного подхода (ценности, национальные особенности, духовная жизнь, психология и др.);

- ставит в центр исследования человеческую деятельность и человека.

По мнению сторонников цивилизационного подхода, недостатки формационного подхода заключаются в следующем:

- многие народы не проходили в своем развитии через все и даже через большинство формаций;

- большинство процессов политического, духовного, идейного, культурного порядка не могут быть без искажений и упрощений объяснены с чисто экономических позиций;

- последовательное применение формационного подхода неизбежно отодвигает на задний план роль человеческого фактора, человеческого фактора, человеческую деятельность;

- недостаточное внимание уделяется своеобразию, уникальности, неповторимости отдельных обществ и народов.

Таким образом, аргументы и контраргументы, выдвигаемые в споре между сторонниками формационного и цивилизационного подходов, лишний раз доказывают то, что преимущества того и другого подхода носят взаимодополняющий характер, ибо именно их сочетание будет способствовать более глубокому и всестороннему пониманию истории.

 

Исторические личности:

Данилевский Николай Яковлевич (1822-1885 гг.) – российский публицист, социолог; идеолог панславизма; его взглядам на историю были сваойственны элементы расизма: в предложенной им типологии цивилизаций народы по природе своей не признаются в равной мере способными к культурно-историческому творчеству; главный труд – «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германскому».

Ибн-Хальдун Абу ар-Рахим Абу Зейд (1332-1406 гг.) – арабский историк и философ, государственный и общественный деятель, игравший видную роль в политической жизни мусульманских государств Магриба; задолго до появления в европейской науке цивилизационного подхода предвосхитил его основные концептуальные идеи, его социальная философия явилась первой попыткой создания самостоятельной науки об обществе, которая послужила бы методологической основой для исторической науки и политической практики; главный труд – «Книга назидательных примеров и сведений из истории арабов, персов, берберов и других современных им могущественных народов».


Маркс Карл Генрих (1818-1883 гг.) – немецкий социолог, философ, экономист и общественный деятель; создатель концепции исторического материализма и составляющего его сердцевину учения об общественно-экономических формациях (марксизма); работы, специално посвящённые формационному подходу к изучению истории, отсутствуют; главные работы, в которых раскрываются основные положения исторического материализма – «Немецкая идеология» (совместно с Ф. Энгельсом), «Нищета философии», «Манифест коммунистической партии» (совместно с Ф. Энгельсом), «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта», «Капитал».

Тойнби Арнольд Джозеф (1889-1975 гг.) – британский историк, общественный деятель, профессор Лондонского университета и Лондонской школы экономических наук, эксперт на международных конференциях во время первой и второй мировых войн; считается основоположником цивилизационного подхода к изучению истории; его взгляд на мировую историю глубоко гуманистичен, ибо, констатируя интеллктуальное неравенство людей («творческое меньшинство» и «инертная масса»), он был решительным противником расизма с его утверждением одних и неполноценности других народов; главный труд – «Изучение истории» (в 12 тт.).

Шпенглер Освальд (1880-1936 гг.) – немецкий философ и историк; в 1920 гг. выступал как публицист консервативно-националстического направления, близкий к фашизму, однако в 1933 году отклонил предложение нацистов о сотрудничестве, за что они подвергли его бойкоту, хотя и взяли на вооружение его идеи; главное сочинение – «Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории».

Энгельс Фридрих (1820-1895 гг.) – немецкий философ, социолог и общественный деятель; соавтор (вместе с К. Марксом) концепции исторического материализма и составляющего его сердцевину учения об общественно-экономических формациях (марксизма); главные работы, в которых раскрываются основные положения исторического материализма – «Немецкая идеология» (совместно с К. Марксом), «Манифест коммунистической партии» (совместно с К. Марксом), «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

Ключевые даты:

IX-VI тыс. до н.э. – «неолитическая революция» – произошедшие в районах Юго-Западной Азии кардинальные изменения во взаимодействии человека с природой: совершенствование технологии изготовления каменных орудий (шлифовка, сверление), изобретение колеса, лодки, керамики, ткачества, индивидуальных средств охоты (лука и стрелы), появление производящего хозяйства (земледелия, скотоводства); эти изменения обеспечили специализацию ремесел и развитие торговли, переход к оседлому образу жизни, увеличение населения и рост его благосостояния, что создало предпосылки для дальнейшего прогресса.


VIII-сер. VII тыс. до н.э. – появление первых известных науке городов Иерихон (Ближний Восток) и Чатал-Хююк (Малая Азия), которые являлись центрами торговли, ремесла (ткачества) и земледелия, имели развитые фортификационные сооружения.

IX- XII вв. – расцвет мусульманской арабо-персидской цивилизациии, ее лидирующее положение в мире, связанное с распространением ее культурных, экономических и технологических достижений.

XV-XVII вв. – переход роли мирового лидера от мусульманской к европейской цивилизации, связанный с Великими географическими открытиями европейцев и развитием в Европе буржуазных отношений.

Середина XX в. – начало научно-технической революции – качественного преобразования современных производительныъх сил под влиянием крупнейших научных открытий, взаимодействия науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу, в результате чего изменился характер труда и возникла необходимость в соответствующем изменении форм организации общества, включая его политические структуры.

Основные понятия:

Базис и надстройка – категории исторического материализма, характеризующие структуру общественно-экономической формации. Базис – совокупность исторически определенных производственных отношений между людьми, т.е. отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Надстройка – совокупность политических, правовых, идеологических и др. отношений, которые включают в себя государство, политические партии, общественные организации, а также идеологию и психологию различных социальных групп или общества в целом,связанные с ними взгляды, теории, представления, иллюзии.

Класс общественный – категория исторического материализма; означает большую группу людей, различающуюся по месту в определенной системе производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.

Ментальность – используемое в теориях локальных цивилизаций понятие, означающее общие для людей того или иного общества тип мировоззрения, способ мышления и психологический склад, которые предопределяют присущие только им особенности восприятия и осознания внешнего мира и самих себя.

Модернизация – процесс исторического перехода общества от аграрной к индустриальной стадии цивилизации, включающий в себя взаимообусловленные институциональные политические, экономические и социокультурные изменения: утверждение системы парламентской демократии, рыночной экономики и самостоятельной автономной личности.

Революция социальная – категория исторического материализма, используемая для обозначения способа перехода от исторически изжившей себя общественно-экономической формации к более прогрессивной, коренной качественный переворот во всей социально-экономической структуре общества; экономическая основа революции – углубляющийся конфликт между ростом производительных сил общества и устаревшей, консервативной системой производственных отношений, который проявляется в обострении социальных антогонизмов, в усилении борьбфы между господствующим классом, заинтересованным в сохранении существующего строя, и угнетенными классами.

Формация общественно-экономическая – центральная категория в историческом материализме; означает: во-первых, исторически определенный тип общества, который представляет собой особую ступень в его развитии и характеризуется определенным способом производства и обусловленными им производственными, социальными и политическими отношениями, юридическими нормами и учреждениями, идеологией; во-вторых, определенную структуру общества, позволяющую видеть все его отмеченные выше элементы и отношения в системе.

Цивилизация – центральная категория в цивилизационных концепциях истории; различают два значения этого понятия: 1) социальная организация общественной жизни, сложившаяся в отдельном регионе планеты, охватывающая длительный период исторического существования и основанная на единой ментальности и культуре; 2) уровень, ступень общественного развития материальной и духовной культуры, следующая за варварством (в трехзвенной периодизации мировой истории).

Источники:

Шпенглер О. «Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории» (извлечение):

Таблица «одновременных» духовных эпох

ИНДИЙСКАЯ КУЛЬТУРА с 1500 АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА с 1100 АРАБСКАЯ КУЛЬТУРА с 0 ЗАПАДНАЯ КУЛЬТУРА с 900
ВЕСНА
ЛАНДШАФТНО-ИНТУИТИВНАЯ СТИХИЯ. МОЩНЫЕ ТВОРЕНИЯ ПРОБУЖДАЮЩЕЙСЯ, ОПУТАННОЙ СНАМИ ДУШИ. СВЕРХЛИЧНОЕ ЕДИНСТВО И ПОЛНОТА
1. РОЖДЕНИЕ МИФА БОЛЬШОГО СТИЛЯ КАК ВЫРАЖЕНИЕ НОВОГО БОГОЧУВСТВОВАНИЯ. МИРОВОЙ СТРАХ И МИРОВАЯ ТОСКА
1500-1200 Религия вед   Арийские героические сказания 1100-800 Эллинско-италийская «деметрийская» народная религия Олимпийский миф     Гомер 0-300 Перврхристианство Мандейцы, Маркион, гносис Синкретизм (Митра,Баал)   Евангелия Апокалиптика   Христ., мазд., языч. легенды 900-1200 Германский католицизм Эдда (Бальдур)   Бернард Клервоский, Иоахим Флорский, Франциск Ассизский Народный эпос (Зигфрид), рыцарский эпос (Грааль) Западные легенды о святых
2. РАННЕЕ МИСТИКО-МЕТАФИЗИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ НОВОГО ВЗГЛЯДА НА МИР. ВЫСОКАЯ СХОЛАСТИКА
Содержится в древнейших частях вед Древнейшая, изустная орфика, этрусская дисциплина   Последействие: Гесиод, космогония Ориген (умер 254 г.) Плотин (умер 269 г.)   Мани (276), Ямвлих (330) Авеста, Талмуд, патристика Фома Аквинский (1274)   Дунс Скот (1308) Данте (1321), Экхарт(1329) Мистика и схоластика
ЛЕТО
СОЗРЕВАЮЩАЯ СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ. ПЕРВЫЕ РОСТКИ ГРАЖДАНСКО-ГОРОДСКОГО И КРИТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ
3. РЕФОРМАЦИЯ: В РАМКАХ РЕЛИГИ НАРОДНЫЙ ПРОТЕСТ ПРОТИВ ВЕЛИКИХ ФОРМ РАННЕЙ ЭПОХИ
Брамины, древнейшие элементы упанишад (X-IX вв.) Орфическое движение Религия Диониса «Религия Нумы» (VII век) Августин (430) Несторианцы (ок. 430) Монофизиты (ок. 450) Маздак (ок. 500) Николай Кузанский (1464) Гус (1415), Савонарола, Карлштадт, Лютер, Кальвин (1564)
4. НАЧАЛО ЧИСТО ФИЛОСОФСКОЙ ФОРМУЛИРОВКИ МИРОЧУВСТВОВАНИЯ. ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ ИДЕАЛИСТИЧЕСКИХ И РЕАЛИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Содержится в упанишадах Великие досократики (VI-V вв.) Византийская, иудейская, сирийская, коптская, персидская литература (VI-VII вв.) Галилей, Бэкон, Декарт, Бруно, Бёме, Лейбниц (XVI-XVII вв.)
5. СОЗДАНИЕ НОВОЙ МАТЕМАТИКИ. КОНЦЕПЦИЯ ЧИСЛА КАК ОТРАЖЕНИЯ И СУЩНОСТИ ФОРМЫ МИРА
Утрачено Число как величина (мера) (геометрия, арифметика) Пифагорейцы с 540 Неопределенное число (алгебра) Развитие не исследовано Число как функция (анализ)   Декарт, Паскаль, Ферма ок. 1630 Ньютон, Лейбниц ок. 1670
6. ПУРИТАНИЗМ: РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИ-МИСТИЧЕСКОЕ СКУДЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО НАЧАЛА
Следы в упанишадах Пифагорейский союз с 540 Мухаммед 622 Павликиане, иконоборцы с 650 Английские пуритане с 1620 Французские янсенисты с 1640 (Пор-Рояль)
ОСЕНЬ
ИНТЕЛЛЕГЕНЦИЯ БОЛЬШИХ ГОРОДОВ. КУЛЬМИНАЦИЯ СТРОГО УМСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
7. «ПРОСВЕЩЕНИЕ»: ВЕРА ВО ВСЕМОГУЩЕСТВО РАССУДКА. КУЛЬТ «ПРИРОДЫ». «РАЗУМНАЯ РЕЛИГИЯ»
Сутры; санкхья; Будда   Относительно поздние упанишады Софисты V в.   Сократ (399) Демокрит (ок. 360) Мутазилиты   Суфизм Наццам, аль-Кинди (ок. 830) Английские сенсуалисты (Локк) Французские энциклопедисты (Вольтер); Руссо
8. КУЛЬМИНАЦИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. ВЫСВЕТЛЕНИЕ МИРА ФОРМ ЧИСЕЛ
Утрачено     (Значимость положения. Ноль как число) Архит (365), Платон (346)   Евдокс (355) (Конические сечения) Не исследовано (теория чисел, сферическая тригонометрия) Эйлер (1783), Лагранж (1813) Лаплас (1827) (Проблема бесконечно малых)
9. ВЕЛИКИЕ ЗАВЕРШАЮЩИЕ СИСТЕМЫ
ИДЕАЛИЗМА: йога, веданта ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ: Вайшешика ЛОГИКИ: Ньяя Платон (346)     Аристотель (322) аль-Фараби (950)     Авиценна (ок. 1000) Гёте Шеллинг   Гегель Кант Фихте
ЗИМА
НАЧАЛО КОСМОПОЛИТИЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ. УГАСАНИЕ ДУШЕВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ СИЛЫ. САМА ЖИЗНЬ СТАНОВИТСЯ ПРОБЛЕМАТИЧНОЙ. ЭТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ ИРРЕЛИГИОЗНОГО И НЕМЕТАФИЗИЧЕСКОГО КОСМОПОЛИТИЗМА
10. МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ:
Санкхья, Чарвака (Локаята) Киники, киренаики, последние софисты (Пиррон) Коммунистические, атеистические, эпикурейские секты эпохи Аббасидов «Братья Чистоты» Бентам, Конт, Дарвин, Спенсер, Штирнер, Маркс, Фейербах
11. ЭТИКО-ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ ИДЕАЛЫ: ЭПОХА «ФИЛОСОФИИ БЕЗ МАТЕМАТИКИ». СКЕПСИС
Течения эпохи Будды Эллинизм Эпикур (270), Зенон (265) Течения в исламе Шопенгауэр, Ницше Социализм, анархизм Геббель, Вагнер, Ибсен
12. ВНУТРЕННЕЕ ЗАВЕРШЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МИРА ФОРМ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ МЫСЛИ
Утрачено Евклид, Аполлоний (ок. 300) Архимед ок. 250 Аль-Хорезми 800, Ибн Курра 850 аль-Кархи, аль-Бируни X в. Гаусс (1855), Коши (1857) Риман (1866)
13. СПАД АБСТРАКТНОЙ МЫСЛИТЕЛЬНОСТИ ДО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НАУЧНОЙ КАТЕДЕР-ФИЛОСОФИИ. ЛИТЕРАТУРА КОМПЕНДИУМОВ
«Шесть классических систем» Академия, перипатетика, стоики, эпикурейцы Школы Багдада и Басры Кантианцы «Логики» и «психологи»
14. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПОСЛЕДНЕГО МИРОНАСТРОЕНИЯ
Индийский буддизм с 500 Эллинистическо-римский стоицизм с 200 Практический фатализм ислама с 1000 Этический социализм, распространяющийся с 1900
         

 

Таблица «одновременных» эпох искусства

ЕГИПЕТСКАЯ КУЛЬТУРА АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА АРАБСКАЯ КУЛЬТУРА ЗАПАДНАЯ КУЛЬТУРА
ГЛУБОКАЯ ДРЕВНОСТЬ
ХАОС ПЕРВОЗДАННЫХ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ ФОРМ. МИСТИЧЕСКАЯ СИМВОЛИКА И НАИВНАЯ ИМИТАЦИЯ
Эпоха тинитов 2830-2600 Стимул: шумерское (переднеазиатское) влияние Микенская эпоха 1600-1100 позднеегипетское (минойское), поздневавилонское (малоазиатское) влияние Персидско-селеквидская эпоха 500-0 позднеантичное (эллинистическое), позднеиндийское (индо-иранское?) влияние Меровинго-каролингская эпоха 500-900 «позднеарабское» (мавританско-византийское) влияние
КУЛЬТУРА
ИСТОРИЯ ЖИЗНИ СТИЛЯ, ФОРМИРУЮЩЕГО ВСЕ ВНЕШНЕЕ БЫТИЕ. ЯЗЫК ФОРМ ГЛУБОЧАЙШЕЙ СИМВОЛИЧЕСКОЙ НЕОБХОДИМОСТИ
I. РАННЯЯ ЭПОХА: ОРНАМЕНТ И АРХИТЕКТУРА КАК ЭЛЕМЕНТАРНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ЮНОГО МИРОЧУВСТВОВАНИЯ («ПРИМИТИВЫ»)
ДРЕВНЕЕ ЦАРСТВО 2600-2200 ДОРИКА 1100-650 РАННЕАРАБСКИЙ МИР ФОРМ (сасанидские, византийские, армянские, сирийские, сабейские, «позднеантичные», «древнехристианские» формы) 0-500 ГОТИКА 900-1500
1. РОЖДЕНИЕ И ПОДЪЕМ. ВЫРАСТАЮЩИЕ ИЗ ДУХА ЛАНДШАФТА, БЕССОЗНАТЕЛЬНО СОТВОРЕННЫЕ ФОРМЫ
4-5-я династии: 2550-2320 Геометрический храмовый стиль Пирамидный храм     Ряды растительных колонн Ряды плоскостных рельефов   Могильные статуи XI-IX вв. Деревянная архитектура   Дорическая колонна     Архитрав Геометрический (дипилоновый) стиль Могильные вазы I-III вв. Культовые интерьеры   Базилика, купольная постройка (Пантеон как мечеть), арки на колоннах, вьющийся узор, заполняющий плоскость Саркофаги XI-XIII вв. Романтика и ранняя готика   Сводчатые соборы     Система распорок, оконная роспись, кафедр. пластика
2. ЗАВЕРШЕНИЕ РАННЕГО ЯЗЫКА ФОРМ. ИСЧЕРПАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ
6-я династия: 2320-2200 Угасание стиля пирамид и эпико-идиллического рельефа Расцвет архаической изобразит. пластики VIII-VII вв. Конец высокоархаического дорическо-этрусского стиля   Протокоринфская древнеаттическая (мифологич.) вазовая роспись IV-V вв. Конец образных персидско-сирийско-коптских искусств   Подъем мозаичной живописи и арабески XIV-XV вв. Поздняя готика и Ренессанс. Расцвет и конец фрески и статуи: от Джотто (готика) до Микеланджело (барокко). Сиена, Нюрнберг. Готическое плоскостное изображение от Ван Эйка до Гольбейна. Контрапункт и масляная живопись
II. ПОЗДНЯЯ ЭПОХА: ОБРАЗОВАНИЕ ГРУППЫ УРБАНИСТИЧЕСКИ-СОЗНАТЕЛЬНЫХ, ИЗБРАННЫХ, НЕСОМЫХ ОТДЕЛЬНЫМИ ЛИЧНОСТЯМИ ИСКУССТВ («ВЕЛИКИЕ МАСТЕРА»)
СРЕДНЕЕ ЦАРСТВО 2040-1790 ИОНИКА 650-350 ПОЗДНЕАРАБСКИЙ МИР ФОРМ (персидско-несторианские, византийско-армянские, исламско-мавританские формы) 500-800 БАРОККО 1500-1800
3. ВЫРАБОТКА ЗРЕЛОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОСТИ
11-я династия: 2130-1990     Хрупкое и значительное, почти бесследно исчезнувшее искусство Завершение храмового тела (периптер, каменная постройка). Ионическая колонна Господство фресковой живописи до Полигнота (460) Расцвет свободной объемной пластики («Аполлон Тенейский» до Агелда) Завершение пространства мечети (центральная купольная постройка, Св. София) Расцвет мозаичной живописи Завершение коврового стиля арабески (Мшатта) Живописный зодческий стиль от Микеланджело до Бернини (1680)   Господство масляной живописи от Тициана до Рембрандта (1669) Расцвет музыки от Орландо ди Лассо до Генриха Шютца (1672)
4. ВНЕШНЕЕ ЗАВЕРШЕНИЕ ОДУХОТВОРЕННОГО ЯЗЫКА ФОРМ
12-я династия: 1900-1790 Пилоновые храмы, лабиринт   Характерные статуи Исторические рельефы Расцвет Афин 480-350 Акрополь   Господство классич. пластики от Мирона до Фидия Конец строгой фресковой и вазовой росписи (Зевксис) Эпоха Омейядов VII-VIII вв.     Полная победа без о бразного искусства арабески над архитектурой Рококо Музыкальный зодческий стиль («рококо») Господство классич. музыки от Баха до Моцарта. Конец класс. масл. живописи от Ватто до Гойи
5. УГАСАНИЕ СТРОГОЙ ТВОРЧЕСКОЙ СИЛЫ. РАЗЛОЖЕНИЕ БОЛЬШОЙ ФОРМЫ. КОНЕЦ СТИЛЯ «КЛАССИЦИЗМ И РОМАНТИКА»
Неразбериха ок. 1700   Ничего не сохранилось Эпоха Александра Коринфская колонна Лисипп и Апеллес Гарун-аль-Рашид (ок. 800) «Мавританское искусство» Ампир и бидермейер Классицистич. архаич. вкус Бетховен, Делакруа
ЦИВИЛИЗАЦИЯ
СУЩЕСТВОВАНИЕ БЕЗ ВНУТРЕННЕЙ ФОРМЫ. ИСКУССТВО МИРОВЫХ ГОРОДОВ КАК ПРИВЫЧКА, РОСКОШЬ, СПОРТ, СТРЕСС. БЫСТРО ИЗМЕНЧИВЫЕ МОДНЫЕ СТИЛИ (РЕАНИМАЦИИ, ПРОИЗВОЛЬНЫЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ, ЗАИМСТВОВАНИЯ), ЛИШЕННЫЕ СИМВОЛИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ
1. «ИСКУССТВО МОДЕРН». «ПРОБЛЕМЫ» ИСКУССТВА. ПОПЫТКИ ОЛИЦЕТВОРИТЬ И ПРОБУДИТЬ КОСМОПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ. ПРЕВРАЩЕНИЕ МУЗЫКИ, ЗОДЧЕСТВА И ЖИВОПИСИ В ГОЛЫЕ ПРИКЛАДНЫЕ ИСКУССТВА
Эпоха гиксосов: 1675-1550 (см. выше табл. I) Сохранилось лишь на Крите: минойское искусство Эллинизм Пергам. искусство (театральность) Эллинистич. живописные манеры (Веристические, причудливые, субъективные) Роскошная архитектура городов эпохи диадохов Династии султанов IX-X вв.     Расцвет испанско-сицилийского искусства     Самарра XIX-XX вв. Лист, Берлиоз, Вагнер   Импрессионизм от Констебля до Лейбля и Мане     Американская архитектура
2. КОНЕЦ РАЗВИТИЯ ФОРМ ВООБЩЕ. БЕССМЫСЛЕННАЯ, ПУСТАЯ, ВЫМУЧЕННАЯ, НАГРОМОЖДЕННАЯ АРХИТЕКТУРА И ОРНАМЕНТИКА. ПОДРАЖАНИЕ АРХАИЧЕСКИМ И ЭКЗОТИЧЕСКИМ МОТИВАМ
18-я династия: 1550-1328   Пещерный храм в Дер-аль-Бахри. Колоссы Мемнона. Искусство Кносса и Амарны Римская эпоха 100 доР.Х. – 100 после Р.Х. Нагромождение трех ордеров Форумы, театр (Колизей) Триумфальная арка Эпоха сельджуков после 1050 «Искусство Востока» во время крестовых походов С 2000
3. ИСХОД. ВЫРАБОТКА СТАЦИОНАРНОЙ СОКРОВИЩНИЦЫ ФОРМ. РОСКОШЕСТВА ЦЕЗАРЕЙ С МАТЕРИАЛОМ И МАССОВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ. ПРОВИНЦИАЛЬНОЕ ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
19-я династия: 1328-1195 Гигантские постройки Луксора, Карнака и Абидоса   Искусство малых форм (анималистическая пластика, ткани, оружие) От Траяна до Аврелиана Гигантские форумы, термы, колоннады, триумфальные колонны Искусство римских провинций (керамика, статуи, оружие) Эпоха монголов с 1250 Гигантские постройки, напр. в Индии   Восточное прикладное искусство (ковры, оружие, утварь)  

 

Таблица «одновременных» политических эпох

ЕГИПЕТСКАЯ КУЛЬТУРА АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА КИТАЙСКАЯ КУЛЬТУРА ЗАПАДНАЯ КУЛЬТУРА
ГЛУБОКАЯ ДРЕВНОСТЬ
ТИП ПЕРВОБЫТНЫХ НАРОДОВ. ПЛЕМЕНА И ПРЕДВОДИТЕЛИ. «ПОЛИТИКИ» ЕЩЕ НЕТ. НИКАКОГО «ГОСУДАРСТВА»
ЭПОХА ТИНИТОВ (МЕНЕС) 2830-2600 МИКЕНСКАЯ ЭПОХА («АГАМЕМНОН») 1600-1100 ЭПОХА ШАНЬ 1700-1300 ЭПОХА ФРАНКОВ КАРЛ ВЕЛИКИЙ 500-900
КУЛЬТУРА
ГРУППЫ НАРОДОВ ПОДЧЕРКНУТО ВЫРАЖЕННОГО СТИЛЯ И ЕДИНОГО МИРОЧУВСТВОВАНИЯ: «НАЦИИ». ВЛИЯНИЕ ИММАНЕНТНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИДЕИ
I. РАННЯЯ ЭПОХА: ОРГАНИЧЕСКОЕ ЧЛЕНЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО БЫТИЯ. ДВА РАННИХ СОСЛОВИЯ: ЗНАТЬ И ДУХОВЕНСТВО. ФЕОДАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО ЧИСТЫХ МЕНОВЫХ СТОИМОСТЕЙ ЗЕМЛИ
ДРЕВНЕЕ ЦАРСТВО 2600-2200 ДОРИЧЕСКАЯ ЭПОХА 110-650 РАННЯЯ ЭПОХА ЧЖОУ 1300-800 ГОТИЧЕСКАЯ ЭПОХА 900-1500
1. ФЕОДАЛИЗМ. ДУХ КРЕСТЬЯНСКОЙ СТРАНЫ. «ГОРОД» КАК ТОЛЬКО РЫНОК ИЛИ БУРГ. СМЕНА ПФАЛЬЦЕВ ГОСУДАРЕЙ. РЫЦАРСКИ-РЕЛИГИОЗНЫЕ ИДЕАЛЫ. БОРЬБА ВАССАЛОВ МЕЖДУ СОБОЙ И ПРОТИВ ГОСУДАРЕЙ
Феодальное государство 4-5-й династий: 2550-2320 Растущая власть феодалов и жрецов. Фараоны как воплощение Ра Гомеровское царство Восхождение знати (Итака, Этрурия, Спарта) Центральный властитель (Ван), Притесненный феодальной знатью Эпоха немецких императоров Дворянство крестовых походов Императорская и папская власть
2. КРИЗИС И РАСПАД ПАТРИАРХАЛЬНЫХ ФОРМ: ОТ ФЕОДАЛЬНОГО СОЮЗА К СОСЛОВНОМУ ГОСУДАРСТВУ
6-я династия: 2320-2200 Распад царства на наследственные княжества 7-8-я династии: междуцарствие Синойкизм знати Разложение царства на ежегодные должности Олигархия 934-909 Изгнание И-Вана вассалами   842 Междуцарствие Территориальные властители; ренессансные государства, Ланкастер и Йорк 1254 Междуцарствие
II. ПОЗДНЯЯ ЭПОХА: ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СОЗРЕВШЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИДЕИ. ГОРОД ПРОТИВ ДЕРЕВНИ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ ТРЕТЬЕГО СОСЛОВИЯ (БУРЖУАЗИЯ). ПОБЕДА ДЕНЕГ НАД ИМУЩЕСТВОМ
СРЕДНЕЕ ЦАРСТВО 2040-1790 ИОНИЧЕСКАЯ ЭПОХА 650-300 ПОЗДНЯЯ ЭПОХА ЧЖОУ 800-500 ЭПОХА БАРОККО 1500-1800
3. ОБРАЗОВАНИЕ МИРА ГОСУДАРСТВ СТРОГОЙ ФОРМЫ. ФРОНДА
11-я династия. Низвержение баронов фиванскими государями. Централизованное чиновничье государство VII в. Первая тирания (Клисфен, Периандр, Поликрат, Тарквинии). Город-государство «Эпоха протекторов» (Мин-чжу 685-591) и монарших конгрессов (-460) Династическая власть царствующих домов и фронда (Ришелье, Валленштейн, Кромвель) около 1630
4. ВЫСШЕЕ ЗАВЕРШЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФОРМЫ («АБСОЛЮТИЗМ»). ЕДИНСТВО ГОРОДА И ДЕРЕВНИ («ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО», «ТРИ СОСЛОВИЯ»)
12-я династия (1990-1790): строжайшая и централизованная власть Придворная и денежная знать Аменемхет, Сезострис Чистый полис (абсолютизм демоса). Политика агоры   Возникновение трибуната   Фемистокл, Перикл Периоды Чжун-цзиу («весна и осень») 590-480   Семь великих держав. Законечная благородная форма («ли») Ancien regime, рококо, придворная знать (Версаль) и кабинетная политика. Габсбурги и Бурбоны. Людовик XIV, Фридрих Великий
5. КРУШЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФОРМЫ (РЕВОЛЮЦИЯ И НАПОЛЕОНИЗМ). ПОБЕДА ГОРОДА НАД ДЕРЕВНЕЙ («НАРОДА» НАД ПРИВИЛЕГИРОВАННЫМИ, ИНТЕЛЕГЕНЦИИ НАД ТРАДИЦИЕЙ, ДЕНЕГ НАД ПОЛИТИКОЙ)
1790-1675, революции и военное правительство. Распад царства. Маленькие царьки, частично вышедшие из народа IV в., социальные революции и вторая тирания (Дионисий I, Ясон из Феры, цензор Аппий Клавдий, Александр) 480 Начало периода Чжан-куо. 441 Крах династии Чжоу. Революции и разрушительные войны Конец XVIII в. Революции в Америке и Франции (Вашингтон, Фокс, Мирабо, Робеспьер, Наполеон)
ЦИВИЛИЗАЦИЯ
РАСТВОРЕНИЕ НАРОДНОГО ТЕЛА, ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОГО ТЕПЕРЬ ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ К ЖИЗНИ В БОЛЬШИХ ГОРОДАХ, В БЕСФОРМЕННЫХ МАССАХ. МИРОВОЙ ГОРОД И ПРОВИНЦИЯ: ЧЕТВЕРТОЕ СОСЛОВИЕ (МАССА), НЕОРГАНИЧЕСКОЕ, КОСМОПОЛИТИЧЕСКОЕ НАЧАЛО
1. ГОСПОДСТВО ДЕНЕГ («ДЕМОКРАТИИ»). ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СИЛЫ, ПРОНИЗЫВАЮЩИЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФОРМЫ И СТРУКТУРЫ ВЛАСТИ
1675-1550 Эпоха гиксосов (см. выше табл. I) Глубочайший упадок. Диктатуры чужеземных генералов (Хиан). С 1600 окончательная победа фиванских государей 300-1000, полит. эллинизм от Александра до Ганнибала и Сципиона (200)царское всемогущество; от Клеомена III и К. Фламиния (220) до Мария радикальные народные вожди 480-230 «Время борющихся уделов». 288 – титул императора. Империалистич. политика Цинь. С 249 аннексия последних государств 1880-2000. XIX в. от Наполеона до мировой войны. «Система великих держав», стационарные войска, конституции XX в. переход конституционного правления в бесформенную власть отдельных людей, разрушит. войны, империализм
2. ВОСХОЖДЕНИЕ ЦЕЗАРИЗМА. ПОБЕДА ПОЛИТИКИ СИЛЫ НАД ДЕНЬГАМИ. ВОЗРАСТАЮЩЕ ПРИМИТИВНЫЙ ХАРАКТЕР ПОЛИТИЧЕСКИХ ФОРМ. ВНУТРЕННИЙ РАСПАД НАЦИЙ И ПРЕВРАЩЕНИЕ ИХ В БЕСФОРМЕННОЕ НАСЕЛЕНИЕ. ОБОБЩЕНИЕ ПОСЛЕДНЕГО В ИМПЕРИЮ, ПОСТЕПЕННО ВНОВЬ ПРИОБРЕТАЮЩУЮ ПРИМИТИВНО-ДЕСПОТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР
1550-1328: 18-я династия     Тутмос III 100 до Р.Х.-100 после Р.Х.: от Суллы до Домициана   Цезарь, Тиберий 250 до Р.Х.-26 после Р.Х. Царств. династия Ван Чжен и западная династия Хань 221 августейший титул (Ши) цезаря Хоан-ти. 140-86 Ву-ти 2000-2200
3. СОЗРЕВАНИЕ ОКОНЧАТЕЛЬНОЙ ФОРМЫ: ЧАСТНАЯ И СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРЕЙ. МИР КАК ДОБЫЧА. ЕГИПТИЦИЗМ, МАНДАРИНСТВО, ВИЗАНТИНИЗМ. ВНЕИСТОРИЧЕСКОЕ ОКОЧЕНЕНИЕ И БЕССИЛИЕ ИМПЕРСКОГО МЕХАНИЗМА НА ФОНЕ ХИЩНИЧЕСКОЙ РАДОСТИ ЮНЫХ НАРОДОВ ИЛИ ЧУЖЕЗЕМНЫХ ЗАВОЕВАТЕЛЕЙ. МЕДЛЕННОЕ ВОЦАРЕНИЕ ПЕРВОБЫТНЫХ СОСТОЯНИЙ В ВЫСОКОЦИВИЛИЗОВАННЫХ ЖИЗНЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1328-1195: 19-я динстия   Сети I, Рамсес II 100-200: от Траяна до Аврелиана Траян, Септимий Север 25-220: восточная династия Хань 58-76 – Мин-ти После 2200

Список литературы:

1. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М.: Книга, 1991. – 574 с.

2. Тойнби А. Дж. Постижение истории: пер. с англ. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 640 с.







Date: 2015-07-23; view: 533; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.016 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию