Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция 13. Чикагская школа неолиберализма
1. Монетаризм Монетаризм – это течение экономической мысли, отводящее деньгам определённую роль в колебательном движении экономики. Монетаризм – это наука не только о деньгах. В центре внимания представителей этой школы находятся денежные категории, денежно-кредитные инструменты. Однако их интересуют не просто денежный механизм, банковская система денежно-кредитная политика, валютные отношения. Монетаристы рассматривают эти процессы, чтобы выявить связь между денежной массой и объёмом производства. По их мнению, банки - ведущий инструмент регулирования, с помощью или при непосредственном участии которого изменения на денежном рынке трансформируются в изменения на рынке товаров и услуг. Таким образом, монетаризм - это наука о деньгах и их роли в процессе воспроизводства. Это целостная, «общая» теория, представляющая специфический подход к регулированию экономики с помощью кредитно-денежных инструментов. Внимание к монетаризму возросло со второй половины 70-х начала 80-х годов, когда кейнсианские методы начали давать сбои и начался поиск новых подходов к восстановлению экономического равновесия. У Дж. Кейнса наиболее острой проблемой была безработица, обеспечение занятости и экономического роста. Но примерно с середины 70-х годов на первый план выдвинулась задача регулирования инфляции. В эти годы всплеск инфляции сопровождался одновременным падением производства и углублением структурных диспропорций. Бюджетные манипуляции лишь усиливали инфляцию. Страны ОПЕК в 4 раза повысили цены на энергоресурсы, что привело к резкому снижению инвестиций в условиях, когда срочно нужно было модернизировать производство, перестраивать его структуру (старые отрасли, потреблявшие много энергии, нуждались в финансовой поддержке). Промышленное производство в развитых странах упало почти на 13%. Многомиллионная безработица при одновременном росте инфляции и падающем или застойном производстве означали появление нового, неизвестного ранее феномена, получившего название стагфиляции (стагнация + инфляция). Сложился своего рода замкнутый круг, (государственные инвестиции не способствовали выходу из кризиса, не хватало средств на социальные нужды, социальные программы в условиях кризиса ужимать было нельзя, новые налоги тормозили экономический рост). Начался поиск новых рецептов выхода из сложившейся ситуации. Среди экономистов стал популярным лозунг: «Назад к Смиту». Это означало отказ от методов активного государственного вмешательства и регулирования и поспешную разработку новой доктрины. Наибольшее внимание привлекли предложения теоретиков монетаристской школы. Монетаристские концепции начали зарождаться в 50-х годах XX века, а завоевали признание и популярность в 70-е — 80-е годы. Основоположником и наиболее известным представителем монетаризма является американский экономист М.Фридмен. М. Фридмен родился в 1912 году в бедной семье эмигрантов из Восточной Европы, проживавших в Бруклине — далеко не блестящем районе Нью-Йорка. Мать работала в галантерейном магазине, отец, по признанию Милтона, безуспешно пытался найти себя в торговых операциях. Но атмосфера в семье всегда оставалась теплой и дружелюбной. В 1928-1932гг. М.Фридмен был студентом-стипендиатом Рутчертского университета. Учеба завершилась получением степени бакалавра сразу по двум дисциплинам —математике и экономике. По сути дела молодой Фридмен пришел в экономику из математики. После Рутчерта он получает степень магистра в Чикагском университете (1933г.) Некоторое время сотрудничает в Колумбийском университете, а затем возвращается в Чикаго. С 1937 года М.Фридмен работает совместно с С.Кузнецом над крупномасштабным проектом потребительский бюджетов по заказу Национального бюро экономических исследований. Во время Второй мировой войны М.Фридмен трудился в казначействе США, занимался налогами, а также военно-экономическими исследования. В послевоенные годы Фридмен выступал в качестве консультанта при реализации плана Маршалла. Этапным в творческой биографии М.Фридмена — будущего лидера монетаризма —было его второе возвращение в Чикагский университет в 1948 году. С этого периода он занимается проблемами денежного обращения, цен, теорией потребления, экономической методологией, подготавливает целый ряд монографический исследований. Это, прежде всего: «Очерки позитивной теории»(1953), «Программа монетарной стабилизации»(1959), «Контрреволюция в теории денег» (1970), «Будущее капитализма» (1977), «Монетарные изменения в США и Соединенном Королевстве»(1981) и другие. В этих работах сформулированы основные теоретические положения монетаризма. В 1967 году М.Фридмен был избран президентом американской экономической ассоциации. Нобелевская премия присуждена ему в 1976 году в период победного шествия монетаризма. Монетарная доктрина М.Фридмана может быть представлена следующими положениями: Во-первых, рыночная система обладает способностью автоматически, на базе саморегулирования, приводить себя в равновесие, запас прочности у нее неисчерпаем. Во-вторых, трудности и кризисы, возникающие в экономике, навязываются извне, носят временный характер. Их главным виновником является государственное вмешательство, которое блокирует действие стихийных сил и в то же время «раскачивает судно» экономики. В-третьих, монетаристы предлагают сузить рамки государственного регулирования, так как ни одно правительство не может быть мудрее рынка; « За неизбежные ошибки правительства мы отвечаем своими деньгами, а оно нашими», и «чем меньше доля государственных расходов в ВВП, тем лучше жизнь людей», - пишет Фридмен. В-четвертых, монетаристы утверждают приоритетность денежных факторов. Среди различных инструментов, воздействующих на экономику — считают они, - предпочтение следует отдавать денежным инструментам. Именно эти инструменты (а не административные, не ценовые методы, не налоговая система) способны наилучшим образом обеспечить экономическую стабильность как главную цель регулирования. В отличие от Кейнса Фридмен оценивает денежно-кредитную политику, а не бюджетную, в качестве наиболее точного и предсказуемого инструмента. Деньги— это особый товар, их основное свойство заключается в ликвидности. Имея деньги, их можно всегда реализовать. Деньги выполняют в экономике функции: регулирующую и стабилизирующую. Они влияют на экономику через институционную структуру, банковскую систему, создающую деньги и формирующую потребительский спрос, уровень издержек, объем и структуру производства. М. Фридмен исходит из того, что между движением денег (темпами роста денежной массы) и динамикой ВНП существует достаточно тесная корреляционная связь. Ускорение или замедление темпов роста денежной массы сказывается на развитии деловой активности, циклических колебаниях производство. В-пятых, регулирование должно ориентироваться не на текущие, а на долгосрочные задачи. Дело в том, что последствия колебаний денежной массы сказываются на основных экономических параметрах де сразу, а с некоторым разрывом во времени. Обычно временной шаг (временной разрыв) составляет несколько месяцев. Он неодинаков по срокам, зависит от состояния конъюнктуры и других факторов. Анализ временных шагов приводит Фридмена к выводам о требованиях к проводимой денежной политике. Текущие коррективы обычно запаздывают и приводят к прямо противоположным результатам. Прогнозы на сколько-нибудь длительный период ненадежны. Обстановка и основные экономические параметры быстро меняются. Поэтому денежная политика должна ориентироваться не на текущие эффекты, а носить долгосрочный характер. В-шестых, утверждение о необходимости изучения поведения людей. Рынок есть взаимозаинтересованность. Суть рынка в том, что люди собираются и достигают соглашения. Необходим учет и анализ действий участников экономического процесса. На основе такого анализа можно строить прогнозы, что является задачей экономиста. Справедливость прогнозов служит проверкой правильности теоретических выводов и постулатов. Теоретические обобщения М. Фридмен стремился сочетать с изучением реальных побуждений людей. Он считает, что люди упрямы, их мотивы зависят от многих факторов, в том числе от степени информированности, ожиданий, предвидения действий правительства. В методологическом плане концепция монетаристов опирается на количественную теорию денег, хотя их интерпретация отличается от традиционной. Эта теория утверждает, что существует прямая связь между количеством денег и уровнем цен, что цены определяются количеством денег, находящихся в обращении, а покупательная способность денег обуславливается уровнем цен. Увеличивается денежная масса - растут цены, и наоборот, то есть при прочих равных условиях товарные цены изменяются пропорционально количеству денег (формула И. Фишера: М*У=Р*0, где М— денежная масса, V — скорость обращения денег,Р— уровень цен, О—объем производства.). Классики считали, что скорость обращения денег и объем производства не зависят от колебаний денежной массы. Рыночная экономика стремится выровнять до естественного уровня основные параметры: объем производства, скорость обращения денег. Выравниваются и процентные ставки (цена денег). Это происходит в соответствии с эффектом Фишера (в случае увеличения денежной массы спрос на деньги падает и процентная ставка снижается, но в связи с ростом цен спрос на деньги возрастает и процентная ставка повышается, колебания процентных ставок происходит вокруг этой естественной нормы), И. Фишер считал наиболее важным влияние изменений в левой части уравнения на правую. Однако эта формула несколько украшает картину. Она не учитывает, что на цены воздействуют и другие переменные— уровень дохода, ожидания, изменения занятости, технологические сдвиги и т.д. Представители неоклассической школы модернизировали уравнение И.Фишера. В их интерпретацию оно приняло следующий вид: М=К*Р*У, где М — количество денег, У— реальный доход, Р— уровень цен, К—коэффициент, выражающий пропорцию между номинальным доходом и частью дохода, хранимого в денежной форме. Показатель К — величина, обратная скорости обращения денег. Это естественно, ибо скорость обращения денег зависит от того, какое количество денег хранится в виде денежных остатков, предназначенных для совершения сделок. Если денежный запас невелик, то скорость обращения денег возрастает. Потребность в деньгах (или спрос на деньги) относительно стабильна. В случае избытка денег— их стремятся преобразовать другие активы, приносящие доход. На денежный спрос влияют три фактора: объем производства, скорость обращения денег, зависящая от их привлекательности (уровня процентной ставки), абсолютный уровень цен. Если ожидается рост цен (инфляция), то покупательная способность денег будет падать, и наоборот, если ожидается снижение цен, то спрос на деньги будет расти. Спрос на деньги снижается при повышении процентной ставки, которая является своего рода регулятором, при помощи которого достигается оптимальная пропорция между деньгами как средством сбережения и прочими активами, приносящими доход в виде процента. Предложение денег это — то количество денег, которое находится в обращении. Предложение не определяется экономическими факторами и довольно изменчиво. Спрос и предложение денег — исходные параметры, под влиянием которых складывается монетарное равновесие. Это равновесие не формируется изолированно, а связано с процессами, протекающими в товарном секторе. Монетаристы считают, что спрос на товары и инвестиции связаны с денежным потоком. Они шире трактуют сферу благ, противостоящую деньгам. Это и финансовые активы, и вещественное имущество, и вновь произведенные товары, и вложения в человеческий капитал. Согласно монетаристской теории, изменяющееся количество денег и скорости обращения денег влияет на совокупный спрос. Больше объем денежной массы— выше спрос на товары и услуги. С увеличением денежной массы происходит рост цен, а это стимулирует производителей к расширению объема производства, увеличению выпуска продукции. М.Фридмен совместно с А.Шварц пришли к выводу, что темп роста денежной массы идет по циклической схеме. В книге «Монетарная история Соединенных Штатов. 1867-1960» они проследили, как почти за 100 лет хозяйственная динамика США определилась движением денежной массы. Изменение темпа ее роста предшествовало изменению роста общественного продукта. Количество денег в обращении оказывало непосредственное влияние на экономическую жизнь через величину расходов потребителей и фирм. Увеличение предложения денег ведёт к их удешевлению, снижению процентной ставки. Становится выгодным брать в кредит, расширять спрос на инвестиционные товары. Но изменения, связанные с увеличением денежного предложения, происходят не только количественные. Цены на продукцию повышаются, но повышаются неравномерно. Изменяются соотношения между различными группами товаров. Переключается спрос: вначале - на дешёвые товары, затем - на новые, потом - на услуги. Ценовые изменения способствуют структурным сдвигам, а в итоге создают предпосылки для стабильного развития в долгосрочном периоде. В результате саморегулирующей работы цен и выравнивания покупательской способности денег, устанавливается связь между денежным и товарным сектором экономики. Итак, монетаристы считают, что главная функция денег - служить финансовой основой и важнейшим стимулятором экономического развития. Увеличение денежной массы через систему банков воздействует на распределение ресурсов между отраслями, помогает техническому прогрессу, способствует поддержанию экономической активности. Но денежными инструментами следует пользоваться осторожно. Если происходит относительно небольшое увеличение количества денег в обращении и, соответственно, повышение цен, согласуемые с темпом экономического роста, то создаются необходимые предпосылки для равновесия между денежным и товарным секторами. Если цены растут быстро, то развертывается неконтролируемая инфляция. Снижается покупательная способность денег. Потребность в деньгах растёт, т. к. растёт объём товарооборота (в номинальном выражении) и возникает кризис платежей и расчётов. В связи с ожидаемой инфляцией все стремятся освободиться от падающих денег. Их трансформируют в другие активы, но не в производство, а в недвижимость. Спрос на деньги формируется на основе сравнения альтернативных выгод. По представлению монетаристов, инфляция - чисто денежное явление. Причина инфляции - избыток денежной массы. Инфляция связана с ожиданиями (представлением людей о том, как сложатся дела в будущем). Монетаристы различают две разновидности инфляции: ожидаемая (нормальная) и непредвиденная (не соответствующая прогнозам и представлениям участников экономического процесса). При ожидаемой инфляции достигается равновесие на рынках товаров и услуг: темп роста цен соответствует ожиданиям и расчётам людей. Государство в той или иной форме информирует о предполагаемом росте цен, и к этому приспосабливаются производители, продавцы и покупатели. Если темп инфляции выходит за границы ожидаемого, резкий рост цен сопровождается различными отклонениями в хозяйственной деятельности. Контроль над ценами и заработной платой не способен устранить инфляцию. Непредвиденная инфляция ведёт к увеличению безработных. Если в краткосрочной перспективе имеет место обратная связь, то в долгосрочной перспективе такая связь исчезает. Политика денежного стимулирования совокупного спроса порождает всё усиливающуюся инфляцию. Вместе с ростом цен растёт безработица. Отсюда делается вывод: необходимо перекрыть каналы неконтролируемой инфляции (дефицит государственного бюджета, ограничить давление профсоюзов, сократить государственные расходы, в том числе и средства, выделяемые на поддержание полной занятости). Кредитно-денежная политика государства должна обеспечить стабильный и оптимальный рост цен на протяжении длительного времени. Между темпом роста цен и ростом денежной массы не существует жёсткого соотношения. В начале инфляции денежная масса в обращении растёт быстрее, чем цены. Затем ситуация меняется. Инфляция издержек, по мнению М.Фридмена, не заслуживает особого внимания. Применительно к инфляции издержек у монетаристов имеется два рецепта: поддержание конкуренции и плавающий курс валют. М.Фридмен исходил из того, что денежная политика должна быть направлена на достижение соответствия между спросом на деньги и их предложением. Для этого необходимо, чтобы процент прироста денег в обращении соответствовал приросту цен и национального дохода или ВНП. В этом состоит так называемое «денежное правило» М.Фридмена. Рост денежной массы должен быть таким, чтобы обеспечить устойчивость цен. Он должен также соответствовать темпам роста ВНП. Практически в современных условиях темп роста денежной массы применительно к США и некоторым другим западным странам должен составлять 3-4 % в год. Это примерно соответствует средним темпам экономического роста этих стран. В практике денежного регулирования обычно устанавливают не твёрдый норматив (по правилу), а своего рода «вилку», вокруг которой должно колебаться денежное предложение или устанавливается «мишень» - т.е. потолочный уровень, который не должен быть превзойдён. Рецепты монетаристов включают и другие мероприятия: продажу и покупку ценных бумаг, систему обязательных резервов, изменение учётной ставки и т.д. Монетаристская концепция отличается от кейнсианской, но было бы неправильно проводить резкую грань между ними. Обе теории построены применительно к условиям рыночной экономики и в известной мере дополняют друг друга, составляя теорию определения общего дохода. Дж. М. Кейнс обосновывает количественную зависимость доходов от расходов, М.Фридмен - зависимость доходов от денег. Вместе с тем существуют и немалые различия. Эти различия сводятся к следующим: Дж.М.Кейнс утверждает, что: 1) необходимо государственное вмешательство в экономику; 2) занятость в экономике зависит от совокупного спроса; 3) денежная масса нейтральна к производству; 4) главная проблема экономики - безработица; 5) нужно проводить гибкую денежную политику; 6) бюджетный дефицит стимулирует спрос; Следовательно, кейнсианство - это теория экономического роста. М. Фридмен и монетаристы считают, что: 1) рыночный механизм способен к саморегуляции; 2) экономика сама устанавливает уровень производства и занятости; 3) денежная масса - причина роста цен и изменения конъюнктуры; 4) главная проблема экономики - инфляция; 5) нужно проводить стабильную денежную политику; 6) бюджетный дефицит - причина инфляции; Значит монетаризм - это теория экономического равновесия. Согласно взглядам монетаристов, деньги являются главной сферой, определяющей движение и развитие производства. Спрос на деньги имеет постоянную тенденцию к росту, (что определяется, в частности, склонностью к сбережениям), и, чтобы обеспечить соответствие между денежным спросом и предложением денег, необходимо проводить курс на постоянное увеличение (определённым темпом) денег в обращении. Государственное регулирование должно ограничиваться контролем над денежным обращением. На практике монетаристские идеи имели успех при республиканском правительстве США во времена так называемой «реганомике», в Англии во времена правительства М. Тетчер.
2. Экономика предложения. Теория рациональных ожиданий
В начале 80-х годов наряду с возросшим вниманием к монетаристам возросло внимание к концепции экономики предложения. Большинство экономистов пришли к заключению, что одной лишь финансовой или денежной политики, воздействующей на спрос, недостаточно, что политика спроса должна дополняться воздействием на предложение. Именно эта идея лежала в основе дебатов по «экономике предложения», которые начались в связи с победой Рональда Рейгана на президентских выборах в США в 1980 г. Сторонники «экономики предложения» утверждали, что сокращение налогов дало бы такое мощное повышение производства, что и доходы государственной казны могли бы увеличиться. Теория «Экономики предложения» разрабатывалась американцами А. Лаффером (профессор экономики университета Южной Каролины), М. Фелдстайном (Гарвардский университет), Р. Риганом (бывший министр финансов США). По мнению представителей «экономики предложения», рынок не только самый эффективный, но и единственно «нормальный» способ организации хозяйства. Они были против регулирования экономики со стороны государства. Регулирование, с их точки зрения, - это неизбежное зло. Основная идея теории - связана с отходом от кейнсианских методов стимулирования спроса и поддержкой факторов, определяющих предложение. Причины инфляции усматриваются в высоких налоговых ставках, в финансовой политике государства, провоцирующей рост издержек. Повышение цен - это реакция производителей на нежелательные «повороты» экономической политики и неустойчивую конъюнктуру. Основные рекомендации «экономики предложения» сводятся к следующему: Во-первых, сокращение налогов в целях стимулирования инвестиций. Увеличение налогового бремени порождает бюджетные дефициты, препятствуют экономическому росту. Выдвигается предложение отказаться от прогрессивного налогообложения, снизить налоговые ставки, прежде всего «предельные ставки» на доходы, капитал, а также на зарплату и дивиденды. Снижение налогов для предпринимателей увеличит их доходы и сбережения, а в результате будут расти накопления, снизится уровень процентной ставки. Снижение налогов на зарплату увеличит привлекательность дополнительной работы. В результате: увеличится предложение рабочей силы, повысятся стимулы к участию в производстве. Отсюда, собственно, и название тенденция - «теория предложения». Рецепты направлены на увеличение предложения капитала и рабочей силы. Во-вторых, приватизация государственных предприятий. Эта мера, направленная на сокращение государственного участия в хозяйственной деятельности. Она позволит получить дополнительные финансовые средства, сократить размеры государственного долга. Эффективность предприятий повысится, обострится конкуренция, повысится качество и конкурентоспособность национальной продукции. В-третьих, бюджетное оздоровление. В отличие от монетаристов теоретики «экономики предложения» считают, что бюджет не должен рассматриваться в качестве инструмента денежной политики. Бюджетная политика должна быть отдельно от денежной политики. В-четвёртых, замораживание социальных программ. Существующая система имеет два недостатка: а) вызывает непрерывный рост государственных расходов, обостряет бюджетный дефицит; б) не стимулирует, а сдерживает трудовую активность. В начале 80-х годов одним из наиболее известных сторонников в «экономике предложения» был американский экономист Артур Лаффер. Его прославила так называемая «кривая Лаффера» (рис. 1), которую он в первый раз нарисовал на бумажной салфетке в ресторане. Эта кривая показывает, что при повышении ставки налога, доходы государства за счёт налогов сначала будет увеличиваться. Но, если налоговая ставка превышает некую границу, доходы от налоговых поступлений могут, уменьшиться. Причина в том, что слишком высокие налоги снижают у людей желание работать в «светлой», т.е. легальной экономике. Чем выше этой границы определена ставка налога, тем меньше они будут работать легально, и, следовательно, тем меньше будут доходы государственной налогов казны. Если ставка налога тем не менее повышается, рано или поздно она достигнет такого уровня, при котором никто не захочет работать и платить налоги, и, таким образом, государство вовсе не получит никаких налоговых поступлений.
Поступление налогов
Рис. 1. Кривая Лаффера
Экономический смысл кривой Лаффера (Рис.1) состоит в утверждении, что если налоговый пресс переходит известную границу, то снижение налогов будет финансировать само себя. Люди тогда снова начнут работать в облагаемых налогом секторах, что увеличит доходы государства за счет налогов. Поэтому снижение налогов улучшило бы состояние государственных финансов. В определённом смысле кривая Лаффера достаточно тривиальна. Очевидно, что слишком высокие налоги оказывают негативное воздействие на желание людей работать и платить налоги. Но важный вопрос - на который эта упрощённая диаграмма не даёт ответа - заключается в том, при каком значении ставки налога это происходит. Ответ будет, несомненно, разным для разных стран. В зависимости от налоговой политики, размеров и структуры государственного сектора и от того, считают ли люди, что они «что-то получают» в обмен на выплату налогов. Что касается США, то оказалось, что А. Лаффер был чересчур оптимистичен. Рейгановское снижение налогов в 1981 г. привело не к сокращению, а к увеличению бюджетного дефицита. В 70-е годы на базе Чикагского университета появилась и получила признание теория рациональных ожиданий (Лукас, Сарджент, Уоллес). Эта теория основана на двух предпосылках: а) потребители, предприниматели и рабочие понимают, как функционирует экономика; они способны оценить будущие результаты политических, экономических и других изменений и выбирают линию поведения, которая соответствует их интересам; б) рынки высококонкурентны, а цены и ставки заработной платы быстро приспосабливаются к изменениям спроса и предложения. Основателем теории рациональных ожиданий является Роберт Лукас. Он родился в 1937 г. Профессор Чикагского университета. В 70-е годы он и некоторые его коллеги усомнились во многих устоявшихся истинах (как кейнсианского, так и монетариского направлений) и предложили свои теории. Отличительная черта этих теорий заключается в предположении, что люди отличаются тем, что они называли «рациональными ожиданиями» будущего. Это означает, что они формируют свои ожидания, в частности, и относительно будущей инфляции, на основе правильных предложений о том, что функционирует экономика. Если бюджетный дефицит увеличивается, чтобы стимулировать экономику, и люди одновременно знают, что это через определённое время приведёт к инфляции, то они немедленно начнут строить свои планы с учётом новой ситуации. Кроме того, если рыночная экономика и система цен имеют черты совершенной конкуренции, и рынки быстро адаптируются к изменениям, то никакая систематическая политика стабилизации не сможет оказать никакого результативного воздействия на занятость и производство. Все мероприятия государственных властей немедленно нейтрализуются поведением индивидов на рынке. Выводы Р. Лукаса положили начало новой школе экономистов. Обычно её называют «новой классической школой». Она предлагает приблизительно такие же выводы, что и старые, докейнсианские экономисты этой школы, лучше всего предоставить рыночную экономику самой себе. Но этот вывод делается уже на основе новых аналитических методов.
Date: 2015-07-23; view: 782; Нарушение авторских прав |