Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Хозяйство





1. Общая характеристика неолиберализма.

Неолиберализм – это современное направление в экономической науке и практике управления хозяйственной деятельностью. Его сторонники отстаивают принцип саморегулирования, свободной от излишней регламентации экономики.

Либерализм как система взглядов ведет свое начало от английских классиков А. Смита и Д. Рикардо. Он основан на признании ведущей роли индивидуальной деятельности, обусловливаемой личным интересом. Государственное вмешательство в индивидуальную экономическую деятельность должно быть ограничено. Либеральные концепции постоянно эволюционировали. Менялись подходы и критерии представителей этого направления.

Современный либерализм (неолиберализм) возник почти одновременно с кейнсианством в 30-е гг. XX века. Но если кейнсианство изначальным, считает необходимым осуществление мер активного государственного вмешательства в экономику, то неолиберализм - относительно пассивного государственного регулирования. По кейнсианским моделям предпочтение отдается совокупно­сти государственных мер по инвестированию различных сфер экономики, расширению объемов правительственных заказов, закупок, ужесточению налоговой политике. Их крайнее проявление приводит, как очевидно из экономической истории, к дефициту государственного бюджета и инфляции.

Неолибералы выступают за либерализацию экономики, использование принципов свободного ценообразования, ведущую роль в экономике частной собственности и негосударственных хозяйственных структур, ограниченность государственного участия в экономических процессах и большего его содействия свободному и стабильному функционированию предпринимателей, как условие устранение неравенства в экономике.

Уже в 30-е гг. для противодействия кейнсианским идеям государственного регулирования экономики, ограничивающим систему свободной конкуренции, в ряде стран были созданы неолиберальные центры по выработке альтернативных мер государственного вмешательства в экономику, которые (меры) способствовали бы возрождению и практическому воплощению идей экономического либерализма. Наиболее крупные центры неолиберализма в Англии, Германии, США получили название Лондонской, Фрайбургской и Чикагской школ. Представители неолиберального движения в начале 30-х годов пытались выработать единую научно-практическую платформу. Общие в данной связи принципы неолиберализма были продекларированы в 1938г. на конференции в Париже. Суть общих принципов неолиберального движения сводилась к провозглашению необходимости государственного содействия в возвращении правил свободной конкуренции и обеспечении их выполнения всеми хозяйствующими субъектами. Условие приоритета частной собственности, свободы сделки и свободных рынков могло быть пересмотрено действиями государства лишь в экстремальных случаях (война, катастрофа и т. п.).

 

2. Лондонская школа.

 

Наиболее известным представителем Лондонской школы и идеологом неолиберализма является -Фридрих Август фон Хайек (1899-д1988гг.). Ф. Хайек, был учеником известного австрийского профессора Людвига фон Мизеса (1891-1973гг.), многие идеи которого в дальнейшем он отстаивал и развивал.

Творчество Л. Мизеса характеризуется широтой интересов и глубиной экономического анализа. Наиболее известными работами Л. Мизеса являются: «Теория денег и кредита», «Социализм», «Основания экономической науки: очерки методологии» и др. Л. Мизес был яростным противником социализма. Он считал, что социализм, т. е. централизованно планируемое хозяйство с регулируемым правительством рынком и устанавливаемыми сверху ценами, не может долго просуществовать. В таких условиях невозможен экономический расчет, поскольку цены не отражают спроса и предложения и перестают служить указателям, в каком направлении следует развиваться производству, чтобы обеспечить экономическое равновесие. А это значит, что регулировать экономику в целом правительство на самом деле не может, и регулируемая экономика социализма в действительности становится царством произвола составителей плана, иными словами, планируемым хаосом.

Л. Мизес аргументировано обосновал вывод о том, что единственно разумной экономической политикой для современного индустриального общества может быть только либерализм, предоставление полной свободы выступающим на рынке товаропроизводителям. Абсолютными основаниями цивилизации по Мизесу, являются разделение труда, частная собственность и свободный обмен. Эти идеи Л. Мизеса легли в основу концепции либерализма Ф. Хайека. Ф. Хайек родился в 1899г. в Вене. Во время первой мировой войны служил офицером в артиллерии, а затем поступил в Венский университет. Некоторое время (1923-1924г.) учился в Нью-Йорке. В 1927г. Ф. Хайек стал первым директором австрийского университета исследований циклов деловой активности. Читал лекции в Лондонской школе экономики, в которой позже возглавил кафедру. В 30-х годах он принимал активное участие в дебатах по теориям денег и капитала, циклам деловой активности, возможностям и эффективности, рыночного социализма. В 1950г., переехав в США Ф. Хайек работал в комитете социальных учений Чикагского университета он вернулся в Европу в 1962г., читал лекции в университетах Фрайбурга и Зальцбурга. Основные работы Ф. Хайека «Деньги и науки», «Экономические исследования», «Дорога к рабству», «Конституция свободы», «Индивидуализм и экономический порядок», «Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма». Концепция либерализма Ф. Хайека опирается на следующие положения:


Во-первых, Ф. Хайек провозгласил в качестве главного принципа приоритет свободы человека. Свобода - это отсутствия какого-либо ограничения или принуждения со стороны государства. Государство не должно заниматься ни социальным страхованием, ни организацией просвещения, ни регулированием ставок квартплаты и т. д. Эти функции государства он считал проявлением «административного деспотизма». По мнению Ф. Хайека государство следует лишить и монопольного права на денежную эмиссию. Государственное вмешательство в экономическую жизнь можно допустить лишь при выплате пенсий и пособий по безработице. Во-вторых, Ф. Хайек сформировал идею «спонтанного порядка». Суть данной идеи в следующем: взаимодействие, организация и развитие в обществе складываются не по заранее намеченному плану, а стихийно, т. е. социальный порядок не может быть продуктом сознательного действия, а результат чисто спонтанных действий. Элементами спонтанного порядка могут быть как отдельные индивиды, так и сознательно управляемые организации. Если попытаться координировать хозяйственную деятельность, то нарушится механизм передачи информации.

В-третьих, проблема координации хозяйственной деятельности - это проблема информации. Информационную функцию в условиях рынка выполняют цены. Владение информацией дает преимущество фирмам, а стимулы к поиску и внедрению нового порождает конкуренция. В обществе происходит своеобразная селекция. В конкурентной борьбе определяется ниша деятельности предпринимателей и доля каждого в доходах (любая форма распределения доходов справедлива, она если возникает в результате конкурентной борьбы), утверждается правовой порядок и нормы морали.

В-четвертых, Ф. Хайек исходит из ограниченности человеческого знания. Он считает, что большую часть знания дает нам не непосредственный опыт и не наблюдение, а непрерывный процесс пропускания через себя усваиваемых традиций. Необходимым условием этого процесса является признание и соблюдение отдельной личностью нравственных традиций, не поддающихся обоснованию с позиции общепринятых теорий рациональности. Ф. Хайек считал, что в определенной степени можно понять связь между явлениями, но нельзя управлять ими. Экономическая наука не способна формировать прогнозы, она в состоянии лишь описывать тип событий, намечать тенденции. Предпринимателю - главной фигуре экономической деятельности - не интересны отдаленные и неизвестные события. Его интересуют ожидаемые доходы в короткие промежутки времени. Удовлетворяя свои интересы предприниматели вносят в производство совокупного продукта вклад больший, чем в любом другом случае, любым из других имеющихся способов.


В этой связи следует также отметить, что Ф. Хайек отрицательно относился к макроэкономическому анализу. В основе анализа должны лежать макроэкономические процессы. Их понимание необходимо и достаточно для объяснения функционирования экономики в целом.

На протяжении всей своей научной деятельности Ф. Хайек последовательно отстаивал идею пагубности вмешательства в спонтанно сложившийся рыночный порядок. Он защищал принцип свободы предпринимательства даже в те времена, когда идеи кейнсианской теории государственного регулирования повсеместно завоевали место официальной доктрины в экономической политике западных стран (период с 30-х годов XX в). В те времена Ф. Хайек заслужил название «экономического динозавра», продолжающего с упорством и последовательностью защищать принцип экономической свободы. Работы Ф. Хайека являются теоретической основой критики тоталитаризма во всех его многочисленных проявлениях, с которыми столкнулись многие страны в XX в. В своей книге «Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма» Ф. Хайек размышлял о губительной природе социалистических утопий ХIХ-ХХ веков. В частности он указывал, что научный анализ показывает, что, следуя спонтанно складывающимся нравственным традициям, лежащим в основе конкурентного рыночного порядка, общество может производить и накапли­вать больше знаний и богатства, чем может быть добыто и использовано в централизовано управляемой экономике, и делает вывод: цели социализма фактически недостижимы. Как уже отмечалось, Ф. Хайек изучал широкий круг проблем экономики. В работе «Чистая теория капитала» (1941г.) он рассмотрел оборот капитальных благ с учетом их воспроизводства, износа, заменяемости и специфичности. Много работ Хайка посвящены теории денег. В отличие от монетаристов, был противником постановки в центр денежной политики вопроса о зависимости между количеством денег и уровнем цен. Им также введено понятие «нейтральности денег» и рассмотрена их роль в экономике. Вклад Хайека в разработку теории торговых циклов состоит в развитии идеи влияния постоянных денежных инъекций в народное хозяйство на цены в различных периодах. Он также является одним из авторов концепции «децентрализации денег», подержанной в последние годы рядом представителей монетаристской школы. Её суть состоит в передаче права эмиссии денег в частные руки, поскольку невозможно достичь денежного равновесия с помощью высоко политизированных кредитно-денежных учреждений. Идеи и концепции либерализма взяты на вооружение консервативного направления в ряде западных стран.


3. Фрайбургская школа. Ордолиберализм.

 

После второй мировой войны идеология неолиберализма нашла успешное практическое применение первоначально в Западной Гермашш (ФРГ). Главные теоретики западногерманского неолиберализма (В. Ойкен и его ученики) работали в Фрайбургском университете. Начиная с 1948 года неолиберализм «фрайбурского кружка», или «школы Ойкена», становятся официальной государственной доктриной правительства Аденауэра-Эрхарда. Видные теоретики неолиберализма В. Репке, А. Рюстов и др. возглавили критику любого проявления монополизма ради свободы и гуманизма. В. Ойкен и его последователи во Фрайбургском университете с того же 1948 года начали выпуск ежегодника «Ордо», который сыграл роль теоретической трибуны неолиберализма всех стран. Само слово «ордо», изобретенное В. Ойкеном, превратилось в собирательное понятие, символизирующее «естественный строй свободного рыночного хозяйства». Западногерманская доктрина неолиберализма под влиянием «школы Ойкена» стала именоваться «ордолиберализмом». Немецкие неолибералы считают, что их экономическая идеология не является ни буржуазной, ни социалистической. Ордолиберализм («средний путь») они ставят между капитализмом и социализмом. По мнению неолиберала А. Рюстова, в настоящее время (40-50годы) существует капитализм, социализм и неолиберальная система - «ордолиберальная свободная рыночная экономика».

Теоретикам неолиберализма ФРГ принадлежит идея сочетания принципа «свободы рынка» и справедливого распределения прибыли по принципу «социального выравнивания». Впервые её концептуально изложил А. Мюллер-Армак в своей книге «Хозяйственное управление и рыночное хозяйство». Разработки в этом направлении были продолжены В. Рёпке, Л. Эрхардом, В. Ойкеном и др.

По характеристике В. Рёпке «социальное рыночное хозяйство» - это путь к «экономическому гуманизму». В своей книге «Гуманное общество» он писал, что этот тип хозяйства противопоставляет коллективизму персонализм, концентрации власти - свободу, централизму - децентрализм, организации -самопроизвольность и т. п.

Наиболее полно и последовательно теория немецкого неолиберализма изложена в работах Вальтера Ойкена (1891-1954гг.).

Вальтер Ойкен родился в 1891г. в Иене, в семье философа и лауреата Нобелевской премии по литературе Рудольфа Ойкеиа. В. Ойкен изучал экономику, историю и философию в университетах Германии, в 1913г. получил магистерскую степень, а в 1921г. стал доктором наук.

Во время Первой мировой войны он был призван на военную службу и провел 1914-1918гт. На фронте. В тяжелые годы послевоенной разрухи и гиперинфляции молодого ученого занимали проблемы денежного обращения. Тогда же в свет вышли его книги «Критические заметки по проблеме денег в Германии» (1923г.) и «Международная валютная проблема» (1925г.). В начале 30-х годов опубликовано «Исследование по теории капитала». В дальнейшем главной заботой Ойкена становится создание новой методологии экономического анализа. В 1939г. вышла в свет монография «Основа национальной экономики». Второй значительный труд «Основные принципы экономической политики» был издан в 1954г., уже после смерти автора. Перу ученого принадлежат статьи, в которых он резко критиковал правительство Аденауэра-Эрхарда за ошибки и непоследовательность, хотя последний признавал Ойкена своим духовым отцом и наставником. Первую профессорскую кафедру Ойкен получил в университете Гюбенгена (1925-1927гг.), а затем был приглашен во Фрайбург, откуда практически не выезжал. Смерть настигла ученого в Лондоне, где он читал цикл лекций, озаглавленных кратко, но провидчески - «этот век

неудач».

В. Ойкен выдвинул положение о том, что человеческому обществу присущи только два типа экономики: «централизовано управляемая» (тоталитаризм) и «меновая экономика» (свободное,

открытое хозяйство). Эти типы экономики могут сочетаться с преобладанием признаков одного из них в конкретных исторических условиях.

По мнению Ойкена, две упомянутые нормы реализуются в трех формах, каждую из которых он характеризует так:

а) «тоталитарная централизованно управляемая экономика» (обмен вообще не допускается; производство, распределение и потребление продуктов до последней мелочи осуществляется по указаниям и приказам центрального руководства);

б) «централизованно управляемая экономика со свободным обменом предметами потребления» (обмен осуществляется также при наличии центральной инстанции, определяющей «способ использования производительных сил, временную структуру производственного процесса, способ распределения продуктов... Но в отличие от первого варианта потребители могут здесь вносить коррективы в распределение выделяемых предметов потребления путем обмена»);

в) «централизованно управляемая экономика со свободным потребительским выбором» (потребительский выбор благ свободен, но, как правило, из тех которые намечают для производства центральная инстанция).

Два типа хозяйства - это не два способа производства, а различные способы организации, отличающиеся методами согласования хозяйственных планов и решений. Система «централизованно управляемой экономики» характеризуется тем, что вся повседневная жизнь общества регулируется планами, исходящими из одного центра. Если же экономика общества состоит из двух и более отдельных хозяйств, каждое из которых составляет и проводит в жизнь свои планы, то это - меновая экономика.

Те реальные формы, в которых протекает деятельность фирм, организаций, отдельных участников составляют хозяйственный порядок. Он существует наряду с правовым и политическим порядком. В. Ойкен и другие экономисты фрайбургской школы различают две сферы экономической политики: политику прядка и политику регулирования. Первая - это сфера создания и совершенствование хозяйственного порядка, его организация, а вторая - собственно политика воздействует на процесс экономического развития и хозяйственного роста. В своих работах В. Ойкен критикует политику централизованного управления, любые формы монополизма и обосновывает политику «среднего пути» - конкурентного порядка.

Конкурентный порядок выводится из исторически сложившихся тенденций. В. Ойкен писал, что «мы не изобретаем конкурентного порядка, а находим его элементы в конкретной деятельности. Мы ни к чему не принуждаем, а способствуем раскрытию того, что наряду с другими формами имеет место в действительности. Мы пытаемся развить необычайно сильные тенденции к полной конкуренции, которые мы находим в самой повседневной жизни. В ограниченном количестве форм порядка мы выбираем такие из них, которые оказываются приемлемыми». Значение теории экономических порядков состоит в том, что она помогает раскрыть связи между экономическими формами, социальной структурой и политической властью. Понимание этой взаимосвязи позволяет четче представить цели и возможности экономической политики.

Как уже отмечалось, теоретикам неолиберализма ФРГ принадлежит идея сочетания принципа "свободы рынка" и справедливого распределения по принципу «социального выравнивания», т. е. создания социального рыночного хозяйства. Модель социального рыночного хозяйства своей популярностью обязана эффективной экономической политике А. Эрхарда (1897-1977гг.).

Людвиг Эрхард - теоретик и практик неолиберализма. В 1928-1942гг. он был сотрудником, а затем директором института торговой школы в Нюренберге. В 1943-1945гт. возглавлял институт промышленных исследований в Нюренберге. В 1945г. Эрхард работал профессором в Мюнхене. С 1949 по 1957 год он был министром экономики в правительстве К. Аденауэра, а с 1957 по 1963г. еще и вице-канцлером. С 1963 по 196бгод - федеральный канцлер ФРГ. Именно Л. Эрхард на практике реализовал идею «социального рыночного хозяйства».

О создании модели «социального рыночного хозяйства» в качестве главной задачи экономической политики страны впервые было заявлено самим канцлером ФРГ К. Аденауэром в предисловии к книге В. Рёпке «Правильна ли немецкая экономическая полигика?» в 1950г. На съезде Христианско-демократического союза (ХДС) в 1957 г. Л. Эрхард говорил о начале второго этапа «социального рыночного хозяйства» в ФРГ. Позднее, в одной из своих публикаций начала 60-х годов он подчеркивал, что именно свободное соревнование является прежде всего основным элементом социального рыночного хозяйства. А на очередном партийном съезде ХДС в 1965г. Л. Эрхард заявил о завершении в ФРГ программы создания «социального рыночного хозяйства», превратившей страну в «оформленное общество». Что же характеризует «социальное рыночное хозяйство»? Отличительными чертами социального рыночного хозяйства как теоретической программы являются: во-первых, особая роль государства. В основе хозяйственной системы должна быть свободная рыночная экономика, конкурентный рынок. Но условия не реализуются автоматически, требуется создание определенных предпосылок. Экономический порядок должно установить государство. Экономическая политика нуждается в функционирующем государстве, а определенная политика экономического порядка необходима для того, чтобы сделать государство функционирующим.

Политико-экономическая деятельность государства должна быть направлена на создание форм экономического порядка, а не на регулирование экономических процессов. Государство не должно распределять ресурсы между сферами их применения. Оно должно устанавливать правила поведения и активно проводить их в жизнь, а не заниматься хозяйственно-производственной деятельностью. Государство не должно брать на себя неразрешимые задачи по прямому регулированию, постоянному вмешательству в экономический процесс. В. Репке и Л. Эрхард подчеркивали, что государство для поддержания условий существования «социального рыночного хозяйства» как «идеального типа» свободного рыночного хозяйства должно следить за соблюдением «правил» свободной конкуренции («честной игры»), контролировать условия ценообразования и пресекать попытки установления монопольных цен, гарантировать охрану и приоритетное значение частной собственности в товарно-денежном хозяйстве без монополий. По Л. Эрхарду, задача заключается в том, чтобы найти оптимальное соотношение между экономической деятельностью государства и работой частников. Истиной и главной задачей государства остается создание рамок порядка, внутри которых гражданин должен иметь право свободно двигаться.

Во-вторых, важнейшей предпосылкой выполнения государством его функции является выработка и проведение четкой экономической политики, в том числе и социальной. Эта политика направлена на установление экономического, политического и социального порядка, ибо они тесно взаимосвязаны и взаимно переплетены. Она должна быть, прежде всего, политикой экономи­ческого порядка. Нет ничего, что не было бы важно в социальном плане. Задачи социальной политики должны наряду с другими стать определяющими факторами общего мышления категориями экономического порядка. По мере роста производственного потенциала социальная политика выдвигала проблемы региональных различий в уровнях доходов, более полной социальной обеспеченности, совершенствования форм участия рабочих в управлении предприятием.

В-третьих, социальное рыночное хозяйство в качестве одного из определяющих принципов выдвигает задачу всемерного развития конкуренции как фактора системы порядка. Развитие конкуренции требует определенных институциональных предпосылок. Эти предпосылки поддерживаются посредством борьбы с монополизмом, содействия мелкому и среднему предпринимательству, создания каждому человеку условий для проявления способностей, творческих концепций. Конкуренция способствует экономическому росту. По убеждению Л. Эрхарда подлинное соревнование представляет собой лучший принцип отбора. Конкуренция выполняет и социальную функцию, являясь инструментом обеспечения самостоятельности хозяйствования, стимулом поиска оптимальных решений в архитектуре, художественном творчестве, формой организации быта и отдыха.

Теория «социального рыночного хозяйства» предусматривает сознательное конструирование конкурентного механизма путем введения четкого законодательства, внешнеэкономической политики, жестких трудовых и социальных гарантий.







Date: 2015-07-23; view: 359; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию