Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Игра как способ достижения образовательных результатов в условиях введения ФГОС нового поколения: опыт реализации программ комплексного сопровождения учащихся гимназии





 

В самых разных системах обучения игре всегда отводилось и отводится особое место. И объясняется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Игра для него не просто интересное времяпрепровождение, а способ моделирования взрослого мира, его взаимоотношений, приобретение опыта общения и новых знаний.

С введением новых образовательных стандартов, с определением новых целей образования, предусматривающих достижение не только предметных, но и личностных и метапредметных результатов, ценность игры еще больше возрастает. Использование игры в образовательных целях в процессе реализации программ психолого-педагогического сопровождения позволяет развивать коммуникативные навыки, лидерские качества, формировать компетенции и учить ребенка учиться в эмоционально комфортных для него условиях и сообразно задачам возраста.

В младшем школьном возрасте основной вид деятельности – учеба, соответственно, игра может и должна быть направлена на освоение способов учебной деятельности, осознание и принятие новой для ребенка роли – ученика. Именно в начальной школе можно и нужно учить ребенка учиться, ставя перед собой главную задачу – привить любовь к школе и учебной деятельности. Обратимся к ФГОС начального общего образования второго поколения, в котором сформулированы личностные характеристики выпускника начальной школы.

Портрет выпускника начальной школы:

- любящий свой народ, свой край и свою Родину;

- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Программы психолого-педагогического сопровождения учащихся начальной школы «Учись учиться», «Остров Дружбы» и «Секреты успешной учебы» направлены на развитие перечисленных качеств. В процессе реализации программ широко используются игры: сюжетные, подражательные, дидактические. Для формирования каждого навыка педагог-психолог подбирает определенный вид игр. Например, чтобы развить у ученика начальной школы доброжелательность и коммуникативные навыки используются игры на сплочение, командное взаимодействие, подвижные игры с правилами. Любознательность и заинтересованность развивается с помощью обучающих игр: учебно-предметных и дидактических, которые позволяют осваивать новые знания в привлекательной для ребенка форме. Основным инструментом программ психолого-педагогического сопровождения в начальной школе, позволяющим развивать у ученика рефлексию, навыки самооценивания и самоконтроля, является портфолио. Для презентации портфолио можно использовать такие игры, как: «Угадай, кто автор?», «Что нового я узнал о своем однокласснике» и др.

В основной школе ведущим видом деятельности является общение. В то же время игра продолжает занимать для подростка важное место. Но подростка привлекает уже не сам процесс игры, а борьба за первенство, возможность поднять свой престиж в глазах сверстников. Задачи возраста хорошо согласуются с требованиями нового стандарта, ориентированного на становление личностных характеристик, которые содержатся в «портрете выпускника основной школы»:

- Любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции.

- Осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества.

- Активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества.

- Умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике.

- Социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством.

- Уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов.

- Осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.

- Ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.


Коллективные творческие и сюжетно-ролевые игры, используемые в процессе реализации программ сопровождения «Дружный класс. Без агрессии», «Город разных точек зрения», помогут ученику основной школы раскрыть свои способности и повысить авторитет среди сверстников. Умение устанавливать контакты и вести конструктивный диалог, уважать иные мнения, национальные убеждения и религиозные обычаи учащиеся приобретают с помощью игр-импровизаций, театрализаций, направленных на развитие коммуникативного и творческого потенциала в рамках программы «Воспитай в себе человека». Инструментом данной программы является личностное портфолио, в котором ученик фиксирует значимую для самовоспитания и саморазвития информацию.

Старшеклассников больше привлекают интеллектуальные и деловые игры. Примером программы психолого-педагогического сопровождения, в рамках которой широко используются игры для старшеклассников, может служить программа «Перемена», которая направлена на развитие различных навыков и компетенций.

Для каждой четверти предусмотрена определенная тематика. В начале года учеников необходимо настроить на учебную деятельность, поэтому в 1 четверти игровые перемены направлены на развитие критического мышления (логические загадки с элементами ТРИЗ). Такие загадки более известны под названием «Данетки». Смысл этих игр состоит в том, чтобы путем задавания вопросов, на которые ведущий может ответить «да» либо «нет», выяснить, что произошло в загаданной ситуации. Эти игры не только развивают мыслительные процессы, но и объединяют старшеклассников, что особенно важно в период адаптации при переходе на новую ступень обучения. Во 2 четверти используются ТРИЗ-задачки и игры, направленные на повышение творческих способностей. Такие игры позволяют развить творческие возможности и объединяют подростков, развивая их коммуникативные навыки: учат продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты. В середине и конце учебного года необходимо активизировать учащихся, поэтому развивающие перемены в 3 четверти предполагают проведение игр и упражнений на повышение мотивации к учебе. В 4 четверти проводятся перемены, включающие игры и упражнения на концентрацию внимания перед итоговой аттестацией; старшеклассники учатся способам преодоления предэкзаменационной тревожности, развивая стрессоустойчивость и уверенность в себе.

Таким образом, игра на всех этапах обучения позволяет учащимся приобретать новый опыт, развивать рефлексию, учит сопоставлять и анализировать свои действия, корректируя на основе этого анализа свое поведение. В игре детям и подросткам легче преодолеть собственные страхи, тревожность, неуверенность, поскольку моделируемая действительность управляется тем, кто ее моделирует. Игра способствует созданию учащимися своего особого мира: в этом мире есть свои правила, традиции, свой язык, секреты, тайны, особые отношения. В эмоционально-психологическом смысле наличие такого особого мира уравнивает взрослых и детей, что позволяет избежать социально-эмоциональных проблем и добиваться наилучших образовательных результатов.

И.В. Васютенкова







Date: 2015-07-23; view: 738; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию