Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Л.Ф. Обухова. 9 августа 1996 г. исполнилось 100 лет со дня рождения Жана Пиаже – ученого, который изменил лицо современной психологии
УЧЕНЫЙ, ИЗМЕНИВШИЙ ЛИЦО СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ [10] [1996]
9 августа 1996 г. исполнилось 100 лет со дня рождения Жана Пиаже – ученого, который изменил лицо современной психологии. Заметен колоссальный разрыв между тем уровнем развития психологической теории, который был до работ Пиаже, и тем, который существует сегодня благодаря его деятельности. Пиаже – психолог, проложивший новые пути в науке. Он создал новые методы, открыл неизвестные до него законы душевной жизни. Метод Пиаже, богатство эмпирических фактов, качественный анализ детского мышления – вот то, что останется в науке навсегда. Пиаже прожил жизнь, все главные события которой были связаны с интеллектуальной работой. Знакомясь с его биографией, мы отмечаем: 1923-й – женитьба, 1925, 1927, 1931-й – рождение детей, все остальные годы, начиная с 1907-го – публикации, публикации... Десятки тысяч страниц. Многие десятилетия исследовательской и педагогической деятельности в Женеве, Париже, в разных городах Европы и США. Пиаже дважды посетил Москву. Среди почетных наград, символизирующих его заслуги, есть медаль Московского университета. Первые научные интересы Пиаже были связаны с биологией. Многолетняя исследовательская работа в области биологии моллюсков оказала большое влияние на формирование его научного мировоззрения, на разработку принципов подхода к получению подлинно научных фактов. Она, по собственному признанию Пиаже, защитила его от «демона философии». Первая большая работа «Исследование» появилась в 1918 г. В ней Пиаже попытался рассмотреть философские и теоретико-познавательные проблемы, используя данные биологии. И в психологию Пиаже пришел потому, что в ней скрестились его биологические, философские и логические интересы. Его психологическая деятельность началась в 1920 г. в лаборатории Бине в Париже. Философские размышления и первые психологические факты, полученные в экспериментах с детьми, привели Пиаже к мысли, что логика изначально не является врожденной, она развивается постепенно, и что именно психология открывает возможность изучения онтогенетического развития логики. С тех пор идо последних дней он изучал психологические механизмы логических операций, исследуя постепенность возникновения стабильных логических целостных структур интеллекта. В психологии Пиаже искал ответ на фундаментальные философские вопросы о познаваемости мира, о происхождении и развитии научных понятий. На протяжении всей жизни в центре внимания ученого были вопросы о том, как возникает новое знание, как человек переходит от незнания к знанию, как формируются основные категории познания. Для решения этих проблем Пиаже обращался к биологии, философии и логике, к истории науки и к социологии. Он выступал как новатор, разрабатывая логические модели для интерпретации психологических фактов. И в биологии он занимал прогрессивные позиции, подчеркивая креативную роль поведения, рассматривая его как фактор эволюции. В работе Пиаже-психолога поражает широта и универсальность. Он изучал генезис представлений ребенка в области логики, развитие элементарных физических и математических представлений (о пространстве, времени, причинности, движении, скорости, числе, вероятности, порядке); исследовал развитие у ребенка морали, игры, подражания, речи; в поле его внимания был широкий спектр психических процессов (мышление, восприятие, память, сознание, воля). Поистине титаническая работа. Пиаже поднял психологию на такую высоту, что к ее фактам с интересом относились выдающиеся ученые нашего века Эйнштейн и Оппенгеймер. Следует отметить, что взгляды Пиаже эволюционировали, его идеи развивались. В ранних работах, известных благодаря открытию эгоцентризма, он уделял большое внимание детским высказываниям, а позднее понял, что исследование мышления необходимо начинать с анализа действий ребенка. Молодой Пиаже стоял на позиции теории двух факторов психического развития. Зрелого Пиаже интересовала внутренняя логика развития. Он пытался осмыслить факты детского развития с точки зрения их биологического значения; связывал развитие детского мышления с биологическими способами жизнедеятельности организма – ассимиляцией и аккомодацией, видя в постоянном взаимодействии и противоречии этих процессов внутренний источник непрерывности психического развития. Качественное своеобразие развития, его скачкообразность опреде- ляютсй теми структурами интеллекта, которые формируются у ребенка при жизни благодаря развитию действия. Согласно Пиаже, внешние; материальные действия ребенка первоначально выполняются развернуто и последовательно, повторяясь, схематизируются и с помощью символических средств (имитации игры, рисунка, умственного образа, речи) переносятся во внутренний план, где сокращаются, координируются с другими действиями и превращаются в операции. Операция – основная единица процесса мышления в концепции Пиаже, Сенсомоторные координации, конкретные и формальные операции составляют три фундаментальные структуры интеллекта, и процесс их достижения позволяет разделить весь ход психического развития на три больших периода, в каждом; из которых Пиаже наметил ряд стадий. Каждая стадия, каждый период развития характеризуется не только той структурой интеллекта, которая формируется в данный период развития, но и той картиной мира, которая складывается у ребенка благодаря применению соответствующего интеллектуального аппарата. Представление о перманентном, постоянном объекте в доречевой период, идея о сохранении свойств объекта при его пространственном изменении на границе дошкольного и младшего школьного возраста, размышление о предполагаемом (о том, чего нет, но может быть) в подростковом возрасте – таковы ключевые этапы становления и углубления видения ребенком окружающего мира. Исследование развития мировоззрения ребенка, осуществленное Пиаже, до сих пор остается уникальным явлением в психологии. Общую картину развития интеллекта Пиаже Пытался дополнить анализом эмоционально-волевых процессов у детей; однако рассматривал последние как целиком подчиняющиеся интеллекту. Если в ранних работах Пиаже считал, что для объяснения психических явлений достаточно наметить последовательность стадий развития; то к концу своего жизненного пути он отмечал: «Чтобы объяснить психологическую реакцию или познавательный механизм (на всех уровнях, включая уровень научного мышления), недостаточно просто описать их, необходимо понять процессы, благодаря которым они были сформированы». Это привело Пиаже к необходимости исследования целенаправленного влияния обучения на формирование интеллектуальных логических структур. И до сих пор эта проблема разрабатывается его последователями. Они обращают особое внимание на те аспекты психического развития, которые были выявлены Пиаже, но не находились в центре его собственных экспериментальных исследований. Это социокогнитивные аспекты развития, индивидуальные темпы развития и др. Влияние Пиаже на мировую психологию огромно. Психологи разных стран постоянно обращаются к его идеям, то опровергая, то подтверждая их. Высоко оценены многочисленные открытия Пиаже. По словам американского психолога Д.Элкинда, факты, установленные Пиаже, – это наиболее достоверные факты в области детской психологии, их может наблюдать любой исследователь. На XVIII Международном психологическом конгрессе в Москве (1966) П.Я.Гальперин предложил называть эти факты именем их открывателя, Так под названием «феноменов Пиаже» они и вошли в психологическую литературу. Велик интерес отечественных психологов к работам Пиаже. По мнению самого Пиаже, лучший анализ его концепции был сделан Л.С.Выготским. Стремление к получению подлинных фактов сложилось в сознании Пиаже еще в юности. Его отец был историком и отговаривал сына следовать по его стопам в выборе профессии, потому что в истории не существует настоящих фактов, в ней невозможно ничего доказать и черное всегда можно сделать белым. Размышляя о том, каким же образом в психологии появляются новые.факты, Пиаже пришел к выводу, что здесь решающее значение имеет метод, который позволяет за внешней картиной поведения или высказываниями субъекта увидеть сущность, механизм того или иного психического явления. В этой связи можно вспомнить его отношение к тестированию как методу исследования интеллектуального развития, который ныне вновь приобрел популярность среди психологов. Тест, указывал Пиаже, всегда ориентирует психолога на результат, но не позволяет раскрыть процесс его достижения. Метод наблюдения, который дал ученым так много ценных сведений о ребенке, также не мог удовлетворить Пиаже, ему было важно не только зафиксировать ответ ребенка в ходе клинической беседы, но и установить структуру его мышления в данный момент развития, т.е. объяснить явление. Пиаже говорил, что получение новых фактов не сводится к простому накоплению опыта, к «чистому чтению наблюдаемого». Наблюдатель всегда вносит свой вклад, даже если этого не осознает. В процессе исследования создается ситуация, когда ученый, приближаясь к объекту, обнаруживает в нем все новые аспекты и более сложные проблемы. Последовательное приближение к объекту не приводит к его полному постижению, всегда существует «предел в математическом смысле» (выражение Пиаже). Разумеется, это не позиций философского идеализма, потому что объект, по признанию Пиаже, существует независимо от познающего субъекта, и не позиция агностицизма, потому что, по убеждению Пиаже, объект принципиально познаваем. Установление закономерности – это также не объяснение явления, а только простое обобщение наблюдений без выяснения причины. Согласно Пиаже, объяснение всегда предполагает конструкцию моделей, которые в свою очередь могут быть использованы двумя способами. В од- ном случае они могут быть применены в качестве орудий для описания и измерения (и тогда исследователь не выходит за пределы «чтения наблюдений»), в другом случае модель «атрибутируется» объекту, отождествляется с ним, составляет его суть. Примером могут служить модели логических группировок, разработанные Пиаже для объяснения развития интеллекта. Какова же роль философии в объяснении психологических фактов? Для Пиаже философская рефлексия является только средством постановки вопросов, но не дает ответа на них. Философская рефлексия – это эвристический процесс, а способы доказательства содержатся в конкретной науке. Поэтому, утверждал Пиаже, в науке есть прогресс, тогда как в метафизике его нет; он высоко ценил философов, которые строят свои системы на основе научных исследований. К таким философам принадлежал он сам. Когда перед отечественной психологией вновь встанут вопросы теории развития, исследователи обратятся к таким работам Пиаже, как «Sagesse et illusions de la philosophie» («Мудрость и иллюзии в философии» [1965]), «Biologie et connaissance» («Биология и познание» [ 1967]), «Le comportement, moteurde l'évolution» («Поведение – мотор эволюции» [1976]). Психологи, интересующиеся малоизвестными экспериментальными фактами и идеями Пиаже, могут познакомиться с его последними работами (к сожалению, еще не переведенными на русский язык) – «Les formes élémentaires de la dialectique» («Элементарные формы диалектики» [1980]), «Recherches sur la contradiction» («Эксперименты о противоречии» [1974]). Интересная и новая для многих концепция о сущности творческого мышления и путях его развития содержится в докладе Пиаже «О природе креативности».
БАРБЕЛЬ ИНЕЛЬДЕР – ПСИХОЛОГ НОМЕР ОДИН В ШКОЛЕ ПИАЖЕ [11] [2001]
Date: 2015-07-23; view: 968; Нарушение авторских прав |