Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психологические особенности восприятия младшими школьниками сказок о животных и басен
В нравственном и эстетическом развитии учащихся младшего школьного возраста одно из важных значений придаётся урокам литературного чтения. Глубина и сила их воспитательного воздействия неразрывно связаны с уровнем восприятия учащимися изучаемых произведений. Существуют разные подходы к понятию восприятия. Рубенштейн С.Л. под восприятием понимает чувственное отражение предмета или явления объективной действительности, воздействующей на наши органы чувств. [34] Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. определяют восприятие как познавательный психический процесс, состоящий в целостном отражении предметов, событий, ситуаций, возникающий при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. [32] Рожина Л.Н. писала, что «полноценное восприятие художественного произведения не исчерпывается его пониманием. Оно представляет собой сложный процесс, который непрерывно включает возникновение того или иного отношения, как к самому произведению, так и к той действительности, которая в нём изображена.».[33] Литература — это особый вид искусства. Акт восприятия образов, стоящих в центре любого произведения, представляет собой сложный процесс. Согласно Львову М.Р., Горецкому В.Г. и Сосновской О.В., произведения изобразительного искусства, музыки, архитектуры зрители/слушатели воспринимают непосредственно органами чувств, т.е. воспринимают тот материал, из которого «сделано» произведение. А читатель воспринимает графические знаки, напечатанные на бумаге, и только посредством включения психических механизмов мозга эти графические знаки преображаются в слова. Благодаря словам выстраиваются образы, а уже эти образы вызывают эмоциональную реакцию читателя, рождают сопереживания героям и автору, отсюда возникает понимание произведения и понимание своего отношения к прочитанному. Совершенный навык чтения предполагает полную автоматизацию первых шагов восприятия. Раскодирование графических знаков не вызывает затруднений у квалифицированных читателей. Однако младший школьник ещё не владеет навыком чтения в достаточной степени, поэтому для него преобразование графических знаков в слова, уяснение значений слов и их связей — довольно трудоёмкие операции и чтение, таким образом превращается в простое озвучивание, а не становится общением с автором произведения. Необходимость прочитать текст самостоятельно часто приводит к тому, что смысл произведения становится неясным начинающему читателю. Именно поэтому первичное чтение произведения (особо это касается сказок о животных и басен) должно осуществляться учителем. Важно проводить тщательную работу с незнакомыми словами: объяснять, уточнять значения слов, обеспечивать предварительное чтение трудных слов и словосочетаний, эмоционально готовить детей к восприятию произведения. На этом этапе ребёнок выступает в роли слушателя, а не читателя. Воспринимая произведение на слух, он сталкивается с озвученными содержанием и формой. Через форму, предъявленную учителем, ориентируясь на интонацию, жесты, ребёнок пронимает в содержание. Потом приступает к анализу и интерпретации произведения. Младший школьник – «наивный реалист». В этом возрасте он не осознаёт особых законoв построения художественного текста и не замечает формы произведения. Его мышление остаётся деятельностно-образным. Поэтому сложная форма — препятствие на пути к пониманию содержания. В связи с этим, одной из задач учителя является обучение детей «внешней» точке зрения, т.е. умению уяснить структуру произведения и усваивать закономерности построения художественного мира текста. Для правильной организации анализа произведения необходимо учитывать особенности восприятия произведения младшими школьниками. Психологи считают, что учащиеся начальных классов проявляют два типа отношения к художественному миру произведения: 1. Эмоционально-образное (непосредственная эмоциональная [чувственная] реакция ребёнка на образы, стоящие в центре произведения); 2. Интеллектуально-оценочное (зависит от житейского и читательского опыта ребёнка, в котором присутствуют элементы анализа). Таким образом, возрастная динамика понимания художественного произведения вообще и действующих лиц в частности может быть представлена как некий путь от сопереживания конкретному герою, сочувствия ему к пониманию авторской позиции и далее к обобщённому восприятию художественного мира и осознанию своего к нему отношения, к осмыслению влияния произведения на его личностные установки. Сделать всё это самостоятельно младший школьник не может. В связи с этим, задачи учителя можно определить как необходимость: 1) вместе с детьми прояснить, закрепить их первичные читательские впечатления; 2) помочь уточнить и осознать субъективное восприятие произведения, сопоставив его с объектной логикой и структурой произведения. При этом следует отметить, что уровни читательской зрелости учеников 1-2 и 3-4 классов существенно различаются. Учащиеся 1-2 классов не могут самостоятельно, без помощи учителя осознать идейное содержание произведения; дети не могут по описанию воссоздать в воображении образ ранее неизвестного предмета, а воспринимают его только на эмоциональном уровне: «страшно», «смешно» и т.д. Читатель 6-8 лет не осознаёт, что в художественном произведении воссоздаётся не реальная действительность, а отношение автора к реальной действительности, поэтому ими не ощущается авторская позиция, а значит, и не замечается форма произведения. Читатель не может оценить соответствия содержания и формы. Поэтому учащиеся не смогут в полной мере работать с произведениями одного из интересующих нас жанров — баснями. Ученики 3-4 классов уже приобрели некоторый читательский опыт, их жизненный багаж стал значительнее, уже накоплен некоторый литературный и житейский материал, который может быть сознательно обобщён. Как читатель он проявляет себя уже на более высоком уровне, а именно: - способен самостоятельно уяснить идею произведения, если композиция его не осложнена и ранее обсуждалось произведение похожей структуры; - воображение достаточно развито для того, чтобы по описанию воссоздать не виденный ранее объект, если для его описания использованы освоенные языковые средства; - появляются сопереживание автору, т.е. ребёнок разводит свою собственную читательскую позицию и позицию автора; - без посторонней помощи может уяснить формальные признаки произведения, если ранее в своей читательской деятельности уже наблюдал подобные изобразительно-выразительные приёмы; - таким образом, он может испытывать удовольствие от восприятия формы, заметить и оценить случаи соответствия содержания и формы. В младшем школьном возрасте появляется новая тенденция в читательской деятельности: ребёнок не удовлетворяется только чувственной, эмоциональной реакцией на прочитанное, он стремится для себя логически объяснить читаемое; всё, что читается должно быть обязательно понятно ему. Однако эта особенность имеет и отрицательную сторону: всё, что ребёнку непонятно, просто в тексте не читается. Необученному читателю трудно прилагать усилия к раскрытию «смысла произведения», и постепенно читать становится неинтересно и скучно, читательская деятельность затухает, человек взрослеет, но при этом читателем не становится. [20] В рамках нашего исследования более подробно необходимо остановиться на особенностях восприятия младшими школьниками сказок о животных и басен. Восприятие любой сказки — сложный процесс активного воссоздания образно-предметного и нравственно-смыслового содержания сказки, как особой литературно-художественной формы. Восприятие произведений данного жанра, как и игра, составляет один из наиболее значимых видов деятельности ребёнка в этом возрасте и определяет его интеллектуальное, эмоционально-личностное, нравственное и эстетическое развитие. [27] Восприятие сказки и предпочтение определённых героев и сказочных сюжетов связано с возрастными особенностями младшего школьника. Дети самостоятельно могут воспринимать идейную направленность сказки: добро побеждает зло и т.п. Уже после первичного восприятия учащиеся проявляют своё отношение к персонажам, могут оценивать их поступки, анализировать ситуацию произведения и т.д. Задача учителя — помочь заметить формальные признаки данного жанра. Также школьная практика показывает, что младшие школьники хорошо понимают нереальность поведения животных в сказках, условность сюжета. Они знают, что журавль и лиса не ходят друг другу в гости, волк не может по совету лисы опустить в прорубь свой хвост и ловить им рыбу. Знают, но с удовольствием остаются в этом сказочном условном мире. И нет никаких оснований разрушать его. Напротив, педагогу необходимо так рассказать сказку и организовать работу с ней, чтобы учащиеся остались в этом сказочном мире. Сказка, как художественно-литературная форма, имеет особую композицию и структуру (Пропп В.Я.), организующие процесс восприятия ребёнком сюжета и нравственно-смыслового содержания произведения. [31] В начале анализа сказки всё направлено на то, чтобы учащиеся ярко восприняли конкретное содержание, правильно представили себе развитие сюжета, мотивы поведения действующих лиц, их взаимоотношения. И только на последнем этапе анализа сказки о животных учитель ставит детей в условие «переноса» вывода сказки на аналогичные случаи жизни, т. е. развивает у учащихся умение интерпретировать информацию из текста. Этого достаточно, чтобы сказка осталась для учащихся сказкой и в тоже время, они обогатили себя знаниями определённых явлений жизни. По мнению Сухомлинского В.А., сказка – «животворный источник детского мышления, благородных чувств и стремлений». [35] Основываясь на многолетнем педагогическом опыте, педагог отмечает, что «эстетические, нравственные и интеллектуальные чувства, которые рождаются в душе ребёнка под впечатлением сказочных образов, анализируют поток мысли, который побуждает к активной деятельности мозг. Анализ сказочных образов позволяет сделать первый шаг от яркого, живого, конкретного к абстрактному. Под влиянием чувств, пробуждаемых сказочными образами, ребёнок учится мыслить словами». Сказка обеспечивает переживание событий, поступков, выходящих за пределы непосредственного опыта ребёнка, создавая условия для ценностно-смыслового и нравственного опыта. [7] Сказка способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, чуткость сердца к человеческому несчастью, горю, страданию и т. д. Сказка также является благодатным и ничем незаменимым источником воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки — в глубине её содержания; созданные народом сказочные образы, живущие не одно тысячелетие, доносят к сердцу и уму ребёнка дух народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления через поступки героев. Познавая духовные богатства народной культуры, ребёнок познаёт сердцем родной народ. [28] Таким образом, работа над сказкой предполагает восприятие, проживание и переработку её нравственного урока, включение творческого воображения ребёнка. Особое значение имеет и восприятие басен. Басня как произведение, которому свойственна высокая степень обобщённости, заключённая в морали, требует чёткого восприятия конкретно-образного содержания. От правильного понимания конкретного содержания и мотивов поведения действующих лиц басни учащиеся переходят к выделению главной мысли. Процесс раскрытия морали басни предстаёт для учащихся абстрагированием наиболее существенных положений, которые заключены в конкретной части басни. Главная мысль — это вывод из конкретной части басни, а мораль — обобщённое выражение идеи. Освоение авторского отражения окружающего мира в басне приучает ребёнка различать добро и зло, формирует своё особое отношение к миру зла и убеждает его в важности понимания того, когда и как он может трансформировать реальный мир в басне. А это требует внесения в методику обучения младших школьников чтению басен таких изменений, которые научили бы детей 8-9 лет умению вглядываться в созданные баснописцем персонажи и картины мира, запоминать басенные образы и картины и т. д. Именно поэтому классическую басню как учебный материал в современной начальной школе нельзя ничем заменить, так как она является «одним из способов познания житейских отношений, характера человека». [30] Трудности в восприятии младшими школьниками сказок о животных и басен состоит в том, что детям трудно понять и определить содержание и мотивы поступков действующих лиц, сложно оперировать абстрактными понятиями. К тому же, учащиеся не всегда могут выделить главную мысль произведений этих жанров, которая заключена в подтексте. Таким образом, для обеспечения полноценного восприятия младшими школьниками сказок о животных и басен, необходимо правильно организовать работу на уроке, чтобы дети правильно поняли главную мысль произведения, могли анализировать его и интерпретировать полученную информацию. Кроме того, важно учитывать жанровые особенности произведений и с их учётом подбирать задания для работы на уроке и дома.
Date: 2015-07-23; view: 1844; Нарушение авторских прав |