Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Соотношение философии права и отраслевых юридических наук ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
Отношение философии права к специальным юридическим наукам выражается в том, что она должна исследовать все те понятия, которые лежат в основании последних, и выработать при помощи этих понятий и на почве исторического опыта общий идеал правового порядка. Отдельные юридические науки будут пользоваться в своей систематической работе установленными философией теоретическими понятиями, а в политике займутся вопросом об осуществлении, каждая в своей области, идеала, начертанного общими штрихами той же философией права. Тогда восстановится общее представление о правовом порядке как о чем-то цельном, ныне совершенно ускользающее от внимания, благодаря изучению права лишь по частям. На обязанности специальных юридических наук лежит доставление философии права материала, по возможности обработанного и готового для высших обобщений. Только тогда установится правильная связь как между отдельными юридическими науками, так и между правоведением вообще и философией права. Отношение философии права к общей философии - это прежде всего отношение части к целому, от которого она не может отличаться по существу. Проблемы философии права для своего выяснения требуют твердой теоретической почвы, какую способна дать только философия. С другой стороны философия, занятая выработкой общего мировоззрения на основании выводов отдельных наук, не в состоянии, при современном развитии знания, вступать в непосредственное сношение с каждой специальной наукой. Философия права является в данном случае в роли посредницы. •Этические и социологические предпосылки правовой теории Г.Ф. Шершеневича. • Личность и общество. Понятие и виды социальных норм. Отправной точкой для Шершеневича была антропологическая гипотеза, исходной "клеточкой" которой выступает изолированный от общества человек, "имеющий и отстаивающий свое особое бытие". Основой его деятельности служит биологическая организация, инстинкт самосохранения, поскольку при ослабевающем воздействии общественной среды именно природное, первобытное начало теснит культурное. Вместе с тем общество формирует у индивида социальные потребности (общение с другими людьми), которые наряду с физическими (одежда, пища, жилище) и психическими (познание, творчество) способствуют общественному проявлению инстинкта самосохранения. Хотя, как полагает Шершеневич, реально существует лишь личность, а общество есть форма ее жизнедеятельности, общественные отношения объективны. На протяжении истории человек все более обобществляется, у него образуется наследственная зависимость от общества, социальное существование становится его второй природой. Однако точка равновесия между индивидуальным и социальным никогда не может быть найдена. Поскольку человеческая деятельность, по Шершеневичу, обусловлена целесообразностью, общество должно быть нормативно организовано. Понятие и виды социальных норм. Имея сознательно-волевой характер, т. е. возникая, видоизменяясь и прекращая свое существование по воле и желанию людей, социальные нормы, или правила поведения, регулируют отношения между отдельными индивидами, между индивидами и социальными группами, между индивидами и обществом. Одной из разновидностей социальных норм являются правовые нормы. Кроме социальных существуют технические нормы. Они определяют отношение людей к различным средствам производства, орудиям труда, к природе, животному миру. Это, например, нормы выработки на производстве, правила эксплуатации сельскохозяйственных машин или любой иной техники, всевозможные технические и технологические стандарты. Разумеется, технические нормы, как и сама сфера их приложения, не могут существовать изолированно, в отрыве от социальных норм и сфер их непосредственного применения. Все нормы взаимосвязаны, взаимодействуют, оказывают влияние друг на друга. Опосредованно воздействуют технические нормы и на общество, а также на возникающие в нем между людьми и образуемыми ими группами и ассоциациями отношения. В этом смысле данные нормы имеют социальный характер. Однако социальность технических норм весьма условна по сравнению с собственно социальными нормами, ограничена и проявляется как в специальных нормативно-правовых актах, в которых излагается содержание различных технических норм (например, касающихся охраны труда или техники безопасности), так и в актах, имеющих отсылочный характер, т. е. содержащих отсылки к техническим нормам. Наряду с нормами права к числу социальных норм относятся также нормы морали, обычаи, нормы, содержащиеся в актах, издаваемых партийными органами и общественными организациями, религиозные и другие нормы.
•Понятие и признаки права. Факторы, определяющие отношение личности к праву. Право – это норма должного поведения человека, неисполнение которой влечет за собой принуждение со стороны государственных органов. (право отождествляется с законом) Шершеневич называет следующие признаки права: право в объективном смысле есть a) норма, б) определяющая отношение человека к человеку, в) с угрозой на случай ее нарушения страданием, г) причиняемым органами государства. Субъект права – это тот, кому объективное право присваивает в юридическом отношении субъективное право. Субъект права иначе называется лицом. Присвоение права субъекту, связывание права с субъектом заключается в том, что только ему дано осуществление интереса, обеспеченного нормами права, только от его воли зависит привести в движение социальный аппарат, обеспечивающий его интересы. Факторы, определяющие отношение личности к праву. Личность – это понятие юридическое, тогда как объект права есть то жизненное благо, пользование которым обеспечивается с помощью права. Своими личными силами человек пользуется без помощи права. «Волевая власть человека направляется не только на лежащее вне его, но и на его собственное лицо. Поэтому признание правовой власти над самим собой не содержит в себе противоречия». Если субъективное право есть власть, приобретаемая, независимо от фактической возможности, содействием правового порядка, воздействующего на других лиц, то признание субъективного права на свое лицо несомненно противоречит понятию о субъективном праве. Допущение субъективных прав на самого себя стоит в противоречии с представлением о субъекте и объекте: если объектом мы называем нечто, находящееся вне воспринимаемого субъекта, как можно признать объектом субъективного права умственные силы самого субъекта? Конечно, интересы, связанные с жизнью, здоровьем, честью, именем человека, охраняются нормами объективного права, но только не предоставлением субъективных прав,- здесь мы имеем дело исключительно с публичным правом.
•Понятие государства. Признаки государственной власти. Критика теории разделения властей Г.Ф. Шершеневичем. Методологическая задача при определении понятия о государстве состоит в том, чтобы дать признаки того исторического явления, которое носит название государства. В области явлений, называемых нами в своей совокупности государством, мы наблюдаем отношения между людьми определенной группы, из которых одни повелевают, а другие повинуются. В соответствии с этим наблюдаемым фактом характерными признаками понятия о государстве, по общему признанию, можно признать следующие три элемента: а) соединение людей, b) господствующая над ним власть, с) территория, как предел, действия этой власти. В сочетании эти признаки дают понятие о государстве, как соединении людей под одной властью в пределах определенной территории. Признаки государственной власти. Прежде всего мы имеем перед собой личное соединение, как некоторую совокупность людей, находящихся во взаимном отношении властвования и подчинения. Вторым характерным признаком государства является территория, т.е. то пространство, на которое простирается действие государственной власти. третьим признаком, определяющим понятие о государстве, является власть. Власть есть возможность навязывать свою волю другому или другим, подчинять своей воле волю других, заставлять других сообразовать свое поведение с волей властвующего, вводить свою волю одним из существенных мотивов, определяющих поведение другого. Критика теории разделения властей Шершеневичем. В работах Г.Ф. Шершеневича глубоко исследованы проблемы сущности и содержания политической власти, прежде всего государственной. Он следующим образом истолковывает ее основные признаки: она независима по отношению к другим государствам, в чем проявляется ее внешнеполитический суверенитет; она является высшей или верховной властью внутри страны; она не ограничена, т.е. нет иной власти, которая бы ограничивала государственную власть; она неделима, ибо двух высших властей не может быть.С этих позиций Шершеневич отвергает теорию разделения властей, аргументируя так: «Трех равных по силе властей существовать не может. Та, которая в действительности окажется более сильной, и будет настоящей властью, а остальные подчинятся ей поневоле… Законодательство, управление и суд – это не три власти, это только три формы проявления одной неделимой государственной власти, или, как выражаются, три функции власти. Из всех известных форм государственного правления Шершеневич выделяет монархию – абсолютную и ограниченную, а также республику. Он указывает на такие формы республики, как: непосредственная демократия, при которой весь народ принимает участие в законодательстве; представительная демократия, когда в законодательстве участвуют лишь выбранные народом представители; аристократическая республика, когда у власти стоят особо привилегированные слои, выдающиеся своим происхождением или богатством; конституционная монархия, которая, по словам Шершеневича, больше напоминает республику, ибо законодательная власть – у парламента, а исполнительная – у правительства.
•Критика теории правового государства Г.Ф. Шершеневичем. Проблема пределов власти государства. Теоретик права и государства Г.Ф. Шершеневич считал, что государство является источником права. Согласно его концепции государство есть явление первичное, а право – вторичное, ибо государство предшествует праву и исторически и логически. На этом основании он выступал с критикой идеи правовой связанности государства им же самим созданным правом. Теория правового государства, по его мнению, не имеет теоретического обоснования и практического значения. В.Г. Шершеневич, мотивировал свою теорию следующим: «В разное время и у разных народов правом признаётся не одно и то же, - даже прямо противоположное». «Право есть норма, т.е. общее правило, определяющее поведение человека в отношении других людей, составляющих с ними вместе политическое единство, государство. Однако эта задача выполняется не одними юридическими правилами, но и иными нормами, ближе нормами нравственности. Среди других социальных норм, юридическая должна отличаться каким-либо видовым признаком, который был бы только им свойственен и чужд другим нормам. Этот характерный признак заключается в том, что за каждой юридической нормой стоит принудительная власть государства. Отказ от существования естественного права приводит Шершеневича вслед за Р. Иерингом к выводу, что право возникает и существует благодаря государству. «Право есть продукт государственной власти. Государственная власть устанавливает право, исходя из принципа общеполезности».
Проблема пределов власти государства. Г.Ф.Шершеневич, исходя из теоретико-методологических оснований позитивизма, рассматривает формальные аспекты государства и приходит к заключению, что государственная власть, будучи суверенной, не может быть ничем ограничена. Вместе с тем верховенство и независимость государственной власти не являются безусловными. Данные качества государственной власти, определяемые в рамках формально-юридического подхода, обусловливаются целью и ценностью государственного образования, определение которых возможно с точки зрения условий общественного бытия. Основу ограничения произвола государственной власти Г.Ф. Шершеневич видит в условиях общественной жизни, т.е. за рамками государственного образования. Она формируется в обществе под воздействием индивидуальных интересов и характера их взаимодействия в рамках общественных отношений. Несоответствие власти характеру общественных отношений и реализации индивидуальных интересов приводит к потере данной властью своей легитимности, она перестает признаваться обществом, теряет свою ценностную характеристику, а значит, не соответствует цели существования. Date: 2015-07-22; view: 936; Нарушение авторских прав |