Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Н.Я.Данилевский и слявянофильство. Панславизм





Данилевского считают эпигоном славянофильства, которое в то время уже вступило в период упадка. Он был одним из наиболее типичных представителей панславизма.

Данилевский, отрицая всякую общечеловеческую задачу в истории, считает Россию и славянство лишь особым культурно-историческим типом, однако наиболее широким и полным. Видя в человечестве только отвлеченное понятие, лишенное всякого действительного значения, и вместе с тем оспаривая общепринятые деления: географическое (по частям света), и историческое (древняя, средняя и новая история), Данилевский выставляет в качестве действительных носителей исторической жизни несколько обособленных «естественных групп», которые он обозначает термином «культурно-исторические типы».

Основное воззрение Данилевского резко отличается от образа мыслей прежних славянофилов. Те утверждали, что русский народ имеет всемирно-историческое призвание как истинный носитель всечеловеческого окончательного просвещения; Всякое племя или семейство народов, характеризуемое отдельным языком или группою языков, составляет самобытный культурно-исторический тип. Таких типов, уже проявившихся в истории, Данилевский насчитывает 10: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический (аравийский) и германо-романский (европейский). Россия с славянством образуют новый, имеющий в скором времени проявиться культурно-исторический тип, совершенно отличный и отдельный от Европы. К этим естественным группам Данилевский причисляет ещё два сомнительных типа (американский и перуанский), «погибших насильственною смертью и не успевших совершить своего развития».

Данилевский признает четыре общих разряда культурно-исторической деятельности: деятельность религиозная, собственно культурная (наука, искусство, промышленность), политическая и социально-экономическая.

 

Вера Данилевского в возможность создания Всеславянского союза, а в идеале — Всеславянской федерации, добровольного объединения всех славянских государств на взаимовыгодных условиях и согласования интересов, интерпретировалась в духе поддержки имперской политики царизма, что привычно называлось панславизмом. Данилевский действительно считал, что процесс консолидации славян должна возглавить Россия, русский народ, как обладающий мощной государственностью и не подвергшийся, в отличие от всех других славянских племен, онемечиванию или отуречиванию. Но объединение славян должно совершиться так, чтобы «славянские ручьи не сливались в русском море», т. е. все славяне сохранят свое национальное своеобразие, политическую и культурную независимость.

•«Россия и Европа»: причины создания книги, структура и основные проблемы, сформулированные Н.Я.Данилевским.

Структура книги:

ГЛАВА I. 1864 и 1854 годы. Вместо введения.

ГЛАВА II. Почему Европа враждебна России?

ГЛАВА III. Европа ли Россия?

ГЛАВА IV. Цивилизация европейская тожественна ли с общечеловеческою?

ГЛАВА V. Культурно-исторические типы и некоторые законы их движения и развития

ГЛАВА VI. Отношение народного к общечеловеческому

ГЛАВА VII. Гниет ли запад?

ГЛАВА VIII. Различия в психическом строе

ГЛАВА IX. Различие вероисповедное

ГЛАВА X. Различия в ходе исторического воспитания

ГЛАВА XI. Европейничанье - болезнь русской жизни

ГЛАВА XII. Восточный вопрос

ГЛАВА XIII. Место Австрии в восточном вопросе

ГЛАВА XIV. Царьград

ГЛАВА XV. Всеславянский союз

ГЛАВА XVI. Борьба

ГЛАВА XVII. Славянский культурно-исторический тип. (Вместо заключения)

 

Книга Николая Яковлевича Данилевского «Россия и Европа» — одно из фундаментальных сочинений в русской историко-социологической литературе последних двух столетий. Главная тема книги — судьба России, условия бытия русского народа, славян. Данилевский обнаруживает геополитические закономерности, объясняющие положение России в системе европейских государств. Отсюда название — «Россия и Европа».

Отличительная черта историко-социологического исследования и всех выводов книги «Россия и Европа» состоит в открытом провозглашении русской, славянской точки зрения и выдвинутом на первый план критерии всех позиций и решений — политическом интересе русских и всех славян.

Данилевский пришел к жесткому выводу: «Европа враждебна России». Политическое равновесие выгодно европейским государствам, которые всегда договорятся друг с другом в действиях против России, поскольку они всегда руководствуются «двойным стандартом» в принятии политических решений. И напротив, эта система невыгодна, неприемлема и гибельна для России, для славян.


Русская культура, по его мнению, будет выше европейской по уровню достижений, но прежде всего — полнокровнее, гармоничнее благодаря особому народному «внутреннему сокровищу духа».

 

•Теория культурно-исторических типов:

а) понятие культурно-исторического типа, их классификация, закономерности и стадии развития;

Культурно-исторический тип – целостная система, определенная культурными, психологическими и иными факторами, присущими народу или совокупности близких по духу и языку народов – египетский, китайский, ассиро-вавилонский, еврейский, греческий, римский, романо-германский, славянский и др. Четыре начала, основы для культурно-исторической типологии: религиозная, культурная, политическая и социально-экономическая. Культурно-исторические типы бывают одноосновные, двухосновные и первичные.

Классификация

Он делит все культурно-исторические типы на четыре основных класса. К первому, исходного, отнесены исторически первые культуры: египетскую, китайскую, вавилонскую, индийскую и иранскую. Их отличительная черта заключается в том, что благодаря им вообще осуществляется переход от животной жизнедеятельности к культурно-историческому, собственно человеческой, а также утверждение и распространение этой деятельности на планете, благодаря чему создаются условия, при которых вообще становится возможной жизнь в организованном обществе.

Второй класс составляют одноосновные культурно-исторические типы, т.е. типы, которые оставили в культурной сокровищнице человечества классические образцы преимущественно какой-то одной из четырех форм исторического творчества. Это цивилизации еврейская, греческая и римская.

Третий класс представлен лишь одним культурно-историческим типом - германо-романским, или европейским. В сфере политической жизни германо-романская цивилизация не только создала мощные государства, распространили свою власть на все части мира, но и установила правовые отношения как граждан между собой, так и граждан к государству. Еще выше и богаче является, по Данилевскому, достижения европейской цивилизации в собственно культурном отношении.

До последнего, четвертого класса русский ученый относит также только один культурно-исторический тип - славянский. Он, по мнению Данилевского, имеет два больших преимущества над всеми другими культурно-историческими типами. Ведь славянская культура единственная из живых исторических культур, которая еще не достигла стадии цивилизации. Во-вторых, эта культура, в отличие от всех других, провозглашается Данилевским универсальной.

Закономерности.

Данилевский утверждает, что рассматриваемые им культурно-исторические типы в процессе развития находятся в обособленном состоянии и не скрещиваются между собой. В рамках всего человечества отсутствует единая система норм и ценностей. С точки зрения Данилевского, если совершается взаимовлияние культур, то в данном случае происходит нарушение естественного хода развития типов. Определенная культура, пройдя отмеренный цикл, погибает.

Находясь под сильным влиянием биологических теорий, Данилевский не связывает культуру только с миром природы. Развитие культуры, по его мнению, следует понимать как процесс выделения духовного, человеческого начала из природной стихии.


Стадии развития.

Данилевский выделял пять законов культурно-исторического движения, или законов исторического развития. В первом законе определяется критерий для выделения самобытного культурно-исторического типа – языковое родство, однако только для того племени, которое вышло из младенчества и способно к историческому развитию. Второй закон устанавливает, что условием развития цивилизации данного культурно-исторического типа является политическая независимость. Данилевский не считал возможной передачу начал цивилизации от одного культурно-исторического типа к другому. Формулировка этого положения и составляет третий закон исторического развития. В четвертом законе утверждается, что культурно-исторический тип только тогда достигает разнообразия и богатства, когда разные элементы, его составляющие, не поглощены одним политическим телом и составляют федерацию, или политическую систему государств. В пятом законе цикл развития культурно-исторического типа уподобляется тем растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжительным, но период цветения и плодоношения короток и навсегда истощает их жизненную силу.

Ход истории выражается в смене вытесняющих друг друга культурно-исторических типов. Данилевский выделяет 10 основных типов. Цикл развития каждого типа составляет около 1500 лет. 1000 лет приходится на этнографический период, около 400 лет на государственный, 50–100 лет – цивилизационный.

б) четыре разряда или основы культурной деятельности.

Данилевский предлагает свою классификацию культурно-исторических типов, построенную на основных направлениях культурной деятельности человечества. Таких направлений он выделяет четыре:

1) деятельность религиозная, объемлющая отношения человека и Бога;

2) деятельность культурная, охватывающая отношение человека к внешнему миру и разделяющаяся на три направления — научное, художественное и промышленное;

3) деятельность политическая, включающая отношения людей между собой как членов одного народного целого и отношение этого целого к другим народам;

4) деятельность общественно-экономическая — отношения людей применительно к добыванию, обработке и пользованию предметами внешнего мира.

в) славянский культурно-исторический тип и перспективы его развития. Борьба с Европой и её значение. Общеславянская федерация.

Данилевский доказывал, что славянские народы образуют особый культурно-исторический тип. Значительная часть славян (более двух третей) составляет политически независимое целое - Российское государство. "Славянство" есть термин одного порядка с "эллинизмом", "латинством", "европеизмом". Славянские народы представляют культурно-исторический тип, по отношению к которому Россия, Чехия, Сербия, Болгария должны иметь тот же смысл, какой имеют Франция, Англия, Германия, Испания по отношению к Европе, какой имели Афины, Спарта, Фивы по отношению к Греции (2. 124-125). Славянскую цивилизацию, выходящую из периода тысячелетней этнографической подготовки, трудно увидеть и оценить, особенно в сравнении с европейской цивилизацией, находящейся в апогее своего величия и блеска.


Перспективы развития:

Славянский культурно-исторический тип в первый раз представит синтезис всех сторон культурной деятельности в обширном значении этого слова, сторон, которые разрабатывались его предшественниками на историческом поприще в отдельности или в весьма не полном соединении. Мы можем надеяться, что славянский тип будет первым полным четырехосновным культурно-историческим типом. Особенно оригинальною чертою его должно быть в первый раз имеющее осуществиться удовлетворительное решение общественно-экономической задачи. Какое взаимное отношение займут в нем три прочие стороны культурной деятельности, которая из них сообщит ему преобладающую окраску, не будут ли они преемственно занимать эту главную роль? Какой, наконец, качественный характер примет собственно культурная деятельность, до сих пор наименее других сторон деятельности успевшая определиться,- этого, конечно, предвидеть невозможно. Осуществится ли эта надежда, зависит вполне от воспитательного влияния готовящихся событий, разумеемых под общим именем восточного вопроса, который составляет узел и жизненный центр будущих судеб Славянства.

Борьба с Европой и её значение.

Война между Россией и Турцией сделалась невозможною и бесполезною; возможна и необходима борьба Славянства с Европою, — борьба, которая решится, конечно, не в один год, не в одну кампанию, а займёт собою целый исторический период. С той поры начинается борьба Романо-Германского мира с Греко-Славянским; результаты борьбы не подлежали сомнению. Идет германизация славян прибалтийских, борьба со славянским обрядом в Моравии, которая могла бы привести к таким же результатам. Лишь нашествие дикой угорской орды спасло славянство от онемечивания. Чехия вошла в вассальные отношения с Империей.

Европа, утверждал Данилевский, Россию не считает своей с тех пор, как русские с конца XVIII века выступили на охрану Европы. Русскими пользуются, из русских извлекают выгоды для себя, а русским ничего не дают. И как только Россия оказывается в сколь-нибудь затруднительном положении, Европа тут же начинает действовать против нее. Стало быть, и русским невыгодно искать себе место в ряду великих европейских держав. Данилевский считает, что образование Славянского союза создаст России особое положение: она станет не в ряду европейских государств, а рядом с целой Европой. Тогда, стало быть, вместо вопроса о европейском равновесии на повестку дня встанет вопрос о мировом равновесии между Европой, Славянством и Америкой.

Общеславянская федерация.

Данилевский верил в возможность создания Всеславянского союза, а в идеале — Всеславянской федерации, т.е. добровольного объединения всех славянских государств, в основе которого лежат взаимовыгодные условия и согласованные интересы. Он считал, что процесс консолидации славян должна возглавить Россия, русский народ, обладающий мощной государственностью, не подвергшийся, в отличие от всех других славянских племен, онемечиванию или отуречиванию. Но объединение славян должно совершиться таким образом, чтобы все славяне сохранили свое национальное своеобразие, политическую и культурную независимость. По словам Данилевского, “цель федерации не есть поглощение славян Россиею”. Он предполагал, что политическим центром, столицей такой федерации будет не Санкт-Петербург, не Москва, а город, называвшийся прежде Византией — Константинополем — Стамбулом, но “пророчески именуемый славянами Царьградом”.

 

4.Социально-политические взгляды К.Н.Леонтьева.







Date: 2015-07-22; view: 557; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию