Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Критика теории прогресса. Три стадии развития «государственного организма» по К.Н.Леонтьеву





Критика теории прогресса.

Русский народ, считает Леонтьев, по привычкам остался византийцем и ему чужда европейская вера в прогресс.

Он настаивает на обращении вспять исторического процесса развития России в то время, как Запад, по его мнению, неотвратимо идет к падению частных государств, к деградации искусства, поэзии, науки. Константин Леонтьев прекрасно понимает неосуществимость собственного идеала. Леонтьеву важен в этих понятиях деспотический момент как средство, с помощью которого он надеется прийти к результату — сохранению сложности, красоты, эстетики. А ведь это вопиющее противоречие. Средство определяет цель, и наоборот.

Три стадии развития «государственного организма» по К.Н.Леонтьеву.

Его взгляды изложены в работе «Византизм и славянство» (1874). Развитие – это постепенное восхождение от простейшего к сложнейшему, постепенная индивидуализация, обособление, с одной стороны, от окружающего мира, а с другой – от всех сходных и родственных явлений.

Таким образом, Л. выделяет три стадии развития любого организма:

1.первоначальной простоты

2.цветущей сложности

3.вторичного смесительного упрощения

Через эти стадии проходят также и государственные организмы и культуры.

•Признаки упадка и разложения цивилизации. Либерализм, эгалитаризм как признаки упадка европейской цивилизации.

Для Леонтьева фазис разложения и гибели цивилизаций имеет преимущественный интерес: «гипотеза вторичного упрощения и смешения, которую я пытаюсь предложить, имеет, конечно, значение более семиологическое, чем причинное (чем этиологическое). Иначе говоря, «вторичное упрощение и вторичное смешение суть признаки, а не причина государственного разложения»

Так, вглядываясь со своим диагностическим подходом в физиономию современной Западной Европы (с ее «средним» типом человека), в которой уже слабо выражены её цивилизационно-исторические истоки и собственный цивилизационный код, К.Н. Леонтьев находит, что ее исторический бег близок к завершению. Причем, завершению с плачевными для Истории культурно-антропологическими результатами. Именно поэтому он прорабатывает логическую структуру последнего фазиса жизни европейской цивилизации и потенциально всего человечества, которая предстает в виде: а) высшей степени земного развития; б) понижения - последнего слабого отпора торжеству «среднего человека»; в) понижающей волны - кратковременного благодушного процветания «последних средних людей»; г) конца человечества.

Главным признаком упадка Леонтьев считает распространение либеральных и социалистических идей с их культом равенства и всеобщего благоденствия. Либерализму и социализму Леонтьев противопоставил "византизм" - сильную монархическую власть и строгую церковность.

С конца XVIII столетия выработанные веками политические формы начинают постепенно меняться: «во всех открылся эгалитарный и либеральный процесс». Таким образом, разнообразие, сложность, богатство содержания политических форм, ранее сохраняемых «внутренним деспотическим единством», теперь сменяются однообразием простоты, бесцветностью, политическим равенством и упрощением, стремлением привести «всех и все к одному знаменателю»: «цель всего – средний человек». Этот «средний – безбожный и безличный – человек» назван Леонтьевым «орудием разрушения», порожденным либерально-эгалитарным прогрессом, стремящимся все нивелировать, смешать и уравнять, нанося этим огромный вред социальному развитию и созданию высокой культуры. Люди, «отуманенные прогрессом», верящие в его гуманность, надеясь на обещанное им «земное счастье» и «земное равенство», на самом деле испытывают на себе тенденции разложения буржуазной культуры, так что «идея прогресса (или улучшения жизни для всех) есть выдумка нашего времени»

 

•Понятие византизма его значение для формирования культурного своеобразия русского государства.

Византизм самобытная культура, имеющая конкретные признаки: в политической сфере – самодержавие, в религиозной – православие, в сфере нравственных идей – антииндивидуализм. Для него характерно разочарование во всем земном, отсутствие веры во всеобщее благоденствие народов.

Под влиянием византизма сформировалась органичная для России форма правления – родовое и безграничное самодержавие. Монархическое начало – единственная организующая сила в России.

Византизм есть прежде всего особого рода образованность или культура, имеющая свои отличительные признаки, свои общие, ясные, резкие, понятийные начала и свои определенные в истории последствия.

Идеология византизма в России, основанная на одном единственном факте преемства Московской Русью миссии Нового Рима, с самого начала развивалась в различных направлениях, а потому вызывала довольно противоречивые, почти взаимоисключающие трактовки. Первый основатель русского византизма, философ, возродивший византизм и напомнивший русским о его значении в истории самой России, Константин Николаевич Леонтьев (1831-1891) в своей программной книге «Византизм и славянство» (1874) утверждал, что «Византийский дух, византийские начала и влияния, как сложная ткань нервной системы, проникают насквозь весь великорусский общественный организм». Идеологическое содержание византизма Леонтьев обозначал исходя не из идеального проекта, а из исторической данности Византийской Империи: «византизм в государстве значит самодержавие. В религии он значит христианство с определенными чертами, отличающими его от западных церквей, от ересей и расколов», «византизм (как и вообще христианство) отвергает всякую надежду на всеобщее благоденствие народов; он есть сильнейшая антитеза идее всечеловечества в смысле земного всеравенства, земной всесвободы, земного всесовершенства и вседоволъства». Таким образом, Леонтьев подчеркивает партикулярный, эксклюзивный характер византизма и настаивает на его «кесаризме» как отличительной черте. Причем, усиление цезаристских традиций в Московской Руси Леонтьев приветствует как еще большее развитие византизма: «русский царизм к тому же утвержден гораздо крепче византийского кесаризма и вот почему: византийский кесаризм имел диктаториалъное происхождение, муниципальный избирательный характер». Для него русский византизм значим как автономная, уникальная культурная традиция, позволяющая русским играть самостоятельную роль в истории мира. «Византизм, - пишет Леонтьев с начала своей книги, - есть прежде всего особого рода образованность или культура, имеющая свои отличительные признаки, свои общие, ясные, резкие, понятные начала и сбои определенные в истории последствия», а «культура есть не что иное, как своеобразие; а своеобразие ныне почти везде гибнет преимущественно от политической свободы. Индивидуализм губит индивидуальность людей, областей и наций».

 

5.Государственно-правовые воззрения Б.Н.Чичерина.

Date: 2015-07-22; view: 382; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию