Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль научно-технической интеллигенции в революционной практике





В современных массовых протестных движениях от «Окупай ВоллСтрит» и арабской весны до Болотной площади и Майдана огромную и, к сожалению, ведущую роль играл так называемый «средний класс», значительную долю которого составляла именно интеллигенция. При этом сами протестующие, по крайней мере, в России, хотя также и в других странах неоднократно сетовали на низкую поддержку их движений со стороны рабочего класса. В Украине же мы видим, что низкая активность рабочих организаций с одной стороны, а с другой – доминирование в среде интеллигенции правой и право-либеральной идеологии – стали факторами вырождения движения. Сейчас Майдан пытаются перенаправить в сторону от социально-экономического (обеспечения социальной справедливости, налогообложения олигархии) и политического (расширение демократического участия) русла – в ура-патриотическое, превратив его в мобилизацию против памятников Ленина, внутренних и внешних врагов нации.

Таким образом, вопрос участия интеллигенции в протестном и революционном движении и взаимодействия интеллигенции и рабочего класса в революционном движении, является практическим вопросом сегодняшней борьбы.

По своей природе интеллигенция выполняет роль посредника между рабочим классом и капиталом. Посредничество между ручным и умственным трудом, производством и накоплением, возникает в нескольких точках в буржуазном обществе. Мандель выделяет среди таковых следующие категории: (1) посредники между трудом и капиталом в процессе производства (мастера и супервизоры на производстве, менеджеры нижнего и среднего звена и прочий кадровый персонал в задачи которого является обеспечение интересов капитала и трудовой дисциплины на предприятиях); (2) посредники между наукой и техникой, техникой и производством; (3) посредники между производством и реализацией прибавочной стоимости (рекламщики, маркетологи, дистрибуторы); (4) посредники между продавцами и покупателями овеществлённого труда (в частности функционеры бюрократиировавшихся профсоюзов и рабочих организаций); (5) посредники между трудом и капиталом в сфере надстройки, производители идеологии (буржуазные политики и «лидеры общественного мнения», буржуазные профессора гуманитарных специальностей, журналисты, некоторые художники; (6) посредники между наукой и рабочим классом, производители теоретических знаний, которые не включены полностью в идеологическое производство правящего класса, и будучи относительно материально независимыми от этого производства способны к критическому анализу буржуазных отношений.

Большинство этих посредников выполняют по существу паразитические функции, необходимые для создания прибавочной стоимости, но имеющие мало потребительной ценности. Тем не менее, по крайней мере, две из перечисленных групп, а именно группы 2 и 6, являются явно не паразитическими и способны развить в себе рабочее классовое сознание.

Это посредники между наукой, техникой и производством (2), а также посредники между наукой и массами рабочего класса (6). По нашему мнению, программистов и вообще всех автоматизаторов и IT-специалистов следовало бы отнести именно к посредникам между НТР и производством. Они действительно, как правило, непосредственно не принимают участие в производственном или, как теперь еще говорят, бизнес-процессе, но как раз постоянно заняты улучшением этих процессов. Причем в отличие от мастеров-супервайзеров на производстве или оптимизаторов-аудиторов, собственно создание прибавочной стоимости в данном процессе их интересует в последнюю очередь. Процессы оптимизируются с точки зрения удобства пользователя (юзабилити), быстроты взаимодействия, сокращения числа шагов, т.е. вообще говоря, по потребительской ценности, а не прибавочной стоимости.

Не удивительно, что во время того же Майдана, этот слой интеллигенции оказался одним из активнейших участников ппротестов. Возникали новые формы самоорганизации, такие как «IT-палатка» (ппытавшаяся обеспечить техподдержку для всех инициатив на Майдане) и обретали второе дыхание такие инициативы как «Пиратская партия». Например, именно в дни майдана общественная организация «Пиратская партия Украины» наконец закончила локализацию и развертывание интереснейшей системы он-лайн-демократии LiquidFeedback.

Особенностью этой системы, которая, кстати сказать, широко применяется в Пиратской партии Германии, является то, что каждый участник, может как сам непосредственно принимать участие в голосовании по любым вопросам (если у него есть время и силы в них разбираться) так и временно передавать свой голос тому, кого он считает компетентным в соответствующей сфере знаний, т.е. голос передается не вообще представителю по всем вопросам, а временно и разным представителям для голосований по разным вопросам. Важнейшим моментом, тут является то, что голос может быть отозван у представителя в любой момент. Если голосование еще не закончилось, то это прямо изменит его результаты, а если вы заметили неправильное голосование своего представителя уже после его завершения – то вы, по крайней мере, можете тут же лишить его права голосовать за вас. Таким образом, это техническое решение может быть использовано для обеспечения действительно оперативного отзыва депутатов и максимально возможного прямого участия граждан в демократическом процессе. Система в данный момент уже развернута на сайте garayd.org. Очевидно, что важным фактором преодоления бюрократии в рабочем движении станет широкое использование такого рода систем.


Открытый университет – инициатива как раз интеллигенции, которая является посредником между наукой и массами рабочего класса. В первую очередь речь идет о добросовестных университетских преподавателях, не задействованных в качестве политтехнологов современными политическими партиями. Последняя категория, хоть и является более сведущей в политических вопросах, является в первую очередь «производителем буржуазной идеологии» и, в общем и целом, скорее препятствием на пути просвещения. Например, в просветительской деятельности «Открытого университета» Майдана принимали активное участие многие и многие преподаватели ведущих киевских вузов.

Организаторы «Открытого университета Майдана» также уделяют много внимания развитию массового открытого он-лайн обучения (MOOC[6]) по огромному количеству различных специальностей, в частности на основе платформы дистанционного обучения Coursera.org, на которой, уже сейчас размещены многие и многие сотни университетского уровня курсов по многим десяткам различных предметов, которые бесплатно доступны всеем желающим и предполагают возможность пройти их в интерактивном режиме, с участием преподавателя и даже получить соответствующий сертификат.

Так что роль интеллигенции в повышении образовательного уровня и компетентности рабочего класса может быть колоссальной. Другой вопрос, что возможно только в моменты массовой мобилизации интеллигенция начинает чувствовать, чему и как надо было учить людей.

Революционной научной интеллигенции, как указывает Мандель, стоит не заниматься «хождения в народ» «со скромным популистским мазохизмом, который заставляет ограничивать себя смиренной поддержкой борьбы за повышение оплаты труда», а наоборот «привносить пробудившимся и критически настроенным слоям рабочего класса то, чего они еще не могут достичь самостоятельно, из-за их фрагментированного состояния сознания: научное знание и кругозор, которые позволяют со всей отчетливостью увидеть вопиющую скрытую эксплуатацию и замаскированное угнетение таким, каким оно является на самом деле».

Удивительно, насколько восприимчивыми к лозунгам радикального изменения общественного строя, оказались массы людей именно во время Майданов и, в некоторой степени анти-майданов зимы 2013-2014 годов. Лозунги рабочего контроля и «социальной люстрации» (т.е. фактически лишения буржуазии избирательных прав) – находили очень широкую поддержку.


Способность интеллигенции выдвинуть действительно убедительную программу социальной революции, предполагает способность учится в революционных обстоятельствах, учиться в том числе и у масс включающегося в революционный процесс рабочего класса. Эта способность учиться предполагает понимание, что теория подтверждает ее право на существование только через ее связь с реальной классовой борьбой и через ее способность преобразовать потенциально революционное классовое сознание в действительно революционное классовое сознание широких слоев рабочих.

Известное изречение Маркса о том, что обучающие сами должны обучаться (в советских переводах часто это звучит, как «Воспитатель сам должен быть воспитан».), означает, что сознательное изменение общества не возможно без революционной педагогики. Маркс более полно выражает эту мысль так: «В революционном действии изменение себя совпадает с изменением обстоятельств» [7].


[1] Эта альтернатива осознавалась и формулировалась еще Энгельсом как «социализм или варварство», Троцким как «социализм или фашизм» и, очевидно, остается актуальной по сей день.

[2] Это показывает в частности Рабинович в книге «Большевики у власти» [Рабинович, 2008].

[3] British Labour Party constitution, Clause IV: «To secure for the workers by hand orby brainthefull fruit soft heir industry and themostequitabledistributionthereofthatmaybepossibleuponthebasisofthecommonownershipofthemeansofproduction, distributionandexchange, andthebestobtainablesystemofpopularadministrationandcontrolofeachindustryorservice

[4] «To become an interim member, you can sign up on the site. If a branch/chapter already exists in your area you will join it. If none exists yet then one will be created when you join.» http://www.iopsociety.org/membership

[5] Ленин В.И., «Оппортунизм и крах 2 Интернационала», ПСС, т.27, стр.99.
Например: «раскол с оппортуни­стами во всех странах… исторически назрел, стал неизбежен и про­грессивен, необходим для революционной борьбы пролетариата» (стр.105). Lenin, "Der Zusammenbruch der II Internationale" in Lenin and Zinoviev, Gegen den Strom (published by the Communist International, 1921), p.164.165.

[6] Massive Open On-line Courses.

[7] Karl Marx, "Theses on Feuerbach." third thesis: "The materialist doctrine concerning the changing of circumstances and upbringing forgets that circumstances are changed by men and that it is essential to educate the educators themselves." (Marx-Engels, The German Ideology, op. cit., p.660).







Date: 2015-07-23; view: 468; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию