Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Экономико-правовая сущность бюджета
Бюджет является формой образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, для реализации финансовой политики государства. Бюджет – основной инструмент проверки сбалансированности финансовой системы, соответствия прихода и расхода экономических ресурсов. Бюджетным кодексом регулируются бюджетные правоотношения, к которым относятся: • отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; • отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности. Бюджет представляет систему экономических отношений между государством, экономическими субъектами и населением. При помощи бюджета решаются вопросы финансового регулирования как на макроуровне, так и в отдельных регионах и на уровне местного самоуправления. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения своей деятельности и проведения экономической и социальной политики. В государственном бюджете концентрируется часть национального дохода, которая подлежит последующему перераспределению. Федеральные, региональные и местные органы власти через механизмы бюджетных отношений получают в свое распоряжение определенную часть перераспределенного национального дохода, которая направляется на строго определенные цели в зависимости от разграничения функций между уровнями управления. Сущность и функции бюджета определяются особенностями политического строя и социально-экономической системы. В условиях рыночной экономики усиливается социальная направленность бюджета, что выражается в его ориентации на реализацию программ по повышению защищенности населения от рыночных рисков, инфляционных и кризисных явлений. В бюджете также заложен мощный потенциал для реализации инновационной политики, осуществляемой на основе партнерства государственных и частных структур. В основе формирования бюджетных отношений лежит бюджетное законодательство Российской Федерации, состоящее из: 1) Бюджетного кодекса; 2) принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете; 3) федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ; 4) законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ; 5) законов субъектов РФ о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов; 6) муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах; 7) иных федеральных законов, законов субъектов РФ и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих бюджетные правоотношения. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены бюджетным законодательством РФ, то применяются правила международного договора. Бюджетные правоотношения регулируются также рядом нормативных правовых актов, издаваемых Президентом РФ, Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ. Высшей юридической силой обладает Бюджетный кодекс, поэтому иные нормативно-правовые акты не могут ему противоречить. Бюджетный кодекс РФ устанавливает общие принципы бюджетного законодательства РФ, организации и функционирования бюджетной системы РФ, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в РФ, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ. В течение 2007 г. Государственной Думой и Советом Федерации обсуждаются поправки в Бюджетный кодекс РФ, связанные с переходом на 3-летний период бюджетного планирования, с установлением новых принципов формирования Стабилизационного фонда и его преобразованием в два новых фонда (Фонд будущих поколений и Резервный фонд). В течение 2008-2010 гг. осуществлен переход к новым принципам управления нефтегазовыми доходами. Резервный фонд, размер которого не должен превышать 10 % объема ВВП на очередной финансовый год, будет предназначен для покрытия дефицита бюджета и досрочного погашения внешнего долга России. Внесена поправка в БК РФ, определяющая необходимость утверждать на первый год 3-летнего периода финансовый резерв в размере 5 % от общего объема расходов. Этот резерв предназначен для финансирования возможных непредвиденных расходов в два последующих года исполнения 3-летнего бюджета. Организационные основы бюджета раскрываются в понятии «бюджетное устройство», под которым понимаются организация и принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь между отдельными ее звеньями. Бюджетным кодексом закреплены основные организационные принципы бюджетного устройства. 1. Принцип единства бюджетной системы РФ, который означает единство: бюджетного законодательства РФ, принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности; бюджетной классификации бюджетной системы РФ, санкций за нарушение бюджетного законодательства РФ; порядка установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы РФ и бюджетных учреждений, порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ. 2. Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ, который означает закрепление доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы РФ, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований. 3. Принцип самостоятельности бюджетов, который означает право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления: самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств; самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; устанавливать налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы РФ; самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов и др. 4. Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований, который означает, что установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов осуществляются в соответствии с едиными принципами и требованиями. 5. Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов, который означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах. 6. Принцип сбалансированности бюджета, который означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов. 7. Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств. 8. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов, который означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете. 9. Принцип прозрачности (открытости), который означает обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, обязательную открытость процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов. Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета. 10. Принцип достоверности бюджета, который означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета. 11. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. 12. Принцип подведомственности расходов бюджетов, который означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся. 13. Принцип единства кассы, который означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением предусмотренных Бюджетным кодексом операций. Соблюдение принципов бюджетного устройства обеспечивается в процессе конкретной деятельности органов, призванных осуществлять функции по реализации целей и задач управления бюджетной системой страны, региона, муниципального образования. В процессе своей деятельности указанные органы должны строго придерживаться того круга полномочий, которые предписаны им законодательными нормами. К бюджетным полномочиям Российской Федерации относятся: • установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ, основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений; • выполнение функций по установлению правил и фактическому осуществлению всех этапов работы с федеральным бюджетом, включая составление и рассмотрение проектов бюджета, утверждение и исполнение бюджета, контроль за его исполнением, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении консолидированного бюджета РФ. Эти же этапы работ предусмотрены в отношении бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ; • определение порядка и фактическое выполнение операций по установлению и исполнению расходных обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований; • определение основ формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ; • определение порядка выполнения важнейших операций в бюджетной сфере: установления нормативов отчислений доходов от налогов и сборов, определение принципов предоставления межбюджетных трансфертов, определение основ кассового обслуживания исполнения бюджетов, определение порядка осуществления заимствований и предоставления гарантий погашения и обслуживания государственного (муниципального) долга; • установление основ бюджетной классификации РФ и общего порядка ее применения; • установление унифицированных форм бюджетной документации и отчетности для бюджетов бюджетной системы РФ; • иные бюджетные полномочия, отнесенные Бюджетным кодексом к бюджетным полномочиям РФ. К бюджетным полномочиям субъектов РФ относятся: • выполнение функций по установлению правил и фактическому осуществлению всех этапов работы с бюджетом субъекта РФ, включая составление и рассмотрение проектов бюджета, утверждение и исполнение бюджета, контроль за его исполнением, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ. Эти же этапы работ предусмотрены в отношении бюджетов территориальных внебюджетных фондов РФ; • определение порядка установления и исполнения расходных обязательств муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из бюджета субъекта РФ; • установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ и местных бюджетов; • установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации РФ в части, относящейся к бюджету субъекта РФ и бюджетам территориальных государственных внебюджетных фондов; • иные бюджетные полномочия, отнесенные Бюджетным кодексом к бюджетным полномочиям органов государственной власти субъектов РФ. Дополнительные бюджетные полномочия предусмотрены для двух субъектов РФ – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Эти полномочия касаются ряда вопросов регулирования бюджетов внутригородских муниципальных образований: определения источников доходов, установления нормативов отчислений доходов, определения объема и порядка предоставления межбюджетных трансфертов и др. К бюджетным полномочиям муниципальных образований относятся: • установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета; • установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования; • определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов; • осуществление муниципальных заимствований, предоставление муниципальных гарантий, предоставление бюджетных кредитов, управление муниципальным долгом и муниципальными активами; • установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации РФ в части, относящейся к местному бюджету; • иные бюджетные полномочия, отнесенные Бюджетным кодексом к бюджетным полномочиям органов местного самоуправления. Date: 2015-07-23; view: 578; Нарушение авторских прав |