Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятие и сущность финансовСтр 1 из 18Следующая ⇒
Тема 1 СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ Понятие и сущность финансов Категория «финансы» может рассматриваться с двух позиций: 1) в материальном смысле, как совокупность фондов денежных средств и 2) как совокупность общественных отношений. В первом случае финансы выступают в качестве инструмента распределения и перераспределения национального дохода и ВВП, а также в качестве орудия контроля движения денежных средств. При втором подходе финансы рассматриваются как особая форма общественных отношений, складывающихся в сфере движения централизованных и децентрализованных денежных средств. В условиях рыночной экономики государственные финансы являются инструментом государственной политики и государственного регулирования экономических систем. Финансы - это не сами денежные средства, а отношения по поводу образования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Централизованные фонды денежных средств создаются на общегосударственном уровне, а децентрализованные денежные фонды - это фонды хозяйствующих субъектов. Финансы выступают в денежной форме, однако не всякие денежные отношения являются финансовыми. Финансовые отношения охватывают только ту часть денежных отношений, которая связана с образованием и использованием фондов денежных средств. К финансовым отношениям принято относить денежные отношения, возникающие в процессе расширенного воспроизводства между: ■ государством и хозяйствующими субъектами (организациями и предприятиями) по уплате налогов и других платежей в бюджет, а также по финансированию из бюджета ряда затрат организаций и предприятий; ■ государством и гражданами при внесении обязательных и добровольных платежей в бюджет и внебюджетные фонды; ■ организациями (предприятиями) в процессе их предпринимательской деятельности при расчетах за произведенные товарно-материальные ценности (сырье, материалы, топливо, электроэнергию), а также при реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг); ■ организациями (предприятиями) и их работниками при выплате заработной платы и других денежных выплатах; ■ организациями (предприятиями) и их владельцами при выплате дивидендов; ■ организациями (предприятиями) и банками (при получении кредитов, уплате процентов за кредит, хранении денежных средств на счетах в банках); ■ организациями (предприятиями) и страховыми организациями (при уплате страховых взносов и возмещении из страхового фонда ущерба при наступлении страхового случая). Таким образом, финансы - это система экономических отношений, связанных с формированием и использованием фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения национального дохода. Национальный доход (вновь созданная стоимость, или стоимость валового внутреннего продукта за вычетом потребленных в процессе производства орудий и предметов труда - средств производства) является главным материальным источником денежных фондов. Без участия финансов национальный доход не может быть распределен. Финансы выступают связующим звеном между созданием и использованием национального дохода. Финансы – это, прежде всего распределительная категория. С их помощью осуществляется вторичное распределение, или перераспределение, национального дохода. Доля национального дохода, перераспределяемая через все звенья финансовой системы, достигла в настоящее время в экономически развитых странах 30-50% и более против 9-18% в начале прошлого века. Важнейшие свойства финансов определяются как их признаки. Основные признаки финансов выражаются в следующем: 1) финансы выступают в качестве денежных отношений, возникающих по поводу образования, распределения, использования, перераспределения и накопления денежных средств; 2) распределительный характер денежных отношений связан с движением реальных денег; 3) движение денежных средств имеет, как правило, односторонний (однонаправленный) характер; 4) финансы как денежные отношения имеют форму централизованных и децентрализованных денежных средств; 5) финансы выступают в качестве необходимого механизма (через налоги и государственное финансирование) воспроизводственного процесса в экономике; 6) финансы являются одним из инструментов государственного управления, обеспечивающим выполнение государством его функций и задач. Функционирование финансов основывается на следующих базовых принципах: 1) принцип федерализма, предполагающий гармоничное сочетание интересов в сфере финансовых отношений на федеральном и территориальном уровнях; 2) принцип единства финансов, означающий единство нормативно-правовой базы, а также функционирование единой денежной системы, единой кредитной системы, единой налоговой системы; единым должен быть финансовый учет; 3) принцип равноправия субъектов РФ в сфере финансовых отношений; 4) принцип сбалансированности, означающий соответствие доходов и расходов, своевременное исполнение денежных обязательств; 5) принцип целевой направленности, реализующийся в коммерческих структурах как обеспечение прибыльности, рентабельности, а в государственных финансах – как мобилизация доходов в форме налогов, сборов и неналоговых поступлений и распределение финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными параметрами; 6) принцип диверсификации источников финансирования и вложений ресурсов, обеспечивающий маневренность и снижение финансовых рисков; 7) принцип стратегической ориентированности финансов, предполагающий разработку долгосрочных программ развития финансов. Конкретной формой реализации этого принципа явился принятый в 2007 г. принцип 3-летнего финансового планирования, который распространит свое действие и на другие сферы (на деятельность «Газпрома», на планирование государственного оборонного заказа и др.); 8) принцип открытости и прозрачности, связанный с обеспечением гласности, т. е. доступности, финансовой информации; 9) принцип разграничения полномочий и предметов ведения в области финансовой деятельности между законодательной, исполнительной и судебной властями; 10) принцип научного подхода к организации финансов, означающий, что финансовая система должна опираться на научно обоснованную методологию; 11) принцип экономичности и рациональности, требующий эффективности финансовой деятельности во всех сферах и на всех уровнях; 12) принцип управляемости финансовыми потоками, предполагающий недопустимость теневых финансовых потоков, надлежащее исполнение финансовых обязательств. Перечисленные принципы функционирования финансов должны лежать в основе формирования финансовых ресурсов и управления ими. Под финансовыми ресурсами понимается совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении субъектов финансовых отношений. Субъектами, которые ими располагают, являются государство, органы местного самоуправления, предприятия, организации, домохозяйства. В структуру финансов как целостной категории с присущими ей общими свойствами входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов). Финансовый институт — группа однородных экономических отношений, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств. Совокупность входящих в состав финансов Российской Федерации звеньев в их взаимосвязи образуют финансовую систему России. Финансовую систему РФ образуют следующие институты: · бюджетная система с входящими в нее государственными и местными бюджетами; · внебюджетные целевые фонды; · финансы предприятий, объединений, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства; · имущественное и личное страхование; · кредит (государственный и банковский); · финансы частных лиц. Перечисленные звенья финансовой системы существуют соответственно как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ, а также местного самоуправления. Центральное место в финансовой системе РФ принадлежит бюджетной системе, с помощью которой образуются фонды денежных средств соответствующих государственных и административно-территориальных образований. В финансовую систему РФ также включаются финансы юридических и физических лиц. Характеризуя финансы юридических лиц, следует указать, что в их состав входят такие государственные внебюджетные фонды, играющие исключительную роль в обеспечении социальной защищенности граждан, как Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. В финансовую систему включаются и негосударственные фонды (федеральные и региональные, например, негосударственные пенсионные фонды); фонды банковской системы; фонды страховых организаций; фонды общественных и региональных организаций; фонды иных юридических лиц. Местные финансы включают средства местного бюджета, государственные, муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые ресурсы. Местные финансы определяются как совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения. Таким образом, местные финансы входят в структуру финансовой системы России в качестве ее самостоятельного звена. Реализация стоящих перед государством задач связана с необходимостью использования финансовой системы. В результате оно осуществляет деятельность по планомерному и целенаправленному образованию, распределению и использованию государственных централизованных и децентрализованных денежных фондов, т.е. финансовую деятельность. Итак,финансовая деятельность государства — это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны. Характеризуя финансовую деятельность государства, необходимо подчеркнуть, что — это особый вид государственной деятельности, поскольку ею занимаются органы государства всех трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной в пределах своей компетенции. Содержание финансовой деятельности государства выражается в многочисленных и разнообразных функциях в сфере образования, распределения и использования государственных денежных фондов (бюджетных и кредитных ресурсов; страховых денежных фондов; финансовых средств отраслей народного хозяйства и государственных предприятий). Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов Федерации (министерства, государственные комитеты, департаменты и т.д.) в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления. Эти функции обеспечивают выполнение задач данных органов в соответствующих отраслях и сферах, осуществляются в связи с ними. То же относится и к подобным органам управления, формируемым в системе местного управления (отделы администраций и т.п.). Неотъемлемым элементом каждой из них является функция контроля, что вытекает из сущности финансов. Финансовая деятельность государства осуществляется различными методами. Как управляющая система финансовая деятельность проявляется в разнообразныхметодах. Их разнообразие зависит от многих факторов: от субъекта взаимоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств. Методы осуществления финансовой деятельности принято делить на две группы: методы привлечения денежных средств и методы их распределения и использования. Важнейшим методом собирания денежных средств в государственные (Федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации) и местные бюджеты является налоговый метод - метод установления налогов. Аналогичным методом собирания денежных средств является метод обязательных платежей (взносов) в государственные внебюджетные фонды. В литературе их принято называть “социальными” налогами. В отличие от налогового метода, которому свойственны в определенной степени принудительный (обязательный) характер изъятия денежных средств, применяется и метод добровольных взносов— покупка государственных ценных бумаг, пожертвований, вклады в банки и т.д. При распределении и использовании государственных денежных средств применяются два важнейших метода: метод финансирования и кредитования. Метод финансирования выражается в безвозмездном и безвозвратном представлении денежных средств. Кредитование означает выделение (предоставление) денежных средств на условиях возмездности (платности) и возвратности. Финансирование применяется в отношении государственных организаций, метод кредитования — как в отношении государственных организаций, так и иных негосударственных организаций. Роль финансов в экономике России определяется тем, что финансы являются одним из основных механизмов: развития рыночных институтов, укрепления федеративных основ устройства государства, обеспечения экономической эффективности и социальной справедливости, стимулирования инвестиционной активности предприятий, совершенствования банковской системы, глобализации экономических отношений, формирования внутренних и международных рынков капиталов, повышения качества жизни граждан. Date: 2015-07-23; view: 3419; Нарушение авторских прав |