Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






А – 20 000; Б – 16 000; В – 34 000; Г – 43 000; Д – 37 000





Таким образом, в голосовании приняли участие 150 000 избирателей. Определяем избирательную квоту: 150 000: 6 = 25 000.

В соответствии с полученной квотой распределяем мандаты между партиями. Для этого число голосов избирателей, полученных каждой партией, делим на избирательную квоту:

 

А – 20 000: 25 000 = 0, (20 000 в остатке);
Б – 16 000: 25 000 = 0, (16 000 в остатке);
В – 34 000: 25 000 = 1, (9 000 в остатке);
Г – 43 000: 25 000 = 1, (18 000 в остатке);
Д – 37 000: 25 000 = 1, (12 000 в остатке).

 

Из 6 мандатов сразу распределить удалось лишь 3. Распределение оставшихся мандатов может быть проведено одним из двух способов: по правилу наибольшего остатка или наибольшей средней.

По методу наибольшего остатка нераспределенные мандаты отдаются партиям, имеющим наибольшие остатки голосов избирателей. В рассматриваемом примере по 1 мандату получают партии А, Г и Б. Окончательные результаты будут следующие:

А –1; Б – 1; В – 1; Г – 2; Д – 1.

Несколько сложнее идет распределение мандатов по методу наибольшей средней, когда оставшиеся мандаты распределяют между партиями, имеющими наибольшую среднюю. Чтобы вычислить среднюю каждого списка, необходимо число голосов избирателей, поданных за партию, разделить на число полученных ею мандатов плюс 1. В нашем примере это будет выглядеть так:

А – 20 000: 1 (0 мандатов + 1) = 20 000;
Б – 16 000: 1 (0 мандатов + 1) = 16 000;
В – 34 000: 2 (1 мандат + 1) = 17 000;
Г – 43 000: 2 (1 мандат + 1) = 21 500;
Д – 37 000: 2 (1 мандат + 1) = 18 500.

 

По одному мандату получат партии Г, А и Д, имеющие наибольшую среднюю. Окончательные результаты будут иными, чем при использовании правила наибольшего остатка:

А –1; Б – 0; В – 1; Г – 2; Д – 2.

Следовательно, при одних и тех же итогах голосования окончательная картина выборов будет различной в зависимости от применяемого способа распределения мандатов между политическими партиями. Выбор способа распределения обусловлен, в частности, тем, на какие партии – крупные или небольшие – ориентирована избирательная система в данной стране.

Пропорциональная система имеет и другие способы определения пропорциональности депутатских мест числу полученных голосов. Так, довольно широкое распространение (Бельгия, Австрия, Португалия и др.) получил метод, суть которого состоит в том, что число полученных каждой партией голосов делится последовательно на ряд натуральных чисел (1, 2, 3, 4…). Частные от деления располагаются в убывающем порядке:
43 000; 37 000; 34 000; 21 500; 20 000; 18 500; 17 000; 16 000… Избирательной квотой (избирательным частным) будет число, порядковый номер которого соответствует числу мандатов, распределяемых в округе (в нашем примере – 6 мандатов). В данном случае таким избирательным частным будет 18 500. Разделив голоса, полученные партиями, на избирательное частное, получим такое распределение мандатов:

А – 1; Б – 0; В – 1; Г – 2; Д – 2.

Сразу распределить все мандаты, не прибегая к другим способам, позволяет также метод, суть которого состоит в том, что при определении квоты по формуле:

,

 

где Х – общее число голосов избирателей,

Y – число мандатов;

знаменатель увеличивается на 1, 2 и 3 и т. д. до тех пор, пока не получается частное, позволяющее распределить все мандаты.

Все вышесказанное касается общих принципиальных подходов при выявлении существа пропорциональной системы, а именно: способов определения окружной избирательной квоты и распределения мандатов.

Полная пропорциональная система предполагает, что вся страна должна представлять собой единый многомандатный округ, или, по крайней мере, образуются большие многомандатные округа, в которых проводится первичное распределение мандатов, а оставшиеся мандаты распределяются без учета границ округов в соответствии с общенациональной избирательной квотой.

Так, например, в Индонезии распределение мандатов между организациями, участвующими в выборах, проводится в три этапа. На первом этапе вычисляется окружная избирательная квота и на ее основе проводится распределение мандатов между организациями в каждом округе (количество полученных организацией мандатов не должно превышать числа кандидатов в представленном списке). Если организация получила голосов меньше, чем избирательная квота, она остается без мандатов.

Наиболее удачным примером полной пропорциональной системы может служить порядок выборов в Палату депутатов парламента Италии. Распределение мандатов происходит в два этапа: по избирательному округу и по единому общенациональному округу. После подсчета голосов, полученных каждым партийным списком, и общего числа голосов по округу выводится окружная избирательная квота по формуле Q = X: (Y + 2). Возможные остатки при делении не учитываются. Каждому списку предоставляется столько мандатов, сколько раз избирательная квота уложится в избирательной цифре голосов за данный список. Мандаты, оставшиеся незамещенными, не перераспределяются в округе, а передаются в единый общенациональный округ и распределяются уже по общенациональной квоте.


Но не все партийные списки будут допущены ко второму этапу, а только те, которые провели хотя бы одного депутата по отдельному округу (т.е. набрали число голосов, равное не менее одной квоты) или набрали в целом по стране не менее 300 тысяч голосов. Суммируются оставшиеся неиспользованными по всем округам голоса, полученные допущенными к вторичному распределению мандатов списками, и делятся на число нераспределенных мандатов. Полученный результат составляет общенациональную избирательную квоту. Сумма оставшихся неиспользованными по каждому списку голосов делится на эту квоту, тем самым определяется число мандатов, выделяемых каждому списку.

Однако встает вопрос: в какие округа пойдут полученные мандаты? Ведь партия, получившая по единому общенациональному округу дополнительно
2–3 мандата, может иметь «излишки» голосов в 5–6 округах. Для этого в каждом избирательном округе составляется таблица оставшихся неиспользованными в нем голосов, которые выражены в процентном отношении к окружной квоте
и располагаются в убывающем порядке. Выделенные списку мандаты рас-пределяются в округах в соответствии с таблицей. Если в избирательном округе все кандидаты списка, получившего дополнительные мандаты, уже избраны, эти мандаты в соответствии с таблицей передаются в другой округ.

Одной из особенностей пропорциональной избирательной системы в ряде стран является то, что в них законом установлен определенный минимум голосов, который должна набрать партия, чтобы иметь право принять участие в распределении депутатских мест. Например, в Германии он составляет 5%, в Швеции – 4%, Турции – 10% и т.д. Партии, не набравшие этот минимум, не получают ни одного места в парламенте.

В современном мире пропорциональная система распространена шире, чем мажоритарная. Однако, как и мажоритарная, эта система имеет свои достоинства и недостатки. В чем они заключаются?

Главное достоинство пропорциональной системы выборов состоит в том, что она более демократична, так как полнее учитывает политические симпатии населения, позволяет сформировать органы власти, состав которых лучше отражает расстановку политических сил в стране.

Основные недостатки этой системы сводятся к следующему:

– слабая связь между депутатами и избирателями, поскольку последние голосуют не за конкретных кандидатов, а за их список;

– сильная зависимость депутатов от партийного аппарата, составляющего списки кандидатов;

– сложности с формированием правительства на основе многопартийности. Оно неизбежно будет неустойчивым, склонным к частым кризисам.

Для того, чтобы свести к минимуму недостатки мажоритарной и пропорциональной избирательных систем, в ряде государств (Болгария, Германия, Россия) используют смешанную избирательную систему. В этом случае часть депутатских мандатов распределяется на основе принципов мажоритарной системы, а другая часть – пропорциональной системы.


Например, в России в Государственную думу избирается 450 депутатов. Половина из них – по одномандатным округам на основе принципов мажоритарной избирательной системы относительного большинства. Вторая половина – по федеральному избирательному округу на основе принципов пропорциональной системы. Каждый избиратель имеет два голоса. Одним он голосует за конкретного кандидата по одномандатному округу, а другим – за список той или иной политической партии по федеральному округу. Представительство любой партии складывается из суммы мандатов, полученных ею в результате голосования по обеим системам. Действует пятипроцентный избирательный барьер, который не дает возможности мелким партиям получать места в парламенте.

Примерно так же проводятся выборы парламента в Германии. Опыт этой страны, где смешанная система применяется сравнительно давно, свидетельствует о том, что она позволяет формировать довольно стабильное правительство и обеспечивать достаточно тесную связь избирателей с избранными ими парламентариями.







Date: 2015-07-23; view: 382; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию