Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определения суда первой инстанции (их значение и виды; законная сила). 5 page





Интересно также, что в соответствии с ч. 3 ст. 24 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 20-ФЗ "О государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" в суд можно обжаловать действия и решения не только органов власти и избирательных комиссий, но и системных администраторов.

Подведомственность указанной категории дел определяется достаточно просто: эти дела подведомственны только судам общей юрисдикции, территориальная подсудность определяется по общим правилам ГПК РФ, родовая подсудность определяется по правилам, установленным "статьями 24, 26 и 27 настоящего Кодекса, другими федеральными законами" (ч. 6 ст. 259 ГПК РФ). Несмотря на видимую простоту указанной нормы, определить именно родовую подсудность дел, относимых к рассматриваемой категории, достаточно сложно. В настоящем параграфе невозможно в полном объеме воспроизвести правила данной подсудности, установленные в п. п. 5, 6 и 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5. Для примера приведем перечень дел, подсудных районным судам (п. 5):

- об оспаривании действий или бездействия (за исключением бездействия в форме уклонения от принятия решения) Центральной избирательной комиссии РФ (далее - ЦИК России), избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

- об оспаривании решений, действий (бездействия) избирательных комиссий муниципального образования, а также окружных избирательных комиссий по выборам в представительные органы муниципальных образований, территориальных и участковых избирательных комиссий;

- об отмене регистрации кандидата, включенного в зарегистрированный список кандидатов, об отмене регистрации списка кандидатов при проведении муниципальных выборов, а также об отмене регистрации инициативной группы по проведению местного референдума, иной группы участников такого референдума;

- о расформировании избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий по выборам в представительные органы муниципальных образований, территориальных избирательных комиссий, а также участковых избирательных комиссий;

- об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающих избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

- о назначении местного референдума.

Пункт 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5 перечисляет дела, подсудные судам субъектов РФ, а п. 7 - Верховному Суду РФ. Мировым судьям дела данной категории неподсудны.

Следующей особенностью рассмотрения данной категории дел являются специально установленные сроки обращения в суд (ч. ч. 1 - 4 ст. 260 ГПК РФ). Судам следует проверять соблюдение сроков, а в случае их пропуска - обсуждать вопрос о допустимости их восстановления, предложив заявителю указать причины пропуска обращения в суд (п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5).

Заявление в суд может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно или должно было стать известно о нарушении законодательства о выборах и референдумах, его избирательных прав или права на участие в референдуме. Этот срок, пропущенный заявителем, может быть восстановлен судом в установленном порядке.

Заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения.

Заявление об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования. Этот срок и срок, упомянутый в предыдущем абзаце, не подлежат восстановлению независимо от причин его пропуска (см. п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5).

После опубликования результатов выборов, референдума заявление о нарушении избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, имевшем место в период избирательной кампании, кампании референдума, может быть подано в суд в течение года со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов, референдума. Этот срок также не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска (п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5).

Заявление в суд о расформировании комиссии, организующей выборы, референдум, может быть подано в период после окончания избирательной кампании, кампании референдума, но не позднее чем через три месяца со дня окончания избирательной кампании, кампании референдума. Заявление в суд о расформировании иной комиссии может быть подано не позднее чем за 30 дней до дня голосования либо после окончания избирательной кампании, кампании референдума, но не позднее чем через три месяца со дня появления оснований для расформирования комиссии. При проведении повторного голосования заявление в суд о расформировании участковой комиссии может быть также подано в период после установления итогов голосования на данном участке, но не позднее чем за семь дней до дня повторного голосования (п. 5 ст. 31 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"). И эти сроки не подлежат восстановлению (п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5).

Законом установлены и специальные сроки рассмотрения дел (ч. ч. 6 - 11 ст. 260 ГПК РФ).

В период избирательной кампании, кампании референдума заявление, поступившее в суд до дня голосования, должно быть рассмотрено и разрешено в течение пяти дней со дня его поступления, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а заявление, поступившее в день, предшествующий дню голосования, в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. В том случае, если факты, содержащиеся в заявлении, требуют дополнительной проверки, заявление должно быть рассмотрено и разрешено не позднее чем через десять дней со дня его подачи.

Истечение указанных сроков не влечет за собой прекращение производства по делу, возбужденному по заявлению, поданному в соответствии с установленными требованиями, и не препятствует судам, включая суды апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, разрешить данное дело по существу.

Заявление о неправильности в списках избирателей, участников референдума должно быть рассмотрено и разрешено в течение трех дней со дня его поступления в суд, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования - немедленно.

Заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, должно быть рассмотрено и разрешено в течение двух месяцев со дня его поступления в суд.

Решение по заявлению об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) принимается судом не позднее чем за пять дней до дня голосования.

Решение по заявлению об отмене регистрации инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума принимается судом не позднее чем за три дня до дня голосования.

Решение по заявлению о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума принимается судом не позднее чем через 14 дней, а в ходе избирательной кампании, кампании референдума - не позднее чем через три дня со дня поступления заявления в суд.

Заявление рассматривается судом не только с участием заявителя, представителя соответствующих органа государственной власти, органа местного самоуправления, политической партии, иного общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, но и прокурора.

Дела о расформировании избирательных комиссий, комиссий референдума рассматриваются судом коллегиально в составе трех профессиональных судей.

В период избирательной кампании, кампании референдума до дня опубликования результатов выборов, референдума мерами по обеспечению требований не могут быть:

1) наложение ареста на избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме, списки избирателей, участников референдума, иные избирательные документы, документы референдума или их изъятие;

2) запрещение избирательным комиссиям, комиссиям референдума осуществлять установленные законом действия по подготовке и проведению выборов, референдума.

Решение суда первой инстанции об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) не может быть обращено к немедленному исполнению.

Особенности решений по рассматриваемым делам установлены в ст. 261 ГПК РФ.

Суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме <1>.

Решение суда, вступившее в законную силу, направляется руководителю соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, председателю избирательной комиссии, комиссии референдума, должностному лицу и подлежит реализации в указанные судом сроки. Как и по предыдущей категории дел (об оспаривании действий (бездействия) и решений органов власти), решение исполняется по правилам ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, регулирующей исполнение решения, обязывающее ответчика совершить определенные действия.

Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.

Апелляционная жалоба на решение суда, частная жалоба на определение суда по делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вынесенные в период избирательной кампании, кампании референдума до дня голосования, могут быть поданы в течение пяти дней со дня принятия судом указанных решения, определения.

 

Временное размещение иностранного гражданина,

подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении

 

"Реадмиссия" означает передачу запрашивающим государством и принятие запрашиваемым государством лиц (граждан запрашиваемого государства, граждан третьих государств или лиц без гражданства), чей въезд, пребывание или проживание в запрашивающем государстве признаны незаконными в соответствии с положениями настоящего Соглашения", - устанавливает п. "а" ст. 1 Соглашения между Российской Федерацией и Европейским сообществом о реадмиссии (Сочи, 25 мая 2006 г.). Примерно такой же смысл вкладывают в это понятие другие международные договоры, в том числе и с участием РФ, нормативные правовые акты России и других государств.

В частности, вопросы реадмиссии регулируются Федеральным законом от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (с последующими изменениями и дополнениями), Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями).

Но реадмиссия практически невозможна без предварительного временного размещения гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении, а это, в свою очередь, является существенным ограничением его прав, требующим санкции суда. Временное размещение иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении по реадмиссии <1> осуществляется до передачи иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии либо до депортации данного иностранного гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации в случаях, предусмотренных п. 12 ст. 32.2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями).

Особенности процессуального порядка рассмотрения дела установлены в гл. 26.1 ГПК РФ, которая введена Федеральным законом от 23 июля 2010 г. N 178-ФЗ.

Заявление (1) о временном размещении иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении или (2) о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении подается территориальным органом исполнительной власти в сфере миграции, т.е. ФМС РФ.

Заявление подается в суд по месту нахождения специального учреждения, в которое помещен иностранный гражданин, подлежащий реадмиссии.

Особенностями рассмотрения данной категории дел являются сроки подачи заявления и сроки рассмотрения дел, установленные ст. ст. 261.2 и 261.3 ГПК РФ.

Заявление о временном размещении подается в суд в течение 48 часов с момента помещения иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальное учреждение, а заявление о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении подается в суд не позднее чем за 48 часов до истечения установленного по решению суда срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении.

При поступлении в суд указанного заявления дело должно быть возбуждено незамедлительно. Одновременно судья продлевает срок пребывания иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении на срок, необходимый для рассмотрения такого заявления. При возбуждении дела судья вправе истребовать у лиц, участвующих в деле, необходимые для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения и разрешения дела материалы.

Заявление судья рассматривает в течение пяти дней со дня возбуждения дела.

Судебное заседание проводится в помещении суда. Отметим, что это единственный случай в процессуальном законодательстве, где в качестве места рассмотрения дела прямо и безальтернативно указывается помещение суда. По другим делам это презюмируется, если в законе не предусмотрено иное (например, ч. 1 ст. 304 ГПК РФ и ч. 1 ст. 284 ГПК РФ устанавливают, что судебное заседание проводится в помещении суда или психиатрического стационара). Чем это обусловлено, не вполне понятно.

Дело рассматривается с участием не только представителя территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, подавшего в суд заявление, и иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, но и прокурора.

Решение суда об удовлетворении заявления, которое может быть принято судом после проверки его законности и обоснованности, является основанием для временного размещения иностранного гражданина в специальном учреждении на необходимый для осуществления его реадмиссии срок или продления срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении.

 

Производство по делам об административном надзоре

за лицами, освобожденными из мест лишения свободы

 

Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в российское законодательство был возвращен действовавший в советское время долгие годы и известный правовым системам многих государств институт административного надзора, т.е. осуществляемого органами внутренних дел наблюдения за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с указанным Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных этим Законом (ст. 1 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ).

Административный надзор предполагает временное ограничение прав и свобод лица, освобожденного или освобождаемого из мест лишения свободы: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации <1>. В силу этого установление административного надзора возможно только по решению суда.

Следует отметить, что установление административного надзора возможно не за всеми лицами, освобожденными или освобождаемыми из мест лишения свободы, а лишь за совершеннолетними лицами, имеющими непогашенную либо неснятую судимость за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.

Кроме того, условиями установления надзора являются следующие обстоятельства: 1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания; 2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность (ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ).

Федеральный закон N 66-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", которым были внесены изменения в ГПК РФ и (в частности, он был дополнен гл. 26.2 "Производство по делам об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" подраздела III раздела II), был принят 6 апреля 2011 г.

Нормами указанной главы (ст. ст. 261.5 - 261.8 ГПК РФ) установлены особенности рассмотрения данной категории дел, возникающих из публичных правоотношений.

Заявление об установлении административного надзора подается исправительным учреждением или органом внутренних дел. Заявление о продлении административного надзора и о дополнении ранее установленных административных ограничений - органом внутренних дел. Заявление о досрочном прекращении и частичной отмене административных ограничений - органом внутренних дел или лицом, в отношении которого установлен административный надзор, либо его представителем.

Территориальная подсудность дел: заявление об установлении административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы, подается в суд по месту нахождения исправительного учреждения; заявление об административном надзоре в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы, подается в суд по месту жительства или пребывания этого лица.

В заявлениях по данной категории дел указываются основания подачи таких заявлений и обстоятельства, имеющие значение для принятия решения по делу, в частности, сведения о поведении лица в период отбывания им наказания в исправительном учреждении, сведения об образе жизни и о поведении лица, освобожденного из мест лишения свободы, сведения, характеризующие лицо, в отношении которого установлен административный надзор.

К заявлениям прилагаются имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела документы и материалы, например, копия приговора суда и постановление начальника исправительного учреждения о признании осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, документы и материалы, свидетельствующие о совершении данным лицом административных правонарушений.

Дело об административном надзоре рассматривается и разрешается судьей единолично с обязательным участием не только лица, в отношении которого подано заявление, и представителей исправительного учреждения или органа внутренних дел, которыми подано заявление, но и прокурора.

Норма ч. 2 ст. 261.7 ГПК РФ: "Неявка в судебное заседание заявителя или прокурора, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению дела", - похожа на стандартные нормы, регулирующие рассмотрение и других категорий дел, возникающих из публичных правоотношений (ч. 1 ст. 260.1; ч. 2 ст. 257; ч. 2 ст. 252 ГПК РФ). Однако, если в указанных нормах речь идет обо всех заинтересованных лицах, в данной норме - лишь о заявителе и прокуроре. Таким образом, явка заинтересованного лица становится обязательной. Если учитывать, что заявителем по данному делу может быть не только орган власти, но и гражданин, норма входит в некоторое противоречие с общей нормой о том, что суд может признать обязательной явку в судебное заседание лишь представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица (ч. 4 ст. 246 ГПК РФ).

Подобное мы наблюдаем также при анализе нормы ч. 3 ст. 261.7 ГПК РФ: "Обязанность доказывания обстоятельств по делу об административном надзоре лежит на заявителе". Дело в том, что общая норма (ч. 1 ст. 249 ГПК РФ) оперирует не понятиями "заявитель" и "заинтересованное лицо", а понятиями "гражданин" и "орган власти": "Обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие)". Таким образом, если заявителем по делу об административном надзоре является гражданин, то он и обязан по смыслу ч. 3 ст. 261.7 ГПК РФ доказывать незаконность и необоснованность установления или продления административного надзора, что противоречит ч. 1 ст. 249 ГПК РФ.

Суд, рассмотрев заявление по делу об административном надзоре, может принять решение об удовлетворении заявления, указав срок надзора и установив одно или несколько административных ограничений, либо решение об отказе в удовлетворении заявления.

Следует отметить, что определенные коллизии норм, подобные обсужденным выше, имеют место в данной главе неоднократно. Как следует понимать норму ч. 4 ст. 261.8 ГПК РФ: "Решение суда по делу об административном надзоре может быть обжаловано в порядке, установленном главой 40 настоящего Кодекса"? Главы 40 в настоящее время в ГПК нет, и то, что ее не будет, было ясно и во время принятия Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ, поскольку уже был принят Федеральный закон от 9 декабря 2010 г. N 353-ФЗ. В настоящее время решения по данным делам могут быть обжалованы в апелляционном порядке в соответствии с нормами гл. 39 ГПК РФ.

3.Понятие и сущность особого производства. Дела об установлении юридических фактов: подведомственность, подсудность, содержание заявления, лица, участвующие в деле, условия установления юридических фактов, решение суда.

Предметом судебной защиты может быть не только субъективное право, но и охраняемый законом интерес (законный интерес - ст. 2 ГПК РФ), а необходимость судебной защиты не связывается лишь со случаями их нарушения или оспаривания. Правоохранительная деятельность суда в гражданском судопроизводстве настолько широка, что не ограничивается разрешением споров о праве и устранением нарушений субъективного права, что характерно для искового производства и производства по делам, возникающим из публичных правоотношений. В ряде случаев закон возлагает на суд функцию содействия гражданам и организациям в приобретении и осуществлении их прав и законных интересов при условии, что самостоятельная их реализация затруднительна или невозможна. Такое содействие осуществляется судом в порядке особого производства путем установления: фактов, имеющих юридическое значение; наличия или отсутствия неоспариваемого субъективного права; правового статуса гражданина.

Особое производство есть порядок рассмотрения и разрешения гражданских дел по установлению фактов, имеющих юридическое значение, подтверждению наличия или отсутствия неоспариваемых субъективных прав, определению правового статуса гражданина с целью оказания содействия заявителю и заинтересованным лицам в приобретении прав, либо создания необходимых условий для осуществления имеющихся субъективных прав.

Затруднительность или невозможность в реализации субъективного права или законного интереса обусловлена неочевидностью конкретных юридических фактов и обстоятельств, лежащих в основе возникновения, изменения или прекращения права, вследствие чего возникает необходимость в их тщательном исследовании и проверке со стороны суда. На право конкретного лица никто не претендует, его никто не оспаривает и не нарушает. Но и приобрести или реализовать его трудно или невозможно потому, что третьи лица, а в особенности государственные органы, деятельность которых связана с таким приобретением или реализацией, не уверены и сомневаются в наличии или отсутствии данного права ввиду невозможности представления правообладателем необходимых доказательств. Поэтому особое производство называют бесспорным производством в том смысле, что в нем отсутствует спор о субъективном праве. Действительно, если при подаче заявления или при рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в исковом порядке (ч. 3 ст. 263 ГПК РФ).

В то же время следует признать, что в большинстве дел особого производства присутствует так называемый спор о факте, предметом которого является правовое событие или действие, устанавливаемое судом. Таким образом, несогласие между заявителем и заинтересованными лицами относительно наличия или отсутствия тех или иных юридических фактов, входящих в совокупность юридического состава-основания субъективного права, еще не означает наличие спора о самом субъективном праве. Определить границу между спором о факте и спором о праве практически очень сложно. При решении вопроса о необходимости оставления заявления без рассмотрения исходят из того, что спор может возникнуть только между конкретными лицами и из конкретного правоотношения. Для этого суду целесообразно опрашивать заявителя и заинтересованных лиц, намерены ли они оспаривать в судебном порядке права, вытекающие из устанавливаемых в особом производстве фактов и обстоятельств, и возможно ли, по их мнению, рассмотрение дела в порядке особого производства.

Поскольку во всех делах особого производства отсутствует спор о праве, то здесь нет сторон с противоположными материально-правовыми требованиями (истца и ответчика), третьих лиц, однако имеется заявитель и могут быть заинтересованные лица. Дела особого производства возбуждаются по обращению заявителя, адресованного суду в форме заявления. По своей сути заявление - одностороннее, так как в нем объективно не может быть выдвинуто никаких материально-правовых требований к кому-либо, а указываются лишь просьба заявителя к суду и лица, заинтересованные, по мнению заявителя, в исходе дела. В тех случаях, когда заявитель затрудняется указать заинтересованных лиц, суд должен выяснить их круг самостоятельно, исходя из содержания поданного заявления (ч. 2 ст. 263 ГПК РФ).

Дела особого производства рассматриваются и разрешаются судами по общим правилам искового производства с особенностями, установленными процессуальным законодательством. Среди этих особенностей можно выделить две группы:

- имеющие общее значение и применяемые при рассмотрении всех дел особого производства;

- специальные, закрепленные в гл. 28 - 38 ГПК РФ, применительно к отдельным категориям дел.

К числу особенностей, касающихся всех дел особого производства в первую очередь, следует отнести специфическое действие функциональных принципов гражданского процесса. Ввиду того что интересы заявителя и заинтересованных лиц в особом производстве не всегда противоречат друг другу, принцип состязательности в делах особого производства имеет свое собственное содержание, выражающееся в сотрудничестве суда и заявителя (заинтересованных лиц) в разработке фактического процессуального материала с учетом мнения каждого из участников процесса с правом суда собирать доказательства по своей инициативе в целях выяснения действительных правоотношений заявителя и заинтересованных лиц.

В силу отсутствия иска и материально-правовых требований сторон у заявителя и заинтересованных лиц нет прав, вытекающих из принципа диспозитивности в исковом производстве: признать иск или отказаться от иска, изменить его основание или предмет, увеличить или уменьшить размер исковых требований, нет возможности заключить равнозначное по содержанию с исковым производством мировое соглашение. В то же время применительно к предмету и основанию заявления диспозитивные права заявителя и заинтересованных лиц могут быть реализованы в той мере, в какой это допускается действующим законодательством.

Date: 2015-07-23; view: 527; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию