Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определения суда первой инстанции (их значение и виды; законная сила). 2 page





5) срок судопроизводства по делу или срок исполнения судебного акта с очевидностью свидетельствует об отсутствии нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (например, общий срок судопроизводства по гражданскому делу составил 9 месяцев и 7 дней. Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления о присуждении компенсации, поскольку несоблюдение установленных ГПК процессуальных сроков рассмотрения дела само по себе не означает нарушение права на судопроизводство в разумный срок).

О возвращении заявления о присуждении компенсации суд выносит определение.

Копия определения о возвращении заявления направляется заявителю вместе с заявлением и прилагаемыми к нему документами не позднее следующего дня после дня вынесения определения или по истечении срока, установленного судом для устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без движения. На определение о возвращении заявления о присуждении компенсации может быть подана частная жалоба, поскольку такое определение исключает возможность дальнейшего движения дела.

В случае отмены определения заявление считается поданным в день его первоначального поступления в суд.

Возвращение заявления о присуждении компенсации не препятствует повторному обращению заинтересованного лица с заявлением в суд в общем порядке после устранения обстоятельств, послуживших основанием для возвращения заявления.

 

Рассмотрение заявления

 

Заявление о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок рассматривается судом в двухмесячный срок со дня поступления заявления вместе с делом в суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и на принятие судебного акта.

Подготовка дела к судебному разбирательству. При подготовке дела к судебному разбирательству судья определяет круг заинтересованных лиц, в том числе орган, организацию или должностное лицо, на которые возложены обязанности по исполнению судебного постановления, и устанавливает срок для представления такими лицами объяснений, возражений и (или) доводов относительно заявления о присуждении компенсации. Лица, привлеченные к участию в деле, обязаны представить объяснения, возражения и (или) доводы относительно заявления в срок, установленный судом. Непредставление или несвоевременное представление объяснений, возражений и (или) доводов является основанием для наложения судебного штрафа.

К участию в деле о присуждении компенсации в качестве заинтересованного лица не может быть привлечен суд или судья, рассмотревший (рассматривающий) дело, в связи с которым возникли основания для подачи заявления о присуждении компенсации, а также лица, которые участвовали (участвуют) в этом деле. В то же время указанный суд или судья не лишены права представить объяснения, возражения или доводы относительно заявления о присуждении компенсации.

Судебное представительство. При рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок интересы Российской Федерации представляет Министерство финансов РФ.

При рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на уголовное судопроизводство в разумный срок в досудебном производстве интересы Российской Федерации представляют Министерство финансов РФ и главный распорядитель средств федерального бюджета

При рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта по иску к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо их должностных лиц, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляет соответствующий финансовый орган.

При рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета по денежным обязательствам бюджетных учреждений, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета (ч. 9 ст. 3 Закона о компенсации).


Судебное разбирательство. Суд рассматривает заявление о присуждении компенсации единолично в судебном заседании по общим правилам искового производства, с особенностями, установленными для данного производства, и в соответствии с ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок".

Заявитель, орган, организация или должностное лицо, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, и другие заинтересованные лица извещаются о месте и времени судебного заседания.

При рассмотрении заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного постановления в разумный срок суд устанавливает факт нарушения права заявителя на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок, исходя из доводов, изложенных в заявлении, содержания принятых по делу судебных постановлений, из материалов дела и с учетом следующих обстоятельств:

1) правовой и фактической сложности дела;

2) поведения заявителя и других участников гражданского процесса;

3) достаточности и эффективности действий суда или судьи, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела;

4) достаточности и эффективности осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного постановления действий органов, организаций или должностных лиц, на которые возложены обязанности по исполнению судебного постановления;

5) общей продолжительности судебного разбирательства по делу и неисполнения судебного постановления.

При рассмотрении заявления о присуждении компенсации за нарушение права на уголовное судопроизводство в разумный срок суд устанавливает факт нарушения права заявителя на уголовное судопроизводство в разумный срок, исходя из доводов, изложенных в заявлении, содержания принятых по уголовному делу судебных актов, из материалов дела и с учетом следующих обстоятельств:

1) правовой и фактической сложности дела;

2) поведения заявителя и других участников уголовного процесса;

3) достаточности и эффективности действий суда, прокурора, руководителя следственного органа, следователя, начальника подразделения дознания, органа дознания, дознавателя, производимых в целях своевременного осуществления уголовного преследования или рассмотрения уголовного дела;

4) общей продолжительности уголовного судопроизводства.

При рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок суд не имеет права проверять законность и обоснованность принятых судебных актов по делу, с которым связаны основания заявления о присуждении компенсации.

 

Решение суда по делу

 

По результатам рассмотрения заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок суд принимает решение.

Содержание решения. Судебное решение должно содержать:

1) сведения о судебных постановлениях, принятых по делу, предмет спора, наименования судов, рассматривавших дело;


2) общую продолжительность судопроизводства по делу или общую продолжительность исполнения судебного постановления;

3) указание на присуждение компенсации и ее размер или отказ в присуждении компенсации;

4) наименование органа, организации или должностного лица, на которые в соответствии с федеральным законом возложено исполнение судебных актов о присуждении компенсации;

5) реквизиты банковского счета заявителя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию;

6) указание на распределение судебных расходов, понесенных в связи с рассмотрением заявления.

Копии решения суда в пятидневный срок со дня принятия направляются заявителю, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебного постановления, а также другим заинтересованным лицам.

В соответствии с положениями ст. ст. 2, 4 ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается судом в денежной форме.

Присуждение компенсации и ее размер. Размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского суда по правам человека.

Например, суд первой инстанции взыскал в пользу заявителя 50 тыс. руб. в связи с нарушением права на судопроизводство по гражданскому делу в разумный срок. Дело неоднократно откладывалось на длительные сроки, в течение трех лет проводилась судебная экспертиза. Общая продолжительность судопроизводства по гражданскому делу составила 8 лет 1 месяц и 16 дней. Суд кассационной инстанции посчитал размер взысканной судом первой инстанции суммы недостаточным. С учетом конкретных установленных судом обстоятельств дела, чрезмерной длительности судебного рассмотрения дела, а также с учетом практики Европейского суда по правам человека суд увеличил размер взысканной компенсации до 80 тыс. руб.

В другом случае суд первой инстанции взыскал компенсацию за нарушение права на судопроизводство по уголовному делу в разумный срок в размере 288400 руб. с учетом общей продолжительности судопроизводства по уголовному делу, составившей более 11 лет и 5 месяцев.

Компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок присуждается за счет средств федерального бюджета.

Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, если такое нарушение было допущено органом или организацией, финансируемыми за счет средств соответствующего бюджета, либо должностным лицом этого органа или этой организации.


Решение суда о присуждении компенсации или об отказе в ее присуждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не препятствует возмещению вреда в соответствии со ст. ст. 1069, 1070 ГК РФ.

Компенсация морального вреда. Присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок лишает заинтересованное лицо права на компенсацию морального вреда за указанные нарушения.

Регрессное требование. Органы, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномочены от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования на исполнение решений суда, арбитражного суда о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, имеют право предъявить регрессное требование к органу или должностному лицу, по вине которого допущено такое нарушение.

Апелляционное обжалование решения. Судебное решение, принятое судом по результатам рассмотрения заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, может быть обжаловано в апелляционном порядке.

Апелляционные жалоба, представление прокурора на решение Верховного Суда РФ, верховного суда республики, краевого суда, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда рассматриваются апелляционной коллегией Верховного Суда РФ, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда. Иными словами, решение по заявлению о присуждении компенсации и апелляционная жалоба на такое решение рассматриваются в суде одного звена системы судов общей юрисдикции, но в разных коллегиях. Такой подход не обеспечивает в полной мере необходимых гарантий судебной защиты гражданских прав, снижает эффективность судебной защиты.

Исполнение судебного решения. Судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок исполняется в трехмесячный срок со дня его поступления на исполнение в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на:

1) судопроизводство в разумный срок исполняется за счет средств федерального бюджета Министерством финансов РФ;

2) исполнение судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства федерального бюджета, в разумный срок исполняется Министерством финансов РФ;

3) исполнение судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, в разумный срок исполняется соответствующим финансовым органом.

Расходы на выплату компенсации по судебному решению о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок предусматриваются в федеральном бюджете, бюджетах субъектов Российской Федерации, местных бюджетах.

 

Производство, возникающее из публичных правоотношений. Его понятие и сущность. Процессуальные особенности отдельных категорий дел, рассматриваемых в порядке этого производства: подсудность, прядок возбуждения дела, лица, участвующие в деле, решение суда.

Гражданам и организациям приходится защищать в суде не только свои субъективные частные права, но и субъективные публичные права и свободы. Как писал В.А. Рязановский, "граждане современного государства обладают не только гражданскими, но и субъективными публичными правами. К последним относятся, согласно господствующей доктрине, так называемые гражданские свободы, права публичных служб, политические права... Установление и охрана субъективных публичных прав также необходима, как установление и охрана субъективных гражданских прав. В этом и состоит основная задача административной юстиции" <1>. Чаще всего указанные права и свободы нарушаются государственными органами и должностными лицами. Исторически указанные права защищались, как правило, не в судебном, а в административном порядке - вышестоящим органом или должностным лицом. Однако с конца XIX в. в Западной Европе, США доктринально и законодательно закрепляется возможность защищать субъективные публичные права в судебном порядке. В некоторых государствах это привело к созданию особых административных судов и такой отрасли законодательства, как административное судопроизводство, регулирующее правоотношения, связанные с судебной защитой субъективных публичных прав и свобод.

Россия также не была в стороне от указанных направлений развития правовой мысли, в работах ученых того времени признавалась важность защиты субъективных публичных прав, но, исходя из уровня развития общества в России, судебной защите указанных прав уделялось мало внимания. Считалось, что целесообразнее защищать указанные права посредством обращения в вышестоящий орган власти. Тем не менее дореволюционное развитие учения об административной юстиции и защите публичных прав в суде воплотилось в не реализованное на практике Положение о судах по административным делам, принятое Временным правительством 30 мая 1917 г., закреплявшее за различными органами, наделенными властными полномочиями, и частными лицами право подавать жалобы и приносить протесты на действия и решения органов власти и должностных лиц.

В советский период развития законодательства также считалось, что защиту субъективных публичных прав целесообразнее осуществлять во внесудебном порядке, хотя суды в порядке гражданского судопроизводства рассматривали с 1937 г. дела о взыскании недоимок и штрафов, с 1938 г. - жалобы о неправильностях в списках избирателей, а до 1939 г. - дела об освобождении от военной службы по религиозным убеждениям. Все эти и некоторые другие дела относились к так называемым особым производствам по ГПК РСФСР 1923 г.

Постепенно идея судебной защиты субъективных публичных прав, считавшаяся буржуазной, пробивала себе дорогу как в доктрине, так и в законотворческой деятельности. "Рассматривать административную юстицию в качестве только буржуазного института так же неосновательно, как считать буржуазными такие учреждения, как военный суд, прокуратура или адвокатура", - писал Д.М. Чечот <1>.

В Основах гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик 1961 г. (ст. ст. 1 и 4) наряду с делами особого производства уже упоминаются "дела, возникающие из административно-правовых <1> отношений", соответственно, в ГПК РСФСР 1964 г. появляется подраздел II раздела II "Производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений", который определял порядок рассмотрения дел по жалобам на неправильности в списках избирателей, по жалобам на действия административных органов в случаях, предусмотренных законом (фактически речь шла об обжаловании административных постановлений о наложении штрафов и о лишении водительских прав) и о взыскании недоимок по налогам и сборам. Список указанных дел расширялся. Конституция СССР 1977 г. (ст. 58) закрепила положение о том, что "действия должностных лиц, совершенные с нарушением закона, с превышением полномочий, ущемляющие права граждан, могут быть в установленном законом порядке обжалованы в суд". Важными вехами на данном пути явились, в частности, дополнение ГПК РСФСР новой гл. 24.1 "Жалобы на неправомерные действия должностных лиц, ущемляющие права граждан" (Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 января 1988 г.), принятие Закона РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" и Закона РФ от 28 апреля 1993 г. N 4882-1, которым указанная глава ГПК РФ была дана в новой редакции.

Конституция РФ в ст. 46 устанавливает: "1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. 2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд".

Действующий ГПК РФ в ст. 245 гл. 23 "Общие положения" подраздела III "Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений" раздела II ГПК РФ дает следующий перечень указанных дел:

- по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов (гл. 24);

- по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (гл. 25);

- по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (гл. 26);

- по заявлениям о временном размещении иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении (гл. 26.1);

- по заявлению об установлении административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы (гл. 26.2);

- по иным делам, возникающим из публичных правоотношений и отнесенным федеральным законом к ведению суда.

Желательно, чтобы закон подробнее раскрывал, что подразумевается под формулировками типа "иные дела", тем более что у данной категории дел нет соответствующей главы в ГПК РФ.

Например, в АПК РФ определена отдельная категория дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, которая называется "о взыскании с организаций и граждан... обязательных платежей, санкций" (гл. 26 АПК РФ).

Можно ли говорить о том, что аналогичные дела из публичных правоотношений в гражданском процессе должны рассматриваться по правилам подраздела III "Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений" раздела II ГПК РФ? Вопрос спорный.

Часть 3 ст. 48 НК РФ устанавливает: "Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа". Отсюда следует, что налоги и сборы должны взыскиваться в порядке либо приказного производства, либо искового производства.

Примечательно, что таких дел суды общей юрисдикции рассматривают достаточно много. По данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ в 2010 г. налоговыми органами было подано 5441550 исков о взыскании налогов и сборов с физических лиц, а в 2011 г. - 3943041 иск (в данных статистики это именно иски, и данная категория дел входит в раздел "исковое производство"), при этом заявлений по делам из публичных правоотношений в 2010 г. подано 199565, в 2011 г. - 240758 <1>.

Но верен ли такой подход? Правоотношения между спорящими сторонами в данном случае являются не частноправовыми, а публично-правовыми. Возможно, глава, подобная гл. 26 АПК РФ, может появиться и в ГПК РФ, поскольку данные дела обладают своеобразием, которое нельзя учесть ни в рамках рассмотрения дела в порядке искового производства, ни в рамках общих особенностей дел, возникающих из публичных правоотношений (гл. 23 ГПК РФ).

Следует заметить, что при определении вида производства в гражданском процессе полагаться на такие нормативные правовые акты, как Налоговый кодекс РФ, стоит не всегда. Например, ч. 2 ст. 138 НК РФ устанавливает, что "судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, производится путем подачи искового заявления в суд общей юрисдикции в соответствии с законодательством об обжаловании в суд неправомерных действий государственных органов и должностных лиц", а "судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством". Между тем ГПК РФ и АПК РФ устанавливают, что оспаривание актов, действий и решений производится не в исковом порядке, а в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений (из административных и иных публичных правоотношений).

В данном случае следует учитывать положения нормы ч. 4 ст. 1 ГПК РФ (ч. 2 ст. 3 АПК РФ) о том, что другие федеральные законы, устанавливающие порядок судопроизводства, должны соответствовать нормам ГПК РФ (АПК РФ).

Невыделение в отдельную главу ГПК РФ дел о взыскании обязательных платежей и санкций вызывает вопросы еще по нескольким причинам. Если до 2010 г. это можно было объяснить тем, что основной целью производства по делам из публичных правоотношений является защита прав именно граждан (организаций) от действий, бездействия и решений органов, наделенных властными полномочиями, т.е. заявителем по данным делам являлся преимущественно гражданин, то включение в виде отдельных глав в 2010 и 2011 гг. в перечень дел заявлений о временном размещении иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении (гл. 26.1 ГПК РФ) и заявлений об установлении административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы (гл. 26.2 ГПК РФ) делает несостоятельными такие рассуждения. Имущественный характер взыскания также не превращает налоговые и смежные правоотношения в правоотношения частные <1>.

В ГПК РСФСР 1964 г. существовала глава, регулирующая вопросы обжалования в суде постановлений по делам об административных нарушениях (гл. 24). В действующем Кодексе такой главы нет. Пункт 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. N 2 "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" разъяснил, что ГПК РФ не определяет порядок производства по делам об административных правонарушениях, в том числе и порядок рассмотрения жалоб на постановления, вынесенные по делам об административных правонарушениях. Этот порядок с 1 июля 2002 г. устанавливает Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Примечательно, что в АПК РФ 2002 г. в разделе III "Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений" появляется гл. 25 "Рассмотрение дел об административных правонарушениях".

Вышеперечисленные дела из публичных правоотношений следует отличать:

во-первых, от административных дел (связанных с привлечением к административной ответственности), рассматриваемых судами общей юрисдикции;

во-вторых, от гражданских дел искового производства, которые связаны с оспариванием актов органов власти, которыми нарушаются частные субъективные права и интересы гражданина (иски об освобождении имущества от ареста, иски о признании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования недействительным, иски о возмещении вреда, причиненного в результате издания нормативного правового акта и подобные);

в-третьих, от гражданских дел о защите субъективных процессуальных прав, которые формально относятся к публичным. Речь идет о производстве по делам о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок;

в-четвертых, от дел по жалобам граждан, судейские полномочия которых досрочно прекращены за совершение ими дисциплинарных проступков, и по обращениям Председателя Верховного Суда РФ или Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков, которые, хотя и рассматриваются в порядке, предусмотренном гл. 23 и 25 ГПК РФ (с определенными особенностями), но подведомственны не судам общей юрисдикции, а Дисциплинарному судебному присутствию;

в-пятых, от дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, подведомственных арбитражным судам (раздел III АПК РФ);

в-шестых, от дел, хотя и возникающих из публичных правоотношений (например, об оспаривании нормативных правовых актов), но подведомственных Конституционному Суду РФ.

Главное отличие производства по делам, вытекающим из публичных правоотношений, от других видов производств - это производство по спорам, вытекающим из публичных правоотношений, в нем защищаются субъективные публичные права.

Критерии деления дел по видам производства в гражданском (и арбитражном) процессе - вопрос достаточно дискуссионный, однако очевидно то, что одной из основ такого деления является характер правоотношений, которые являются предметом рассмотрения суда в данном деле, т.е. являются ли такие правоотношения частными (отношения равенства субъектов) или публичными (власти-подчинения). В этих делах - специальные субъекты правоотношений. С одной стороны, это гражданин (организация), с другой - государственный или иной орган, должностное лицо или другой властный субъект.

Следующим критерием можно назвать наличие или отсутствие спора о праве между участниками указанных правоотношений. Существует мнение о том, что в делах из публичных правоотношений нет и не может быть спора: "...правовой спор - это разногласия между субъектами правоотношений, основанных на принципе юридического равенства. Поэтому бесспорный характер носит производство по делам, возникающим из публичных правоотношений" <1>.

Подобная позиция нашла отражение и в некоторых нормах ГПК РФ. Например, согласно ч. 3 ст. 247 в случае, если при подаче заявления по делу из публичных правоотношений в суд будет установлено, что имеет место спор о праве, подведомственный суду, суд оставляет заявление без движения и разъясняет заявителю необходимость оформления искового заявления с соблюдением требований ст. ст. 131 и 132 настоящего Кодекса. Абзац 4 действовавшего до 2009 г. пункта 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. N 2 "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" уточнял: "Если наличие спора о праве, подведомственном суду, выяснится при рассмотрении дела в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, то суд на основании части 4 статьи 1 ГПК РФ применяет норму, регулирующую сходные отношения в особом производстве (часть 3 статьи 263 ГПК РФ), и выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства".







Date: 2015-07-23; view: 438; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.043 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию