Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономические, политические и культурологические аспекты формирования газетно-журнальной периодики в Европе и США





Усложнение экономической и политической жизни Европы в конце XVI — начале XVII в., расширение торговых и культурных контактов между европейскими странами требовали создания новой системы обмена информацией. Налаженные морские и сухопутные коммуникации, интенсивное использование речных систем, строительство каналов создали условия для относительно быстрой передачи новостей из одного региона в другой. В XVI-XVII вв. во многих странах Европы появились государственные почтовые службы, ускорившие процесс обмена информацией.

Необходимость получения оперативной информации как в хозяйственной области, так и в политической привела к тому, что в крупных торговых и политических центрах в конце XVI в. стали появляться информационные листки, сообщавшие о проведении ярмарок, о конъюнктуре цен, о прибытии товаров в порт, а также рукописные газеты, призванные утолить информационный "голод".

Прямыми предшественниками газет стали венецианские рукописные газеты, появившиеся в этом крупнейшем экономическом и финансовом центре Европы во второй половине XVI в. Слово "газета", вошедшее в большинство европейских языков, происходит от названия старинной мелкой венецианской монеты (gazzetta), которую читатели платили за данный информационный листок.

Первые венецианские газеты представляют листы, сложенные вдвое и заполненные от руки с четырех сторон. Информация, помещенная в них, не была подписана и содержала различные события, происходившие в Италии (исключая саму Венецию) и за ее пределами. Краткие новостные блоки (в основном военные или политические) были разделены абзацами, где в качестве своеобразного "заголовка" выступали название города (страны) и дата происходившего события. Венецианские рукописные газеты назывались "аввизи" (awisi — от итал. "awiso" — сообщение, извещение), и самый ранний дошедший до нас комплект датируется 1566 г..

Периодичность первых рукописных газет была еженедельной. Не сохранилось достаточных сведений о первых журналистах, создававших венецианские awisi. Есть косвенные свидетельства о том, что в Венеции существовал цех профессиональных собирателей новостей "аввизатори" ("awisatori"- от итал. "вестник, приносящий новости"), однако в конце XVI — начале XVII в. эту профессию трудно было отнести к разряду престижных.

Рукописные венецианские газеты имели широкое хождение по Италии и Европе и способствовали появлению аналогичных изданий в Германии, где итальянский опыт использовали представители аугсбургского банкирского дома Фуггеров. Финансовая империя Фуггеров, имевшая интересы во многих странах Европы и кредитовавшая многих европейских монархов, обладала хорошо разветвленной сетью торговых агентов в промышленных центрах Европы. Торговые агенты служили корреспондентами, собирая для Фуггеров информацию делового, политического и общего характера. Эти сообщения, определенным образом скомпонованные и аккуратно переписанные, стали "газетами" банкирского дома Фуггеров ("Fuggerzeitungen") и имели хождение в Европе между 1568 и 1605 гг. Рукописные газеты Фуггеров не продавались, а поставлялись только избранному кругу получателей, в который входили члены семьи Фуггеров, а также клиенты банкирского дома. Замкнутый характер распространения фуггеровских "газет" не позволяет считать их прямыми предшественниками первых европейских газет, так как одним из характерных признаков газеты является свободный доступ к ее получению. Однако сам феномен долгосрочности их существования несомненно заслуживает внимания.

Кроме рукописных газет, в информационном потоке XVI — XVII вв. широкое хождение имели печатные памфлеты, "книги новостей", "листки новостей", "реляции" и "баллады новостей" — печатные брошюры небольшого формата и небольшого объема, оперативно откликавшиеся на различные события как внутри страны, так и за рубежом, и во многом напоминавшие первые газеты. Несмотря на сходство, три основных момента отличают эти брошюры от первых газет: 1) подобного рода печатная продукция обычно посвящалась только одному событию; 2) данные издания не были периодичными; 3) большой акцент делался на иллюстративный ряд. "Книги новостей" не исчезли с появлением первых газет, а продолжали существовать на протяжении всего XVII столетия.

1609 г. считается годом рождения европейской газетной периодики. Место появления первых газет — Германия. Газета, начинавшаяся словами "Relation: AllerFurnemmen", появилась в январе 1609 г. в городе Страсбурге, и в ней были помещены новости из Кельна, Антверпена, Рима, Венеции, Вены и Праги. Издавал страсбургский еженедельник типограф Иоганн КаролюС. В том же 1609г. в Аугсбурге появилась "AvisaRelationoderZeitung" — другая еженедельная газета, которую издавал Лука Шульте. Проникшее в немецкую печать итальянское слово "avviso" свидетельствует о генетической связи между первыми немецкими еженедельными газетами и их венецианскими прообразами. Формат немецких изданий и форма подачи новостей также напоминают венецианские avvisi.

С 1609 по 1630 г. еженедельные газеты появились уже в 30 городах Европы. Быстрое распространение периодических изданий объясняется возросшим уровнем типографского дела, ростом городов и увеличением спроса на различную информацию со стороны городского населения, основным потребителем данного типа печатной продукции. В Англии первая еженедельная газета появляется в 1621 г., в Швеции — в 1624-м, во Франции — в 1631-м, в Италии — в 1636-м, в Испании — в 1641-м.

У истоков французской и английской прессы оказались голландские "куранты". Политическая ситуация в Англии и Франции в 1620-х гг. препятствовала развитию независимой периодической печати. Поэтому первые французские и английские газеты появились в свободной от цензурных запретов Голландии. В 1620 г. в Амстердаме публиковались еженедельные газеты (дословные переводы на английский и французский голландских "курантов"), тираж которых быстро расходился в Англии и Франции. Эти издания имели коммерческий успех.

Период доминирования голландских газет в Англии длился недолго. Первым английским изданием, соответствующим понятию газеты, считаются "Вести, или Еженедельные новости из Италии, Германии, Венгрии, Польши, Богемии, Франции и иных стран", появившиеся в Лондоне 21 сентября 1621 г. Это издание напоминало голландские образцы (что видно даже из заглавия), а вместо имени издателя были напечатаны инициалы — "N.B." Трудность расшифровки заключается в том, что в указанный момент в Лондоне активно работали два типографа, чьи имена соответствуют данным инициалам, — НатаниэльБаттер и Николас Борн. Они известны как издатели информационных листков, бюллетеней новостей и иной продукции такого рода.

Официальная пресса Франции первоначально была представлена "Французский Меркурий" — официальным вестником, выходившим в Париже. Он был основан Жаном Ришаром в 1611 г. Однако "Mercurefrancais" выходил всего раз в год и не оказывал большого влияния на общественное мнение, так как его публикации отличались откровенной проправительственной ориентацией.

Кардинал Ришелье — первый государственный деятель Франции, осознавший необходимость идеологического воздействия на общественное мнение. Став первым министром Франции в 1624 г., кардинал стал конфиденциально курировать все публикации "Mercurefrancais" и назначил редактором падре Жозефа, которого современники называли "подлинным alterego" кардинала и "серым преосвященством".

Однако малотиражный "Mercurefrancais", выходивший в свет один раз в год, не соответствовал политическим задачам Ришелье. Кардинал искал возможность систематического воздействия на общественное мнение, а для этого было необходимо периодическое издание иного типа.

Создать первую национальную французскую газету было суждено королевскому медику Теофрасту Ренодо. Должность при дворе он получил благодаря протекции падре Жозефа, который и привлек Ренодо к работе в "Mercurefrancais". Там талантливого журналиста заметил Ришелье, который предложил Ренодо выпускать новое периодическое издание. Организация подобного издания без поддержки всемогущего кардинала была невозможна. "Во времена Ренодо печатники и книгоиздатели согласно статуту, утвержденному их корпорацией, должны были иметь хорошее образование — знать латынь, уметь читать по-гречески — и обладать сертификатом Парижского университета на право заниматься этим делом. Чтобы открыть книжную лавку в Париже, необходимо было прожить в Париже от 4 до 6 лет".

В 1630 г. Ренодо оформил официальное разрешение на владение Адресным бюро, получив монополию на сбор информации по всей территории Франции. Следующим шагом стало издание газеты. Первый номер "LaGazette" увидел свет 30 мая 1631г. С легкой руки Теофраста Ронодо слово "газета" вошло во многие европейские языки. "LaGazette" выходила раз в неделю на 4 страницах. Первый номер содержал новости из Рима, Праги, Константинополя. Тематика — торговля, война, придворная хроника, дипломатические известия. Тираж "LaGazette" первых лет издания не превышал 1200 экз., сохранялась единая нумерация выпусков, а по истечении года издавался "RecueildesGazettes" ("Годовой сборник "LaGazette"). "LaGazette" воспринималась как печатный орган правительства, а потому смогла просуществовать 150 лет (при потомках Ренодо) вплоть до революции 1789 г.

К характерным чертам первых европейских газет можно отнести недолговечность их существования, зависимость от официальной власти и, как следствие, чисто информационный, неполитизированный характер этих изданий. По мере становления газетной периодики в Европе отмечается тенденция к изменению как внешнего облика газет, так и их содержания. В 1640-е гг. в названиях многих газет появляются указания на место издания — например, "LondonInformer". Первые страницы иллюстрировались виньетками, заставками, эмблемами или портретами августейших особ (хотя собственно газетная иллюстрация, карикатура и сатирическая графика появятся только в начале XVIII в.). В левом углу первой страницы размешались аннотации статей; там же ставилась дата. В 1660-е гг. появляются новшества в верстке материала, и газетный текст делится на две колонки. В середине XVII столетия в газетах появляется реклама, ставшая впоследствии неотъемлемой частью газетного бизнеса. В начале XVIII в. объем газет увеличился до 4 страниц.

В Англии "после 1771 г., когда обеими палатами было молчаливо разрешено публиковать дебаты, это стало одной из основных задач газеты. С этих пор ее немногочисленные читатели были хорошо осведомлены в политике, так как во время парламентских сессий больше половины газеты отводилось отчетам о сессии. Много места — целая страница, а то и более — отводилось платным объявлениям, сообщениям о книгах, концертах, театрах, нарядах и различных людях, нуждающихся в домашних слугах. Остальное место в газете было занято поэзией, серьезными и юмористическими статьями, письмами в газету (подписанными именем корреспондента или псевдонимом), обрывками информации и театральными или светскими сплетнями, перемешанными с газетными объявлениями и длинными официальными отчетами об иностранных делах». Тиражи этих изданий были небольшими - несколько тысяч экземпляров считались хорошим показателем.

Америка

Появление первого печатного станка в североамериканских колониях относится к 1638 г., однако периодическая печать возникла только в конце XVII в. Обязанности надзора за печатной продукцией в колониях английское правительство возложило на королевских губернаторов. Губернаторам провинций предписывалось "принять меры, используя все необходимые приказы, чтобы никто не держал никакого печатного станка и чтобы никакая книга, брошюра или какая бы то ни была другая продукция не была напечатана без прежде полученного от вас специального разрешения и лицензии".

Появление первой газеты на территории британских колоний в Северной Америке столкнулось с трудностями цензурного характера. 25 сентября 1690 г. Бенджамин Харрис предпринял в Бостоне попытку издания первой американской газеты, которая называлась "Общественные события как иностранные, так и местные". Однако газета была закрыта решением губернатора Массачусетса. Формальным поводом стало отсутствие лицензии, а также "различные сомнительные и ненадежные сообщения", которые, по мнению властей, содержались в этой газете.

Только спустя 14 лет городской почтмейстер Джон Кэмпбелл осуществил в Бостоне успешное издание еженедельной газеты. Первый номер "BostonNews-Letter" вышел 24 апреля 1704 г. с указанием "опубликовано с дозволения властей". Помимо новостей, заимствованных из английских изданий, Кэмпбелл помещал в своей газете сведения о пребывающих в порт судах, о пожарах, судебных разбирательствах, различных происшествиях, включая акты пиратства, а также объявления и рекламу. Издание Кэмпбелла оказалось жизнеспособным и просуществовало 72 года.

К 1721 г. в Бостоне конкурировали уже три газеты, среди которых наибольший интерес представляла "NewEnglandCourant", издаваемая Джеймсом Франклином. Появление газеты Франклина знаменовало собой новый этап в развитии американской журналистики, так как "NewEnglandCourant" стала первой газетой, свободной от государственного контроля. "NewEnglandCourant" давала независимую информацию о положении дел в колониях, а также подвергала критике деятельность колониальной администрации. За публичные выпады в адрес губернатора Дж.Франклин попадал на месяц в тюрьму по обвинению в "подстрекательстве и клевете". Кратковременность существования "NewEnglandCourant" (1721-1728) не помешала стать этому изданию заметным явлением в общественно-политической жизни Массачусетса. Газета отстаивала идеи свободы слова.

Свобода слова постепенно отвоевывала себе место в общественной и интеллектуальной жизни Америки. Остановить появление газет в колониях в эпоху Просвещения уже было невозможно: если в 1730 г. уже семь газет регулярно выходили в свет в четырех колониях, то в 1735 г. в одном Бостоне было пять газет.

Дальнейшее развитие американской журналистики во многом связано с деятельностью Бенджамина Франклина. Франклин переехал в Филадельфию и начал издавать в 1729 г. еженедельную газету "ThePennsylvaniaGazette", превратив ее в наиболее профессиональную, информационно насыщенную, интересную и прибыльную газету в колониях. В газете Франклин все делал сам, выступая в роли типографа, корреспондента и редактора.

Франклин проводил дальновидную редакторскую политику, публиковал новости из жизни колоний и новости зарубежные, связывая эти публикации с интересами пенсильванцев. Он помещал сатирические памфлеты, объявления, рекламные и стихотворные тексты, стараясь привлечь подписчиков и обойти конкурентов. Подобная тактика принесла успех, и расходные книги печатной компании Франклина за 1748-1765 гг. показывают, что свыше 60% доходов компании поступало от издания "ThePennsylvaniaGazette".

Франклин принес в американскую журналистику немало нового. В 1732 г. он предпринял издание первой газеты на иностранном языке в колониях для немецких иммигрантов — "PhiladelphiaZeitung". Хотя основные издательские интересы Франклина были сосредоточены в Пенсильвании, он способствовал открытию ряда газет в других колониях и имел свою паевую долю в таких газетах, как "TheSouthCarolinaGazette", "TheRhodeIslandGazette" и некоторых других. Франклин помогал этим изданиям не только в финансовом отношении, но и в профессиональном, поставлял оборудование и материалы, способствуя развитию газетно-издательского процесса в Северной Америке.

Франклин может считаться родоначальником американских журналов. Избрав в качестве образца лондонский "TheGentleman'sMagazine", Франклин для редактирования своего издательского проекта пригласил юриста по имени Джон Уэбб. Однако Уэбб (в ожидании более высокого процента от доходов) выдал проект давнишнему конкуренту Франклина — филадельфийскому издателю Эндрю Брэдфорду. 6 ноября 1740 г. Брэдфорд посушил объявить в своей газете "AmericanWeeklyMercury" о намерении издавать журнал "TheAmericanMagazine, or a MonthlyViewofthePoliticalStateoftheBritishColonies" ("Американский журнал, или Ежемесячное обозрение политического состояния британских колоний"), начиная с марта 1741 г. Неделю спустя последовал ответ Франклина. В "ThePennsylvaniaGazette" он объявил об издании журнала "TheGeneralMagazineandHistoricalChronicleforAlltheBritishPlantationsinAmerica" ("Всеобщий журнал и хроника событий всех британских колоний в Америке") и обвинил своих конкурентов в нечистоплотности: "Наш журнал, создаваемый по образцу английских журналов, долгое время находился в стадии проекта; мы устанавливали переписку с наиболее образованными людьми в колониях <...> Ввиду приведенных причин журнал не мог быть издан ранее, хотя некое лицо, конфиденциально посвященное в наши планы, предпочло анонсировать журнал в прошлом номере "TheMercury" без нашего на то согласия, полагая, что опередив нас в объявлении о собственном издании, ему удастся заставить нас отказаться от своих планов и самому собрать весь урожай».

Началась конкурентная гонка, в которой Уэбб и Брэдфорд опередили Франклина на три дня. 13 февраля 1741 г. "TheAmericanMagazine" выходит из печати. 16 февраля того же года появляется "TheGeneralMagazineandHistoricalChronicleforAlltheBritishPlantationsinAmerica", но на его обложке напечатана январская дата — Франклин хотел взять реванш хотя бы постфактум. Оба журнала просуществовали недолго: "TheAmericanMagazine" Брэдфорда — три месяца, "TheGeneralMagazine" Франклина — шесть. Эти первые два американских журнала отличались по содержанию и способу отбора материала. Брэдфордовский журнал представлял собой прообраз политического обозрения, журнал Франклина приближался к общественно-литературному изданию, уделяя большое внимание культурной жизни колоний.

В целом же первые американские журналы откровенно копировали британские образцы, а отсутствие закона об авторском праве позволяло издателям заполнять большую часть своих изданий заимствованным материалом. В период между 1741 и 1794 гг. в Америке было создано 45 журналов, средний срок существования которых не превышал полутора лет, а количество газет к 1765 г. достигло 43.

Большинство первых газетчиков Америки помимо того, что они были профессиональными типографами и владельцами собственных типографий, были связаны с выполнением государственной службы, а "преимущества почтмейстерского поста помогли держать прессу в руках респектабельных людей, располагавших доверием своего правительства".

Date: 2015-07-23; view: 567; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию