Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Преджурналистские формы античности и их специфика. Ораторское искусство, его теоретические основы и основные представители





Лучинский Ю. «Очерки истории зарубежной журналистики»

Журналистика в чистом виде на этом этапе развития цивилизации еще не сформировалась. Однако изучение появления и изменения коммуникационных технологий и зарождения различных жанров публицистики представляет значительный интерес для истории и теории журналистики. Когда греческая цивилизация периода архаики создала собственный алфавит на основе финикийского, "произошла "демократизация" системы обучения, позволившая постепенно сделать практически всех свободных жителей Греции грамотными. Тем самым знания были "секуляризованы", что стало одной из причин отсутствия в Греции жреческого сословия и способствовало повышению духовного потенциала общества в целом".

Ряд исследователей сходятся во мнении, что в гомеровском эпосе существуют фрагменты, которые можно интерпретировать как документальный репортаж из глубины веков. "Отец истории" Геродот дал блестящие образцы зарисовок быта и нравов жителей Ближнего Востока. Фукидид посвятил восемь томов описанию военных действий между Афинами и Спартой и приводил в них подлинные тексты договоров, свидетельства участников боев. Плутарх оставил жанр "политического" и "исторического" портрета.

На рубеже V-IV вв. до н.э. ораторское искусство достигло наивысшего расцвета. Следует отметить развитие судебного красноречия, приведшее к появлению "логографов" — специалистов по составлению судебных речей для состязающихся сторон. Одним из выдающихся логографов этого периода считается Лисий, речи которого стали образцом судебного красноречия.

Важное место в становлении публицистической ораторской речи занимает школа Исократа. Творческое наследие Исократа в значительной степени приближено к европейской публицистике нового времени, так как в его риторской школе акцент делался не на импровизацию, а на тщательную обработку письменного текста выступления. Исократ не выступал публично по причине слабого голоса и неумения говорить перед многочисленной аудиторией. Исократ, вошедший в историю античной риторики как мастер политической речи, разработал основные композиционные законы создания публицистического произведения, сохранившие актуальность и по сей день. Исократ считал, что ораторская речь должна состоять из: а) введения, в котором необходимо завоевать расположение публики и завладеть ее вниманием; б) изложения основной темы выступления с выделением преимуществ своей позиции; в) опровержения аргументов противоположной стороны; д) заключения, подводящего итог сказанному.

Последним выдающимся мастером политической речи эпохи независимой Греции был Демосфен. Большую часть его ораторского наследия составляют судебные речи, однако славу Демосфену принесли политические выступления — знаменитые "филиппики", направленные против македонского царя Филиппа II, в защиту свободы и независимости Афин.

В эпоху эллинизма началось становление книжной культуры, когда "греческая культура принуждена была модифицировать свое отношение к книге. "Мудрец" мог почти всю жизнь беседовать с людьми, с природой, с собственными мыслями, обходясь без регулярного чтения, но ученый не мог; а греческий интеллектуализм двигался от типа "мудреца" к типу ученого. Один из последних "мудрецов" — Платон; один из первых ученых — Аристотель".

Книжная культура эпохи эллинизма нашла свое воплощение в создании библиотек. Библиотеки правителей Египта, Ассирии и Вавилона были недоступны широкому кругу. По свидетельству античных авторов, самая крупная частная библиотека принадлежала Аристотелю.

Библиотеки правителей эллинистических государств (например, Александрийская библиотека) становились центрами развития культуры. Рядом с Александрийской библиотекой появился Мусейон — первый университет античного мира. В библиотеке и Мусейоне были залы для лекций и для работы, комнаты для обитателей пансиона. В Египте эпохи Птолемеев ученые и поэты находились на содержании у государства, что влекло в Александрию античных интеллектуалов. В библиотеке они работали, отдыхали, читали лекции. Хранителями Александрийской библиотеки были выдающиеся поэты и ученые: Аполлоний Родосский, Эратосфен, Каллимах, Зенодот. По их просьбе закупались книги, под их руководством велась огромная работа по переписыванию и систематизации рукописей. В начале II в. до н.э. появился новый, более прочный материал для письма — пергамент. Это привело к созданию нового типа книги (кодекса).

Привлечение рабов в качестве скрибов (переписчиков) удешевило производство книг в эпоху эллинизма. К 47 г. до н.э. Александрийская библиотека насчитывала около 700000 томов.

Из новых форм эллинистической литературы стоит выделить жанр эпиграммы (не имевшей сатирической направленности, как в римской литературной традиции), а также небольшое произведение Теофраста под названием "Характеры" (323-319 гг. до н.э.). Теофраст, которого Шарль Сент-Бёв называл "ботаником умов", первым обратился к исследованию и описанию социальных и психологических типов современников. Книга Теофраста повлияла на появление в XVII в. жанра "характеров", который можно рассматривать как самостоятельный жанр или как разновидность эссе.

На латынь были переведены классические произведения греческой литературы, что способствовало появлению профессии переводчика и созданию в Риме качественной переводческой школы. Если на ранней стадии римской цивилизации занятие интеллектуальным трудом считалось презренным для свободного римлянина, то к концу II в. до н.э. положение дел кардинально изменилось. В Риме появилось множество мастерских, где рабы изготовляли книги.

С I в. до н. э. в Риме — подлинный расцвет ораторского искусства. Великий ритор Цицерон прославился не только блестящими судебными и политическими речами, но и теоретическими трудами в этой области. Цицерон и многие другие ораторы не только произносили, но и широко издавали свои речи.

Особое место в развитии коммуникационных технологий занимают рукописные прообразы газет — "actadiurna", введенные Юлием Цезарем и просуществовавшие более двух столетий. По свидетельству римского историка Светония, Юлий Цезарь "по вступлении в должность приказал составлять и обнародовать ежедневные отчеты о собраниях сената и народа". Они назывались "actadiurna" или "actasenatus". Их готовили специальные "составители новостей" — "actuarii". "Actadiurna" сообщали о событиях в сенате, в народном собрании, о новостях в провинциях и просуществовали с 59 г. до н.э. до 222 г. н.э. "Actadiurna" тиражировались в скрипториях множеством опытных скрибов под руководством опытного наставника. "Actadiurna" знакомили читателей столицы и провинций с правительственными постановлениями, указами, сообщениями о смерти знаменитых людей, результатами последних гладиаторских боев. Копии "actadiurna" в виде свитков хранились в специальных общественных зданиях, где желающие могли с ними ознакомиться.

Цезарь проявил себя не только в военных и государственных делах. Блестящим образцом военной мемуаристики стали его "Записки о Галльской войне". В них Цезарь (от третьего лица) описал наиболее драматичные эпизоды боевых действий, в которых непосредственно принимал участие.

В Риме большое распространение получили жанры стихотворной сатиры (Гораций, Марциал, Ювенал, Персии) и публицистической эпистолографии. В императорском Риме понятие свободы слова было весьма ограниченным. Тацит отмечал, что "если былые поколения видели, что представляет собой ничем не ограниченная свобода, то мы - такое же порабощение, ибо нескончаемые преследования отняли у нас возможность общаться, высказывать свои мысли и слушать других". Поэтому оживление публицистической деятельности преимущественно приходилось на периоды обострения борьбы за власть.

В эпистолографическом наследии Рима следует выделить "Нравственные письма к Луцилию" ЛуцияАннея Сенеки. Свободные размышления римского философа на различные темы, облеченные в форму посланий, оказали большое влияние на европейскую литературу. Письма Сенеки связаны с формированием жанра эссе в XVI-XVII вв.

Date: 2015-07-23; view: 1155; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию