Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы устранения нежелательных эмоциональных состояний





Как мы уже отмечали, эмоции не всегда желательны. Многие российские и зарубежные психологи работали в направлении устранения нежелательных эмоциональных состояний. К. Изард отмечает три способа устранения таких эмоциональных состояний:

1) посредством другой эмоции, то есть сознательные усилия направляются на активацию другой эмоции, противоположной той, которую человек переживает и хочет устранить;

2) внимание и мышление используются для подавления нежелательной эмоции или установления контроля над ней. Это происходит в результате переключения сознания на события и деятельность, вызывающие у человека интерес, положительные эмоции;

3) использование физической активности в качестве разрядки возникшего эмоционального напряжения.

Сюда же можно отнести и такие способы регуляции, как дыхательные упражнения, психическая регуляция, использование «защитных механизмов», изменение направленности сознания.

Психическая регуляция может осуществляться двумя
путями:

а) воздействием извне – музыкой, цветом, другим человеком;

б) саморегуляцией, это – релаксационные тренировки, аутогенные тренировки, десенсибилизация, реактивная релаксация, медитация и др.

Трансцендентальная медитация основана на использовании особого слова – мантры. Мантра, обычно выбираемая «учителем» для ученика, состоит из таких звуков, как О, М, Н, У, которые легко вступают в резонанс с электрической активностью мозга. Человек, удобно сидя или лежа в спокойном, не слишком освещенном месте, закрыв глаза и глубоко дыша через нос, на каждом вдохе произносит мантру сначала громко, потом тише и тише, думая только о слове, которое срывается с его губ, и ни о чем другом. Мантры, соответствующие возрастной группе: от 16 до 18 лет – ЕМА; от 18 до 20 лет – ИНГ; от 20 до 22 лет – ОМ и т.п.

Использование защитных механизмов для преодоления или снижения выраженности нежелательных эмоций. Фрейд выделил несколько таких защит:

Уход – физическое, мысленное бегство от трудной ситуации (распространен у маленьких детей).

Идентификация – присвоение установок других людей (могущественных в его глазах).

Проекция – перекладывание ответственности на другого («это сделал он, а не я»).

Смещение – подмена реального источника гнева или страха (вымещение зла на объекте, не имеющем отношения к ситуации, вызвавшей эти эмоции).

Отрицание – отказ признания события, ситуации (мать не верит, что ее сына убили на войне).

Вытеснение – крайняя форма отрицания, бессознательное стирание из памяти неприятного события.

Регрессия – возвращение к более ранним, примитивным формам реагирования.

Реактивное образование – поведение, противоположное мыслям и желаниям с целью их маскировки (подростки, желая скрыть свою влюбленность, проявляют к объекту обожания агрессивность).

Очень взволнованного человека не стоит успокаивать при помощи уговоров, убеждения, внушения. Он не воспримет эту информацию, так как он выбирает только то, что соответствует его эмоциональному состоянию, поэтому лучше дать такому человеку выговориться и даже поплакать. «Слеза всегда смывает что-то и утешение несет» (В. Гюго).

Использование дыхательных упражнений. Многие психологи и физиологи, такие как В.Л. Марищук (1967), Р. Деметр (1969), О.А. Черникова (1980) считают этот способ регуляции эмоционального возбуждения наиболее доступным. Применяются различные способы.

1. Р. Деметр использовал дыхание с применением паузы.

2. Г.Д. Горбунов (1986) рекомендовал использовать три типа упражнений: полное брюшное дыхание и два вида ритмического дыхания.

3. Канадский ученый Л. Персильваль предложил использовать дыхательные упражнения в сочетании с напряжением и расслаблением мышц. Делая задержку дыхания на фоне напряжения мышц, а затем спокойный выдох, сопровождаемый расслаблением мышц, можно снять чрезмерное волнение.

Существуют индивидуальные особенности управления эмоциональным состоянием,которые зависят от выраженности самоконтроля предстартового состояния, выявленные Ф.П. Космолинским (1976) и А.К. Поповым и классифицированные ими по двум типам.

Первый тип – с высоким уровнем самоконтроля. У них частота сердечных сокращений, дыхания не выходили за пределы верхних границ физиологической нормы; качество выполнения заданий не снижалось.

Второй тип – с низким уровнем самоконтроля – отличался нервно-эмоциональным напряжением, что внешне выражалось в психическом возбуждении или, наоборот, в депрессии. Это сопровождалось вегетативными сдвигами: тахикардией, колебаниями кожно-гальванической реакции, нарушением сна.

Преодолевать барьеры взаимопонимания, возникающие в различных ситуациях общения, непросто. Для этого нужно хорошо разбираться в нюансах человеческой психологии, в том числе и своей собственной. Значительно проще другое – самому не создавать эти барьеры. Чтобы не оказаться основным препятствием на пути к взаимопониманию с окружающими, человеку необходимо знать психологические правила общения и прежде всего научиться управлять своими эмоциями, которые чаще всего становятся источником межличностных конфликтов.

Глава 7. УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЯМИ

Вопросы для самопроверки

1. Способы эмоционального равновесия.

2. Социально-психологический тренинг.

3. Аутогенная тренировка (Шульца).

4. Окно Джогарри.

5. Х.К. Лейнер. Символдрама.

6. Ю.М. Орлов. Саногенное мышление.

7. Метод Ч. Тойча.

8. Арт-терапия (К.Г. Юнг, А.Б. Копытин).

9. Методы устранения нежелательных эмоциональных состояний.

Глава 8 ОСНОВНЫЕ ПОЗИЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ»

Исторически сложилось так, что стремление найти первопричину эмоциональных состояний обусловило появление различных точек зрения. В течение длительного времени ученые пытались решить вопрос о природе эмоций. С того времени, когда философы и естествоиспытатели стали всерьез задумываться над природой и сущностью эмоций, возникли две основные позиции. Ученые, занимающие одну из них, интеллектуалистическую, наиболее четко обозначенную И.Ф. Гербартом (1824-1825), утверждали, что органические проявления эмоций – это следствие психических явлений. По Гербарту, эмоция представляет собой связь, которая устанавливается между представлениями. Эмоция – это психическое нарушение, вызываемое рассогласованием (конфликтом) между представлениями. Это аффективное состояние непроизвольно вызывает вегетативные
изменения.

Представители другой позиции – сенсуалисты – наоборот, заявляли, что органические реакции влияют на психические явления. Ф. Дюфур (1883) писал по этому поводу: «Разве я недостаточно доказал, что источник нашей естественной склонности к страстям лежит не в душе, а связан со способностью вегетативной нервной системы сообщать мозгу о получаемом ею возбуждении, что если мы не можем произвольно регулировать функции кровообращения, пищеварения, секреции, то нельзя, следовательно, в таком случае объяснять нашей волей нарушения этих функций, возникающие под влиянием страстей». Эти две позиции позднее получили развитие в когнитивных теориях эмоций и в периферической теории эмоций У. Джемса – Г. Ланге.

В своей книге «Human Emotion», появившейся в 1978 г., К.Э. Изард пишет, что до 80-х гг. XX в. психология фактически игнорировала эмоции. Психология сравнительно недавно обратилась к серьезным исследованиям проблемы эмоций. В отношении эмоций существуют самые разные мнения. По К. Изарду, комплексное определение феномена эмоции должно включать в себя физиологический, экспрессивный и эмпирический компоненты. Влияние эмоций на человека генерализованно, но каждая эмоция воздействует на него по-своему.

Наш отечественный ученый В.К. Вилюнас в хрестоматии «Психология эмоций» (2006) подчеркивает универсальность эмоций, без которых немыслим ни один активный шаг человека, эмоции со всей очевидностью обнаруживают свое влияние на работе и в семье, в познании и искусстве, в достижениях и душевных кризисах человека. Однако, как отмечает В.К. Вилюнас, развитие психологии эмоций в отечественной психологии сдерживается следующими причинами – с одной стороны, остатками позитивистской традиции считать научным только эмпирическое познание и, с другой – затруднениями в поисках средств такого познания.

Е.П. Ильин в своем объемном учебном пособии «Эмоции и чувства» (2001), ссылаясь на многие работы по исследованию различных областей эмоциональной сферы Р. Вудвортса (1950), Д. Линдсли (1960), П. Фресса (1975), Я. Рейковского (1979), К. Изарда (2000), П.М. Якобсона (1958), В.К. Вилюнаса (1973), Б.И. Додонова (1987), П.В. Симонова (1962, 1975, 1981, 1987), Л.И. Куликова (1997) и др., отмечает, однако, что до сих пор проблема эмоций остается загадочной и во многом неясной.

Е.П. Ильин пишет, что эмоции и чувства, выполняя различные функции, участвуют в управлении поведением человека в качестве непроизвольного компонента, вмешиваясь в него как на стадии осознания потребности и оценки ситуации, так и на стадии принятия решения и оценки достигнутого результата. Поэтому понимание механизмов управления поведением требует понимания и эмоциональной сферы человека, ее роли в этом управлении.

Следующим ученым, который внес большой вклад в изучение эмоциональной сферы человека, можно назвать Г.М. Бреслава. В своем учебном пособии «Психология эмоций» (2004) Г.М. Бреслав освещает основные направления изучения эмоций и чувств. В пособии приведен анализ природы и функции эмоциональных явлений, который показал удивительное многообразие эмоциональной сферы, к которой относят как ощущения боли и дискомфорта, так и длительные состояния (например, депрессии, дружеских чувств), кратковременные вспышки ярости, способности индивида выражать и понимать собственные состояния и влиять на состояние других людей.

К. Изард подчеркивает, что в последние годы приходится сталкиваться с самыми разными точками зрения на природу и значение эмоций.

Одни исследователи полагают, что в рамках науки о поведении можно вообще обойтись без понятия «эмоция». Так, Даффи (1962), как, впрочем, и многие другие исследователи (например, Линдсли, 1957), считает, что поведенческие проблемы проще объяснить с помощью понятий «активация» или «возбуждение».

Другие же (Томкинс, 1962, 1963; Изард, 1971, 1972) утверждают, что эмоции образуют первичную мотивационную систему человека. Некоторые ученые рассматривают эмоции как кратковременные, преходящие состояния, тогда как другие убеждены в том, что люди постоянно находятся под влиянием той или иной эмоции, что поведение и аффект – неразрывны (Шахтель, 1959).

Некоторые исследователи считают, что эмоции разрушают и дезорганизуют поведение человека, что они являются основным источником психосоматических заболеваний (Арнольд, 1969; Лазарус, 1968; Юнг, 1961). Другие же авторы, напротив, полагают, что эмоции играют позитивную роль в организации, мотивации и подкреплении поведения (Изард, 1971, 1972; Леепер, 1948; Моврер, 1960; Рапапорт, 1942; Шахтель, 1959; Томкинс, 1962, 1963).

Е.П. Ильин утверждает, что роль эмоций в управлении поведением человека велика и подчеркивает, что не случайно практически все авторы, пишущие об эмоциях, отмечают их мотивирующую роль, связывают эмоции с потребностями и их удовлетворением (Фрейд, 1894; Вилюнас, 1990; Додонов, 1987; Изард, 1980, Леонтьев, 1982; Фресс, 1975; Рейковский, 1979; Симонов и др.) [82].

Русский психолог Н.Н. Ланге писал, что «чувство занимает в психологии место Сандрильоны, нелюбимой, гонимой и вечно обобранной в пользу старших сестер – «ума» и «воли». Ему приходится обыкновенно ютиться на задворках психологической науки, тогда как воля, а особенно ум (познание) занимают парадные комнаты. Если собрать все научные исследования о чувствах, то получится список столь бедный, что его далеко превзойдет литература любого вопроса из области познавательных процессов, даже очень мелкого… Причин этой общей «нелюбви» много. Здесь, вероятно, играет некоторую роль и общий характер современной культуры, по преимуществу технической и внешней, и то, что рассуждения старых психологов о чувствах отталкивают нас своей риторичностью и морализациями, и то, что эта область вообще трудно поддается точным и научным методам исследования и, наконец, то, что для психолога, как и ученого вообще, область ума и познания обыкновенно ближе и доступнее, чем область эмоций. Может быть, дело было бы иначе, если бы в разработке психологической науки женщины приняли большое участие, чем доныне».

А.Н. Леонтьев (1971) справедливо считает, что трудности, которые обнаруживаются при изучении эмоций, объясняются главным образом тем, что эмоции рассматриваются без достаточно четкой дифференциации их на различные подклассы, отличающиеся друг от друга как генетически, так и функционально. Некоторые исследователи, пишет К. Изард, сводят эмоции к висцеральным функциям, к проявлению деятельности структур, иннервируемых вегетативной нервной системой (Венгер, 1950).

Отечественные ученые А.Б. Холмогорова и Н.Г. Гаранян (1996) пишут, что в современной культуре существуют достаточно специфические психологические факторы, способствующие росту общего количества переживаемых отрицательных эмоций в виде тоски, страха, агрессии и одновременно затрудняющие их психологическую переработку. Они выдвинули гипотезу, по которой особые ценности и установки, поощряемые в социуме, становятся достоянием индивидуального сознания, создавая психологическую предрасположенность или уязвимость к эмоциональным расстройствам.

Состоявшийся в 1974 г. в Баку XXVI Международный физиологический конгресс был целиком посвящен эмоциям и висцеральным функциям (Гасанов, 1974). Некоторые ученые подчеркивают важность внешних, в том числе мимических, проявлений эмоций, акцентируют внимание на роли соматической нервной системы, то есть той части нервной системы, которая поддается произвольному контролю (Геллхорн, 1964, 1970; Томкинс, 1962,1963; Экман, Фризен, Эллсворт, 1972; Изард, 1971, 1972).

Начиная с конца XIX в. создаются более общие пред­ставления о природе эмоций или теории, которые можно классифицировать на основании того, претендуют ли они на объяснение природы эмоций, а если да, то какие вопросы они ставят при этом во главу угла.

По мнению Г. Бреслава, на начальном этапе становления психологии эмоций представления об эмоциональных явлениях даже не пре­тендуют на объяснение природы эмоций, они лишь пыта­ются описать специфику этих явлений: работы Теодюля Рибо, Вильгельма Вундта и Теодора Липпса не создали общих теорий, но внесли свой вклад в развитие понимания отдельных явлений или аспектов эмоциональной сферы.

Рибо вводит понятие «эмоциональная память» и рассмат­ривает эмоции сквозь призму патологии, что приводит его к выделению двигательного состояния или стремления как первичного эмоционального элемента (1898).

Вундт описывает трехмерную, или трехкомпонентную, модель эмоционального процесса (возбуждение-успокоение, удо­вольствие-неудовольствие, напряжение-разрешение) и предлагает конкретный путь эмпирического изучения, став­ший на многие годы образцом для подражания (1984). Представления В. Вундта (1880) об эмоциях довольно эклектичны. С одной стороны, он придерживается точки зрения Гербарта, что в некоторой степени представления влияют на чувства, а с другой стороны, считал, что эмоции – это прежде всего внутренние изменения, характеризующиеся непосредственным влиянием чувств на течение представлений.

В свою очередь Липпс (1907) описывает механизм возник­новения эмпатии как неосознанное «вчувствование» в со­стояние другого человека.

В дальнейшем создаются более общие теории, которые можно весьма условно классифицировать в зависимости от того главного вопроса, на который данная теория стремит­ся дать ответ.

Первая группа теорий пытается прежде всего ответить на вопрос: «Что порождает и/или определяет то или иное каче­ственно своеобразное эмоциональное явление»? Эту группу можно условно обозначить как детерминистские теории,ибо в центре их внимания – механизм возникновения тех или иных эмоциональных явлений (Джемс,1984; Девий,1894-1895; Канон,1927/1969; Шехтер,1970; Лазарус,1966, 1998).

Вторая группа теорий пытается прежде всего ответить на вопрос: «Что делают или выражают эмоциональные явле­ния?» Ее можно обозначить как группу функциональных эмоций,ибо в центре их внимания – механизм воздействия тех или иных эмоциональных явлений на сознание, поведение и организм человека, а также на процессы социального вза­имодействия; то есть эта группа теорий направлена, прежде всего, на описание функции эмоциональных явлений (Арнольд, 1960; Аверилл, 1982; Крюгер, 1930/1984; Липер, 1963-1965/1984, Линдсей,1960).

Третья группа теорий пытается ответить на вопрос: «Из каких «первоэлементов» состоит эмоциональная сфера?» Тем самым исследователи пытаются обнаружить наиболее универсальные для человеческой психики «первичные», или «ба­зовые», эмоции. Эти теории обозначают как теории базовых эмоций (Плутчик,1969; Томкинс,1970; Экман, Давидсон,1994; Мак-Дауголл,1928/1984; Изард,1999).

Все эти подходы отталкивались от идей Дарвина, поскольку его интересовала и роль эмоций в приспособлении к условиям жизни, и характер порождения эмоционального выражения, и основные виды этого выра­жения. Недаром ряд современных теорий эмоций непосред­ственно или опосредованно опирается на его идеи (Арнольд,1960; Плутчик,1969; Шевалье-Сколни-
кофф, 1973; Джонсон-Лаирд,1998; Шерер,2001).

Опубликовав в 1872 г. книгу «Выражение эмоций у человека и животных», Ч. Дарвин показал эволюционный путь развития эмоций и обосновал происхождение их физиологических проявлений.

Ч. Дарвин создал биологическую концепцию эмоций, основанную на сравнительном исследовании эмоциональных выразительных движений у млекопитающих. Эти движения рассматривались как рудимент целесообразных инстинктивных действий, сохраняющих в какой-то степени свой биологический смысл и вместе с тем выступающих в качестве биологически значимых сигналов для особей не только своего, но и других видов. Эти выразительные движения (гнев, страх, радость) и особенно мимические реакции относились к врождённым проявлениям эмоций. Суть его представлений состоит в том, что эмоции либо полезны, либо представляют собой остатки (рудименты) различных целесообразных реакций, которые были выработаны в процессе эволюции в борьбе за существование.

Эмоция всегда «окрашивает» некоторое отражаемое содержание – нечто, нами ощущаемое, воспринимаемое, мыслимое. Предметная отнесенность эмоции, ее обязательная направленность, «адресованность» к некоторой структурной единице познавательного образа – феноменологический факт, удовлетворяющий всем формальным требованиям для того, чтобы при решении проблемы эмоции занять место одного из главных
постулатов.

Во-первых, этот факт важен для теории тем, что отражает положение эмоции в структуре психологического, их специфическое отношение к процессам познания. Во-вторых, немногие положения воспроизводятся с таким постоянством в самых разнообразных концепциях эмоций.

Целостное эмоциональное явление всегда представляет собой единство двух моментов: с одной стороны, некоторого отражаемого содержания, с другой – собственно эмоционального переживания, т.е. той специфической окраски, с которой данное содержание отражается субъектом.

Двойственное строение эмоционального явления наглядно обнаруживается в том постоянно наблюдаемом факте, что одно и то же отражаемое содержание может вызывать при разных условиях различные, иногда прямо противоположные эмоциональные переживания.

Один из возможных способов классификации эмоциональных явлений основывается на различиях охватываемого ими предметного содержания. Правомерность несовпадения классификации эмоциональных явлений и классификации эмоциональных переживаний является одним из главных условий, без учета которых эта проблема будет продолжать оставаться предметом несогласованных частных мнений.

Возможность возникновения эмоционального переживания представляет собой только одну из причин, по которой сравнительно простое строение эмоционального явления порой бывает трудно идентифицировать на практике.

Первая систематически разработанная трактовка эмоциональных явле­ний принадлежит интроспективной психологии. Психологи-интроспекционисты признавали существование сложных эмоциональных явлений.

Хотя метод самонаблюдения не позволял раскрыть природу эмоций, с его помощью был сделан ряд наблюдений, имеющих несомненную эмпириче­скую ценность.

Представители интроспективной психологии обратили внимание на связь эмоциональных явлений с деятельностью внутренних органов. Развитие исследований привело к радикальному изменению взглядов на природу эмо­циональных явлений.

Первым традиционную концепцию эмоций поколебал известный амери­канский психолог У. Джемс. В 1884 г. он изложил, а в 1894 г. развил тезис о том, что «непосредственно за восприятием возбуждающего фак­та следуют телесные изменения, а наше переживание этих изменений и есть эмоции». Подобную точку зрения разделял и датский исследователь К. Ланге:по его мнению, эмоции возникают в результате вазомоторных изменений, вы­зываемых некоторыми раздражителями. Именно органические изменения по теории Джемса – Ланге являются первопричиной эмоций: восприятие эмо­циональных стимулов? нервно-мышечная реакция организма? переработка в ЦНС? возникновение эмоций.

Альтернативную точку зрения на соотношение органических и эмоциональных процессов предложил У. Кеннон. Он одним из первых отметил тот факт, что телесные изменения, наблюдаемые при возникновении разных эмоциональных состояний, весьма похожи друг на друга и по разнообразию недостаточны для того, чтобы вполне удовлетворительно объяснить качественные различия в высших эмоциональных переживаниях человека. Положения У. Кеннона были развиты П. Бардом, который показал, что и телесные изменения, и эмоциональные переживания, связанные с ними, возникают почти одновременно. Эта теория называется таламической, т.е. за организацию эмоциональных реакций отвечает именно таламус. Значительно дальше в ревизии позиций интроспективной психологии пошел основатель бихевиоризма Д. Уотсон. По его мнению, эмоции представляют собой специфический вид реакций, проявляющихся в трех основных формах: страха, ярости, любви. Эти формы можно описать, указывая на характерные особенности поведения организма. Согласно бихевиористической концепции эмоции – это некоторый специфический вид реакции, прежде всего реакции внутренних органов. Уотсон остался на позиции Джемса – Ланге, хотя и исключил из теории интроспективные элементы. Сходную трактовку эмоциям давал и Бехтерев, который рассматривал их как мимико-соматический тонус и мимико-соматические рефлексы.

Р.Р. Холт в 1976 г. отказывается от теории инстинктивных влечений, раз­вивает теорию аффекта и мотивации. Он подчеркивает важность внешней сти­муляции и перцептивно-когнитив-
ных процессов, но он также признает значи­мость экспрессивного и переживательного феномена эмоций. Х. Спенсер одним из первых определил эмоции и чувства как «измерение» или состояние сознания.

Согласно другой теории, Линдсея – Хебба, эмоциональные состояния оп­ределяются влиянием ретикулярной формации нижней части ствола головного мозга. Эмоции возникают вследствие нарушения и восстановления равновесия в соответствующих структурах центральной нервной системы. Активационная теория базируется на следующих основных положениях: электроэнцефалографическая картина работы мозга, возникающая при эмоциях, является выражением так называемого «комплекса активации», свя­занного с деятельностью ретикулярной формации. Работа ретикулярной формации определяет многие динамические пара­метры эмоциональных состояний: их силу, продолжительность, изменчивость.

У человека в динамике эмоциональных состояний не меньшую роль, чем органические и физические воздействия, играют когнитивные факторы. Одной из первых явилась теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Со­гласно ей положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, а когнитивные представления во­площаются в жизнь. Отрицательные эмоции возникают и усиливаются в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами дея­тельности имеется расхождение, несоответствие или диссонанс.

Концепция эмоциональных состояний, предложенная С. Шехтером, по­лучила название когнитивно-психологической. Согласно этой теории на воз­никшее эмоциональное состояние, помимо воспринимаемых стимулов и поро­ждаемых ими телесных изменений, оказывают воздействие прошлый опыт че­ловека и оценка им наличной ситуации с точки зрения актуальных для него интересов.

В основе концепции эмоций, разрабатываемых в российской психологии, лежит тезис о том, что психические процессы представляют собой специфиче­ский продукт деятельности мозга – продукт, сущность которого заключается в отражении действительности. Согласно С.Л. Рубинштейну, чувства выражаются в форме переживания отношения субъекта к окружению, к тому, что он познает и делает; чувства выражают состояние субъекта и отношение к объекту. Утверждая, что эмоции – «это особая форма отношения к предметам и явлениям действительности, обусловленная соответствием или несоответствием потребностям человека», российские психологи подчеркивают два ас­пекта этих процессов:

1) аспект отражения: чувства (эмоции) являются специфической фор­мой отражения значения объектов для субъекта;

2) аспект отношения: эмоции являются формой активного отношения человека к миру.

В противоположность бихевиористам российские психологи утверждают, что эмоции не являются специфическим видом реакций; эмоция – это психи­ческое состояние, разновидность переживаний. Тем самым они отвергают те­зис о том, что эмоциональные процессы – это процессы физиологические. Эмоции обусловлены не «игрой» внутренних инстинктивных сил, а отношени­ем между человеком и окружающим миром. Вместе с тем отечественные психологи подчеркивают значение тех физиоло­гических механизмов, которые являются условием возникновения эмоцио­нальных процессов. Их представления о физиологических механизмах эмоций основаны на павловской теории. Несмотря на различия между рассмотренными выше концепциями, на наличие многих разногласий и противоречий, обусловленных различными ме­тодологическими и мировоззренческими предпосылками, они не образуют бессвязного конгломерата. При детальном анализе разных подходов в них можно обнаружить много общих моментов.

Существует мнение, что человек может избежать психопатологических расстройств, решить многие личностные проблемы, просто отказавшись от неадекватных эмоциональных реакций, т.е. подчинив эмоции жесткому контролю сознания. В то же время, согласно другим представлениям, лучшим средством в этих случаях является высвобождение эмоций для их естественного взаимодействия с физиологическими процессами и двигательными актами. У человека, переживающего эмоцию, можно зафиксировать изменения электрической активности мышц лица, некоторые изменения наблюдаются и в электрической активности мозга, в функционировании кровеносной и дыхательной систем. Эмоции, переживаемые человеком, оказывают непосредственное влияние на качество выполняемой им работы.

Г. Спенсер одним из первых стал рассматривать эмоции как измеримую часть сознания. В. Вундт, развивая эту традицию, предложил описывать эмоциональную сферу сознания, оценивая ее с помощью трех измерений: удовольствие-неудовольствие, расслабление-напряжение и спокойствие-возбуждение. В дальнейшем эти критерии были использованы Р.С. Вудвортсом и Х.С. Шлосбергом в целом ряде исследований эмоциональной экспрессии. Р.С. Вудвортс предложил первую действенную систему классификации мимических выражений отдельных эмоций.

К.Э. Изардом была разработана система объективного кодирования мимических проявлений базовых эмоций. Он начал с изучения анатомии человеческого лица, определил, какие мышцы и как задействованы в том или ином мимическом выражении. Изард отметил, что мимическое выражение эмоции, как правило, кратковременно, оно длится от ½ до 4-5 секунд. При оценке мимического выражения любой эмоции следует обращать внимание на тонус лицевых мышц. Мускулатура лица отличается необыкновенной подвижностью и экспрессивностью. Эмоциональное реагирование можно понимать как возникновение психофизиологического состояния.

На том, что эмоции следует рассматривать как состояния, впервые акцентировал внимание Н.Д. Левитов. Эмоциональная сторона состояний находит отражение в виде эмоциональных переживаний (усталости, апатии, скуки, отвращения к деятельности, страха, радости достижения успеха и т.д.), а физиологическая сторона – в изменении ряда функций, и в первую очередь – вегетативных и двигательных. И переживания, и физиологические изменения неотделимы друг от друга, т.е. всегда сопутствуют один другому.

В.К. Мягер и А.И. Гошев изучали соотношение между адреналином и норадреналином при разных отрицательных эмоциях. Известно, что разные гормоны обусловливают различные эмоции. Так, дефицит норадреналина вызывает депрессию в виде тоски, а дефицит серотонина – депрессию, проявляющуюся в виде тревоги. Увеличение концентрации серотонина в мозге улучшает настроение. На гормональной регуляции базируется и вегетативно-гуморальная теория эмоций П. Хенри, который считает, что каждая из трех отрицательных эмоций (гнев, страх, депрессия) имеет свой тип паттернов вегетативных реакций.

П.К. Анохин подчеркивает, что эмоции важны для закрепления, стабилизации рационального поведения. Положительные эмоции, возникающие при достижении цели, запоминаются и при соответствующей ситуации могут извлекаться из памяти для получения такого же полезного результата. Отрицательные же эмоции, извлекаемые из памяти, наоборот, предупреждают от повторного совершения ошибок, блокируют образование условного рефлекса.

Чувства являются следующими по иерархии и самым высоким уровнем эмоциональной сферы человека. Попытки развести понятия «чувство» и «эмоция» делались давно. Наиболее четкое разделение эмоций и чувств дано А.Н. Леонтьевым. Он отмечает, что эмоция имеет ситуационный характер, т.е. выражает оценочное отношение к наличной или возможной в будущем ситуации, а также к своей деятельности в ситуации. Чувство же носит отчетливо выраженный «предметный» (объектный) характер. Чувство – это устойчивое эмоциональное отношение. Существенно и замечание А.Н. Леонтьева, что эмоции и чувства могут не совпадать и даже противоречить друг другу (например, глубоко любимый человек может в определенной ситуации вызвать проходящую эмоцию неудовольствия, даже гнева). Чувства выражаются через определенные эмоции в зависимости от того, в какой ситуации оказывается объект, к которому данный человек испытывает чувство. Таким образом, прямого соответствия между чувствами и эмоциями нет: одна и та же эмоция может выражать разные чувства, и одно и то же чувство может выражаться в разных эмоциях.

Эмоции отражают биологическую сущность человека в отличие от чувств, которые отражают социальную сущность и могут достигать большой степени обобщенности (например, любовь к Родине). Чувства делят на три группы: нравственные, интеллектуальные и эстетические.

Нравственными называют чувства, которые переживает человек в связи с осознанием соответствия или несоответствия своего поведения требованиям общественной морали. Они отражают различную степень привязанности к определенным людям, потребности в общении с ними, отношение к ним. К положительным нравственным чувствам относят чувства доброжелательности, жалости, нежности, симпатии, дружбы, долга и т.д. К отрицательным нравственным чувствам относят чувства эгоизма, вражды, зависти, злорадства, ненависти, недоброжелательности и др.

Интеллектуальными называют чувства, связанные с познавательной деятельностью человека. Например, любознательность.

Эстетическими называют чувства, связанные с переживанием удовольствия или неудовольствия, вызываемые красотой или безобразием воспринимаемых объектов, будь то явление природы, произведения искусства или люди, а также их поступки и действия. Это понимание красоты, гармонии, возвышенного, трагического и комического.

Так, основоположник научной психологии В. Вундт считал, что существует особый вид психических явлений – чувства. Эти явления бесконечно разнообразны. Если в психике человека, по мнению В. Вундта, можно выделить около пятидесяти тысяч ощущений, то чувств можно было бы насчитать значительно больше. Язык не располагает достаточным количеством терминов для обозначения всех этих явлений.

Чувства носят предметный характер, связываются с представлением или идеей о некотором объекте.

Чувства редко переживаются в «чистом» виде. Психическое состояние индивида в каждый момент включает несколько чувств. Чувства развиваются на базе эмоций при взаимодействии с разумом. Чувства – это одна из форм отра­жения действительности, выражающая субъективное отношение индивида к удовлетворению его потребностей, к соответствию или несоответствию чего-либо его представлениям.

Характеристики эмоционального реагирования, постоянно и ярко проявляющиеся у индивида, являются его эмоциональными свойствами (рис.9).

 

Рис. 9. Эмоциональные свойства человека

 

С точки зрения физиологии, эмоциональная возбудимость есть не что иное, как эмоциональная готовность, т.е. готовность эмоционально реагировать на значимые для индивида раздражители. Эмоциональная возбудимость способствует эффективности некоторых видов профессиональной деятельности.

Близким по смыслу к эмоциональной возбудимости является свойство, обозначаемое как эмоциональная отзывчивость. По В.В. Бойко, эмоциональная отзывчивость как устойчивое свойство индивида проявляется в том, что он легко, быстро и гибко эмоционально реагирует на различные воздействия: социальные события, процесс общения, особенности партнеров и т.д. Это готовность индивида откликаться «на себя», «на других», «на дело», «на предметы», «на природу» и т.д.

В понятие «эмоциональная устойчивость», в зависимости от авторов, включаются различные эмоциональные феномены, на что указывают Л.М. Аболин (1987), М.И. Дьяченко, В.А. Пономаренко (1990) и др. Некоторые авторы рассматривают эмоциональную устойчивость как «устойчивость эмоций», а не функциональную устойчивость человека к эмоциогенным условиям. Дж. Гилфорд (1959) рассматривает эмоциональную неустойчивость как легкую возбудимость, пессимистичность, озабоченность, колебание настроений. П. Фресс (1975) в качестве главной характеристики эмоциональности выделяет эмоциональную неустойчивость (невротичность), характеризующуюся чувствительностью человека к эмоциогенным ситуациям.

Близко к такому пониманию эмоциональной устойчивости введенное Р. Кеттелом и др. (1970) понятие «аффективная устойчивость», под которой понимается отсутствие невротических симптомов и ипохондрических проявлений, спокойствие, устойчивость интересов. В.М. Писаренко (1986) рассматривает эмоциональную устойчивость как «такое свойство личности, которое обеспечивает стабильность стенических эмоций и эмоционального воздержания при воздействии различных стрессов».

О.П. Саникова (1982) изучала связь эмоциональности с общительностью. Она показала, что широкий круг общения, активность общения в сочетании с ее кратковременностью характерны для лиц с положительными эмоциональными установками, а узкий круг общения, малая активность общения на фоне устойчивости отношений – для лиц со склонностью к переживанию отрицательных эмоций. К аналогичному выводу пришли А.И. Крупнов, А.Е. Ольшанникова и В.А. Домодедов (1979).

Особое место занимают гедонистические концепции, согласно которым деятельность человека подчиняется принципу «максимизации положительных и минимизации отрицательных эмоций», т.е. направлена на достижение переживаний удовольствия, наслаждения и на избегание переживаний страдания. Для этих концепций эмоции и являются мотивами деятельности. Эмоции выполняют роль внутренних сигналов. Они являются внутренними в том смысле, что сами они не несут информации о внешних объектах, об их связях и отношениях, о тех объективных ситуациях, в которых протекает любая деятельность. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией, отвечающей этим мотивам деятельности.

В работах, отстаивающих существование беспредметных эмоций, используются данные психиатрической клиники. Однако в целом данные этой области не столько ставят под сомнение положение об обязательной предметности эмоций, сколько объясняют, почему в нормальных условиях эмоции всегда предметны. Большинство патологических возникающих беспредметных эмоциональных состояний обнаруживают удивительно стойкую тенденцию к объективизации, порождая многочисленные виды фобий, маний, галлюцинаций. Беспредметные эмоциональные переживания представляют собой крайне неустойчивые субъективные образования.

Феноменологически эмоциональные явления обнаруживают себя имеющими двойственное строение – состоящими из специфического субъективного переживания и некоторого отражаемого содержания.

Когда эмоциональное явление рассматривается как процесс, имеющий в феноменологическом «потоке сознания» свое начало и конец, на первый план выступает обратная зависимость – его обусловленность процессами отражения познания.

Спонтанная концентрация внимания на эмоциональное событие обеспечивает его опознание и когнитивную оценку. Эта оценка определяет дальнейшее протекание эмоционального процесса. Когда субъективная эмоциональная оценка события не подтверждается объективным познанием, возникшее эмоциональное переживание более или менее быстро угасает. Если же субъект убеждается, что возникновение эмоционального переживания вполне оправдано или когда оно достаточно сильно – начавшийся эмоционально-познавательный процесс получает то или иное развитие.

Очень часто исходное эмоциональное явление порождает сложный эмоциональный процесс, состоящий из целого ряда взаимосвязанных и взаимодействующих переживаний.

Существенные изменения в протекании эмоционального процесса способны внести познание причины обусловленности непосредственно эмоциогенного воздействия.

Функция эмоций может быть охарактеризована как индукция плюс-минус санкционирование осуществленной, осуществляющейся или предстоящей деятельности.

Последнее десятилетие ХХ в. принесло исследователям осознание еще одного аспекта эмоциональной сферы – люди различаются не только по тому, какие у них эмоциональные явления и как они протекают, но и по тому, как они умеют обходиться с ними, появляется понятие «эмоционального интеллекта» и «эмоциональной компетенции».

Таким образом, проблема эмоциональных состояний считается одной из важных и сложных проблем научной психологии. В последние годы неуклонно растут знания, относящиеся к сфере эмоций. Исследователи, занимающиеся физиологией, неврологией, этиологией, физиологической психологией и психиатрией, психологией и психотерапией – все они непосредственно соприкасаются с эмоциями. Многие психологические направления выходили на проблему эмоциональных состояний, пытались раскрыть и разработать ее. Эмоциональная сфера имеет большое практическое значение для всех сфер деятельности человека.

Глава 8 ОСНОВНЫЕ ПОЗИЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ»

Вопросы для самопроверки

1. И.Ф. Гербарт.

2. К.Э. Изард.

3. В.К. Вилюнас.

4. Е.П. Ильин.

5. Г.М. Бреслав.

6. А.Б. Холмогорова, Н.Г. Гаранян.

Глава 9. ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

Date: 2015-07-22; view: 459; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию