Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция VIII. Политическая культура общества. Личность и политика
Существуют несколько подходов к изучению политической культуры на современном этапе: психологические трактовки, толкующие политическую культуру как совокупность ценностей, мнений, обычаев, традиций; раскрытие содержания политической культуры через нормы и санкционированные образцы поведения граждан и групп. Несмотря на различие, все основные подходы раскрывают особый ракурс и содержание политической жизни. Политическая культура, в отличие от политического сознания и политической психологии, связана только с наиболее устойчивыми; внутренне значимыми для человека воззрениями. Статус политико-культурных представлений применим только к ценностным взглядам, обладающий для человека смысловым и, в известной степени, даже мировоззренческим значением, составляющим самую общую основу его гражданских Помыслов и поступков. Ценностные ориентации человека в политике включают в себя: познавательную ориентацию, т.е. истинные или ложные знания о политических объектах; аффективную ориентацию, эмоционально связывающую человека с политическими явлениями; суждения и мнения человека о политических объектах, требующих применения к ним оценочных критериев. Именно оценочные суждения человека выражают его индивидуально личностное отношение к явлениям политики и власти, т.к. их наличие конституирует человека как политического субъекта, осознавшего свое гражданство и соединившего внутренне значимые для него идеи (о свободе, справедливости, равенстве и т.д.) с пониманием реальных средств их осуществления в конкретной политической системе. Например, уважительное или пренебрежительное отношение к государственному флагу не только выражает противоположный статус политических символов, но и является содержанием прямо противоположных политических культур. Поэтому дифференциация ценностных отношений человека (к власти, государству, партиям) характеризует важнейшую структуру политической культуры. Далее, специфика политической культуры связана именно с воплощением мировоззренческих ориентаций в типичных для человека поступках. Политическая культура не только наделяет смыслом все идеальные представления и побуждения человека, но и выполняет функцию реализации в его поступках значимых дня него целей. Политическая культура представляет собой обусловленный ценностными представлениями человека о политических явлениях и воплощенный на практике кодекс его поведения или же стиль его деятельности как субъекта политической власти. Главным условием воспроизводства, а равно и трансляции культурных ценностей является человеческая индивидуальность. Поэтому любое ограничение прав и возможностей личности в самостоятельной переработке общественного богатства, ценностного освоения общественного опыта уменьшает роль политической культуры и в поведении индивида, и в политической жизни общества. Уровни и типы политической культуры. Как отмечает ряд западных исследователей, человек способен ориентироваться не только на социальные или национальные ценности и традиции, но и на биологические факторы. Поэтому необходимо различать закрытые, замкнутые, сориентированные только на собственные образцы в нормы типы политической культуры, не способные к продуктивному обмену ценностями с другими системами норм и ориентации; а также открытые инокультурному опыту и общению типы политической культуры. Политическая культура является многоуровневой системой: мировоззренческие ориентации определяются предпочтениями к индивидуальным или коллективным ценностям, нормам ЗападнойилиВосточной цивилизаций; испытывают влияние преимущественно мирского или религиозного сознания и т.д.; отношения людей к власти, являющееся ядром политической культуры, и проявляющееся во внутренней убежденности в справедливости безграничной власти государства над личностью, либо напротив - в безусловном приоритете прав личности по отношению к государству; ценностные отношения человека к различным политическим явления!..: от государства и межгосударственных связей вплоть до отношения к самому себе как субъекту политической власти. На разных своих уровнях политическая культура способна одновременно содержать в себе передовые и архаичные, традиционалистские и модернистские элементы.
Сопоставляя основные компоненты и формы функционирования политических систем Англии, Италии, ФРГ, США и Мексики, они выделили три “чистых” типа политической культуры, а именно: патриархальный, для которого характерно отсутствие интереса граждан к политической жизни; подданический, где присутствует сильная ориентация на политические институты, сочетающаяся с низкой индивидуальной активностью граждан, а также активистский, свидетельствующий о заинтересованности граждан в политическом участии и проявляющих такую активность. На практике эти три типа политической культуры активно взаимодействуют между собой, причем самой массовой и одновременно оптимальной является культура “гражданственности”, где преобладают подданические установки и соответствующие им формы участия в политике.
Именно личность, ее интересы, ценностные ориентации и цели выступают “мерой политики”. Проблема личности имеет в политической науке по меньшей мере три основных аспекта: личность как индивидуальные психофизиологические особенности человека, его привычки, ориентации, стиль поведения. При анализе личности с этой точки зрения основное внимание уделяется политическим лидерам, от индивидуальных особенностей которого зависит большая политика; личность как представитель группы: статусной, профессиональной, социально-этнической, классовой” элиты, масс, а также как исполнитель политической роли: избирателя, члена партии, министра. Такой подход не позволяет отразить автономию и активность индивида как специфического субъекта политики; личность как относительно самостоятельный, активный участник политической и' общественной жизни, обладающий разумом и свободой воли, уникальными в своем роде чертами, т.е. как целостность, имеющая политический статус гражданина или подданого государства. Именно в этом аспекте личность выступает субъектом и объектом политики.
Наиболее древние учения представлены взглядами Конфуция, Аристотеля и Платона. Так, патерналистская концепция Конфуция исходит из неравенства политического статуса людей, трактовки государства как одной большой патриархальной семьи, в которой вся полнота власти принадлежит правителю-отцу. Остальные же граждане делятся на старших - аристократию и чиновничество, и младших - простой люд. Младшие должны подчиняться старшим. А старшие, прежде всего монарх, призваны заботиться о благе народа. В политической концепции Платона разработана тоталитарная трактовка личности. (Заметьте, что речь идет не об индивидуальных качествах человека, а именно о личности, как носители социальных качеств) В своей теории Платон исходит из безусловного верховенства целого над частью (государства над индивидом). Государство, руководимое мудрым монархом, призвано утверждать единомыслие и коллективизм, регламентировать всю жизнедеятельность человека, следить за правильностью его мыслей и верований. При таком понимании личности человек выступает лишь объектом власти. Аристотель, напротив, выводит власть из природы человека. Поэтому его концепция получила название “антропологическая”. Аристотель считает индивида существом политическим по своей природе в силу его естественной предопределенности жить в обществе, коллективе. Исторически первыми формами общения являются семья и селение. На их основе затем возникает государство. Оно и есть высшая форма общения людей. Государство основывается, по Аристотелю, на действии свободных и равных граждан. Именно в государстве реализуется высшая цель природы человека • индивид становится органической частью живого политического организма. Догосударственные формы человеческого общежития и аполитичность индивида - признак низкого уровня развития человеческой природы. Таким образом античная демократия, считая свободных граждан непосредственными участниками властных решений, в то же время никак не защищала личность от произвола большинства. В противовес неограниченности государственной власти по отношению к индивиду появилась либералистическая (или гуманистическая) концепция личности. Индивид выступает в либерализме источником власти. Государство же - результат соглашения, договора свободных людей. Оно подконтрольно и подотчетно народу. В классической либеральной теории личность выступает скорее первичным источником и высшим контролером власти, чем ее повседневным сознательным участником. Главной сферой самореализации личности, проявления ее предприимчивости выступает гражданское общество. В современной политической мысли широко распространены теории и взгляды, стремящиеся органично сочетать традиционные ценности либерализма и некоторые коллективистские идеи. В первую очередь это христианско-демократическое учение. Оно исходит из трех основополагающих принципов: уникальной ценности человека в следствие его духовности, солидарности и субсидарности. Первый принцип означает гуманистическое отношение к человеку, его уважения со стороны государства. Второй - как ответственное выполнение человеком своих общественных обязанностей, забота каждого о всех, и всех • о каждом. Третий характеризует ответственность каждого за свое благополучие, оказание государством поддержки лишь тем, кто сам не может обеспечить себя.
Современная типология прав человека достаточно разнообразна. Наиболее общей классификацией является деление всех прав на негативные и позитивные, основанного на фиксации в них негативного и позитивного аспектов свободы. Негативные права определяют обязанности государства и других людей воздерживаться от тех или иных действий по отношению к индивиду. Они предохраняют личность от нежелательных, -нарушающих ее свободу вмешательств и ограничений. Позитивные права фиксируют обязанности государства и людей предоставить гражданину те или иные блага, осуществлять определенные действия. Это, например, право на образование, охрану здоровья. Осуществление позитивных прав невозможно без наличия у государства достаточных материальных и социальных ресурсов. Выделяют такие права, подразделяющиеся в соответствии со сферами их реализации: гражданские (личные) представлены естественными правами, имеющие характер негативного права; политические права, определяющие возможности активного участия граждан в управлении государством; экономические, связанные с обеспечением свободного распоряжения индивидами предметами потребления, собственностью, трудом и т.д.; социальные права связаны с обеспечением человеку достойного уровня жизни и социальной защищенности; культурные права призваны гарантировать духовное развитие человека. Помимо индивидуального права, существует и коллективное право, например, права национальных или сексуальных меньшинств, права народов и т.д. Права человека становятся реальностью лишь в том случае, если они неразрывно связаны с обязанностями людей. К ним относятся в первую очередь соблюдение законов, уважение прав и свобод других людей, уплата налогов, подчинение полицейским, охрана окружающей среды и т.д. Вопрос об ответственности за нарушение прав и обязанностей личности имеет важнейшее значение для их практического осуществления. Без определения конкретной ответственности, права человека.превращаются в красивую декларацию.
Очевидно, что явление лидерства основывается на определенных объективных потребностях сложно организованных систем. К ним относятся прежде всего потребность в самоорганизации, упорядочивании поведения отдельных элементов системы для обеспечения ее функциональной способности. Такая упорядоченность осуществляется через вертикальное и горизонтальное распределение функций и ролей. Вершиной такой управленческой пирамиды и выступает лидер. Четкость выделения лидирующих позиций зависит от типа общности. В системах с низкой групповой интеграцией функции лидеров выражены слабо. По мере усиления потребности людей и системы в сложно организованных действиях функции лидера повышаются. Институционализация лидирующих позиций отражается в понятии формального лидерства. Влияние формального лидера закрепляется в нормах в правилах и основывается на положении в определенной социальной иерархии. Индивидуальная способность и готовность человека к выполнению роли лидера, а также признание за ним права на руководство со стороны членов группы определяетсякак неформальное лидерство. Определение лидерства. В современном обществоведении существует несколько подходов к трактовке политического лидерства. Можно выделить следующие: 1. Лидерство - это влияние, авторитет, власть и контроль над другими. Однако не всякое влияние обеспечивает лидерство. Для него характерны три особенности: постоянство влияния; воздействие на всю группу, общество; приоритет во влиянии. 2. Лидерство - это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием властных решений, это руководящая должность. 3. Лидерство - как особого рода предпринимательство, осуществляемое на политическом рынке. При этом специфика такого лидерства состоит в персонификации “политического товара”, его отождествление с личностью потенциального лидера. 4. Политический лидер - это символ общности и образец политического поведения группы, способный реализовать ее интересы с помощью власти. В данном случае различают политическое лидерство от политического руководства, которое в отличие от лидерства предполагает достаточно жесткую и формализованную систему отношений господства - подчинения. Таким образом, понятие политического лидерства имеет два аспекта: формально-должностной статус, связанный с обладанием властью, и субъективную деятельность по выполнению возложенной социальной роли.
зависимости от отношения руководителя к подчиненным, оно делится на авторитарное и демократическое. Авторитарное предполагает единоличное направляющее воздействие, основанное на угрозе санкций, применении силы. Демократическое лидерство выражается в учете руководителем интересов и мнений всех членов группы или организации, их участии в управлении. Одна из наиболее распространенных типологий восходит.к учению М. Вебера о способах легитимации власти. В соответствие с этим, лидеров подразделяют на традиционных (вожди племен, монархии) - их авторитет основывается на обычае, традиции; рационально-легальных - это лидеры, избранные демократическим путем; и харизматических - наделенных, по мнению масс, особой благодатью, выдающимися качествами, способностями к руководству. Харизма складывается из реальных способностей руководителя и тех качеств, которыми его наделяют последователи. Такими лидерами были Ленин, Сталин, Ким Ир Сен, Ф. Кастро, М. Ганди и т.д. В современной политологии нередко используют четыре собирательных образа лидера: знаменосца, служителя, торговца, пожарного. “Знаменосцев” отличает собственное видение действительности, привлекательный идеал, “мечта”, способная увлечь массы (Мартин Лютер Кинг). Лидер - служитель всегда стремится выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев и избирателей в целом, действует от их имени. Для лидера - торговца характерна способность привлекательно преподнести свои идеи и планы, убедить избирателей в их преимуществе. И, наконец, лидер - пожарный ориентируется на самые актуальные общественные проблемы, насущные требования момента. Функции лидера прямо зависят от конкретной ситуации, в которой осуществляется лидерство. Они возникают на базе определенных потребностей и ожиданий общества, социальных групп и организаций. Осознание таких потребностей проявляется в форме задачи. В этом аспекте функции лидера обычно сводятся к своевременному учету общих потребностей, четкой формулировке целей, взятие на себя ответственности за их реализацию. 1. Интеграция общества, объединение масс лидер призван воплощать и себе и представлять во взаимоотношениях с другими государствами национальное единство; 2. Нахождение и принятие оптимальных политических решений; 3. Социальный арбитраж и патронаж, защита масс от беззакония” самоуправства демократии; 4. Коммуникация власти и масс, упрочение каналов политической и эмоциональной связи и тем самым предотвращение отчуждения граждан от политического руководства 5. Инициирование обновления, генерирование оптимизма и социальной энергии, мобилизация масс на реализацию политических целей; 6. Легитимация строя. Эта функция присуща тоталитарным обществам. Когда политический режим не может найти своего оправдания, то он вынужден искать его в особых качествах харизматических лидеров.
Он выступает закономерным следствием и одной из предпосылок тоталитарного строя, хотя встречается и в демократических государствах. По своей сути культ личности является воскрешением языческого идолопоклонства и, в частности, таких его атрибутов, как памятники, мавзолеи, сложные религиозно-политические ритуалы. Истоки культа личности лежат в тоталитарной идеологии, в претензии на монопольное обладание истиной. Благоприятной средой для развития культа является патриархальная и подданическая политические культуры, которые исходят из веры в хорошего царя или руководителя. Однако важнейшей причиной культа является огромная концентрация политической, экономической и социальной власти в руках политического лидера. Поэтому преобладание активистской политической культуры и существование устойчивых ' демократических традиций, наличие неконтролируемого государством гражданского общества и политической оппозиции сужают возможности для развития культа политического лидера, которые исходят из веры в хорошего царя или руководителя. Однако важнейшей причиной культа является огромная концентрация политической, экономической и социальной власти в руках политического лидера. Поэтому преобладание активистской политической культуры и существование устойчивых ' демократических традиций, наличие неконтролируемого государством гражданского общества и политической оппозиции сужают возможности для развития культа политического лидера.
Date: 2015-07-22; view: 630; Нарушение авторских прав |