Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие политических идей в новое время





Освобождение политической мысли из рамок философии и теологии начинается в эпоху Возрождения (Ренессанса) - период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы, охватывающей в Италии XIV - XVI ст., а в других странах - конец XV - XVI ст. Основное содержание этой эпохи - разложение феодализма и формирование новых буржуазных отношений, что сопровождается освобождением от религиозных представлений и формированием светского мировоззрения. Основа идеологии Возрождения - гуманизм, антропоцентризм: человек- центр Вселенной, богоравный по своим творческим способностям. Это внимание к человеку, его судьбе, к его земной жизни, к его потребностям и устремлениям определили искания во всех сферах, в том числе и в политической, где отправной точкой становится индивид-гражданин, что приводит к вытеснению теологической концепции - гражданской. Обращение к разуму как инструменту познания реального политического опыта плодотворно сказалось на развитии теоретических основ политологии.

Первые шаги по пути превращения политических знаний в научные сделал Никколо Макиавелли (1469-1527 г.г.) - великий итальянский гуманист, выдающийся деятель эпохи возрождения, изложивший свои политические взгляды в работах "Государство", "История Флоренции" и др.

Именно Макиавелли первым попытался определить предмет политической науки, ее метод и в определенной степени-законы. По его мнению, основным предметом политической науки является государство и право. "Государь" – это исследование о власти: ее завоевании, удержании, расширении и потере. Итальянский гуманист впервые ввел в политическую мысль термин "stato" (государство) не в смысле древнего полиса, страны, общества, а в смысле специфически политической организации. Решительно освободившись от теологии и отбросив средневековое учение о государстве и праве, он приходит к выводу, что стержнем политического поведения человека является не христианская мораль, а выгода, интерес, сила. "Судьба, - писал Макиавелли,— всегда на той стороне, где лучшая армия".

Средневековую концепцию божественного всемогущества Макиавелли заменил идеей объективной исторической необходимости, чтоон назвал судьбой. В историческом процессе большое место он отводит свободной воле личности и нацеливает людей на активное творческое участие в политике. Так, по его мнению, история зависит от двух факторов. Первый он назвал "fortuna" (судьба), подразумевая под этим не слепую силу рока, а естественный ход событий, их причинную связь, необходимую последовательность и т.п. Второй он назвал virtu (воля, талант, энергия). Таким образом, Макиавелли поставил вопрос о закономерностях исторического и политического процесса и о необходимости учитывать в политике как объективные условия, так и роль человеческого фактора, участников политической деятельности.

В разработке теории политики Н. Макиавелли стоял на прагматических позициях, четко ограничивая политику и мораль, ратовал за соединение в политике черт "льва и лисицы": "необходимо быть лисой, чтобы разглядеть западню, и львом, чтобы сокрушить волков". Эти и другие аналогичные высказывания в духе "цель оправдывает средства" 6ыли односторонне истолкованы как якобы проявления аморализма, вероломства и даже преступности политики в связи с чем появился термин " макиавеллизм" - политика, основанная на культе грубой силы, пренебрежении нормами морали. Но истолкование этого термина только в отрицательном, антигуманистическом смысле искажает действительную позицию Макиавелли, который хотя и был сторонником решительного и смелого достижения поставленных политических целей, но не стоял на позиции безоговорочного признания, что любая цель всегда и везде оправдывает любые средства ее достижения. В своем главном труде "Государь" Макиавелли, действительно, допускает возможность нарушения религиозных и нравственных норм, но не в принципе и не в любой ситуации, а единственно ради создания и сохранения государства. (В частности, ради объединения его раздробленной тогда Родины -Италии, которую он горячо любил). К сожалению, этим положением, но уже с другими целями руководствовались деятели Французской революции 1789 г., гитлеровцы, большевики.

Использование метода, основанного на реалистическом, прагматическом подходе к политике, постановка ряда теоретических проблем (о государстве, о взаимодействии субъективного и объективного в политике и др.) позволяет считать Н. Макиавелли, вслед за Аристотелем, основателем политической науки на новом этапе ее развития.


Почти одновременно с Н. Макиавелли, заложившим один из первых "камней" в теоретический фундамент нового буржуазного строя, жили и творили люди, отвергнувшие этот строй и предложили ему альтернативу. Это учение утопического социализма, представленное великими гуманистами Т. Мором и Т. Кампанеллой, выразившее и защищавшее интересы угнетенных и обездоленных в период перехода к новому обществу. В условиях, когда частная собственность, подавление и угнетение масс, неравенство и бесправие рассматривались как незыблемая основа любого общественного устройства, ранние социалисты-утописты изобразили, в абстрактной форме, такой общественно-политический строй, в котором господствуют общественная собственность, принципы гуманизма, демократии, свободы, равенства, социальной справедливости.

Томас Мор (1478-1535 г.г.) в своей "Утопии" (в переводе - место, которого нет) критикует существующий в современной ему Англии общественный и политический строй, основанный на частной собственности, изобличает паразитизм и корысть аристократии и духовенства, их безразличие к положению обездоленных. Источником всех бед и зла в государстве он считает частную собственность и во второй части книги рисует качественно новое общество - идеал, где нет частной собственности и денег, установлено всеобщее имущественное равенство, государство организует производство и распределение, борется с преступностью.

Подобные взгляды через столетие выразил в Италии Томмазо Кампанелла (1568-1639). В своей книге "Город солнца" он изображает идеальное государство, в котором ликвидирована частная собственность, нет богатых и бедных, введен всеобщий труд, благодаря чему резко сокращен рабочий день и есть возможность для разностороннего развития личности. Идеальное государство-город происходит не от Бога, а является прямым результатом деятельности разума. В государстве Солнца существует разделение труда. Главный его компонент -отделение умственного труда от физического. Как и Мор, Кампанелла выступает против допускавшегося Макиавелли противопоставления политики и морали.

Просвещение XVII-XVIII в.в. — это социально-политическое и философское течение, которое впервые открыто и конструктивно выступило против идеологии феодального общества. Термин "просвещение" впервые употреблен французским философом и писателем Вольтером (1694-1778) и немецким ученным-филологом Гердером (1774-1803). В статье "Ответ на вопрос, что такое просвещение?" немецкий философ Э. Кант предложил рассматривать его как необходимую историческую эпоху развития человечества, суть которой состоит в широком использовании человеческого разума для реализации социального прогресса. Выдающиеся деятели эпохи просвещения: Т. Гоббс и Д. Локк (Англия), Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Ш. Монтескье, П. Гольбах, К. А. Гельвеций, Д. Дидро (Франция), Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер, Ф. Шиллер, И. В. Гетте (Германия), Т. Джефферсон, Т. Пейн, Б. Франклин (США), Н. И. Новиков, А. Н. Радищев (Россия), Я. Козельский, В Каразин, В. Капнист (Украина).

Представители Просвещения стремились, прежде всего, ограничить веру - в пользу разума, религию - в пользу науки и научного мировосприятия, освободить мораль от абсолютного влияния религии. Провозгласив природный разум главным независимым от религии средством усовершенствования общества, деятели этого направления боролись за установление "царства Разума", основанного на природном равенстве, за политическую свободу и гражданское равенство. Большое значение в этом они придавали просвещению народа.


Английские просветители. У истоков просветительской мысли XVII в. стоят англичане Томас Гоббс (1588-1679) и Джон Локк (1632-1704), внесшие серьезный вклад и становление теорий естественного права и общественного договора.

Т. Гоббс свои политические взгляды изложил в работе "Левиафан или материя, форма и власть государства", в которой он по-новому освещает вопрос о происхождении государства. Решительно отвергнув концепцию божественного происхождения королевской власти, он видел ее источник в воле народа, в общественном договоре. В основе учения Гоббса - представление, что люди, по природе своей, имеют равные физические и умственные показатели, и поэтому каждый имеет одинаковые с другими права на все (естественные права). Но одновременно человек - существо глубоко эгоистическое, поэтому для естественного догосударственного общества характерен хаос, "война всех против всех" (Соответствует древнеримскому выражению "человек человеку волк"). Однако человеческий разум, по Гоббсу, позволил найти выход из этого опасного положения в общественном договоре: люди добровольно согласились ограничить свои естественные права. На этой основе и возникает государство, которое Гоббс уподобил мифическому библейскому чудовищу Левиафану. Таким образом, государство, согласно Гоббсу, - продукт человеческою разума, возникает в результате общественною договора и создается людьми, чтобы с его помощью покончить с войной всех против всех, гарантировать мир и безопасность в обществе. Однако Гоббс подчеркивает, что люди отказались от своих естественных прав не полностью, а только в той мере, в какой этого требуют интересы мира и самозащиты. Государство, особенно в форме неограниченной монархии, которую Гоббс считал лучшей формой политической власти, стоит над обществом и личностью, обеспечивает порядок и благоденствие.

Устанавливая над индивидуумом абсолютную власть государства, Гоббс, тем не менее, оставляет ему возможность противостоять воле суверена - это право восстания. Оно возможно в случае посягательства на жизнь индивида со стороны монарха. Защита собственной жижи опирается на высший закон природы - закон самосохранения. Этот закон не имеет права нарушать и суверен.

Дальнейшее развитие гражданская концепция политики получает в политической теории Джона Локка, выдающегося английскою философа и общественно-политического деятеля периода "славной революции" и реставрации династии Стюартов. В своем произведении "Два трактата о государственном управлении'' (1690) он не только отразил идеи своих предшественников о естественном праве, общественном договоре, народном суверенитете, неотъемлемых свободах личности, но и развил и дополнял их новыми и интегрировал в целостное политическое учение - доктрину раннебуржуазного либерализма.


Как и Гоббс, Локк видел причину образования государства в добровольном общественном договоре людей. Подчеркивая, что предгосударственное состояние характеризуется полной свободой людей относительно их действий и права распоряжаться собственностью и личностью, этим самым Гоббс утверждает, что источник возникновения государственной власти - естественное право, свобода и согласие народа. Таким образом, по Локку, государство - это совокупность людей, объединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного закона с целью надежно обеспечить естественные права, защиту личности и собственности. У Локка был свой взгляд на частную собственность как естественное право человека, объясняя ее высокий статус двумя причинами: частная собственность, позволяет человеку обеспечивать себя и семью всем необходимым для жизни, что дает возможность больше внимания уделять собственному развитию. Таким образом для Локка частная собственность - не абсолютная ценность, а средство достижения свободы.

Локк правомерно считается родоначальником либерализма. Он впервые четко разграничил такие ключевые понятия, как "общество", "личность" и "государство". Личность обладает такими естественными неотчужденными правами, как право на жизнь и владение имуществом, на свободу и равенство. которые человек не передает никому и ни при каких обстоятельствах. Эти неотъемлемые ценности - конечная граница власти и деятельности государства, переходить которую ему запрещено. Таким образом, в отличие от Гоббса, Локк ставит личность выше общества и государства. Государство должно служить обществу, а они оба - личности. Государство призвано защищать права личности и обеспечивать баланс общих и личных прав и интересов. Государство не должно быть более могущественным, чем личность ибо личности создают общество, а общество - государство.

Локк также выдвинул идею правового государства: кто бы конкретно ни владел государственной властью, он должен "управлять в соответствии с постоянными законами, провозглашенными народом, а не путем импровизированных указов". Этому мыслителю также принадлежит идея разделения властей на законодательную и исполнительную: полномочия принимать законы предоставляется только представительному органу - парламенту, а компетенция претворять законы в жизнь принадлежит монарху и кабинету министров.

Если Гоббс был сторонником абсолютной монархии, то Локк, считая се противоречащей естественному праву и закону, дорогой к тирании, обосновал необходимость ограниченной монархии (в этом выразилось стремление Локка приспособить теорию к той форме правления, которая установилась в результате "славной" революцией 1688г.

Политические идеи Локка оказали глубокое влияние на развитие политической мысли ХVIII века и нашли прямое отражение в Декларации независимости США (1776г.) — первом документе нарождающейся доктрины буржуазного конституционализма.

Подлинный взлет политической мысли Западной Европы происходит в XVIII в. и связан прежде всего с периодом подготовки Французской революции, начавшейся в 1789 г. За четыре десятилетия до ее начала во Франции возникло широкое общественное течение (названное Вольтером "Просвещение"), подвергнувшее острейшей критике основы феодальной идеологии, религиозные верования, вело борьбу за веротерпимость, свободу научной и философской мысли. В этот период многие важные идеи и принципы естественного права, общественного договора и разделения властей, выдвинутые на предшествующих этапах, получили классическое выражение, более полное и глубокое обоснование и развитие

Одним из основателей французского просветительства был Шарль Луи Монтескье (1689-1775). Свои основные политические взгляды он изложил в труде "О духе законов"(1748 г.), которой поставил его в ряд наиболее выдающихся мыслителей не только Франции, но и всего мира. В ней поставлена проблема генезиса государственноправовых явлений и в разрешении ее он высказывает свою оригинальную точку зрения, выступив против господствующей тогда договорной теории происхождения государства. Не отвергая в целом концепцию естественного, догосударственного, догражданского состояния общества, он в то же время не соглашается с его трактовкой как Гоббса, так и Локка. С его точки зрения, возникновение государства- это закономерный исторический процесс, а характер общества, государства и законодательства ("дух законов'' или "образ правления"), определяется совокупностью факторов как физического характера (прежде всего географическими), так и моральными (принципы государственного строя, нравы, религия, примеры прошлого, обычаи) Первые играют роль на самых низших ступенях развития общества, а вторые - в условиях цивилизации. Таким образом в объяснении происхождения государства и права Монтескье стоял на позициях исторического и социального детерминизма.

Особое внимание уделял философ географической среде. По его мнению, от климата, почвы, рельефа местности, величины территории зависит моральный облик каждого народа, характер его законов и жизни общества. Большое значение Монтескье придавал политическому фактору, считая, что форма государства, "принципы правления" определяют собой содержание законов и могут влиять даже на географическую среду. (Наш "Чернобыль" доказывает это на современном этапе).

Выразил Монтескье и свое понимание политической свободы, суть которой состоит в том, чтобы делать не то, что хочешь, а то, что разрешают законы: "Свобода - это право делать все, что разрешено законом''. Идею политической свободы философ связывает с идеей гражданской свободы, состоящей в безопасности граждан или их уверенности в своей безопасности, что невозможно без строгого соблюдения законов.

Вопрос о политической безопасности выводит этого мыслителя на вторую проблему - о разделе властей, в разрешение которой он внес существенный вклад. Анализируя британскую политическую систему, где эта идея нашла практическое воплощение в результате революционных преобразований, Монтескье теоретически осмыслил эти процессы и идея разделения властей развилась в целую теорию, цель которой – в обосновании принципа законности, обеспечения политической свободы, а также в том, чтобы - сделать право истинным регулятором взаимоотношений между государством и гражданином. Гарантия безопасности гражданина от беззакония и злоупотребления властью, верховенство права могут быть обеспечены, согласно концепции Монтескье, лишь разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых взаимно сдерживают друг друга.

Политические идеи Монтескье имели огромное практическое значение как для самой Франции, так и за ее пределами: они использовались при разработке американской Декларации независимости (1776) и французской Декларации прав человека и гражданина (1789), Конституции США 1787 г. и Конституции Франции 1791 г. и др.

Жан-Жак Руссо (1712-1778). С именем этого мыслителя связан переход от гражданской концепции политики к социальной, в которой основой является не индивид-гражданин, а группы - класс, нация, человечество и т.п., а индивидуумы рассматриваются как продукты своего сообщества.

Политические идеи Руссо наиболее полно отражены в его труде "Об общественном договоре" (1762), в котором выдвинутые до него идеи естественного права и общественного договора не только получили классическое обоснование, но в них поставлены новые акценты. В отличие от своих предшественников-теоретиков естественного права, Руссо рассматривает объединение, возникшее посредством заключения общественного договора, как одновременно являющимся и трансформацией "естественных индивидуумов" в "моральных" граждан. На основании того, что индивидуумы идентифицировали себя с обществом, государством, Руссо делает вывод, что тех, кто сопротивляется общей воле, общество должно заставить подчиниться ей. Исторический опыт свидетельствует, что на эти идеи Руссо опирались якобинцы в своей практической деятельности в период Французской революции, их использовали лидеры последующих буржуазных революций, реализовали их и русские большевики.

В целом идеи французских просветителей не только стали новым этапом в развитии политической теории, но и оказали самое непосредственное воздействие на ход политической истории. Французская Декларация прав человека и гражданина закрепляла естественные и неотъемлемые права человека, равенство граждан перед законом, принцип разделения властей и др. Учение Монтескье и Руссо оказало огромное влияние не только на подготовку и развитие Французской революции, но и на борьбу за независимость США и на взгляды ее идеологов. Опираясь на идеи европейского Просвещения, американские государственные деятели и мыслители второй половины XVIII- начала XIX в.в. в ряде вопросов пошли дальше их, особенно в разработке проблем демократии, политического равенства, прав и свобод личности.

Т. Джефферсон (1743-1826) - автор Декларации независимости США 1776 г., третий президент США, виднейший представитель радикально-демократического крыла политической мысли США того времени. Его политический идеал - демократическая республика свободных и равноправных граждан. Правительство создается народом, а его власть базируется на согласии народа повиноваться ему. Оно должно служить охране естественных прав человека. Народ вправе низвергнуть существующую форму власти, склонную к деспотизму.

Политические идеи Джефферсона, изложенные в Декларации независимости, сыграли исключительно важную роль в революционной борьбе за свержение колониального гнета Англии, в завоевании независимости и создании США, Декларация независимости США - первый в истории государственный акт, закрепивший демократические принципы народного суверенитета и прав человека в качестве основ политической жизни не только в США, но и в Европе.

Джеймс Мэдисон (1751-1836) - один из авторов проекта Конституции США 1787 г., четвертый президент США, внесший особенно большой вклад в разработку механизма организации и осуществления демократической власти. Он много сделал для творческого развития и практического осуществления в условиях США принципа разделения властей, в первую очередь в плане обеспечения равновесия трех ветвей власти через разработанную им систему взаимных сдержек и противовесов, которая в своей основе функционирует в стране до настоящего времени. Не потеряли своего значения идеи Мэдисона о взаимоотношении меньшинства и большинства в подлинно демократическом государстве, в частности, о необходимости обеспечения гарантий свободы для меньшинства и учета его интересов.

В XIX в. основным направлением в политической идеологии стал либерализм (от лат. Liberales - свободный). Он утверждается в основных сферах: в экономике - как свобода от феодально-сословной зависимости и от запретов для капиталистической инициативы; в политике - как свобода собраний и создания организаций независимых собственников, в духовной - свобода мысли, мировоззрения. Общепризнанные черты либерализма как политической доктрины следующие. Оптимистическая вера в прогресс, в возможность постоянного усовершенствования самих людей и общественных систем. Индивидуализм, т.е. примат личности, ее интересов над обществом. Свобода совести, слова, экономическая свобода, объединений и т.п. Принцип частной собственности как основа свободного общества. Ограничение функций государства. Ограничение власти госаппарата, т.е. такая его организация, которая не мешала бы свободам и активности граждан. Принцип разделения власти между законодательной, исполнительной и судебной.

Заслуга обоснования либерализма как течения общественно-политической мысли принадлежит немецкому философу Иммануилу Канту (1724-1804) (был профессором Кенигсберского университета - Восточная Пруссия). Свои взгляды на либерализм, как единственно разумной платформе общественного устройства, Кант обосновал в таких работах, как “Идеи всеобщей истории”, “К вечному миру”, “Метафизика обычаев” и др. Принципы концепции Канта сформировались под влиянием просветительских идей и школы естественного права, которая отстаивала индивидуализм. Главное в его концепции - утверждение, что личность - главная ценность. Человек, по его мнению, не является средством для достижения даже самых благородных планов, он - субъект морального сознания и в корне отличается от окружающей природы и в своем поведении должен руководствоваться велением морального закона. Этот закон — априорный, он не подлежит никакому внешнему влиянию и поэтому безусловный (Кант назвал его “категорический императив”).

Канту принадлежит пальма первенства в обосновании правового государства. Так как не все используют собственную свободу-, для реализации “категорического императива”, (а часто она перерастает в своеволие), то, по его мнению, ограничить своеволие одних против других призвано право посредством объективного общего закона свободы. В понимании Канта право регулирует лишь внешнюю форму поведения людей, их поступки, а субъективные мотивы, мысли, переживания индивида регулирует мораль. Таким образом, призвание права - надежно гарантировать морали такой социальный простор, в котором она могла бы себя нормально выявить и в котором без помех могла бы реализоваться свобода индивида. В этом суть идеи Канта о моральной обоснованности права. Но оно может быть реализованным только тогда, когда будет обязательным, чего можно достичь только наделением его принудительной силой, а это качество ему может придать только государство как первый носитель принуждения. Так философ устанавливает логическую связь этики, права и государства. Являясь сторонником “договорного” происхождения государства, Кант подчеркивает, что “Общественный договор” заключают между собой морально полноценные люди и поэтому государственной власти запрещается обращаться с ними как с существами, которые не знают моральный закон и не могут сами выбрать правильную линию поведения. Кант резко выступает против наименьшего уподобления власти государства отцовской опеке над детьми: “Правление отцовское, при котором подданные как неполнолетние, не в состоянии отличить, что для них действительно полезно или вредно,... такое правление - наибольший деспотизм.”

Важным в учении Канта является признание преимущества морали над политикой. Философ выделил “максимы”, приводящие к аморальной политике, к которым он относил захваты чужих территорий и поиск оправдания этого, а также действия по принципу “разделяй и властвуй”. Политику он рассматривал как гармонию средства и цели.

Английский государственный деятель и мыслитель Джон Стюарт Милль (1806-1873) пошел по пути соединения либерализма, индивидуализма и утилитаризма, соединив многие идеи своих предшественников с реалиями XIX в. В центре его внимания - вопросы соотношения свободы и демократии, проблемы равноправия.

Убежденный, что демократия - лучшая форма государства, Милль выступал за всеобщее избирательное право, но он видит такие “издержки” демократии, как снижение “качества” власти и тирания большинства. Индивидуальность для Милля - свойство меньшинства, свойство элиты, источник прогресса, основа борьбы против установления “коллективной посредственности”. Хотя конкретные предложения Милля, направленные на предотвращение подавления невеждами образованных людей (система подачи голосов интеллектуальной и моральной элитой в нескольких избирательных округах, а все остальные должны иметь лишь один голос), не получили, в целом, признания, его идея пропорционального представительства стала отправной точкой при разработке политических теорий XX века, а также имела важное практическое значение.

На политические взгляды Милля оказали определенное влияние социалистические идеи. Решительно критикуя систему частной собственности и наемного труда, порождающей неравенство и зависимость труда от капитала, Милль выступал против революционного насилия, призывал не к уничтожению системы частной собственности, а к ее улучшению, особенно в вопросах распределения этой собственности, ее наследования и т.п. Эти идеи получили воплощение в теории и практике западноевропейской социал-демократии.

Важное место проблемы государства, права, власти, гражданского общества занимают в социальной философии Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831), наиболее полно изложенные в его “Философии права”.Он ввел в политическую науку размежевание понятий “гражданское общество” и “государство”. Основой гражданского общества Гегель рассматривал групповые интересы, а путь к единству общества - согласование различных интересов с помощью группового представительства в верховных органах власти, в которых реализуется общая цель корпоративных устремлений - подчинение общим интересам общества. Таким образом, государство трактуется как организация, являющаяся основой гражданского общества и разрешающая противоречия между его членами.

Гегель был противником того, чтобы все управление обществом осуществлялось только сверху и с центра и считал, что оно должно исходить снизу, с общин, корпораций и т.д. Он считал необходимым также устройство государства, в котором “внизу правительство наталкивается на правомерные интересы, которые оно должно уважать”. В работе “Конституция Германии” разработано важное положение гегелевской политической концепции: “Народ — основа государства”.

В середине XIX в. развивается марксизм-теория, противоположная не только либерализму, но и всем буржуазным концепциям. Марксизм отразил острую потребность в коренных изменениях существующего тогда общественного устройства. Его основоположники - Карл Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895) связали свое учение с интересами рабочего класса — самого обездоленного в период утверждения капиталистического строя. В пролетариате они видели реальную силу, способную претворить идеал социалистов-утопистов в реальность - построить общество без частной собственности, в котором царит социальная справедливость и подлинная свобода.

Марксистская социалистическая доктрина включала ряд политических идей, которые должны были обеспечить переустройство общества. Главнейшими из них были.

1. Доминирование классовой борьбы как движущей силы исторического прогресса в общественной жизни общества, в истории всех антагонистических формаций; считали, что государство - продукт классовых отношений и служит интересам экономически господствующего класса.

2. Мессианское предназначение пролетариата - осуществить переворот в капиталистическом способе производства, ликвидировать эксплуатацию труда, классы. В этом всемирно-историческая роль рабочего класса.

3. Необходимость насильственной политической революции для выполнения пролетарской миссии могильщика капитализма.

4. Для организации рабочего класса на политическую борьбу за власть и построение общества, основанного на коммунистических идеалах, необходимо создание особой бескомпромиссной пролетарской партии нового типа.

5. Центральная идея марксисткой политической теории - идея диктатуры пролетариата как орудия построения основ социализма в переходный период от капитализма к социализму. Суть диктатуры пролетариата - соединение законодательной, исполнительной и судебной власти.

6. Чтобы вести за собой пролетариат к намеченной цели, политическая партия должна проводить решительную идеологическую борьбу с классовыми противниками. (Маркс и Энгельс вели борьбу с П. Прудоном, Л. Лассалем, М. Бакуниным).

Марксистские идеи оказали серьезное влияние на развитие социально-политической мысли, особенно европейской. Однако они не стали основой современной политологии. Критическое переосмысление марксистской политической концепции в конце XIX – начале XX в.в. и особенно практика социализма обнаружила ее уязвимые места: абсолютизация роли рабочего класса и пренебрежение другими слоями; использование насильственных (революционных – часто преступных) форм социально-политических преобразований; преувеличение экономических факторов и пренебрежение социально-политическими факторами в развитии общественной жизни; нетерпимость к инакомыслию; отрицание исторических возможностей и перспектив в развитии капитализма и др.

В марксизме был элемент реализма в эпоху промышленного переворота и классического капитализма. Но уже в конце ХIХ в. появляются политические идеи, переносящие акценты в марксисткой теории с насильственной пролетарской революции на эволюционный, реформистский путь. Первые проявления этих взглядов имело место при жизни К. Маркса и Ф. Энгельса: в 1879 г. лидеры немецкой социал-демократии К. Хехберг и Э. Бернштейн выступили со статьей "Ретроспективное обозрение социал-демократического движения в Германии". В ней авторы предложили отказаться от исключительно пролетарского характера партии, от революционных методов борьбы, так как это отталкивает от партии все возрастающие слои мелкой и средней буржуазии и интеллигенции.

Наиболее полно эти новые идеи, названные ортодоксальными марксистами “ревизионистскими”, “оппортунистами” (соглашательскими), изложил Э. Бернштейн (1850-1932), редактор органа немецких социал-демократов "Социал-демократ" в книге "Предпосылки социализма и задачи социал-демократии". Он считал, что в новых условиях конца ХIХ в. экономическая борьба пролетариата, ведущаяся профсоюзным движением в легальных формах, и прежде всего - в парламенте, может предотвратить обнищание пролетариата, смягчить противоречия между трудом и капиталом. Подобные взгляды разделял и видный деятель II Интернационала Карл Каутский (1854-1938), хотя вначале и выступил с критикой Э. Бернштейна с позиций ортодоксального марксизма. В известной полемике с В.И. Лениным он подчеркивал позитивные функции института государства как органа, управляющего экономическими механизмами и гарантирующего гражданский мир на основе демократического политического консенсуса. За свои взгляды, и прежде всего - за отказ от "революционной диктатуры пролетариата", К. Каутский был заклеймен как "ренегат" и в течении более 70 лет советский читатель был избавлен интересных работ известного теоретика марксизма и политика.

Современная социал-демократия, вышедшая из марксизма, сумела преодолеть догмы марксистского революционизма, и прежде всего - представления о завоевании власти пролетариатом как основы и единственного гаранта революционной перестройки общества, отстоять тезис о политической демократии как универсальной форме социалистических изменений. Социал-демократы стремились преобразовать общество свободного рынка в интересах людей наемного труда, отстаивая в сфере политики идею сотрудничества классов, отвергнув марксистскую теорию классовой борьбы ь ее чистом виде и диктатуру пролетариата как единственно возможную форму политического устройства нового общества. Что касается идеи социализма, то социал-демократы рассматривали ее в основном как определенный морально-этический прицип, реализующийся исключительно эволюционным путем в процессе постепенного созревания цивилизованных материальных и духовных основ общественной жизни, развития демократии прежде всего. Наиболее выдающиеся социал-демократы второй половины XX в. - У. Пальме (Швеция), В. Брандт (ФРГ'), Ф. Гонсалес (Испания).

В то время, как в Западной Европе в конце XIX - в начале XX в.в. сложилась новая социально-политическая ситуация, ставящая и новые задачи перед пролетарским движением, в ее восточной части, в частности в России, ситуация способствовала распространению марксизма в ортодоксальной форме. В.И. Ульянов-Ленин (1870-1924 не только полностью воспринял марксизм, но и поставил цель осуществить иго главную идею на практике. Основные элементы ленинской политической доктрины, сформированные, в основном, до революции, стали основой практического преобразования общества - эксперимента, начавшегося в 1917 г. и продолжавшегося более 70 лет. Одна из характернейших черт политической жизни страны после Октября - сосредоточение всей политической жизни в руках авангарда партии, которая, чем дальше, тем больше бюрократизировалась, контролируя всю систему общества путем разветвленной сети номенклатуры. Террор против явных и воображаемых "врагов революции", широкомасштабные преследования различных слоев населения по классовому признаку (дворянство, предприниматели, купечество, духовенство, интеллигенция и др.) сопровождали уже первые шаги советской власти. Организованное насилие стало главным средством разрешения сначала политических, а затем и экономических, социальных и культурных проблем. В.И. Ленин открыто выступал за использование насилия и массового террора уже после победы Октября, объясняя его применение необходимостью завоевания и укрепления власти.

Так называемый ленинский этап в развитии марксизма закончился в конце 20-х годов идеологизацией марксизма, в результате которой сталинизм стал "единственно правильной" доктриной: канонизированные постулаты марксизма приобрели характер веры, исключительного права на истину, а развитие идей начало рассматриваться как отступничество, ревизионизм. Насилие, которое пытались оправдать чрезвычайными обстоятельствами в период революции и гражданской войны, теперь стало универсальным средством реализации политических и социальных целей. Сталинизм максимально использовал увлечение русских революционеров радикализмом, когда во имя идеи считалось возможным приносить в жертву все, начиная с культуры и заканчивая жизнью людей. В результате утверждения насилия, опиравшегося на беззаконие, происходит превращение партии в самостоятельный орган диктатуры и осуществляется ею функции управления без пролетарской диктатуры. Возникла диктатура партийно-государственного аппарата, новой бюрократии, которая правила, прикрываясь рабочим классом.

В большинстве стран, которые пошли по пути осуществления марксистских идей, было характерно: расправа над политическими оппонентами; преследование граждан принадлежащих к различным социальным категориям и считавшихся враждебно настроенными к установленному строю; ликвидировалось независимое крестьянство; массовая депортация и насильственное переселение; преследование семей жертв режима; подавление личности и подчинение ее интересов государственным; существование в замкнутом, изолированном мире.

Современное общественно-политическое развитие подтвердило несостоятельность марксистских политических концепций, о чем свидетельствует распад социалистической системы, международного коммунистического движения.

Выводы. В XIX в., в условиях утверждения буржуазного общества, господствующей политической концепцией становится демократический либерализм, основные принципы которого - частная собственность, рыночные отношения и политическая демократия. В рамках либеральной концепции получают развитие следующие доктрины:

1. Теория народного суверенитета. Она возникла и развилась в XVII - XIX в.в. на базе теории о договорном происхождении государства. Согласно теории общественного договора народ - источник государственной власти и ее носитель, суверенен.

2. Теория правового государства. Она включает: а) учение о естественных правах личности, которые не зависят от государственного признания; б) необходимость гарантии прав личности; в) связь государства и его органов с законами, правом, стоящим над государством.

3. Теория разделения властей. Сущность ее состоит в том, что законодательная, исполнительная и судебная власти должны осуществляться разными специфическими органами, действующими на основе демократических принципов: закон принимается только представительной властью; исполнительная власть не может изменять законы; суд - независимый.

В середине XIX в. в Западной Европе возник марксизм — учение о революционном преобразовании капитализма, о построении коммунистического общества. Марксистские традиции в исследовании политической жизни в конце XIX - начале XX в.в. получают дальнейшее развитие в двух основных направлениях: революционном и реформистском. Реформистское направление воплощено в теории и практике современной социал-демократии, главные принципы которой выражены в "Декларации принципов" Социалистического Интернационала, принятой в 1989 г. в Стокгольме на XVIII конгрессе Социалистического Интернационала. Основные положения социал-демократической концепции - смешанная экономика, социальная справедливость, свобода и равенство, социальная защищенность членов общества - не только нашли воплощение в современных политических системах развитых стран, но и отражены во многих программах политических партий постсоветских стран.

Революционное течение в марксизме нашло свое выражение в ленинской теории и в практике социалистического строительства в СССР и в странах так называемой народной демократии. Попытки претворения в жизнь марксистских идей оказались неудачными: общество, построенное в СССР и в ряде стран Восточной Европы, не соответствует идеалам, выдвинутым марксистской теорией. В этих странах был построен государственно-административный социализм, где господствовала бюрократическая верхушка, а права и свободы личности были подавлены. Таким образом современное общественное развитие подтвердило несостоятельность марксистских коммунистических политических концепций.

 







Date: 2015-07-22; view: 560; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.024 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию