Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В помощь специалистам образования, изучающим феномена толерантности





Особая роль в формировании толерантности у всех категорий обучаемых – от дошкольной до послевузовской образовательной системы – принадлежит, безусловно, педагогам. Поэтому предлагаемый преподавателям библиографический материал включает не только книги, публикации в периодических изданиях и ссылки на Интернет сайты, в которых можно ознакомиться с различными толкованиями понятия феномена толерантности, (ее типах и аспектах), с концепциями и дискуссионными материалами [2, 17, 18, 20, 23–25, 29, 31], но и статьи, посвященные формированию толерантности самих педагогов [12, 15, 26, 34], а также конкретные методические рекомендации по воспитанию толерантности на уроках и в системе дополнительного образования детей [1–14, 16, 21, 30, 32–36].

Книги и публикации, перечисленные ниже, датируются в основном 2003–2005 гг. и могут быть интересны педагогам любых образовательных систем.

1. Алексашкина Л.Н. Школьные курсы всеобщей истории: уроки толерантности / Л.Н. Алексашкина // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2003. – № 10. – С. 24–29.

2. Асмолов А.Г. Психология обыкновенного фанатизма: [О «фабрике фанатиков»: психологические инструменты овладения сознанием подростков] / А.Г. Асмолов // Век толерантности: научно-публицистический вестник. – М., 2001.

3. Битянова М. Волшебный кристалл: Игра на развитие толерантности для учащихся 6-х кл. / М. Битянова // Литература: еженед. газ. Изд. Дома «Первое сентября». – 2002. – № 39. – С.7–8.

4. Битянова М. Встречи во Вселенной: Игра на развитие толерантности для старшеклассников / М. Битянова // Литература: еженед. газ. Изд. Дома «Первое сентября». – 2002. – № 39. – С. 9–10.

5. Битянова М. Встречи во Вселенной: Игра на развитие толерантности для старшеклассников / М. Битянова // Физика: еженед. газ. Изд. Дома «Первое сентября». – 2002. – № 39. – С. 9–10.

6. Встречи во Вселенной: Игра на развитие толерантности для старшеклассников / М. Битянова // Химия: еженед. газ. Изд. Дома «Первое сентября». – 2002. – № 39. – С. 9–10.

7. Вульфов Б.З. Воспитание толерантности: сущность и средства / Б.З. Вульфов // Внешкольник. – 2002. – № 6. – С. 12–16.

8. Громова Е. Развитие этнической толерантности в школе / Е. Громова // Воспитание школьников. – 2006. – № 1. – С.13–17.

9. Епанчин П.М. Воспитание веротерпимости в общеобразовательной школе как одна из форм профилактики экстремизма / П.М. Епанчин // Образование. – 2003. – № 9. – С. 59–62.

10. Жеребина О.П. Урок толерантности по теме «Что делает МЕНЯ частью НАС?» / О.П. Жеребина, Ю.В. Краснокутская [и др.] // Практика административной работы в школе.– 2004. – №7. – С.62–63.

11. Ильченко Л.П. Формирование этнокультурной толерантности школьников в процессе знакомства с культурой родного края / Л.П. Ильченко // Этнопедагогика: Проблемы обучения и воспитания. – СПб., 2004. – Вып. 3. – С. 47–53.

12. Киршина Л.Н. Проблемы этнической толерантности в программах повышения квалификации педагогов национальных образовательных учреждений / Л.Н. Киршина, Э.Р. Хакимов // Методист. – 2004. – № 4. – С.14–17.

13. Клокова Г.В. Формирование толерантного сознания школьников в процессе обучения истории / Г.В. Клокова // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2003. – № 1. – С. 18–25.

14. Кожурина Л. В лабиринтах толерантности: Как нам обустроить взаимопонимание и терпимость / Л. Кожурина //1сентября.–2004. – 53. -С. 2.

15. Коржуев А.В. Толерантность в контексте педагогической культуры преподавателя вуза / А.В. Коржуев, Н.Ю. Кудзиева, В.А. Попков // Педагогика. – 2003. – № 5. – С. 44–49.

16. Коршунова Е. Два урока толерантности: 8–1 кл. / Е. Коршунова // Математика: еженед. газ. Изд. Дома «1 сентября». – 2003. – № 8. – С. 16–22.

17. Ледовский М. Толерантность и религия – две вещи несовместные? [О религиозных «фобиях»]/ М. Ледовский // www.asi.org.ru.

18. Ленсменг А. Преимущества интеграционной модели образования в мультикультурном обществе: [Интеграция и толерантность попадают в дисгармонию друг с другом, когда интеграция имеет своей целью ассимиляцию и как следствие – идентичность меньшинства и его сохранение как группы ставится под угрозу] / А. Ленсменг // Международный научный педагогический Интернет-журнал с библиотекой «Образование: исследовано в мире» («oim.ru», «ОИМ») http://www.oim.ru. – (С дайджестом статьи можно ознакомиться на страницах журнала «ЛС: лучшие страницы педагогической прессы». – 2003. – № 1. – С. 3–6.

19. Лобашов В.Д. Толерантность учебного процесса / В.Д. Лобашов // Образование в современной школе. – 2005. – № 6. – С. 8–16.


20. Мелихова Г.Н. О толерантности, культуре мира, большевизме и православной культуре / Г.Н.Мелихова // Образование.–2004.– №3.–С.53–68.

21. Морозов Н.В. О формировании толерантного поведения учащихся / Н.В. Морозов // Преподавание истории в школе. – 2005. – № 9. – С. 39–40.

22. Мурашов А.А. Гримасы толерантности: когда терпимость нетерпима / А.А. Мурашов // Мир образования – образование в мире. – 2003. – № 3. – С. 189–194.

23. О создании координационного совета по реализации Федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001–2005 годы)»: Приказ Министерства образования РФ от 18 октября 2001 г. № 3400. – Положение о Координационном совете по реализации Федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)» // Бюлл. Минобразования РФ. Выс. и сред. проф. образование. – 2002. – № 1. – С. 51–54.

24. Палаткина Г.В. Этнотолерантность в мультикультурном регионе / Г.В. Палаткина // Школьные технологии. – 2003. – № 3. – С. 217–221.

25. Понкин И.В. Толерантность и толерантизм в светском государстве / И.В. Понкин // Образование. – 2003. – № 5. – С. 29–42.

26. Синякова Н. Системный подход к формированию толерантности педагогов-психологов/Н.Синякова/Психология вшколе.–2004.–№4.–С.61–65.

27. Степанов П.В. Как воспитывать толерантность в школе / П.В. Степанов // Педагогический вестник. – 2000. – № 2. – С. 2.

28. Степанов П.В. Феномен толерантности / П.В. Степанов // Классный руководитель. – 2004. – № 3. – С. 5–14.

29. Темичева Е. Толерантность как условие существования [Обзор исторических корней понятия толерантности; понятие социокультурного подхода к определению толерантности; законодательная база; критика государственной и общественной нетерпимости; критика подходов в преподавании отдельных предметов в школе; о Федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе»; социокультурный подход – наиболее эффективный механизм воспитания толерантности – изучение иных культур] / Е. Темичева // http://tolerance.fio.ru.

30. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений / под ред. С.К. Бондаревой: [Сборник содержит материалы социологических исследований, методические разработки, направленные на формирование установок толерантного сознание у старшеклассников]. – М.: Изд-во Московский психолого-социальный институт, 2002. – 368 с.

31. Толерантность и культурная традиция / под ред. М.Ю. Мартыновой: [В книге рассматривается проблема толерантности с позиции этнолога]. – М.: РУДН; институт этнологии и антропологии РАН, 2002. – 447 с.

32. Толерантность в химии и жизни: Разработка внеклассного мероприятия / В. Семин, О. Золотова, Е. Дяткинская [и др.] // Химия: еженед. газ. Изд. Дома «Первое сентября». – 2003. – № 2. – С.14–15.

33. Тыртышная М.А. Описание занятий с подростками по проблеме толерантности / М.А. Тыртышная // Классный руководитель. – 2005. – № 4. – С. 125–129.

34. Шабуров Н.В. Межрелигиозная толерантность: Программа курса повышения квалификации / Н.В. Шабуров, А.В. Юдин // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2005. – № 8. – С. 47–50.


35. Ямбург Е. Святая наука – расслышать друг друга: [Суть процесса воспитания толерантности и культура диалога у учащихся] / Е. Ямбург // Учительская газета. – 2000. – № 42. – С.20.

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

Пояснительная записка. 3

Введение. 5

Словарь толерантности. 8

ЧАСТЬ 1. Базисная основа и теоретический анализ проблемы «толерантность» 19

§ 1. «Толерантность» – принцип отношения человека к человеку или «что такое для вас толерантность?» 19

§ 2. Генезис и семантическое поле толерантности. 26

§ 3. Теоретические основы толерантности как психологической категории 38

ЧАСТЬ 2. Гуманистическая и экзистенциальная концепция в контексте построения толерантных отношений 73

§ 1. Психологические основания исследования толерантности. 73

§ 2. Принятие – как личностная особенность и как психологический механизм толерантности 76

§ 3. Проблема «Я» или самосознание в процессе развития принятия. 82

ЧАСТЬ 3. Личность в системе толерантных отношений. 94

§ 1. Межличностная толерантность. Интолерантность. 94

§ 2. Коммуникативная толерантность. 98

§ 3. Этапы становления толерантного отношения. 112

ЧАСТЬ 4. Введение в педагогику толерантности. 115

§ 1. Педагогическая сущность толерантности. 118

§ 2. Пути и средства воспитания толерантности. 120

§ 3. Толерантность педагога. 129

Послесловие. 135

Литература. 136

Приложение 1. Психологические основания исследования толерантности в образовании (С.Л. Братченко) 141

Приложение 2. Формирование установок толерантного сознания (А.М. Кондаков) 160

Приложение 3. О толерантности (Г.И. Зинина) 163

Приложение 4. Принципы, нормы и правила успешного воспитания (Владимир Лизинский) 165

Приложение 5. В помощь специалистам образования,

изучающим феномена толерантности. 166

Оглавление ………………………………………………………………....170

 

 

Т.Н. Чекмарева

 

 

Толерантность –

поиск мира и согласия в межличностном взаимодействии.







Date: 2015-07-22; view: 759; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию