Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Фасилитативный подход к толерантности
Многие «составляющие» толерантности, видимо, могут быть сформированы – путем специального обучения, социально–психологических тренингов и т.д. Однако, перефразируя известную формулу М.М. Бахтина, можно сказать: чем ближе к личностной основе толерантности – к ценностям, смыслам, личностным установкам – тем менее адекватными будут формирующие усилия и тактика «внедрения». Но при всей очевидной неадекватности директивных методов «распространения» толерантности, во многих психолого-педагогических разработках отдается предпочтение именно формирующим подходам и даже «целенаправленному изменению личности» (Комогоров, 2000; Скрябина, 2000); более того – именно подход «формирования и внедрения норм толерантности» заложен и в Федеральную целевую программу «Формирование установок толерантного сознания …». Понятно стремление прямо и быстро решить проблему «устранения нетерпимости», однако такое нетолерантное отношение к сложной и деликатной проблеме развития толерантности может вести к результатам, которые окажутся не вполне соответствующими, а возможно и противоположными декларируемым целям… Известно, что при формирующем подходе резко возрастает опасность подмены реального становления – конструированием «одномерного морального мышления, взращенному на стереотипах» (Липман, 1995). Для формирующего подхода исходным оказывается представление (осознанное или нет) «о ребенке как пассивном преемнике ценностей, отсюда и манипуляторская лексика педагогического языка. Говорится о необходимости сформировать нравственную личность, снабдить жизненными ориентирами, привить позитивную реакцию на «хорошие» ценности и негативную – на «плохие». Такой тип ценностного обучения в мировой педагогике называют стереотипизацией, т.е. выработкой стереотипного мышления и поведения, реагирующего на определенные шаблоны или знаки» (Юлина, 1996). Но даже и менее манипулятивные педагогические усилия, ограниченные только когнитивным и поведенческим измерениями (вполне традиционный путь для нашей педагогики), в отношении такой сложной и глубинной проблеме как развитие толерантности, оказываются явно недостаточными. В этом вопросе наша позиция полностью совпадает с мнением ведущих отечественных философов, отстаивающих гуманитарные приоритеты в развитии образования: «Когда в качестве целей школьного образования, так или иначе, провозглашается «формирование личности ученика», то тем самым неявно школа понимается как классически тоталитарный институт, «берущий в работу» всего человека в целом – за человеком же фактически отрицается право на автономию. Но, в конечном счете, личность формируется сама, и это – в высшей степени интимный процесс, все остальное – включая школу – может лишь создавать условия… Школа как институт гражданского общества и может ставить перед собой именно такую цель» (Рубцов, Юдин, 1995). То есть, если понимать толерантность не как простую сумму знаний или поведенческих умений, а как личностную позицию, ценностное отношение, то наиболее адекватной психолого-педагогической тактикой развития толерантности является фасилитативный подход, при котором основное внимание сосредоточено не на достижении общих для всех «заданных результатов», а на создании условий, наиболее благоприятных для выработки каждым собственной, самостоятельной и независимой позиции, для естественного, рефлексивного и индивидуального становления толерантности во всех основных измерениях. При этом среди ключевых условий выделяются не сами по себе методы или тематика обучения, а ценности и смыслы, которые актуализируются, качество отношений между взрослыми и детьми, а также толерантность и личностная зрелость самих этих взрослых. Однако, к сожалению, в реальной образовательной практике нельзя исключать не только отсутствие основных условий развития толерантности, но и наличие факторов, влияющих в противоположном направлении – то есть способствующих развитию интолерантности. В этом случае можно говорить уже о наличии гуманитарных рисков для полноценного развития толерантности (о гуманитарных рисках см. подробнее Ашмарин, Юдин, 1997). Изложенный подход к пониманию психологии межличностной толерантности может служить основой для разработки различных программ – как педагогических по развитию толерантности, так и исследовательских и диагностических, в частности – для построения концепции гуманитарной экспертизы развития толерантности в образовании. Библиография 1. Адорно Т. Исследования авторитарной личности / Т. Адорно. – М., 2001. 2. Алексеева Е.В. Проявление ответственности подростков в совладании с жизненными проблемами. дисс. … канд. психол. наук. – СПб., 2002. 3. Асмолов А.Г. Толерантность от утопии к реальности / А.Г. Асмолов // На пути к толерантному сознанию. – М., 2000. – С. 5–7. 4. Ашмарин И.И. Основы гуманитарной экспертизы / И.И. Ашмарин, Б.Г. Юдин // Человек. – 1997. – № 3. 5. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М.М. Бахтин. – М., 1963. 6. Братченко С.Л. Межличностный диалог и его основные атрибуты / С.Л. Братченко // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. – М., 1997. – С. 201–222. 7. Декларация принципов толерантности // Век толерантности. – 2001. – № 1. – C. 62–68. 8. Комогоров П.Ф. Формирование толерантности в межличностных отношениях студентов вуза. Автореф. к.пед.наук. – Курган, 2000. 9. Кристалл Г. Аффективная толерантность / Г. Кристалл // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2001. – № 3. 10. Липман М. Обучение с целью уменьшения насилия и развития миролюбия / М. Липман // Вопросы философии. – 1995. – № 2. – С. 110–121. 11. Петтай И. Взаимная толерантность эстонцев и неэстонцев / И. Петтай // Интеграция эстонского общества. Мониторинг 2000. – Таллинн, 2000. – С. 6–10. 12. Рубцов А.В. Новые ориентиры гуманитарного образования / А.В. Рубцов, Б.Г. Юдин // Человек. – 1995. – № 2–4. 13. Рюмшина Л.И. Библиотека психологии и педагогики толерантности / Л.И. Рюмшина // Вопросы психологии. – 2002. – № 2. 14. Скрябина О.Б. Педагогические условия формирования коммуникативной толерантности у старшеклассников. Автореф. дисс. … канд. пед. наук. – Кострома, 2000. 15. Уолцер М. О терпимости / М. Уолцер. – М., 2000. 16. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе (2001–2005 годы)». – М., 2000. 17. Хасан Б.И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность / Б.И. Хасан. – Красноярск, 1996. 18. Хасан Б.И. Разрешение конфликтов и ведение переговоров / Б.И. Хасан, П.А. Сергоманов. – Красноярск–Москва, 2001. 19. Юлина Н.С. О педагогической методике обучения миролюбию М. Липмана / Н.С. Юлина // Философия для детей. – М., 1996. – С. 213–219. 20. Bugental J.F.T. The Art of the Psychotherapist. New York, 1987. 1.2. Date: 2015-07-22; view: 750; Нарушение авторских прав |