Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Словарь морских терминов





 

Альманах — астрономический календарь‑справочник, содержащий небесные координаты светил на каждый день года и позволяющий определить место судна в открытом море.

Багала — арабское торговое судно с двумя треугольными (латинскими) парусами.

Бак — носовая часть верхней палубы.

Бакштаг — курс, при котором направление движения судна составляет от 100° до 170° с направлением ветра; ветер дует косо в корму.

Бейдевинд — курс, при котором направление движения судна составляет от 10° до 80° с направлением ветра; ветер дует спереди сбоку. Различают полный бейдевинд, когда ветер почти боковой, и крутой бейдевинд, когда судно идет под более острым (порядка 45°) углом к ветру.

Бизань‑мачта — самая задняя мачта на судне.

Бимс — балка поперечного набора корпуса судна; связывает бортовые ветви шпангоута.

Бом‑кливер — передний из косых треугольных парусов на носу судна.

Боцман — старшина так называемой палубной (в отличие от машинной) команды на судне, то есть непосредственный начальник всех матросов.

Брейд‑вымпел — вымпел, поднимаемый на корабле командира соединения или дивизиона кораблей, а также старшего на рейде.

Ванты — снасти, удерживающие с боков мачты и их продолжения — стеньги.

Вельбот — быстроходная шлюпка с заостренными носом и кормой.

Выбленки — веревочные ступеньки на вантах по которым матросы поднимаются на мачты.

Галс — курс судна относительно ветра. Идти правым или левым галсом — идти при ветре, дующем с правой или левой стороны.

Галфвинд — курс, при котором направление движения судна составляет угол от 80° до 100° с направлением ветра. Ветер дует прямо в борт судна.

Гардемарин — переходное звание, которое получали лица, оканчивающие военно‑морские учебные заведения, до производства в офицеры на период приобретения ими практического опыта.

Гик — горизонтальный или слегка наклонный брус, подвижно прикрепленный одним концом к нижней части мачты. К нему привязывается нижний край косого паруса.

Гичка — легкая быстроходная гребная шлюпка.

«Голубой Питер» — сигнальный флаг, означающий, что корабль готов к отплытию.

Грот — нижний парус на грот‑мачте.

Грог‑бом‑брамсель — четвертый снизу прямой парус на грот‑мачте.

Грот‑каюта — кладовая, где хранились паруса.

Грот‑марсель — марсель на грот‑мачте.

Грот‑мачта — вторая от носа мачта.

Дрейф — снос судна ветром. Дрейфовать — перемещаться по ветру, не имея собственного хода вперед. Лечь в дрейф — не становясь на якорь, убрать паруса или расположить их так, чтобы они не сообщали судну движения.

Дхоу — арабское торговое судно с латинским парусом, разновидность багалы.

Кабельтов — единица длины, равная 0,1 морской мили, или 185,2 м.

Кабестан — горизонтальная лебедка с ручным приводом, применявшаяся для подъема якоря.

Канонерская лодка — боевой артиллерийский корабль, предназначенный для ведения боевых действий в прибрежных районах и на реках.

Карронада — короткая гладкоствольная пушка корабельной артиллерии.

Кают‑компания — общее помещение для командного состава судна, служащее столовой, местом собраний и отдыха.

Каютный настил — палуба, пол в каюте.

Киль — продольный брус в нижней части судна, простирающийся от носа до кормы и служащий основанием, к которому крепятся остальные детали набора судна — корабельного скелета.

Кливер — второй из косых треугольных парусов на носу судна.

Клипер — быстроходное океанское трехмачтовое парусное судно с острыми обводами и развитой парусностью.

Кормовой подзор — нависающая над водой часть кормы судна

Кубрик — общее жилое помещение для команды на судне.

Лаг — приспособление, служащее для измерения скорости судна и пройденного им расстояния.

Латинский парус — косой треугольный парус, верхняя кромка которого крепится к наклонному рею, а задняя и нижняя свободны. Поднимается на короткой, иногда наклоненной к носу мачте.

Леер — веревка, снасть, закрепленная обеими концами; служит для постановки некоторых парусов.

Лига — мера длины, равная 3 морским милям, или 5,58 км.

Линь — тонкая веревка

Лисель — добавочный парус, поднимаемый при слабом ветре на двух передних мачтах сбоку от основных прямых парусов.

Лихтер — несамоходное грузовое судно, обычно плоскодонное, используемое для вспомогательных целей, в частности для перегрузочных операций.

Лот — прибор для измерения глубины с борта судна. Представляет собой свинцовый или чугунный груз, подвешенный на тросе — лотлине.

Люгер — небольшое двух— или трехмачтовое парусное судно с задней мачтой впереди оси руля.

Марс — площадка, устраиваемая в местах соединения мачт с их верхними продолжениями — стеньгами и служащая для разноса к бортам судна вант, удерживающих стеньги с боков.

Марсель — второй снизу прямой парус трапециевидной формы.

Машинный телеграф — устройство для передачи команд об изменении скорости судна с ходового мостика на пост управления двигателем.

Мидель‑шпангоут — шпангоут, расположенный в самом широком месте судна

Миля морская — мера длины, равная 1852 м.

Муссоны — ветры тропического пояса, дующие зимой с материков на океаны, а летом — в обратном направлении.

Наветренная сторона — сторона, с которой дует ветер.

Найтов — снасть для закрепления предметов оборудования, деталей судовых устройств или грузов в трюме и на палубе.

Нактоуз — привинченная к палубе тумба с надетым сверху колпаком, под которым устанавливается компас. Снабжается приспособлением для освещения компаса.

Нок — наружная оконечность всякого горизонтального или наклонного дерева; нок реи — оконечность реи.

Обезветривать паруса — привести судно или паруса в такое положение относительно ветра, чтобы последний не надувал их и они заполоскали.

Оверштаг — поворот парусного судна с одного галса на другой, когда нос судна пересекает линию ветра.

Остойчивость — способность судна, наклоненного ветром или волной, возвращаться в прямое положение.

Чем ниже центр тяжести судна, тем больше его остойчивость.

Отдать рифы — отвязать, отпустить ранее закрепленную снасть или конец. Отдать якорь — освободить якорь от удерживающих его креплений, чтобы он упал за борт.

Палуба — сплошное горизонтальное перекрытие на судне, а также пол в каюте.

Парусное вооружение — совокупность парусов, рангоута и такелажа, предназначенная для постановки, уборки и управления парусами. На судах с прямым парусным вооружением мачты со стеньгами, брам‑стеньгами и реями оснащены прямыми трапециевидными парусами, которые посредством рей укреплены поперек судна. Суда с косым парусным вооружением несут косые паруса, поднимаемые посредством гафелей.

Пассаты — постоянные и довольно сильные ветры, дующие в океанах. Направление их, хотя и не всегда строго постоянно, но сохраняется в определенных пределах (к северу от экватора наблюдаются преимущественно северо‑восточные, а к югу от экватора юго‑восточные пассаты).

Переборка — вертикальная перегородка на судне.

Переложить руль — повернуть руль.

Перлинь — пеньковый корабельный трос толщиной от 100 до 152 мм по окружности.

Пиллерс — деревянная или металлическая стойка под бимсом, поддерживающая вышележащую палубу судна.

Плавучий якорь — любой предмет (обычно парусиновый мешок или щит с распорками), создающий дополнительное сопротивление, для того чтобы при стоянке в открытом море на больших глубинах удерживать судно носом к волне.

Планшир — верхний брус борта шлюпки или фальшборта корабля.

Поворот оверштаг — поворот судна против ветра, когда оно пересекает линию ветра носом.

Погонное орудие — артиллерийское орудие на парусном корабле, установленное для стрельбы прямо по курсу через носовой порт.

Подветренная сторона — сторона, противоположная той, с которой дует ветер.

Полубак — возвышенный уступ (надстройка) в носовой части судна Под полубаком обычно располагались жилые помещения для матросов.

Полуклюз — отверстие в обшивке судна для прохода цепей или канатов.

Полуют — возвышенный уступ (надстройка) в кормовой части судна. Под полуютом обычно располагались каюты капитана и его помощников.

Приводить к ветру — поворачивать судно носом к ветру.

Приз — неприятельское судно или имущество, захваченное в морской войне; морской трофей. Приз следует доставить в какой‑либо порт для утверждения законности захвата. Доставкой судна занимается призовая команда.

Путенс‑ванты — ванты, идущие от борта судна до края марса.

Рангоут — совокупность всех частей, служащих для несения парусов, как то: мачты, стеньги, бушприт, реи, гики, гафели и т.п. Для изготовления рангоута использовался специальный прямой и ровный корабельный лес, отчего перечисленные части рангоута получили название рангоутных деревьев.

Реи — длинные горизонтальные поперечины, подвешенные за середину к мачтам и служащие для крепления прямых трапециевидных парусов.

Рифы — расположенные в несколько рядов завязки на парусах (риф‑штерты), с помощью которых при необходимости (при сильном ветре) уменьшают площадь парусов. Взять рифы — уменьшить площадь парусов с помощью рифов. Взять по два рифа — взять два ряда рифов. Зарифленные паруса — паруса, на которых взяты рифы.

«Руль под ветер» — команда, подаваемая в том случае, когда нужно повернуть судно в сторону, куда дует ветер.

Румб — деление окружности компаса, принятое в старых корабельных компасах. 1 румб равен 1/32 окружности, или углу в 11 1/4°.

Румпель — рычаг на верхней части оси руля; служит для перекладывания (поворота) руля на малых судах. Рундук. — сундук.

Сажень морская — мера длины, равная 1,83 м.

Салинг — деревянные брусья, крестообразно привязанные к мачте. Служит для привязывания снастей и как опора для стеньги.

Стапель — место постройки судов; наклонная к воде площадка, на которой располагаются опоры для судна (кильблоки).

Стеньга — брус, служащий продолжением мачты.

Стренга — веревка, из которой свиваются тросы.

Счисление пути — расчет местонахождения судна по его курсу и пройденному расстоянию.

Такелаж — снасти, служащие для укрепления частей рангоута, для подъема и спуска парусов и рангоута и для управления парусами.

Тали — система блоков и тросов для подъема тяжестей, управления парусами и т.п.

Твиндек — помещение между двумя палубами для экипажа, пассажиров, груза на судах, имеющих несколько палуб.

Топ мачты — верхний конец мачты.

Траверз — направление, перпендикулярное продольной оси судна.

Трап — лестница на судне.

Трюсель — самый верхний прямой парус на мачте.

Узел — единица измерения скорости хода судов, равная 1 морской миле в час.

Фал — снасть для подъема и удержания парусов в требуемом положении. Концы фалов обычно проводятся вдоль мачты и крепятся у ее основания.

Фальшборт — продолжение борта, возвышающееся по краям открытых палуб для защиты от воды и предохранения людей от падения за борт.

Фок‑марсель — марсель на фок‑мачте.

Фок‑мачта — передняя мачта.

Форштаг — снасть, поддерживающая фок‑мачту спереди.

Форштевень — вертикальный брус, образующий острие носа судна и соединенный внизу с килем.

Фрегат — трехмачтовый парусный военный корабль, имел до 60 пушек. Использовался для крейсерства и разведки.

Швартов — трос, предназначенный для подтягивания и удержания судна у причала или у борта другого судна.

Шкафут — часть верхней палубы между фок‑мачтой и грот‑мачтой.

Шкот — снасть, идущая от нижнего угла паруса и служащая для растягивания последнего и управления им.

Шлюпбалка — устройство для спуска шлюпки с борта судна на воду и для подъема ее на борт.

Шпангоут — поперечное ребро жесткости бортовой обшивки судна (между днищем и палубой).

Шпигаты — отверстия в борту или палубе для стока воды.

Штаг — снасть, расположенная в диаметральной плоскости судна и поддерживающая мачту или стеньгу спереди.

Штормовой кливер — косой парус небольшого размера, поднимаемый над носом судна во время шторма.

Штормтрап — веревочная лестница.

Шхуна — двух— или семимачтовое судно с косым парусным вооружением.

Ют — кормовая часть палубы.

 


[1]Коронер — в Великобритании, США и некоторых других странах особый судебный следователь, в обязанности которого входит расследование случаев насильственной смерти. — Здесь и далее примеч. ред.

 

[2]Тройка — три карты одного достоинства.

 

[3]Флеш — пять карт одной масти.

 

[4]Фул — три карты одного достоинства и две другого, например, три дамы и две десятки.

 

[5]Стрит — карты, подобранные подряд по достоинству.

 

[6]Какофония, под которую провинившихся с позором изгоняют из полка.

 

[7]latissimus dorsi и tenes major — мышцы спины.

 

[8]Гран — единица измерения массы, применявшаяся в аптекарской практике.

 

[9]Скажите ему, что я не смогу… вы понимаете? (фр.)

 

[10]Извините, я не понимаю (фр.).

 

[11]Фадо — португальская любовная песня.

 

[12]Омар Хайям. Рубай. Пер. Г. Плисецкого

 

Date: 2015-07-22; view: 279; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию