Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Личность и культура
1. Культура и личность. // Ерасов Б.С. Социальная культурология: В 2 чч. Ч.1. – М.,1994. С. 224–259. 2. Культура и личность. // Культурология. Краткий тематический словарь. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. С. 146–158. 3. Культура и личность. // Культурология. / Под ред. Драча Г.В. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. С. 144–155. 4. Культура и личность. // Культурология. – М.: Экзамен, 2005. С. 312–321. 5. Культура и личность. // Рефераты по культурологи. – М.: Дашков и К., 2002. С.127–140. 6. Культура. Личность. История. // Туровский М.Б. Философские основания культурологии. – М.: РОССПЭН, 1997. С.333–347. 2. Личность и культура. // Флиер А.Я. Культурология для культурологов. – М.: АП, 2002. С. 127–131. 3. Человек как творец и творение культуры. // Толпыкина Т.В., Толпыкин В.Е. Культурология. – М.: Гардарики, 2005. С. 94–104. 4. Человек как субъект культуры. // Под ред. Сайко Э.В. – М.: Наука, 2002. С. 44–50, 50–53. 5. Направление «культура-и-личность» (психологическая антропология). // Белик А.А. Культурология. культуры. Антропологические теории культур. – М.: РГГУ, 1998. С. 101–104. / По выбору: С. 99–215.
ЛИТЕРАТУРА К ВОПРОСУ 3.: Типология культур.
1. Как может быть построена типология культуры? // Культурология в вопросах и ответах. / Под ред. Драча Г.В. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. С. 145–148. 2. Типология культур и цивилизаций // История и культурология. / Под ред. Шишовой Н.В. – М.: Логос, 2004. С. 25–35. 3. Теоретические модели типологии культуры. // Культурология. / Под ред. Неверова А.С. – Минск: ВШ, 2005. С. 94–99. 4. Типология и классификация культуры. // Каверин Б. Культурология. М.: Юриспруденция, 2001. С. 112–121. 5. Типология и периодизация культуры. // Сапронов П.А. Культурология. Курс лекций. – СПб.: Союз, 1998. С. 37–47. 6. Типология культур (историческая, формационная, цивилизационная, линейная и др.). // Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Культурология. – М.: ЮНИТИ, 2007. С. 199–211. 7. Типология культур. // Кравченко А.И. Культурология. – М.: АП, 2001. С. 54–89. 8. Типология культуры. // Багновская Н.М. Основы культурологии. – М.: АП, Мир, 2004. С. 18–39. 9. Типология культуры (этническая, региональная, национальная, историческая). // Культурология. / Под ред. Соломина Ю.Н., Когана М.С. – М.: Высш. образование, 2007. С. 261–338. 10. Типология культуры. // Шеллов-Ковердяев Ф.В. Введение в культурную антропологию. – М.: ГУ ВШЭ, 2005. С. 189–206. 11. Культурные системы и конфигурации. Типология культур. // Флиер А.Я. Культурология для культурологов. – М.: АП, 2002. С. 149–177.
ЛИТЕРАТУРА К ВОПРОСУ 4.: Подход с позиций ментальности.
1. История ментальностей. Историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. – М.: РГГУ, 1996. – 255 с. / По выбору. 2. Иванова Т.В. Ментальность, культура. Искусство. / Общественные науки и современность, 2002, №6. С. 168–178. 3. Менталитет. // Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Человек. Энциклопедический словарь. – М., 2000. С. 325. 4. Менталитет. // Кравченко А.И. Культурология. Словарь. – М.: АП, 2000. С. 343–344. 5. Менталитет. // Российская цивилизация. Энциклопедический словарь. – М.: Республика, 2001. С. 190–193. 6. Менталитет как глубинная структура культуры. // Кондаков И.В, Введение в историю русской культуры. – М., 1994. С. 22–24. 7. Менталитет и ментальность. // Веремьев А.А. Введение в культурологию. – Брянск: Курсив, 2000. С. 42–45. 8. Ментальное поле культуры. // Кармин А.С. Культурология. – СПб.: Лань, 2001. С. 211–225. 9. Ментальность. // Новая философская энциклопедия: В 4 тт. Т.2. – М.: Мысль, 2001. С. 525–526. 10. Ментальность. // Современный словарь по культурологии. – Минск: Современное слово, 1999. С. 451–453. 11. Ментальности. // Флиер А.Я. Культурология для культурологов. – М.: АП, 2002. С. 250–251. 12. Ментальность как тип культуры. // Гуревич П.С. Культурология. – М.: Гардарики. 2005. С. 238–253. 13. Понятие ментальность. Типы ментальности в истории культуры. // Гуревич П.С. Культурология. Элементарный курс. – М.: Гардарики, 2001. С. 259–268. 14. Ментальность. // 50/50. Опыт словаря нового мышления. – М.: Прогресс, 1989. С. 454–459.
Тема 2. Дальневосточно-конфуцианский тип культуры – 4 часа
1.Проблема генезиса культуры. 1.1.Древнейшие очаги культуры. - общество Шан-инь; - государство Чжоу; 1.2. Периодизация развития дальневосточно-конфуцианского типа культуры. 2. Мировоззренческие основания культуры. 2.1. Культ Неба. - триединство Небо – земля – человек; 2.2. Главные категории менталитета: - категория дао; инь-ян, ци; дэ; ли и др.; 2.3.Идея чистоты и избранности культуры. 3.Этическая система дальневосточно-конфуцианского типа культуры. 3.1.Стандарты нравственного поведения: - этическая нормативность и ритуал; 3.2.Идеал человека: - «совершенномудрый» в даосизме; - «благородный муж» в конфуцианстве; 4.Особенности социальной организации: 4.1. Система общинных связей. 4.2. Специфика государственности: - этатизм, - патернализм, - конфуцианское чиновничество; 5. Своеобразие дальневосточно-конфуцианского типа ментальности. 5.1.Восприятие потусторонней действительности: представление о жизни и смерти, культ духов и культ предков. 5.2.Представления о знании в даосизме и в конфуцианстве. 5.3.Институт семьи: - большая патриархальная семья; - институт брака; - отношение к женщине; - значение любви; 5.4.Труд, собственность, богатство в элитарной и в народной культуре. 5.5.Эстетические воззрения: 5.5.1. Тема природы в свете учения о Дао. 5.5.2. Учение о прекрасном. 5.5.3. Искусство: функции, язык, значение. - архитектурные и природные формы; - единство каллиграфии, поэзии, живописи; - китайский портрет и пейзаж; - китайская поэзия;
УЧЕБНИКИ:
1. Борзова Е.П. История мировой культуры. – СПб.: Лань, 2002. C. 212–244. 2. Васильев Л.С. История Востока: В 2 тт. – М.: ВШ, 1998. 3. Васильев Л.С. История религий Востока. – М.: КДУ, 2004. C. 548–609, 625–638. 4. Васильев Л.Р. Культы, религии, традиции в Китае. – М.: Вост. лит., 2001. – 488 с. 5. Введение в культурологию. / Под ред. Попова Е.В. – М.: ВЛАДОС, 1996. C. 127–162. 6. Горелов А.А. Культурология. – М.: Юрайт, 2002. C. 137–156. 7. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Культурология. – М.: ЮНИТИ, 2007. C. 294–317. 8. Грушевицкая Т.Г. и др. Словарь по мировой художественной культуре. – М.: Академия, 2001. – 408 с. 9. Запад и Восток: традиции и современность. – М.: Знание, 1993. C. 178–195. 10. Карпушина С.В., Карпушин В.А. История мировой культуры. – М.: NB, 1998. C. 223–259. 11. Кравцова М.Е. История культуры Китая. – СПб.: Лань, 2003. – 416 с. 12. Культурология. История мировой культуры. / Под ред. Марковой А.Н. – М.: ЮНИТИ, 2008. C. 279–304. 13. Колодий Н.А., Моисеева А.П. и др. Культурологический практикум.– Томск: Дельтаплан, 2005. C. 12–32. 14. Викторов В.В. Культурология. – М.: Экзамен, 2002. C. 119–150. 15. Трофимова Р.П. Культуролого-экономический словарь. – М.: Академ-Проект, 2003. C. 281–347. 16. Шелов-Ковердяев Ф.В. Введение в культурную антропологию. – М.: ГУ ВШЭ, 2005. C. 243–260. 17. Мировая художественная культура. / Под ред. Эренгросс Б.А. – М.: 2001. C. 513–589. 18. Очерки по истории мировой культуры. – М.: ЯРК, 1997. C. 53–83. 19. Культурология. История мировой культуры. / Под ред. Кузнецовой Т.Ф. – М.: Академия, 2003. C. 80–111. 20. Кравченко А.П. Культурология. Словарь. – М.: АП, 2000. – 671 с.
ЛИТЕРАТУРА К ВОПРОСУ 1.: Проблема генезиса культуры. 1.1.: Древнейшие очаги культуры (Шань-Инь, государство Чжоу). 1. Васильев Л.С. Древний Китай: В 3 тт. Т.1. (Предыстория Шань-Инь, Западное Чжоу (до 8 в. До н.э.)). – М.: Вост. лит., 1995. – 379 с. 2. Вигасин А.А. История Древнего Востока. – М.: Дрофа, 2006. C. 159–165. 3. Возникновение цивилизации в Китае (3–2 тыс. до н. э.). // Цивилизации. Современная энциклопедия для юношества. – М.: Современная педагогика, 2000. C. 72–79. 4. Гипотеза этно- и культурогенеза китайской цивилизации. // Кравцова М.Е. История культуры Китая. – СПб.: Лань, 2003. C. 99–105. 5. Васильев Л.С. Всеобщая история: В 6 тт. Т.1. Древний Восток и античность. – М.: ВШ, 2007. C. 217–227. 6. Исторический очерк. // Малявин В.В. Китайская цивилизация. – М.: Астрель, 2000. C. 67–100.
1.2.: Периодизация развития. 1. Кирамова К.И. Культурология в вопросах и ответах. – М.: Велби, Проспект, 2004. C. 65–67. 2. Китай. Историческая периодизация. // История мировой культуры. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. C. 87–89. 3. Основные этапы развития китайской цивилизации. // Кравцова М.Е. История культуры Китая. – СПб.: Лань, 2003. C. 37–40, 406–408. 4. Пархоменко И.Т., Радугин А.А. История мировой и отечественной культуры. – М.: Центр, 2002. C. 69–72 (основные этапы развития культуры Китая). 5. Периодизация истории Древнего Китая. // Довгяло Г.И. и др. История Древнего Востока. – Минск: Тетрасистемс, 2002. C. 151–152. 6. Периодизация и краткий обзор культуры Китая. // Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Мировая художественная культура. – Калуга: КГПУ, 1999. C. 83–87. 7. Происхождение и основные этапы развития культуры Древнего Китая. // Борзова Е.П. История мировой культуры. – СПб.: Лань, 2005. С. 212–244.
ЛИТЕРАТУРА К ВОПРОСУ 2.: Мировоззренческие основания культуры. 1. Голыгина К.И. «Великий предел»: Китайская модель мира в литературе и культуре (1–13 вв.). – М.: Вост. лит., 1995. / По выбору. 2. Даосизм. Ключевые концепции (дао, дэ, ци, инь-ян). // Томпсон М. Восточная философия. / Пер. с англ. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. C. 257–268. 3. Древнейшие космологические и антропологические воззрения китайцев. // Кравцова М.Е. История культуры Китая. – СПб.: Лань, 2003. C. 105–117. 4. Культ неба и земли. Культ предков. // Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. – М.: Вост. лит., 2001. C. 54–61. 5. Сидихменов В.Я. Китай: страницы прошлого. – Смоленск: Русич, 2000. C. 20–86, 131–234. 6. Культ неба. Культ предков. Культ земли. // Васильев Л.С. – М.: КДУ, 2004. C. 553–557. 7. Система ценностей в традиционном Китае. // Там же, с. 633–634. 8. Конфуцианско-даосистская картина мира и ее социальный характер. // Введение в культурологию. /Под ред. Попова Е.В. – М.: ВЛАДОС, 1995. C. 127–133. 9. Образ неба и Концепция Поднебесной империи. Социальный характер картины мира. // Шелов-Ковердяев Ф.В. Введение в культурную антропологию. – М.: ГУ ВШЭ, 2005. C. 244–248. 10. Ильин В.В. История философии. – СПб.: Питер, 2003. C. 18–27.
ЛИТЕРАТУРА К ВОПРОСУ 3.: Этическая система культуры 3.1.: Стандарты нравственного поведения. 1. Система ценностей. Морально-примиренческое отношение к миру. // Введение в культурологию. / Под ред. Попова Е.В. – М.: ВЛАДОС, 1995. C. 133–143. 2. Классические школы китайской морали. // Малявин В.В. Китайская цивилизация. – М.: Астрель: АСТ, 2000. C. 163–180. 3. Нормы повседневной жизни. // Культурология. История мировой культуры. / Под ред. Марковой А.Н. – М.: ЮНИТИ, 2008. C. 92–93. 4. Этика конфуцианства и даосизма. // Скрипник А.П. Этика. Учебник. – М.: Проект, 2004. С. 39–48. 5. Этика служения и иерархия социальных связей. Традиционная система ценностей. // Шелов-Ковердяев Ф.В. Введение в культурную антропологию. – М.: ГУ ВШЭ, 2005. C. 248–251. 6. Древний Китай – царство церемоний и ритуалов. // Введение в культурологию: В 3 чч. Ч.1. – М.: МГИЭМ, 1995. C. 80–86.
3.2.: Идеал человека. 1. Веряскина В.П. Концепт «образцового человека». / Человек, 2004, №4. C. 50–55. 2. Даосский совешенномудрый человек. Идеал благородного мужа Конфуция. // Лукьянов А.Е. Лао-Цзы и Конфуций. Философия Дао. – М.: Вост. лит., 2000. C. 83–93, 236–244. 3. Идеал человека в конфуцианстве (благородный муж). // Радугин А.А. Культурология. – М.: Центр, 1996. С. 110. 4. Идеал человека в конфуцианстве (благородный муж) и даосизм (совершенномудрый). // Скрипник А.П. Этика. – М.: Проект, 2004. С. 42–48. 5. Идеал человека в конфуцианстве и даосизме. // История философии. / Под ред. Кохановского В.П. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. C. 40–41, 33–35.
ЛИТЕРАТУРА К ВОПРОСУ 4.: Особенности социальной организации. 4.1.: Система общинных связей. 1. Семейная модель общества и государства. Культ предков. // Шелов-Ковердяев Ф.В. Введение в культурную антропологию. – М.: ГУ ВШЭ, 2005. С. 251–253. 2. Социльно-политическая структура общества в Китае. // История мировой культуры. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. C. 89–92. 3. Социальный идеал и социальный порядок по Конфуцию. // История религий Востока. – Ростов н/Д: Феникс, 1999. C. 288–292.
4.2.: Специфика государственности. 1. История сложения и типологические особенности политической культуры Древнего и имперского Китая. // Кравцова М.Е. История культуры Китая. – СПб.: Лань, 2003. C. 138–148. 2. Как чиновники управляли китайским народом. // Сидихменов В.Я. Китай: страницы прошлого. – Смоленск: Русич, 2000. C. 289–335. 3. Политическая история. Управление государством. Законодательство. // Вернер Э. Мифы и народы Китая. – М.: Центрополиграф, 2005. C. 21–29. 4. Слабый народ – сильное государство. // Хачатурян В.М. История цивилизаций. – М.: Дрофа, 1998. C. 221–223. 5. Учение Конфуция о государстве. // Лучшие рефераты по культурологи. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. C. 257–262. 6. Государство и общество. // Малявин В.В. Китайская цивилизация. – М.: Астрель, АСТ, 2000. C. 105–163.
ЛИТЕРАТУРА К ВОПРОСУ 5.: Своеобразие древнекитайского типа ментальности. 1. Древнекитайский менталитет. Ментальность и специфика мышления. // Васильев Л.С. Древний Китай: В 3 тт. Т.3. Чжаньго. – М.: Вост. лит., 2006. С. 607–616. 2. Характерные черты современного китайского и японского менталитета. // Киселев В.А. и др. Основы культурологии: В 2 чч. Ч.2. – Новосибирск, 2000. С. 23–24, 36–39. 3. Национальный характер китайца. Мышление. Эмоциональный мир. // Бычкова Т.А. Культура традиционных обществ Китая и Японии. – Томск: ТГУ, 2003. С. 26–30, 38–40.
5.1.: Представление о жизни и смерти. Культ духов и предков. 1. Смерть, похороны, траур. Могилы предков. Культ предков. Учение о сяо. // Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. – М.: Вост. лит., 2001. С. 142–157, 119–125. 2. Учение о бессмертии в даосизме. // Там же, с. 240–245. 3. Ци и Цзин-ци: жизнь, смерть, долголетие и бессмертие в даосской мысли. // Васильев Л.С. Древний Китай: В 3 тт. Т.3. Чжаньго. – М.: Вост. лит., 2006. С. 404–415. 4. Концепция счастья. // Культурология. ИМК. / Под ред. Марковой А.Н. – М.: ЮНИТИ, 2008. С. 98–99.
5.2.: Представление о знании. 1. Китайцы и варвары. Характер знания и восприятия мира. Особенности науки. // Шелов-Ковердяев Ф.В. Введение в культурную антропологию. – М.: ГУ ВШЭ, 2005. С. 253–255, 257–258. 2. Культ грамотности и образования. Школа и система обучения. // Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. – М.: Вост. лит., 2001. С. 189–205. 3. Наука, техника, материальное производство и мышление в Китае. // Девятов А. Китайская специфика. – М.: Муравей, 2002. С. 280–300. 4. Теория китайской науки. // Малявин В.В. Китайская цивилизация. – М.: Астрель, АСТ, 2000. С. 299–331. 5. Характер знания в рамках конфуцианско-даосистской культуры. // Введение в культурологию. / Под ред. Попова Е.В. – М.: ВЛАДОС, 1995. С. 151–161. 6. Ильин В.В. история философии. – СПб.: Питер: 2003. С. 16–17, 23–26.
5.3.: Институт семьи. 1. Брак и любовь. // Кравцова М.Е. Поэзия древнего Китая. – СПб.:, 1994. С. 118–131, 217–226. 2. Брак, развод, родители, дети. // Грэй Дэн Г. История Древнего Китая. – М.: Центрополиграф, 2006. С. 151–194. 3. Даосская модель эзотерической любви. // Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Человек. Энциклопедический словарь. – М.: Гардарики, 2000. С. 242. 4. Женщина в семье. Любовь, вдовство и развод. // Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. – М.: Вост. лит., 2001. С. 152–142. 5. Сидихменов В.Я. Китай: страницы прошлого. – М.: Наука, 1978. С. 281–331 (китайская семья). 6. Семейные устои и интимная жизнь. // Кравцова М.Е. История культуры Китая. – СПб.: Лань, 2003. С. 294–314. 7. Семья. Положение женщин. // Малявин В.В. Китайская цивилизация. – М.: Астрель, АСТ, 2000. С. 144–149, 542–553. 8. Культ семьи и клана. // Васильев Л.С. История религий Востока. – Ростов н/Д: Феникс, 1999. С. 292–295.
5.4.: Труд, собственность, богатство. 1. Национальный менталитет и экономическое развитие. // Селищев А.С. Китайская экономика в 21 веке. – СПб.: Питер, 2004. С. 7–16. 2. Отношение к богатству. // Бычкова Т.А. Культура традиционных обществ Китая и Японии. – Томск: ТГУ, 2003. С. 18. 3. Хозяйственная культура конфуцианского Китая. // Зарубина Н.Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства. – М., 1998. С. 106–111. 4. Этика труда, отношений и успеха. Исследования материального в системе культуры. // Шелов-Ковердяев Ф.В. Введение в культурную антропологию. – М.: ГУ ВШЭ, 2005. С. 255–257.
5.5.: Эстетические воззрения. 5.5.1.: Тема природы. 1. Культ природы. Пейзажное мышление. // Юлбашева З.Б. Культурология. – М.: ВШ, 2005. С. 37–42. 2. Васильев Л.Р. Культы, религии, традиции в Китае. – М.: Вост. лит., 2001. С. 398–412. 3. Культура и природа в китайской традиции. // Малявин В.В. Сумерки Дао. – М.: Астрель, АСТ, 2000. С. 212–216. 4. Кульпин С. Человек и природа в китайской традиции. – М.: Наука, 1990. – 245 с. 5. Григорьева Т.С. Красотой Японии рожденный. – М.: Искусство, 1993. С. 394–410.
1.5.2.: Учение о прекрасном. 1. Конфуцианские эстетические установки. Художественное творчество и даосизм. Роль буддизма в истории искусства Китая. // Кравцова М.Е. Мировая художественная культура. История искусства Китая. – СПб.: Лань, 2004. С. 326–350. 2. Даосская традиция в художественной культуре Китая. – СПб.: Лань, 2003. С. 251–255.
1.5.3.: Искусство: функции, язык, значение. 1. Культура Китая. Письменность, литература, музыка. // Лучшие рефераты по культурологи. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. С. 175–177. 2. Искусство Древнего Китая. Китайская культура эпохи средневековья. // Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Культурология. – М.: ЮНИТИ, 2007. С. 303–315. 3. Художественная практика. // Введение в культурологию. / Под ред. Попова Е.В. – М.: ВЛАДОС, 1996. С. 143–151. 4. Искусство Китая. // История мировой культуры. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. С. 124–128. 5. Письменная культура и художественная словесность. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство. // Кравцова М.Е. История культуры Китая. – СПб.: Лань, 2003. С. 314–376. 6. Искусство и каллиграфия в Древнем и Средневековом Китае. // Культурология. История мировой культуры. / Под ред. Марковой А.Н. – М.: ЮНИТИ, 2008. С. 94–98, 281–283, 286–293. 7. Архитектура. Литература. Живопись. // Хайжуй Ли. Китай, знакомство с древней культурой. – М.: Вече, 2005. С. 83–130. 8. Григорьева Т.Г. Движение красоты. Размышления о японской культуре. – М.: Вост. лит., 2005. – 440 с. / По выбору). 9. Изобразительное искусство и архитектура. Прикладное искусство. Письменность и литература. // В.В. Адамчик и др. История Китая. – М.: АСТ, Минск: Харвест, 2005. С. 247–255, 589–595. 10. Искусство в Китае. // Малявин В. В. Китайская цивилизация. – М.: Астрель: АСТ, 2000. С. 435–516. 11. Художественная культура Китая и Японии. // Культурология. / Под ред. Шаповалова А.И. – М.: ВЛАДОС, 2003. С. 72–93. 12. Художественная культура Китая и Японии. // Мировая художественная культура. От зарождения до XVII века. – СПб.: Питер, 2000. С. 145–163, 173–188. 13. Соколов-Релизов С.Н. Литература. Каллиграфия. Живопись. К проблеме синтеза искусств в художественной культуре Дальнего Востока. – М.: Наука, 1985. – 312 с. / По выбору.
Тема 3.Индо-буддийский тип культуры – 4 часа
1.Генезис и стадии развития индо-буддийского типа культуры. 1.1.Древнейшие очаги культуры: - Индская культура (Хараппа) и арийское нашествие; 1.2.Дравидийские и арийские истоки культуры: взаимовлияние и взаимодействие. 2.Периодизация культуры. 2.1.Формирование брахманистско-индуистской традиции: - Веды; - упанишады и древнеиндийская философская мысль; - древнеиндийский эпос: Рамаяна и Махабхарата; 2.2.Жизнь и учение Будды: буддизм хинаяны и махаяны («малая» и «большая» колесницы). 2.3.Исламизация индийской культуры. 2.4.Эпоха британской колонизации. 3. Мировоззренческие основания культуры: 3.1.Идея Абсолюта. Комплекс представлений о духе и о сознании. 3.2.Макро- и микрокосм: единство и противостояние космоса и человека: - категории дхармы, кармы, сансары, мокши, артхи, камы; 3.3.Взаимовлияние йоги, брахманизма, индуизма, джайнизма, буддизма. 4.Система ценностей. 4.1.Этический кодекс: - место аскетической традиции в этической нормативности; 4.2.Идеал человека и пути его достижения в индийских мировоззренческих системах: - йога; - индуизм; - джайнизм; - буддизм; 5. Особенности социальной организации. 5.1.Основы социальной структуры: - община гана; - большая патриархальная семья; 5.2.Варно-кастовый строй: - роль ритуальной нормативности в индийском обществе; 5.3.Специфика государственности: - становление царской власти; - центробежные тенденции в стране; - проблема централизации государства и пути ее решения; 6. Своеобразие индо-буддийского типа ментальности. 6.1.Восприятие жизни и смерти. 6.2.Представления о знании и о мудрости. 6.3.Институт семьи: - институт брака; - отношение к женщине; - значение любви; 6.4.Труд, собственность, богатство в элитарной и в народной культуре. 6.5.Эстетические воззрения и искусство: - индуистская эстетическая традиция; - буддийская эстетическая традиция; - учение о прекрасном; - язык искусства; - архитектура: типы храмов и культовых строений; - изобразительное искусство; - поэзия;
ТЕМА: ИНДО-БУДДИЙСКИЙ ТИП КУЛЬТУРЫ
УЧЕБНИКИ: 1. Борзова Е.П. История мировой культуры. – СПб.: Лань, 2002. С. 182–212. 2. Васильев Л.С. Всеобщая история: В 6 тт. Т.1. Древний Восток и античность. – М.: ВШ, 2007. – 447 с. 3. Васильев Л.С. История религий Востока. – М.: КДУ, 2004. С. 457–548. 4. Буддизм. Словарь. – М.: Республика, 1992. – 287 с. 5. Гуревич П.С. Культурология. – М.: Знание, 1992. С. 242–249. 6. Соколова М.В. Мировая культура и искусство. – М.: Академия, 2006. С. 53–65, 181–190. 7. Запад и Восток. Традиции и современность. –– М.: Знание, 1993. С. 139–157. 8. Культурология. История мировой культуры. / Под ред. Кузнецовой Т.Ф. М.: Академия, 2003. С. 111–148. 9. Шелов-Ковердяев Ф.В. Введение в культурную антропологию. – М.: ГУ ВШЭ, 2005. С. 260–271. 10. Карпушина С.В., Карпушин В.А. История мировой культуры. – М.: NB, 1998. С. 203–223. 11. Культурология. История мировой культуры. / Под ред. Марковой А.Н. – М.: ЮНИТИ, 2008. С. 71–86, 262–279. 12. Колодий Н.А., Моисеева А.П. и др. Культурологический практикум.– Томск: Дельтаплан, 2005. С. 32–46. 13. Мировая художественная культура. / Под ред. Эренгросс Б.А. – М.: 2001. С. 616–639. 14. Очерки по истории мировой культуры. – М.: ЯРК, 1997. С. 83–120. 15. Полищук В. Культурология. – М.: Гардарики, 1999. С. 193–220. 16. Трофимова Р.П. Культуролого-экономический словарь. – М.: Академ-Проект, 2003. С. 223–281. 17. Ульциферов О.Г. Индия. Лингвострановедческий словарь. – М.: Русский язык, Медиа, 2003. – 584 с. 18. Кравченко А.П. Культурология. Словарь. – М.: АП, 2000. – 671 с. 19. Традиционное искусство Востока. Терминологический словарь. – М.: Эллис Лак, 1997. – 360 с. 20. Грушевицкая Т.Г. и др. Словарь по мировой художественной культуре. – М.: Академия, 2001. – 408 с. 21. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Культурология. – М.: ЮНИТИ, 2007. С. 266–294.
ЛИТЕРАТУРА К ВОПРОСУ 1.: Генезис и стадии развития индо-буддийского типа культуры.
1. История и периоды развития культуры Индии. // Карамова К.И. Культурология в вопросах и ответах. – М.: Велби, Проспект, 2004. С. 61–63. 2. Ия. Краткий очерк истории. // Индия. Карманная энциклопедия. – М.: Муравей, Гайд, 2000. С. 29–54. 3. Истоки индийской цивилизации и основные этапы ее развития. // Очерки по истории мировой культуры. – М.: ЯРК, 1997. С. 84–94. 4. Предыстория. Культура Хараппы и арии. // Бэшем А. Чудо, которым была Индия. – М.: Вост. лит., 2000. С. 17–53. 5. Хараппская цивилизация. Индоарии и цивилизация в долине Ганга. // Бонгард-левин Т.М. Древняя Индия. История и культура. – СПб.: Алетейя, 2001. С. 28–77.
ЛИТЕРАТУРА К ВОПРОСУ 2.: Формирование брахманистско-индуистской традиции. 2.1.: Веды и упанишады, «Махабхарата» и «Рамаяна». 1. Веды. Упанишады. Сутры. «Махабхарата». «Рамаяна». // Очерки по истории мировой культуры. – М.: ЯРК, 1997. С. 97–106. 2. Веды. «МАХАБХАРАТА» и «РАМАЯНА». // Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Культурология. – М.: ЮНИТИ, 2007. С. 269–274. 3. Ведийская религия и литература. Эпическая мифология и литература. // Бонгард-левин Г.М. Древняя Индия. История и культура. – СПб.: Алетейя, 2001. С. 77–90. 4. Васильев Л.С. История религий Востока. – М.: КДУ, 2004. С. 457–468. 5. Веды. Упанишады. Сутры. «Махабхарата». «Рамаяна». // История мировой культуры. / Под ред. Кузнецовой Т.Ф. – М.: Академия, 2003. С. 125–138. 6. Зарождение индуизма. // Там же, с. 113–115.
1.2.: Жизнь и учение Будды. Буддизм. 1. Ранний буддизм. // Бонгард-Левин Г.М. Древняя Индия. История и культура. – СПб.: Алетейя, 2001. С. 175–180. 2. Буддизм в Индии. // Васильев Л.С. История религий Востока. – М.: КДУ, 2004. С. 492–508. 3. Введение в культурологию. / Под ред. Попова Е.В. – М.: ВЛАДОС, 1996. – С.166–171. 4. Жизнь Будды. Основы вероучения. // Павловский В.П. Основы религиоведения. – М.: ЮНИТИ, 2006. С. 56–64. 5. Буддизм. // Бэшем А. Чудо, которым была Индия. – М.: Вост. лит., 2000. С. 276–304.
1.3.: Исламизация индийской культуры. 1. Мусульманское завоевание Индии. Сикхизм. // Очерки по истории мировой культуры. – М.: ЯРК, 1997. С. 89–92. 2. Делийский султанат. // Васильев Л.С. История Востока: В 2 тт. Т.1. – М.: ВШ, 1998. С. 321–326. 3. Империя Великих Моголов (1526–1707). // Там же, с. 329–332. 4. Исламизация Индии. Взаимодействие ислама и индуизма. // Васильев Л.С. История религий Востока. – М.: КДУ, 2004. С. 533–536. 5. Делийский султанат. Империя Великих Моголов. // Николсон Н. Индия. / Пер. с англ. – М.: АСТ, Астрель, 2005. С. 37–42. 6. Эпоха Делийского султаната. Эпоха Могольской империи. // Культурология. История мировой культуры. / Под ред. Марковой А.Н. – М.: ЮНИТИ, 2008. С. 269–279. 7. Мусульманское завоевание Индии. Взаимодействие культур. Сикхизм. // История мировой культуры. / Под ред. Кузнецовой Т.Ф. – М.: Академия, 2003. С. 117–120.
1.4.: Британская колонизация. 1. Британская колонизация. // Очерки по истории мировой культуры. – М.: ЯРК, 1997. С. 92–94. 2. Англичане в Индии. 18–19 вв. // Васильев Л.С. История Востока: В 2 тт. Т.1. – М.: ВШ, 1998. С. 332–338. 3. Британская Индия 19–20 вв. // Там же. Т.2. С. 26–41. 4. Британская колонизация (18–20 вв.). // Николсон Н. Индия. / Пер. с англ. – М.: АСТ, Астрель, 2005. С. 46–50. 5. Британская колонизация. Реформаторские движения. // История мировой культуры. / Под ред. Кузнецовой Т.Ф. – М.: Академия, 2003. С. 121–123.
ЛИТЕРАТУРА К ВОПРОСУ 3.: Мировоззренческие основания культуры.
1. Древняя Индия: мировосприятие и религиозные верования. / Под ред. Шишовой Н. – М.: Логос, 1999. С. 71–74. 2. Мировоззренческие и социальные основы брахманизма, буддизма и индуизма. // Шелов-Ковердяев Ф.В. Введение в культурную антропологию. – М.: ГУ ВШЭ, 2005. С. 263–266. 3. Мировоззренческие принципы брахманизма, буддизма и индуизма. // Введение в культурологию. /Под ред. Попова Е.В. – М.: ВЛАДОС, 1996. С. 162–1 70. 4. Философия Древней Индии. // История философии. / Под ред. В.П. Кохановского. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. С. 13–27.
ЛИТЕРАТУРА К ВОПРОСУ 4.: Система ценностей: этический кодекс и идеал человека.
1. Нравственное содержание индуизма и буддизма. // Скрипник А.П. Этика. – М.: Проект, 2004. С. 25–39. 2. Система ценностей. // Шелов-Ковердяев Ф.В. Введение в культурную антропологию. – М.: ГУ ВШЭ, 2005. С. 260–261, 266–268. 3. Система ценностей. // Введение в культурологию. /Под ред. Попова Е.В. – М.: ВЛАДОС, 1996. С. 173–181. 4. Человек в древнеиндийской философии. // Философская антропология. / Под ред. Лебедева С.А. – М.: Академия, 2005. С. 16–26. 5. Восточные концепции «совершенного человека» … // Степанянц М.Т. Мир Востока. Философия: Прошлое, настоящее, будущее. – М.: Вост. лит., 2005. С. 290–302. 6. Йога. Джайнизм. Этика и образ жизни джайнов. Монахи-аскеты. Васильев Л.С. История религий Востока. – М.: КДУ, 2004. С. 471–74, 481–188 (идеал человека). 7. Этика вед, упанишад, буддизма, индуизма, джайнизма. // Бэшем А. Чудо, которым была Индия. – М.: Вост. лит., 2000. С. 273–276, 307–316, 365–370.
ЛИТЕРАТУРА К ВОПРОСУ 5.: Особенности социальной организации. 5.1.: Основы социальной структуры.
1. Сельская община и сословно-кастовая система. // Бонгард-левин Т.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. – СПб.: Алетейя, 2001. С. 279–307. 2. Социальные основы индо-буддийской духовной традиции. // Введение в культурологию. /Под ред. Попова Е.В. – М.: ВЛАДОС, 1996. С. 171–173.
1.2.: Варно-кастовый строй. 1. Происхождение варн. Сословно-кастовый строй. // Бонгард-левин Т.М. Древняя Индия. История и культура. – СПб.: Алетейя, 2001. С. 71–74, 217–219. 2. Законы варн. Четыре основных сословия. Неприкасаемые. Касты. // Бэшем А. Чудо, которым была Индия. – М.: Вост. лит., 2000. С. 147–164. 3. Кастовая система и ее функционирование. // Алаев Л.Б. Средневековая Индия. – СПб.: Алетейя, 2003. С. 31–45. 4. Общественная функция кастовой структуры. // Шелов-Ковердяев Ф.В. Введение в культурную антропологию. – М.: ГУ ВШЭ, 2005. С. 262–263. 5. Юрлова Е. Индия: касты и межкастовые отношения живут и изменяются. / Азия и Африка сегодня, 2006, №11. С. 13–20.
5.3.: Специфика государственности. 1. Государство: теория и практика политической жизни. // Бэшем А. Чудо, которым была Индия. – М.: Вост. лит., 2000. С. 87–113. 2. Древняя Индия. Государство и генезис социальных связей. // История и культурология. / Под ред. Шишовой Н. – М.: Логос, 1999. С. 70–71. 3. Древняя Индия. Государство и право. // Всеобщая история государства и права. / Под ред. Батыра К.И. – М.: Юрист, 1999. С. 36–47. 4. Слабое государство – сильное общество. Община и государство. // Хачатурян В.М. История цивилизаций. – М.: Дрофа, 1998. С. 243–247.
ЛИТЕРАТУРА К ВОПРОСУ 6.: Своеобразие индо-буддийского менталитета. 6.1.: Восприятие жизни и смерти. 1. 4 этапа жизни. Старость и смерть. // Бэшем А. Чудо, которым была Индия. – М.: Вост. лит., 2000. С. 171–178, 189–192. 2. Душа, карма, сансара. 6 философских систем, объясняющих путь спасения. // Бэшем А. Чудо, которым была Индия. – М.: Вост. лит., 2000. С. 348–355. 3. Концепция реинкарнации и ее смысл. // Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Человек. Энциклопедический словарь. – М.: Гардарики, 2000. С. 463–464. 4. Отношение к смерти, проблемы жизни и бессмертия в буддизме. // Лучшие рефераты по культурологи. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. С. 203–204. 5. Смерть. Архетипы смерти: Древняя Индия, брахманизм. // Демидов Д.Б. Феномены человеческого бытия. – Минск: Экономпресс, 1999. С. 41–42.
6.2.: Представление о знании и мудрости. 1. Наука и знание в Индии. // Бэшем А. Чудо, которым была Индия. – М.: Вост. лит., 2000. С. 513–528. 2. Наука и техника Великих цивилизаций Азии. Индия. // Поликарпов В.С. История науки и техники. – Ростов н/Д: Феникс, 1998. С.166–174. 3. Научное знание в системе индо-буддийской культуры. // Введение в культурологию. /Под ред. Попова Е.В. – М.: ВЛАДОС, 1996. С.187–194. 4. Научные достижения. // Бонгард-левин Т.М. Древняя Индия. История и культура. – СПб.: Алетейя, 2001. С. 163–164, 265–267. 5. Традиционная мудрость. Роль и вклад индийской науки в мировой фонд знаний. // Шелов-Ковердяев Ф.В. Введение в культурную антропологию. – М.: ГУ ВШЭ, 2005. С. 261–262, 268–269. 6. Альбедиль М.Ф. Индия. Беспредельная мудрость. – М.: Алетейя, 2005. / По выбору.
6.3.: Институт семьи. 1. Брак и семейные отношения. // Индия. Гоа. Древние храмы и золото пляжей. – М.: Вече, 2004. С. 97–106. 2. Влияние варны на формы брака. // Шарма Р.Ш. Древнеиндийское общество. / Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1987. С. 276–289. 3. Выдающиеся женщины Индии XX в. / Восток (Oriens), 2003, №6. С. 180–183. 4. Женщина в индуистском обществе. // Боги, брахманы, люди. – М.: Наука, 1969. С. 409–411. 5. Любовь и самоотречение. // Там же, с. 104–123. 6. Наука любви. Камасутра. // История и культура Древней Индии. Тексты. / Сост. Вигасин А. – М.: МГУ, 1990. С. 239–269. 7. Проблема любви в древних сексуально-эротических культурах. // Реалистическая философия. – СПб.: СПбГАУ, 1999. С. 370–376. 8. Семья, брак, развод. Полигамия. Положение женщин. Проституция. Положение вдов. // Бэшем А. Чудо, которым была Индия. – М.: Вост. лит., 2000. С. 167–204. 9. Семья и каста. // Васильев Л.С. История религий Востока. – М.: КДУ, 2004. С. 256–258. 10. Семья и формы брака. // Бонгард-левин Т.М. Древняя Индия. История и культура. – СПб.: Алетейя, 2001. С. 155–157.
6.4.: Труд, собственность, богатство. 1. Хозяйственная культура индо-буддийского региона. // Зарубина И.Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства. – М.: Магистр, 1998. С. 97–106. 2. Хозяйственная жизнь. Торговля и финансы, достижения. // Бэшем А. Чудо, которым была Индия. – М.: Вост. лит., 2000. С. 232–250. 3. Вивекананда С. Карма–йога. – Рига: Виеда, 1991. С. 19–26, 60 (нормы хозяйствования, труд по кармическим предписаниям).
6.5.: Эстетические воззрения и искусство.
1. Связь религии и искусства. // Очерки по истории мировой культуры. – М.: ЯРК, 1997. С. 113–114. 2. Единство и многообразие индийской культуры. // Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Культурология. – М.: ЮНИТИ, 2007. С. 273–274, 277–278, 283–292. 3. Художественная культура Индии. // Мировая художественная культура. / Под ред. Эренгросс Б.А.. – М.: 2001. С. 622–639. 4. Искусство. Литература. // Бэшем А. Чудо, которым была Индия. – М.: Вост. лит., 2000. С. 374–416, 428–504. 5. Искусство и литература. // Культурология. История мировой культуры. /Под ред. Марковой А.Н. – М.: ЮНИТИ, 2008. С. 266–268, 270–272, 274–278. 6. Художественная практика. // Введение в культурологию. /Под ред. Попова Е.В. – М.: ВЛАДОС, 1995. С. 181–187. 7. Буддизм и искусство. // Яковлев Е.Г. Эстетика. – М.: Гардарики, 1999. С. 350–380. 8. Индийская скульптура, живопись, драма, литература. // Кребер А.Л. Избранное. Природа культуры. – М.: РОССПЭП, 2004. С. 236–250, 304–306, 383–388, 438–443. 9. Искусство Индии. // История искусств. / Сост. Воротников А. – Минск: Литература, 1997. С. 199–227. 10. Каумуди М. Храмы Индии. – М.: МК-Периодика, 2001. – 162 с. 11. Корецкая А. Сокровища индийского искусства. – М.: Искусство, 1966. – 383 с. 12. Поэзия и музыка Индии. Литература и каллиграфия. // ГИТА – Альтернатива выбора. – М.: Тривола, 1999. С. 422–466. 13. Тюляев С.И. Искусство Индии. – М.: Наука, 1968. – 186 с. 14. Искусство Древней Индии. // Лучшие рефераты по культурологи. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. С. 153–156. 15. Художественная культура Индии. // Культурология. / Под ред. Шаповалова А.И. – М.: ВЛАДОС, 2003. С. 60–72.
Тема 4. Арабо-исламский тип культуры – 2 часа
1.Возникновение культуры. 1.1.Личность пророка Мухаммада: его авторитет. 1.2.Этапы развития: - период джайхилийи; - эпоха арабских завоеваний; 2. Мировоззренческие основания стиля мышления и жизни: - строгое единобожие; - идея предопределения; - дуализм мировосприятия; - концепция воздаяния; 3. Ценности и нормы жизни. 3.1.Исламская этика. 3.2. Идеал человека: - концепция таухида; - концепция адаба; 4. Социальный строй. 4.1.Теократическое государство. 4.2.Община умма. 4.3. Шариат. 5. Своеобразие арабо-исламскоготипа ментальности. 5.1.Восприятие жизни и смерти. 5.2.Отношение к знанию и к мудрости. 5.3.Институт брака: - отношение к женщине; - значение любви; 5.4.Труд, собственность, богатство в исламской культуре. 5.5.Эстетические воззрения и искусство: - учение о прекрасном; - язык искусства; - архитектура: принципы, типы культовых и светских строений; - изобразительное искусство: принципы изобразительности и виды искусств; - геометрический орнамент и арабеска; - искусство каллиграфии; - литература и поэзия;
УЧЕБНИКИ:
1. История мировой культуры. / Под ред. Драча Г.В. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. С. 141–174. 2. Соколова М.В. Мировая культура и искусство. – М.: Академия, 2006. С. 168–181. 3. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Культурология. – М.: ЮНИТИ, 2007. С. 429–445. 4. Введение в культурологию. / Под ред. Попова Е.В. – М.: ВЛАДОС, 1996. С. 194–217. 5. Горелов А.А. Культурология – М.: Юрайт-М, 2002. С. 241–260. 6. Запад и Восток. Традиции и современность. – М.: Знание, 1993. С. 157–178. 7. История и культурология. / Под ред. Шишовой Н.В. – М.: Логос, 1999. С. 133–156. 8. Культурология. История мировой культуры. / Под ред. Кузнецовой Т.Ф. – М.: Академия, 2005. С. 481–512. 9. Шелов-Ковердяев Ф.В. Введение в культурную антропологию. – М.: ГУ ВШЭ, 2005. С. 296–311. 10. Колодий Н.А., Моисеева А.П. и др. Культурологический практикум. – Томск: Дельтаплан, 200 5. С. 46–58. 11. Кравченко А.П. Культурология. Словарь. – М.: АП, 2000. – 671 с. 12. Традиционное искусство Востока. Терминологический словарь. – М.: Эллис-Лак, 1997. – 360 с. 13. Борзова Е.П. История мировой культуры. – СПб.: Лань, 2002. С. 301–325. 14. История мировой культуры. / Под ред. Кузнецовой Т.Ф. – М.: Академия, 2007. С. 481–512. 15. Васильев Л.С. История Востока: В 2 тт. – М.: ВШ, 1998. 16. Васильев Л.С. История религий Востока. – М.: КДУ, 2004. С. 372–457. 17. Грушевицкая Т.Г. и др. Словарь по мировой художественной культуре. – М.: Академия, 2001. – 408 с. 18. Трофимова Р.П. Культуролого-экономический словарь. – М.: Академ-Проект, 2003. С. 821–920. 19. Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Т.1. – М.: Вост. лит., 2006. – 655 с.
ЛИТЕРАТУРА К ВОПРОСУ 1.: Возникновение культуры и этапы ее развития.
1. Васильев Л.С. История Востока: В 2 тт. – М.: ВШ, 2003. 2. Возникновение ислама. Пророк Мухаммед. // Бакалавр экономики. Хрестоматия: В 3 тт. Т.1. – М.: Триада, 1999. С. 177–178. 3. Доисламская Аравия. Распространение ислама. // Кучер О.Н., Семотюк О.П. Ислам. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. С. 7–12, 30–43. 4. Ислам – возникновение и распространение. // Тришин А. Мировые религии и религиозные памятники. Брянск-М., 1998. С. 125–129. 5. Мухаммед – учитель и пророк. // Тришин А. Мировые религии и религиозные памятники. Брянск-М., 1998. С. 129–133. 6. Истоки (иудейские, христианские, зороастрийские) и формирование ислама. // Васильев Л.С. Всеобщая история: В 6 тт. Т.2. Восток и Запад в средние века. – М.: ВШ, 2007. С. 50–65. 7. Происхождение ислама. // Петраш Ю.Г. Ислам: происхождение, вероучение, современность. – М.: Республика, 2005. С. 28–39. 8. Мухаммед. // Гусейнов А. Великие моралисты. М., 1995. С. 120–158. 9. Мухаммед. // Гусейнов А. Этика. – М.: Гардарики, 1998. С. 96–110.
ЛИТЕРАТУРА К ВОПРОСУ 2.: Мировоззренческие основания стиля мышления и жизни.
1. Унитаризм и профетоцентризм. // История мировой культуры. / Под ред. Кузнецовой Т.Ф. – М.: Академия, 2007. С. 481–483. 2. Ислам как духовная основа арабо-мусульманской цивилизации. // Пархоменко И.Т., Радугин А.А. История мировой и отечественной культуры. – М.: ЦЕНТР, 2002. С. 147–152. 3. Ислам о предопределении. // Васильев Л.С. История религий Востока. – М.: КДУ, 2004. С. 140–141. 4. Ислам о происхождении мира Эсхатология ислама. // Васильев Л.С. История религий Востока. – М.: КДУ, 2004. С. 133–136. 5. Картина мира. Идея последовательного монотеизма. // Введение в культурологию. / Под ред. Попова Е.В. – М.: ВЛАДОС, 1996. С. 194–202. 6. Картина мира. // Шелов-Ковердяев Ф.В. – М.: ГУ ВШЕ, 2005. С. 296–299. 7. Мировоззрение Корана. // Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождение и мифологии. – М., 1986. С. 148–250.
ЛИТЕРАТУРА К ВОПРОСУ 3.: Ценности и нормы жизни.
1. Этика ислама. // Горелов А.А. Культурология. – М.: Юрайт-М, 2002. С. 247–252. 2. Этика ислама. // Горелов А.А. История мировых религий. – М.: Флинта, МПСИ, 2005. С. 277–283. 3. Шодкевич М. Модели совершенства в исламе и мусульманские святые. // Бог – человек – общество в традиционных культурах Востока. – М.: Наука, 1993. 4. Суфийский идеал человека. // Аблеев С.Р. История мировой философии. – М.: АСТ, Астрель, 2005. С. 110–111. 5. Человек в исламе. // Петраш Ю.Г. Ислам: происхождение, вероучение, современность. – М.: Республика, 2005. С. 241–263. 6. Система мусульманских ценностей. Мораль. // Шелов-Ковердяев Ф.В. Введение в культурную антропологию. – М.: ГУ ВШЭ, 2005. С. 303–306. 7. Введение в культурологию. / Под ред. Попова Е.В. – М.: ВЛАДОС, 1996. С. 202–208. 8. Максуд Р. Ислам. / Пер. с англ. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. С. 235–242. 9. Верлескина В. Концепт «образованного человека». / Человек. 2004. № 4. С. 57. 10. Восточные концепции «совершенного человека»... // Степанянц М.Т. Мир Востока. Философия: прошлое, настоящее, будущее. – М.: Вост. лит., 2005. С. 290–302. 11. Ислам и нравственность. // Мавлютов Р. Ислам. М., 1974. С. 82–100. 12. Социально-этические принципы. // История мировой культуры. / Под ред. Кузнецовой Т.Ф. – М.: Академия, 2007. С. 483–484.
ЛИТЕРАТУРА К ВОПРОСУ 4.: Социальный строй. 4.1.: Теократическое государство.
1. Теократическая идея социального мира. // Введение в культурологию. / Под ред. Попова Е.В. – М.: ВЛАДОС, 1996. С. 208–211. 2. Теократическая модель социума: структура общественных отношений. // Шелов-Ковердяев Ф.В. Введение в культурную антропологию. – М.: ГУ ВШЭ, 2005. С. 300–302. 3. Теократический идеал. // Очерки по истории мировой культуры. – М.: ЯРК, 1997. С. 400–402. 4. Теократический идеал. // История мировой культуры. / Под ред. Кузнецовой Т.Ф. – М.: Академия, 2007. С. 484–486. 5. Социально-политические отношения. // История и культурология. / Под ред. Шишовой Н.В. – М.: Логос, 1999. С. 136–137. 6. Политические системы и политические культуры Востока. – М.: Восток – Запад, 2006. С. 113–152, 191–235.
4.2.: Община умма.
1. Теократическая идея социального мира. // Введение в культурологию. / Под ред. Попова Е.В. – М.: ВЛАДОС, 1996. С. 208–211. 2. Теократическая модель социума: структура общественных отношений. // Шелов-Ковердяев Ф.В. Введение в культурную антропологию. – М.: ГУ ВШЭ, 2005. С. 300–302. 3. Теократический идеал. // Очерки по истории мировой культуры. – М.: ЯРК, 1997. С. 400–402. 4. Теократический идеал. // История мировой культуры. / Под ред. Кузнецовой Т.Ф. – М.: Академия, 2007. С. 484–486. 5. Социально-политические отношения. // История и культурология. / Под ред. Шишовой Н.В. – М.: Логос, 1999. С. 136–137. 6. Политические системы и политические культуры Востока. – М.: Восток – Запад, 2006. С. 113–152, 191–235. 7. Умма власть. Принципы интеграции и роль права в исламском обществе. // Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия. – М.: Аспект-Пресс, 1998. С. 356–360.
4.3.: Шариат.
1. Мусульманское право. // Теория государства и права. / Под ред. Марченко М.Н. – М.: Зерцало, 1998. С. 309–312. 2. Шариат – исламский путь жизни. // Максуд Р. Ислам. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. С. 156–242. 3. Шариат. // История мировой культуры. Ростов н/Д: Феникс, 2000. С. 136–141. 4. Шариат – мусульманское право. // Мавлютов Р. Ислам. М., 1974. С. 131–143. 5. Школы исламского права. Шариат. // История религий Востока. – М.: КДУ, 2004. С. 142–145.
ЛИТЕРАТУРА К ВОПРОСУ 5.: Арабо-исламский тип ментальности. 5.1.: Восприятие жизни и смерти.
1. Жизнь. Смерть. Бессмертие (в исламе). / Человек. 2000. № 6. С. 9–12. 2. Отношение к жизни и смерти. // Лучшие рефераты по культурологии. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. С. 202–203. 3. Смерть с точки зрения ислама. // Панкин С.Ф. Религиозная антропология. – М.: Флинта, МНСИ, 2006. С. 114–116. 4. Токарчик А. Мифы о бессмертии. – М.: Прогресс, 1992. С. 86–92. 5. Погребальные обряды в исламском мире. // Рязанцев С. Философия смерти. – СПб.: Спикс, 1994. С. 150–158. 6. Мусульманский жизненный цикл. Обряды. // Религиозные традиции мира: В 2 тт. Т.2. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. С. 83–86. 7. Святость жизни. Обряды жизненного цикла. // Максуд Р. Ислам. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. С. 180–190, 242–276.
5.2.: Отношение к знанию и мудрости.
1. Интеллектуальный дискурс. // История мировой культуры. / Под ред. Кузнецовой Т.Ф. – М.: Академия, 2007. С. 489–501. 2. Отношение к знанию. // Родионов М.А. Ислам классический. – СПб.: Азбука-классика, 2004. С. 141–149. 3. Культ знания. Научные достижения. // Очерки по истории мировой культуры. – М.: ЯРК, 1997.С. 405–412. 4. Мусульманские философия и наука. // История мировой культуры. Ростов н/Д,: Феникс, 2000. С. 141–148. 5. Отношение к науке и научному знанию в арабской культуре. // Философское наследие народов Востока и современность. – М.: Наука, 1983. С. 72–96.
5.3.: Семья. Женщина. Любовь.
1. Сексуальная жизнь. Права женщины. Брак и развод // Максуд Р. Ислам. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. С. 206–219, 261–276. 2. Запреты в семейно-брачных отношениях. // Керимов Г.Н. Шариат и его социальная сущность. – М.: Наука, 1978. С. 120–122. 3. Семья и брак // Кучер О.Н. Ислам. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. С. 137–143. 4. Ислам и женщина. // Матвеев К.П. История ислама. – М.: АКТ, Восток-Запад, 2005. С. 182–191. 5. Семья и брак. // Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. – М.: Наука, 1978. С. 92-106. 5.4.: Труд, собственность, богатство.
1. Запреты шариата в торговле и финансах. Запрет на использование в быту золотых изделий. // Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. – М.: Наука, 1978. С. 106–109, 122–124. 2. Ислам и деньги. // Малерб М. Религии человечества. / Пер. с фр. – М.-СПб., 1997. С. 463–465. 3. Исламская этика труда. // Ермаков И. Ислам в культуре России в очерках и образах. – М.: Издатсервис, 2001. С. 385–394. 4. Регулирование торговли, финансов и хозяйственной жизни. Имущественное право и налоги. // Керимов Г.Н. Шариат и его социальная сущность. – М.: Наука, 1978. С. 150–213. 5. Труд и благосостояние. // Максуд Р. Ислам. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. С. 199–206. 6. Хозяйственная этика ислама. // Зарубина Н.Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства. – М.: Магистр, 1998. С. 111–114.
ЛИТЕРАТУРА К ВОПРОСУ 5.5.: Эстетические воззрения и искусство.
1. История мировой культуры. / Под ред. Кузнецовой Т.Ф. – М.: Академия, 2007. С. 501–512. 2. Культурология. История мировой культуры. / Под ред. Марковой А.П. – М.: ЮНИТИ, 2008. С. 254–258. 3. Запреты ислама в области искусства. // Керимов Г.Н. Шариат и его социальная сущность. – М.: Наука, 1978. С. 117–120. 4. Ислам и искусство. // Яковлев Е.Г. Эстетика, искусствознание, религиоведение. – М.: КДУ, 2003. С. 134–157. 5. Суфийская поэзия, музыка и танец. // Эрнст К. Суфизм. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. С. 197–256. 6. Мировая художественная культура. От зарождения до XVII в. – СПб.: Питер, 2006. С. 163–173. 7. Введение в культурологию. / Под ред. Попова Е.В. – М.: ВЛАДОС, 1996. С. 211–218. 8. Арабо-мусульманское искусство. // Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Культурология. – М.: ЮНИТИ, 2007. С. 434–444. 9. Художественная культура. // История и Культурология. / Под ред. Шишовой Н.В. – М.: Логос, 1999. С. 140–149.
Тема 5. Европейско-христианский тип культуры – 4 часа
1.Истоки культуры. 1.1.Древнейшие очаги культуры эпохи античности: - Крито-Микенская Греция; - Эллада в классический период: - Афины и Спарта как два типа культуры; - вехи культурной эволюции: от полисного строя – к эллинистическому; - Древнеримская культура: интенции культурного развития в республиканском и имперском Риме; 1.2.Христианские корни культуры. - иудейские (ветхозаветные) истоки; - первые христианские общины; - христианизация Европы; 2.Мировоззренческие основания культуры. 2.1.Основополагающие вероучительные принципы христианства: - учение о Св. Троице и о Боговоплощении; - концепция церкви и спасения души; 2.2. Ментальная обусловленность христианской религиозности: - восточное христианство: православие; - византизм и христианская религиозность; - западное христианство: католицизм и протестантизм: - античные и иудейские влияния на западную христианскую религиозность: римский рационализм, юридизм и практицизм и иудейское законничество; 3.Ценности и нормы христианской жизни. 3.1.Нравственные ориентации согласно Евангельскому учению: - христианский долг служения; - христианская концепция любви; 3.2.Идеал человека: христианское достоинство и святость. - восточное и западное монашество как путь воплощения идеала христианина; - «новая» секулярная личность как результат протестантской идеологии и образа жизни; 4.Социальные и государственные основы христианских обществ. 4.1.Проблема соотношения личности, государственности, церковной организации в восточном и в западном христианстве. 4.2.Эволюция общественно-государственных форм. - европейский либерализм и демократические режимы Запада; - тоталитарные режимы в восточно- и в западноевропейском регионах в контексте христианского вероучения; 5. Особенности типа ментальности. 5.1.Идея Промысла как идея судьбы. 5.2. Отношение к жизни и к смерти. 5.3. Восприятие времени и вечности. 5.4.Отношение к знанию и мудрости в восточной и в западной христианской традиции. 5.5. Брак и семья. Любовь. - место и роль женщины в семье и в обществе; 5.6. Христианское отношение к труду, к собственности и к богатству. 5.7.Эстетические воззрения: - христианская эстетика; - светское искусство; - идея прекрасного; - концепция искусства: художественный образ, язык и выразительные средства; - архитектурные образы в различных стилевых решениях; - формы изобразительного искусства (живопись и скульптура); - литература и поэтическое творчество; - линии эволюции христианского искусства; - восточно- и западнохристианское каноническое искусство; - от храма и иконы – к секулярному искусству;
Тема 6. Стиль модерн и разностилье модернизма – 3 часа 1.Эпоха модерна. - культурно-исторические границы модерна; - содержательная сторона модерна: · конструктивизм; · символизм; · методология синтеза искусств; · модерн и декаданс: их соотносимость; 2.Становление модернизма: его истоки и предпосылки. - идейные истоки модернизма: · романтизм; · интуитивизм; · символизм; · экзистенциализм; · позитивизм; 3.Сущностное содержание и характер модернизма. - философско-эстетический концепт модернизма: · определяющие философские посылки; · проблема истины; · идейная направленность модернизма; · роль искусства в современной действительности; · личность художника-творца; · ведущие эстетические принципы модернизма; - главные черты модернизма: · новаторство; · гиперреализм; · индивидуализм; · символизм; · мифологизация; · интегративность; · единство ретроспективности и перспективы; - социальные аспекты модернизма; - модернистские художественные приемы и практики: · интуитивизм в качестве «потока сознания»; · субъективизм; · мистификация; · фольклорная составляющая; · метод синтезирования искусств; 4.Интенция развития модернистского мироощущения: от культуры Слова – к культуре ока. - визуализация культуры; - приоритетная роль кинематографического искусства; 5.Основные течения модернизма. 5.1.Модернистские практики в поэзии и живописи - дадаизм; - кубизм; - фовизм; - футуризм; - имажинизм; - экспрессионимз; - абстракционизм; - супрематизм; - сюрреализм; - пуантилизм; - поп-арт; 5.2.Модернистский театр - трагедия; - эпический театр; - театр социальной маски; - театр абсурда; - театр жестокости; 5.3.Модернистское музыкальное искусство - пуантилизм; - алеоторика; - электронная музыка; - сонористика; 5.4.Модернистский кинематограф - монументальный стиль; - фотогения; - пост-Голливуд; 6.Модернизм и авангардизм. - историко-культурное явление авангардизма; - главные авангардистские подходы и методы; - искусство авангарда; - проблема совместимости модернизма и авангардизма; 7.Творцы европейского модерна, модернизма и авангардизма. 8.Модернизм как исторический проект в культурном пространстве Европейской цивилизации.
УЧЕБНИКИ:
1. Культурология. Ред. Радугин А.А. – М.: Центр, 1997. С. 222–237. 2. Культурология в вопросах и ответах. – Ростов н/Д, 1999. С. 283–294. 3. Моисеева А.П., Сычева С.Г., Колодий Н.А. Культурология. Россия – Запад. – Томск: Изд-во ТПУ, 2005. С. 161–177. 4. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Мировая художественная культура. – М.: ЮНИТИ, 2000. С. 340–344, 347–355, 510–529. 5. Чернокозов А.И. История мировой культуры. – Ростов н/Д: Феникс, 1997. С. 171–174.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Батракова С.П. Искусство и утопия: из истории западной живописи и архитектуры ХХ в. – М., 1990. 2. Батракова С.П. Художник ХХ в. и язык живописи. – М., 1996. 3. Борев Ю. Эстетика. – М.: Полит. лит-ра, 1988. С. 385–402. 4. Винер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. – М., 1985. 5. Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь. Т.1. – СПб: Кольна, 1995. – 672с. 6. Грушевицкая Т.Г., Гузик М.А., Садохин А.П. Словарь по мировой художественной культуре. – М.: Академия, 2001. С. 96–97, 228–229. 7. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. – М., 1993. 8. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. – М.: Академия, 2000. С. 312–318. 9. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. – М.: Высш. школа, 1983. 10. Западное искусство ХХ в.: Классическое наследие и современность. – М., 1992. 11. Западноевропейское искусство второй половины Х1Х в. – М., 1975. 12. Как всегда об авангарде. – М., 1992. 13. Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки. – М., 1987. 14. Модернизм: анализ и критика основных направлений. – М., 1987. 15. Наков А. Беспредметный мир. Абстрактное и конкретное искусство. – М., 1997. 16. Ортега–и –Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. – М., 1991. 17. Полевой В.М. Малая история искусств. Искусство XX века. М.: Искусство, 1991. – 303 с. 18. Поляков В.В. История мирового искусства. Изобразительное искусство и архитектура ХХ в. – М., 1993. 19. Популярная художественная энциклопедия. В 2 тт. – М., 1986. 20. Руднев В. Словарь культуры ХХ в. – М.: Искусство, 2000. – 324 с. 21. Самосознание европейской культуры ХХ века. – М., 1991. 22. Турчин В.С. По лабиринтам авангарда. – М.: МГУ, 1993. С. 88–111 23. Энциклопедия символизма. Сост. Кассу Ж. и др. – М.: Республика, 1998. – 429 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. – М.: Правда, 1989. – 604 с. 2. Бодлер Ш. Цветы зла. – М.: Наука, 1970. – 480 с. 3. Дали С. Дневник. 4. Кандинский В. О духовном в искусстве. – М.: Архимед, 1992. – 110 с. 5. Малевич К. О новых системах в искусстве. – Витебск, 1919. 6. Пикассо П. – Л.: Аврора, 1974. – 19 с.
Тема 7. Культура информационного общества – 1 час 1.Формирование информационного общества. - время возникновения информационного общества; - идейные и социальные предпосылки становления информационного общества; - сущностное содержание понятия «информационное общество»; 2.Социальные процессы в информационном обществе. - социокультурные характеристики общества; - процесс становления «среднего класса»; - «масса» как социальная единица в информационном обществе; - оппозиции информационного общества: элитарность и массовость; - направленность социокультурной динамики общества; - информационное общество как фактор формирования рыночной (потребительской) психологии и культуры; 3.Влияние информационного общества на личность. - мифологизация и мистификация сознания; - формирование «потребительского» общественного сознания; - черты индивидуального сознания потребителя; 4.Информационное общество и массовая культура. - проблема соотносимости информационного общества и массовой культуры; - информационное общество как предпосылка формирования массовой культуры; - философские основы массовой культуры: · гедонистическое мировосприятие; · позитивизм; · прагматизм; · фрейдизм; 5. Искусство информационного общества. - социальные функции искусства в информационном обществе; - эстетические принципы массовой культуры: · натурализм; · дегуманизация; · сублимация; · мистификация; · коммерциализация; - жанры массовой культуры; - рок-культура как субкультура массового общества: · неотъемлемость рок-культуры от массового общества; · противопоставленность рок-культуры массовому обществу; 6.Информационное общество как предпосылка планетарного социокультурного кризиса.
УЧЕБНИКИ:
1. Введение в культурологию. – М.: ВЛАДОС, 1995. С. 62–70. 2. Культурология. Ред. Радугин А.А. – М.: Центр, 1997. С. 83–93. 3. Культурология в вопросах и ответах. – Ростов н/Д, 1999. С. 316–338. 4. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Мировая художественная культура. – М.: ЮНИТИ, 2000. С. 508-510. 5. Чернокозов А.И. История мировой культуры. – Ростов н/Д: Феникс, 1997. С. 157–171, 187–190, 260–279, 283–288.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Гершкович З.И. «Массовая культура» и фальсификация мирового художественного наследия. – М.: Знание, 1986. – 62 с. 2. Грушин Б.А. Массовое сознание: опыт определения и проблемы исследования. – М.: Политиздат, 1987. – 386 с. 3. Зоркая Н.М. Уникальное и тиражированное: средства массовой информации и репродуцированное искусство. – М.: Искусство, 1981. – 167 с. 4. Козлова Н. Безвкусица масс и вкус интеллектуалов. / Общественные науки и современность. 1994. №3. С. 142–150. 5. Макаревич Э. Массовая культура: влияние на человека. / Диалог. – 1997. № №11-12. 6. Ортега–и –Гассет Х. Восстание масс. / Вопросы философии. 1989. №№ 3-4. 7. Ортега–и –Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. – М., 1991. 8. Самосознание европейской культуры ХХ века. – М., 1991. 9. Словарь по мировой художественной культуре. Ред. Садохин А.П. – М.: Академия, 2001. С. 218–219. 10. Флиер А.Я. массовая культура и ее социальные функции. / Общественные науки и современность. 1998. №6. С. 138–148. 11. Эллюль Ж. Технологический бред. / Философские науки. 1991. №9. С. 150–178.
Тема 8. Постмодернизм – 4 часа 1.Возникновение постмодернизма. - истоки постмодернизма: · постструктурализ Date: 2015-07-22; view: 409; Нарушение авторских прав |