Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 1.Предмет и функции культурологии
Содержание понятия “культурология”. Место культурологии в системе гуманитарного знания. Культурология как синтез междисциплинарных исследований. Особенности историко-культурного знания. Функции культурологии. Мировоззренческая функция. Значение культурологического знания. Тема 2. Феномен культуры Анализ содержания понятия “культура”. Многомерность феномена культуры. Основные подходы к осмыслению культуры. Принципы интерпретации культуры: культура как смысловой мир, культура- текст, «ответ» культуры (Арнольд Тойнби), диалог культур. Попытки дефиниции понятия “культура”. Культура как способ общественного и индивидуального бытия. Культура в качестве полагания смысла. Аксиологические основания культуры. Мир высших ценностей в культурном бытии: значение идеала (Н.Бердяев, Освальд Шпенглер). Культура как инакобытие. Концепция интенциональности культурной экзистенции (И. Ильин, Питирим Сорокин). “Истина бытия” как сверхценность. Образ культуры. Характеристики культуры. Структурная выстроенность культуры. Личность в культурном бытии. Нравственное самоопределение личности: опыт добра и зла. Свобода воли как свобода морального выбора. Совестный акт и нравственный долг ответственности. Место любви в ценностной иерархии личности. Этика и этикет. Имидж культурного человека. Тема 3. Типология культур Понятие “ментальность”. Структура ментальности: пространство и время, природа и техника, этическая нормативность, власть и свобода, право и закон, знания и вера, труд и собственность, брак и семья, эстетические воззрения: прекрасное и искусство, отношение личности и общества к смерти. «Слом» ментальности. Проблема культурного континуитета и культурной дискретности. Понятие «осевое время» (Карл Ясперс). Тип культуры. Проблема типологии культур. Восточная модель культуры: традиционная культура и традиционная картина мира. Западная модель культуры: инновационный тип культуры. Христианская культура: истоки, становление, эволюция. Постхристианство: модернизм и постмодернизм. Виды типологии культур (Н. Бердяев, Макс Вебер, Освальд Шпенглер, Эрих Фромм, Питирим Сорокин). Проблема коммуникации культур: диалог культур. Тема 4. Модель дальневосточно-конфуцианской культуры Проблема генезиса дальневосточно-конфуцианской культуры. Древнейшие очаги культуры. Общество Шан-инь; культура «гадательных костей». Становление ханьской культуры. Языковое своеобразие культуры: тональный язык и иероглифическая система письма. Проблема централизации ханьской Поднебесной. Ханьская культура под знаком иероглифа. Идея избранности и чистоты культуры ханьцев. Основы ханьской ментальности. Миф о возникновении вселенной и человека. Идея органического триединства: Небо – земля – человек. Концепция у син. Космическое основание ханьской календарной системы. Древнее учение о человеке. Первочеловек Паньгу. Культ духов и предков. Главные категории ханьского менталитета: дао, ци, инь-ян, дэ, ли и др. Оформление даосского учения. Личность Лао цзы. «Дао дэ цзин». Принцип у вэй. Учение о бессмертных, об аде и рае. Становление конфуцианской мировоззренческой системы. Учитель Кун: этическая и ритуальная нормативность. Конфуцианский канон и конфуцианская традиция. Конфуцианство и контрконфуцианские тенденции. Оппозиции даосизм – конфуцианство – легизм – чань-буддизм: религиозные учения и культовая практика. Идеал человека: «совершенномудрый» – «благородный муж» – законопослушный гражданин – озаренный. Жизненная интенция на личностном уровне: естественность – ритуал – верноподданность – сатори. Теократический порядок в Поднебесной. Государственный культ. Сакрализация фигуры вана. Институт патерналистского священновластия. Этатизм. Конфуцианское чиновничество. Идея личной ответственности и система государственных экзаменов. Политика ханизации и изоляции страны. Социальный состав Поднебесной: иерархическая структура. Институт патриархальной общины. Типы монашеской общины. Место и роль общины в динамике социально-экономического развития. Институт семьи. Официальная и элитарная культура. Культура большинства. Особенности структурной ментальности дальневосточно-конфуцианского типа культуры. Система эстетических воззрений в культуре. Идеал прекрасного. Ведущие эстетические принципы: триединство каллиграфии, поэзии, живописи. Концепция художника и искусства. Типы архитектурных строений. Пагода. Живописный образ. Китайский портрет. Типы пейзажа: «горы-воды», «цветы-птицы». Национальная литература и поэзия. Классическое искусство эпохи Тан. Творчество Ван Вэя, Ли Бо, Ду Фу, Бо Цзюйи. Культурные доминанты в дальневосточно-конфуцианском типе ментальности. Китайский синкретизм в современном культурном пространстве: даосизм, конфуцианство, чань-буддизм. Определяющие интенции национального развития: этико-политическая и эстетическая составляющая культуры, конфуцианский рационализм и утилитаризм. Процессы модернизации в современном обществе дальневосточно-конфуцианского типа. Ментальные основания экономического успеха. Культурное своеобразие представителей дальневосточно-конфуцианской модели развития: Япония, Корея, Вьетнам.
Date: 2015-07-22; view: 460; Нарушение авторских прав |