Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
III. Нарушения внимания ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Существуют так называемые нарушения внимания. Под нарушениями внимания понимают патологические изменения направленности, избирательности психической деятельности, выражающиеся при состоянии утомления, в сужении объема внимания, в неустойчивости внимания, нарушении концентрации внимания и наличии отвлекаемости на побочные раздражители. В детском возрасте очень часто отмечается невнимательность. Невнимательность требует коррекции, если перечисленные ниже признаки проявляются у ребенка в течение шести и более месяцев: - потеря предметов, необходимых для выполнения задания. - отрицательное отношение к заданиям, требующим напряжения, - забывчивость (ребенок не способен сохранить в памяти инструкцию к заданию на протяжении его выполнения).
Причины нарушения могут быть внешними и внутренними. Внешними причинами можно считать различные негативные воздействия (стрессоры, фрустраторы) и негативные отношения ребенка с окружающими людьми. Внутренними причинами могут быть индивидуально-типологические особенности, эмоциональные состояния, соматические заболевания. · недостаточная нагрузка; · недостаточная сформированность волевых качеств; · привычка быть невнимательным (привычная невнимательность связана с отсутствием серьезных интересов, поверхностным отношением к предметам и явлениям); · повышенная утомляемость; · плохое самочувствие или ухудшение состояния здоровья; · наличие психотравмы; · монотонная, неинтересная деятельность; · неподходящий тип деятельности; · наличие интенсивных посторонних раздражителей; · общее ослабление нервной системы (неврастения); · физическое и умственное переутомление; · эмоциональная перегрузка вследствие большого количества впечатлений (положительных и отрицательных); · недостатки воспитания · нарушения режима труда и отдыха.
Можно выделить две группы детей с нарушениями внимания: Первая группа: условно назовем ее: дети с обычными нарушениями внимания. В этой группе мальчики и девочки представлены приблизительно поровну. Эти дети имеют трудности в усвоении материала, при этом имеют достаточный уровень развития способностей. Они, как правило, не могут содержать свое рабочее место в порядке и не знают, что задано; мечтают и не знают, о чем идет речь; долгое время не могут приняться за работу; их нужно постоянно держать под контроле; они не успевают выполнить задание; делают глупые ошибки из-за поспешности и не могут их исправить; через короткое время полностью забывают то, что выучили. В зарубежной практике такие нарушения называются Синдром дефицита внимания. Вторая группа детей – это дети с СДВГ. В нашей психологической практике: виды нарушений внимания: отвлекаемость, рассеянность, инертность, сужение объема внимания, неустойчивость внимания (при нарушении концентрации внимания). Отвлекаемость - непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Отвлекаемость может возникать под влиянием внешних раздражителей или внутренних факторов - переживаний, посторонних эмоций или из-за отсутствия интереса. Рассеянность внимания - это неспособность сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени. Термин «рассеянность» обозначает поверхностное, «скользящее» внимание. Рассеянность может проявляться: а) в неспособности к сосредоточению; Рассеянность бывает двух видов: мнимая и подлинная. Мнимая рассеянность - это невнимание человека к окружающим предметам и явлениям, вызванное сосредоточенностью на каком-то одном предмете (явлении) или переживании. «При сосредоточенном думании, - пишет И.П. Павлов, - и увлечении каким-либо делом мы не видим и не слышим, что около нас происходит - явно отрицательная индукция». Механизмом рассеянности является наличие мощной доминанты - очага возбуждения в коре головного мозга, подавляющего все прочие сигналы, поступающие извне. Выделяют ученую рассеянность и старческую рассеянность. Так называемая ученая рассеянность - это проявление очень высокой сосредоточенности внимания в сочетании с его ограниченным объемом. В состоянии профессорской рассеянности ход мыслей логически упорядочен и строго направлен на достижение идеальной и отдаленной цели или на поиск решения сложной задачи. Примеры «профессорской» рассеянности обычно находят в жизнеописании великих философов, изобретателей и ученых. К расстройствам внимания, получившим название старческой рассеянности, относят его слабую переключаемость в сочетании с недостаточной концентрацией. Внимание человека как бы «залипает» на одном предмете, деятельности или размышления, но при этом, в отличие от рассеянности «профессорской», такое сосредоточение неэффективно. Поверхностное и неустойчивое внимание встречается у детей - мечтателей и фантазеров. Такие дети нередко выключаются из урока, уносясь в иллюзорный мир. В.П. Кащенко указывает еще на одну причину рассеянности - переживание страхов, что мешает сосредоточиться на нужном задании. Нервные, гиперактивные и болезненные дети отвлекаются в 1,5-2 раза чаще, чем спокойные и здоровые. Рассеянность в детском возрасте проявляется в неумении ребенка надолго сосредоточиться на чем-то одном, в частом отвлечении. Вообще, отсутствие способности к длительной и стойкой сосредоточенности у детей - явление естественное, обусловленное особенностями их нервной деятельности. Но существует ряд причин, которые усиливают возможность ребенка быть рассеянным. Во-первых, появление в носоглотке ребенка аденоидов. Эти образования мешают носовому дыханию, что ведет к обеднению кислородом системы кровоснабжения мозга и к нарушению его нормальной работы. Такие дети дышат ртом, их глаза теряют свой живой блеск и выразительность, становятся тусклыми и какими-то стеклянными - весь облик ребенка меняется. В этом случае родителям следует обратиться к врачу, его советы помогут возвратить ребенку работоспособность. Во-вторых, причиной рассеянности может стать легкое и быстро проявляющееся утомление детей. Оно наступает особенно быстро при выполнении трудной, неинтересной и однообразной работы, требующей длительного напряжения нервно-мышечной системы и особенно зрительного и слухового аппаратов. Перегрузка впечатлениями, сильными эмоциональными переживаниями, недостаточный отдых вызывают возникновение сильного и разлитого торможения деятельности мозга. Наступает сонливость, нервные клетки теряют восприимчивость и перестают отвечать на падающие на них раздражители. Чтобы избежать этого, важно следить за тем, чтобы ребенок соблюдал режим дня, особенно в выходные дни. Не стоит перегружать его в выходные занятиями в различных кружках, студиях, посещением гостей, театров, музеев, просмотром фильмов, компьютерными играми и т. п. Такое изобилие впечатлений не дает ребенку возможности сосредоточиться на деятельности, предлагаемой ему в рабочие дни.
Инертность внимания - малая подвижность внимания, патологическая ее фиксация на ограниченном круге представлений и мыслей. Date: 2015-07-22; view: 906; Нарушение авторских прав |