Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ВниманиеСтр 1 из 3Следующая ⇒
I. Что мы обычно понимаем под вниманием? · время на обсуждение – фронтально – собрать признаки; Дадим определение: Внимание – это психический познавательный процесс, который заключается в сосредоточении и направлении психической деятельности на что-либо. Внимание обеспечивает избирательность психической деятельности. Развитие внимания в детском возрасте проходит ряд последовательных этапов: 1) первые недели и месяцы жизни ребенка характеризуются появлением ориентировочного рефлекса как объективного врожденного признака непроизвольного внимания, сосредоточенность низкая; 2) к концу первого года жизни возникает ориентировочно – исследовательская деятельность как средство будущего развития произвольного внимания; 3) начало второго года жизни характеризуется появлением зачатков произвольного внимания: под влиянием взрослого ребенок направляет взгляд на называемый предмет; 4) во второй и третий год жизни развивается первоначальная форма произвольного внимания. Распределение внимания между двумя предметами или действия детям в возрасте до трех лет практически недоступно; так, мы можем наблюдать, что, играя в игрушки или смотря телевизор, маленькие дети ерзают, отвлекаются, оглядываются по сторонам. 5) в 4,5-5 лет появляется способность направлять внимание под воздействием сложной инструкции взрослого; 6) в 5-6 лет возникает элементарная форма произвольного внимания под влиянием самоинструкции. Внимание наиболее устойчиво в активной деятельности, в играх, манипуляции предметами, при выполнении различных действий; 7) в старшем дошкольном возрасте происходят следующие изменения: - расширяется объем внимания; - возрастает устойчивость внимания; - формируется произвольное внимание. О значительном развитии устойчивости внимания на протяжении дошкольного возраста говорят и данные Н.Л. Агеносовой. Предлагая вниманию детей дошкольного возраста несложную по содержанию картинку, она фиксировала время ее рассматривания. При этом специально замерялся интервал времени между моментом, когда взор ребенка впервые обращался к картинке, и моментом, когда ребенок отвлекался от нее. Среднее время, затрачиваемое детьми разного возраста на свободное рассматривание картинки, показывает, что устойчивость внимания – сосредоточенное рассматривание – возрастает от младшего к старшему дошкольному возрасту почти в 2 раза (с 6,8 до 12,3 секунды). Максимальная длительность игры у полугодовалого ребенка 14 минут, к шести годам она достигает полутора часов. Если в три года за 10 минут игры ребенок отвлекается 4 раза, то в шесть лет – всего один раз. 8) В 7-летнем возрасте развивается и совершенствуется внимание, включая волевое. При этом внимание младшего школьника продолжает оставаться слабо организованным, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво. Все это объясняется недостаточной зрелостью нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих процессы внимания. 9) На протяжении младшего школьного возраста в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: в 2 раза увеличивается объем внимания, повышается устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. Невнимательность младших школьников – одна из наиболее часто встречающихся причин плохой успеваемости. Невнимание первоклассников объясняется влиянием сразу нескольких факторов: общевозрастных особенностей развития, начальным этапом в овладении учебными навыками, и причинами, связанными с адаптацией. Поэтому в первых классах занятия по развитию внимания рекомендуется проводить для всех детей как профилактические и развивающие. В последующем возникает необходимость работы с детьми, отличающимися особой невнимательностью. 10) К 9-10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий. 11) Процесс развития внимания продолжается в подростничестве. Подростки уже могут часами заниматься каким-либо делом, например, готовиться к экзаменам или писать реферат. Это объясняется завершением процесса миелинизации ретикулярной формации, то есть области мозга, ответственной за регуляцию внимания. 12) Разные свойства внимания формируются гетерохронно. По данным Б.Г. Ананьева, оптимум объема внимания относится к 33 годам, при этом наименьший объем наблюдается в период от 18 до 21 года. Наилучшая избирательность внимания также относится к 33 годам. Максимум переключения – 29 лет, устойчивости – в 34 года. В качестве иллюстрации хочется привести насколько классических экспериментов: 1. Эксперимент Vurpillot&Ball
Детей от 4 до 10 лет просили сравнить два домика и сделать вывод, разные или одинаковые у них окна. 4-5- летние дети делали это без плана, их взгляд хаотично рассматривал несколько окон и они часто делали неправильные выводы. Дети старше 6,5 лет выполняли задание очень систематично, планомерно сравнивали каждое окно одного дома с каждым окном второго дома. И приходили чаще всего к правильному выводу. Так же дети старшего возраста искали потерянную игрушку: они составляли план поиска и часто ограничивают зону поиска тем местом, где видели игрушку в последний раз. Это свидетельствует о низкой избирательности внимания у младших детей. 2. Эксперимент Патриции Миллер и Майкла Вайса: 7, 10 и 13-летних детей просили запомнить местоположение нескольких животных, спрятанных под разными кусками ткани. Когда поднимали каждый лоскут, дети видели кроме животного предмет домашнего обихода. Затем им давали задание на узнавание, которое требовало от них проявлять избирательность внимания: вспоминать игрушку-животное, и не называть предмет домашнего обихода. Естественно, что 13-летние превзошли 10-летних, а те - 7-летних. Затем проверяли, обратили ли дети внимание на случайную информацию – предметы обихода. И оказалось, что 13-летние вспоминали меньше, а младшие дети из обеих групп вспомнили столько же предметов обихода, сколько и животных. Эти результаты говорят о том, что старшие дети лучше отфильтровывают ненужную информацию и лучше сосредоточивают внимание на значимой информации. Произвольное внимание теснейшим образом связано с речью. Оно проявляется сначала в подчинении своего поведения словесным указаниям взрослого, затем в подчинении собственной словесной инструкции (важно инструкцию проговаривать (ЭТО будет в тренинге). Словесная инструкция обеспечивает фактор новизны, выделяет объект из среды, способствует удержанию объекта в поле внимания, то есть сохраняется контроль за протекающим действием. На эту существенную особенность обратил внимание П.Я. Гальперин. В соответствии с теорией Гальперина, внимание – это идеальная сокращенная и автоматизированная форма контроля. Вначале контроль следует за действием. Но он и сам требует в этом случае контроля. Он становится вниманием тогда, когда реализуется как подготовка к чему-либо, выступающая как специализированное, опережающее, сокращенное и специализированное действие. Внимание в отличие от контроля не оценивает результат, а улучшает его. II. Что такое «быть внимательным»? · дать задание: сравнить картинки из Кагана. · описать процесс с точки зрения пошаговых действий (Подготовить картинки для сравнения) Внимательным мы обычно называем человека, который выполняет какую-то работу, например, задание по математике, не отвлекаясь ни на что другое, не реагируя на внешние помехи. При этом правильность выполнения тоже очень высока. То есть внимание можно охарактеризовать как тот факт, что человек целенаправленно и непрерывно осуществляет достаточно сложную деятельность, достигая при этом соответствующих результатов. Чтобы выполнить мое задание, Вам потребовалось: Date: 2015-07-22; view: 390; Нарушение авторских прав |