![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Управление впечатлением ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Управление впечатлением (иногда его называют самопрезентацией) является процессом, посредством которого люди пытаются управлять восприятием их личности другими людьми или контролировать этот процесс. Люди, как правило, стремятся представить себя другим в социально привлекательном свете. Для этого они прибегают к манипулированию собственным образом с целью завоевать симпатии других людей или проверить собственную привлекательность. Один из способов такого манипулирования получил не только солидную экспериментальную проверку, но и собственный термин - "поведение, завоевывающее расположение" (ingratition-parts), Хоманс [Homans G.C., 1961], исследовавший такое поведение, определил его (в отличие от иных способов манипулирования собственной привлекательностью) как "нарушение принципа справедливого распределения" (другое название этого принципа «правило взаимного обмена»). Соответственно этому принципу, люди должны отвечать другим тем же, что получают от них. "Завоеватель расположения" хочет получить во взаимодействии с другими награду, превышающую его собственные затраты, ожидая взамен справедливого распределения. Нарушение принципа справедливого распределения может осуществляться следующими способами: а) можно при реальных минимальных усилиях при оказании помощи демонстрировать гораздо большую затрату, тем самым требуя от партнера ответа с большим приложением сил (конформизм); б) можно рекламировать свое поведение как более привлекательное, чем это есть на самом деле, побуждая партнера ответить наградой (самореклама); в) можно повысить ценность помощи, усилив у партнера депривацию* (* депривация – это…), возникающую при неудовлетворении потребности, добиваясь переоценки поведения партнера, помогающего ликвидировать эту депривацию. В организациях управление впечатлением имеет серьезное значение, например, при проверке правильности оценки деятельности (не подвергалось ли психологической манипуляции оценивающее лицо для получения положительной оценки?), а также в качестве прикладного инструмента для того, кто поднимается по иерархической лестнице. Были выявлены две самостоятельные составляющие управления впечатлением — мотивация впечатления и его формирование. При найме на работу у подчиненных может возникнуть стремление контролировать то, как их воспринимает начальник. Степень подобной мотивации к управлению впечатлением будет зависеть от таких факторов, как значимость произведенного впечатления применительно к стоящим перед личностью задачам, ценность этих задач и расхождение между тем впечатлением, которое человек хочет произвести на окружающих, и впечатлением, которое, по его мнению, другие о нем уже имеют. Формирование впечатления определяет, какого рода впечатление люди хотят произвести на других и что они для этого предпринимают. Впечатление охватывает личностные характеристики, установки, физическое состояние, интересы, ценности и т.д. Были выявлены пять факторов, наиболее тесно связанные с теми типами впечатлений, которые люди стремятся сформировать: самоидентификация, желаемый и не желаемый имиджи, ролевые ограничения, конечные ценности и уже имеющийся социальный образ [Salancik G., Pfeffer J., 978]. Проведено немало исследований того, как эти пять факторов влияют на характер впечатления, которое люди пытаются создать. Однако все еще мало известно о том, как они выбирают способ управления впечатлениями других людей о себе. Например, говорится ли начальнику прямо: «Я люблю конкуренцию и готов к действию» - или же косвенно: «Я очень люблю играть в теннис, соревнование доставляет мне удовольствие». Существуют две стратегии управления впечатлением, которые могут использовать работники. Если служащие пытаются свести к минимуму ответственность за какое-либо негативное событие или хотят держаться подальше от неприятностей, они могут применить стратегию недопущения понижения в должности. С другой стороны, если работники хотят, чтобы с ними в максимальной степени ассоциировался положительный результат, или желают выглядеть лучше, чем есть на самом деле, то они могут воспользоваться стратегией увеличения шансов на продвижение [Staw B., Ross J., 1985]. Стратегия недопущения понижения характеризуется следующими чертами. 1. Обоснования. К ним относятся попытки работников найти извинение или оправдание своим действиям. Например, плохое самочувствие или занятость другим, более важным поручением. 2. Извинения. Когда нет рационального оправдания, работник может извиниться перед начальником за негативное развитие событий. Такого рода извинения не только создают впечатление о раскаянии работника, но также подразумевают обещание, что это не повторится. Возникает впечатление, что работник достаточно зрел, чтобы воспринять проблему и разрешить ее. 3. Отстранение. Когда работники косвенно связаны с негативным развитием событий (примером может служить участие в комиссии или рабочей группе, которая приняла плохое решение), они могут по секрету сказать своему шефу, что боролись за правое дело, но оказались в меньшинстве. Работники, которые используют такой вариант, пытаются отделить себя и от группы, и от ответственности за проблему. Стратегия увеличения шансов на продвижение включает в себя следующие элементы. 1. Приписывание. Этот метод применяется, когда работники чувствуют, что им не воздали должное за успех. Они стремятся, чтобы об их роли стало известно официально. Они могут также в присутствии нужных людей как бы вскользь выразить удовлетворение тем, что их предложение или усилия дали такой положительный результат. 2. Наращивание. В этом случае усилиям работников может быть отдано должное, однако они подчеркивают, что на самом деле их вклад больше и принес больший эффект, чем изначально ожидалось. Например, работники подчеркивают, что их усилия и идеи не только отвечали интересам заказчика или же позволили выполнить работу в кратчайшее время, но и могут быть использованы в дальнейшем для резкого увеличения прибыли. 3. Выявление преград. В рамках этой стратегии работники обозначают личные проблемы (со здоровьем или в семье) или же организационные препятствия (отсутствие необходимых средств или сотрудничества), которые они вынуждены были преодолеть для достижения результата. Они пытаются создать впечатление, что добились успеха, несмотря на серьезные трудности, и, следовательно, заслуживают высокой оценки. 4. Ассоциирование. Работник делает все, чтобы его видели в нужное время вместе с нужными людьми. Это создает впечатление, что он имеет хорошие связи и ассоциирован с успешными проектами. Описанные выше приемы способствуют формированию впечатления или восприятия. Совсем не обязательно, что работники мотивированы осознанно возвысить себя ради приобретения власти, продвижения по службе или материального вознаграждения. В то же время при оценке людей менеджеры должны быть начеку в отношении возможности намеренного манипулирования восприятием. Кроме того, такого рода управление впечатлением может быть использовано для продвижения по службе или поддержания хороших отношений с клиентами. Ниже приведены некоторые рекомендации, которые помогут членам организаций распознавать различные приемы управления впечатлением и кроющиеся за ними мотивы [Gardner W.L., 1992]. 1. Необходимо быть начеку в отношении стратегий управления впечатлением, которые могут применяться с большой степенью вероятности. Так, рекрутер должен уметь отличить чистую саморекламу от вполне обоснованных заявлений о компетенции. Руководители должны распознавать попытки подчиненных снискать их расположение («умасливание» босса и «подхалимаж»). 2. Следует предпринимать усилия, чтобы минимизировать личностные, ситуационные и организационные особенности, стимулирующие нежелательное управление впечатлением. Например, в организациях, где задания определены нечетко и/или имеется дефицит ресурсов, наблюдается тенденция к ублажению начальства. 3. Необходимо видеть скрытые мотивы и не слишком поддаваться управлению впечатлением. Например, менеджер, способный провести различие между саморекламой и истинной компетентностью, с меньшей вероятностью поддастся необоснованным претензиям при оценке деятельности персонала. В целом нет сомнений, что, намеренно применяя стратегию управления впечатлением или даже такой простой прием, как особая одежда, можно получить желаемый результат как на индивидуальном уровне, так и на уровне организации. Date: 2015-07-22; view: 2473; Нарушение авторских прав |