![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
На формирование представлений о других людях
Когда в 60-е годы исследователи Шроуджер [Shrauger] и Альтрокки [Altrocchi] делали первый критический обзор работ пo влиянию личностных факторов воспринимающего на процесс познания другого человека, они выделили шесть наиболее интенсивно освещенных в американской литературе тем: 1) влияние личностных факторов (уровня когнитивной сложности, темперамента, самосознания, уровня притязаний, развитости "защитных механизмов", общительности или замкнутости) на точность социальной перцепции; 2) проблема предполагаемого сходства между перцепиентом и объектом восприятия; 3) влияние личностных факторов на дифференцированность межличностного восприятия; 4) индивидуальные различия в описании личности другого по следующим параметрам: а) благоприятность оценки; б) враждебность оценки; в) проявление позиции доминирования; г) взаимосвязь между характеристиками воспринимающего и воспринимаемого; 5) изучение произвольных суждений о личности другого; 6) влияние на описание воспринимаемого имплицитной теории личности воспринимающего [Shrauger S., Altrocchi J., 1964]. Не имея необходимости и возможности дать в данной работе обзор исследований по всем перечисленным темам, остановимся лишь на некоторых из них. 1. Влияние на восприятие специфики познавательных процессов субъекта восприятия. Ученые когнитивистской ориентации одними из первых попытались объяснить социальное поведение человека при помощи преимущественно познавательных процессов. Они исходили из того, что впечатления индивида о мире организуются в некоторые связные интерпретации, в результате которых образуются различные идеи, верования, ожидания, аттитюды (установки), выступающие впоследствии регуляторами социального поведения. При объединении этих образований в связную организацию субъективных комплексов (у каждого индивида есть своя система ценностей, верований, принципов и т.д.) становится возможным отнесение воспринимаемого объекта к какому-либо классу явлений, т.е. соотнесение его с определенной категорией. Субъективные комплексы образуются на основе закрепленных в социуме категорий и личного опыта человека, сталкивающегося с данной категорией. Брунер предложил называть их "когнитивной организацией личности", а различие в способах категоризации и структурах категориальных систем нашло свое отражение в терминах "простая" и "сложная" когнитивные системы [Bruner J.S., Tagiuri R., 1954]. Многие предположения, касавшиеся когнитивной сложности, нашли экспериментальное подтверждение. Было показано, что "когнитивно сложные" субъекты дают более точные предсказания поведения других людей [Bieri J., 1955; Irwin M., Tripoldi Т., Bieri J., 1967]. Они менее ассимилятивны при восприятии других людей (меньше судят о других по аналогии с собой, менее склонны изменять свое мнение о других при получении сбивающей информации) [Sarbin Th.R., 1954; Shrauger S., Altrocchi J., 1964], чаще проявляют эмпатию по отношению к другим, менее зависят от эмоционального настроя воспринимаемого [Marcus S, Catina A., 1976; Sarbin Th.R., 1954]. В процессе восприятия "когнитивно сложные" субъекты учитывают больше аспектов социальной ситуации, более ориентируются на невербальную информацию, поступающую от коммуникатора [Domangue B., 1978; Skarzynska K., 1981; Warr P.B., Knapper Ch., 1968]. Иx отличает способность произвольно менять глубину и точность семантической обработки сообщения [Mayo C.W., Crockett W.H., 1964]. "Когнитивно сложные" субъекты лучше предсказывают в эксперименте конструкты других, т.е. в большей степени способны к проникновению во внутренний мир другого [Honess Т., 1976]. У "когнитивно простых" сильнее нетерпимость к когнитивному диссонансу* (* - Когнитивный диссонанс – это), у них сильнее выражен эффект "ореола", происходит более резкая оценочная биполяризация семантического пространства** (** - Семантическое пространство – это) [Levental H., 1957; Levental H., Singer D.J., 1964; Miller G.A., 1969]. Можно было бы констатировать, что чем сложнее когнитивная структура субъекта, тем больше характеристик он имеет в арсенале и в процессе восприятия другого человека его представление о нем будет более детализированным, т.е. более успешным. Однако, более поздние исследования по взаимосвязи когнитивной сложности и успешности восприятия других людей показали криволинейную зависимость - максимально сложные личности, имеющие наибольшее число познавательных категорий, оказались так же мало успешно воспринимающими других, как и "когнитивно простые" [Hastorf A.H., Schneider D.J., Polefka J., 1970; Scott W.A., 1963]. Вероятно, слишком большой арсенал используемых характеристик личности или среды ведет к "зашумлению" одной или нескольких реально детерминирующих поведение или событие характеристик другими, которые важны с точки зрения воспринимающего, но в данном контексте не имеют реального веса. Представление при этом получается громоздким и плохо структурированным. 2. Влияние личностных особенностей воспринимающего на формирование образа воспринимаемого исследовано достаточно широко. Неоднократно исследователи межличностного восприятия поднимали вопрос о надежности оценивания людьми тревожности, успешности в деятельности, открытости, активности другого человека. Истинное ли это восприятие присущих воспринимаемому свойств или здесь происходит приписывание своих собственных качеств и состояний по механизму проекции? Вопрос о роли механизма проекции при восприятии другого человека - это своеобразная альтернатива объяснения феноменов перцепции когнитивными особенностями индивида. По мнению Шнайдера [Schneider D.J., 1979], существуют случаи, когда объяснять особенности восприятия свойствами когнитивных структур неразумно. Например, Адорно [Adorno T.W., Frenkel-Brunswik E., Levinson D.J., Lanford R.N., 1964] указывал, что восприятие мира как враждебного является симптомом авторитарной личности. Авторитарные личности видят человеческую натуру злой, ее мотивацию - циничной, всегда направленной на извлечение пользы для себя. Это своеобразное проявление антиинстроспекции - нехватки умения понимать собственные состояния и состояния других людей. Такие люди склонны к проекции: свои собственные чувства, взгляды, позиции переносят на других людей. Осознается ли наличие у себя приписываемых другим черт? На этот счет существуют различные мнения, и вопрос пока дискутируется исследователями. Сторонники понимания проекции в ее традиционно фрейдистском истолковании как защитного механизма считают, что приписываются неосознаваемые характеристики. Психологический смысл такого приписывания заключается в оправдании своего собственного поведения. Так, невротичный субъект может видеть других людей злыми и аморальными, и тогда его собственная враждебность является реакцией нормальной личности на силу "зла" окружения. Таким образом удерживается позитивная самооценка личности. Однако данные многих авторов показывают, что личность проецирует на других не неосознаваемые черты, а те, которые осознает как свои собственные. Причем это справедливо и для социально одобряемых, и для социально неодобряемых характеристик. Секорд [Secord P.F., 1965] утверждает, что максимальная проекция негативных черт идет на тех, кто нравится субъекту. Брамель [Bramel D., 1963] уточняет, что она максимально направлена на людей, подобных субъекту восприятия или принадлежащих к его окружению. Не вдаваясь в оценку справедливости того или иного объяснения механизма проекции, зафиксируем наличие доказательства того, что по крайней мере те черты, которые субъект в себе осознает, он может приписать и другим. В данном случае нас интересует, как происходит дифференциация воспринимаемых в зависимости от личностных особенностей воспринимающего. В экспериментах Де Шарма [Wilking E.J., De Charm R., 1962] изучались особенности восприятия условий достижения успеха у авторитарных и неавторитарных личностей. Результаты показали, что авторитарные люди чаще видели причину успеха в благоприятном стечении обстоятельств и едва вспоминали о каких-либо личностных детерминантах. Джоунс[Jones E.E., 1954] показал, что личности с выраженными чертами авторитарности имеют тенденцию описывать людей в терминах отношения к власти и социальных ролей, редко обращаясь к личностным характеристикам. Боссом и Маслоу [Bossom J., Maslow A.H., 1957] обнаружили, что тревожность личности или эгоцентризм также опосредуют видение окружения. Тревожные испытуемые чаще оценивали других как угрожающих и "холодных", чем личности беспечные. Сирс[Sears R.R., 1936] наблюдал, что личности с незначительным проявлением черт добропорядочности (злобные, упрямые, непорядочные) чаще, чем положительные люди, видели других людей злобными, упрямыми и т.п. Еще одним качеством, модифицирующим видение окружающего мира, является социальная активность. Во многих исследованиях подтверждено, что пассивные люди, в противоположность социально активным, чаще усматривают в ситуации взаимодействия с людьми сигналы угрозы и конфликта, приписывают недоброжелательность партнерам по общению [цит. по Skarzynska K., 1981], [Русина Н.А., 1983]. Кратковременное актуальное состояние субъекта также может изменять восприятие других людей. Неоднократно в художественной литературе описано, что влюбленные видят мир добрым, людей отзывчимыми и т.п. Состояние влюбленности преобразует мир, одевает на человека "розовые очки". Таков механизм и сильных потрясений, отрицательных переживаний, но воздействует он с обратным знаком. Однако не обязательно испытывать сильные чувства, чтобы видение действительности исказилось. Мюррей [Murray] одним из первых исследовал влияние актуального состояния субъекта на восприятие окружения. Он показал, что даже состояние небольшой тревожности в 70% случаев приводило к тому, что испытуемые оценивали предъявленное фотографическое изображение человека как злое, что в нейтральных ситуациях не имело места [цит. по Skarzynska K., 1981]. В другом эксперименте испытуемые во время просмотра кинофильма, демонстрирующего поведение молодого человека, получали болезненные удары током. После просмотра испытуемые, получавшие такое неприятное воздействие, описали наблюдаемого юношу как более испуганного и тревожного, чем контрольная группа, не получавшая ударов тока [Bossom J., Maslow A.H., 1957]. Позднее делалась перепроверка наблюдавшегося феномена влияния актуального состояния на оценку другого человека, и Фрачек [Fraczek A., 1967] ввел ограничение. Он показал, что этот эффект наблюдается в ситуациях формирования первого впечатления и не оказывает существенного влияния в условиях длительной совместной деятельности. 3. Влияниепредставления личности о себе самой, ее самооценки на восприятие других людей. Хасторф [Hastorf A.H., Richardson S.A., Dornbusk S.M., 1965] указывал, что им обнаружена сильная положительная связь между категориями, которые люди используют в описании других людей и в описании себя. Исследователи Хардуан и Кодол [Hardoin M., Codor J.-P., 1984] позже уточнили эти данные. Иx эксперименты продемонстрировали, что когда индивид описывал себя первым, то при последующих описаниях других людей он использовал черты собственного описания, если же он начинал с описаний других людей, то проявлялась тенденция избегания использованной модели в описании себя. Данные Яримовича [Jarimowiez] также подтверждают, что люди заинтересованы в обнаружении различий между собственным "Я" и другими людьми. Это стремление тем более выражено, чем многочисленнее группа, с которой они себя сравнивают, и чем специфичнее, по мнению индивида, приписываемое качество [Studia psychologiczne. - W: Reykowski J. (red.) Pol. Akad. nauk, - Wroclaw etc: Ossolineum, 1982. - 101 s]. Интересные данные получены учеными, работающими в рамках теории В.Лукашевского. Первый (неожиданный, по их мнению) результат заключался в следующем: вместо ожидаемого нормального распределения они выявили большое число испытуемых, очень высоко или очень низко оценивающих себя относительно окружающих лиц, и малое со средними оценками. Чем выше была оценка себя относительно других людей, тем благоприятнее описывались эти другие, тем более высокие требования предъявлялись к своему идеалу и идеалу других, тем меньше субъективная оценка сходства с "типичным другим". Лица с очень низкой оценкой себя относительно других лучше улавливали сходство с "типичным другим" и сходство своих идеалов с идеалами других людей. Но тенденция более высоко оценивать себя, чем "типичного другого", и у них проявлялась отчетливо. Эффект "новизны" (когда новая информация об объекте приводила к изменению первоначально сложившегося впечатления) был более выражен у лиц с низкой оценкой себя, у испытуемых с высокой оценкой был сильнее эффект "первенства" (первое впечатление мало изменялось при получении новой информации об объекте наблюдения) [см.: Bartecka B., 1979; Lukaszewski W., 1979]. В работе Л.Дичинской[Dyczynska L., 1979] была установлена зависимость между оценкой себя и способами взаимоотношений с другими людьми. Высокая оценка соответствовала "защитному" типу взаимодействия с другими людьми; у лиц, оценивающих себя ниже, чем других людей, преобладало "самоутверждающееся" поведение. В исследованиях Г.Я.Розена [Розен Г.Я., 1975] проверялось влияние адекватности представления о себе на оценку окружающих. Получены данные, частично противоречащие результатам, наблюдавшимся в работах, проведенных под руководством Лукашевского. Перцепиенты с завышенной самооценкой оценивали других людей менее доброжелательно, суждения их были более безаппеляционными, чем у субъектов с адекватной оценкой себя. У лиц с пониженной самооценкой проявилась тенденция проецировать свои отрицательные характеристики и качества, что автор расценивает как использование восприятия других в виде средства защиты своего "Я". 4. Влияние на содержание восприятия механизмов перцептивной защиты. Личность может выстроить защиту (блокировка или отказ узнавать) против раздражителя или событий в контексте, который ей в личном или моральном плане неприемлем или создает угрозу. Принцип перцептивной защиты может, соответственно, играть существенную роль в понимании отношений между начальником и подчиненными. Хотя имеются некоторые спорные моменты, большинство исследований подтверждают наличие механизма перцептивной защиты. Примерами являются два классических исследования, которые выявили барьеры при восприятии угроз в отношении личности [Jerome S., Postman B., Postman L., 1947] и пороги опознавания эмоционально окрашенной критики [McGinnies Е., 1949]. В другом исследовании, непосредственно относящемся к организационному поведению, исследователи описали, как включается перцептивная защита, когда люди сталкиваются с фактами, не совместимыми с ранее сформированными представлениями [Haire М., Grunes W.F., 1950]. В этом исследовании студентам колледжа в качестве характеристики заводского рабочего предлагалось слово «интеллектуальный». Это противоречило представлению студентов о заводских рабочих, и они формировали защиту следующими путями. 1. Отрицание. Некоторые отрицали наличие интеллектуальности в среде фабричных рабочих. 2. Модификация и искажение. Они являлись одной из наиболее распространенных форм защиты. Схема защиты состояла в том, чтобы избежать конфликта восприятия через присоединение к слову «интеллектуальный» какой-либо другой характеристики, например: «Он интеллектуальный, но не обладает инициативой, чтобы подняться над своим окружением». 3. Изменение в восприятии. Характеристика «интеллектуальность» изменила у многих студентов восприятие рабочих. Изменения, однако, имели, как правило, весьма незначительный характер, а именно выражение «он хохмит» превратилось в «он остроумен». 4. Признание, но отказ измениться. Очень немногие из исследуемых студентов явно призна-ли конфликт между своими представлениями о рабочем и предъявленным им описанием интеллекту-альности. Так, один из них сказал: «По-видимому, характеристики вступают в противоречие... большинство заводских рабочих, о которых я слышал, не отличаются высоким интеллектом» [ibid., p. 407-411]. На основе этого классического исследования можно сделать общий вывод о том, что люди могут научиться избегать восприятия ряда конфликтных, угрожающих или неприемлемых аспектов, содержащихся в контексте. Эти и аналогичные исследования можно обобщить в три объяснения перцептивной защиты. 1. Эмоционально значимая информация обладает более высоким порогом восприятия (т.е. мы не воспринимаем ее с готовностью), чем информация нейтрального или не беспокоящего характера. По этой причине события видятся по-разному тем, кто в них лично не вовлечен, и тем, кто в них участвует. Сигналы тревоги зачастую не замечают те, кого неприятности затронут в наибольшей степени. 2. Неприятная информация и раздражители могут вызвать появление замещающего восприятия, искаженного, чтобы препятствовать необходимости признать негативную информацию. Так, менеджер может полагать, что рабочие вполне удовлетворены, в то время как они раздражены. Позднее, когда будет сформирована комиссия по трудовым спорам или начнется забастовка, менеджер никак не может воспринять тот факт, что «счастливые» рабочие участвуют в ней добровольно. Он делает вывод, что они стали жертвой неких агитаторов и что дела на заводе в целом по-прежнему идут хорошо. 3. Важная для человека информация на самом деле порождает эмоции, но эти эмоции могут быть искажены и переадресованы. Когда человек чувствует, что «наверху его держат за идиота» [Lawless D.J., 1979], он находит облегчение и замену своим эмоциям в том, что пнет кота, обругает детей, на пути домой при обгоне на соседней полосе подрежет «машину» или отыграется на подчиненном. Такие результаты исследований помогают понять, почему у некоторых людей в организации, особенно у мастеров и рабочих, возникают своего рода «слепые пятна». Определенные события или ситуации они просто «не видят» или упорно неверно интерпретируют.
Итак, многочисленные экспериментальные работы продемонстрировали, что личностные характеристики воспринимающего, его представление о себе в значительной мере влияют на видение им окружающих людей. Сформировавшись в социальном окружении как личность (в зависимости от оценок общества, в сравнении себя с обществом), человек начинает преломлять представление о других людях через образовавшиеся образы "Я" и "мира". При этом модифицирующую функцию выполняют проекция индивидом своих собственных черт и качеств, позитивных и негативных характеристик на окружающих людей, а также актуальное эмоциональное состояние субъекта, особенно в случае формирования первого впечатления о другом человеке. Высокая и заниженная самооценка субъекта восприятия ведет к снижению благоприятности оценивания других. Date: 2015-07-22; view: 674; Нарушение авторских прав |