Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типы и механизмы социальных отклонений и социальных болезней





Проблема социальных отклонений приобретает особую актуальность в работе детского практического психолога именно с детьми в возрасте от 10 до 14—15 лет. Особое внимание к душев­ному здоровью подростков, а также к своевременному вы­явлению и профилактике различных отклонений необхо­димо по трем причинам. Во-первых, морфологические и физиологические изменения, приходящиеся на пубертатный период, делают организм подростка более уязвимым и повышают риск соматических заболеваний, а также вызы­вают нередкие в этом возрасте повышенную утомляемость и плохое самочувствие без видимых причин. Во-вторых, именно в подростковом возрасте впервые проявляются мно­гие нервные и психические заболевания. В-третьих, есте­ственное для этого возраста расширение сферы социаль­ных отношений дает подростку новый социальный опыт (причем отнюдь не всегда позитивный), овладеть которым очень сложно.

Признаки нервно-психических нарушений нередко выглядят как трудности, достаточно типичные для подрост­кового возраста. Чтобы определить, в каких случаях у подростка именно такие трудности, а в какихон нуждается в более пристальном внимании и входит в «группу риска» возникновения нервно-психических расстройств, необхо­димо перечислить основные факторы риска заболеть, а также признаки, позволяющие отличить типичные для подрост­кового возраста трудности от аномалий психического и личностного развития.

Прежде всего, как фактор риска следует назвать дисгар­моничную семью. Это очень широкое понятие и включает в себя несколько разнородных вариантов психологическо­го неблагополучия:

— семьи, где один из членов страдает нервно-психичес­ким расстройством или химической зависимостью (напри­мер, алкоголизмом);

— собственно дисгармоничные семьи, т. е. такие, в ко­торых основной проблемой являются отношения между чле­нами семьи (выделены различные типы дис­гармоничных семей: собственно негармоничная, деструктогенная, распадающаяся и распавшаяся семьи как ступени перехода от гармонии к полному распаду, а также ригидная псевдосолидарная семья; семья-«театр», «санаторий», «крепость», «вулкан», «маскарад»);

– семьи, в которых практикуется неправильный тип воспитания.

Вторым фактором можно назвать соматические заболе­вания и тяжелые травмы. Хронические соматические забо­левания в особенности сочетающиеся с неправильным вос­питанием, могут способствовать возникновению рентных установок по отношению к своему заболеванию, могут вы­зывать чувство неполноценности у подростка и т. д.

Третий фактор риска, о котором необходимо упомя­нуть, — неблагополучная ситуация в отношениях подрост­ка со сверстниками. Проблемы во вза­имоотношениях со сверстниками могут привести к тому, что у подростка не сформируется способность к установле­нию близких отношений с окружающими, и это повлечет за собой неизбежные трудности в будущем. Кроме того, неспособность к установлению дружеских отношенийсосверстниками может быть проявлением аномального раз­вития личности.

ДЕБЮТЫ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ПОДРОСТКОВ

Подростковый возраст, как показано во множестве ис­следований, является периодом начала многих психичес­ких заболеваний — различных форм шизофрении, шизоаффективного психоза, маниакально-депрессивного психо­за. Для дебютов таких расстройств характерны жалобы родителей, которые приходится слышать довольно часто, коль скоро речь идет о подростках: «все забросил», «пере­стал чем-то интересоваться», нередко упоминается новое занятие-хобби, которому подросток посвящает все время, причем не слишком результативно. Возможно, что речь идет и о явных проявлениях акцентуации характера. Чтобы по­нять, нужна ли подростку консультация психиатра или пси­холог может обойтись своими силами, в диагностике необ­ходимо ответить на несколько вопросов.

Во-первых, нужно проследить, насколько резкими были данные изменения. Если в более раннем возрасте у под­ростка отчетливо прослеживались черты, заострившиеся в последнее время, и к тому же между его нынешним состо­янием и социальной ситуацией развития видна очевидная связь, то эти признаки свидетельствуют о более благопри­ятном варианте трудностей. Если личностные изменения слишком резки и не прослеживается никакой связи этих изменений с жизненной ситуацией — это менее благопри­ятный признак.

Вторым признаком, на который стоит обратить внима­ние, является наличие/отсутствие так называемого продромального периода, т. е. периода, предшествующего заболева­нию, во время которого симптомы расстройства возникают как бы по нарастающей, начинаясь с соматовегетативных признаков — расстройств сна, аппетита, возникновения дви­гательного и эмоционального беспокойства, после чего по­являются бред, галлюцинации и другие симптомы, харак­терные именно для тяжелых психических заболеваний.


Третьим признаком, отличающим дебют психического заболевания от других расстройств (например, неврозов), является критичность к своему состоянию и стремление из­бавиться от своих вновь возникших трудностей.

Четвертым признаком является наличие специфических расстройств мышления и других психических функций. Поэтому при обследовании психолог должен провес­ти патопсихологическую диагностику для выявления специ­фических расстройств мышления и других психических функций. Их отсутствие является благополучным признаком.

Невротическое развитие личности — целая совокуп­ность личностных черт, присущая не только тем, кто стра­дает неврозами, но и тем, кто подвержен опасности воз­никновения невротических расстройств при наличии психотравмирующей ситуации. Самооценка подростка при невротическом развитии личности или слишком низкая, или слишком высокая, но в любом случае неадекватная. Самооценка нередко маскируется защитным поведением, типичным для людей с обратной самооценкой (например, у подростка с завышенной самооценкой в поведении мо­гут постоянно проявляться сомнения в собственных воз­можностях: «Да нет, у меня не получится»). Такие защиты служат еще и для того, чтобы избежать получения опыта, не согласующегося с представлениями о себе. Еще одной чертой, характерной для невротического развития личности, является ригидность системы представ­лений о себе, когда любой опыт, противоречащий ей (не только негативный, но и позитивный, в случае неадекват­но низкой самооценки), воспринимается как угроза це­лостности Я-концепции и потому избегается. Такое по­нимание невротического развития личности, сложившее­ся прежде всего в гуманистической психологии, включает в себя и представление о невротической личности как не­зрелой, склонной скорее «...манипулировать своим окру­жением для удовлетворения желаний, чем брать на себя ответственность за свои разочарования и пытаться удов­летворить свои истинные потребности». Отмечено, что при неврас­тении характерны повышенная чувствительность к критике в сочетании с высокой ответственностью и добросовест­ностью, при неврозе навязчивых состояний — низкая уве­ренность в себе и активность в сочетании с тревожностью и мнительностью, при истерии — завышенные требова­ния к окружению в сочетании с низкой целенаправлен­ностью и высокой внушаемостью. Знание этих особеннос­тей невротического развития личности позволяет постро­ить адекватную стратегию психопрофилактической и развивающей работы с подростками.

АЛКОГОЛИЗАЦИЯ И УПОТРЕБЛЕНИЕ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

Истинный алкоголизм и наркомания в возрасте 10—14 лет встречаются очень редко. Мотивом этого может быть любопытство, желание испы­тать новые «острые» ощущения и/или узнать возможности своего организма. Возможно, что подросток с выраженны­ми трудностями в неформальном общении употребляет спиртное, чтобы почувствовать себя более раскованно и свободно перед тем, как идти в компанию сверстников или на свидание. Это лишь один из мотивов ранней алкоголи­зации подростков.


Другим мотивом бывает нежелание отстать от компа­нии сверстников, если в ней принято употребление алко­голя, токсических или наркотических веществ. Последнее становится формой алкогольного или токсикоманического поведения, если возникает так называемая групповая зави­симость от дурманящего вещества, когда желание, напри­мер, выпить возникает всякий раз, когда собирается ком­пания, а вне группы оно у подростков отсутствует. При этом на смену желанию испытать неизвестные ранее ощущения приходит желание снять на­пряжение и достичь релаксации.

В работе с такими подростками требуются большой такт и огромная осторожность. Разглашение проблем подростка категорически недопустимо. Необходимо прежде всего ус­тановление доверительного контакта с психологом, при котором подросток чувствовал бы себя в полной безопас­ности. Диагностика направлена прежде всего на выявление индивидуальной (групповой) зависимости. Одним из ос­новных средств диагностики является беседа, которая долж­на быть хорошо продумана, чтобы не оттолкнуть подростка от контакта. Если речь идет об алкогольной проблеме, же­лательно использовать скрининг-анкету на определение уровня алкоголизации (Ковалев С. В., 1991).

В случае групповой зависимости усилия психолога должны быть направлены на то, чтобы помочь подростку выйти из своей компании и найти не менее привлекательную группу сверстников, не отмеченную таким пристрастием. Это мо­гут быть спортивная секция, кружок и т. д.

При индивидуальной зависимости (в случае, если у под­ростка есть потребность в употреблении наркотических веществ независимо от того, в компании он или нет) жела­тельно порекомендовать родителям проконсультировать подростка у нарколога. Обстоятельством, усложняющим ситуацию, может быть алкоголизация одного или обоих родителей и, как следствие, снижение их критичности к состоянию своего ребенка.

ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С СЕКСУАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ

Подростковый возраст является периодом интенсивно­го полового созревания, а также началом так называемого периода подростково-юношеской гиперсексуальности — по­вышенного по сравнению с последующим периодом поло­вого влечения и интереса к сексу. На этот период прихо­дятся жалобы родителей, связанные с акселерацией поло­вого созревания и с некоторыми девиациями сексуального поведения. В частности, немало беспокойства доставляют родителям занятия онанизмом (или даже их возможность) у подростков.

Сами подростки при этом нередко испытывают угрызе­ния совести или серьезные опасения «стать извращением». Не исключено, что подросток сам даст понять об этих опа­сениях, возможно, в неявном виде. В подобных случаях необходимо, не переходя на открытое обсуждение с под ростком его проблем, дать почувствовать ему, что нет по­вода для беспокойств.


Немало родителей обращаются с жалобами по поводу раннего и бурно протекающего полового созревания. Яр­кая картина подобных явлений описана М. И. Буяновым: повышающаяся раздражительность и агрессивность подрост­ка, раннее начало половой жизни, случайные сексуальные связи. Только в этом случае подросток по-настоящему нуж­дается в помощи психолога. Важной задачей коррекционно-профилактической работы при этом является подбор за­нятия, способного дать выход энергии подростка и отвлечь от избыточной сексуальной активности.

Выделить несколько общих правил, которые необходимо соблюдать в работе с подростками «группы риска».

Во-первых, ответственность психолога здесь особенно велика, поскольку от правильности и точности выводов во многом зависит дальнейшая судьба подростка. Любая до­гадка (например, о необходимости обращения к другим специалистам за помощью) должна быть тщательно прове­рена в диагностической работе.

Во-вторых, необходимы особая осторожность и проду­манность в тех случаях, когда требуется рассказать другим людям о проблемах подростка. Для этого следует отказать­ся от клинико-психологической терминологии и исполь­зовать лишь обыденно-житейскую лексику. При этом не­обходимо давать учителям и родителям ясные и точные рекомендации, как помочь подростку, испытывающему

трудности.

В-третьих, следует обращать особое внимание на осо­бенности семейной ситуации. Работа с семьей подростков «группы риска» оказывается зачастую более важным сред­ством психопрофилактики, чем работа с группой сверстни­ков и с учителями.

Соблюдение этих условий дает возмож­ность помочь подростку, создать условия для компенсации трудностей.

 







Date: 2015-07-22; view: 452; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию