Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Стадии отношений в семейных парах 3 page
• Два партнёра во враждебно-зависимых отношениях назвали свой брак "Волна Прилива" и "Два Узника в Одной Камере". • Симбиозно-слитный партнёр назвал свой брак "Идеальная пара", а другой - "Брак, Заключённый на Небесах". • Дифференцированный партнёр сказал: "Жизнь без Проблем - Это не Жизнь". • Обучающийся клиент дал браку название "Одинокий Поскольку вопросы в анкете даются в порядке развития стадий, внимательное изучение ответов обычно показывает, какие стадии уже пройдены и где возникли сложности для каждого из партнёров в паре. Когда историческая информация, собранная в результате Диагностического Опроса, соединяется с текущей информацией, полученной в ходе Упражнения с Бумагой или Вопроса Настройки, мы получаем более полную картину происходящего. История личности и интрапсихические проблемы После того, как мы получили ясное представление о состоянии нынешних отношений семейной пары (в ходе Упражнения с Бумагой или Вопроса Настройки) и об их истории как пары (в результате Диагностического Опроса), обратимся к истории каждой личности и попытаемся выяснить, какие чувства были неправильно истолкованы и перенесены потом на супруга. Они ведут к жёстким, саморазрушающимся моделям общения. Определив конкретные детские проблемы, влияющие на нынешний тупик в развитии, мы сможем работать гораздо быстрее, чем если бы мы изучали все элементы истории личности. Мы нашли, что работа Мэри и Роберта Гулдингов (1979) особенно эффективна при выявлении травм, лежащих в основе проблемы. Гулдинги дают много примеров того, как травмы, полученные в детстве, способствуют появлению нынешних хронических негативных чувств. Затем они применяют комбинированный подход, основанный на трансактном анализе и гештальт-терапии, для выхода из образовавшегося тупика. Ниже следует наша версия одного из их упражнений. Мы называем это упражнение "Краткий Сценарий" и используем его в процессе терапии семейных пар для обнаружения личностных интрапсихических тупиков. Закройте глаза и перенеситесь в то время, когда вы росли в семье маленьким ребёнком. Постарайтесь вспомнить те моменты, когда ваша мать или отец обошлись с вами самым плохим и несправедливым образом. Когда вы уже перенеслись в то время, постарайтесь увидеть, что там происходит, почувствовать свои ощущения и узнать, что вы решили делать в связи со сложившейся обстановкой. Попробуйте также выяснить, какие требования вы хотели Obi предъявить своим родителям. После того, как вы нашли ответ на эти вопросы, постепенно вырастайте и возвращайтесь в эту комнату в своём возрасте. Затем каждого партнёра просят описать то, что он увидел. Пример: "Краткий сценарий " Синди и Бёрт пришли на курс семейной терапии из-за её депрессии и агорафобии и его начинающихся проблем с алкоголем. Психотерапевт (Эллин) использовала упражнение "Краткий сценарий", чтобы вскрыть решения, принятые в детстве в связи с конкретными травматическими событиями и мешающие сейчас супругам выйти из симбиозной стадии их нынешних отношений. Когда Синди предложили это упражнение, она вспомнила случай, произошедший с ней, когда ей было 16 лет. Она гостила у подруги, и вместе они выбрались из дома, чтобы встретиться с друзьями на школьной дискотеке. В тот вечер их обеих изнасиловали незнакомые парни. Когда отец Синди узнал об этом, он был в ярости на Синди за то, что она вышла из дома так поздно одна. Синди на это реагировала так: она сделалась печальной и решила никогда больше не гулять одной. Её взрослым требованием было, чтобы отец лучше о ней заботился и защищал бы её. Бёрт рассказал свою историю из детства. Когда ему было 14, ему поручили после школы ухаживать за своей сестрой, которая серьёзно болела и лежала в постели. В его обязанность входил ежедневный присмотр за сестрой с 15 часов, когда мать уходила на работу, и до 17:30, когда отец возвращался домой. Несколько раз Бёрт пренебрегал своими обязанностями и однажды, когда он играл в мяч, она умерла. Он чувствовал себя очень виноватым и решил, что поскольку это была его обязанность, он должен был лучше присматривать за сестрой. С годами тяжесть этой вины легла на него огромным грузом. Его взрослым отношением к этому была злость на родителей за то, что они дали ему такое ответственное задание в столь раннем возрасте. В 20 лет Синди вышла замуж за полицейского офицера Бёрта, которому к тому времени исполнилось 27. Не удивительно, что Синди вышла замуж за полицейского, способного её защитить, и что она с трудом заставляла себя выходить из дому одной. Не удивительно также, что Бёрт стал полицейским и ощущал обязанность охранять Синди, окружать её вниманием, и в то же время был недоволен, тем, что он вынужден постоянно исполнять эту обязанность. Из-за своих ранее принятых решений Синди и Бёрт не могли выйти из симбиозной стадии. Устранив последствия полученных в детстве травм и развив в себе чувство уважения к трудностям партнёра, они смогли успешно перейти к стадии дифференциации. Пример: Изучение истории возникновения хронических негативных чувств для определения причин интрапсихических тупиков. Джим и Сэлли женаты уже четыре года. Они пришли на сеанс семейной терапии, потому что Сэлли пребывала в депрессии по поводу того, что Джим очень мало времени проводил дома. Она даже называла его "беглый хиппи". Порой он уезжал из дома на несколько дней поиграть со своими музыкантами или с театральной труппой и при этом не ставил Сэлли в известность, когда он уедет или когда "вернётся. На первом сеансе между Джимом и психотерапевтом (Эллин) состоялся следующий диалог: Эллин: Что вы чувствуете, прежде чем уехать из дома? Джим: Злобу. Эллин: Что говорит ваша злоба? Джим: "Никто меня не привяжет." Эллин: Когда ещё в вашей жизни вы чувствовали нечто подобное? Джим: Когда мне было 16 лет. Мы с матерью были близкими людьми, но потом я устал от её попыток контролировать меня и держать меня вблизи от дома. Эллин: Что вы делали тогда со свой злобой? Джим: Я убегал. Эллин: А что вы говорили сами себе во время этого побега? Джим: Единственная возможность избежать - это убежать. Эллин: То же самое сейчас происходит и с Сэлли? Джим: (вздыхает) Я не задумывался об этом раньше, но это то, как я сейчас отношусь к Сэлли. Эллин затем проследила эти чувства Джима в ещё более ранний период, когда он был в восьмом классе. Каждый день мать забирала его из школы и, когда он садился в машину, часто говорила ему: "Жаль, что ты не любишь играть с друзьями после занятий." Про себя он думал со злобой: "Жаль, что ты мне этого не разрешишь, но однажды я убегу отсюда". Будучи взрослым, Джим обрёл независимость, со злостью убегая из дома и оставляя там женщину. Когда он начал курс терапии, он не знал, как пользоваться своей независимостью без того, чтобы сначала выместить свою злость на женщине. После счастливого периода первоначальной близости с Сэлли он начал играть в местной театральной труппе и хотел больше времени тратить на своё развитие. Он допоздна пропадал на репетициях и спектаклях, не разрешая ей туда ходить и не сообщая, когда вернётся. Она не могла понять, чем он занимается. Но он знал, что единственно, как он может добиться того, что он хочет, это разозлиться на неё и убежать со своей злостью, оставив её со своими тревогами. Диагностический Опрос и Упражнение с Бумагой, проведённый с Джимом и Сэлли ранее, показали, что их отношения зашли в тупик на стадии симбиоза-обучения. Изучая историю личности Джима, стало ясно, почему Джим и Сэлли не могли сами перейти этот рубеж. История Джима вскрыла детскую проблему, проявившуюся во взрослом возрасте. Джим постоянно ощущал препятствия к своему развитию со стороны матери. С годами он всё больше злился на неё за её вмешательство в его жизнь. Копившийся в нём гнев, не найдя другого выхода, вылился в то, что в 16 лет Джим сбежал из дома. Та неразрешённая детская драма сейчас разыгрывалась вновь с участием Сэлли и способствовала укреплению симбиозно-обучающимся отношениям без перехода к дифференциации. Любая попытка со стороны Сэлли определить свои желания воспринималась Джимом как угроза. Из боязни оказаться под контролем Сэлли и из-за своей неспособности к дифференциации Джим гневно потребовал независимости и добился её таким образом, что привязал Сэлли к себе ещё больше. Её зависимость увеличилась, и она ещё больше стала бояться потерять его навсегда. Зная о предыдущей истории Джима, Эллин смогла выбрать курс терапии, направленный на решение следующих задач: 1. Помочь Джиму понять, что свой былой гнев на мать он теперь направляет на Сэлли и ведёт себя с ней грубо и оскорбительно. 2. Помочь Джиму укротить старую злость и попутно научить его решать конфликты с женой напрямую, так, чтобы его независимость воспринималась зрело и позитивно. 3. Помочь Сэлли справиться с дискомфортом, вызванным независимостью Джима, и одновременно развивать в себе более сильное чувство дифференциации. Тактика диагностики при работе с Джимом и Сэлли позволила выбрать курс терапии, который помог им обоим успешно пройти через дифференциацию прямо в стадию обучения. Эти красноречивые примеры показывают влияние отдельных детских решений на способность взрослого человека справляться с задачами развития супружеских отношений. Такие затянувшиеся и укоренившиеся проблемы препятствуют семейной паре справляться со своими противоречиями и принимать индивидуальность друг друга без требования пожертвовать для этого чем-то. Эти интрапсихические конфликты, прямо влияющие на способность партнёров общаться между собой более эффективно, должны быть разрешены, чтобы дать возможность отношениям развиваться и чтобы найти реальное решение семейным проблемам. Теперь, когда мы рассмотрели разные методы диагностики, используемые нами в работе, обратим внимание на методы лечения, применяемые в семейной терапии. В последующих главах мы подробно опишем характерные особенности основных вариантов семейных пар. Эти особенности показывают, какую методику в разных случаях с парами мы применяем и как мы используем полученную информацию для определения наиболее эффективной терапии. Мы также расскажем об особенностях и трудностях, присущих каждой диагностической категории. В большинстве случаев мы выбирали примеры с положительным результатом для демонстрации успешного применения эволюционного подхода. Однако совершенно очевидно, что мы имели и отрицательные результаты, при которых пары либо разводились, либо просто были неспо^собны выйти из эволюционного тупика.
Глава 3 Терапия семейных пар по эволюционной модели развития "Пара - это нечто большее, чем сумма слагаемых " Среди психотерапевтов немногие прошли подготовку как специалисты по семейной терапии, хотя многие люди обращаются к психотерапевтам именно из-за проблем в семейных отношениях. Семейная терапия - это не просто индивидуальная терапия с двумя людьми. Это отдельная сущность, требующая отдельной теории и перспективы. Терапия здесь должна быть направлена на отношения, а не на лечение патологии каждого индивидуума. Наблюдается явная тенденция сосредотачиваться в основном на индивидуальной симптоматологии, просто потому что в комнате сидят два человека и потому что большинство психотерапевтов изначально и очень добросовестно учились именно на индивидуальных специалистов. В этом виде семейная терапия часто принимает форму изучения прошлых мотиваций: "Какая проблема у каждого из партнеров?" "Кто, что и кому делает?" "Каковы точки пересечения между проблемами партнёров?" В области психотерапии разработана сложная методика постановки и ответа на вопрос "Почему?" В самой постановке вопроса заложена вера в то, что обращаясь напрямую к проблеме и к её историческим предшественникам, можно узнать, почему человек ведёт себя так или иначе. Предполагается, что узнав причину, мы изменим человека, а это, в свою очередь, автоматически изменит его отношения в лучшую сторону. К сожалению, в семейной терапии такой индивидуализированный подход не всегда ведёт к позитивным изменениям во взаимоотношениях. Особенно неэффективно задавать вопрос "почему?", когда один из присутствующих партнёров пришел на прием против своей воли, а его еще просят изменить что-то в себе, давно ему присущее. Такой человек может понять, почему он или она ведут себя тем или иным образом, но при этом ничего не делать, чтобы изменить свои отношения в лучшую сторону. Анализ и обсуждение проблем с крайне несчастливыми супругами не даст никакого результата или сдвига, пока они не примут на себя конкретных обязательств по изменению своего отношения и поведения во взаимоотношениях и поддержки друг друга. Однако бывает, что в основе эволюционного тупика семейной пары лежат интрапсихические конфликты, берущие своё начало в детстве. Тогда "Почему?" становится насущным вопросом. В этом случае мы целенаправленно работаем, чтобы вскрыть и разрешить персональные проблемы (как описано в Главе 2). Важно подчеркнуть, что даже если затрагивается вопрос интрапсихики, мы рассматриваем его в широкой перспективе семейных отношений. Мы осторожно сопоставляем внутреннее сознание личности и то, как оно влияет на материю создавшихся отношений. Поскольку наша модель терапии основывается на отношениях, мы разрабатываем методы, позволяющие паре создать более эффективную, зрелую и успешную систему взаимоотношений, способную выдержать испытание временем. После определения стадии развития или причин возникшего тупика, наше вмешательство облегчает паре выход из него или переход к следующей стадии. Мы добиваемся этого, создавая опыт общения двух личностей, позволяющий выйти на нормальный процесс развития. Мы не пытаемся навязать нездоровую зависимость от нас как от психотерапевтов и не хотим создать ситуацию, при которой мы нужны паре всякий раз для эффективного семейного общения. Скорее всего, мы стараемся найти цель или узловую точку терапии, которая поможет паре самой продвинуться в следующую фазу своего развития. ПРИНЦИПЫ ИНТЕРВЕНЦИИ Наши терапевтические интервенции во всех тупиковых ситуациях будут более подробно рассмотрены в последующих главах. Они основываются на следующих принципах. Активное структурирование Мы являемся активными психотерапевтами и считаем, что наша обязанность - структурировать терапевтический процесс таким образом, чтобы клиенты представляли, что от них требуется. Вместе с тем, мы внимательно следим за уровнем своей активности и не позволяем ей вмешиваться в самостоятельность клиента. Создавая благоприятную терапевтическую обстановку в офисе, мы поощряем риск в перемещении границ эволюции каждого партнёра таким образом, чтобы это стимулировало движение пары на более высокий уровень развития. Ответственность Партнёров за Свои Перемены Вполне естественно, когда один из партнёров пытается договориться с другим о взаимном изменении поведения. Однако весьма распространённый подход "я изменюсь, если ты изменишься" даёт преимущество наименее мотивированному партнёру и оставляет психотерапевту минимум влияния на ситуацию. Мы по^ощряем автономные изменения в партнёре, который больше страдает и который требует изменения всей системы отношений. Так как этот партнёр испытывает больший дискомфорт, он или она часто верят, что "я почувствую себя лучше, только если мой партнёр изменится". Такие люди думают, что их партнёр обязан измениться только потому, что они хотят и просят его измениться. Такое отношение поддерживает симбиоз, в котором желание одного человека автоматически приводит к требованию его выполнения. Другим лю^дям эмоционально трудно открыто показать свою слабость и попросить о чём-то партнёра, не обвиняя его при этом ни в чём. Но как только эта трудная задача решена и дело сделано, появляется надежда, что партнёр выполнит просьбу. Часто клиенты удивляются, что мы не поддерживаем автоматически их просьбы о переменах, если они исходят с позиций симбиоза. Существует возможность способствовать изменению страдающей личности как на внешнем, так и на внутреннем уровне. Внешнее автономное изменение требует от партнёра изменения своего поведения и создания таким образом физической и эмоциональной эмоциональной атмосферы, способствующей переменам в партнёре. Иногда люди не хотят предпринимать что-либо, способствующее переменам в их партнёре. Это нежелание обычно свидетельствует об укоренившейся симбиозной позиции. Когда мы просим их поддержать перемены в партнёрах, мы даём им понять, что детская требовательность и родительское ворчание не способствуют установлению эффективных отношений. Интересно, что когда партнёры меняются автономно, а не по принципу "ты мне - я тебе", они более эффективно помогают друг другу решить прошлые проблемы. Пример: Внешнее автономное изменение Кип и Лана, оба, были очень заняты на работе. Лана делала почти всю работу по дому и смотрела за детьми. Лана хотела, чтобы Кип подключился и взял бы на себя часть домашних дел. Кип в принципе согласился, но приступил к делу только после сильного давления. Изучая мотивацию его малого участия в работе по дому, мы нашли некоторое объяснение его поведению, но это не привело к его изменению. Лана ясно понимала, что когда Кип реагировал на её ворчание, это заставляло её ворчать ещё больше. Она сказала, что стоит перед дилеммой - продолжать ворчать или ничего ему не говорить, делать всё самой и в конце концов переполниться чувством глубокого отвращения. Во время их беседы психотерапевт (Питер) сказал Лане, что существуют два способа заставить другого четтовека измениться. Первый способ - напугать его, а второй - сделать так, чтобы человек сам захотел измениться. Лана поняла, что с помощью страха она может добиться только временного успеха. И действительно, чтобы избежать скандалов Кип иногда брал себя в руки и помогал ей. При этом Лана не видела причин хвалить его за это: "Не следует хвалить кого-то за то, что он и так должен делать. Кроме того, он может возгордиться и он перестанет помогать." Питер спросил Кипа, имеет ли для него значение, каткого мнения о нём Лана. Именно потому, что это имело для него значение и вопреки её уверенности в обратном, недовольство Ланы беспокоило его. Он смирился с тем, что она никогда будет довольна будет ворчать и воспитывать его. Кип поведал, что ему бы очень хотелось услышать побольше комплиментов типа "о, как ты великолепен!" от Ланы, на что Лана ответила: "Ну, если ты изменишься, я с удовольствием скажу тебе, что ты великолепен." Психотерапевты мягко напомнили Лане, что неотложная задача состоит в том, чтобы создать атмосферу, пробуждающую желание Кипа активно поучаствовать в работе по дому. Затем Лапу спросили, что она чувствовала, когда Кип говорил о важности её комплиментов для него. Она ответила, что ей это понравилось, и что она с удовольстием скажет ему больше приятных вещей, если он будет более ответственным. Зная, что Лана любит ловить рыбу, Питер задал ей вопрос:" Лана, собираясь на рыбалку, вы никогда не думали использовать шоколадные трюфели в качестве наживки?" "Конечно нет, рыба не ест шоколадные трюфели." Но вдруг до неё дошло. Стараясь сдержать улыбку, она сказала: "Вы считаете, я должна сменить наживку?" Во время того сеанса Питер, поняв нежелание Ланы хвалить Кипа, показал ей, какую пользу ей принесёт увеличение поддержки с её стороны. Кип заявил: "Ключ к моему сердцу - обилие похвал и комплиментов". Потом он привёл примеры наиболее значащих для него комплиментов. Лана записала для того, чтобы выучить их. В кон^це сеанса каждый из них подтвердил уровень усилий, который они приложат в предстоящую неделю. Кип смог понять разницу между вопросом: "Что ты хочешь, чтобы я сделал, дорогая?" и другим началом разговора: "Давай составим список дел, которые нужно сделать за уикэнд, и распределим обязанности." Их попросили не стремиться к совершенству в предстоящую неделю, а просто осознавать, что они делают. Когда они пришли на следующий сеанс, всё было не идеально, но улучшение было. Лана сказала, что поощряла, хотя и неохотно, Кипа за его помощь, но чувствовала, что делала это слишком по-матерински, говоря ему "хороший мальчик" всякий раз, когда он помогал. Питер объяснил Лане разницу между такими способами выражения ее благодарности Кипу, как, например, простое нежное прикосновение, поглаживание по голове и ее словами о том влиянии, которое его помощь оказывает на нее. 5 - 6244 65 Если Лана будет говорить Кипу: "Когда ты помогаешь мне, ты начинаешь соответствовать моим представлениям (стандартам)", то такое общение будет слишком серёзным для них обоих. А вот если она просто выразит свои положительные эмоции но поводу освобождения кухонного стола от его хлама, они оба будут до^вольны. До беседы с Питером Лана считала, что ее похвала Кипу являются проявлением псевдо-родительской заботы. Интуитивно она чувствовала, что такое общение не будет эффективным. Она рассказала также, как неловко она себя чувствовала, когда высказывала то, что хотела не с родительской позиции. Через несколько недель домашней деятельности Кип начал осознавать, что он делает это не для Ланы, а "для нас обоих". Если бы проблема была определена как "Кип должен помогать", тогда и Лана, и психотерапевт зависели бы от желания Кипа участвовать во всём этом. Но когда проблема была поставлена в более широкий контекст выполнения желаний друг друга, Лана освободилась от ворчливой родительской позиции. В дополнение к внешнему самостоятельному изменению партнёр может измениться внутренне, чтобы облегчить развитие отношений. В этом случае человек принимает ответственность за свою интрапсихическую проблему, создающую напряжённоссть в семейных отношениях. После этого упор делается на разрешение этой проблемы для облегчения роста как отдельной личности, так и семейной пары. Пример: Внутренняя самостоятельная перемена Если Джон говорил Сью, что хочет проводить с ней больше свободного времени, а Сью не хотела этого, то, как и большинство мужчин его типа, он злился, уходил в себя или переходил от просьбы к настойчивым требованиям. Часто Джон приходил к мысли, что пора ему от устной просьбы перейти к делу и создать для Сью такие условия, в которых она сама бы хотела проводить с ним больше времени. Джону легко жаловаться на то, что Сью проводит с ним мало времени; гораздо труднее отказаться от своих эгоцентрических потребностей, чтобы попытаться понять чувства Сью как самостоятельной личности. Ещё труднее для Джона понять впечатление, которое производят на Сью его просьбы, и начать думать, как создать условия, в которых Сью было бы легче и приятнее проводить с ним больше свободного времени. Если Джон не хочет создавать внешние условия, при которых Сью хотела бы проводить с ним больше свободного времени, тогда мы ищем объяснение этому. Нежелание Джона может быть вызвано стрессом: его эмоциональный ресурс мог быть в таком напряжении, что он не был в состоянии сделать нечто большее, чем просто попросить Сью уделять ему больше времени. В основе его нежелания могла лежать и интрапсихическая проблема. Например, Джона могла воспитывать обожающая его мать, которая не ожидала, что он вырастет, и что от него будет какая-то отдача. Джону могло не нравиться, что ему приходится просить жену позаботиться о нём. Третьим фактором, влияющим на нежелание Джона, мог быть недостаток зрелости. Если в родительской семье на него мало обращали внимания, то и в отношениях с женой он будет испытывать проблемы в общении. Обнаружив причину нежелания, мы начинаем искать индивидуальные пути решения этой проблемы и изменения ситуации. В этом конкретном случае Джон обнаружил, что его навязчивое желание к большей интимности с женой было результатом пустоты, которую он испытывал в молодости до женитьбы. Он понял, что, пока он будет руководствоваться чувствами обиженного и требовательного маленького мальчика, его не удовлетворит никакое внимание со стороны Сью. Когда Джон понял важность проблемы, он попросил провести с ним курс индивидуалььной терапии. Потом мы совместили индивидуальную терапию с семейной терапией, чтобы помочь ему справиться с проблемой. Джон увидел, что основным источником его проблемы является динамика его внутреннего развития, поэтому получил мотивацию для решения собственных проблем, а затем смог индивидуально измениться, что укрепило его отношения с женой. Устремление в Будущее Этот подход основывается на специфической терапии, при которой мы просим пару отвлечься от нынешних проблем и подумать о том, как бы они хотели строить свои отношения в будущем. Заглядывая в будущее, а не в прошлое, пара становится вовлечённой в плани-рование своего будущего. Насколько далеко смотреть в будущее - зависит от степени развития супружеской пары. Чтобы мыслить вперёд и каждому планировать общие отношения, требуется высокий уровень подготовки. Пары, пребывающие на ранних стадиях развития, часто путаются и не знают, что бы им вместе хотелось создать. В таких случаях будущее может быть лимитировано одним месяцем или следующим сеансом. Тогда появляется задача помочь партнёрам научиться думать о том, куда они хотят направить усилия, чтобы приобрести иные хорошие чувства, кроме самоуспокоения и эгоцентризма. Такая задача также требует от партнёров привести своё пове-дение в соответствие с общими поставленными целями. Помочь парам определить, что они хотят создать вместе свыше того, что есть - задача, одинаково важная и для процесса дифференциации и для процесса обучения постановки совместных целей. Большинство партнёров на ранних стадиях приходится уговаривать и даже подталкивать к развитию такого уровня самосознания. Без некоторого давления или стимула извне такие люди обычно стремятся к симбиозным решениям. Так или иначе, они будут манипулировать своими партнёрами, придумывая им трудные вопросы и ответы по поводу того, как сделать жизнь удовлетворительной. Когда один или оба партнёра имеют слаборазвитое чувство самосознания, тогда паре бывает особенно трудно представить себе тип будущего, которое бы они хотели создать. Их смятение часто находит отражение в их желаниях. Например, партнёр может сказать: "Я хочу быть счастлив вместе с тобой", "Я хочу быть богатым", "Я хочу повеселиться вместе с тобой" или "Я хочу немного уважения". Обычно такие ответы даются от отчаяния, когда клиентов заставляют пояснить конкретнее, что для них значит быть счастливым. В это время психотерапевту важно преодолеть это отчаяние и продолжать фокусировать внимание на будущем до тех пор, пока каждый партнёр чётко и ясно не объяснит какие дела и какое поведение помогут им, как паре, продвинуться вперёд. На интеллектуальном уровне большинству супругов легко понять, что такое устремление в будущее. Но испытать это на эмоциональном уровне, ко-торый и даёт энергию, совсем другое дело. который и даёт энергию, совсем другое дело. Устремление в будущее, в отличие от сосредоточения на решении проблемы, особенно полезно для пар Б поздних стадиях развития. Оно помогает им быстрее прогрессировать как паре, так и как личностям. Партнёры начинают чувствовать волнение, работая вместе над достижением конкретной цели или идеала. Мы обнаружили, что партнёры на этих стадиях быстрее меняются, чем индивидуалы, работающие в том же направлении. Пары, работающие в согласии и поддерживающие друг друга, развивают движущую силу, помогающую партнёрам "держаться в седле", когда тот или другой спотыкается. Принцип "Продажа Перемены " Мы обнаружили, что клиенты в принципе согласны с тем, что их проблемы нужно поместить в более широкий контекст и посмотреть, какие отношения они хотят создать. Во время сеансов, однако, они возвращаются к жалобам и взаимным обвинениям. Мы объясняем клиентам, что наиболее важные перемены в человеке не происходят без энтузиазма, желания, энергии или принятия индивидуальной ответственности за перемены. Процесс психотерапии включает в себя осознание, интуицию, осмысление и изучение чувств, но сами по себе эти составляющие не дадут результата, если к ним не прибавится мотивация и энтузиазм партнёра. В качестве усиления мотивации к перемене мы предлагаем клиентам принцип "продажи перемены". Этот принцип используется, когда один партнёр обращается к другому с просьбой, которую тот не очень хочет выполнять. В этой ситуации психотерапевт обычно чувствует необходимость помочь обескураженному партнёру, желающему что-то изменить. Однако наименее эффективно для психотерапевта было бы встать на сторону просящего партнёра и начать требовать от его апатичного супруга каких-то перемен. Чтобы как-то разрядить обстановку, мы рассказываем паре о преимуществах, которые они получат, если научатся "продавать перемены" вместо того, чтобы ворчать друг на друга. Этот принцип иллюстрирует следующий случай. Случай из практики: Шейла и Рокки Date: 2015-07-22; view: 742; Нарушение авторских прав |