Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Стадии отношений в семейных парах 2 page
Пары, находящиеся в симбиозных враждебно-зависимых отношениях, показывают относительную модель общения во время Упражнения с Бумагой. Они тоже демонстрируют очень ограниченную способность к самоопределению и неспособность воспринимать партнёра как отдельную личность. Отличие в том, что здесь конфликт очевиден и, зачастую, драматичен. Например, одна женщина сказала: "Мне хочется взять эту бумагу и засунуть тебе в глотку!" Этим они резко отличаются от пар в стадии дифференциации, которые могут самоопределиться, но бывают очень озабочены вопросом "Как мы можем что-то решить, ведь мы хотим разных вещей?" Содержание отходит на задний план, а на передний - выходит процесс принятия решений. Пример использования Упражнения с Бумагой для постановки диагноза вы найдёте в главах, посвященных конкретным стадиям. Вот ещё один пример обычной модели общения семейной пары. Дана и Карл выполнили это упражнение в типичной манере пары, твёрдо определившейся в своей личной независимости и пребывающей в стадии обучения. Для каждого из них лист бумаги представлял собой шаг в противоположном направлении без возможности всякого компромисса или переговоров. Карл: Что ты выбрала? Дана: Переехать за город. А ты что выбрал? Карл: Смешно, но я выбрал переехать в Нью-Йорк. Дана: Похоже, что это мы и есть. Карл: Мы, в смысле каждый из нас. Дана: Итак, мы снова к этому вернулись, Нью-Йорк или пригород. Карл: В начале этого упражнения я сказал себе: "Это просто упражнение. Неважно, что из этого выйдет." Неожиданно после твоих слов это становится очень важно. Дана: Я хочу, чтобы ты имел то, что ты хочешь, но не за счёт того, чтобы я отказалась от того, что я хочу. Карл: Я мог бы уступить, но не хочу, потому что так всё время и бывает. Дана: Ну вот, здесь мы и застряли. Карл: Этим мы всегда и заканчиваем. В данном примере объект переживания сместился. Это уже не самоопределение. Переживание происходит из-за возможности потери самостоятельности, если её границы тщательно не охранять. Подходить к ним слишком близко опасно. В этом разговоре мы видим дифференциацию Даны и Карла. Они оба смогли чётко определить, что для них значит эта бумага, не сомневаясь, что их определение приведёт к конфликту. Их общение было целенаправленным, но соревновательным, и они не испугались возникшего конфликта. Каждый должен был абсолютно точно определить свою позицию почти как хороший полемист или судья. Каждый из них с трудом дожидался, пока кончит говорить партнёр, чтобы высказать своё мнение. Оба признали конфликт как наиболее типичный исход их общения, и оба были рассержены в конце упражнения. Столкнувшись с реальным конфликтом, они были в растерянности, что делать дальше. В этих отношениях партнёр рассматривается не как отдельная личность со своими сильными и слабыми сторонами, а как мощный доминатор, способный отобрать индивидуальные победы. Вместо переговоров Карл говорит о своём нежелании уступать. Переговоры и компромисс рассматриваются как "уступка" или как потеря самостоятельности. Самостоятельность должна жёстко оберегаться, даже ценой развода. Таким образом, Дана и Карл чётко определились, что им нравится и что не нравится, в то же время границы их личности жёстко оберегаются и их "независимость" сохраняется только путём исключения друг друга. Нередко после завершения Упражнения с бумагой мы вместе с супругами анализируем их диалог и выясняем, отображает ли он модель их отношений, и соответствует ли их эмоциональное состояние в конце упражнения тому хроническому "недовольству", которое они испытывают в повседневных отношениях. Поскольку их пятиминутное общение записывается (видео, аудиотехни-кой или стенографируется от руки), впоследствии мы используем нашу запись, чтобы помочь парам разобраться, где у них произошёл срыв. В процессе терапии этот опыт станет для них хорошим подспорьем для выявления повторяющихся проблем и способов их решения. Например, "Джоан, вы помните, как вам было неприятно, когда Джон швырнул вам лист бумаги, а вы были не в состоянии сказать "нет" и предложить ему сначала обсудить этот вопрос? Мне кажется это опять происходит с вами. Вы морщитесь и ничего Джону не отвечаете, когда он выражает жела^ние почаще заниматься сексом." Упражнение с бумагой - это опыт, требующий концентрированного во времени общения, которое является сгустком обычных моделей общения данной пары и представляет собой живой, не-редактированный материал для психотерапевта. Текущие трудности сразу же отображаются как бы "стоп-кадром". Однако одного этого упражнения для диагноза недостаточно; необходима и другая информация для диагностики проблемы и назначения адекватного и эффективного лечения. Вопрос Настройки Этот приём дополняет Упражнение с Бумагой, ясно показывая манеры поведения и способности партнёров как к дифференциации, так и к сближению друг с другом. Для того, чтобы проди-агностировать стадию развития пары, очень важно понять, какой объём дифференциации имел место в их отношениях, так же как и степень привязанности друг к другу. Короче говоря, мы хотим знать способность и желание каждого партнёра определять и выражать свои нужды; мы также хотим знать их способность общаться между собой в эмпатической дифференцированной манере. Для того, чтобы выявить эти дополнительные диагностические данные, мы задаём специфический вопрос, позволяющий определить степень дифференциации. Реакция партнёров на этот вопрос, как устная во время сеанса, так и поведенческая в течение следующей недели, яв^ляется одновременно фактором, вовлекающим пару в терапевтический и самоинформативный процесс. Каждого партнёра просят задать себе и ответить на следующий Вопрос Настройки: "Что я могу сделать в предстоящую неделю, чтобы твоя неделя прошла чуть-чуть лучше или чтобы ты почувствовал(а) немного больше любви, уважения и благодарности? " То, каким образом супруги отвечают на этот вопрос, определяет их способность к самоопределению. Вопрос Настройки элегантно обманчив относительно количества информации, которую терапевт может с его помощью получить от клиентов. Достаточно ли самосознания и доверия, чтобы выразить значимые желания? Могут ли партнёры ответить на вопрос ясным и понятным образом? Позволят ли они мягко надавить на себя? Как они среагируют и что скажут, если получат отрицательный ответ на свою просьбу? Мы также хотим знать, как партнёры реагируют на просьбу, обращенную к ним. Это даёт нам представление об их способности относиться к своему партнёру, как к самостоятельной личности. Способны ли они уважать просьбу партнёра, даже если она кажется им не заслуживающей внимания? Могут ли они выполнить просьбу без условия "услуга за услугу"? Могут ли они выполнить просьбу, даже если это потребует усилиий с их стороны? Задают ли они уточняющие вопросы, увеличивающие значимость просьбы? Способны ли они ответить"нет" на просьбу, превышающую их возможности или желание её исполнить? Ответы на все эти вопросы помогают нам диагностировать текущую стадию развития и определить план будущей терапии. Некоторые пары настолько потрясены этим вопросом, когда мы предлагаем его впервые, что приходится повторять его по нескольку раз прежде, чем один партнёр сможет повторить его другому. Другие клиенты поворачивались к своему партнёру и говорили: "Ну?", как будто одного их присутствия при задаваемом нами вопросе достаточно, чтобы получить ответ от партнёра. (Для большей вовлечённости клиентов мы настаиваем на том, чтобы они сами произносили вопрос). Зачастую те, кому задают этот вопрос, свои просьбы высказывают неопределённо и неконкретно, например: "Я хочу, чтобы ты уделял мне больше внимания" или "Я хочу, чтобы ты больше меня уважал". Некоторые высказывают очень скромные пожелания: "Мне хотелось бы смотреть телевизор на этой неделе вместе с тобой". Другие агрессивно требуют чего-то такого, что, как им известно, вызовет отрицательную реакцию их партнёра: "На этой неделе я хочу заниматься с тобой сексом каждый день". Для нас важно наблюдать за поведением партнёров во время всего процесса от начала до конца, и поэтому мы не прерываем их и не помогаем в ведении переговоров. Наблюдение за их общением начинает приносить плоды в виде информации об уровне их дифференциации и способности к эмпатии. Как только партнёры заканчивают дискуссию, мы вмешиваемся, если их окончательный договор слишком расплывчатый, чтобы его выполнить. Пример - "Я хочу больше внимания". Мы спрашиваем партнёра, выразившего эту просьбу, понимает ли он или она, о чём конкретно они договорились. Обычно после этого следует продолжение дискуссии, в результате которой расплывчатая формулировка уточняется: "больше внимания" означает "обнимай меня каждый вечер, когда приходишь с работы домой." В конце беседы мы спрашиваем партнёров, будут ли они выполнять договор до конца, если их супруг не сможет этого сделать. Мы не хотим основывать этот договор на принципе "услуга за услугу"; скорее его задача - вовлечь каждого из партнёров в процесс принятия ответственности за независимые целенаправленные дифференцированные перемены. Пример: Бетси и Род В нижеследующем примере мы попросили пару рассказать, насколько эффективно они выполняли эти просьбы друг друга. I Данный процесс даёт нам возможность выявить конкретные навыки и рубежи развития, на которые предстоит воздействовать в период лечения. В последствии их ответы за неделю помогут нам определить наши первые шаги в этом направлении. Роду и Бетси было около двадцати лет, и они прожили вместе уже почти год. Их взгляд на свои проблемы являлся бесконечным и безрезультатным спором. Во время второго сеанса они задали друг другу Вопрос Настройки. Род заявил, что он хочет, чтобы Бетси поддержала его физкультурную программу. Конкретнее, он хотел, чтобы Бетси похвалила его, когда он пойдёт бегать или сыграет два-три раза в рэкетбол на этой неделе. Он объяснил, что ему трудно находить силы для занятий спортом, и что он будет благодарен Бетси, если она поддержит его стремление к занятиям, а не даст ему почувствовать себя виноватым за то, что он оставляет её одну. Особенно не нравилось Роду то, что Бетси проводила массу времени со своей подругой, но злилась или раздражалась всякий раз, когда он собирался провести какое-то время без неё. Когда Род задал этот вопрос Бетси, она сказала, что ей трудно на него ответить. Потом она заявила, что хотела бы знать, любит ли её Род. Он попросил её пояснить, на что она ответила: " Когда ты это сделаешь, я всё равно почувствую, но я хочу, чтобы ты был более нежным и внимательным." Первые слова Бетси " Когда ты это сделаешь, я всё равно почувствую" свидетельствуют о её наивном представлении о том, что Род воспринимает и понимает её эмоциональные желания лучше, чем она сама понимала их и могла высказать. Когда Род предлсжил ей выразиться более конкретно, что значит быть более нежным и внимательным, она стала нетерпеливой и раздражительной. Такой тип реакции свидетельствует об индивидуальном дискомфорте из-за неспособности ответить на заданный вопрос. Вернувшись через неделю, в которую, как предполагалось, они будут выполнять задание, Род и Бетси сообщили, что они спорили ещё больше, чем обычно, и ни один из них не выполнил того, о чём просил другой. Род сказал, что он так и не понял, что имела в виду Бетси, когда просила оказывать больше внимания нежности и любви, и что она ему так и не ответила, на правильном ли он пути. Бетси сказала, что, поскольку она не чувствовала особой любви со стороны Рода на этой неделе, ей трудно было поощрять его занятия физкультурой. Это указывало на то, что Бетси продолжала функционировать в симбиозной стадии ожидания. Дифференциация на приемлемом уровне для неё ещё не началась. Она пока ясно не осознавала, чего она хочет достичь в этой важной области и как это доступным языком выразить. Род сообщил, что он пытался на этой неделе продемонстрировать свою любовь к Бетси путём физических прикосновений, но чувствовал, что особого успеха не добился. Вдобавок к этому он пару раз сказал ей, что любит её, но и этого было, видимо, недостаточно. Тем не менее, он по-прежнему был настроен быть внимательным к Бетси, поскольку понимал, что у неё есть проблема в этой области. Поведение Рода в этом упражнении указывало на то, что он находится на начальной стадии перехода к дифференциации. Когда он попросил поддержать его спортивную программу, на самом деле он просил поддержать его маленькие шаги в сторону от Бетси. Таким образом он просил помочь ему найти выход из тесных симбиозных отношений. И хотя для него это был естественный шаг, Бетси испугалась и почувствовала сильное волнение, как только он выразил желание отойти от неё. Вопрос Настройки помог психологу получить информацию диагностического и лечебного характера: он смог быстро определить неспособность Бетси к проявлению ЧУВСТВ вне смешанного симбиоза и связать эту неспособность с интрапсихической проблемой Бетси, что в значительной мере повлияло на тупиковую ситуа-щию с развитием данной пары. После этого первый этап психотерапии психолог посвятил страхам Бетси быть брошенной и оказаться неспособной заботиться о себе, если Род не останется привязанным к ней. Диагностический Опрос Цель нашего Диагностического Опроса - изучить историю семейной пары посредством серии вопросов, задаваемых каждому партнёру либо устно во время интервью, либо через анкету, которую нужно заполнить дома (см. Приложение А). Вопросы составлены в порядке развития для того, чтобы выявить те стадии, которые супруги уже прошли, и те, где они застряли. Ниже мы приводим разработанный нами список вопросов вместе с коротким пояснением, для какой цели они служат. 1. Какая проблема побудила вас придти на приём к психо Карл и Дана, наоборот, описали свою проблему как "всегда имеем противоположное мнение." Наиболее острыми были вопросы, где жить, как воспитывать сына и что делать по поводу дружбы Карла с другой женщиной. Их противоречия и независимость друг от друга свидетельствовали о явном наличии у них стадии обучения. 2. Как долго длятся ваши отношения с партнёром? В какой дифференциации не происходит, мы ищем причину в смешанных или враждебно-зави-химых симбиозных отношениях (см. Главы 4 и 5). 3. Что привлекло вас друг в друге? Как вы решили пожениться или начать жить вместе? Вопрос о первоначальной привлекательности вызывает в памяти элементы реальности и фантастических иллюзий, которые являлись частью первичного опыта семейных уз. Такая информация часто даёт ключ к пониманию проблемы, которую пара не осознаёт или не может решить между собой. Например, один мужчина описал свою жену как "моя голубоглазая блондинка, девушка моей мечты. Я люблю поедать её глазами." Спустя год после свадьбы они пришли на курс терапии, так как муж пребывал в депрессии по поводу утраты романтичности в их жизни. Его идея романтичности заключалась в том, чтобы каждый вечер в течение часа смотреть в глаза жене любящим взглядом, а потом заняться любовью и лечь спать. Она же, напротив, хотела просто лечь спать. Другая женщина так описывала свою первую встречу со вторым мужем: "Мы познакомились на барбекью. Мой первый муж куда-то пропал к тому времени, как я приготовила мясо, и, разозлившись на него, я поела в компании Джона. Мы сра-'зу же почувствовали взаимную симпатию, и я приняла его приглашение поужинать на следующий день. Ближе к ночи наши сексуальные намерения стал очевидными. В тот момент казалось естественным, что мы должны развестись со своими супругами и соединиться в браке." То, как принималось решение о совместной жизни или женитьбе, часто свидетельствует о степени ориентации пары к симбиозному или независимому типу отношений. Супруги из другой пары, с кторой мы работали, встретились совершенно случайно и приняли решение жить вместе к моменту пробуждения детей этой женщины на следующее утро. Через две недели они поженились. Сравните данный пример с парой, состоящей в браке пять лет, и при этом каждый партнёр живёт в отдель-
ном доме и не оставляет одежду или зубную щётку в доме другого. 4. Что вам больше всего удаётся в ваших отношениях? Ответ на этот вопрос часто показывает, на чём основываются отношения: на зависимости и симбиозе или на элементах, стимулирующих развитие. Сравните, например, "единственно удавшаясячасть наших отношений -это наша дочь" и "открытость и желание беседовать друг с другом и отсутствие ролей мужчины/женщины - вот лучшее, что есть в наших отношениях." 5. Как прошло самое начало ваших отношений? Как долго длился этот период? Этот вопрос выявляет интенсивность и продолжительность ранней фазы. Насколько сильной была ранняя связь? Как долго пара эту связь поддерживала? Позволили они себе этот первоначальный экстаз? Влюблённость была для них удовольствием или работой? Осознают ли они себя парой? Была ли совместная жизнь для них так многозначна, что им так и не удалось создать фундамент из чувств и обязательств, способный выдержать разочарование на стадии дифференциации. Вот два примера симбиозных браков: "Первые два года были насыщены сексуальной страстью и пронизаны эмоциональной и финансовой зависимостью друг от друга. Мы были щедрыми и очень близкими" и "В начале наших отношений мы пытались понять несчастья друг друга. Мы оба страдали в предыдущих браках и собирались начать жить по-другому." Для сравнения, пара, находящаяся в стадии обучения, говорила о трудностях, которые они испытывали в ранний период общения: "Мы так боялись потерять себя в партнёре, что делали глупости. Марк вдруг ни с того, ни с сего, вскакивал среди ночи и говорил, что ему нужно ехать домой. Я не позволяла ему платить за меня в ресторане. Каждый счёт мы делили 50/50. Мне кажется, чего-то мы лишились." 4 - 6244 6. Каким было ваше первое разочарование? Что про Сравните отсутствие решимости у женщины, которая сказала: "Я впервые испытала разочарование после 16 лет семейной жизни, когда мой муж сказал мне, что он меня больше не любит; с тех пор он со мной почти не разговаривал" и женщину, заявившую: "После того, как мы прожили вместе год, я поняла, что Эрл не такой любитель путешествий, как я. Мы много путешествовали в ранний период наших отношений, и я подумала, что это ему нравится так же, как и мне. Когда он передумал ехать со мной в Австралию, я была вне себя. Потом мы решили, что я поеду туда в любом случае. Иногда мне жаль, что мы не всегда ездим вместе, но это не мешает мне получать удовольствие от путешествий." 7. Когда вы меньше всего чувствуете себя удовлетворённым в ваших отношениях? Ответы на этот вопрос обозначат конфликтные точки в отношениях и выявят тех партнёров, которые считают себя "белоснежными" жертвами, а других плохими и виноватыми. Например, один клиент сказал: "Я редко чувствую себя удовлетворённым. Никогда не получаю позитивного заряда. Она исключила меня из своих мыслей и отталкивает меня, как только я приближаюсь." 8. В каких важных вещах вы похожи друг на друга? Отличаетесь друг от друга? Каким образом вы миритесь с этими различиями? Здесь психотерапевт должен выбрать, какой полюс партнёры предпочитают обсуждать схожесть или отличие. Например, жена, находящаяся в стадии дифференциации, вероятнее всего сконцентрирует энергию и чувства на своих отличиях от мужа, в то время как муж, всё ещё пребывающий в симбиозе, будет говорить только о схожестях. Отличия будут источником угрозы для мужа, а схожести будут неприятны для жены. Если жена говорит: "Он более коммуникабельный; я - человек частный и приучила себя к уединению. Иногда это является причи-ной.конфликта," то в этом случае психотерапевт исследует механизмы, выработанные этой парой для устранения противоречий. Если выясняется, что эти механизмы отсутствуют, тогда становится ясно, что пара зашла в тупик на стадии дифференциации. 9. Проводите ли вы свободное время отдельно от партнёра? Если да, то сколько? Проводите ли вы время наедине с людьми, которые не являются вашими общими друзьями? Создаёт ли это конфликт в ваших отношениях? Здесь мы рассматриваем несколько особенностей стадии обучения. Ответы на вопросы 9 и 10 помогают осветить обе стороны стадии обучения: могут ли партнёры справиться со своей независимостью? Могут ли они стерпеть независимость другого? Какую роль независимые от другого партнёра деятельность и дружба на стороне играют в их отношениях? Воспринимается ли это как угроза? Ведёт ли это к ссорам? Возникает ли угроза развода, когда партнёр идёт по своим делам? Один наш клиент, мужчина, рассказывал: "Моя жена не против, чтобы я встречался со своими друзьями, но когда я возвращаюсь домой, она встречает меня вспышкой ярости." Женщина описывает противоположную ситуацию: "Мне нравится заниматься чем-нибудь отдельно от Тома. Это даёт мне чувство власти и уверенности в себе. Так здорово распоряжаться самой собой! Наде~~тось, он испытывает то же самое, проводя время со своими друзьями." 10. Насколько удобно вы себя чувствуете, занимаясь делами отдельно от партнёра? Насколько удобно вы себя чувствуете, когда ваш партнёр занимается делами отдельно от вас? 11. Насколько уверенно вы себя чувствуете, доверяя партнёру свои самые сокровенные мысли и чувства? Если вы чувствуете себя уязвимым, просите ли вы эмоциональной поддержки у партнёра, и как вы это делаете? Надеетесь ли вы её получить? 12. Ваш партнёр мог бы сказать, что вы эмоционально восприимчивы к его/её непрятностям? Объясните. 13. Занимаете ли вы активную позицию в сохранении отношений? Делает ли то же самое ваш партнёр? Каким образом? Вопросы 11, 12 и 13 помогают получить информацию, способную определить отношение партнёров к стадии установления раппорта. Это стадия, в которой взрослый человек радуется не только, когда делает что-либо отдельно от своего партнёра, но и когда возвращается к привычным отношениям с ним, чтобы проявить заботудруг о друге. Однако на этой стадии присутствует элемент регресса, так как не все предыдущие проблемы ешё решены. Сравните клиента, ответившего на 11й вопрос так: "Я не чувствую себя уверенно. Я чувствую себя униженным каждый раз, когда выпускаю свои чувства наружу" с женщиной, сказавшей: "Я прекрасно себя чувствую, когда говорю об очень личных вещах. Иногда я сдерживаюсь, когда бываю в замешательстве, и тогда жду, пока не появится уверенность в своих чувствах, но когда она появляется, я совершенно свободно делюсь ими с партнёром. Обычно он относится к этому с пониманием." Обратите внимание на разницу между женщиной, ответившей на 13й вопрос так: "Трудный вопрос. Я никогда раньше об этом не задумывалась, но мне кажется, что нет. В основном, это я ждала, что Боб будет обо мне заботиться и меня защищать" и более дифференцированным мужчиной, сказавшим следующее: "Да, мы оба это делаем. Я готовлю подарки к праздникам и дням рождения. Я хочу, чтобы она знала, что наши отношения важны для меня. Ещё я обсуждаю с ней новые идеи или дела." 14. Приветствуете ли вы развитие своего партнёра как лич Сравните следующие ответы клиентов из трёх раз ных стадий: Симбиозная Враждебно-Зависимая стадия: "Мой муж постоянно напоминает мне, что я не поддерживаю его как личность, и я живу с чувством вины за то, что я ничего не могу для него сделать." Дифференциация: "Я стараюсь поддерживать это развитие, но если я не согласна с его направлением, я его не поддерживаю. Именно здесь начинаются скандалы." Установление раппорта: "Да, я недавно поддержал её развитие и образование морально и в финансовом отношении." 15. Считаете ли вы, что ваш партнёр вносит по крайней мере Обычно такое равноправие не возникает раньше, чем партнёры вступят в стадию установления раппорта или взаимозависимости. Исключение составляют пары, прожившие вместе совсем короткое время. Одна женщина в стадии обучения ответила таким образом: "Мой муж никогда не вносил такой вклад в наши отношения. Вскоре после нашей женитьбы он пошёл учиться в медицинский колледж, потом в юридический, а затем начал карьеру консультанта по туризму." Мужчина в отношениях обучение-раппорт выразился так: "Курс терапии оправдал себя. Это сказывается сейчас, когда мы начинаем свой бизнес. Настало время больших финансовых и эмоциональных стрессов, и мы поддерживаем друг друга. 16. Имеете ли вы общие обязательства по совместным проектам, работе или социальным вопросам? Если да, то какие? 17. Пытались ли вы намеренно создать что-либо совместное в одной из этих областей? По нашему опыту мы знаем, что люди, успешно прошедшие предыдущие стадии, начинают испытывать желание создать что-то сообща. В ранних стадиях это желание отражает скорее симоиотичес-кое движение, а не осознанное стремление к совместному созидательному опыту Обычно ответ показывает на чьей стороне преимущество. Обратите внимание на разницу между парой, осуществляющей совместную деятельность в церкви, которой принадлежит муж, и парой, вместе работающей в юго-восточной Азии после вьетнамской войны. В первой ситуации вся работа жены сводилась к тому, что она каждый день носила мужу обед в церковь, где он работал. Симбиозный подтекст был очевиден, когда она обиделась, что муж раз в неделю захотел обедать без неё. Вторая пара специально решила ехать в Юго-Восточную Азию вместе участвовать в восстановительных работах в Лаосе и Вьетнаме. В Азии по долгу службы им приходилось путешествовать отдельно друг от друга, а иногда и жить порознь по несколько месяцев. По возвращении они рассказывали, как их совместная работа укрепила союз между ними. Муж говорил: "Это была высшая точка нашей совместной жизни. Были, конечно, и трудные времена - приходилось учить новый язык и обычаи, вести скромный образ жизни и иногда испытывать культурный шок. Мы помогали друг другу. В течение одной недели я не мог избавиться от желания попить кока-колы. Вместо того, чтобы разозлиться на меня за столь глупую прихоть, Мэри, когда поехала в очередной раз в Бангкок, привезла мне оттуда кока-колы."
18. Даётли что-то вашим отношениям совместный проект или отнимает? Только на поздних стадиях совместный проект добавляет глубины союзу между партнёрами. До того, совместная деятельность может быть приятной и полезной, но в то же время может усиливать симбиозную связь, скрывать противоречия или препятствовать индивидуализации партнёров при их переходе в стадию обучения. 19. Если бы ваш брак был пьесой, фильмом или книгой, как бы вы его озаглавили? Чем бы он заканчивался? Это замечательный вопрос, зачастую дающий психотерапевту наиболее исчерпывающую, краткую, но кристально ясную характеристику отношений между партнёрами. Вот несколько ответов, полученных нами: Date: 2015-07-22; view: 869; Нарушение авторских прав |