Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Организация и проведение занятий по гимнастике. Эффективность обучения гимнастическим упражнениям во многом зависит от правильной организации учебного процесса (в первую очередь
Эффективность обучения гимнастическим упражнениям во многом зависит от правильной организации учебного процесса (в первую очередь, от планирования занятий и подготовки к ним), а также от качественного их проведения. Рассмотрим эти вопросы применительно к урокам физической культуры в школе.
Планирование занятий и подготовка к ним Планирование включает в себя разработку следующих документов: годового плана прохождения программного материала (в нём отражается общее количество часов на гимнастику и их распределение по четвертям); планов учебно-воспитательного процесса на четверть применительно к разделу – гимнастика; расписание занятий; конспекты занятий. При планировании процесса обучения гимнастическим упражнениям важно, чтобы задачи, содержание, формы и методы обучения им соответствовали возрастным и половым особенностям занимающихся, их состоянию здоровья, физическому развитию и технической подготовленности. Основным рабочим документом преподавателя на каждое занятие служит план (план-конспект) урока. Он является завершающим звеном планирования в деятельности преподавателя по реализации программного материала по гимнастике. Разработка преподавателем планов-конспектов – это не что иное, как организация собственной деятельности, ориентированной на решение педагогических задач каждого занятия. В конспектах необходимо определить наиболее рациональную последовательность решения поставленных задач. После этого подобрать средства и методы обучения гимнастическим упражнениям, развития и совершенствование двигательных способностей, воспитания личностных качеств занимающихся. Подготовка конспекта начинается с разработки основной части занятия, а затем уже, исходя из особенностей её содержания и предполагаемых нагрузок, насыщается содержанием подготовительная и заключительная части. В конспекте указываются средства и методы обучения и тренировки, примерная дозировка упражнений (время выполнения каждого упражнения, количество повторений, величина дистанций и т.д.), предусматриваются способы организации занимающихся при выполнении различных упражнений (фронтальный, групповой, индивидуальный или круговой), методы закрепления и совершенствования материала и развития физических качеств, исходя из условий и мест занятий. После этого планируются домашние задания, которые могут включать упражнения, направленные на ликвидацию отставания при изучении отдельных элементов техники (подъёмов, махов, переворотов и др.), на закрепление полученных навыков, на развитие гибкости, силы, равновесия, ориентировки в пространстве, согласованности движений и других способностей, предусмотренных программой физического воспитания. Примерный конспект занятия по гимнастике представлен в приложении 1. Подготовка к занятиям состоит из индивидуальной подготовки преподавателя и подготовки мест занятий.Индивидуальная подготовка преподавателя включает в себя пополнение уровня своих теоретических знаний по учебным вопросам предстоящего занятия и совершенствование методических навыков. Это позволит ему вносить изменения в планирование учебного процесса, в методику обучения и тренировки с учетом новых рекомендаций и передового опыта. Творческий подход преподавателя к урокам, введение новых упражнений и методических приёмов в обучение положительно влияют на повышение интереса, сознательного и активного отношения занимающихся к освоению гимнастических упражнений. Подготовка мест занятий включает в себя: оснащение спортивных залов гимнастическим оборудованием (перекладинами, брусьями, снарядов для выполнения опорных прыжков, канатов для лазанья и т.д.) и приспособлениями или специальными устройствами (мостики для прыжков, съёмные и навесные устройства, различные тренажёры и др.); наличие соответствующего инвентаря (гирь, гантелей, эспандеров, гимнастических палок, обручей и др.), а также проверка их исправности. Всё это позволит осуществлять полноценный учебный процесс по данному разделу программы физического воспитания в школе, предотвратит травматизм на занятиях.
Структура, основное содержание и порядок проведения урока по гимнастике Структурно занятие по гимнастике состоит из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной. Подготовительная (вводная) часть урока включает в себя: организацию занимающихся (построение, рапорт, приветствие, проверка присутствующих); сообщение целей и задач занятия; выполнение строевых упражнений и упражнений для формирования правильной осанки; подготовку функциональных систем организма (ЦНС, вегетативных функций и сенсорных систем, мышц, связок, суставов) для решения учебных заданий в основной части занятия (осуществляется за счёт выполнения разнообразных упражнений, предусмотренных программой физического воспитания). Продолжительность подготовительной части 7-10 мин. Упражнения подготовительной части занятия выполняются в движении и на месте. Они должны соответствовать задачам основной части урока по гимнастике и включают в себя: ходьбу, упражнения в ходьбе, медленный бег, упражнения в беге, прыжки, подскоки на одной и двух ногах и др. Ходьба и бег могут сочетаться с несложными движениями рук, головы и туловища. При выполнении таких упражнений объяснение и их показ необходимо делать, не останавливая группу и двигаясь ей навстречу. Упражнения на месте носят общеразвивающий характер и могут выполняться без предметов и с предметами (медицинболами, мячами, гимнастическими палками, на гимнастической стенке и скамейке). Выполнение общеразвивающих упражнений необходимо осуществлять «сверху-вниз», т.е. в работу вовлекаются мышцы шеи, верхних конечностей, туловища, нижних конечностей и затем выполняются упражнения для мышц всего тела, упражнения в парах и заканчиваться прыжками. При этом показ общеразвивающих упражнений на месте производится руководителем зеркально, с подсчетом стоя лицом или боком к обучаемым. В зависимости от предназначения, сложности упражнений различают следующие способы их проведения. Первый: назвать упражнение и подать команду для выполнения. Упражнения могут называться по форме движения (например, «Приседания»), по целевому предназначению (например, «Упражнение для мышц туловища»). Кроме того, возможны условные названия (например, «Ласточка»). Второй: назвать упражнение, показать его и подать команду для выполнения. Третий: назвать упражнение, объяснить его содержание и подать команду для выполнения. При объяснении сначала называется движение, а затем – соответствующий ему счет. Например: «Упражнение для мышц ног. Присед, руки вперед – РАЗ, основная стойка – ДВА». Четвертый: назвать упражнение, показать его в сочетании с объяснением, подать команду для выполнения. В данном способе показ осуществляется несколько медленнее, чем обычно, внимание обучаемых обращается на наиболее трудные места в упражнении. Пятый: проведение по разделениям. После показа упражнения руководитель подает следующие команды, например: «Упор присев, делай – РАЗ; упор лежа, делай – ДВА; упор присев, делай – ТРИ; основная стойка, делай – ЧЕТЫРЕ». При этом он по каждой исполнительной команде принимает вместе с обучаемыми может принимать соответствующие положения. В дальнейшем подается команда: «Упражнение по разделениям, делай – РАЗ; делай – ДВА и т.д.». На данном этапе преподаватель сам упражнение не выполняет, однако после каждого счета указывает на допущенные ошибки. Убедившись в правильности движений, руководитель подает команду для слитного выполнения: «Упражнение начи-НАЙ». Шестой: поточное выполнение упражнений. При данном способе упражнения на месте выполняются одно за другим без дополнительных команд руководителя занятий. Для начала упражнений необходимо подать следующее распоряжение и команду: «Общеразвивающие упражнения на месте», «Потоком, упражнения начи-НАЙ». Первое упражнение руководитель выполняет вместе с обучаемыми, зеркально, с подсчетом, сначала в медленном, затем в быстром темпе. В последующем преподаватель замедляет темп упражнения, а с подачей последнего счета принимает исходное положение для второго упражнения; выждав незначительную паузу, пока обучаемые не примут правильно исходное положение. После этого руководитель одновременно с обучаемыми начинает выполнять следующее упражнение и т.д. Команда «СТОЙ» подается по завершении последнего упражнения. Кроме того, может применяться комбинированный способ. Например, при проведении поточным способом «Приседания» перед очередным упражнением можно сделать паузу, назвать упражнение («Прыжки») и дать команду на выплнение. Основная часть урока направлена на обучение двигательным действиям и решение оздоровительных, развивающих и воспитательных задач, предусмотренных учебной программой и планом данного урока. Её продолжительность 30-35 мин. Вначале разучиваются новые двигательные действия или элементы техники того или иного гимнастического упражнения. Закрепление и совершенствование упражнений, усвоенных на данном занятии или на предыдущих занятиях, могут осуществляться в конце первой или второй половины основной его части. Для этого используются, как правило, повторный, соревновательный и игровой методы. Следует отметить, что упражнения, требующие проявления гибкости и координационных способностей, как правило, выполняются в начале основной части, а упражнения, связанные с проявлением силы и силовой выносливости в конце занятия. Для мотивации занимающихся и повышения эмоциональности занятия основную часть рекомендуется завершать эстафетами, играми и упражнениями игрового характера (их содержание будет представлено в 4-ой главе пособия) или проводить круговую тренировку. Заключительная часть урока направлена на снижение функциональной активности организма занимающихся и приведение его в относительно спокойное состояние, подведение итогов занятия, задание для самостоятельной работы, приведение в порядок мест занятий (продолжительность 3-5 мин). Для снижения активности функциональных систем, мышечного и эмоционального напряжения используются различные виды ходьбы, медленный бег, упражнения в глубоком дыхании и на расслабление, в потряхивании, отвлекающие упражнения (на внимание, упражнения под музыкальное сопровождение и др.). При подведении итогов занятия необходимо отметить лучших и худших учеников с точки зрения их старания, правильности выполнения изученных упражнений, дисциплинированности и сдвигов в уровне физической подготовленности.
Date: 2015-07-22; view: 959; Нарушение авторских прав |