Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Длительность отдельных актов дыхания в секундах при подготовке к III упражнению аутогенной тренировкиСтр 1 из 4Следующая ⇒
Как видно из таблицы, сначала постепенно увеличивается время вдоха, затем выдоха. При достижении определенной длительности вдоха и выдоха осуществляется обратный процесс, и дыхание возвращается к своему исходному ритму. Давая это задание, мы советуем выполнять его по пути на работу или с работы, а вместо секунд пользоваться подсчетом шагов. Это позволяет тренирующемуся быстрее отвлечься от рабочих забот и лучше отдохнуть. Таким образом, к моменту разучивания третьего упражнения аутогенной тренировки обучающийся практически готов к его выполнению и ему только остается при помощи приведенных ниже формул цели довести навык произвольной регуляции частоты и глубины дыхания до совершенства. Формула цели: «Я дышу легко и свободно… дыхание доставляет удовольствие… с каждым вдохом мой организм набирает силу, энергию(!), здоровье(!)… С каждым выдохом организм очищается (!), молодеет (!), крепнет (!). Я волевой (!), энергичный (!), жизнерадостный человек… Я весь переполнен солнечным светом, радостью, счастьем, здоровьем… Могу всегда дышать так, как мне хочется». Этот текст повторяется 5-6 раз. Затем, как обычно, формула спокойствия 1-2 раза, снова формула цели и так далее. Четвертое упражнение, обеспечивающее овладение навыком произвольного управления частотой и силой сокращений сердца — одно из наиболее сложных. Обычно в руководствах по аутогенной тренировке рекомендуют, нащупав свой пульс в любой доступной части тела, повторять следующую формулу цели: «Мое сердце бьется уверенно, спокойно, ровно». В зависимости от того, чего вы добиваетесь в настоящий момент, замедления или, наоборот, учащения ритма, продолжаете: «Частота сокращений моего сердца замедляется, сердце бьется медленно, уверенно и доставляет кровь, насыщенную энергией и силой, всем моим клеточкам, всему организму. Мой головной мозг работает четко, сознание бодро, работает ясно. Я наполняюсь свежей, юной энергией и силой». Эта формула повторяется 5-6 раз, а затем, как всегда, формула спокойствия 1-2 раза. В случае учащения сердечных сокращений произносится следующая формула цели: «Мое сердце бьется учащенно, весело, переполняя все клеточки организма радостью и счастьем. Все мое тело, все мои органы, все мои клеточки поют от счастья. Сердце бьется часто-часто. Учащение приносит радость… счастье… умиротворение… Сердце бьется уверенно, разносит кровь и энергию каждой клеточке организма… Каждая клеточка моего организма очищается от шлаков… омолаживается… Я абсолютно здоров и счастлив (!)». Это повторяется 5-6 раз, а затем, как обычно, формула спокойствия 1-2 раза. Следует отметить, что нащупывание пульса доставляет обучающемуся некоторое неудобство, тем более, что для освоившего по данной методике первое упражнение это не обязательно. После освоения первого упражнения человек может ощущать свой пульс в любой части тела, лишь слегка сосредоточив на нем свое внимание. Особенно хорошо пульс слышен в указательном пальце руки. Основываясь на знании того, что в норме у любого человека наличествует дыхательная аритмия сокращений сердца, можно облегчить задачу произвольного управления сердечными сокращениями, внушая замедление работы сердца во время спокойного выдоха, когда оно и так рефлекторно замедляет свою работу. Учащение частоты сердечных сокращений надо внушать, соответственно, во время вдоха. Не следует урежать ниже 46-48 и учащать частоту выше 85-100 ударов в минуту. Пятое упражнение — выработка глубинного тепла в области солнечного сплетения — происходит значительно эффективнее, если придерживаться методики профессора В.С. Лобзина с соавторами. Суть данной методики заключается в следующем: тренирующийся повторяет про себя несколько раз слово «апельсин», вследствие чего апельсин возникает в его воображении. Затем идет следующий текст: «Оранжевый, оранжевый апельсин… теплый оранжевый апельсин… Теплый, теплый оранжевый апельсин» и так далее. При возникновении требуемого ощущения мысленно апельсин помещается в район солнечного сплетения, и повторяется стандартная формула цели: «Мое солнечное сплетение прогревается… становится теплым… становится теплым… Я ощущаю глубинное тепло… Мое солнечное сплетение излучает тепло.» Как всегда, данная формула повторяется 5-6 раз, а за ней следует формула спокойствия. Шестое упражнение осваивается без всяких затруднений по следующей формуле цели: «Мой лоб приятно прохладен… Сознание свежее, ясное» (повторяется 5-6 раз, а затем 1-2 раза формула спокойствия). Иногда вместо данной формулы или совместно с ней повторяют: «По моим вискам струится приятное, приятное тепло, виски становятся приятно теплыми… виски слегка теплые». На этом упражнения аутогенной тренировки первой ступени заканчиваются. Следует помнить, что более эффективное и быстрое освоение упражнений зависит от вашей настойчивости. Постоянно помня о положительном мотивированном подкреплении, вы значительно укрепите и усилите свою волю. Положительное эмоционально-мотивационное подкрепление осуществляется во время ваших занятий путем мысленной фиксации внимания на проявлении требуемого эффекта и одновременного мысленного произнесения похвалы, когда появляется требуемое ощущение, типа «хорошо», «молодец». Очень хорошим подспорьем является ведение дневника, в котором фиксируется ход освоения упражнений и анализируются субъективные и объективные изменения, происходящие в вашем самочувствии, характере и поведении. В дальнейшем с целью расширения возможностей более широкого применения аутогенной тренировки в борьбе с различными, трудно излечимыми патологиями мы собираемся творчески использовать опыт Г.Н. Сытина по записи на магнитофон необходимых пациенту формул цели. Под нашим руководством обучающийся сам будет записывать предложенные ему формулы цели.
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УПРАЖНЕНИЙ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ II СТУПЕНИ.
По мнению И. Шульца, во время аутогенной медитации происходит «самоочищение» (катарсис) подсознания обучающегося, вследствие чего и наступает его полное выздоровление. Однако, по нашим наблюдениям, уже при освоении навыка произвольного расслабления скелетной мускулатуры и погружения в «аутогенное состояние» у тренирующегося появляется так называемые аутогенные разряды, которые в действительности объективно способствуют улучшению его психосоматического здоровья, По этой и по некоторым другим причинам мы лишь условно подразделяем аутогенную тренировку на ступени. Переход от первой ко второй ступени в нашем обучающем курсе происходит плавно и незаметно, так как уже на стадии освоения первой ступени мы используем некоторые методические приемы второй. Например, при хорошем освоении первого упражнения I ступени мы даем тренирующемуся задание несколько раз мысленно повторить текст: «Небо… небо… небо… голубое, голубое небо…». Находясь в состоянии аутогенного погружения, повторяя много-много раз данную фразу, обучающийся обязательно образно представляет себе (визуализирует) голубое небо. После возникновения устойчивого образа голубого неба тренирующемуся предлагается представить себя свободно парящим в этом голубом небе, причем в образе любой птицы. Один-два часа такого «парения» дают такой колоссальный отдых всему организму, эффект от которого не поддается никакому сравнению. Такой эффект не наблюдается даже после нормального 8-9-часового ночного сна. Выполнение на ночь данного упражнения не рекомендуется, так как тренирующийся даже после получасового парения уже не сможет уснуть. Это упражнение достаточно сложное и с первой попытки удается далеко не всем обучающимся, но его более слабый по эффекту эквивалент удается всем без исключения. Эквивалент данного упражнения заключается в образном представлении себя не парящим в голубом небе, а свободно, расслабленно лежащим на спине на голубовато-зеленоватой глади моря и глядящим в бездонную голубизну неба. Волны слегка покачивают ваше тело, вам легко, тепло и приятно. Следует отметить, что вариаций с голубым цветом достаточно много. Например, представление того, что вас окутывает «голубой туман», который приятно холодит кожу, приятно обволакивает ее, что вы пропитываетесь голубым цветом насквозь, улучшает цвет вашей кожи, убирает различные высыпания и молодит ее. Улучшается также работа внутренних органов, и иногда исчезают вялотекущие воспалительные процессы. В качестве казуистики можно привести пример, когда женщина 37-ми лет (в течение 13 лет замужества жила супружеской жизнью только со своим мужем) не могла забеременеть из-за имеющегося воспалительного процесса, не поддававшегося никаким фармакологическим и физиотерапевтически методам лечения. У мужа (35 лет) никаких отклонений в половых функциях не выявлено. Освоение общего курса I ступени аутогенной тренировки, использование упражнений с голубым цветом, а также «проведение тепла» из области солнечного сплетения к детородным органам и повторение специальных, направленных на избавление от воспалительного процесса формул цели позволили нашей пациентке зачать, выносить и родить здорового, полноценного ребенка. Как было изложено выше, при разучивании пятого упражнения первой ступени мы также использовали методические приемы II ступени аутогенной тренировки (вспомните: «апельсин… оранжевый апельсин…»). Кроме того, мы разрешаем обучающемуся находиться в состоянии аутогенного погружения до 30-40-50 минут и более буквально с самого начала освоения курса аутогенной тренировки I ступени. А основной упор в аутогенной тренировке II ступени как раз и делается на 30-60-минутном удержании состояния аутогенного погружения при наличии «раздражающих» помех типа яркого света, шума. При этом тренирующийся должен как бы со стороны уметь наблюдать свои «аутогенные разряды», то есть овладеть навыком пассивной медитации. В целом же II ступень тренировки по И. Шульцу состоит из 6 основных и одного заключительного упражнений. Сутью первого упражнения является овладение навыком фиксации своего внимания на спонтанно возникающих во время аутогенного состояния цветовых картинах (визуализация цвета). То есть тренирующийся обучается вначале «видению» спонтанно возникающей хаотической смены цветов, а затем выделению из «хаоса» какого-либо определенного цвета и удержанию его «в поле своего зрения», то есть превращению выбранного цвета в доминирующий и постепенно вытесняющий все остальные. Второе упражнение заключается в овладении навыком, уже безотносительно к спонтанно возникающим цветам, «видеть» любой заданный преподавателем или самим тренирующимся цвет. При «визуализации» того или иного цвета тренирующийся также должен научиться анализировать воздействие данного цвета на свое психоэмоциональное состояние с целью дальнейшего использования приобретаемого навыка в сознательной коррекции своего психоэмоционального состояния, то есть свободно вмешиваться в работу высшей нервной деятельности своего организма. Аутогенные разряды, помимо цветовых ощущений, приносят также спонтанную «визуализацию» неодушевленных и одушевленных объектов. Сутью третьего упражнения является овладение навыком визуализации любого конкретного неодушевленного предмета (методический подход такой же, что и в случае работы с цветом). В результате от тренирующегося требуется научиться четко и ясно, вплоть до мельчайших подробностей, «видеть» заданный предмет. Четвертое упражнение заключается в овладении навыком «опредмечивать» (объективизировать) любые абстрактные понятия типа «истина», «бесконечность», «счастье». По мнению И. Шульца, это упражнение позволяет бессознательному более свободно проявляться, и тем самым психоэмоциональное состояние обучающегося становится достаточно хорошо управляемым с помощью сознания. Пятое упражнение является как бы непосредственным продолжением четвертого (в смысле лучшего выявления подсознательного). Оно состоит в пассивной концентрации внимания на всплывающих из подсознания специфических ощущениях, эмоциональных переживаниях, связанных с возникновением сильных желаний. В дальнейшем тренирующемуся предлагается научиться «видеть» себя в центре какой-либо «облагораживающей» подсознание ситуации. Шестое упражнение заключается в овладении навыком визуализации живых объектов. Сначала надо научиться «видеть» индифферентные для вас персонажи типа «землекоп», «токарь», «летчик», затем научиться концентрироваться на «видении» своих знакомых и близких. Причем в данном случае не должно присутствовать никаких искажений, навязываемых вам подсознанием, и оно (видение) не должно быть общим, поверхностным, а должно быть конкретным, очень близким к реальности. К этому упражнению мы обычно добавляем обучение навыку «организовать диалог» с любым конкретным лицом на интересующую вас тему. Эта добавка хорошо помогает при улаживании конфликтов на работе или со своими близкими, а также помогает не теряться в ответственных случаях, когда от предстоящей реальной встречи и беседы зависит принятие важных для вас решений. В подавляющем большинстве случаев диалог, отработанный в состоянии аутогенного погружения, способствует положительному решению стоящего перед вами вопроса. И, наконец, седьмое упражнение, названное И. Шульцем «ответ бессознательного», заключается в том, что тренирующийся в состоянии аутогенного погружения задает себе так называемые извечные вопросы, «мучающие» сознание любого человека: «Кто Я такой?»,»В чем цель моей жизни?«, «Чего Я хочу?». В ответ на поставленные вопросы, по утверждению И. Шульца, возникает цепочка ассоциативных картин. Например, одна из пациенток И. Шульца на вопрос «Кто Я?» увидела себя девочкой-дошкольницей, играющей в песке, ощутила чувство одиночества, и у нее возникли мысли об одиночестве, в сущности, любого человека. Затем она увидела своего отца на смертном одре, далее — распятого Христа. В конце медитации, как считает Шульц, у нее появилось истинное понимание смысла жизни и своего места в ней. Таким образом, мы кратко ознакомили вас со II ступенью аутогенной тренировки по классической методике И. Шульца с некоторыми собственными дополнениями. К этому остается лишь добавить, что простора для творческого подхода как к первой, так и ко второй ступеням аутогенной тренировки достаточно много. Принцип аутогенной медитации можно плодотворно использовать, как было показано выше, начиная с самых первых этапов освоения аутогенной тренировки I ступени. В следующей главе мы познакомим вас с использованием данного принципа в новом, разработанном нами способе проведения ауторефлексотерапии с помощью приобретенных обучающимися навыков аутогенной тренировки.
ПУТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ И АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ В РЕФЛЕКСОТЕРАПИИ.
Индивидуальность каждого организма обусловливает в определенной степени и индивидуальность развития патологии в каждом конкретном случае. Вследствие этого, умение врача-рефлексотерапевта определять способ и дозировки воздействия на биологически активные точки при той или иной патологии у отдельного индивида является своего рода искусством, с вытекающими отсюда затруднениями для массового использования способа рефлексотерапии в практической медицине. Разрешение конфликта между эффективностью рефлексотерапии как способа коррекции функционального состояния организма и сложностью широкого внедрения его в медицинскую практику, особенно в случаях сложной запущенной патологии, возможно, на наш взгляд, различными путями. Один из них заключается в объективизации эффектов воздействия на биологически активные точки. Здесь могут открыться неограниченные возможности для широкого внедрения рефлексотерапии в медицинскую практику, так как врач приобретает возможность корректировать свою тактику непосредственно по ходу лечебного вмешательства. Объективизация результатов воздействия на биологически активные точки позволит также значительно повысить качество подготовки специалистов и сделает искусство рефлексотерапии практически доступным врачу любой специальности после прохождения им соответствующей подготовки. В настоящее время с целью объективизации эффектов воздействия на биологически активные точки наиболее перспективно использование аппаратов биологической обратной связи. Биологическая обратная связь — сравнительно молодая отрасль медицинской науки и практики, одна из основных особенностей которой заключается в обучении пациента аутовоздействию на работу своих функциональных систем посредством определенных приемов, позволяющих активизировать резервные возможности организма. По теме биологической обратной связи существует обширная литература, на основании анализа которой мы пришли к заключению о том, что методологию биологической обратной связи можно использовать в рефлексотерапии. Методы и аппаратура биологической обратной связи не только позволяют текущую информацию о протекании физиологических процессов представлять в удобной для восприятия форме, но также дают возможность анализировать и контролировать при помощи сознания неясные смутные ощущения типа мышечного чувства, кожногальванической реакции и других «темных» ощущений. Это дает возможность, например, в случае объективизации мышечного чувства ввести сознательное управление функцией сенсомоторного анализатора и тем самым направленно влиять на работу опорно-двигательного аппарата. Данная возможность приобретается благодаря тому, что информация, прямо не воспринимаемая сознанием, вводится в него опосредованно путем адекватного преобразования регистрируемых физиологических параметров (в данном случае — программы) непосредственно по ходу регистрации в удобную для освоения сознанием форму. Одна из трудностей использования биологической обратной связи для управления работой функциональных систем состоит в сложности адекватного выбора параметра физиологической функции, управление которым позволило бы орто- или антидромно влиять на работу функциональной системы. В этом смысле сочетание методов биологической обратной связи и рефлексотерапии могло бы качественно повлиять на результативность обоих методов коррекции функционального состояния организма и расширить границы их применения. Следовательно, рефлексотерапия поставляет объект (биологически активные точки) и способ воздействия (иглоукалывание, массаж, прижигание), а биологическая обратная связь — информацию о результатах воздействия для коррекции степени воздействия непосредственно по ходу самого воздействия. Для пояснения сказанного приведем выдержку из книги Т. Намикоши «Шиацу»: «Создать хорошее настроение, выработать волю к победе, выносливость, снять умственное и физическое напряжение в деле, требующем большого напряжения, возможно, воздействуя методом шиацу на верхний плечевой пояс и на точки между лопатками. Оказывающий помощь должен надавливать на грудные позвонки справа и слева. Н а д а в л и в а н и е д о л ж н о б ы т ь у м е р е н н ы м (разрядка наша — Ш.Т.). Надавливание на шею также способствует выработке хорошего настроения…». Из процитированного вытекает, что в данном случае точно определены область и способ воздействия, а вот дозировка воздействия («надавливание должно быть умеренным») регламентирована достаточно слабо, особенно если учесть, что точки на шее, на которые предлагается надавливать, находятся в области синокаротидной зоны общей сонной артерии и щитовидной железы. Квалификацию рефлексотерапевта как раз и определяет вот это умение «надавливать умеренно» или в случае иглоукалывания — степень погружения иглы, угол ее наклона и некоторые другие методические тонкости подобного рода, которые всегда варьируют от одного пациента к другому. При совместном применении рефлексотерапии и биологической обратной связи последняя обеспечивает индивидуализацию нагрузки на пациента и возможность регуляции силы воздействия непосредственно по ходу воздействия. Описание аппаратных средств биологической обратной связи и техники индивидуального подбора степени нагрузки для каждого пациента подробно изложены в паспортных данных самих аппаратных средств и во многих методических рекомендациях. Мы же попробуем подобрать для описанного выше случая возможную комбинацию совместного применения рефлексотерапии с одним из методов биологической обратной связи. Общеизвестно, что хорошее настроение, умственное утомление или любое другое конкретное психическое состояние человека имеет свое материальное выражение в реакциях центральной и вегетативной нервной системы. Реакции обеих систем прямо или косвенно накладывают свой отпечаток на рисунок наличного тонуса богатой мимической мускулатуры лица и тонических (позных) мышц скелетной мускулатуры всего тела. На этом основан, как указывалось в предыдущих главах, интуитивный опыт любого человека по определению внутреннего психического состояния другого человека. Аппараты биологической обратной связи, в частности «Миотоник-02», серийно выпускаемый НТК «Биосвязь», позволяют неинвазивным способом при помощи миниатюрных накожных электродов вести непрерывную регистрацию наличного тонуса любой скелетной мышцы, причем информация выдается не в виде сложного рисунка миограммы, а в достаточно удобной для восприятия форме. Например, в виде шкалы дискретных светодиодных источников. Имеются и другие варианты выдачи информации в зависимости от решаемой задачи. Таким образом, для приведенного из книги Т. Намикоши примера достаточно выбрать в качестве индикатора психического состояния человека состояние напряжения соответствующей группы мышц и «умеренное надавливание на биологически активные точки» будет иметь свое четкое количественное выражение и может быть корректируемо по ходу выполнения действия надавливания. Приведенный пример возможности комбинационного использования методов биологической обратной связи и рефлексотерапии является лишь одним из частных случаев. Комбинация обоих методов в коррекции функционального состояния организма возможна и в других вариантах. Например, обучение пациента способам аутовоздействия на биологически активные точки при помощи методов биологической обратной связи. Пациент может воздействовать на свои биологически активные точки обычным, принятым в рефлексотерапии путем, то есть иглоукалыванием, массажем, прижиганием, ориентируясь при этом на электрофизиологические параметры своих систем, выведенные в удобной для восприятия форме на шкалу соответствующего прибора биологической обратной связи. Однако не все биологически активные точки доступны для физического аутовоздействия ввиду различного топографического расположения. В данном случае на помощь может придти ментальное аутовоздействие все под тем же контролем эффективности воздействия при помощи соответствующих аппаратов биологической обратной связи, то есть рефлексотерапии можно осуществлять и при помощи комбинации методов аутогенной тренировки и биологической обратной связи. Достоинства каждого из трех методов коррекции функционального состояния в данном случае хорошо дополняют друг друга. Рефлексотерапия в качестве основного метода лечения применима при неотложных состояниях, детских, внутренних и инфекционных болезнях, а также нервных и психических заболеваниях, в то время как биологическая обратная связь и аутогенная тренировка при неотложных состояниях инфекционных, детских и психических болезней применимы лишь в качестве вспомогательного метода лечения. Аутогенная тренировка и биологическая обратная связь, являясь средством аутовоздействия на организм, предусматривают активное участие личности пациента в борьбе против собственного недуга и, тем самым, активизацию резервных защитных сил организма, что во многом предопределяет успех лечения, какими бы способами оно ни проводилось. Одно из основных достоинств аутогенной тренировки заключается в возможности вмешательства при помощи очень простого, доступного любому человеку и в то же время универсального инструмента — «формулы цели» — в работу любой функциональной системы организма, а также в сферу его высших психических функций. По теории и практике аутогенной тренировки существует масса литературы, однако объяснение механизмов действия и возможностей использования основного инструмента аутогенной тренировки — «формул цели» — в них практически отсутствует. В общем случае «формула цели» представляет из себя короткую фразу, состоящую из нескольких слов, обращенных пациентом к самому себе, и выражающую желаемое качество (свойство) или ощущение как уже свершившийся факт. Например, «моя правая рука тяжелая (теплая)»; «я ощущаю в левой руке струящееся тепло»; «я могу…» и т.д. Как видно из приведенных примеров, «формула цели» обязательно включает в себя личное или притяжательное местоимение, так как она всегда обращена пациентом к самому себе. Воздействие «формулы цели» основано на работе второй сигнальной системы человека, при помощи которой абстракция слова превращается для него в реальный конкретный предмет или воздействие. При этом физиологическая реакция организма на «формулу цели» практически не отличается (в зависимости от грамотности составленной формулы и владения пациентом навыками самовнушения) от физиологической реакции в ответ на конкретное физическое действие, подразумевавшееся под «формулой цели». Для проверки сказанного попробуйте несколько раз повторить про себя или вслух короткую фразу: «Лимон… Лимон… Желтый кислый-кислый лимон… Я откусываю часть кислого-кислого лимона…», сопровождая ее ярким образным представлением сознания. И вы убедитесь, что «формула цели» при правильном ее использовании так же действенна, как и реальное действие, заключенное в ее смысле. Вместе с тем, с усвоением «формулы цели», то есть с ее реальным действием на организм, не все так просто, как может показаться на первый взгляд, особенно после приведенного примера с фразой о лимоне. Об этом достаточно хорошо известно миллионам курильщиков, многие из которых очень часто твердят себе: «Все! С понедельника бросаю курить», но результат оказывается нулевым. Для того, чтобы овладеть навыками самовнушения, требуется длительный срок. На наших курсах по аутогенной тренировке прочное освоение навыков самовнушения пациентами происходило лишь к концу второго-третьего месяцев интенсивных занятий. После освоения практического курса аутогенной тренировки наши пациенты при помощи определенных «формул цели», сопровождаемых яркими образными представлениями, могли вмешиваться в сферу проявления собственных высших функций для создания определенного эмоционального настроя, причем самого разнообразного характера (решительности, безразличия, созерцательности, сосредоточенности), вплоть до известного феномена раздвоения личности. Они также приобретали навыки вызывать, удерживать и анализировать у себя в сознании ощущение любых участков собственного тела и воздействовать на данные участки тела при помощи определенных «формул цели», сопровождаемых образными представлениями. Когда часть наших пациентов достигла описанного уровня подготовки по владению навыками аутогенной тренировки, мы провели с ними дополнительные занятия по обучению методам аутовоздействия на биологически активные точки собственного организма. Вначале мы шли по пути, аналогичному описанной выше «формуле цели»: «Откусываю кислый-кислый лимон». То есть мы вначале простым физическим надавливанием на определенную комбинацию биологически активных точек, влияющую на определенную физиологическую реакцию организма, вызывали у пациента ощущения этих биологически активных точек, просили его запомнить данные ощущения и через некоторое время снова вызвать их в виде образных представлений в сознании при помощи самостоятельного подбора соответствующих «формул цели». Из отчетов наших пациентов вытекает вывод, что эффект самовнушаемого воздействия на биологически активные точки практически равен эффекту реального физического воздействия. В дальнейшем задача была усложнена, и пациенту на простом рисунке показывалась топография определенных биологически активных точек, на которые надо было воздействовать для получения определенного эффекта, известного из практики рефлексотерапии. Результаты превзошли все наши ожидания. Многие пациенты, страдавшие от мышечных болей в области спины, характерных для остеохондроза позвоночника, полностью избавились от болей или научились значительно ослаблять их. Отметим, что само воздействие на болевые участки (будь то реальное в виде массажа, перцового пластыря или внушенное при помощи методов аутогенной тренировки) давало значительно меньший эффект, чем самовнушенное ощущение ощупывания и поглаживания соответствующих участков расположения биологически активных точек. В большинстве случаев четкое представление в сознании самих биологически активных точек было необязательным. Но в случаях уверенности пациента, что он ощущает именно биологически активные точки, топографическое нахождение их точно совпадало с местом, указанным самим пациентом. Описанные выше находки в доступной нам литературе не встречались. Таким образом, обучение пациентов аутовоздействию на биологически активные точки при помощи техники аутогенной тренировки с целью направленной коррекции функционального состояния организма, профилактики и ликвидации патологических состояний, поддающихся лечению методиками рефлексотерапии, должно значительно увеличить возможности классического метода аутогенной тренировки. Комбинационное использование методов рефлексотерапии, биологической обратной связи и аутогенной тренировки позволяет более широко применять рефлексотерапию в медицинской практике, обеспечивает высокое качество проведения сеансов лечения специалистами и приобретает новое качество как самостоятельное направление в теоретической и практической медицине. В то же время, благодаря возможностям аутогенной тренировки, практика рефлексотерапии становится доступной любому человеку, пожелавшему самостоятельно корректировать свое психосоматическое здоровье. Однако, несмотря на доступность методов рефлексотерапии, человеку, усвоившему упражнения аутогенной тренировки, мы все-таки при сложных заболеваниях организма советуем проводить все самостоятельные лечебные мероприятия под контролем врача.
НЕКОТОРЫЕ СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ ОРГАНИЗМА ПРИ ПОМОЩИ СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ.
Астеничность, чувство подавленности, угнетенности, депрессия, страх, тревога или, наоборот, излишняя эйфория — все это можно корректировать при помощи первого упражнения, особенно обращая внимание на расслабление мышц шейно-плечевого пояса и соответствующий подробно изложенный ранее выход из состояния аутогенного погружения. В случаях устойчивой депрессии обязательны к использованию «формулы цели», включающие такие фразы, как «Я могу», «Я красивый, умный, добрый, мощный». Можно использовать и физическое упражнение перед зеркалом или, в крайнем случае, без него по растягиванию губ «в улыбку». Обязательно также «построение лица» перед зеркалом. В случае эйфорических и маниакальных состояний хорошо помогают как расслабление мышц, так и формула спокойствия. При гипертонической болезни выход из состояния аутогенного погружения должен быть (в отношении максимального напряжения всей скелетной мускулатуры) более щадящим по сравнению со стандартным. Приведение тонуса скелетной мускулатуры в оптимальное состояние в данном случае производится максимально возможной «засветкой глаз», то есть широким отведением век при помощи собственных пальцев и акцентом на слова «формулы цели» типа «все мои клеточки оживают, набирают энергию, силу». В случае артериальной гипотонии не рекомендуется резко вскакивать. Для коррекции психоэмоционального состояния и желаемой перестройки или коррекции функции высшей нервной деятельности можно пользоваться приведенными выше «формулами цели» без состояния аутогенного погружения. Это удовлетворит вашу потребность в вооруженности и будет способствовать быстрому продвижению по пути духовного самосовершенствования. «Формулы цели», подобные изложенным, можно составлять самому. Только обязательно проверяйте их действенность. Какой бы хорошей и красивой ни казалась вам составленная формула, при ее недейственности сразу от нее отказывайтесь или пробуйте ее совершенствовать. Упражнения на обретение навыков произвольного управления работой сердечно-сосудистой и дыхательной систем способствуют общему укреплению здоровья, формированию и,укреплению силы воли, увеличению работоспособности. Умение направлять глубинное тепло из области солнечного сплетения в любую часть собственного тела является действенным средством борьбы с хроническими вялотекущими воспалительными процессами. Иногда это умение помогает излечить даже трофические язвы, во всяком случае, является хорошим вспомогательным средством. Помогает в борьбе с вялотекущим воспалением и «визуализация» голубого цвета. Шестое упражнение, как упоминалось выше, эффективно помогает против гемикрании и способно улучшать мозговую гемодинамику. Применение ауторефлексотерапии при помощи аутогенной медитации неограниченно расширяет возможности обоих методов в борьбе за психосоматическое здоровье. Обучающимся аутогенной тренировке, не являющимся медиками, мы советуем пользоваться при проведении ауторефлексотерапии книгой Токуиро Намикоши «Шиацу» (изд. Киев, «Вища школа», 1987). В заключение хотелось бы передать читателю свою убежденность в том, что для Человека, пока он живет на Земле, нет ничего невозможного. Возможно даже «чудо», но за каждым чудом лежит самоотверженный, наполненный высоким смыслом труд самого Человека. Одним из реальных путей сотворения чуда является овладение упражнениями аутогенной тренировки и творческое использование приобретенных вами навыков в реальной жизни. В «Приложении» в качестве примера одного из таких сотворенных чудес привожу полностью, без всяких поправок, дневник нашей пациентки К., 1959 г. рождения, которая на протяжении последних трех лет подвергалась постоянной гормональной терапии по поводу патологии щитовидной железы.
Дневник занятий аутогенной тренировкой, 1-я ступень
15.12.91 г. На занятии хорошо почувствовала расслабление мышц правой руки до локтя. Ощущался легкий поток энергии в ладони. После занятий и в течение следующего дня ощущалось периодически сильное подергивание мышцы бицепса правой руки. 16.12.91 г. Освоено расслабление мышц правой руки полностью. 17.12.91 г. При расслаблении мышц правой руки мышцы левой руки расслабились сами. 18.12.91 г. Осваивала упражнение на расслабление мышц правой ноги. Во время занятий ощущалось подергивание мышц бедра, голени правой ноги. 19.12.91 г. На занятиях удалось почувствовать сразу расслабление мышц обеих ног одновременно. 20.12.91 г. Не удавалось расслабить мышцы спины, т.к. спина будто отсутствовала, я ее не ощущала. На следующий день представила свою спину перед собой и смогла ощутить ее реально. Упражнение удалось, мышцы спины приятно расслаблены. 22.12.91 г. Освоено упражнение на расслабление мышц груди. 23.12.91 г. Освоено упражнение на расслабление мышц живота. Мешало дыхание, использовала слова: «Мой организм дышит так, как ему хочется». Упражнение освоено. 24.12.91 г. Самым трудным для меня было освоение упражнения на расслабление мышц шеи. Я ощущала себя так, будто голова присоединяется сразу к плечам, а шеи вообще нет. Немного подвигала головой из стороны в сторону (вправо-влево). Ощутила мышцы, и только тогда упражнение получилось. Начиная с 25-26.12.91 г. — Углубление освоенного упражнения, чтобы не было сомнений в том, что оно освоено. При освоении упражнения с15.12 по 26.12.91 г. ощущала сильный зуд кожи, особенно рук и ног. (Спокойно, все проходит, это временно, организм очищается и излечивается). Date: 2015-07-22; view: 451; Нарушение авторских прав |