Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Нет для Него ничего невозможного
Комментарий: Всевышний Аллах говорит: }إن الله على كل شيء قدير{ البقرة: 20 (Ас-Саади, да смилуется над ним Аллах, комментирует смысл данного аята следующим образом: «Несомненно, Всевышний Аллах Всемогущ. Ничто не может оставить Его бессильным. К Его могуществу относится то, что если Он пожелает совершить что-либо, то претворит это без каких-либо препятствий и сопротивлений. Подобные аяты делают утверждения заблудшего течения кадаритов недействительными. По их мнению, действия рабов якобы неподвластны могуществу Всевышнего Аллаха. Это утверждение опровергается. Всевышний Аллах является Тем, кто создает действия всех вещей и созданий»). Всевышний Аллах является Всемогущим, Он не бессильный. Бессильный никогда не может быть божеством, достойным поклонения. Всевышний Аллах выше подобных недостатков. 4. و لا إله غيره 4 - текст: Нет какого-либо божества, достойного поклонения, кроме Аллаха. Комментарий: Это слово Единобожия. Как было сказано выше, все пророки призывали свои народы к этому слову. 5. قديم بلا ابتداء، دائم بلا انتهاء 5 - текст: У Всевышнего Аллаха нет начала - Он существует издавна. Он также вечен - у Него нет конца. Комментарий: Всевышний Аллах сказал так: } هو الأول و الآخر{ الحديد: 3 (Табари, да смилостивится над ним Аллах, комментирует данный аят следующим образом: “Всевышний Аллах существовал прежде всех вещей, Он - безгранично Первый. А также Он будет существовать после всех вещей, Он - бесконечно Последний. В общем, можно сказать, что когда ничего не было, Всевышний Аллах существовал. Даже если все исчезнет, Он останется. Все погибнет, кроме Его Лика. Хвала Всевышнему Аллаху!”) 6. لا يفنى و لا يبيد 6 текст: Всевышний Аллах никогда не исчезнет Комментарий: Всевышний Аллах говорит: }كل من عليها فان، و يبقى وجه ربك ذو الجلال و الإكرام {الرحمن: 26-27 (Ибн Касир, да смилуется над ним Аллах, комментирует данный аят следующим образом. Всевышний Аллах оповещает всех своих созданий: Каждая живая душа испытает смерть (горечь покидания души). Один лишь Аллах не умирает. Джинны и люди, ангелы, даже ангелы, держащие Трон, - все они умрут. Единственный Всемогущий остается навечно. Поэтому Он - как Первый, так и Последний. В этом аяте есть соболезнование для всех созданий, поскольку никто не останется в живых. После того, как все умрут, Аллах установит Судный День. Затем он воздаст награду или наказание по деяниям созданий: малым и большим, множеству или небольшому количеству, совершенным открыто или скрыто. Он ни насколько не совершает несправедливости.) 7. ولا يكون إلا ما يريد 7-текст: Происходит лишь то, что пожелает Аллах. Никогда не произойдет того, чего Он не пожелает. Комментарий: Вышеуказанные слова делают утверждения кадаритов и му`тазилитов недействительными. По их утверждениям Всевышний Аллах пожелал, чтобы все приняли Ислам, однако неверные пожелали неверие и поэтому стали неверными. Это утверждение бессмысленно и абсурдно, ибо противеречит Корану, Сунне и здравому смыслу. Кадариты были названы так, потому что они отвергли предопределение («кадар») Аллаха. Му`тазилиты - это Амр ибн `Убайд, Василь ибн `Ата и его ученики. Слово “му`тазила” означает “отошедшие в сторону”. Они отошли от собраний ал-Хасана аль-Басри, да смилостивится над ним Аллах, в начале второго века хиджры и стали собираться отдельно. Такие ученые-табиины (последователи сподвижников), как Катада, да смилостивится над ним Аллах, говорили, что подобные люди являются му`тазилитами. Здесь мы для получения дополнительных сведений отступим от темы и остановимся на убеждениях заблудшей секты му`тазилитов. Му`тазилиты основали свое течение на пяти основах. Они называют их следующим образом: справедливость, единобожие, исполнение угрозы, промежуточное положение, повеление благого и запрещение порицаемого. Му`тазилиты в своих основах обволокли истину заблуждением, ибо таково положение заблудших. Справедливость (`адль): Му`тазилиты в данной своей основе придают Аллаху качество справедливости и под маской этого качества отвергают веру в предопределение. Они сказали: “Всевышний Аллах не создает зла, поскольку, если преопределить для рабов Аллаха зло, а затем наказывать их за это, тогда это будет несправедливостью. Аллах же является справедливым, и не совершает несправедливости”. Из этой испорченной основы му`тазилитов вытекает, что во владении Всевышнего Аллаха происходит то, чего Он не желал, а также то, что Он пожелал, может не свершиться. Например, они считают, что даже если Аллах не желает этого, убийца по своей воле и своею силой убьет человека. Этим они придают Аллаху качество слабости. Всевышний Аллах же Пречист от этого. Единобожие (тавхид): Му`тазилиты под маской тавхида (единобожия) скрывают слова о том, что Коран является творением (В убеждениях приверженцев Сунны и общины Коран является словом Аллаха, а не творением). Они этими испорченными понятиями считают знание, могущество и другие качества Аллаха творениями. Исполнение угрозы: (Доказательства Корана и хадисов об аде, муках, устрашении гневом Аллаха и Его проклятием называются “доказательствами ва`ийда - угрозы”.) Му`тазилиты говорят, что если Всевышний Аллах устрашает некоторых своих рабов муками, то Ему нельзя не наказывать их, нарушая Свое обещание, поскольку Всевышний Аллах не нарушает обещаний. Тогда, по понятию му`тазилитов, если Всевышний Аллах захочет простить какого-нибудь Своего раба, то Он не сможет его простить. Промежуточное положение: По понятиям му`тазилитов, человек, совершивший большой грех, лишается веры, однако не попадает в неверие. Т.е. он не будет ни верующим, ни неверным. Он будет находиться между верой и неверием. (Согласно большому количеству доказательств Корана и Сунны, их понятия являются заблуждением.) Повелевание благого и запрещение порицаемого: Му`тазилиты сказали: “Мы должны повелевать то, что нам велено самим. Мы будем заставлять делать других то, что и сами мы обязаны делать”. Они назвали это “повелеванием благого и запрещением порицаемого”. Под этой маской они скрывают свое убеждение о том, что, если мусульманские правители совершат насилие, против них можно будет восставать и сражаться. (Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, во многих своих хадисах запрещал неповиновение мусульманскому правителю, даже если тот совершит несправедливость.) Приверженцы Сунны и единой общины говорят: Всевышний Аллах с точки зрения предопределения (кадар) желает совершения грехов. Однако Он не любит грехи, не будет доволен ими и не приказывает совершать их. Наоборот, Всевышний Аллах не любит грехи, гневается при их совершении и запрещает их. Что Всевышний Аллах пожелает, то свершится. Чего Он не пожелает, того никогда не произойдет. 8. لا تبلغه الأوهام و لا تدركه الأفهام 8-текст: Предположения никогда не достигнут сущности Всевышнего Аллаха, и знания не смогут постичь Его Комментарий: Никто, кроме Аллаха, не знает Его сущности. Мы знаем Аллаха только по Его качествам. (Мы признаем и верим в качества Аллаха, которыми Всевышний Аллах описал Себя в Коране и которыми наш пророк, да благословит и приветствует его Аллах, описал Аллаха в своих хадисах.) Всевышний Аллах говорит: }يعلم ما بين أيديهم و ما خلفهم و لا يحيطون به علما{ طه: 110 (Смысл: Табари, да смилуется над ним Аллах, комментируя данный аят, говорит: «О Мухаммад (да благословит и приветствует его Аллах), только Аллах знает, что предстоит перед людьми, следующими за призывающим (к месту собрания в Судный день): попадут ли они в рай, получив награду, или же попадут в ад для наказания. А также только Аллах знает, что у людей позади, т.е. что они совершили на этом свете. Люди не смогут узнать сущность Аллаха».) 9. و لا يشبهه الأنام 9-текст: Создания не похожи на Аллаха Комментарий: Эти слова являются опровержением течению, называемому “мушаббиха”. Они уподобляют Творца творениям. Всевышний Аллах чист от их ложных утверждений. Всевышний Аллах говорит: } ليس كمثله شيء، و هو السميع البصير{ الشورى: 11 («Ничто из созданий Аллаха не похоже на Него и не может сравниться с Ним. Ничто не подобно Ему, будет это подобие в сущности, именах, качествах или деяниях. Ибо все Его имена прекрасны, все Его качества совершенны и величественны, а Его действия являются сотворением огромных созданий без помощи сотоварищей. В общем, нигде нет чего-либо, что могло бы сравниться с Ним. Он - Единственный. Всевышний Аллах слышит все звуки, несмотря на наличие множества языков и различия спрашиваемых нужд. Он видит след черного муравья, ползущего по черному камню в темную ночь, а также все остальное. На основе комментария к Корану Саади, да смилуется над ним Аллах.) В книге “Аль-Фикх аль-Акбар” есть следующие слова Абу Ханифы, да смилуется над ним Аллах: “Всевышний Аллах не похож ни на одно из Своих творений, и ни одно Его творение не похоже на Него. Все Его качества противоположны качествам творений. Он знает – но не как мы. Он могущ – но Его могущество не подобно нашему. Он видит – но не как мы ”. На`им ибн Хаммад, да смилуется над ним Аллах, говорит: «Кто уподобит Аллаха кому-либо из Его творений, тот, несомненно, станет неверным. Кто отвергнет одно из качеств, которыми Аллах описал Себя, тот тоже будет неверным». 10. حي لا يموت، قيوم لا ينام 10-текст: Всевышний Аллах всегда жив, не умирает. Он – Вечный Властелин, Поддерживающий жизнь, Он не спит Комментарий: Всевышний Аллах в 255-ом аяте суры “Корова” говорит следующее: }الله لا إله إلا هو الحي القيوم لا تأخذه سنة و لا نوم{ البقرة:255 Смысл: (Нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха. Единственный Аллах имеет право на то, чтобы все поклонения совершались только Ему. Нельзя поклоняться кому-либо, кроме Него. Подобные поклонения являются недействительными. Всевышний Аллах существует всегда, Он – Вечный Властелин, Поддерживающий жизнь. Ни сон, ни дремота не овладевают Им, поскольку дремота и сон одолевают слабых созданий. Комментарий ас-Саади). Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, говорит: }إن الله لا ينام و لا ينبغي له أن ينام{ رواه مسلم، و ابن ماجه و غيرهما Смысл: “Аллах не спит. Он и не нуждается во сне”. (`Абдуллах ибн Мас`уд, да будет доволен им Аллах, говорит: “У вашего Господа Всевышнего Аллаха нет ни дня, ни ночи. Свет небес происходит от света Его Лика”. Из книги Ибн Таймия, да будет смилуется над ним Аллах, “Аль-Маджму` аль-фатава”). 11. خالق بلا حاجة، رازق بلا مؤنة 11-текст: Всевышний Аллах является Создающим, не испытывая нужды в этом, и Наделяющим уделом, не испытывая трудностей Комментарий: Всевышний Аллах говорит следующее: }و ما خلقت الجن و الإنس إلا ليعبدون. ما أريد منهم من رزق و ما أريد أن يطعمون. إن الله هو الرزاق ذو القوة المتين{ سورة الذاريات:56 (Смысл этих аятов Ибн Касир, да смилуется над ним Аллах, комментирует следующим образом: “Всевышний Аллах сообщает, что создал своих рабов только для того, чтобы они поклонялись лишь Ему одному, не придавая ему сотоварищей. Кто будет повиноваться Аллаху, Аллах наградит его сполна. Кто будет грешником, Аллах подвергнет его тяжким мучениям. Всевышний Аллах напоминает Своим творениям, что Он не имеет нужды в них. Напротив, все творения нуждаются в Нем во всех своих надобностях. Аллах Сам наделяет уделом и является обладателем всей мощи.) Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, передает, что посланник Аллаха, соллаллоху алайхи ва саллам, сказал: “Всевышний Аллах сказал следующее: “О Мои рабы, если все ваши предки и все ваши потомки, люди и джинны были бы (чисты и богобоязненны) как самый богобоязненный из вас, то этим они ничего не прибавили бы к Моему владению. О Мои рабы, если все ваши предки и все ваши потомки, люди и джинны были бы (нечисты, плохи) как самый испорченный из вас, то они ничего не убавили бы из Моего владения. О Мои рабы, если все ваши предки и все ваши потомки, люди и джинны соберутся на одной площади и попросят у меня свои нужды, а Я дам каждому, то, что он просил, то это не убавит того, чем Я владею. Но лишь настолько (убавит, как) окунутая в море иголка убавит воду из него”. (Ибн Ражаб, да смилуется над ним Аллах, комментируя данный хадис кудсий, говорит: “Даже если все творения Аллаха будут богобоязненны и будут поклоняться Ему, то они не смогут прибавить чего-нибудь к владениям Аллаха. Также, если все творения Аллаха будут грешниками, совершая грехи, они не приуменьшат что-либо из владений Аллаха.”) 12. مميت بلا مخافة، باعث بلا مشقة 12-текст: Всевышний Аллах убивает без страха, воскрешает без трудностей Комментарий: Всевышний Аллах говорит: }الذي خلق الموت و الحياة ليبلوكم أيكم أحسن عملا { الملك:2 Смысл: Аллах является Тем, Кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше". (Табари, да смилуется над ним Аллах, комментируя данный аят, говорит: “Всевышний Аллах умертвляет того, кого Он пожелал, и дает жизнь тому, кому Он пожелал. О люди, Он создал смерть и жизнь, для того чтобы испытать вас: чьи деяния окажутся лучше, кто из вас будет больше поклоняться Аллаху и кто из вас больше будет стремиться к Его милости”. Куртуби, да смилуется над ним Аллах, говорит: “Всевышний Аллах упомянул вначале смерть, а затем – жизнь. Причиной тому является то, что смерть была прежде, чем жизнь, поскольку вначале вещи были мертвы. Например, сперма и почва, из которых появляется человек”.) 13. ما زالَ بصفاته قديما قبلَ خلقه، لم يَزدَد بكونهم شيئا لم يكن قبلهم من صفته، و كما كان بصفاته أزليّا، كذلك لا يزال عليها أبديّا. 13-текст: Всевышний Аллах имел свои качества изначально, еще до того, как Он сотворил создания. Ни одно из качеств, которых не было прежде, не прибавилось у Него из-за появления созданий. Он изначален со своими качествами, также как и вечен с ними Комментарий: Всевышний Аллах изначально имеет совершенные качества в Своей сущности и в Своих деяниях. Нельзя иметь убеждения о том, что какого-либо качества Аллаха изначально не было, а потом оно появилось. Если сказать, что определенного качества Аллаха не существовало прежде, а после оно появилось, то это будет приданием Всевышнему Аллаху недостатка. Всевышний Аллах чист от недостатков и превыше всего. Вышеуказанный текст является опровержением му`тазилитам, джахмитам и некоторым шиитам, являющимся их единомышленниками. По их утверждению, Аллах прежде не мог действовать и говорить. Он якобы смог действовать и говорить потом. (Подобное убеждение неверно. Всевышний Аллах чист от подобного недостатка.) 14. ليس بعد خَلق الخلق استفاد اسم "الخالق" و لا بإحداثه البرية استفاد اسم "الباري" 14- текст: Всевышний Аллах не получил имя «Холик-Творец» после того, как Он сотворил создания. Он не овладел именем «Аль-Баарий-Создатель» после того, как он создал творения. Комментарий: Всевышний Аллах был Холик-Творцом до создания творений и имел это имя изначально. Нельзя верить, что Он получил это имя после того, как Он создал творения. С именем “Аль-Баарий” то же самое. («Аль-Барием» называется создающий творения, которых ранее не было.) 15. له معنى الربوبية و لا مر بوبَ ، و معنى الخالق و لا مخلوقَ 15-текст: Всевышний Аллах был Ар-Робб – Господь-Воспитывающим еще до появления воспитываемых созданий. Он был Аль-Холик-Творцом до сотворения созданий. (Комментарий: Всевышний Аллах является Ар-Робб – Господом, Воспитывающим во всех смыслах воспитания. Он был таким еще до создания первого творения. Также Он был Холик-Творцом еще до сотворения созданий. Эти и другие имена Всевышнего Аллаха были ранее и будут потом. На основе комментария Хумаййиса, да хранит его Аллах.) 16. و كما أنه مُحيي الموتى بعدَ ما أحيا استحقَ هذا الاسمَ قبلَ إحيائهم، كذلك استحقَ اسمَ الخالق قبلَ إنشائهم 16-текст: Всевышний Аллах будет «Воскрешающим мертвых» и после воскрешения созданий. Он был достоин этого имени еще до воскрешения созданий. Также, Аллах был достоин имени «Холик-Творец» еще до создания творений. Комментарий: Данный текст также делает недействительным веру му`тазилитов и им подобных течений в данном вопросе. Как было сказано выше, они утверждали, якобы Аллах не мог действовать и говорить раньше, он смог это лишь потом. Приверженцы Сунны и единой общины говорят так: Всевышний Аллах может все, что Он пожелает и как Он пожелает. 17. ذلك بأنه على كل شيء قدير، و كلُ شيءٍ إليه فقير، و كل أمر عليه يسير، لا يحتاج إلى شيء، ليس كمثله شيء، و هو السميع البصير 17-текст: Всевышний Аллах имеет свои качества изначально благодаря тому, что Он – Всемогущ, все нуждается в Нем, все легко для Него, а Он не нуждается ни в чем. Ничто из творений Всевышнего Аллаха не похоже на Него и не может сравниться с Ним. Аллах слышит все звуки и видит все. Комментарий: Всевышний Аллах сказал в суре «Корова» следующее: } و الله على كل شيء قدير { البقرة: 284 Смысл: “Аллах способен на всякую вещь”. Заблудшее течение му`тазилитов стало утверждать: «Аллах может то, на что Он способен. Он не всемогущ над действиями своих рабов». Все что происходит в этом мире, происходит согласно желанию Всевышнего Аллаха. Вера в это является самым важным условием веры в рубубият Аллаха (признание единственности Аллаха в обладании атрибутами господства, ибо только Он является Творцом, Царём, Правителем Воспитывающим, Дарующим удел и т. д.). Каждая вещь в этой Вселенной нуждается в Аллахе. Она нуждается в Нем для своего появления и для своего существования. Всякое дело легко для Всевышнего Аллаха. Он сказал в Коране: “Воистину, это для Аллаха легко” (Железо-22). Сам Аллах не нуждается в чем-либо — Он чист от недостатков, Велик. Наоборот, все само по себе нуждается в Нем. То, что все нуждается во Всевышнем Аллахе является доказанной и подтвержденной истиной. Это не изменится: вещь не может в одно время нуждаться в Аллахе, а в другое время – нет, или же – нуждаться в одном месте и не нуждаться в другом. (В комментарии имеются слова Хумаййиса, да хранит его Аллах.) Всевышний Аллах говорит: }ليس كمثله شيء، و هو السميع البصير{ الشورى: 11 («Ничто из созданий Аллаха не похоже на Него и не может сравниться с Ним. Ничто не подобно Ему, будет это подобие в сущности, именах, качествах или деяниях. Ибо все Его имена прекрасны, все Его качества совершенны и величественны, а Его действия являются сотворением огромных созданий без помощи сотоварищей. В общем, нигде нет чего-либо, что могло бы сравниться с Ним. Он - Единственный. Всевышний Аллах слышит все звуки, несмотря на наличие множества языков и различия спрашиваемых нужд. Он видит след черного муравья, ползущего по черному камню в темную ночь, а также все остальное. На основе комментария к Корану Саади, да смилуется над ним Аллах.) 18. خلق الخلق بعلمه 18-текст: Всевышний Аллах создал творения знаючи Комментарий: Всевышний Аллах создал творения знаючи. (Например, Всевышний Аллах создал людей и джиннов, зная, сколько Он их создаст, какое количество пищи он съедят за свою жизнь, что они совершат, сколько проживут, будут ли они счастливы или несчастны, попадут они в рай или ад и все остальные состояния.) Аллах говорит в Коране: }ألا يعلم من خلق و هو اللطيف الخبير {الملك:14 (Саади, да смилостивится над ним Аллах, комментирует данный аят следующим образом: “Разве не знает Создатель-Аллах, сотворивший создания прекрасными и разноцветными? Как Он может не знать?! Аллах – Проницательный и Добрый ("Латыф") и Сведующий. Имя Аллаха "Латыф", означает, что Он знает все тайны, скрытые и очевидные вещи, а также, что Он милостив (добр) к своим верующим рабам.) 19. و قدر لهم أقدارا 19-текст: Всевышний Аллах предопределил судьбы созданий Комментарий: Всевышний Аллах говорит: }إنا كلَ شيء خلقناه بقدر{ القمر:49 Смысл: “Поистине, мы сотворили каждую вещь согласно предопределению” (Месяц-49). Имам Муслим в сборнике “Сахих” передает от `Абдуллаха бин `Амра, да будет доволен ими Аллах, что пророк наш, да благословит и приветствует его Аллах, сказал следующее: " قدّر الله مقاديرَ الخلق قبل أن يخلق السموات و الأرض بخمسين ألف سنة و كان عرشه على الماء" Смысл: Всевышний Аллах предопределил судьбы созданий за пятьдесят тысяч лет до сотворения небес и Земли. Тогда Его Трон ("Арш") был над водой. 20. و ضَرَبَ لَهم آجَالا 20-текст: Всевышний Аллах определил срок жизни созданий. Комментарий: Всевышний Аллах определил срок жизни созданий. Когда наступает срок окончания их жизни, они не в силах передвинуть этот срок ни на час назад, ни вперед. Всевышний Аллах говорит в 145-аяте суры «Семейство Имрана»: }و ما كان لنفس أن تموت إلا بإذن الله كتابا مؤجّلا{ آل عمران: 145 (Смысл этого аята ас-Саади, да смилуется над ним Аллах, комментирует следующим образом: «Все живые души связаны со своими сроками смерти по воле и преопределению Аллаха. Когда приходит время смерти, эта душа умирает, даже если не будет на то причины. Если Всевышний Аллах пожелал, чтобы жизнь какой-либо души продолжалась, то, несмотря ни на какие причины, ведущие к смерти, она не умрет раньше срока. Это происходит благодаря тому, что Аллах предопределил судьбу этой души, записал срок этой души. “Когда приходит срок смерти созданий, они не смогут передвинуть его ни на час вперед, ни на час назад”.) عن عبد الله قال: قالت أم حبيبة زوج النبي صلى الله عليه وسلم ثم اللهم أمتعني بزوجي رسول الله صلى الله عليه وسلم وبأبي أبي سفيان وبأخي معاوية قال فقال النبي صلى الله عليه وسلم قد سألت الله لآجال مضروبة وأيام معدودة وأرزاق مقسومة لن يعجل شيئا قبل حله أو يؤخر شيئا عن حله ولو كنت سألت الله أن يعيذك من عذاب في النار أو عذاب في القبر كان خيرا وأفضل". رواه مسلم Когда супруга нашего пророка, да благословит и приветствует его Аллах, Умму Хабиба, да будет доволен ею Аллах, совершила следующую мольбу: «О Аллах, обрадуй меня, продлив жизнь моего мужа, посланника Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, моего отца Абу Суфйана и моего брата Муавии», пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Ты попросила у Аллаха предопределенные сроки, подсчитанные дни и распределенный удел. Всевышний Аллах не передвинет ничего ни вперед срока, и не оставит ничего после срока. Было бы лучше, если бы ты попросила у Аллаха спасти тебя от мук ада и мук в могиле». (Сообщение Муслима.) 21. و لم يَخفَ عليه شيءٌ قبلَ أن يخلقَهم، و علِم ما هم عاملون قبلَ أن يخلقَهم 21-текст: Не было ничего неизвестного для Аллаха перед тем, как Он сотворил создания. Всевышний Аллах знал перед тем, как создать их, что они совершат Комментарий: Всевышний Аллах знает все произошедшие, не произошедшие, все происходящие события и события, которые произойдут в будущем, а также то, как они произойдут. Эти слова опровергают убеждение рафизитов и кадаритов. Они говорят: «Аллах не знает вещь, которую Он создает, до ее создания». Это убеждение недействительно, неверно. (Ахмад аль-Хилал, да смилуется над ним Аллах, проживший в 234-311-годах хиджры, в своей книге “Ас-суннату лиль-Хилал” пишет следующее: `Абдуллах ибн Ахмад говорил: “Я спросил своего отца (Ахмада бин Ханбала): “Кто такой рафизит?”. Он ответил: “Тот, кто ругает и оскорбляет Абу Бакра и Умара, да будет над ними милость Аллаха”. Цепочка передатчиков этого сообщения достоверна. Куртуби, да смилуется над ним Аллах, в своем комментарии к Корану говорит следующее: «Рафизиты делятся на 12 групп: Алавиты, Амриты, Шиитқ, Исхакитқ, Навуситы, Имамиты, Зайдиты, Аббаситы, Танасухиты, Радж`иты, Ла`инитқ, Мутабарриситы. Тому, кто желает ознакомиться с убеждениями данных групп, я рекомендую обратиться к 158-странице 4-тома комментария Куртуби.) 22. و أمَرَهُمْ بـِطاعَـتِهِ، و نـَهاهُمْ عَن مَعْصِيَـتِهِ 22-текст: Всевышний Аллах приказал Своим созданиям повиноваться Ему и запретил им совершать грехи Комментарий: Ат-Тахави, да смилуется над ним Аллах, привел после текстов о создании и предопределении тексты о повелениях и запретах. Здесь имеется указание на то, что Всевышний Аллах создал творения лишь для того, чтобы они поклонялись Ему. Это подобно тому, как сказал Всевышний Аллах: } و ما خلقت الجن و الإنس إلا ليعبدون {سورة الذاريات:56 (“Всевышний Аллах говорит, что создал своих рабов для того, чтобы они поклонялись Ему одному, не придавая Ему сотоварищей. Кто будет повиноваться Аллаху, тому Аллах даст награду сполна. Кто станет грешником, того Аллах подвергнет тяжелым мукам”. Комментарий Ибн Касира, да смилостивится над ним Аллах). 23.و كُلّ شَيْءٍ يَجْري بتـَقـْدِيرهِ ومَشِيئـَتِِهِ، و مَشِيئَتـُه تـَنْـفـُذ، لا مَشِـيئَة لِلعِبادِ، إلا ما شَاءَ لَهُم، فـَما شَاءَ لَهُم كان، و ما لَمْ يَشـَأ لَمْ يَكـُنْ 23-текст: Каждая вещь происходит по предопределению и воле Аллаха. Его воля обязательно исполняется. Для рабов нет Воли: происходит лишь то, что для них пожелал Аллах. Таким образом, что Аллах пожелал для своих рабов, то произойдет (беспрепятственно), а чего Он не пожелал, того (никогда) не произойдет (даже если все создания соберутся вместе и попытаются воспрепятствовать этому). Комментарий: Всевышний Аллах говорит в 29-аяте суры «Скручивание» следующее: }و ما تشاءون إلا أن يشاء الله رب العالمين {التكوير:29 (Ибн Касир, да смилуется над ним Аллах, комментирует данный аят так: “Вы пожелаете, только если пожелает Аллах, Господь всех миров. Воля – не в ваших руках. Кого Аллах пожелает наставить на правильный путь, тот обязательно будет наставлен. Кого Аллах пожелает ввести в заблуждение, тот, несомненно, свернет с него. Все эти дела зависят от Всевышнего Аллаха – Господа всех миров. Суфйан ас-Саври передает от Са`ида ибн `Абдуль-`азиза, а тот – от Сулеймана ибн Мусы, что тот сказал: “Когда был ниспослан аят (о том, что Коран будет примерным напоминанием для того), кого Аллах пожелал направить на правильный путь, Абу Джахль сказал: “Все дело - в наших руках. Если захотим, то будем на правильном пути, а если не захотим, то не будем”. Тогда Всевышний Аллах ниспослал вышеуказанный аят “Вы пожелаете, только если пожелает Аллах, Господь всех миров”.) Этот и подобные ему аяты являются доказательством убеждения приверженцев Сунны и единой общины о том, что желание Аллаха исполнится, а то, чего Он не пожелает, то не исполнится. Как может происходить во владении Аллаха то, чего Он не желает?! (Му`тазилиты) говорят, что якобы Аллах пожелал, чтобы неверный стал верующим, а тот не захотел этого и стал неверным. Желание неверного стало превыше воли Аллаха!!! Есть ли человек, более заблудший и более погрязший в болоте неверия, чем человек, сказавший это?! Аллах Превелик над тем, что говорят эти лица. Вахб ибн Мунаббах, да смилуется над ним Аллах, сказал: “Когда я (с чрезмерностью) рассматривал вопрос предопределения, то пришел в изумление. Затем я опять рассмотрел этот вопрос и опять изумился. Тогда я пришел к выводу, что самые знающие в вопросе предопределения – это те, кто удерживает себя (не полагаясь в этом вопросе на свой разум, не впадая в крайность). А самые невежественные в этом вопросе – это те, кто много говорит на эту тему”. (Вахб ибн Мунаббах, да смилостивится над ним Аллах, родился в 34-году хиджры, во времена правления `Усмана, да будет доволен им Аллах. Он бқл последователем-таби`ином, учившимся у Ибн `Аббаса, Абу Хурайры и других сподвижников. Ахмад, да смилуется над ним Аллах, сказал об этом человеке следующее: “Вахб ибн Мунаббах был славным человеком из племени персов”. Некоторые передают, что один из жестоких правителей замучил до смерти Вахба ибн Мунаббаха. Да будет милость Аллаха над ним! Эти данные взяты из книги “Сияру а`лаамин-нубала” аз-Захаби, да смилуется над ним Аллах.) 24. يَهدي مَن يَشاءُ، و يَعصِمُ و يُعَافِي، فـَضلا، و يُضِلّ مَن يَشاء، و يَخذلُ و يَبتلِي، عَدْلا 24-текст: Всевышний Аллах Своей милостью наставляет на истинный путь того из своих рабов, кого Он пожелал, оберегает его от заблуждения и смуты. Аллах Своей справедливостью вводит в заблуждение того из своих рабов, которого Он пожелал, не оберегает его от сомнений и низвергает его в пучину смут (испытаний). Комментарий: Эти слова опровергают убеждение течения му`тазилитов. Они сказали: Наставление на путь истины ("хидая") со стороны Аллаха означает разъяснение истинного пути. (Это понятие неверно. Ученые приверженцев Сунны делят два вида наставления на путь истины: 1. "Хидая-тавфик" - наставление на правильный путь. 2. Разъяснение истинного пути. Когда Всевышний Аллах дарует Своему рабу веру, то говорится, что Он наставил его на верный путь. Это и есть первый вид наставления ("тавфик"). Подобное наставление возможно только со стороны Аллаха. Никто, даже пророк и ангел не могут дать веру и наставить кого-либо по своему усмотрению. Второй вид наставления – разъяснение правильного пути – могут совершать пророки и ученые.) Ибо наш пророк, да благословит и приветствует его Аллах, разъяснял истинный путь людям, которых он любил и которых он не любил. Всевышний Аллах говорит в 56-аяте суры "Рассказ": }إنك لا تـَهدِي مَن أحبَبْتَ و لكنَّ الله يَهدي مَن يـَشاء {القصص: 56 (Саади, да смилуется над ним Аллах, комментирует этот аят следующим образом. «О Мухаммад, ты не сможешь наставить на прямой путь кого-либо, даже если он будет твоим самым любимым человеком. Поскольку создания не способны наставить на путь истинный ("хидая-тавфик"), дать сердцу веру. Это только в руках Аллаха. Он наставляет на верный путь того из Своих рабов, кого Он пожелает. Только Аллах знает, кто достоин, способен к наставлению на прямой путь. Поэтому только Он знаючи наставляет на правильный путь. Того же из Его рабов, кто не способен, не достоин наставления на путь истины, Он оставляет в заблуждении”.) Всевышний Аллах говорит в 13-аяте суры «Земной поклон»: }و لو شِئنا لآتـَينا كلَّ نـَفس هُداها{ السجدة: 13 (Смысл этого аята Саади комментирует так: “Всевышний Аллах говорит: Если бы Мы захотели, то направили бы на истинный путь всех. Однако мудрость Аллаха воспротивилась тому, чтобы все были на верном пути.) Он говорит в 31-аяте суры “Завернувшийся” следующее: }يضل الله من يشاء و يهدي من يشاء{ المدثر:31 (Смысл: “Аллах вводит в заблуждение того из Своих рабов, кого пожелает, и ведет на прямой путь того из Своих рабов, кого пожелает”.) 25. و كلـُّهُم يـَتـَقـَلـََّبُون فِي مـَشِيئتِه، بَينَ فـَضلِه و عَدلِه 25-текст: Все создания находятся в рамках воли Аллаха, живут между Его милостью и справедливостью Комментарий: Всевышний Аллах говорит: }هو الذي خلقكم فمنكم كافر و منكم مؤمن {التغابن: 2 (Саади, да смилуется над ним Аллах, комментирует данный аят так: Всевышний Аллах, упоминая, что сотворил создания, извещает, что сделал кого-то неверным, а кого-то верующим. Становление всех людей неверными или верующими зависит от предопределения Аллаха.) Кого Всевышний Аллах наставил на истинный путь, то произошло благодаря Его милости. Хвала Аллаху! Кого Он ввел в заблуждение, так это благодаря Его справедливости. Хвала Аллаху! 26. و هو مُتـَعالٍ عن الأضداد و الأنـْدَاد 26-текст: Всевышний Аллах обладает Превыше противящихся и подобных Комментарий: Нет никого, кто бы воспротивился Всевышнему Аллаху. Что Он пожелает, то сбудется, а чего не пожелает, то никогда не произойдет. Нет ничего, что сравнилось бы с Ним, было бы похоже на Него. Всевышний Аллах говорит в 4-аяте суры «Очищение веры»: }و لم يـَكن له كـُفـُوًا أحَدٌ {الإخلاص: 4 (Табари да смилуется над ним Аллах приводит следующий текст в комментарии к этому аяту: “Когда многобожники (придающие Аллаху сотоварищей) попросили пророка, да благословит и приветствует его Аллах: “Ознакомь нас с родом твоего Господа”, Всевышний Аллах ниспослал следующие аяты: “Скажи, Он – Аллах, Единый. Aллax Самодостаточный (не нуждается в чем-либо). Он нe poдил и нe был poждeн, и нeт никого, равного Eмy!” Это потому, что любое родившееся существо обязательно умрет, и каждое умирающее существо оставляет за собой наследство. А Всевышний Аллах никогда не умрет, не оставит наследства, и нет никого, равного Ему. Ничто никак не похоже на Него ни в Его сущности, ни в именах, ни в качествах, ни в действиях.) Эти слова стали доказательством против му`тазилитов, сказавших, что «раб Аллаха сам создает свои действия». 27. لا رَادَّ لِقـَضائِه، و لا مُعَقـِّبَ لحُكمِه، و لا غالِبَ لأمْرهِ 27-текст: Нет ничего, что отвергало бы приговор Всеышнего Аллаха, задерживало бы его и возвеличивалось бы над Его приказом Комментарий: Ибо Всевышний Аллах - Единственный Всемогущий. (Имя Аллаха "Каххар" - Всемогущий означает, что Он превосходит создания своей властью и могуществом. Захотят создания этого или не захотят, Он является превосходящим.) 28. آمـَنـَّا بـِذلك كُلـِّهِ، و أيقـَنـَّا أنَّ كلا مِن عِنده 28-текст: Мы уверовали во все вышеупомянутые убеждения и в нашем сердце установилось убеждение, что всё – от Аллаха. Комментарий: Процесс настаивания воды в водоеме до прозрачного состония, называется «ийкон». Вера в вышеупомянутую доктрину о том, что всё происходит по воле и предопределению Аллаха, установилась в нашем сердце, как прозрачная вода устанавливается в водоеме. 29. و إن مُحمَّدا عَبدُه المُصْطفى، و نـَبيـّه المُجْـتـَبى، و رَسوله المُرتـَضى 29-текст: Несомненно, Мухаммад – избранный раб Аллаха, Его пророк и посланник, которым Он доволен Комментарий: Созданное существо достигает совершенства, только исполняя обязанности раба. Чем больше человек выполняет свои обязанности раба, тем его совершенство становится больше, а его уровень возвышается. Всевышний Аллах в самых славных упоминаниях назвал лучшего из людей и предводителя пророков Мухаммада, да благословит и приветствует его Аллах, рабом. Ибо человек никогда не перестанет быть рабом Аллаха. Когда уровень человека, совершающего благие деяния, возвышается, и про него говорят, что он прекрасно выполняет свои обязанности раба, это не является уничижением, а наоборот, является прославлением. (Сегодня, когда Ислам процветает, нет необходимости предоставлять доказательства тому, что наш пророк Мухаммад, да благословит и приветствует его Аллах, является пророком.) 30. و إنه خـَاتــَم الأنبياءِ 30-текст: Мухаммад, да благословит и приветствует его Аллах, является последним из пророков Комментарий: Всевышний Аллах говорит следующее: }ولكنْ رَسولَ الله و خاتـَمَ النـَّبيينَ { الأحزاب: 40 (Табарий комментирует смысл данного аята следующим образом: “(Мухаммад, да благословит и приветствует его Аллах) является посланником Аллаха и последним из пророков. После этого человека была поставлена печать пророчеству. После нашего пророка, да благословит и приветствует его Аллах, до самого Судного дня никому не будет дано пророчество”.) عن أبي حازم قال: قاعدت أبا هريرة خمس سنين فسمعته يحدث عن النبي صلى الله عليه وسلم قال: "كانت بنو إسرائيل تسوسهم الأنبياء كلما هلك نبي خلفه نبي وإنه لا نبي بعدي". صحيح البخاري ج: 3 ص: 1273 Передается от Абу Хазима, который говорил: "Я в течение пяти лет участвовал в собраниях Абу Хурайры. Я слышал от него хадис, который он передал от пророка, да благословит и приветствует его Аллах, что он сказал: ”Сынами Исраила (Якуба, Иакова), которые являются потомками, мир ему, руководили пророки. Когда умирал один пророк, на его место приходил другой. После меня же нет пророка. (Я – последний из пророков).” و عن ثوبان قال: قال رسول الله صلى الله عليه و سلم: "وإنه سيكون في أمتي ثلاثون كذابا كلهم يزعم انه نبي وإني خاتم النبيين لا نبي بعدي" صحيح ابن حبان ج: 16 ص: 221 Передается от Савбана, да будет доволен им Аллах, что он сказал: Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Скоро в моей общине появятся тридцать отъявленных лжецов. Каждый из них будет претендовать на пророчество. Я – последний из пророков. После меня пророков не будет». (Эти слова будут доказательством против каждого лжеца, претендующего на пророчество после нашего пророка, в частности против Ахмада Кадияни и тех, кто следует ему.) 31. و إمامُ الأتقِياء 31-текст: Наш пророк, да благословит и приветствует его Аллах, является предводителем праведных (богобоязненных) Комментарий: Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, является предводителем, которому необходимо следовать. Всевышний Аллах направил его только для того, чтобы ему следовали. Всевышний Аллах говорит в суре «Семейство Имрана»: }قل إن كنتم تحبون الله فاتبعوني يحببكم الله { آل عمران: 31 Смысл: “О Мухаммад, скажи, если вы любите Аллаха, то следуйте за мной. Тогда Аллах будет любить вас”. Кто будет следовать нашему пророку, да благословит и приветствует его Аллах, тот войдет в ряды богобоязненных. 32. و سَـيـِّدُ المُرسَـلِين 32-текст: Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, является предводителем посланников В хадисе, переданном Тирмизи, Ибн Маджа и Ахмадом, да смилуется над ними Аллах, наш пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: }أنا سَـيّدُ ولدِ آدَمَ و لا فـَخْرَ {رواه الترمذي، و ابن ماجه، و أحمد Смысл: “Я – предводитель детей Адама, но не горжусь этим”. 33. و حَبـِيبُ رَبّ العَالـَمين 33-текст: Мухаммад - да благословит и приветствует его Аллах - любимый раб Господа миров Комментарий: Посланник Аллаха является не только любимым рабом Аллаха, но и Его возлюбленным ("халилом"), поскольку людей, которых Аллах любит, много. Однако халилами являются только наш пророк и Ибрахим, да благословит и приветствует их Аллах. В хадисе, переданном Муслимом да смилуется над ним Аллах, посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, говорит: } إنَّ اللهَ اتـَّخـَذنِي خليلا كما اتـَّخَذ إبراهيم خليلا {رواه مسلم Смысл: “Несомненно, Аллах сделал меня халилом так же, как он сделал халилом Ибрахима”. (Халилом называется тот, кого, всецело полюбив, сделали другом). 34. و كلّ دَعوًى النـُبـُوَّة بَعدَه فـَغـَيّ و هَوًى 34-текст: Каждое претендование на пророчество после нашего пророка Мухаммада, да благословит и приветствует его Аллах, является заблуждением и повиновением желаниям Комментарий: (Тот, кто будет претендовать на пророчество после Мухаммада, да благословит и приветствует его Аллах, или назовет кого-либо другого пророком, несомненно, станет неверным. Тот, кто подтвердит его утверждения, также станет неверным. Он станет неверным, даже если он будет колебаться (сомневаться) в этом вопросе. Тот, кто уверовал в то, что после Мухаммада, да благословит и приветствует его Аллах, не будет никаких пророков, является верующим. Да, иногда после него будут приходить лжецы, претендующие на пророчество. Они будут совершать неестественные действия. Будут также люди, следующие за ними. Однако они быстро опозорятся, и их дело не дойдет до конца. Это произошло со всеми, кто после нашего пророка утверждал, что он является пророком. Да будут благословения и приветствия Аллаха нашему пророку Мухаммаду. На основе комментария Хумаййиса.) 35. و هو المَبعُوث إلى عَامَّة الجنِّ و كافـَّة الوَرَى، بالحَقِّ و الهُدَى، و بالنـُور و الضِيَاء 35-текст: Наш пророк Мухаммад, да благословит и приветствует его Аллах, является самым великим пророком, направленным общине джиннов и всем людям с истиной и светом Комментарий: Пророки, жившие до посланника Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, были направлены только своим народам. Мухаммад же, да благословит и приветствует его Аллах, был направлен всем джиннам и людям. Доказательством тому, что он был направлен джиннам, является 31-аят суры «Пески»: }يا قومنا أجيبوا داعي الله { ألأحقاف: 31 (Смысл этого аята Суюти, да смилуется над ним Аллах, в комментарии к Корану под названием «Джалалайн» разъясняет так: «Когда джинны услышали Коран, они сказали своей общине: "О наша община, ответьте на призывы Мухаммада, да благословит и приветствует его Аллах, призывающего к вере и уверуйте в него".) Основанием же тому, что он был направлен всем людям, является следующий аят суры “Сабаъ”: } و ما أرسلناك إلا كافة للناس بشيرا و نذيرا { سبأ: 28 (Смысл аята Табари комментирует следующим образом: “Всевышний Аллах говорит: "О Мухаммад, Мы не направили тебя только для твоего народа, придающего Аллаху сотоварищей. Мы направили тебя для всех людей – арабов и неарабов, краснокожих и чернокожих. Мы направили тебя благовестником для повинующихся тебе и предостерегающим от огня ада тех, кто обвиняет тебя во лжи.) Сам пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал в хадисе, переданном Имамом Бухари: “(Прежде) пророки направлялись лишь для своего народа. Я же направлен всем людям”. (Передали Бухари и Муслим.) 36. و إنّ القرآن كلامُ الله، مِنهُ بََدا بلا كَيفيَّـة قولا، و أنزلـَهُ على رَسُولِه وَحْيًا، و صَدَّقـَهُ المُؤمنـُون عَـلى ذلك حَقـًا، و أيْقـَنـُوا أنـَّهُ كَلامُ الله تعالى بالحَقـِيقـَةِ، لـَيسَ بمَخلـُوق كَـكَـلام البَـريَّـةِ، فـَمَنْ سَمِعَهُ فـَزَعَمَ أنـَّهُ كَلامُ البَـشَر فـَقـَدْ كَفـَرَ، و قـَدْ ذمَّهُ الله و عَابَهُ و أوْعَدَهُ بسَقـَرَ حَيثُ قال تعالى:) إنْ هـَذا إلا قـَوْلُ البـَشَر (المدثر 25. عَـلِمْـنا و أيْقـنـَّا أنَّه قـَولُ خـَالِـق البـَشَر، و لا يُـشبهُ قـَولَ البَـشَر 36-текст: Несомненно Коран – слово Аллаха. Оно явилось (истинным, а не метафорическим) словом от Него, и нам неясно, как оно явилось. Всевышний Аллах ниспослал его Своему посланнику в качестве откровения. Верующие признали его истиной. Вера в то, что Коран действительно является словом Всевышнего Аллаха, укрепилась в их сердцах. Коран не был создан, как созданы слова творений. Кто, услышав его, станет утверждать, что это – слово человека, несомненно, станет неверным. Аллах осудил подобного человека, обвинил его и уготовил ему Ад. Аллах сказал следующее: “Скоро я водворю в Преисподнюю того, кто сказал, что Коран - не слово Аллаха, а слова людей” (“Завернувшийся”: 25-26). После того, как нам стало ясно, что Всевышний Аллах уготовил такому человеку Преисподнюю, мы, несомненно, узнали, что Коран является словом Создателя человечества, не похожим на слова людей, и в нашем сердце укрепилась вера. Комментарий: Данный текст считается великим правилом и одним из самых важных основ религии. Многие группы людей попали в заблуждение в этом вопросе. Текст, приведенный Тахави, является истиной. Всевышний Аллах говорит, и это, несомненно. Мы признаем и веруем в то, что у Него есть качество речи. Date: 2015-07-22; view: 972; Нарушение авторских прав |