Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Дикша.Духовное посвящение; от санскритского глагола дикш,«посвящать себя». См. также Ученик и Крийя-йога⇐ ПредыдущаяСтр 255 из 255
Духовный глаз. Единственный глаз интуиции и вездесущего восприятия в Христовом (Кутастха) Центре (аджня чакра) между бровями. Погруженный в глубокую медитацию подвижник видит духовный глаз в виде кольца золотого света, окружающего молочно-голубую сферу, в центре которой находится белая пятиконечная звезда. На микрокосмическом уровне эти формы и цвета олицетворяют соответственно вибрационную сферу творения (космическую Природу, Святого Христа); Бога-Сына, или божественный Интеллект в творении (Христово Сознание), и Духа, пребывающего за пределами вибрации и творения (Бога-Отца). Духовный глаз служит входом в предельные состояния высшего сознания. По мере того как сознание йогина, погруженного в глубокую медитацию, проникает через духовный глаз в одну за другой вышеуказанные сферы, он последовательно переживает следующие состояния: сверхсознание, или вечно новую радость осознания души и единство с Богом как Аум (см.) или Святой Дух; Христово Сознание, единство с космическим разумом Бога во всем творении; и космическое сознание, союз с вездесущим Богом, пребывающим как в вибрационном проявлении, так и за его пределами. См. также Состояния сознания, Сверхсознание, Христово Сознание. Объясняя стих в книге пророка Иезекиила (43:1—2), Парамаханса Иогананда писал: «Через божественный глаз во лбу ('восток') йогин направляет свое сознание в вездесущность, слыша слово, или Аум, божественный звук 'многих вод' — вибрации света, составляющие единственную реальность творения». У Иезекиила это описано следующим образом: «И привел меня к воротам, к тем воротам, которые обращены лицом к востоку. И вот, слава Бога Израилева шла от востока, и глас его — как шум вод многих, и земля осветилась от славы Его». О духовном глазе говорил и Иисус: «Если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло... Итак смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?» (Евангелие от Луки, 11:34—35). Душа. Дух, проявляющийся индивидуально. Душа является истинной и бессмертной природой человека и любого живого существа. Она лишь временно скрыта в облачении каузального, астрального и физического тел. Природой души является Дух — вечно сущая, вечно сознательная, вечно новая Радость. Дхарма. Вечные принципы праведности, на которых зиждется все творение; неотъемлемая обязанность человека жить в гармонии с этими принципами. См. также Санатан Дхарма. Дыхание. «Приток неисчислимых космических потоков в человека через дыхание поселяет беспокойство в его уме, — писал Парамаханса Йогананда. — Таким образом, дыхание связывает его со скоротечными феноменальными мирами. Для того чтобы избежать печали непостоянства и войти в блаженную сферу Реальности, йогин учится успокаивать свое дыхание с помощью научной медитации». Жизненная сила. См. Прана. Жизнетроны. См. Прана. Журнал Самопознания. Ежеквартальный журнал, издаваемый Братством Самопознания; в нем публикуются беседы и писания Парамахансы Йогананды, а также другие духовные, практические и информационные статьи, обладающие актуальным содержанием и непреходящей Ценностью. В них регулярно печатаются сатсанеи (неформальные духовные беседы) Шри Дайи Маты, президента Братства Самопознания. Индийское общество «Йогода-Сатсанга». Название, под которым Братство Самопознания известно в Индии. Общество было основано в 1917 году Парамахансой Йоганандой. Его штаб-квартира, Йогода Матх, расположена на берегу Ганга в Дакшинешваре, близ Калькутты. У общества «Йогода-Сатсанга» есть множество отделений, в том числе в деревне Ранчи (штат Бихар). Помимо медитационных центров и отделений по всей Индии, при обществе действуют двадцать два учебных заведения — от начальных школ до колледжей. Буквальный смыл слова йогода, составленного Парамахансой Йоганандой: «даруемое йогой». Иначе говоря, это слово означает Самопознание. Сатсанга переводится как «высшее братство» или «единение с Истиной». Для Запада Парамахансаджи перевел индийское название как «Братство Самопознания» (см.). Интуиция. Всеведущая способность души, благодаря которой возможно непосредственное восприятие истины без посредничества чувств. Йога. От санскритского йудж, «союз», «узы». Высочайшим смыслом слова йога в индуистской философии является союз Индивидуальной души с Духом, достигаемый благодаря научным методам медитации. Кроме того, этим словом называется одна из шести традиционных систем индуистской философии (Веданта, Мимамса, Санкхья Вайсесика, Ньяйя и Йога). Существуют разные системы йогических методов: хатха-йога, мантра-йога, лайя-йога, карма-йога, джняна-йога, бхакти-йога и раджа-йога. Раджа-йога, то есть «царская», или полная йога, преподается в Братстве Самопознания. Бхагаван Кришна передал ее своему ученику Арджуне. В «Бахагавад-Гите» сказано: «Йог выше аскетов, даже выше мудрецов, йог выше человека действия; посему стань ты йогом, о Арджуна!» (VI:46). Мудрец Патанджали, самый выдающийся толкователь йоги, выделил восемь существенных моментов достижения раджа-йогином самадхи, или союза с Богом: (1) яма, моральные нормы, (2) нияма, религиозные предписания, (3) асана, правильная поза, (4) пранаяма, управление праной, тонкими жизненными потоками, (5) пратаяхата. Отключение чувств от внешних объектов, (6) дхарана, концентрация, (7) дхьяна, медитация, и (8) самадхи, сверхсознательное переживание. Йогин. Практикующий йогу (см.). Всякий, кто применяет научные техники достижения божественного осознания, является йогином. Он может быть женатым или холостым, мирским человеком или формально посвященным в монашеский орден. Карма. Воздействие прошлых поступков, совершенных в этой или в предыдущих жизнях. Происходит от санскритского глагола кри, «делать». Уравновешивающим законом кармы, как ом толкуете в писаниях индуизма, является действие и противодействие, причина и следствие, что посеешь — то и пожнешь. Каждый человек своими помыслами и делами является кузнецом своей судьбы. Любая сила, которую он — мудро или нет — запустил в действие, должна вернуться к нему как к стартовой точке, таким образом завершая круг действия. Понимание кармы как справедливого закона способствует освобождению ума от возмущения Богом и людьми. Карма человека следует за ним от воплощения к воплощению до тех пор, пока она не исчерпается или не будет преодолена духовными усилиями. См. Перевоплощение. Действия многих людей в сообществах, народах и в мире в целом образуют коллективную карму, оказывающую локальные или глобальные воздействия на человечество в зависимости от перевеса накопленного добра или зла. Следовательно, мысли и поступки любого человека вносят свой вклад в накопление добра или зла, определяя судьбы народов и всего мира. Карма-йога. Путь к Богу через служение и действие без привязанности к его результатам. Бескорыстное служение, отказ от результатов своих действий ради Господа, а также отношение к Богу как к единственному Делателю освобождают подвижника от власти эго и ведут его к переживанию союза с Богом. См. Йога. Каста. Первоначально каста была не наследуемым статусом, а классификацией, основанной на естественных способностях человека. В своей эволюции человек проходит через четыре различные стадии. Мудрецы Древней Индии дали этим типам человека названия: судра, вайсья, кшатрия и брамин. Судра интересуется главным образом удовлетворением своих телесных потребностей и желаний; более всего его уровню развития подходит физический труд. Вайсья стремится к мирским достижениям в той же мере, как и к удовлетворению чувств; у него более высокие творческие способности, чем у судры, и он предпочитает заниматься сельским хозяйством, бизнесом, искусством и любым другим видом деятельности, в котором находит выражение его умственная энергия. Кшатрия, осуществивший на протяжении многих прошлых жизней все желания судры и вайсьи, начинает искать смысл жизни; он пытается преодолеть свои вредные привычки, добиться контроля над чувствами и творить благо. Кшатрии часто бывают благородными правителями, государственными деятелями, воинами. Брамин, преодолев свою низшую природу, склонен к духовному поиску. Познав Бога, он обретает способность обучать других и помогать им освободиться. Каузальное тело. По сути своей человек, будучи душой, является существом с каузальным телом, которое служит идеей-матрицей для его астрального и физического тел. Каузальное тело состоит из 35элементов-идей, соответствующих 19 элементам астрального тела и 16 основным материальным элементам физического тела. Каузальный мир. За физическим миром материи (атомы, протоны, электроны) и тонким миром светоносной жизненной энергии (жизнетроны) простирается каузальный мир, или мир идей (мыслетроны). Человек, эволюционировавший до такой степени, чтобы преодолеть пределы физической и астральной вселенных, обитает в каузальной вселенной. В сознании каузальных существ физические и астральные вселенные воспринимаются в их мысленной сути. Все то, что физический человек может сделать в воображении, каузальный человек может сотворить реально. Единственным ограничением является сама мысль. В конечном счете человек отбрасывает и последнюю оболочку души — свое каузальное тело, — чтобы объединиться с вездесущим Духом, пребывающим за пределами любых вибрационных сфер. Космическая разумная вибрация. См. Аум. Космическая энергия. См. Прана. Космический Звук. См. Аум. Космический мираж. См. Майя. Космическое Сознание. Абсолют, трансцендентный творению; а также медитационное состояние самадхи единства с Богом как вне вибрационного творения, так и в нем. См. Троица. Крийя-йога. Священная духовная наука, разработанная в Индии несколько тысячелетий назад. Включает в себя конкретные методы медитации, последовательное применение которых ведет к осознанию Бога. Как объяснял Парамаханса Иогананда, основу слова крийя составляет санскритский глагол кри — «делать, действовать и противодействовать»; тот же корень присутствует и в слове карма, обозначающем природный принцип причины и следствия. Таким образом, понятие крийя-йога означает «союз (йога) с Бесконечным через конкретное действие или ритуал (крийя)». Крийя-йогу восхваляют Кришна в «Бхагавад-Гите» и Патанджали в «Йога-сутре». Возрожденная в новые времена Махаватаром Бабаджи (см.), крийя-йога представляет собой дикшу (духовное посвящение), которую дают Мастера Братства Самопознания. После махасамадхи (см.) Парамахансы Йогананды дикшу может передавать назначенный им президент Братства Самопознания — индийского общества «Йогода-Сатсанга» (или любой, кого назначает президент). Для получения дикши студенты Братства Самопознания обязаны выполнить определенные предверительные духовные требования. Получивший дикшу является крийя-йог ином или крийябаном. См. также гуру и ученик. Кришна. См. Бхагаван Кришна. Лайя-йога. йогическая система, учит восприятию определенных астральных звуков, таких, как космический звук Аум, ведущих к союзу с Богом. См. Аум и Йога. Лахири Махасайя. Лахири было семейным именем Шьямы Чарана Лахири (1828—1895). Религиозный титул махасайя означает на санскрите «обладатель обширного ума». Лахири Махасайя был учеником Махаватара Бабаджи и учителем Свами Шри Юктешвара (учителя Парамахансы Йогананды). Будучи христоподобным мастером-чудотворцем, он был также семьянином и деловым человеком. Своей миссией считал ознакомление современных людей с доступной им йогой, в которой медитация уравновешена правильным исполнением мирских обязанностей. Его также называли Йогаватар, что означает «воплощение йоги». Лахири Махасайя был учеником Бабаджи, которому тот открыл древнюю, почти утерянную науку крийя-йоги (см.) и дал указание посвящать в нее искренних ищущих. Ожизни Лахири Махасайи рассказано в «Автобиографии йогина». Майя. Мираж, сила иллюзии, присущая самой структуре мироздания, посредством которой Один проявляется как многие. Майя является принципом относительности, обращения, контраста, дуализма, дихотомии противоположных состояний, «Сатаной» (буквально на древнееврейском языке это слово означает «враг») ветхозаветных пророков и «дьяволом», которого Христос называл «человекоубийцей» и «лжецом», ибо «нет в нем истины» (Евангелие от Иоанна, 8:44). Парамаханса Иогананда писал: «На санскрите майя означает 'измеряющий'; это волшебная сила в творении, благодаря которой в Неизмеримом и Безраздельном видимым образом проявляются ограничение и разделение. Майя это сама Природа — феноменальные миры, чья скоротечность представляет собой антитезу божественной Неизменности. В божественном Промысле и божественной Игре (лила) единственным назначением Сатаны, или майи, является попытка отвлечь человека материей от Духа, нереальным от Реальности. 'Сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола'. (Первое послание Иоанна, 3:8). Это означает, что проявление в собственном бытии человека Христова Сознания без всяких усилий разрушает мираж 'дел диавола'. Майя это вуаль, завеса, мимолетность, непостоянство в Природе, беспрерывное становление творения; каждый человек должен поднять эту вуаль, чтобы увидеть за ней Творца, Неизменного, вечную Реальность». Мантра-йога. Божественное единение, обретаемое посредством повторения с глубоким усердием и концентрацией особых звуков, обладающих благотворной вибрационной силой. См. Йога. Мастер. Достигший владения собой. Парамаханса Йогананда указывал, что то, что «главными качествами мастера являются не физические, а духовные качества... Доказательством того, что человек является мастером, служат его способность по своему желанию входить состояние без дыхание (сабикальпа самадхи) и обретение неизменного блаженства (нирвикалыга самадхи). См. самадхи. Далее Парамахансаджи разъясняет: «Во всех писаниях говорится, что Господь сотворил человека по Своему всемогущему образу и подобию. Контроль над целой вселенной кажется чем-то сверхъестественным, однако в действительности способность к этому естественным образом присуща любому человеку, сумевшему правильным образом вспомнить свое божественное происхождение. Люди богопознания преодолели принцип эго (аханкару) и возникающие из него личные желания. Поступки подлинных мастеров без всякого усилия с их стороны согласуются с ритой, естественной праведностью. Как сказал Эмерсон, 'все великие становятся не добродетельными людьми, но самой Добродетелью, достигая цели творения и удовлетворяя Господа'». Махаватар Бабаджи. Бессмертный махаватар («великий аватар»), давший Лахири Махасайе в 1861 году посвящение крийя-йоги (см.) и тем самым возродивший для человечества эту древнюю технику спасения. Оставаясь вечно юным, он многие столетия жил в Гималаях, наделяя мир постоянным благословением. Оказывал помощь многим пророкам при осуществлении их особой миссии. Ему было дано множество титулов, указывающих на его духовный масштаб, но сам махаватар обычно предпочитал простое имя Бабаджи, образованное от санскритского баба, «отец», с добавлением почтительного суффикса джи. В «Автобиографии йогина» приводится много подробностей о его жизни и духовном подвижничестве. См. Аватар. Махасамадхи. Великое (на санскрите — маха) самадхи, последняя медитация мастера, или сознательное единение его с Богом, при котором он сливается с космическим Аум, отбрасывая физическое тело. Мастеру заранее ведом момент предназначенного ему Богом ухода из телесного обиталища. См. Самадхи. Медитация. Обычно под медитацией понимается внутреннее сосредоточение с целью восприятия Бога. Подлинной медитацией, дхьяной, является сознательное постижение Боги через интуитивное восприятие. Оно достигается лишь после того, как подвижник утвердился в своей способности к фиксированной концентрации, с помощью которой он отсоединяет свое внимание от чувств, и чувственные впечатления внешнего мира больше не могут его отвлечь. Дхьяна это седьмая ступень Восьмеричного Пути Йоги Патанджали. Восьмой ступенью является самадхи, единение с Богом. См. Патанджали. Парамаханса. Духовное звание мастера (см.). Его может дать только истинный гуру своему квалифицированному ученику. Буквально парам аханса означает «высший лебедь». В индуистских писаниях лебедь (ханса) олицетворяет силу духовного распознавания. Свами Шри Юктешвар даровал этот титул своему любимому ученику Йогананде в 1935 году. Парамгуру. Буквально «высший гуру» или «великий гуру»; учитель учителя. Для учеников Парамахансы Йогананды термин парам» гуру относится к Шри Юктешвару. Для Парамахансаджи он означал Лахири Махасайю. Махаватар Бабаджи был парам-парамгуру Парамахансаджи. Патанджали. Древний толкователь йоги, разъяснивший принципы йогического пути в своих «Йога-Сутрах», разделив его на восемь ступеней: (1) моральные предписания (яма), (2) правильное восприятие (нияма), (3) медитационная поза (асана), (А) контроль жизненной силы (пранаяма), (5) обращение ума вовнутрь (пратаяхата), (6) концентрация (дхарана), (7) медитация (дхьяна), (8) союз с Богом (самадхи). Перевоплощение. Доктрина, разработанная в священных писаниях индуизма, согласно которой человеческие существа, запутавшись в паутине своих неосуществленных материальных желаний, вынуждены вновь и вновь возвращаться к земному существованию до тех пор, пока осознанно не восстановят свой статус Божьих чад. «Побеждающего сделаю столпом в храме Бога моего, и он уже не выйдет вон» (Откровение св. Иоанна, 3:12). Ранняя христианская церковь признавала принцип перевоплощения; его разъясняли гностики и многочисленные отцы церкви, включая Клемент» Александрийского, Оригена и св. Иеронима. Доктрина о перевоплощении была впервые объявлена ересью в 533 году н.э. на Втором Соборе в Константинополе. Сегодня многие западные мыслители склоняются к приятию концепции закона кармы (см.) и перевоплощения, усматривая в них всеобъемлющее и утешительное объяснение кажущихся несправедливостей жизни. Прана. Проблески разумной жизнетворной энергии, более тонкой, чем атомная; индуистские духовные трактаты называют их Прана — словом, которое Парамаханса Йогананда перевел как «жизнетроны» (lifetrons). По сути, жизнетроны являются уплотненными мыслями Бога, субстанцией астрального мира (см.) и жизненным принципом физического космоса. В физическом мире проявлены два вида праны: (1) космическая вибрационная энергия, присутствующая повсеместно во вселенной, структурирующая все объекты и поддерживающая их существование; (2) конкретная прана, или энергия, пропитывающая тело любого человека и поддерживающая его жизнедеятельность. Проявляется пятью потоками, или функциями. Поток, называемый пран, выполняет функцию кристаллизации,- поток вьян — функцию циркуляции, саман — ассимиляции, удан — метаболизма и апан — выделения. Пранам. Принятая в Индии форма приветствия. Произносящий его складывает перед грудью прижатые друг к другу ладони так, чтобы их основания находились на уровне сердца, а кончики пальцев касались лба. Иногда одного этого жеста достаточно для выражения пранама. Буквально слово пранам означает «полное приветствие» и образовано от санскритского глагола нам, «приветствовать или склоняться», и префикса пра, «полностью, всецело». Пранам является самым распространенным приветствием в Индии. При обращении к монахам и другим духовным людям его обычно сопровождают произнесением слова «Пранам». Пранаяма. Осознанное управление праной (творческой вибрацией, или энергией, активизирующей и поддерживающей жизнь в теле). Йогическая наука пранаямы является непосредственным способом сознательного отключения ума от жизненных функций и чувственного восприятия, привязывающих человека к сознанию тела. Таким образом пранаяма освобождает сознание для единения с Богом. Все научные техники, ведущие к союзу души и Духа, можно считать разновидностями йоги, а пранаяма является величайшим йогическим методом обретения этого высшего союза. Продолговатый мозг. Основная точка входа жизненной энергии (праны) в тело; седалище шестого цереброспинального центра, чья функция — получать и направлять входящий поток космической энергии. Жизненная сила хранится в седьмом центре (сахасрара), расположенном в верхней части мозга. Из этого резервуара она распределяется по всему телу. Тонкий центр в продолговатом мозге служит главным переключателем, контролирующим вход, хранение и распределение жизненной силы. Раджа-йога. «Царская» йога, высочайший путь к единению с Богом. Обучает научной медитации (см.) как высшему методу осознания Бога и включает в себя самые сущностные формы йоги. Учение Раджа-йоги Братства Самопознания очерчивает жизненный путь, ведущий к полному раскрытию потенциальных возможностей тела, ума и души; зиждется на медитации крийя-йоги (см.). См. Йога. Риши. «Видящие», выдающиеся существа, проявившие божественную мудрость. Чаще всего термин применяется по отношению к мудрецам Древней Индии, которым интуитивным путем были открыты Веды. Садхана. Путь духовной дисциплины; конкретные наставления и практики медитации, предписанные гуру его ученикам. Ученики, следующие им, в конечном счете приходят к осознанию Бога. Самадхи. Высочайшая стадия Восьмеричного Пути Йоги, предложенного мудрецом Патанджали (см.). Самадхи обретается, когда медитирующий, сам процесс медитации (в котором ум отключен от чувств благодаря обращению вовнутрь) и объект медитации (Бог) становятся Одним. Парамаханса Иогананда объяснял, что «в начальных состояниях единения с Богом (сабикальпа самадхи) сознание подвижника погружается в Космический Дух; его жизненная сила отключается от тела, которое в результате выглядит «мертвым», то есть неподвижным и лишенным гибкости. Иогин полностью осознает свое телесное состояние приостановленной жизнедеятельности. Однако по мере продвижения к высшим духовным состояниям (нирвикальпа самадхи) он обретает способность вступать в союз с Богом без необходимости в обездвижении тела. Он может-делать это в своем обычном бодрствующем сознании и даже в гуще мирских дел. Для обоих состояний -характерно единство с вечно новым блаженством Духа, но состояние нирвикальпа переживается лишь самыми выдающимися мастерами. Самопознание. Парамаханса Йогананда определил Самопознание как «знание — телом, умом и душой — того, что мы едины с вездесущим Богом, и нам не надо молиться для того, чтобы Он пришел к нам; что мы не просто близки к нему в любой момент времени, — Божья вездесущесть является нашей собственной вездесущестью, и мы в настоящий момент в той же мере являемся Его частью, в какой будем ею вовеки; и нам необходимо лишь совершенствоваться в этом знании». Санатан Дхарма. Буквально «вечная религия». Название, данное корпусу ведических учений, называемых индуизмом с тех пор, как греки стали называть людей, проживающих на берегах Инд, «индусами». См. дхарма. Сатана. Буквально на древнееврейском языке: «враг, противник». Сатана является сознательной и независимой универсальной силой, удерживающей всех существ под влиянием иллюзии недуховного сознанием конечного бытия, отдельного от Бога. Чтобы этогодобиться, Сатана использует оружие майи (космического миража) и авидьи (личного пребывания под властью иллюзии, неведения). См. Майя. Сат-Тат-Аум. Cam — Истина, Абсолют, Блаженство; Тат — вселенский интеллект или сознание; Аум — космическая разумная творческая вибрация; символизирует Бога. См. Аум и Троица. Свами. Член самого древнего индийского монашеского ордена, реорганизованного в девятом веке Свами Шанкарой (см.). Свами принимает формальные обеты-целибата и отречения от мирских уз и устремлений, посвящая себя медитации и другим духовным практикам, а также служению человечеству. В рамках ордена свами есть десять квалификационных титулов: гири, пури, бхарати, тиртха, сарасвати и др. Свами Шри Юктешвар (см.) и Парамаханса Йогананда принадлежали к ветви гири («гора»). Санскритское слово свами означает: «единый с высшим Я (сва)». Сверхсознание. Чистое, интуитивное, всевидящее, вечно блаженное сознание души. Иногда этот термин используется для указания на различные состояния самадхи (см.), переживаемые в медитации, но в более конкретном своем значении это первое состояние самадхи, в котором человек отрывается от сознания эго и начинает осознавать свое существо как душу, сотворенную по образу и подобию Бога. За ним следуют более высокие состояния: Христово Сознание и космическое сознание (см.). Сверхсознательный ум. Всезнающая сила души, непосредственно воспринимающая истину; интуиция. Святой Дух. См. Аум и Троица. Сиддха. Буквально «достигший успеха». Человек, обретший Самопознание. Сознание Кришны. Христово Сознание; Кутастха Чайтанья. См. Христово Сознание. Состояния сознания. В смертном сознании человек переживает три состояния: бодрствования, глубокого сна и сновидения. Ни в одном из них он не воспринимает ни свою душу, то есть сверхсознание, ни Бога. Это способен делать христоподобный человек. Так же как обычный смертный ощущает любую часть своего тела, христоподобный человек воспринимает всю вселенную как свое тело. За пределами состояния Христова Сознания есть космическое сознание — переживание единства с Богом в Его абсолютном Сознании за рамками всего вибрационного творения, а также единство с вездесущностью Господа, которая проявляется в феноменальных мирах. Техникаконцентрации. Техника концентрации Братства Самопознания (называемая также техникой Хонг-Сау) преподается в «Уроках Братства Самопознания». Представляет собой научные методы отведения внимания от всех отвлекающих объектов и удерживания его на чем-то одном в течение конкретного периода времени. В этом качестве она бесценна для медитации на Боге. Техника Хонг-Сау является неотъемлемой частью науки крийя-йоги (см). Троица. Когда Дух проявляется в творении, Он становится Троицей: Отцом, Сыном и Святым Духом; или Cam, Тат, Аум. Отец (Cam) это Бог-Творец, сущий за пределами творения. Сын (Тam) — вездесущий интеллект Бога, пребывающий в творении. Святой Дух (Аум) — вибрационная сила Бога, становящаяся творением. Вечность циклична, и каждый цикл включает в себя космическое созидание и растворение (см. Юга). В период космического растворения Троица и все объекты творения исчезают в Абсолюте. «Уроки Братства Самопознания». Наставления Парамахансы Йогананды, рассылаемые студентам по всему миру в виде серии уроков, доступных любому, кто ищет истину. Содержат объяснение техник йогической медитации, передававшихся Парамахансой Иоганандой, в частности — для тех, кто практикует крийя-йогу (см.). Ученик. Ищущий духовного пути, обращающийся к гуру за водительством на пути к Богу и устанавливающий с гуру вечную духовную связь. В Братстве Самопознания взаимоотношения гуру — ученик устанавливаются через обряд крийя-йоги дикша (посвящение). См. также Гуру и крийя-йога. Хатха-йога. Система техник и физических поз (асан), способствующая развитию здоровья и умственного покоя. См. Йога. Христов Центр. Кутастха или аджня чакра. Расположена в точке между бровями и напрямую соединена с продолговатым мозгом (см.) — центром воли и концентрации, или Христовым Сознанием (см.). Вместилище духовного глаза (см.). Христово Сознание. «Христос» или «Христова Сознание» представляет собой проекцию сознания Бога, имманентно присутствующее во всем творении. В христианских писаниях оно описывается как «единственный единородный сын», единое чистое отражение Бога-Отца; в писаниях индуизма его называют Кутастха Чайтанья, или Тат — космический интеллект Духа, повсеместно присущий творению. Это вселенское сознание, единство с Богом, проявленное Иисусом, Кришной и другими аватарами. Великим святым и йогам оно знакомо как медитативное состояние самадхи, в котором их сознание становится идентичным с разумом, присутствующим в каждой частице творения; всю вселенную они воспринимают при этом как собственное тело. См. Троица. Чакры. В йоге — семь сокровенных центров жизни и сознания, расположенных вдоль позвоночного столба и в головном мозге. Они оживляют физическое и астральное тела человека. Эти центры называют чакрами («колеса»), поскольку концентрированная энергия в каждой из них подобна ступице колеса, из которого расходятся в разные стороны лучи жизнетворного света и энергии. В восходящем порядке чакры располагаются следующим образом: муладхара (копчиковая, в основании позвоночного столба), свадхистана (крестцовая, на два дюйма выше муладхары), манипура (поясничная, расположена на уровне пупка), анахата (дорсальная, на уровне сердца), ви-шуддха (шейная, у основания шеи), аджня (традиционно принято изображать ее между бровями, но на самом деле она соединена с продолговатым мозгом; см. также Продолговатый мозг и Духовный глаз) и сахасрара (в верхней части головного мозга). Эти семь центров предназначены высшей Волей для того, чтобы служить дверьми или «люками», через которые душа нисходит в тело. Через них же она может снова взойти в процессе медитации. Пройдя при этом семь последовательных ступеней, душа соединяется с космическим Сознанием. В ходе сознательного восхождения через семь открытых, или «пробужденных», чакр, душа путешествует по скоростной магистрали к Бесконечному. Это и есть путь, позволяющий душе вновь воссоединиться с Богом. Логические трактаты в целом считают чакрами только шесть нижних центров, рассматривая сахасрару как отдельный центр. Но все семь часто описываются в виде лотосов, лепестки которых открываются и обращаются вверх, когда происходит духовное пробуждение, и жизнь и сознание восходят вверх по позвоночному столбу. Читта. Интуитивное восприятие. Когда чувства не омрачены эгоизмом, гневом или страхом, они обретают качество интуиции. При этом восприятие переживается в сердце. Шанкара, Свами. Иногда называемый Ади («первым») Шанка-рачарьей (слово, составленное из имени Шанкары и слова ачарья, «учитель»), самый выдающийся философ Индии. Даты его жизни точно неизвестны; многие ученые относят его к девятому веку. Он объяснял Бога не как негативную абстракцию, а как позитивное, предвечное, вездесущее, вечно новое Блаженство. Шанкара реорганизовал древний Орден свами и основал четыре великих мата (мвнашеских центра духовного образования), руководители которых из поколения в поколение наследуют титул Джагадгуру Шри Шанкарачарьи. Джагадгуру означает «всемирный учитель». Школа Ранчи. Школа «Йогода-Сатсанга-Видьялайя», основанная Парамахансой Йоганандой в 1918 году, когда магараджа Касимбазара предоставил свой летний дворец и двадцать пять акров земли в Ранчи, штат Бихар, для создания школы для мальчиков. Эта территория была выкуплена в постоянную собственность во время пребывания Пара махансаджи в Индии в 1935—1936 гг. Более двух тысяч человек посещают в настоящее время школы «Йогоды» в Ранчи — от учеников младших классов до студентов колледжа. См. Индийское общество «Йогода-Сатсанга». Шри Юктешвар. Свами Шри Юктешвар Гири (1855—1936), индийский Джнянаватар, « Воплощение Мудрости», гуру Парамахан-сы Йогананды и парамгуру крийябанов — членов Братства Самопознания. По настоянию учителя Лахири Махасайи, Маха вата ра Ба-баджи, написал «Святую науку» — трактат о фундаментальном единстве христианских и индуистских писаний. Обучал Парамахансу Йогананаду, готовя его к осуществлению его мировой духовной миссии — распространению крийя-йоги (см.). Парамахансаджи с большой любовью рассказывает о жизни Шри Юктешварджи в «Автобиографии йогина». Шри. Почетный титул. Когда используется перед именем религиозного человека, означает «святой» или «преподобный». Эгоизм. Принцип эго, аханкара (букв, «я делаю»), является коренной причиной дуализма или кажущейся отдельности человека и его Творца. Аханкара ввергает человеческое существо во власть майи (см.), в результате чего субъект (эго) ошибочно воспринимается как объект; сотворенные существа воображают себя творцами. Избавившись от эго-сознания, человек пробуждается к своей божественной идентичности, к своему единству с Жизнью — с Богом. Элементы (пять элементов). Космическая Вибрация, или Аум, порождает структуру всего физического творения, включая, материальное тело, через действие пяти таттв (элементов): земли, воды, огня, воздуха и эфира (см.). Это структурирующие силы, природой которых является разумная вибрация. Без элемента земли не существовало бы состояния твердой материи; без элемента воды — жидкого состояния; без элемента воздуха — газообразного; без элемента огня — жара; без элемента эфира — не было бы того экрана, на котором происходила бы демонстрация космического кинофильма. В теле человека прана (космическая вибрационная энергия) втекает в продольный мозг, после чего дифференцируется в пять элементов, поток которых управляется пятью нижними чакрами (см.), или центрами: копчиковой (элемент земли), крестцовой (элемент воды), поясничной (элемент огня), дорсальной (элемент воздуха) и шейной (элемент эфира). На санскрите эти элементы называются притхиви, an, тедж, прана и акаш. Энергетические упражнения Человек окружен космической энергией так же, как рыба водой. Энергетические упражнения, разработанные Парамахансой Йоганандой, объясняются в «Уроках Братства Самопознания». Благодаря им человек перезаряжает свое тело энергией, или праной, которая находится повсюду вокруг него. Эфир. На санскрите — акаш. Современная наука не оперирует этим понятием в своих теориях о природе материальной вселенной. Но индийские мудрецы тысячелетиями говорят об эфире как об одном из действующих факторов в творении. Парамаханса Йогананда охарактеризовал его как пространство, на которое Бог проецирует космический кинофильм творения. Пространство предоставляет объектам измерение для их проявления, отделяя их друг от друга. Этот трехмерный «экран», являющийся силой, координирующей все пространственные вибрации, необходимо рассматривать наряду с другими тонкими силами — мыслью и жизненной энергией (прана), а также с природой пространства и происхождением материальных факторов и самой материи. См. Элементы. Юга. Так в священных текстах индуизма называется цикл, или период, творения. Шри Юктешвар (см.) говорит в «Святой науке» о цикле равноденствия в 24000 лет и о том, в какой части этого цикла находится в настоящий момент человечества. Такие циклы следуют друг за другом в контексте гораздо более длинных универсальных циклов, которые указаны в древних текстах. Они были подсчитаны древним puшu, о чем рассказано в 16-й главе «Автобиографии йогина» «Согласно писаниям, вселенский цикл длится 4 300 560 000 лет. Эта мера составляет 'День Творения', или длительность жизни нашей планетарной системы в нынешней ее форме. Такое огромное число... основано на взаимоотношениях между длительностью солнечного года и числами, кратными пи (3,1416) — отношению длины окружности к диаметру круга. Длительность жизни вселенной в целом, в соответствии с утверждениями древних ясновидцев, составляет 314 159 000 000 000 солнечных лет, или 'один день Брахмы'». [1] От санскритского корня вид — «знать». Веды представляют собой обширные писания из ста тысяч строф. Их происхождение теряется в глубокой древности. Веды тысячелетиями передавались изустно до тех пор, пока Вьяса — мудрец, живший примерно в 3000 году до н.э., — не записал их, разбив на четыре основных части: «Ригведу», «Самаведу», «Яджурведу» и «Атарваведу». [2]Буквально «провидцы». Так называют одухотворенных подвижников, которым в древнейшие времена были открыты Веды. [3]Кто знает День Брахмы, длящийся тысячу циклов (юг), и eго Ночь, завершающуюся в тысячу циклов, тот знает День и Ночь, Из непроявленного вытекает все проявленное при зачатий Дня. при наступлении Ночи оно растворяется в Том. имя которому Непроявленный» («Бхагавад-Гита», VIII: 17-18). [4]“... Ибо вот царствие Божие внутри вас есть» (Евангелие от Луки. 17:21). [5]Медитация это особая форма концентрации, в которой внимание с помощью научных йогических техник освобождается от телесной и умственной нетерпеливости и непоколебимо фокусируется на Боге. Медитация представляет собой сконцентрированный поток внимания и сознания индивида в направлении союза и единения с Богом. [6]«Высшее Я — друг низшего «я» того человеке, который покорился своему высшему Я; но для непокорившегося высшее Я становится воистину враждебным. подобно неприятелю» («Бхагавад-Гита». VI-6) [7]Майя это вселенский мираж, действующая в творении волшебная сила, из-за которой в Неизмеримом и Безраздельном кажущимся образом присутствуют ограничения и разделения. В божественном замысле мироздания и в божественной игре (лила) единственная функция этой обманчивой силы состоит в том. чтобы окутать человека пеленой неведения, отводя его осознавание от Духа к материи, от Реальности к нереальному. [8]Сознание души, интуитивное и всеведущее. Сверхсознательный разум является, таким образом, всеведущей способностью души (см. также Духовный глаз в глоссарии). [9]Евангелие от Иоанна, 1:5.. [10]Духовный экстаз, состояние единения с Богом, конечная цель медитации [11]В рамках усилий, направленных на поощрение более широкого взаимопонимании между культурами Востока и Запада, Парамаханса Йогананда время от времени проводил неформальные собрания в международной штаб-квартире Братства Самопознания. Здесь он имеет в виду так называемый «Индийско-американский банкет», который должен был последовать после того выступления. [12]Евангелие от Марка. 3:25. [13]Тот, кто стал мастером, овладев своими разумом, эмоциями, чувствами и страстями. Действия такого человека, не омраченные эгоистическими мотивами, созвучны воле Бога; знание о своем единстве с Богом основано у него не на воображении, а на конкретном подлинном переживании божественной вездесущности. [14]Духовный учитель. «Бхагавад-Гита» (17-19) очень точно называет гуру «рассеивающим мрак» (от гу - «темнота» и ру - «рассеивать, разгонять»). Титул гуру может быть дарован лишь тем благородным душам, которые благодаря личному опыту самопознания и единения с Богом наделены способностью наставлять других людей, ведя их из мрака невежества к непреходящему свету Истины. [15]В «Автобиографии йогина» Парамаханса Йогананда рассказывает о связи со своим возвышенным гуру, которого он называет Джнанаватаром, «воплощением мудрости». Слог джи, добавляемый в конце имени или титула, выражает почтительное отношение. [16]2 Во время глубокой медитации единственный, или духовный, глаз становится видимым. Он напоминает яркую звезду в сфере голубого сияния, окруженную сверкающим нимбом золотого света. Различные писания по-разному называют этот всеведущий глаз: третьим глазом, звездой Востока, внутренним глазом, слетающей с небес голубкой, глазом Шивы и глазом интуиции. «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло» (Евангелие от Матфея. 6:22). [17]Евангелие от Матфея, 22:37,39. Учения Кришны в «Бхагавад-Гите» точно так же подчеркивают эти две заповеди: «На Меня устремляй свой ум; будь предан Мне; жертвуй Мне; поклоняйся Мне; достигнув таким образом гармонии с высшим Я. ты придешь ко Мне. твоей высочайшей Цели» (1Х:34) и «Видящий подобие высшего Я во всем и через то познающий тождество Всего, и приятного, и неприятного, тот считается совершенным йогом» (VI:32). [18] Первое послание к коринфянам. 15:31 («Я каждый день умираю: свидетельствуюсь в том похвалою вашею, братия, которую я имею во Христе Иисусе, Господе нашем»). [19]Индуистские писания называют Христово Сознание Kymaстmxa Чайтанья, что означает «вселенское сознание» или вездесущий разум». [20]Крупнейшей истолкователь йоги Даты жизни Патанджали неизвестны, но многие ученые относят их ко II в. до н.э. [21]VI:47. [22]Евангелие от Матфея, 9:37. [23]То есть постижением того, что наше высшее Я является нашей душой и она едина с Богом. [24]Откровение св. Иоанна, 3:12. [25]Колоссальная мощь высвобожденной ядерной энергии была впервые продемонстрирована в контролируемых условиях через несколько лет после этой лекции, когда 16 июля 1945 года в Аламогордо, штат Нью-Мексико, состоялся экспериментальный взрыв первой атомной бомбы. [26]У любого материального объекта есть двойник из астрального света, света, природа которого тоньше, чем электромагнитные внутриатомные колебания Писания индуизма называют эту энергию праной — словом, которое Парамаханса Йогананда переводил как «жизнетрон» («lifetron”). [27]Сила мысли, как благой, так и вредоносной, проистекает из мыслительной сути вселенной. В проявленном творении Бог сначала проецирует ее в виде мысленных прототипов, тончайших форм вибрации, которые сгущаются, образуя формы астрального света, а затем еще более плотные атомные структуры. Устраните первоначальную божественную мысль, и творение растворится в небытии. Мысли человека являются микроскопическим заимствованием мыслительного могущества Бога и поэтому у них есть способность, пусть и не полностью развитая, заметно сказываться на его собственном здоровье и на состоянии дел в мире, где он живет. Таким образом, мысли всего человечества, гармоничные и дисгармоничные, воздействуют на внедренные Богом мыслеформы (см. Карма в глоссарии). [28]Карма, это закон действия и противодействия. В этой или последующих жизнях человек обязательно будет пожинать жатву, соразмерную с тем, что он посеял своим поведением (см. глоссарий). [29]Евангелие от Матфея, 7:12. [30]Евангелие от Матфея, 26:41 [31]Евангелие от Луки, 12:31 [32]XVIII:25 [33]— там же. IV:38. [34]Крийя-йога означает союз (йога) с Бесконечным через определенное действие или ритуал (крийя). Так называется медитационная техника, позволяющая достичь божественного единения. Лахири Махясяйя, учитель учителя Прамахансы Йогананда ключевую роль в возрождении в новые времена древней науки крийя-йоги. (См. глоссарий, см. также «Автобиографию йоги на», гл. 26.) [35] Евангелие от Марка. 9:43. «Увечный» здесь означает — избавленный от всех желаний и привычек, отвлекающих от мыслей о Боге. [36]Доктрина о реинкарнации дает единственное состоятельное объяснение кажущейся несправедливости неравного положения людей, несмотря на то что все они — возлюбленные чада Бога. Душа, всецело и вечно совершенная, вынуждена в силу эволюционного закона неоднократно воплощаться, проходя через все более высокие стадии жизни. Эта эволюция воплощений - замедляющаяся из-за греховных поступков и желаний и ускоряющаяся духовными устремлениями, — продолжается до тех пор, пока не будет достигнуто Самопознание и единение с Богом. После этого, трансцендировав навеянный Господом мираж, душа освобождается навсегда. «Думая о Духе, погруженные в Дух, пребывающие в Духе, преданные лишь Духу, мудростью уничтожившие заблуждение, они идут туда, откуда нет возврата» («Бхагавад-Гита», V: 17). В Библии написано нечто похожее: «Побеждающего сделаю столпом в храме Бога моего, и он уже не выйдет вон» (Откровение св. Иоанна. 3:12). Достигнув освобождения, душа может возвращаться на землю, воплощаясь по собственной воле в качестве учителя, дабы способствовать освобождению других. Такое возвращение по желанию называется вьюттхана, то есть возврат к земной жизни души, которую больше не ослепляет Майя. Подобные воплощения редки во все эпохи. [37] Евангелие от Матфея 26:39 [38]Великие мастера наслаждаются божественным сознанием, пронизывающим все тело. К примеру, интуитивное восприятие негативных мыслей учеников они могут переживать как острые покалывания в теле, а счастливые и гармоничные озарения сопровождаются порой приятным ощущением пощипывания (прим. издателя англ. изд.). [39] Поклон (см. пранам в глоссарии). [40]Обиталище «единственного», или духовного, глаза, Кутacтxa, или центр Христова Сознания. [41] Международная штаб-квартира Братства Самопознания на вершине холма Маунт Вашингтон в Лос-Анджелесе. Парамахансаджи узрел его в видении примерное 1913 году. [42]«О Арджуна, древнюю (и забытую столбовую дорогу) йоги поведал Я ныне тебе, ибо ты предан Мне и ты Мой друг; в ней — высочайшая тайна, (обеспечивающая нам высшее благо)» («Бхагавад-Гита», IV:3). [43]Научные принципы йогической медитации излагаются в «Уроках Братства Самопознания», которые можно заказать в международной штаб-квартире Братства в Лос-Анджелесе. [44]«Творчески активный аспект несотворенного Бесконечного называется в священных писаниях индуизма божественной Матерью. Господь в форме космической Матери проявляется в живой осязаемой форме перед истинными бхакта (преданными, подвижниками личного Бога)» (Парамаханса Йогананда, «Автобиография йогина»). [45]Духовная традиция, введенная Парамахасанджи в 1931 году. Ей следуют члены Братства Самопознания в ашрамах, храмах и центрах Братства во всем мире. Кроме того, такие медитации - с утра до вечера — проводятся по другим датам, имеющим особое духовное значение (прим. издателя англ. изд.). [46]Из «Ночной молитвы», включенной в книгу Парамахансы Йогананды «Шепот Вечности». [47]Эти мастера вместе с Парамахансой Йоганандой составляют линию учителей (гуру) Братства Самопознания (см. Гуру в глоссарии) (прим. издателя англ. изд.). [48]Об этом переживании повествуется в главе «Сердце каменного символа» в «Автобиографии йогина». 2 См. Школа Ранчи в глоссарии. [49]См. Школа Ранчи в глоссарии. [50]«Жизнетроны», более тонкие, нежели атомная энергия, течения жизненной силы, поддерживающие существование всех объектов вселенной. Есть два вида праны: космическая энергия, являющаяся вездесущим источником жизни и живучести, пронизывающих и окружающих все организмы; и конкретная прана, пропитывающая тело каждого человека. [51]С помощью пранаямы адепт способен контролировать жизненную силу, протекающую по сенсорным и двигательным нервам, таким образом освобождая ум от телесного сознания во время медитации. Он также способен использовать жизненную силу для исцеления и омоложения тела. [52]Евангелие от Матфея, 4:4. [53]Плотная материя излучается и питается разумной космической вибрацией Бога, представляющей собой тонкий строительный материал мироздания. Изначальными качествами этой вибрации являются свет и звук. Аум звук творческой вибрации Бога, передается в христианских писаниях как «аминь», Святой Дух и Слово (см. Аум в глоссарии). [54] Бытие. 1:3. [55]Сущность Духа (см. глоссарий). [56]Буквально — «Завершение Вед». Так называют философскую систему, представленную в поздних текстах Вед. Согласно этой системе, единственной реальностью является Бог, а мироздание по сути своей иллюзорно. Обязанностью же человека является преодоление иллюзии посредством Богопознания. [57] Евангелие от Матфея,10:29 [58] Телескопический взгляд интуиции. Во время глубокой медитации единственный, или духовный, глаз становится видимым в центральной части лба. Великие йоги, неуклонно пребывающие в состоянии богопознания, способны видеть его как во время медитации, так и при совершении обычных действий. [59] Иисус говорил о божественном потенциале человека, осознавшего в себе присутствие Бога: «Верьте Мне, что Я в Отце, и Отец во Мне… Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит: потому что Я к Отцу Моему иду» (Евангелие от Иоанна, 14:11-12). [60] «Великие святые обладают способностью прозрения сквозь космические сновидения майи. Они понимают, что этот мир – лишь идея Божественного Разума; и поэтому могут делать со своим телом все, что угодно, ибо знают, что оно представляет собою не что иное как управляемую форму сгущенной или замерзшей энергии. Хотя ученые-физики ныне поняли, что материя – это просто сгустившаяся энергия, им далеко до просветленных учителей йоги, победоносно прошедших путь от теории к практике в области контроля над материей» («Автобиография йогина», гл. 31). [61] Слово махаватар означает великое, или божественное, воплощение; Бабаджи – «почитаемый отец». Махаватар Бабаджи был учителем гуру Лахири Махасайя, который, в свою очередь, был учителем Свами Шри Юктешвара, гуру Парамахансы Йогананды. О необыкновенной жизни и способностях Бабаджи преодолевать ограничения материи рассказывается в «Автобиографии йогина». [62] Жизненная эссенция, или поток сексуальной энергии, содержит высокую концентрацию праны. Если не расточать ее, ее можно использовать для укрепления физического здоровья, психической жизнестойкости, творческого потенциала и духовного развития. [63] «В доме Отца моего обителей много…» (Евангелие от Иоанна,14:2). Высокие и низкие астральные сферы, созданные из тонкого света и энергии жизнетронов, это те небеса (или ад), куда душа попадает после смерти физического тела. Продолжительность пребывания в них обусловлена кармой. До тех пор пока у личности есть неутоленные материальные желания или земная карма (неотработанные последствия прошлых действий), она вынуждена перевоплощаться на земле, чтобы продолжать свой эволюционный путь к Богу. [64] Продвинутый йогин способен через внутреннее единство со всемогущим Богом воспринимать переживания всех существ. [65]Бытие, 2:7 [66] Сущность астрального тела, пребывающего внутри физической оболочки, активируя и оживляя ее. Эти девятнадцать элементов таковы: интеллект, эго, чувство, разум (сознание чувств), силы, ответственные за деятельность пяти органов чувства, пять инструментов действия и пять пран, то есть жизненных сил. [67] «Бхагавад-Гита», VI:6. [68] «Тем же, которые медитируют лишь на Мне как на своем Возлюбленном, которые всегда объединяются со Мной путем непрерывного служения, Я дарую все, в чем они нуждаются, и сделаю их доходы постоянными» («Бхагавад-Гита», IX:22). [69] «Бхагавад-Гита», II:22-24 [70] Переедание и неправильное питание создают в организме избыток токсинов, оказывающих конкретное негативное воздействие на ум, – он становится одновременно вялым и раздражительным. Устраиваемое время от времени голодание при потреблении виноградного или апельсинового сока очищает системы организма, что, в свою очередь, наполняет мозг жизненной силой. Доказано, что голодания – один день в неделю или время от времени по три дня подряд – эффективно очищает организм, выводя из него токсины. Голодать более трех дней подряд следует лишь под наблюдением опытного специалиста. [71] С тех пор как Парамаханса Йогананда выступил с этим заявлением, уже многие годы ведется серьезное исследование воздействия диеты и питания на психическое состояния. Жители бедных районов, не имеющие возможности правильно питаться, демонстрируют заметно более низкий уровень умственного развития и мыслительных реакций. Наука показала также, что состояние людей, страдающих некоторыми душевными расстройствами (прежде считавшимися неизлечимыми), заметно улучшается только от того, что они начинают потреблять в большом количестве витамины, и что причиной определенных форм депрессии, тревоги и других нежелательных эмоциональных состояний является нарушение химического баланса в организме (прим. Издателя англ. Изд.). [72] Юджин Сэндоу (1869 – 1925), пропагандист физической культуры и спортивной борьбы, прославился своей физической силой. Знаменитый атлет распространял свои идеи необходимости телесного совершенства, путешествуя с этой целью по многим местам. [73] Эти упражнения для наполнения тела энергией с помощью сознательного волевого управления праной были разработаны Парамахансой Йоганандой в 1916 году. Им обучают в «Уроках Братства Самопознания» (прим. издателя англ. изд.) [74] В Армении доктор Грант Саркисян успешно использует голодание для лечения пациентов от самых разных нарушений здоровья, включая бронхиальную астму, кожные заболевания, начальную стадию атеросклероза, гипертонию, стенокардию и заболевания пищеварительного тракта. После выписки из больницы больной должен следовать назначенной ему индивидуальной диете. Как правило, в этой диете важное место занимают овощные и фруктовые блюда, которые, как считает доктор Саркисян, способствуют долголетию. Другой советский врач, Юрий Николаев, лечит голоданием в течение последних двадцати трех лет. По его словам, шестьдесят четыре процента из числа его пациентов в результате голодания почувствовали себя лучше. Все они страдали психическим заболеванием, а именно – шизофренией. На базе ВВС «Джордж» в Виктовилле, штат Калифорния, двадцать пять пациентов лечились голоданием от ожирения. Длительность лечения в некоторых случаях достигла восьмидесяти четырех дней. Шестнадцать человек дошли до конца проекта, потеряв от сорока до ста фунтов. Д-р Роберт М. Карис, автор эксперимента, сообщил также, что сорокавосьмилетний диабетик, который до голодания ежедневно принимал двадцать пять единиц инсулина, сумел после голодания отказаться от инсулиновой терапии. Ещё один пациент, шестидесяти лет, страдавший артритом и сердечным заболеванием, сообщил об улучшении своего состояния. Эксперименты на мышах, часто предшествующие использованию новых методов в применении к людям, показали, что продолжительность жизни можно увеличить на пятьдесят процентов. Каким образом? С помощью голодания (прим. издателя англ. изд.). [75] То есть в 1947 году, на момент данной беседы. [76] Великие люди, достигшими совершенства в слитности с Духом, тоже могут испытывать сильное телесное страдание – но не потому, что Дух терпит неудачу, а потому, что они сами, с божественного позволения, решают отработать на собственном теле определенные кармические последствия неблагих действий других людей, чтобы помочь этим людям [77]По мнению ученых, научные теории о природе материальной вселенной не нуждаются в гипотезе об эфире. Но священные писания Индии считают эфир тонкой вибрирующей «подоплекой», на которой выстроено мироздание. Ом заполняет собой все щели пространства и представляет собой вибрирующую силу, отделяющую друг от друга все образы (см эфир и элементы в глоссарии) (прим. издателя англ. изд.). [78]Тайное вместилище читты, интуитивного восприятия. [79]Пространство и время являются частью миража майи, заставляющего смертных воспринимать Неделимое и Бесконечное как видимое и разделенное. В сознании Бога, нетронутом майей, и в сознании Его верного приверженца, нераздельного с Ним во вдохновенной пробужденности, близкое и далекое, прошлое, настоящее и будущее — всё растворяется в вечном вездесущем Сейчас. [80]Семь дней такой полет занимал в 1938 году; ныне же облет вокруг Земли является для космического корабля вопросом нескольких минут! Время и пространство уже в значительной степени склонились перед волей человека. Завтра он может покорить их (прим. издателя англ. изд.). [81]«Бхагавад-Гита»,II:3. [82]«Бхагавад-Гита», V:20. [83]У людей в хорошем физическом состоянии не должно быть трудностей при трехдневном голодании; более длительные посты следует проводить лишь под наблюдением опытных людей. Но те, кто страдает хроническими заболеваниями или органическими нарушениями, должны поститься исключительно по рекомендации врача, разбирающегося в лечебном голодании. [84] Евангелие от Матфея, 4:4: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом (праной, жизненной энергией, которая течет из продолговатого мозга в телесные органы)». Именно через расположенный в продолговатом мозге центр сверхсознания Бог вдыхает в человека Свое «слово» — разумную космическую вибрацию. Эта энергия накапливается в мозге, откуда наливается вниз к пяти духовным центрам (чакрам), расположённым вдоль позвоночного столба. Чакры служат распределителями этой жизненной энергии, питая ею все части тела. [85]«Бхагавад-Гита», VI: 15.
[86]Храм Золотого Лотоса в Энсинитасе, штат Калифорния. [87]«Таково состояние Брахмы. Кто обрел его, тот не впадет в заблуждение вовек. И кто достигнет Его, хотя бы в свой смертный час (переход с физического плана на астральный), тот обретает Нирвану Брахмы» («Бхагавад-Гита», 11:72). [88]Перифразированный стих из «Бхагавад-Гиты» («Здесь нет ни затраты сил, мимрушения; даже и неполное знание Дхармы спасает от великого страха» II:40 [89] Евангелие от Луки, 4:8. [90]Око интуиции, или божественной мудрости, вездесущий духовный глаз. «Заблуждающиеся не видят Его, когда Он уходит или пребывает, или воспринимает, увлекаемый гунами (качествами); те, чье око мудрости открыто видят Его» («Бхагавад-Гита», XV: 10). «Если око твое будет чисто, то и всетело твое будет светло... Итак смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?» (Евангелие от Луки, II:34-35). [91]«Тот, кто счастлив внутри, кто радуется внутри, кто освещается изнутри, лишь тот Йог. Он обретает полное освобождение еще здесь, до своего освобождения от тела» (Бхгавад-Гита», V:24). [92]Евангелие от Иоанна, 2:19. [93]Евангелие от Луки, 10:27. [94]«Бхагавад-Гита», VI:26 [95]О том, что объясняет здесь Парамаханса Йогананда, говорится и в «Бхагавад-Гите» (VI:9): «Тот превосходит всех, кто беспристрастно смотрит на любящих и на равнодушных, на друзей и врагов, на чужих и родных, на праведных и неправедных». [96]Сознание эго, отождествление со своим смертным телом, порождающее ощущение отдельности от Бога, и, как следствие, переживание своей ограниченности [97]Парамахансе Йогананде еще не исполнилось одиннадцати лет, когда умерла его мать (прим. издателя англ. изд.). [98]«Бхагавад-Гита», 11:38. [99] Евангелие от Матфея, 6:33. [100] «Бхагавад - Гита», IX.34. [101] «Шепот Вечности» — книга духовных молитв Парамахансы Йогананды. Под духовной молитвой подразумевается такая молитва, на которую Бог отвечает. Любой верный последователь, молясь Ему глубоко и искренне теми же словами, получит сходное благословение (прим. издателя англ. изд.). [102] Евангелие от Матфея, 9:37. [103]Евангелие от Луки, 23:34. [104]«БхагавадТита», 11:70. Истинный муни это монах, который сохраняет духовное безмолвие (мауна), управляя волнами мыслей и чувств. В сознании же обычного человека они пребывают в непрерывном бесконтрольном движении. [105]«Ты же. когда молишься, войди в комнату (внутреннее безмолвие медитации) твою и, затворив дверь твою (перед бурными чувствами)» помолись Отцу твоему, Который втайне (внутри тебя); и Отец твой, завидящий тайное, воздаст тебе явно» (Евангелие от Матфея, 6:6). [106] Внешние, активные проявления вездесущего Христова Сознания, его «свидетели» в творении (Откровение, 3:14). Святой Дух называется и «Словом» (Евангелие от Иоанна, 1:1), и «Утешителем» (Евангелие от Иоанна, 14:26), а в индуистских священных писаниях он упоминается как «Аум». Эта невидимая божественная сила является единственным подлинным деятелем, уникальной причиной всего и активирующей силой, поддерживающей своей вибрацией бытие мироздания. Посредством специальной медитативной техникой Йоги, которой обучают в Братстве Самопознания, адепт вступает в единение со святым Духом, дарующим блаженство Утешителем: «Когда же придет Утешитель, которого Я пошлю вам от Отца, Духа истины, который от Отца исходит, он будет свидетельствовать о Мне» (Евангелие от Иоанна. 14:26). [107] Евангелие от Матфея, 6:24 («Никто не может служить двум господам... Не можете служить Богу и маммоне»). [108]«Бхагавад-Гита», Х:9. [109]Евангелие от Матфея, 17:12-13 [110] «Бхагавад-Гита», VI:45 [111]В XVI в. по всей Индии распространилась слава великого бхакты(божьего подвижника) Шри Чайтаньи. В 1508 г. в Гайе он пережил духовное пробуждение и воспламенился любовью к Богу, которого он почитал в облике аватара Кришны. [112]В «Бхагавад-Гите» (111:1) преданный ученик Арджуна сходным образом жаловался Господу: «Если Ты думаешь, что познание (истины) выше действия, отчего побуждаешь Ты меня к такому ужасному делу?» И Иисус, предвидя предстоящие ему крестные муки, воззвал к Господу: «Если возможно, да минуетМенячаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Евангелие от Матфея, 26:39). [113]«Вхагавад-Гита», Х:20. [114]Откровение св. Иоанна, 1:8. [115]В Индии часто рассказывают о духовных испытаниях, которым великий святой, царь Джанака подвергал своего будущего ученика Сукадеву. Для того чтобы испытать юного приверженца перед тем, как согласиться обучать его, Джанака потребовал от Сукадевы обойти весь королевский дворец, неся в ладони полную до краев масляную лампаду. При этом Суквадева должен был внимательно разглядывать каждый предмет в каждой зале дворца (и тут же описывать ее царю), не пролив ни единой капли из наполненного светильника. Смысл испытания состоял в том, что тот, кто стремится к духовности, должен научиться всецело сосредоточивать свое внимание на Боге, не позволяя мыслям отвлекаться от Него даже на мгновение, чтобы масло нераздельности с Богом не проливалось в то время, пока адепт безупречно; в мельчайших мелочах выполняет свои обычные обязанности в миру. [116]«Бхагавад-Гита», 11:55 [117] «Познав Меня как Вкушающего жертву и подвиг, как могучего Владыку всех миров и как Возлюбившего всё сущее, он обретает Мир» («Бхагавад-Гита», V:29).
[118]Евангелие от Матфея. 5:44. [119]«Поведение». [120]«Бхагавад-Гита». ХIII:31
Date: 2015-07-22; view: 430; Нарушение авторских прав |