Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






История вторая





В 1968 году в США в городе Сан-Аксельмо (Калифорния) казаком Г.В. Губаревым и издателем А.И. Крыловым был выпущен Казачий справочник. Том II, дополнение А, стр. 118-121: Протопопов Иван Иванович — родился в 1889 году в деревне Романово Никольского уезда Вологодской губернии. Агроном. Офицер. Участник войны с Красными Армиями в 1919-1922 гг. В Новороссийске был в 4 конной дивизии. Принимал участие в формировании казачьей бригады есаула Сальникова и воевал в качестве начальника штаба. Помогал полякам в войне с Красной Армией, отстаивал идею самостоятельного казачьего присуда. Умер в 1943 году в Польше. Погребен на кладбище города Тарнов. Последние годы в Польше работал землемером. Отошёл от политической борьбы. (Воспроизводится с сокращениями).

В городе Тарнове была женщина, Изольда Барецкая, с которой жил Протопопов. Умерла в 1961 году. Её сын, Казимир Барецкий, в 1979 году приезжал в Советский Союз (Протопопов был отчимом Казимира). Мне удалось с ним встретиться в июне 1979 года в Могилёве в гостинице «Могилёв», расспросить его о Протопопове. Он рассказал, что сохранились блокноты и тетради его отчима, он в них никогда не заглядывал, но мама его, Изольда Барецкая, просила их сохранить и передать в музей или в библиотеку в Варшаве в исторический отдел рукописей.

Я показал Казимиру свой паспорт, объяснил, что уроженец деревни Романово Кировской области, собираю материалы о своих земляках. И вот в октябре 1979 я был в командировке в Польше. Мы встретились, как старые друзья, и Казимир выложил передо мной две тетради и три блокнота с записями И. И. Протопопова. В дореволюционном блокноте нахожу с детства знакомые названия деревень: Романово, Ивково, Кошково, фамилии и имена наших земляков. В записи от 14 июня 1910 года упоминаются старинные казачьи фамилии: Якимовы, Котельниковы, Щипицыны, Меньшенины, Медведевы, казак Асаф. В обеих тетрадях упоминается казачка из д. Ивково Даша Щипицына, с которой Иван учился в гимназии в Никольске. В блокноте за 1919— 1920 г. дважды упоминается казак из Утмановской волости, сотник Окуловский Петр Яковлевич, командир разведки, полный георгиевский кавалер, участник войны 1914 года, который был призван в царскую армию в 1912 году. Его родители жили в Утмановской волости и родственники в Яхреньгской волости. Сестра его, Екатерина Окуловская (в девичестве), выдана замуж за казака Ордина в деревню Хомяково. Упоминается казак Меньшенин Федор Ильич из деревни Романово, пишется, что род его с 17 века занимался выделкой кож, пошивом сапог, сёдел, бурок. Есть короткие записи и подробные описания.

Вот два подробных описания, записанные во время каникул:

«1909 год. Мне 20 лет, я студент Петровского Разумовского института. В конце июня, а точнее 29 дня, приехал на родину. Вот, я снова в своём родовом гнезде в деревне Романово. Брат мой Фёдор с отцом взяли бредень и пошли на Юг. Часа через два приносят ведро полное свежей рыбы: щуки, сороги, налимы, окуни, головли, прикинули — около 26 фунтов. Мать поставила бражку. Отдыхаю, хожу на реку, на гулянки. встречаюсь с Дашей, её сватают ентальские сваты, известные люди — казаки Плаотоновы. Я ничего ей не могу сказать, моя судьба не определена, я мечусь от края к краю. В городах неспокойно, люди возмущены бездарностью царя Николая. Все плюют в сторону генерала Куропаткина. У всех свежа в памяти гибель крейсера Варяга. Много калек идёт с русско-японской войны. Вот и наши казаки из соседних деревень пришли с войны, некоторые погибли, убиты, двое в Кошкове ходят на деревяжках. Клянут царя. Куда то мы идём. Я всё это говорю Даше, сидя у их амбара на гавдарее, а она далека от этого, смотрит на звёзды, считает, сколько найдёт звёзд и говорит задумчиво, касаясь моего лица пепельно-русой косой, что это наши души. Тут раздаётся голос её отца Михайлы: «Дашка, домой пора, шельма! А то твой казак плети схватит!» И мы расходимся. И так каждый день. Батько держит её на привязке.

Скоро сенокос, отец косы готовит и для меня семиручку. Вчера седлал нашего рыжка и саблю навострил, форму казачью одел, проехался до Шестакова, там знакомых встретил, учился в Никольске вместе. А двое из них учатся в Подосиновце, где говорят, курс гимназии. Пображничали, вспомнили учёбу, общих знакомых.

Сегодня, 10 июля, мы сделали пробный покос. Травы хорошие, но отец сказал, что жидковата ещё. А завтра у Якимовых и Медведевых состоится накал, приглашали и меня. У Медведевых подрос казачок Миша, ему 16 лет. Это уже воин. УЯкимовых на Романове подрос Петр, ему тоже 16 лет. Весь год они учили родословную свою, стреляли из ружей, упражнялись с саблей, скакали на конях и каждый из них, как говорят отцы, спахал самолично по две десятины земли, объездил по одной лошадке. Владеет кинжалом, научен обращению с женщиной, перед старшими снимать шапку.

Мы на лугу под деревней Ивково. Мишу ведут в форме. Горит костёр, дымится свежая уха, на пне стоит бочонок с пивом. Одни казаки. Старший Медведев — Изосим, кряжистый казак, обросший бородой, в форме, в фуражке с красным околышем, хриплым голосом говорит короткую речь. Перечисляет старших рода своего, их заслуги перед Отечеством, показывает грамоты войсковых начальников, царское свидетельство на владение землей. Все стоят тихо, роем жуликают комарьё.

— Казак Михайло Медведев! — выкрикивает старший.

Вышел молодой Медведев, встал, приложил руки вдоль лампасов и замер.

— Начинай, казак.

Миша смело посмотрел на всех стоящих казаков. Громко, чистым ещё детским голосом произнёс: «Слава тебе, Господи, что мы казаки!» «Слава! Слава! Слава!» — громко прогудело множество казачьих глоток. Все встали на колени.

— Слава нашим великим предкам, Царствие Божие им за сохран России.

— Слава! Слава! Слава! — опять дружно прогудели казаки.

Миша потянулся, как пружина, лицо серьёзно, глаза смотрят в одну точку на небе и мне кажется, он видит своих предков. «Вечная память им, да сохраним и приумножим славу рода и род наш. Не дрогнет рука моя, пока жив держать кинжал за Россию и род наш. «Не дрогнет рука! Не дрогнет рука! Не дрогнет рука!», — трижды гаркнул род. Мы встали и уже не видим комаров, все в каком-то одухотворённом порыве. Миша вытащил из ножен кинжал и воткнул его в пень, слегка саданув по ладони. Капала яркая красная кровь на белую салфетку Все подходили, и каждый трогал салфетку большим пальцем. И снова все становились на свои места. «За кровь едину! За Русь едину! За род един! За жизнь счастливу во веки веков, братья казаки!». «Во веки, братья казаки!», — гаркнули все три раза. Вышел вахмистр, дядя Миши, на давил ему на рану, стряхнул кровь и присыпал пеплом. Пошло перечисление всех предков до седьмого колена, чем они занимались, где воевали, чем награждались, всё это передавалось Мише, он принимал, каждого называл сам, его год рождения и смерти, и все низко кланялись. Снова стали на колени, низко склонили головы.

До этого молчавший поп — Никандр, прочитал молитву перед ликом Матери Божьей и сказал: «Путь тебе далёкий, казак, и с возвращеньем ранним утром, пусть не утомится конь твой и не будет путь твой тяжёл и кремнист с Господом Богом». Осенил его крестом: «Аминь!».

Кинжал в ножнах, все похваливали Мишу по плечу. Медная братыня с пивом заходила по кругу. Вскоре был осушен бочонок и к кругу подошли разнаряженные женщины, мать Миши и сёстры его. Поцеловала мать его в лоб, осенила крестом и громко сказала всем: «Защитник наш — да спаси его Бог!» Сёстры подошли и сказали также.

Наказ закончился. Пройдя процедуру накала, может ли казак изменить роду своему, Родине своей, я часто задумывался над этим. Будет ли казак ворам или пьяницей перед лицом своих предков? Нет, наверное, не затмится разум его. Это с казаком останется до его смертного часа».

* * *

«Я пришёл к Якимовым в большой пятистенный дом на окраине деревни Романово, со мной вместе пришёл и отец Никандр (батюшка). Старый казак в форме старшего урядника с одной широкой лычкой на погоне, в выгоревшей гимнастёрке, чисто отстиранной и прилежно отглаженной, передавал Петру награды предков

своего древнего рода. Все стояли за широким дощатым столом в просторной горнице. Стены гладко отструганы и чисто вымыты, в углу висели иконы Божьей Матери и Иисуса Христа, Святой троицы. Пахло полевыми цветами и клевером, которые пучками висели

над окнами, украшенными расшитыми рушниками. Старший урядник Якимов Пантелей перечислял заслуги предков перед государством Российским и ласково говорил Петру: «Носи, сын, эти дорогие для нас награды по большим престольным праздникам и приумножь их, чтобы ты передал их сынам и племянникам своим числом ещё большим. Служи земле русской, как все предки твои, и воздастся тебе. Кондрат, прапрадед твой, от тебя в 6 колене турок бил на Азове. А в 4 колене от тебя Михайло Якимов до Парижа дошёл. Да затупятся от тебя сабля и пика, а пуля — дура в сторону вертит. Все предки наши великие казаки — пластуны были и жили долго, с хмельным зельем знакомы были только по праздникам. Пошло освящение. Пошла братыня по кругу».

А вот ещё одна запись времён 2-й мировой войны от 02.02.1942 г.

«Немцы предложили мне готовить диверсионные отряды для засылки в СССР, я долго колебался, саднила душа, много соли мне насыпали большевики, но не подниму я руку казачью на родину свою. Я стал придумывать, как мне отказаться, хотя живу бедно, а немцы обещали платить хорошо. Я показал представителю Абвера справки о своих болезнях. Я действительно болен и чувствую, что мой конец неумолимо приближается. Мне часто видится во сне тихая река Юг, моя деревня Романово, откуда я ушёл в Питер ещё подростком...»

Так писал есаул Иван Протопопов, наш земляк. Его ли вина в том, что закончил он свою жизнь не на берегу реки Юг, где родился и вырос.

 

Date: 2015-07-10; view: 387; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию