Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие сведения о Башкортостане







 


Наряду с названными видами ясака существовали денежные ясаки, равные 25, 30 и 50 коп. На каждую волость падало несколько ясаков в зависимости от количества земли, принадлежавшей волости. Общая сумма их раскладывалась между отдельными башкирскими семьями. Каждая семья платила около 25 коп. Из ясачной раскладки изымались потомственные тарханы — служилые башкирские феодалы, главной обязанностью которых была военная служба8. В 1754 г. ясак был отменен. Его заменили обязательной покупкой казенной соли.

Общество, в котором жили башкиры, было патриархально-феодальным, т.е. феодальные общественные отношения до середины XIX в. были еще неразвитыми, классовые противоречия — крайне незрелыми. И это сочеталось с пережитками родового строя. Особенно ярко родовые пережитки видны в общинном землевладении: башкир-вотчинник, покинувший свою волость и оказавшийся припущенником чужой ему волости, сохранял в родной волости право на владение вотчинными землями. В случае возвращения в свою волость он мог восстановить право путем предъявления шежере — родословной, доказывающей его происхождение и родство с волощанами. Это и есть одна из причин сохранения шежере родов-волостей до недавнего времени.

Каждый род (волость) в прошлом имел свою тамгу, являвшуюся внешним выражением единства рода. Затем тамги стали семейными, служившими знаком собственности для таврения скота, бортевых деревьев. Каждый род (племя) имел свое общее дерево, свою птицу, которые для членов рода являлись священными, а также оран — боевой клич.

Возникновение первых населенных пунктов. На территории волостей возникали населенные пункты — аулы (деревни). Однако вопрос о том, когда и как они появились, остается открытым. Во всяком случае, путешественник X в. не нашел у кочевых башкир никаких других жилищ, кроме кибиток. Не имели они постоянных жилищ и в XIII в. Западные башкиры под влиянием булгар-земледельцев постепенно переходили к оседлости и земледелию.

Возникновение населенных пунктов у башкир связано с их переходом от кочевого скотоводства к полукочевому образу жизни. На местах зимних стоянок-зимовок возникали небольшие деревни, время от времени менялось их местонахождение. Старое место деревни называлось ыща, щке ыща. Образование постоянных населенных пунктов связано с добровольным вхождением Башкирии в состав Русского централизованного государства, навсегда пресекавшим феодальные междоусобицы. Укреплению башкирских аулов способствовало экономическое освоение края и заселение его русскими крестьянами, развивавшими производительные силы края. Сокращение пастбищ заставляло башкир заниматься и хлебопашеством. Этот процесс гораздо раньше начался и развивался у западных башкир.

По мнению С. И. Руденко, единого типа деревни, общего для всех башкир, не существовало. Тип хозяйства, влияние соседей, географические условия отразились на характере башкирских деревень. Деревни крайнего северо-запада были совсем не похожи на деревни зауральских


катайцев. Степные деревни бурзянцев имели мало общего с деревнями горных катайцев по р. Инзер. Поэтому нельзя отождествлять деревни северных айлинцев и степных юрматынцев.

Изучение карт Уфимского наместничества от 1786 г. и Оренбургской губернии* от 1802 г. показывает, что все деревни были расположены при реках и озерах. Однако названия редких из них происходили от гидронима. Подавляющее большинство деревень называлось по имени их основателей. Однако в XVI — первой половине XVII в. башкирские деревни назывались в основном по именам рода и родовых подразделений — табын, теляу, кувакан, тамьян, тангаур, бурзян, катай и др.

Большие открытые дворы, пространные задние дворы, к которым нередко примыкали загоны для молодого скота или огороды, придавали деревне разбросанный вид. Преподаватель Уфимской духовной семинарии В. Зефиров, не раз побывавший в Стерлитамакском уезде, писал о башкирской деревне, напоминающей «мудреный лабиринт всех переулков и закоулков» и имеющей «беспорядочное расположение улиц», следующее: «Смотря на них (деревни), невольно подумаешь, что набежавший вихр перевертел, перекрутил все по-своему и оставил деревню в самом хаотическом положении. Едешь, кажется, по улице и вовсе неожиданно встречаешь на пути то плетень, то ворота, то амбар или что-нибудь подобное»9. В таком состоянии находились дома и деревни башкир Челябинского, Стерлитамак-ского, Верхнеуральского, Оренбургского уездов, где дома, по словам командующего Башкирским войском, «состоят из самых бедных лачуг, большей частью без крыш и многие даже без полов», а деревни «не имеют никакого устройства, дома без дворов, разбросаны в совершенном беспорядке и так тесно, что пространство, необходимое для одного домохозяина, занято несколькими лачугами».


Такое положение побудило губернские власти предпринять принудительную перестройку жилищ и деревень башкир. В 1843 г. военный губернатор подписал типовой план, по которому дома по улицам отстояли один против другого от 10 до 15 сажен; при этом дворы для безопасности от пожара должны были иметь между собой промежутки или пустые места длиной до 12 сажен (25 м). Бани и кузницы должны были строить на берегах рек, озер и вблизи оврагов. Каждому домохозяину разрешалось заготовить до 200 бревен. Многосемейным людям предписывалось строить не один, а два дома с сенями. При этом новые дома должны были иметь высоту от пола до потолка «не менее трех аршин» и два-три окна на стенах,


 


8 Материалы по истории Башкирской АССР (далее — МИБ). М., 1956. Т. 4.4. 1.С. 392.


Оренбургские губернские ведомости. 1847. № 7; 1851. № 3.



ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О БАШКОРТОСТАНЕ


 


выходивших на улицу. В степных, безлесных местах предлагалось изготовлять кирпичи для строительства домов. Правила изготовления так называемого воздушного кирпича рассылались по кантонам. Кроме того, во вновь построенных домах предлагалось вместо сыуалов ставить печи-голландки. Наиболее типичной печью для отопления жилища башкир был род камина — сыуал, рядом с которым обычно помещался очаг с вмазанным в него котлом. Чаще же устраивали вместе сыуал, очаг и печь. Сыуал имел преимущество перед печью: очень быстро обогревал избу. Перед ним быстро просушивалась мокрая одежда, он вентилировал помещение. Для топки сыуала употреблялись очень длинные поленья, ставились они стоймя и быстро сгорали, отапливая помещение. Ни вьюшек, ни заслонок в трубе сыуала не было, поэтому он грел только, пока горели дрова. Сыуал служил как для отопления, так и для освещения жилища.

Башкирские кантонные начальники, юртовые старшины приняли этот план как приказ и требовали от подчиненных беспрекословного исполнения. В значительной части Башкирии сыуал насильственно был заменен полуголландкой. В центральной и северо-западной Башкирии имелись только русские печи, слегка видоизмененные, почти всегда с очагом и вмазанным над ним котлом, и полуголландки.

За 1846—1851 гг. обновилась почти половина всего жилищного фонда башкир и мишарей. Увеличилось и общее количество домов. В 1795 г. было 30 514, в 1826 г.-46 795, в 1853 г. - 74 414 домов.


Губернские и войсковые чиновники требовали укрупнения деревень. Башкирские аулы вместо 3—10 дворов должны были состоять по меньшей мере из 25—30 дворов каждый. В результате проведенных мер общее количество деревень в башкирском кантоне несколько сократилось. В 1826 г. имелось 1804 башкирские и 356 мишарских деревень, в 1846 г. соответственно 1777 и 338. В 1847 г. было 970 татарских, 502 тептярские, 476 мишарских, мордовских и чувашских деревень.

В начале XX в. С. И. Руденко повсюду в башкирских деревнях видел правильные широкие улицы. Башкирские деревни не были особенно велики. С увеличением населения в деревне из нее выделялась часть домохозяев и переселялась на дальний конец территории общины, образуя выселок. В зауральских и юго-восточных деревнях родственники селились вместе.

До 30-х гг. XIX в. башкиры вместо стекол обтягивали окна пузырями. В конце века, как свидетельствует С. И. Руденко, везде были уже стекла. Наиболее распространенным типом окна в жилище башкир была небольшая рама для шести стекол.

Перестройка жилищ и деревень, безусловно, являлась прогрессивной мерой. Но она проводилась чрезвычайно поспешно и принудительно. Не везде учитывались реальные возможности для столь крутого переустройства жилищ и аулов. К тому же бедная часть населения при всем желании не могла построить новые дома и другие пристройки, предусмотренные по типовому плану. Все это вызывало недовольство среди населения.


троицкий уезд оренбургской губернии








Date: 2015-07-10; view: 1932; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию