Вопрос 4. Полное резервирование
Полное резервирование означает, размещение банками всех своих активов в высоко ликвидные и безрисковые финансовые инструменты. Кредитная организация при 100%-ном резервировании превращается в банковский институт, который в зарубежной экономической теории называют «narrowbank», т.е. узкоспециализированный банк (УСБ).
Полное резервирование несет с собой несколько бесспорных преимуществ.
1) минимизирует риски банковских организаций;
2) банки, изолированные от кредитной деятельности, перестают зависеть от экономических и кредитных циклов;
3) позволяет платежным системам функционировать максимально эффективно, без сбоев, возникающих вследствие дефицита ликвидности;
4) центральный банк может полностью контролировать денежное предложение.
УСБ являются современным воплощением принципа полного обеспечения денежной эмиссии, действовавшего в эпоху металлических денежных стандартов. По такому принципу, например, работали американские коммерческие банки в XIX в. и Банк Англии согласно Акту Пиля.
Идея 100%-ного резервирования была воскрешена в 1948 г. Нобелевским лауреатом по экономике Морисом Аллэ, а затем подхвачена в 1959 г. М. Фридменом.
Среди наиболее важных последствий полного резервирования необходимо выделить следующие:
1) возникновение долговой экономики. В качестве обеспечения вкладов УСБ специалисты чаще всего рассматривают краткосрочные ценные бумаги правительства. Однако предложение государственных долговых обязательств может быть недостаточно, например, в силу законодательных ограничений на размер дефицита госбюджета и эмиссии облигаций или из-за государственной политики сокращения долга. В большинстве стран мира объем банковских депозитов превышает размер госдолга. Например, в еврозоне объем банковских вкладов составляет 78% ВВП, а в Японии — 112% ВВП. В то же время капитализация рынка обязательств государственного сектора в этих странах достигает соответственно 55 и 93% ВВП. В случае введения 100%-ного резервирования центральные банки будут вынуждены расширить спектр так называемых приемлемых долговых инструментов, включив в него обязательства корпораций. Это не только навяжет банкам дополнительные издержки мониторинга рисков корпораций, но и ввергнет экономику в гонку наращивания долга. Рост сбережений должен будет приводить к увеличению долгов, в противном случае реальные процентные ставки по вкладам станут отрицательными, и сберегатели будут предпочитать размещать свои накопления за рубежом.
2) отказ от косвенного регулирования и страхования вкладов. Создание УСБ означает замену косвенного регулирования банковской системы на прямое. Государство самостоятельно решает, какие риски для УСБ допустимы, а какие — нет. Переход на директивное ограничение рисков устраняет потребность во многих нормативах, например достаточности собственного капитала кредитной организации. Кроме того, в связи с тем, что с точки зрения властей вероятность банкротства УСБ резко снизится, необходимость в страховании депозитов также исчезнет. Однако в действительности УСБ будут оставаться подвержены рискам, присущим операциям с государственными ценными бумагами. Колебания доходности, изменение ликвидности на различных сегментах рынка, риск невыполнения обязательств и проч. могут создать УСБ трудности с ликвидностью. УСБ станут полностью зависимыми от конъюнктуры рынка госдолга.
3) издержки реструктуризации финансовой системы. Переход на 100%-ное резервирование сопряжено с издержками создания новых УСБ или реорганизации в них старых универсальных банков. Однако большие потери, на взгляд автора, могут быть связаны с пересмотром финансовых портфелей. Полное избавление одних учреждений от государственных ценных бумаг и приобретение их другими способно вызвать бурю на финансовых рынках. Потрясений можно избежать, если реорганизация банковской системы будет проводиться путем выведения с баланса универсальных банков специализированного бизнеса или принятия нормы 100%-ого резервирования под государственные ценные бумаги. В любом случае издержки составят, по меньшей мере, несколько процентов ВВП.
4) состоятельность банковской системы. Если смотреть на УСБ как на взаимные фонды денежного рынка, то банковская система выглядит более стабильной. С УСБ сняты такие ограничения, как, например, по собственному капиталу, в результате чего их относительные издержки ниже, а маржа — больше. УСБ могут успешно конкурировать по показателю доходности операций с другими финансовыми институтами, занимающимися низкорисковыми инвестициями. Однако на проблему стабильности УСБ можно взглянуть и под другим углом. Ограничения на инвестиции неизбежно приводят к сокращению размера банков и уровня их доходов. Эффект экономии на масштабе у УСБ меньше, они образуют «карликовую» банковскую систему. Хотя такая банковская система и обладает неплохими финансовыми характеристиками и высокой устойчивостью к шокам, она оказывает меньшее влияние на экономику страны, чем универсальные банки. Большее значение на макроэкономическом уровне приобретают небанковские посредники, именно забота об их стабильности выходит в круг первоочередных задач денежных властей.
И все же в системе УСБ остается много неизвестного. Международные финансовые организации и правительства крупнейших промышленных стран призывают ввести УСБ в развивающихся странах. В частности, экономисты Всемирного банка в издании «Финансы для роста: выбор политики в волатильном мире» от 2001 г. рекомендуют развивающимся странам использовать УСБ как средство предотвращения банковских кризисов. Однако система УСБ в настоящее время не существует ни в одной стране мира. Хотя теоретическая база узкоспециализированных банков достаточно хорошо развита, тем не менее практические последствия от ее внедрения неизвестны.
Date: 2015-06-11; view: 646; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|