Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Комментарии. 42 У славян-язычников мог существовать обряд вроде принятого у языческих германцев обливания младенцев
42 У славян-язычников мог существовать обряд вроде принятого у языческих германцев обливания младенцев. 43 Сейчас, когда одежде почти не придают сакрально-магического значения, ее все запахивают, «как у лешего». 44 Иногда говорят о русалках-мужчинах. Но чаще утопленников-мужчин представляют особыми существами сродни водяным (см. выше). 45 Сюда не входили грешники, отбывавшие наказание в пекле и с миром живых не общавшиеся. 46 Общеевропейское «вампир» — одна из форм славянского «упырь». Русское (литературное) «вурдалак» — искаженное южнославянское обозначение оборотня-волколака. 47 Планетниками могут быть и колдуны-двоедушники, и «заложные мертвецы». 48 Лада и Яга составляют мифологическую пару и потому вполне могли считаться сестрами. Неизвестно, однако, кто были их родители, и существовал ли вообще миф о таковых. 49 Нередко в 12 лихорадках, дочерях Ирода (в русских заговорах) видят дочерей Чернобога. Но представление об этих лихорадках и даже их имена заимствованы на Руси из Византии. Этот миф логически не совместим с мифом о создании человека Белбогом. Мифологическое мышление, однако, мало считается с подобными противоречиями. 51 По этнографическим данным, Русальной называлась неделя перед Троицей или после нее. На календаре IV в. из Ромашек выделена неделя перед Купалой. В словаре указаны, помимо имен богов, имена их христианских, фольклорных, обрядовых ликов. Не указаны «боженята» и некоторые вымышленные божества. 53 В «Житии» описано событие 1056 г. 54 Местром — библейский Мицраим. Еремия — Гермес (Тот). Феоста — Гефест (Пта). 55 Т. е. воздерживаться от супружеской измены. 56 Пидьблянин — житель пригородного с. Пидьба. 57 В Ермолинской летописи добавлены слова Перуна: «Тешьтесь, новгородские люди, а меня поминайте!» 58 О Трояне, его тропе, земле, веках см.: Б. А. Рыбаков. Русские летописцы и автор «Слово о полку Игореве». М., 1972. 59 Сурож — совр. Судак. Корсунь — Херсонес. 60 Олег Гориславич — Олег Святославич, князь Черниговский (1094—1115), виновник многих усобиц. 61 Древнерусские поучения сохранились в основном в поздних списках и датируются лишь предположительно. 62 Кутный бог — домовой. Ядрей, Обилуха, спорыньи, Спех — божества урожая. Попутник, лесной бог — леший. 63 Т. е. автор. 64 В других списках — «тридевять» (27). 65 Поучения, приписывавшиеся славянскими книжниками отцам церкви, в действительности представляли собой вольные переводы с комментариями или же апокрифы. 66 В других списках «тридевять» (27). 67 Жмудь — Жемайтия (северо-западная Литва). 68 Аполин (Аполлон) — здесь: Хоре. Перегиня — Берегиня. 69 Купала празднуется примерно за месяц до начала жатвы. 70 Кереметь — святилище (морд., мар., удм.). 71 Здесь Владимир спутан со своим отцом Святославом. 72 На плетне. 73 Троицких праздников. 74 Лехиты — поляки. 75 Дубравка — жена князя Мешко, крестителя Польши. 76 Здесь Прокош смешал Ладо-Марса и Морану. 77 Кародун — Краков (у Птолемея). Мечислав — Мешко I, князь Польши (960-992). 79 Чешские слова вписывались над строкой переписчиком толкового словаря латинских слов. 80 Прия — германская Фрейя. Пик — лесной бог, превращенный в дятла (рим.). Ферония —- богиня освобождения рабов (рим.). 83 Надпись под изображением богини-оранты с растениями в руках. Тассан — дракон. 85 Или: в седле. М. Вельский описывает статую Зелу как всадника на коне. 86 Битва с амазонками произошла 14 марта. Бруно возражает против союза с язычниками-лютичами. 88 В остальных источниках город называется Ретра. В некоторых стихах: «по углам». Лютичи были союзниками императора в воине с поляками. Воинственная богиня, возможно, Морана. 91 Винделики — кельтское племя на верхнем Дунае. Здесь, вероятно, полабские славяне, соседи германцев-свевов. 92 Эти же сообщения повторяет Гельмольд 0> 2; I, 2.5). Коншины (кутины) — храмы, служившие также местами собраний. 94 Очевидно, в каждой контине был один жрец. 95 Слово «контина» (ko.tina) происходит не от лат. соп-tinere, а от слав. ko,t — «угол», «место». 96 Ратари и доленчане — главные племена союза лютичей. 97 Альденбург (Старград, совр. Ольденбург) — столица вагров. 98 Пространство между четырьмя колоннами, где стоял идол. 99 Свен I Вилобородый, король Дании (986—1014), завоеватель Норвегии и Англии. 100 Во время войны в городе укрылись окрестные жители. 101 Герулы и вандалы — восточногерманские племена, в которых Турий видел предков славян-бодричей. 102 Антюрий — легендарный предок бодрицких князей, якобы соратник Александра Македонского. Буцефал (Бычьеголовый) — конь последнего. Так Турий объясняет происхождение бычьей головы и грифона в мек-ленбургском гербе. 103 Вандалы — восточногерманское племя, с которым средневековые книжники часто отождествляли славян (венедов, вендов). 104 Евстафий -— видимо, Евстафий Фессалоникский (XII в.), знаток античной литературы. Славянских богов он, однако, не упоминает. Диана-Артемида отождествлялась с трехликой Гекатой. 105 Христиан I —- король Дании (1513—1523). 106 Альтенкирхенский рельеф в действительности не столь уродлив, как это описывают церковные авторы. 107 Валентин фон Эйхштедт, Иеремия Симон, анонимные авторы Будышинских анналов и «Церковной истории Силе-зии»,— поздние историки (XVI— XVII вв.), цитируемые в работе М. Френцеля «Об идолах славян» (1691). 108 Будышин (Бауцен) — центр Лужицкой земли. 109 Вероятно, хроника Д. Хитреуса. 103 Вандалы — восточногерманское племя, с которым средневековые книжники часто отождествляли славян (венедов, вендов). 104 Евстафий -— видимо, Евстафий Фессалоникский (XII в.), знаток античной литературы. Славянских богов он, однако, не упоминает. Диана-Артемида отождествлялась с трехликой Гекатой. 105 Христиан I —- король Дании (1513—1523). 106 Альтенкирхенский рельеф в действительности не столь уродлив, как это описывают церковные авторы. 107 Валентин фон Эйхштедт, Иеремия Симон, анонимные авторы Будышинских анналов и «Церковной истории Силе-зии»,— поздние историки (XVI— XVII вв.), цитируемые в работе М. Френцеля «Об идолах славян» (1691). 108 Будышин (Бауцен) — центр Лужицкой земли. 109 Вероятно, хроника Д. Хитреуса. СОДЕРЖАНИЕ Д. М. Дудко. Пути в мир славянских богов................5 Матерь Лада и ее семья.............................25 Лада — мать богов и мира........................26 Велес — волхв богов.............................56 Баба-Яга — владычица смерти.....................82 Чернобог — владыка зла.........................102 Стрибог — дед ветров...........................ИЗ Сварог — небесный кузнец.......................121 Перун — грозный князь богов.....................130 Даждьбог — Солнце-Царь.......................148 Огонь Сварожич...............................177 Ярила — веселое солнце......................... 179 Близнецы-всадники.............................197 Морана — богиня весны и смерти..................212 Леля — богиня весны и жизни.....................231 Летница-громовница...........................236 Мара — губительница Перуна.....................241 Дзевана — лесная охотница......................250 Симаргл — крылатый пес........................254 Прове — бог правосудия.........................263 Ругевит и Поревит — боги лета и зимы............266 Курент — веселый бог..........................270 Две зари — утренняя и вечерняя...................272 Обида, Карна и Желя — вестницы смерти...........276 Царь Морской.................................278 Боги и богини малоизвестные и вымышленные.........281 Славянские боженята............................289 Комментарии и приложения........................315 Родословная славянских богов и их праздники.........316 Словарь-указатель славянских богов................328 Боги славян в исторических источниках и народной памяти...343 Основная литература по славянской мифологии........420 Комментарии..................................422 Date: 2015-07-10; view: 334; Нарушение авторских прав |