Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Родословная славянских богов и их праздники
Как же в целом выглядит генеалогия славянских божеств? Не столь уж сложно, если учесть их много-ликость и многоименность. В изначальные времена, когда (согласно колядкам) лишь Мировой Дуб стоял посреди предвечного моря, в мире было лишь четыре божества: Лада (Мокошь, Жива и т.д.), ее сестpa Яга48, Велес-Месяц и Стрибог. Кроме того, в глубине моря обитали Змей (Ящер) и, видимо, Морской Царь. Лада была духом-дриадой Мирового Дерева и в то же время воплощением солнца. От брака ее и Велеса-Месяца родились Белбог (Род) и Чернобог. Соперничая, они создали (под присмотром Велеса) мир: землю, светила, растения, животных и человека. Между богами разгорелась борьба за Вселенную. В конце концов Лада, Белбог и Белее удалились в верхний мир, Яга и Чернобог — в нижний, а средний мир стал полем их вечной борьбы. Стрибог (в ипостаси Вия) также стал подземным обитателем; но он может выступать и вместе с небесными богами. Потомство Лады разделилось на два племени: Белбо-га и Чернобога. Яга с Чернобогом наплодили множество бесов и бесовок49, в том числе Мару. Лада же родила от Белбога Сварога. Он принадлежит не только небесному, но и земному миру: бог неба — и в то же время первоче-ловек50, первый пахарь и кузнец. Затем Лада вступила в брак со Сварогом (своим сыном-внуком) и родила трех Сварожичей — Перуна, Ярилу и Даждьбога. Четвертый Сварожич — Огонь. Три дочери Лады — Летница (До-дола), Леля и Морана,— видимо, также рождены от Сварога. В поколении Сварожичей инцест совершается лишь между братьями и сестрами. Перун женится на Маре, не раз гибнет и воскресает из-за нее, пока не меняет эту дочь Чернобога на свою сестру Летницу. Ярила вступает в брак с Лелей, спасенной им от Змея. Даждьбог женится на Моране, но ее похищает Чернобог, и Солнцу -Сварожичу приходится спуститься в преисподнюю, чтобы отбить свою сестру-жену. Ярила соперничает с Даждьбогом из-за Лели, а Перун, возможно, из-за Мары. Из трех Сварожичей старший — Перун, средний — Ярила, младший — Даждьбог. С древней индоевропейской парой близнецов-всадников соотносятся Перун и Даждьбог или Даждьбог и Ярила. Последним двум у поляков соответствуют Лель и Полель, дети Лады. При этом Лель (Даждьбог) оказывается старше Полеля (Ярилы). О следующем поколении богов — детях Сварожичей — известно мало. Миф о детях Мары, изменявшей Перуну со Змеем, у славян прослеживается слабо. Дочь Перуна и Летницы — Девана. В русском заговоре упоминаются сыновья Георгия Храброго — лучники Симеон и Герасим. Вероятно, это дети Ярилы, языческих имен которых мы не знаем. (День Герасима-Грачевника — 4 марта, Симеона-Летопроводца — 1 сентября; между двумя этими праздниками умещается весь весенне-летний сезон.) Сын и дочь Ивана-царевича, ценой жизни которого он оживил Булата-молодца (то есть Перуна) — разумеется, дети Даждьбога и Мораны. Имен их мы, опять-таки, не знаем. Трех сыновей Колаксая, не называя их имен, упоминает Геродот. Внуком же (то есть потомком) Даждьбога считался русский народ. Свой род был у Стрибога. Сын его — Соловей-Разбойник, а внуки — ветры, женатые (подобно Сварожи-чам) только на своих сестрах. В песнях южных славян нередко описывается родословная светил — Солнца, Месяца, Денницы (Венеры) и др., но варианты ее слишком расходятся между собой, чтобы сравнивать их с другими данными о генеалогии славянских богов. Древнейшим, видимо, был миф о браке Месяца (Велеса) и Солнца (Лады) и о любовной связи его с Денницей. Вне прослеженной здесь родословной оказываются лишь некоторые божества, о которых известно слишком мало (Прове, Ругевит, Поревит, Климба и др.). Обобщим теперь то, что удалось узнать о годовом цикле праздников славянских богов. Старый год соединяли с новым 12 дней святок. 24 декабря, около времени зимнего солнцеворота, Лада рожала Даждьбога (Божича) и Морану (Коляду), а также, вероятно, и Перуна с Ярилой. (Судя по сказке «Три царства», все три Сварожича рождались в одну ночь.) Озлобленная этим нечисть бесновалась все двенадцать дней, а люди, вопреки ей, справляли обряды, обеспечивавшие обилие и благополучие на весь год. В Новогоднюю ночь встречали Овсеня, а 6 января очищались священной водой и праздновали день Велеса. С 1 по 7 марта шла широкая Масленица. Провожали Морану — богиню зимы и смерти, и встречали ее же — богиню весны, а также ее супруга — Даждьбога. С этих дней начинали петь песни в честь Лады-Весны. Именно тогда Даждьбог, победив Чернобога-Кощея, выводил из-под земли трех богинь — царевен золотого, серебряного и медного царств — Морану, Летницу и Лелю, которые и становились супругами трех Сварожичей. Около времени весеннего равноденствия, 25 марта, Земля-Лада рожала,— видимо, кого-то из весенних богов (Перуна? Ярилу? Лелю?), зачатого ею в Купальскую ночь. Примерно тогда же, вероятно, отмечался праздник, перекрытый позднее Пасхой: день воскресения Перуна, погубленного было Марой. Вскоре после него праздновались Красная горка и Радуница, посвященные соответственно чествованию молодоженов и поминовению предков. 22 апреля в мир приходила Леля, а 27 апреля — Ярила. Веселый бог, восстав из могилы, побеждал Чер-нобога, освобождал трех своих сестер, спасал Лелю от Змея и женился на ней. И тогда земля и деревья покрывались зеленью. 1 мая западные славяне чествовали Живу-кукушку, Ладу (ту же Живу), таинственного Воду и Лелю. Восточные же славяне 2 мая почитали близнецов-всадников (позднее Бориса и Глеба) и, вероятно, их мать Ладу. 4 июня чествовали Ярилу и Лелю (троицких «короля» и «королеву»). А затем провожали-хоронили Ярилу (Коструба) и Ладу (Весну, Кострому). Чествование и проводы Ярилы могли и разделяться несколькими днями (молодой и старый Ярила). Проводам русалок была посвящена Русальная неделя, предшествовавшая дню Ярилы или Купалы31. Западные славяне в Ярилин день чествовали, помимо Ярилы и Лели, Иешу-Перу-на, Ладу, Лелю, Ныю (Боду?) и Ладо-Даждьбога, а также Летницу. Обряды погребения Германа (Калояна) и вождения Додолы или Перуна справлялись в разные дни, когда нужно было вызвать или прекратить дожди. В ночь на 24 июня (около времени летнего солнцеворота) уходили в подземный мир Морана, похищенная Черно-богом, Лада-Купала и Даждьбог. Нечисть, обрадованная этим, бесчинствовала. Чтобы остановить ее, исполнялись обряды, связанные с силами воды, огня и растений. 20 июля, дабы уберечь выращенный урожай от грозы, отмечался день Громовника (Рода, Перуна). Жертвы для него (в том числе человеческие) отбирались 12 июля. Около 20 июля праздновались также дни Лет-ницы и Стрибога. 7 августа (по ромашковскому календарю) справлялись обжинки. Чествовали Ладу (Золотую Бабу, Берегиню, Талаку), последний пучок колосьев оставляли «Волосу на бородку». 8 сентября приносились жертвы Роду и Рожаницам (Ладе и Леле). 14 сентября, как считалось, уходили под землю на зиму змеи и медведи. Вероятно, тогда же, около времени осеннего равноденствия, погибал Колаксай-Даждьбог, убитый завистливыми братьями. 1 октября, видимо, отмечался праздник Лады (позднее — Покров Богоматери), справлялись свадьбы. День 26 октября (Юрьев день осенний, установленный не в Греции, а на Руси) мог быть древним праздником Ярилы. Новые исследования могут дополнить или уточнить реконструированную в этой главе картинку. Лишь бы это были именно исследования, основанные на внимательном изучении и сопоставлении источников, а не на произвольных фантазиях или «ославянивании» чужих мифов, не родственных славянским.
Словарь - указатель славянских богов52
Авдотья Лиходеевна (рус.) — колдунья, жена Михаилы Поты-ки. См. Мара. Александр (др.-рус.,болг.) — царь, летящий на грифонах (солярная черта). См. Даждьбог. Анастасия (рус.) — а) морская красавица, в которую влюблено Солнце, см. Морана; б) вторая жена Михаилы Потыка, спасающая его от колдуньи Марьи (Авдотьи). См. Летнхща. Баба Коризма (черногор.) — воплощение Великого поста. См. Баба-Яга. Баба-Яга — богиня смерти, войны, колдовства, хозяйка леса. Балачко (серб.) — трехглавый воевода-чудовище. См. Чернобог. Белбог — верховный бог добра. См. Род. Беллона (чеш.) — богиня войны, сестра «Марса». См. Морана. Белун (белорус.) — добрый бог, помогающий путникам. См. Белбог. Берегиня (др.-рус, рус.) — богиня земли, воды, урожая, женщина-рыба. См. Лада. Бог — верховный добрый бог, творец мира. См. Род. Богоматерь — мать Белбога и Христа (Даждьбога), покровительница матерей и др. См. Лада. Бода (польск.) — неизвестное божество (Водан? Ныя?), почитавшееся вместе с Аадой и Аелей. Божич (юж.-слав.) — бог, родившийся на Рождество (Христос, Даждьбог). См. Даждьбог. Борис и Глеб (рус.) — святые всадники. См. Близнецы-всадники. Буенек и Булка (болг.) — «жених» и «невеста», главные участники весеннего обряда. См. Ярила, Леля. Буняка (зап.-укр.) — великан с губительным взглядом. См. Стрибог (Вий). Ванда (полъск.) — легендарная княгиня с чертами богини воды и Вселенной. См. Лада. Вела (др.-рус.) — богиня, близкая к Велесу. Велес (Волос) — бог скотоводства, земледелия, торговли, магии, поэзии, луны, животных; праотец богов. Великая Богиня (усл. назв.) — богиня растений, животных, плодородия, мать и жена богов-всадников (на вост.-слав. вышивках и украшениях). См. Лада. Венера (полаб., полъск.) — богиня любви, почитавшаяся в Магдебурге и Торуни. См. Лада. Весна (рус.) — богиня весны. См. Лада. Вий (укр.) — бог смерти, подземного мира и ветра. См. Стрибог. Власий — святой, покровитель скотоводства. См. Велес. Волос — см. Велес. Волх (рус.) — былинный герой, князь-оборотень. См. Велес. Волховская коровница (рус.) — водная богиня, жена Перуна. См. Мара. Генниль (полаб.) — бог зари, защитник скота. См. Заря. Георгий (Егорий, Юрий) — святой, покровитель скота (особенно коней), земледелия, охоты, войны и др. См. Ярила. Герман (болг.) — обрядовый персонаж, бог дождя и плодородия. См. Ярила. Гладолет (чеш.) — планета Сатурн. См. Чернобог. Годраг (Гонодраг) (бодриц.) — малоизвестный бог. Дабог (серб.) — бог смерти и нижнего мира. См. Даждъбог. Даждьбог — бог солнца, сын Сварога. Дан-Богдан (болг.) — герой с солярными чертами. См. Даждъбог. Дева (полаб., словац., пол.) — богиня, соответствующая Венере, почитавшаяся в Магдебурге и Торуни. См. Лада. Девана (чеш.) — богиня охоты, дочь Перуна и Лет-ницы. Дедко (чеш.) — воплощение зимы в обряде выноса смерти. См. Чернобог. Джурило (укр.) — см. Ярила. Дзевана (полъск.) — богиня охоты. См. Девана. Дзевоя (белорус.) — богиня девичества. См. Девана. Дзивица (луж.) — богиня охоты. См. Девана. Дзидзилеля (полъск.) — богиня любви. См. Леля. Див (др.-рус, юж.-слав.) — злое божество (грифон). См. Чернобог. Дивия (др.-рус.) — богиня, вероятно, супруга Дыя. См. Лада. Дирцея (чеш.) — малоизвестная богиня. См. Морана. Добропан (чеш..) — планета Меркурий. См. Даждъбог. Добрыня (рус.) — богатырь-змееборец. См. Перун. Додола (юж.-слав.) — главная участница обряда вызывания дождя. См. Летница. Дриван (болг.) — небесный герой, создатель земледелия. См. Сварог. Дый (др.-рус.) — верховный небесный бог. См. Род. Егорий (вост.-слав.) — см. Георшй, Ярила. Ежибабель (чеш.) — муж Ежибабы (Яги). См. Чер-нобог. Еньова буля (болг.) — «жена Ивана (Солнца)», главная участница обряда гадания 24 июня. См. Морана. Еруслан Лазаревич (рус.) — богатырь-змееборец. См. Ярила. Желя (др.-рус.) — богиня войны и смерти. Жива — богиня плодородия, главная вила, планета Венера. См. Лада. Живе (польск.) — бог жизни, герой, супруг Ныи. См. Сварог. Жубрило (рус.) — см. Ярила. Жыж (белорус.) — бог подземного огня. См. Огонь. Жыцень (белорус.) — бог осени. См. Белее. Заря (вост.-слав.) — богиня зари (утренней и вечерней). Зелу (чеш.) — бог растительности, солнца, смерти; планета Меркурий (Зелон). См. Даждьбог. Змей-Деспот-Вук (серб.) — герой-змееборец с чертами змея, волка и орла. См. Перун. Змей Огненный Волк (серб.) — герой с чертами змея, волка и птицы. См. Перун. Золотая Баба — богиня урожая, судьбы, материнства. См. Лада. Зоревик (вост.-слав.) — сказочный герой (третий брат), добывающий трех царевен подземного мира. См. Даждьбог. Зюзя (белорус.) — бог зимы. См. Чернобог. Зять Цереры (чеш.) — бог смерти и подземного мира. См. Чернобог. Иван (Ян, Ясь) — персонаж купальских песен и обрядов, брат и супруг Марьи. См. Даждьбог. Иван Быкович — см. Иван Сучич. Иван Годинович (рус.) — богатырь, победитель Кощея. См. Даждьбог. Иван Кобылий Сын — см. Иван Сучич. Иван Кухарчич (вост.-слав.) — брат Ивана Сучича в сказке «Бой на калиновом мосту». Иван Попялов (вост.-слав.) — см. Иван Сучич. Иван Сучич (Быкович, Кобылий Сын и др.) — главный герой сказки («Бой на калиновом мосту»). См. Даждьбог. Иван Царевич (вост.-слав.) — сказочный герой, победитель Кощея («Марья Моревна») или брат Ивана Сучича («Бой на калиновом мосту»). См. Даждьбог. Илья Муромец (рус.) ника. См. Перун. Илья-пророк — святой громовник. Ипабог — бог охоты (вымышлен). Иеша (польск.) — верховный бог-громовник. См. Перун. Калоян (болг.) — см. Герман, Ярила. Карна (др.-рус.) — богиня смерти и войны. Касьян (рус.) — злой святой (29 февраля) с губительным взглядом. См. Стрибог (Вий), Чернобог. Кигала (чеш.) — малоизвестная богиня. Кирт (чеш., хоре., словен.) — верховный бог неба, дед Радигоста. См. Род. Климба (чеш.) — богиня ночи и войны. Малоизвестна. Клювина (чеш.) — богиня войны. Малоизвестна. Колодий (укр.) — злой бог, похититель женщин, персонаж масленичного обряда. См. Чернобог. Коляда (рус, белорус.) — олицетворение Рождества. См. Даждьбог, Морана. Король и Королева (польск., чеш.) — главные участники троицкого обряда. См. Ярила, Леля. Кострома (рус.) — воплощение весны в обряде. См. Лада. Коструб (укр.) — умирающий и воскресающий персонаж в весеннем обряде. См. Ярила. Кощей (вост.-слав., польск.) — злой подземный царь в сказке. См. Чернобог. Краломоц (чеш..) — планета Юпитер. См. Перун. Краль и Кралица (серб., хоре.) — главные участники троицкого обряда. См. Ярила, Леля. Красатина (чеш.) — малоизвестная богиня. См. Лада (Красопани). Красопани (чеш.) — богиня любви, планета Венера. См. Лада. Кривда (рус.) — воплощение зла. См. Баба-Яга. Кродо (полаб., сакс.) — верховный бог плодородия и Вселенной. См. Род (Кирт). Крулевна (польск.) — главная участница троицкого обряда. См. Леля. Кузьма-Демьян (вост.-слав.) — святой, первочело-век, первый пахарь и кузнец. См. Сварог. Купала (вост.-слав.) — богиня весны, мать Мораны. См. Лада. Курент (словен.) — добрый бог, связанный со святками и масленицей (Даждьбог? Ярила?). Лада — верховная богиня-мать, богиня весны, брака и любви. Ладо (польск.) — бог войны и солнца. См. Даждьбог. Лазарь и Лазарица (серб., мак.) — главные участники весеннего обряда. См. Ярила, Леля. Лель (польск.) — бог брака, покровитель знати, сын Лады, брат Полеля. См. Боги-близнецы. Леля — юная богиня любви и весны. Летница (чаи.) — жена Перуна, мать Деваны. Любмел (белорус.) — юный бог брака и любви. См. Боги-близнецы (Лель). Мара (имя условно) — злая богиня нижнего мира, первая жена Перуна. Марена (укр.) — см. Морана (Марья). Маржак (чеил., словац.) — спутник Мораны. См. Даждьбог. Маржана (польск.) — см. Морана. Маринка (рус.) — колдунья, возлюбленная Добры-ни. См. Мара. Марс (чеил.) — бог войны, брат «Беллоны». См. Даждьбог. Марья (вост.-слав.) — персонаж купальских песен, сестра и жена Ивана (Даждьбога). См. Морана. Марья Белая Лебедь (рус.) — колдунья, жена Михаилы Потыка. См. Мара. Марья Моревна (рус.) — амазонка, супруга Ивана Царевича. См. Морана. Масленик (рус.) — спутник Масленицы. См. Даждьбог. Масленица (рус.) — главный персонаж обряда проводов зимы. См. Морана. Мать Сыра Земля (рус.) — воплощение земли. См. Лада. Мерот (чеил.) — бог — проводник душ на тот свет. См. Велес. Месяц — воплощение луны, небесный пастух. См. Велес. Микула Селянинович (рус.) — богатырь-пахарь. См. Сварог. Михаил — архангел, громовник. См. Перун. Михайло Потык (рус.) — богатырь, погубленный колдуньей Марьей (Авдотьей). См. Перун, Мара. Мокошь — богиня воды, прядения, овцеводства. См. Лада. Морана — богиня весны и смерти, сестра и жена Даждьбога, дочь Купалы (Весны, Лады). Мороз (рус.) — бог зимы. См. Чернобог. Мужичок с ноготок (вост.-слав.) — хозяин нижнего мира в сказке. См. Чернобог. Настасья (рус.) — невеста Ивана Годиновича, похищенная Кощеем. См. Морана. Неделя (вост.-слав., юж.-слав.) — воплощение воскресенья, дочь Пятницы, богиня прядения. См. Морана. Несреча (серб.) — богиня злой судьбы. См. Баба-Яга. Никола — святой, наследник Бога, покровитель земледелия, скотоводства, мореплавания. См. Велес, Сварог, Стрибог. Ный (польск.) — бог загробного мира. См. Велес. Ныя (пол.) — богиня нижнего мира, супруга Геркулеса, мать Скифа. См. Лада. Обида (др.-рус.) — крылатая богиня нижнего мира и несчастья. Облупа (рус.) — бог обжорства, спутник Ярилы. См. Ярила. Овсень (рус.) — воплощение Нового года, первоначально — бог зари. См. Заря. Огненная Мария (серб.) — святая-громовница, сестра Ильи. См. Летница. Огонь Сварожич (др.-рус.) — бог огня. Пантелеймон (серб.) — святой, хозяин ветра. См. Стрибог. Пеперуда (юж.-слав.) — главная участница обряда вызывания дождя. См. Летница. Переплут (др.-рус.) — бог плодородия, птицечело-век. См. Симаргл. Перун — громовник, бог войны. Пизамар (балт.-слав.) — малоизвестный бог. Пинай (рус.) — бог пьянства (?), спутник Ярилы. См. Ярила. Погода (польск.) — божество погоды, ветра. Подага (балт.-слав.) — малоизвестное божество (Погода?). Позвизд (польск., др.-рус.) — бог ветра. См. Стрибог. Покладня Баба (хоре.) — воплощение Великого поста. См. Баба-Яга. Полель (польск.) — бог брака и веселья, покровитель простого народа, брат Леля, сын Лады. См. Боги-близнецы. Поревит (балт.-слав.) — бог осени и зимы. Поренут (балт.-слав.) — бог Вселенной, праотец богов. См. Белее. Посвистан (укр.) — см. Позвизд. Похвист (польск.) — см. Позвизд. Прабог (словац.) — верховный бог. См. Род. Правда (рус.) — воплощение добра. См. Лада. Припегала (полаб.) — бог плодородия, солнца и войны. См. Ярила. Прове (балт.-слав.) — бог правосудия. Пятница — святая, покровительница материнства, прядения и др. Мать Недели. См. Лада. Радамаш (чеш.) — бог загробного мира. См. Белес. Радигост — бог солнца и войны; сын Сварога, внук Кирта (Рода). См. Даждьбог. Род (др.-рус.) — верховный небесный бог, громовник. Рожаницы — богини плодородия и судьбы. См. Лада, Леля. Ругевит (балт.-слав.) — бог весны, лета, войны. Сатанаил — бог зла, брат Бога, творец мира (совместно с ним). См. Чернобог. Сатурн (вост.-слав.) — бог смерти, почитавшийся на Черной горе. См. Чернобог. Сатурн (балт.-слав.) — бог, почитавшийся в виде медного идола (Велес? Чернобог?). Сварог — бог-кузнец, отец Даждьбога и Огня. Святовит (балт.-слав., чеш.) — верховный небесный бог. См. Род. Семик и Семичиха (рус.) — главные персонажи весеннего обряда. См. Ярила, Леля. Середа (вост.-слав.) — олицетворение среды; богиня прядения. См. Мара. Симаргл (др.-рус, болг.) — крылатый пес, бог растительности и плодородной земли. Скалоян (болг.) — см. Герман. Смертонош (чеш.) — планета Марс. См. Даждъбог. Солнце — обожествленное светило. См. Лада, Даждьбог, Хоре. Соловей-Разбойник (рус.) — демон ветра, отец ветров (?). См. Стрибог. Среча (серб.) — богиня доброй судьбы. См. Лада. Стрибог — бог ветра и моря. Сытиврат (чеш.) — бог плодородия (?). См. Велес. Талака (белорус.) — богиня урожая. См. Лада. Тригла (балт.-слав.) — богиня луны. См. Чернобог, Баба-Яга. Триглав — бог Вселенной с чертами бога тьмы. См. Чернобог. Троян (юж.-слав., др.-рус.) — злой бог ночи. См. Чернобог. Тур (вост.-слав.) — зооморфный бог весны и плодородия. См. Ярила. Турупит (балт.-слав.) — малоизвестный бог. См. Поренут. Усуд (серб.) — бог судьбы. См. Род. Флинц (луж.) — бог смерти. См. Даждьбог. Флор и Лавр (вост.-слав.) — святые всадники, покровители коневодства. См. Боги-близнецы. Хаммон (полаб.) — верховный бог-громовник. См. Перун. Хоре — бог солнца. См. Даждьбог. Царица-Молния (рус.) — богиня-громовница. См. Летница. Царь-Девица (вост.-слав.) — амазонка, хозяйка «живой» воды и др., супруга Ивана Царевича. См. Мо-рана. Царь Морской (рус.) — бог моря и рек. Цеця (белорус.) — богиня лета. Цица (луж., герм.?) — малоизвестное божество (богиня-мать). Чернобог — бог тьмы и зла. Черноглав (балт.-слав.) — бог войны. См. Перун. Черный Арапин (юж.-слав.) — главый воин. См. Чернобог. Черт — см. Чернобог, Сатанаил. Числобог (полаб.) — вымышленный бог (бог времени). Юлий (балт.-слав.) — бог, чье копье почиталось в Юлине (Волине). См. Ярила. Юпитер (чеш.) — верховный бог-громовник. См. Перун. Юрий — см. Георгий. Ютробог (луж.) — бог солнца и зари. См.Даж. Ярила — бог весны, солнца, плодородия, войны Ярилиха (рус.) — спутница Ярилы. См. Леля Яровит (балт.-слав., полаб.) — см. Ярила Ярун (рус.) — см. Ярила. Ясонь (чеш.) — бог солнца. См. Даждъб< -- III, 14, 22. Эти племена, славяне и анты <...>, считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всем, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Прокопий из Кесарии. Война с готами. Пер. С. П. Кондратьева. М., 1950. С. 297. Лев Диакон. История (990 г.). X, 6. И вот, когда наступила ночь и засиял полный круг луны, скифы (русы) вышли на равнину и начали подбирать своих мертвецов. Они нагромоздили их перед стеной, разложили много костров и сожгли, заколов при этом, по обычаю предков, множество пленных, мужчин и женщин. Совершив эту кровавую жертву, они задушили несколько грудных младенцев и петухов, топя их в водах Истра. Лев Диакон. История. Пер. М. М. Копыленко. М., 1988. С. 78. Абу-л-Хасан Али ал-Масуди (X в.). Промываль-ни золота и копи драгоценных камней. 62. У славян есть дома, которые они почитают. Среди них есть один (что стоит) на тех горах, о которых говорят философы, что они принадлежат к высоким горам мира. Есть известия о том, каким образом построен этот дом, о размещении разных сортов камня в нем и разнообразии их цветов, об отверстиях, проделанных в нем в самой высокой его части, и что в этих проделанных отверстиях происходило с восхода солнца; и какие в нем были положены (на сохранение) драгоценные камни, и о начертанных в нем знаках, что указывали на будущие явления; и от каких событий, до того, как они произойдут, предостерегают эти драгоценные камни; и о появлении звуков к ним с высот его (дома), и что происходит с ними во время слушания этого. И есть у них дом, который создал один из их царей на Черной горе, которую окружают удивительные воды, отличающиеся разными цветами и вкусами, все очень полезные. И у них в нем есть огромный идол в образе Сатурна, сделанный в виде старца с посохом в руке, которым он шевелит кости мертвых в могилах. Под правой его ногой есть изображения чего-то наподобие насекомых, а под другой (его ногой) — вороно-черные изображения грачей и других (птиц) и удивительные изображения чего-то подобного абиссинцам и неграм. У них есть еще иной дом на горе, которую окружает залив моря, (дом), сооруженный из камней красного мрамора и камней зеленого изумруда. В середине его огромный купол, а под ним идол, части тела которого (сделаны) из четырех сортов драгоценного камня: зеленого хризолита, красного карбункула, желтого корналина и белого хрусталя (берилла), а голова его — из червонного золота. Против него — другой идол в виде девушки. Ему обычно приносят жертвы и воскурения (ладана). Происхождение этого дома связывают с одним мудрецом, который был у них в давние времена. Мы уже раньше рассказывали его историю и о том, что он сделал в земле славян, какие он сотворил у них фокусы и хитрости, и о сооруженных им огромных отверстиях, которыми он привлекал к себе их сердца и овладел их душами, и с помощью которых он подчинил их умы, несмотря на суровость обычаев славян и на разнообразие природных качеств (отдельных племен). Абу-л-Хасан A\i ал-Масудь 3 книги «Промивалым золота та родовища дорогоцшного камшня». Пер. А. П. Ковал1вського//Антолопя лггератур Сходу. X., 1961. С. 364. Георгий Младший. Житие Георгия Святогорского53. [В с. Ливиздия (Ливадия?) на Афоне] жили болгары, именуемые славянами. <...> В том владении <...> с давних времен и до наших дней стоял один идол, мраморный, изображавший женщину. Эти неразумные люди служили ей и говорили: «Солнце, и дождь, и всякое благо дается нам от нее, которая имеет власть даровать смерть и жизнь кому пожелает. <...> Помолись нашей богине, чтобы она помогла тебе перед царем». Герасимова Т. Сведения за един мраморен идол у българите в Солунско//Езиковедско-етнолошки изследвания в памет на академик Стоян Романски. София, 1960. С. 88*. Здесь и далее, кроме специально оговоренных случаев, перевод сделан Д. М. Дудко.
В лето 6415 (907). <...> Цари же Леон с Александром мир сотворили с Олегом, дали дань и клятву принесли между собой, поцеловав крест, а Олега — приведя к присяге и мужей его по русскому закону: клялись оружием своим, и Перуном, богом своим, и Волосом, скотьим богом, и утвердили мир. В лето 6453 (945). <...> Кто помыслит из страны Русской разрушить такую любовь и сколько их священие приняло из страны Русской, да примут месть от Бога Вседержителя, осуждение на погибель в сей век и в будущий; а сколько их не крещено, да не имеют помощи от Бога, ни от Перуна, да не защитятся щитами своими, да иссечены будут мечами своими, и от стрел, и от иного оружия своего, да будут рабами в сей век и в будущий. <...> И наутро призвал Игорь послов, и пришел на холм, где стоял Перун, и положили оружие свое, и щиты, и золото, и приведены были к присяге Игорь и мужи его, и сколько было язычников Руси; а христианскую Русь приводили к присяге в церкви святого Ильи <...>. В лето 6479 (971). <...> Как клялся я царям греческим и со мной бояре и Русь вся, да сохраним правый договор; если же, из тех самых прежде указанных, не сохраним, я и (те, что) со мной и подо мной, да имеем клятву от Бога, в которого веруем, в Перуна и в Волоса, скотьего бога, да будем золоты, как золото, и своим оружием да иссечены будем. В лето 6488 (980). И начал княжить Владимир в Киеве один, и поставил кумиров на холм вне двора теремного: Перуна деревянного, а голова его серебряная, а ус злат, и Хорса-Даждьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И поклонялись им, называя их богами, и приводили сынов своих и дочерей, и служили бесам, и оскверняли землю требами своими. И осквернялась кровью земля Русская и холм тот. <...> И пришел Добрыня к Новгороду, поставил кумира над рекой Волховом, и поклонялись ему люди новгородские как богу. В лето 6622 (1114). Начал царствовать первым Ме-стром от рода Хамова, по нем Еремия. По нем Феоста34, которого и Сварогом называли египтяне. Когда царствовал сей Феоста, во время царствования его упали клещи с небес, и начали [люди] ковать оружие, ведь прежде того палицами и камнями бились. Тот же Феоста закон установил: женам за одного мужа выходить и ходить говея55. А кто прелюбодействовал, казнить повелевал. Из-за этого прозвали его богом Сварогом. Прежде того ведь жены блудили, с кем хотели, и были словно скот блудящий. Если рожала ребенка, то давала тому, кто ей люб был: «Это твое дитя». Он же, устроив празднество, принимал. Феоста же этот закон разрушил и постановил одному мужу одну жену иметь и жене за одного мужа выходить; если же кто преступит — пусть бросят его в печь огненную. Из-за этого прозвали его Сварогом, и благословили его египтяне. И по нем царствовал сын его по имени Солнце, которого называют Даждьбогом, семь тысяч четыреста семьдесят дней, что составляет двенадцать лет с половиной. Не умели ведь египтяне иначе считать: одни по луне считали, а другие днями годы считали. Двенадцати же месяцам число после узнали, с тех пор, как начали люди дань давать царям. Солнце-царь, сын Сварогов, который есть Даждьбог, был муж сильный. Услышал от некого о жене некой из египтян, богатой и замужней. И некто захотел блудить с ней. И не хотя отца своего закон Сварожий разрушить, взял с собой мужей несколько своих, узнав время, когда та прелюбодействует, ночью подстерег ее и не застал мужа с ней, а ее нашел лежащей с другим, с кем хотела. Взял же ее, и мучил, и велел ее водить по земле в укоризну, а того прелюбодея обезглавил. И была чистая жизнь по всей земле Египетской, и хвалить стали. Повесть временных лет. Т. I. М.-Л., 1950. С. 25, 35, 39, 52, 56, 400—401. Новгородская первая летопись. В лето 6497 (988). И пришел к Новгороду архиепископ Аким Корсуня-нин, и требища разрушил, и Перуна изрубил, и повелел тащить в Валхов. И повернув, веревками тащили его по грязи, ударяя жезлами. И велел никому и нигде не принимать [идола]. И шел пидьблянин56 рано на реку, чтобы горшки везти в город. Тут Перун приплыл к берегу, и оттолкнул [он] его шестом: «Ты, — сказал,— Перунище, досыта пил и ел, а ныне поплыви прочь». Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.-Л., 1950. С. 159—160. Новгородская четвертая летопись. В лето 6497 (988). <...> И в то время вошел бес в Перуна и начал кричать: «О горе! Ох мне! Достался немилостивым этим рукам!»; и бросили его в Волхов. Он же поплыл мимо Великого моста, бросил палицу свою на мост, которой ныне безумные убиваются, утеху творят бесам. Повесть временных лет. Ч. II. М.-Л., 1950. С. 159—160. О истории, что о начале Русской земли и создании Новгорода... (XVII в.) Старший же сын того князя Словена Волхов, бесо-угодник и чародей, лютый среди людей, тогда бесовскими ухищрениями видения творя многие, превращался в лютого зверя крокодила, и преграждал в той реке Волхове путь водный, и не покорявшихся ему одних пожирал, других, выбрасывая, топил. Из-за этого люди, тогда невежды, Богом сущим того окаянного нарицали и громом или Перуном называли, ибо белорусским языком гром «перун» именуется. Поставил же он, окаянный чародей, ради ночных видений, для бесовского собрания городок малый на месте некоем, называемом Перынь, где и Перун стоял. И баснословят об этом Волхве невежды, говоря: в бога сей окаянный превратился. Наше же христианское истинное слово, неложным испытанием много испытанное, известилось о сем окаянном чародее Волхве, что он зло разбит был и удавлен бесами в Волхове, и чарами бесовскими окаянное его тело несено было вверх по той реке Волхову и выброшено на берег против волховного городка его, что ныне зовется Перынь. И со многим плачем тут невеждами погребен был окаянный, с великой тризной поганской, и могилу насыпали над ним весьма высокую, по обычаю поганых. И по трех днях после окаянного того тризнища просела земля и поглотила мерзкое тело крокодилово, и могила его просыпалась с ним на дно адово, так что и поныне, как говорят, след ямы той не наполнился. Гиляров А. Предания начальной русской летописи. М., 1878. С. 17.
Слово о полку Игореве. <...> О Боян, соловей старого времени! Как бы ты эти походы воспел, скача, соловей, по мысленному дереву, летая умом под облака, свивая славу обеих сторон этого времени, рыская тропой Трояновой58 через поля на горы <...> Или так было воспеть, вещий Боян, Велесов внук <...>. <... > Встревожился див, кличет на верху древа, велит послушать земле незнаемой — Волге, и Поморью, и По-сулью, и Сурожу, и Корсуни59, и тебе, Тмутараканский истукан! <...> -<...> Это ветры, Стрибожьи внуки, веют с моря стрелами на храбрые полки Игоревы. <...> Тогда, при Олеге Гориславиче60, сеялись и росли усобицы, погибала жизнь Даждьбожьего внука, в княжьих крамолах век людям сократился. <...> Встала Обида в силах Даждьбожьего внука, вступила девою на землю Трояню, всплескала лебедиными крыльями на синем море у Дона, плеща, утопила обильные времена. <...> А Игорева храброго полка не воскресить! По нему кликнула Карна, и Желя поскакала по Русской земле, жар людям бросая из пламенного рога. <...> На седьмом веке Трояновом бросил Всеслав жребий о девице, любой себе...
<... > Всеслав-князь людей судил, князьям города давал, а сам в ночи волком рыскал, из Киева добегал до петухов к Тмутаракани, великому Хорсу волком путь перебегал. Слово о полку Игореве. М.-Л., 1950. С. 11—12,14—17, 25—26. Слово св. Григория, раскрытое в толкованиях, о том, как, сперва язычниками будучи, народы кланялись идолам и требы им клали; то и ныне творят (XI— XII вв.).61 Паисиевский список (XlVe.). <...> От тех [почитателей Озириса] приучились халдеи, начали требы им творить, Роду и рожаницам, порождению проклятого бога Осира. <... > Откуда и приучились эллины класть требы Артемиду и Артемиде, т. е. Роду и [двум] рожаницам. Так же и египтяне. Так же и до славян дошло это слово, и те начали требы класть Роду и рожаницам прежде Перуна, бога их, а прежде того клали требу упырям и берегиням. По святом Крещении Перуна отвергли и к Христу-Богу пришли. Но и ныне по окраинам молятся ему, проклятому богу Перуну, и Хорсу, и Мокоши, и вилам, и то творят тайно. Этого не могут лишиться — проклятого ставления второй трапезы, названной «Роду и рожаницам» <...>. Новгородско-Софийский список (XV в.). <...> Тем же богам требу кладут и творят и славянские народы: вилам и Мокоши-Диве, Перуну, Хорсу, Роду и [двум] рожаницам, упырям и берегиням, и Переплуту, и, вертясь, пьют в честь его из рогов. И Огню Сварожичу молятся, и навьям баню топят <... > и Мокошь чтут. <... > Чреву служащие попы установили прикладывать [тропарь] Рождества Богородицы к рожаничной трапезе. <...> И недели день, и кланяются, написав жену, в человеческом образе тварь. Чудовский список (XV в.). <...> Веруют в упырей и младенцев, почитают мертвых. <...> А другие под овином и в хлевах скотских молятся, как язычники <...>, и скотному богу, и попутнику, и лесному богу, и спорыньям, и Спеху62. <...> Эти не только бога знают, но и христианами себя называют, а горше язычников дела творят, да примут горше их муку <...>. Гальковский Н. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Т. II. М., С. 17—25. Слово некоего христолюбца и ревнителя по правой вере (XI в.). Как Илья Фесвитянин, заклавший иереев и жрецов идольских числом 300 <...>, так и этот63 не может терпеть христиан, двоеверно живущих, верующих в Перуна и Хорса, и в Мокошь, и в Сима, и в Регла, и в вил, которых числом 3064 сестер, как говорят невежды, и мнят их богинями, и так кладут им требы, и кур им режут. И много молятся; зовут его Сварожичем <...>. Не только же невежды то творят, но и ведающие, попы и книжники. Если того не творят ведающие, то пьют и едят молебную ту еду; если ж не пьют и не едят, то видят деяния их злые; если же не видят, то слышат и не хотят их поучить. Если бы кто и хотел научить, то прочий невежды не дадут зависти ради, и на убийство покушаются. <...> Не подобает христианам игр бесовских играть, которые суть плясание, музыка, песни бесовские и жертва идольская, когда молятся под овином огню, и вилам, и Мокоши, и Симу, и Реглу, и Перуну, и Волосу, скотьему богу, и Роду и рожаницам, и всем тем, которые им подобны. <...> Которые ставят кроме трапезы кутейной — законного обеда, ту, которая нарицается незаконная трапеза, именуемая «Роду и рожаницам». Гальковский Н. Указ. соч. С. 41—43. Беседа св. Григория Феолога65 об избиении града (XI в.). <...> Тот реку богиней называет и зверя, живущего в ней, как бога нарицая, требу творит. Один Дыю поклоняется, а другой — Дивии. Аничков Е. В. Язычество и Древняя Русь. СПб., 1914. С. 93.
Слово Исайи-пророка, истолкованное св. Иоанном Златоустом, о ставящих вторую трапезу Роду и рожаницам (XII в.). <... > Господь сказал: наследниками Моей святой горы будут избранные люди, которые служат Богу и выполняют его повеления, а не те, которые служат Роду и [двум] рожаницам, бесполезным идолам. <...> Истинно верующие люди, покоряющиеся Богу, а не [двум] рожаницам. <...> Вас же, покинувших Меня, забывших Мою святую гору, готовящих пир в честь Рода и [двух] рожаниц, наполняющих ковши свои на потребу бесам,— вас Я предам мечу, и все вы падете пронзенными! <... > Вы же бесовскими песнопениями славите идолов Рода и рожаниц и губите пророчества книг. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 1981. С. 445—446. Вопрошение Кириково, который спрашивал епископа Новгородского Нифонта и других (XII в.). 33. А если Роду и [двум] рожаницам режут хлебы, и сыры, и мед? Запрещал весьма: негде, рек, сказано: «Горе пьющим в честь [двух] рожаниц!» Русская историческая библиотека. 1880. Т. VI. С. 31. Хождение Богородицы по мукам (XII в.). <...> Это те, которые не веровали в Отца, и Сына, и Святого Духа, но забыли Бога и веровали в ту тварь, что он нам для работы сотворил, то все они богами прозвали: солнце и месяц, землю и воду, и зверей, и гадов, и человеческие имена, а именно — Трояна, Хорса, Велеса, Перуна в богов обратили, в бесов злых веровали и доныне мраком злым одержимы, того ради здесь так мучаются. Хрестоматия по древнерусской литературе. М., 1962. С. 92. Слово, истолкованное мудростью от св. апостолов, и пророков, и отцов, о твари и о дне, называемом неделя (XII—XIII вв.). <...> А неверные, написав Свет болваном, кланяются ему. <...> Болван ведь спрятан, выдолблен, написан, а не пролился, как свет. Свет не осязаем и непознаваем никем, где он находится. <...> Никто же не может указать образа свету. <...> Нам же, познавшим Бога, <...> поклоняться единому Богу <...>, а не твари, написанной в образе человеческом. Гальковский Н. Указ. соч. С. 78—79. Слово св. отца нашего Иоанна Златоуста (XIII в.). Люди, забывшие страх Божий <...>, приступили к идолам и начали поклоняться молнии и грому, и солнцу, и луне. А другие — Перуну, Хорсу, вилам и Мокоши, упырям и берегиням, которых называют 7 сестер66. А другие в Сварожича веруют, и Артемида и Артемидию, которым невежественные люди молятся и кур им режут. И иные в воде их топят, а другие, к колодцам приходя, молятся и в воду бросают. <...> А другие веруют в Стрибога, Даждьбога и Переплута, в честь которого, вертясь, пьют из рогов. Гальковский Н. Указ. соч. С. 59. Слово от святого Евангелия (список XIV в.). <... > А это душевные грехи: <... > учиться астрономии, и веровать в метание, и в лживые писания, и в эллинские книги баснотворные, и во встречу, и в Мокошь, и в сносудец, птичьи чары, и в громник, и в колядник, и в весь Мартолой проклятый, и кто творит злые дни и часы. Летописи русской литературы и древности. 1862. Т. IV. С. 106. Вопрос, что есть требокладение идольское (XIV в.). <...> Многие ведь из христиан трапезы ставят идолам и наполняют ковши бесам. Кто суть идолы? Первый идол — [две] рожаницы. [Цитата из «Слова Исайи».] А это второе: вилам и Мокоши, и еще не явно молятся, и тайно призывают идоломолицы бабы. Творят же то не только худые люди, но богатых мужей жены. <...> Горе, горе людям, <...> которые мнят честь оказать госпоже Богородице, ставя трапезу из крупичных хлебов и сыров, и ковши наполняя винами благовонными, и творят тропарь Рождеству, и подавая, друг другу, едят и пьют. И мнят, что добро творят и хвалу тем воздают Владычице чистой. Летописи русской литературы и древности. 1862. Т. IV. С. 85—86. Слово и откровение святых апостолов (конец XV— начало XVI вв.). <...> И дабы уразумели многие люди и в соблазн великий не впали, мня богов многих — Перуна и Хорса, Дыя, и Трояна, и иных многих. Ибо то люди были, старейшины: Перун у эллинов, а Хоре — на Кипре, Троян был царь в Риме. Но добрые мужи были, а другие — разбойники. Гальковский Н. Указ. соч. С. 51. Ьеседа трех святителей (XIV в.). <...> есть два ангела громовых, эллинский старец Перун и Хорс-жидовин, два ангела молнии. Даркевич В. П. Топор как символ Перуна в древнерусском язычестве//Сов. археология. 1961. № 4. С. 95.
О вдохновении духа в человеке (в списке конца XV— начала XVI вв.). Вдохновение бессмертное <...> единый вдыхает Вседержитель, который один бессмертен и непогибающих творец, ибо дунул ему [человеку] на лицо дух жизни, и стал человек душой жив. Это тебе не Род, сидя на воздухе, мечет груды, и от того рождаются дети <...> всем ведь есть творец Бог, а не Род. Гальковский Н. Указ. соч. С. 97. Мацей Стрыйковский. Хроника Польская, Литовская и всей Руси (1582). IV, 4. Владимир <...> в Киеве очень много храмов построил и идолов по горам окрестным поставил, в частности идол Перуна, бога грома, туч и молний (которого больше всех чтил), роскошнее всего сделал: само тело было из дерева искусно вырезано, голова его из серебра, уши из золота, в руке же держал камень наподобие пылающей молнии, в честь и славу которому огонь из дубовых дров, названный вечным, жрецы, для того приставленные, жгли. Если бы из-за небрежности стражей он когда-нибудь погас, то таких карали смертью, что также Литва, Жмудь67 и старые прусы соблюдали. Stryjkowski M. Kronika Polska, Litewska i wszystrkej Rusi. T. 1. Warsz., 1846.S. 138.
Устав преподобного Саввы (XVI в.). <...> [Исповедальный вопрос:] Не сблудила ли с бабами богомерзкие блуды, не молилася ли вилам, или Роду и рожаницам, и Перуну, и Хорсу, и Мокоши, пила и ела? Аничков Е. В. Язычество и Древняя Русь. СПб., 1914. С. 267. Поучение духовным детям (XVI в.). Уклоняйся перед Богом невидимых: людей, молящихся Роду и рожаницам, Перуну, и Аполлону, и Мокоши, и Перегине68, и ко всяким богам мерзким требам не приближайся. Азбукин А. Очерк литературной борьбы представителей христианства с остатками язычества в русском народе// Русский философический вестник. 1896. № 2. С. 249. Густынская летопись (XVII в.). Во-первых, Перконос, т. е. Перун, был у них старейший бог; [описание идола Перуна — по М. Стрыйков-скому]. Второй — Волос, бог скотий <...>. Третий — Позвизд, ляхи его называли Похвист; верили, что он был богом <... > воздуха, а иные — погоды и непогоды, иные его Вихрем нарицали, и этому Позвизду или вихрю как Богу, кланяясь, молились. Четвертый идол — Ладо (т.е. Pluton), бог пекельный; верили, что он был богом женитьбы, веселья, утешения и всякого благополучия, как у эллинов — Бахус; ему жертвы приносили желавшие жениться, дабы с его помощью брак добрый и любовный был. Этого Аадона, беса, в некоторых странах и поныне на крестинах и на свадьбах величают, распевая свои некие песни и руками о руки или по столу хлопая: «Ладо, Ладо!» — приплетая песни свои, много раз поминают. Пятый, Купало, думаю, был бог изобилия, как у эллинов —; Церера. Ему же <... > за изобилие благодарение приносили в то время, когда должна настать жатва.<...> С вечера собираются простые люди обоего пола и сплетают себе венки из съедобных злаков или кореньев и, подпоясавшись травой, разводят огонь, где ставят зеленую ветвь; и, взявшись за руки, ходят вокруг того огня, распевая свои песни и приплетая Купало; потом через тот огонь перескакивают, этому бесу жертву принося. Шестой — Коляда, которому праздник прескверный был 24 декабря. Сему бесу в память простой народ сходится в навечерие Рождества Христова, а поют песни некие, в них же если о Рождестве Христовом поминают, то Коляду беса величают. Но имели больше богов, т. е. Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла, Мокоша, иные же колодцам, озерам, рощам жертвы приносили. Из этих же богов некоему богу в жертву людей топили, ему же и доныне в некоторых сторонах безумные память творят: в день пресвет-лого Воскресения Христова, молодые, собравшись и играя, бросают человека в воду, и бывает иногда <...>, что бросаемые в воду или о дерево, или о камень в воде разбиваются и умирают, или утопают; по иным же сторонам <... > только водой обливают. Гальковский Н. Указ. соч. С. 295—301. И. Гизель. Синопсис (1674). [Текст тот же, что в Густынской летописи, но с некоторыми оригинальными деталями. О Перуне:] ноги железные. В руках же держал камень наподобие молнии пылающей, рубинами и карбункулами украшенный. [О Поз-визде:] называли его богом воздуха, ветра и непогоды. [О Ладо:] Этот же соблазн от древнейших идолослужи-телей произошел, которые неких богов Леля и Полеля почитали. <...> И ныне по неким странам пением «Лелюм-Полелюм» возглашают также и мать Лелеву и Полелеву Ладо, распевая: «Ладо, Ладо!» [О Коляде:] на тех же своих законопротивных сборищах и некоего Тура-сатану <...> вспоминают. Гальковский Н. Указ. соч. С. 295—299. Поучение в понедельник Святого Духа (XVII в.). Но еще такая слепота <... > среди препростых людей есть, которые бога плодов земных Дида, и бога изготовления орудий всякого дела речного Лада, как тогда эллины, почитали, разжигали огни, скакали, плеща руками, и пели: «Дидо-Ладо!», и, принося всякие вещи из посуды и одежды, <...> в огонь бросали, и так, когда разгорался огонь, через него скакали. Есть и такие, что думают, будто есть бог скотов и всяких животных, и того почитают. Его же называют Колядою, ему же вечером празднуют, а днем работают. И такие есть, что бога водного называют, и того хвалят и почитают, дабы от волн морских сохранил, и его именуют Лоло, и сего ради в память его водой поливаются. Гальковский Н. Указ. соч. С. 302. Исповедь каждого чина по десятисловию (XVIII в.). Первая заповедь. Не обливался ли водою в Великий четверг или на Светлой неделе не купал ли кого? Так же в навечерие Рождества Иоанна Предтечи и в день Петра и Павла не купался ли? Если кто в вышеупомянутые дни водою обливается, тот <...> идолу Купалу жертву приносит. <...> Иные же воспевают Коляду или же Ладу, и «Лелю-Лелю», видя для себя в том великое добро и веселье. Иные же на русалиях плещат [руками] и, ударяя о стол, повторяют, воспевают: «Ладу, Лада!»... Гальковский Н. Указ. соч. С. 303—304.
Румянцевский сборник (XVIII в.). <... > Бабы каши варят на собрание рожаницам. Гальковский Н. Указ. соч. С. 94. Анания Федоров. Суздальский летописец (1754). Обыватели в граде Суздале <...> имели богов языческих и, кроме них, Яруна, Пиная, Облупу, Купала, для которых места были в городе особенные, их богомер-ские были мольбища или капища. Соколов М. Старорусские солнечные боги. Симбирск, 1887. С. 27. Сказание о построении города Ярославля (XVIII в.). И было селение, называемое Медвежий угол, в нем же обитатели — люди поганой веры, язычники злые. <...> Идол, которому поклонялись они, был Волос, т. е. скотский бог. И этот Волос <„..> стоял среди долины, называемой Волосовой, откуда и скот по обычаю на пастбища выгоняли. Этому <...> идолу и кереметь70 поставлена была, и волхв дан, а он неугасимый огонь для Волоса поддерживал и жертвоприношения ему воскурял. Когда приходил первый выгон скота на пастбища, волхв закалывал для него тельца и телку, в обычное же время из диких зверей жертвы сжигал, а в некоторые очень тяжелые дни — и из людей. Этот волхв <... > по дыму воскурения жертвенного понимал все тайное и говорил слова случавшимся там людям как слова этого Волоса. Когда же огонь у Волоса угасал, то волхва в тот же день и час отрешали от ке-ремети, и по жребию избирали иного, и этот закалывал волхва и, разведя огонь, сжигал в нем труп его как жертву, единственно способную возвеселить этого грозного бога. <...> И люди эти клятвой у Волоса обещали князю жить в согласии и оброки ему давать, но только не хотели креститься. <...> [Князь прибыл с воинами и духовенством.] Но когда вошел в это селение, люди его выпустили из клетки некоего лютого зверя и псов, чтобы разорвали князя и тех, кто с ним. [Ярослав убил зверя секирой.] При засухе язычники молили слезно своего Волоса, чтобы низвел дождь на землю. <...> На месте, где некогда стоял Волос, тут и дудки, и гусли, и пение, раздававшееся много раз, и плясание некое было видимо. Скот же, когда на этом месте ходил, необычной худобе и недугу подвергался. <...> Говорили, что вся эта напасть была гневом Волоса, что он превратился в злого духа, дабы сокрушить людей, как сокрушили его и кереметь. [Сооружение церкви Власия на месте святилища.] Воронин Н. Медвежий культ в Верхнем Поволжье XI в.// Краеведческие записки (Ярославль). 1962. Вып. 4. С. 90—93.
Легенда о Перыни (записана П. Якушкиным в 1866 г.). Был зверь-змияка, этот зверь-змияка жил на этом самом месте, вот где теперь скит святой стоит Перюньский. Каженную ночь этот зверь-змияка ходил спать в Ильмень с Волховскою коровницею. Перешел змияка жить в самый Новгород; а на ту пору и народился Володимир-князь в Киеве. <...> Новгород окрестился. Черту с Богом не жить: Новый-Город схватил змияку Перюна, да и бросил в Волхов. Черт силен: поплыл не вниз по реке, а в гору — к Ильмень-озеру; подплыл к старому своему жилью — да и на берег! Володимир-князь велел на том месте церковь рубить, а дьявола опять в воду. <...> Якушкин П. И. Путевые письма из Новгородской губернии//Якушкин П. И. Соч. СПб., 1884. С. 223. Легенда об острове Перун (записана в 1905 г. Д. И. Яворницким). До принятия нашими предками христианской веры, говорят, посреди Киева стоял каменный идольский бог Перун с золотой головой. А тогда, как киевский князь Свя-тославский привез в Киев христианскую веру, тот бог сброшен был в Днепр. И поплыл тот Перун вниз по воде, а остановился аж между порогами, возле высокого скалистого острова, против Таволжана. В том острове есть большая пещера, и в той пещере и поселился тот бог Перун. Там он превратился в семиглавого змея. От того Перуна-змея и остров прозвали Перуном, а пещеру — Зме-евой. В той пещере <».,> были двери: сначала железные, а потом золотые; а внутри стояли столы: сначала серебряные, а потом золотые. На столах были очень дорогие скатерти с золотыми кистями по углам. Все там было очень хорошо убрано, лишь никого не было видно, а только слышно было, что там кто-то очень тяжело стонал в самой глубине. А стонал некто иной, как семиглавый змей. Люди боялись лазать в ту Змееву пещеру. Только один дед Винниченко ходил туда, потому что он был большой волшебник. Он брал с собой свечку, влезал в пещеру, а что он там делал, то неизвестно. А когда, бывало, влезет, то там поднимается такой страшный гул, что аж весь камень того острова трещит. А гул шел от того же семиглавого змея. Тот <...> змей часто вылетал из пещеры, хватал всюду красивых девушек, жил с ними, а потом пожирал их. Однажды он притащил какую-то царскую дочь и уже начал было над ней глумиться, но бог прислал туда такого богатыря, который убил того лютого змея, а на царевне женился и имел от нее трех сыновей-соколов. <...> Легенди та перекази. К., 1985. С. 118, 242.
Date: 2015-07-10; view: 2547; Нарушение авторских прав |